Феофана Грека

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
«Сто миллионов за Феофана Грека». Кто спасет ...Искать в Источникеelitsy.ru
... в церкви Спаса на Ильине (улице Ильина) в Великом Новгороде — единственные бесспорно принадлежащие кисти Феофана Грека. Недавние публикации в интернете о возможной гибели росписей взволновали общественность. Что угрожает уникальным произведениям средневекового искусства и какие научные открытия с ними связаны — разбирался корреспондент РИА Новости. Как погибали фрески Когда-то все стены храма Спаса на Ильине были покрыты росписями Феофана Грека. Легендарный византийский и русский иконописец работал в Великом Новгороде в 70-е годы XIV века. До нас дошла лишь десятая часть его наследия. Фрески не раз были на грани уничтожения. Особенно сильно пострадали во время пожара 1696 года. От огня пигменты потеряли цвет — и росписи, которые, по мнению современных исследователей, были очень яркими, насыщенными, поблекли. Храм Спаса на Ильине в Новгороде © РИА Новости Александр Филиппов В годы Великой Отечественной храм уцелел чудом. Рядом взорвалась бомба, на стенах и фресках образовалось много трещин. Но самый большой вред шедеврам Феофана нанесли люди. «В XVII веке делали ремонт и штукатурку с бесценными фресками сбивали зубилом. Так поступали во всех храмах Новгорода — город был ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
От Византии к Руси : Портал Богослов.RuИскать в Источникеbogoslov.ru
... архитектурно-художественное становление к XVI веку, а затем, как и Владимиро- Суздальское княжество, передает свое наследие Москве. Чудо Георгия о змие. Новгород. 14 век Первый относится к XII-XIII векам, когда новгородцы, имеющие постоянные торговые связи с Западом, смогли выработать свой художественный стиль, который хотя и возник под некоторым влиянием господствовавших в то время в Европе романских форм, все же обрел неповторимую индивидуальность. Второй период — XIV—XV века, когда в Новгороде разворачивается активная деятельность византийских изографов. Стиль византийского мастера Феофана Грека совпал со вкусами и умонастроениями новгородцев. В свою очередь, восприняв все самое значимое в новгородской иконописи, свои лучшие фрески в церкви Спаса Преображения на Ильинке Феофан Грек написал в традиции, не имеющей ничего общего с византийским иконописанием. Именно в этот период и сложились все основные черты новгородской школы: экспрессия, сильное духовное напряжение, сочность и яркость колорита, где преобладают сочетания ярко-красной киновари с белыми и золотисто-охристыми красками. С потерей независимости Новгорода в 1478 году новгородская школа стала терять свои ... далее ...
От Византии к РусиИскать в ИсточникеИсточник
... становление к XVI веку, а затем, как и Владимиро- Суздальское княжество, передает свое наследие Москве. Чудо Георгия о змие. Новгород. 14 век Первый относится к XII-XIII векам, когда новгородцы, имеющие постоянные торговые связи с Западом, смогли выра­ботать свой художественный стиль, который хотя и возник под некоторым влиянием гос­подствовавших в то время в Европе романских форм, все же обрел неповторимую индивиду­альность. Второй период — XIV—XV века, когда в Нов­городе разворачивается актив­ная деятельность византийских изографов. Стиль византийского мастера Феофана Грека совпал со вкусами и умонастроениями новгородцев. В свою очередь, восприняв все самое значимое в новгородской иконописи, свои лучшие фрески в церкви Спаса Преображения на Ильинке Феофан Грек написал в традиции, не имеющей ничего общего с византийским иконописанием. Именно в этот период и сло­жились все основные черты новгородской школы: экспрессия, сильное духовное напряжение, сочность и яркость колорита, где преобладают сочетания ярко-красной киновари с белыми и золотисто-охристыми красками. С потерей независимости Новгорода в 1478 году новгородская школа стала терять свои ... далее ...
