Коренные малороссы: святители Феодосий Черниговский, Димитрий Ростовский , Иннокентий Иркутский, Иоанн Тобольский , Иоасаф Белгородский , Софроний Иркутский – причислены к лику святых Русской Церкви. Начиная со Стефана Яворского , Феодосия Яновского, Феофана Прокоповича , Феофилакта Лопатинского, Филофея Лещинского, малороссы имели большое значение в составе тогдашней православной иерархии. Архиепископ Феофан Прокопович составил идеологическое обоснование Самодержавия Российской Империи. Сын черниговской казачки Разумихи был супругом Императрицы Елизаветы Петровны. Светлейшим князем и канцлером Российской Империи стал Александр Андреевич Безбородко, выдвинувшийся в царствование Екатерины Великой; брат его, граф Илья Андреевич, был основателем Историко-филологического института в Нежине, где учился Гоголь. Близкий Гоголю граф П. В. Завадовский служил трем Монархам и при Императоре Александре I был министром народного просвещения. Князь Кочубей был председателем Государственного Совета, и древний род Кочубеев, как и Скоропадских, дал много выдающихся деятелей на разных поприщах государственной иерархии. Немало верных сынов Российской Державы вышло из именитых фамилий Дараганов, Ханенко, Квитко, Судиенко, Лизогубов и др. Сотни тысяч малороссов мужественно сражались в рядах Императорских армии и флота, защищая Родину, расширяя, в порядке здорового исторического развития, пределы Империи. Известно, как ценились в войсках малороссы – вахмистры, фельдфебели, боцманы, унтер-офицеры и пр. Во время польских восстаний и революционного движения девятисотых годов, если исключить повсеместные тогда в России аграрные беспорядки, малороссийские губернии и были оплотом русской государственности. Ярким национальным органом в России была газета «Киевлянин», издававшаяся в Киеве сначала Д. И. Пихно, бедным крестьянином Волынской губернии, потом профессором Киевского университета Святого Владимира и, последние годы жизни, членом Государственного Совета, а затем профессором Виталием Шульгиным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Предоставив бремя правления кн. Меншикову, Императрица проводила время в постоянных удовольствиях, в пирах, в празднествах, в кругу своих приближенных. Подобный образ жизни не замедлил повлиять самым пагубным образом на здоровье Екатерины: «она часто стала жаловаться на болезненные припадки, изменилась в наружности, и тогда как в год кончены Петра Великого она была еще, несмотря на свои 38 лет, статною, здоровою женщиною, с приятными чертами лица, два года спустя никто не узнал бы в этой отяжелевшей, пожилой женщине с багрово-красным лицом прежней очаровательной Марты». В апреле 1727 г. припадка усилились, а 5 мая 1727 г. она скончалась. Во время болезни при ней неотлучно находился Меньшиков, написавший в эти дни, вместе с Остерманом и Головкиным, завещание Императрицы, подписанное за неё цесаревною Елизаветой Петровной, которая постоянно подписывала за мать все бумаги. Согласно этому завещанию, преемником Императрицы назначен был царевич Пётр Алексеевич, а регентом до его совершеннолетия – кн. Александр Данилович Меньшиков. Перемены в составе правительства повлекли за собою перемну и в Св. Синоде. Перемены в составе Св. Синода по смерти Петра I По смерти Петра (26 янв. 1725 г.), в личном составе Синода и его административном значении произошла перемена. Первее всего из Синодального присутствия один за другим исключены были архимандриты, игумены и представители из белого духовенства. Синодальное присутствие составляли четыре, а иногда даже три архиерея. После смерти Яворского (1722) президентское место в Синоде оставалось незанятым. Первенствующее значение принадлежало вице-президентам Феодосию Яновскому и Феофану Прокоповичу . Но Феодосий своею заносчивостью и несдержанностью в замечаниях по поводу различных распоряжений правительства подвел себя под опалу. Он резко выражал свое недовольство на вмешательство светской власти в церковные дела и устранение духовенства от участия в государственных делах и совещаниях. В общем собрании Синода он позволял делать обидные замечания на счет памяти покойного государя, государыни и сильного временщика князя Меншикова. Такое поведение создало ему много врагов, в