Исихазм и четыре эпохи русского возрожденияИскать в ИсточникеИсточник
... дилеммы не стояло. Этим, по-видимому, объясняется большая популярность у них творе­ний стоявшего вне полемики Григория Синаита по сравнению с труда­ми Григория Паламы. В XIV-XV веках исихастское влияние пропитывало все стороны русской духовной и культурной жизни. Им обусловлен расцвет рус­ского монашества: именно в это время возникает русская Фиваида. Исихастами были Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Исихазм оказал воздействие не только на содержание, но и на стиль, форму искусства той эпохи - литературы, иконописи, духовного пения. Об этом красно­речиво свидетельствуют иконы и фрески Феофана Грека и Андрея Рублева. Блестяще раскрыл значение исихазма для творчества гени­ального русского иконописца XV в. Дионисия Н. К. Голейзовский. Вот что он пишет: " В интерпретации Дионисия обожение сопровождается существенным изменением свойств материальной субстанции, ее пол­ным одухотворением. Если феофановские ангелы резко отличаются от людей, то Дионисий наделяет человека " души ангельским движением богоподвижным " . Одухотворение плоти изменило пропорции дионисиевских фигур. Стройные, почти прозрачные и словно излучающие свет, они едва касаются земли, парят, подобно ангелам. ... далее ...
Как Артемьев Москву спасал - Православный журнал ...Искать в Источникеfoma.ru
... после раздаются лишь отдельные голоса — например, граф Владимир Алексеевич Комаровский, которого расстреляли в тридцатые годы. От него осталась только одна икона Донской Божьей Матери, которая сейчас находится в Донском монастыре. Вот это потрясающее явление! Это абсолютно в русле русской иконописи — и вместе с тем абсолютно современная вещь. Но это одинокий голос. И сегодня такие одинокие голоса раздаются, только их некому понять, подхватить, школы не получается — мы не способны духовно их вместить, услышать. — Разве во времена Рублева все были способны понять голос Даниила Черного, Феофана Грека, самого Рублева? — Нет конечно. Дело в том, что культура всегда была тончайшим слоем, никогда культура не была доступна массам. Когда она доступна массам, она становится массовой культурой. И во времена Рублева икону как богословский, философский трактат тоже понимали немногие. Но бывают эпохи, когда все-таки культурный слой толще и его влияние и проникновение в массы сильнее, тогда общество как бы управляется, просвещается «сверху». Сегодня же царство массовой культуры. Почвы сегодня нет, питательной среды нет. Те же Нестеров, Васнецов — у них была преемственность. А ... далее ...
Пути решения проблемы понятности богослужения ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... - Как будто человек спал, проснулся, и пошёл по делам. Поэтому они обязательно скажут " Christus is Verrezen! " Про " копирование " в иконописи - тоже не соглашусь. Это не тот термин. Копирует " Софрино ") и то не всегда (. Копируют ремесленники. Но спросите, например, у Ирины Николаевны: копирует ли она? Хотя лучше не спрашивайте - думаю, она слегка оскорбится: -) Ответить Совершенно верно, в иконописи не существует слово копия, точнее не употребляется, есть слово СПИСОК, но этот верный термин используют, приверженцы школ получивших приемственность от Алипия Печерского, А. Рублева, Феофана Грека, Дионисия и Симона Ушаковых. Я лично знаком с такими иконописцами и многие из них утверждают (в устном предании) , что сам А. Рублев говорил, что иконы рождаются одна от другой. Да и в художественно - изобразительном понятии, есть более достойное определение, например «написать портрет». Порекомендую авторам слова «копировать» замечательную книгу С. Алексеева (написанную им по благословению Архиепископа Пермского и Саликамского Афанасия) « ОБРАЗ ВОПЛОТИВШИЙ СЛОВО» Невольно обращает на себя внимание вот такой аспект, Хотя; КО́ПИЯ ж. список, противень, дословная. Список с ... далее ...
Культовое, религиозное и светское в ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... видами искусства. Соблазнительной может быть и неканоничная икона. Отцы Собора поэтому выступали не против светской культуры, а против творческой разнузданности и за синергию художника с Богом. Если на выставке картины заменить иконами – получим (и уже получаем) извращенное отношение к иконе. . Тут и возразить вроде бы нечего. Однако не ведавший подобных проблем преподобный Епифаний Премудрый сообщает следующее о деятельности знаменитого изографа Феофана Грека: «В церкви святого Михаила на стене он написал город, в городе же красками представил все его части; в каменной казне у князя Владимира Андреевича тоже написал [город] Москву; да терем у великого князя расписан [им] невиданно и непонятно (страннолепно) (курсив мой. – В. К.) » [4]. Надо полагать, по отношению к Феофану Греку отец Зинон не будет столь категоричен, чтобы обвинять его в служении двум господам. Да, Феофан, вне всяких сомнений, написал город в иконном стиле. На фресках, на иконах изображали тогда монастыри и города как святые места, как иконотопосы. Но, во-первых, терем был все-таки «расписан невиданно и страннолепно», (т. е. Епифания не удивила фреска с изображением иконотопоса в церкви святого ... далее ...
Икона Божией Матери «Знамение» / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... младу, из нея же страшно знамение») См. : Смирнова Э. С. Московская икона XIV–XVII веков. Л., 1988. Табл. 104 (. [12] Любопытно, что от этого греческого термина произошло некогда очень популярное слово – «энтузиазм». [13] См. печати Киевских митрополитов Никифора I) 1104–1121 (и Михаила) 1131–1147 (, Новгородских епископов Нифонта) 1131–1156 (и Аркадия) 1156–1158 годы (, Смоленского епископа Мануила) 1137–1167 (, Галичского епископа Космы) 1157–1165 ( . [14] См., например: 1 ) фреска Богоматерь Влахернитисса, храм Панагии Форбиотиссы в Асину на Кипре (1105–1106) ; 2 (фреска кисти Феофана Грека Богоматерь Знамение над входом Троицкого придела, хоры храма Спаса на Ильине улице, Новгород) 1378 (; 3) фреска Оранта (с Богомладенцем в медальоне) из монастыря Молдовита, Буковина, Румыния (XVI в.) . [15] См. фреску Богоматерь Влахернитисса, храм Панагии в Трикомо на Кипре ( начало XII в. – 1130-е гг. ) и др. [16] Логвин Г. Н. София Киевская. Киев, 1971. С. 26. [17] Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 2006. С. 234. [18] Там же. [19] Языкова И. К. Богословие иконы. С. 189. [20] Там же. С. 92. [21] См. настенные росписи в храме Панагии ... далее ...
Отблески Света. Православное богословие красоты ...Искать в Источникеazbyka.ru
... ада, занимается свет, поскольку Христос не перестает спускаться в ад, и потому сегодня западный нигилизм, возможно, единственное вероятное место Его воскресения… Литургическое искусство Востока могло бы незаметно намагнитить эту эволюцию. Некоторые из стремящихся к чистоте и строгости ортодоксов хотели бы сделать из искусства иконы «священное» искусство, что дисквалифицировало бы все остальное искусство. Но в современных поисках можно усмотреть огромное благословение и явные ростки богочеловечества, что наметилось в XIII и XIV столетиях в искусстве «палеологовского Ренессанса», например Феофана Грека, и к тому сегодня приходят Сорэн Думитреску в Бухаресте и Илия Зайят в Дамаске… В западном мире, который сегодня распространяет свою культуру на всю планету за исключением скромной сферы чисто литургического искусства, творчество может быть лишь полностью свободным бурной, трагической свободой, чаще всего даже богохульной. Но и «богохульство», как ни парадоксально, остается связью с Богом, чем не могло бы быть равнодушие, этот тягостный сон души. «Богохульство» должно быть прочувствовано христианами как сурово поставленный им вопрос, как вызов. «Последнее искушение Христа» – ... далее ...
Православие. Том 1, Глава 6 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Бог... » Изложенное учение о Божественном свете, наряду с учением о сущности и энергиях Божиих, является одним из краеугольных камней православного богословия. Истоки этого учения содержатся уже в Новом Завете; в той или иной степени это учение разделяет и западная богословская традиция. Однако именно на православном Востоке учение о Божественном свете было столь детально разработано и всесторонне осмыслено. Это учение отразилось не только в богословии Православной Церкви, но и в ее богослужении, а также в иконописном искусстве. Пронизанная лучами света икона Преображения Господня кисти Феофана Грека, так же как и множество других византийских и русских икон XII-XVI веков, свидетельствует о том, насколько глубоко учение о Божественном свете укоренилось в православном Предании. Исхождение Святого Духа В силу исторических обстоятельств важное место в православном учении о Боге заняла тема исхождения Святого Духа от Отца. «Нет ни одного средневекового византийского богослова, который так или иначе не принял бы участия в бесконечном споре об исхождении Святого Духа», – отмечает протоиерей Иоанн Мейендорф. Этот спор возник из-за сделанной на латинском Западе прибавки к ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Феофана Грека
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера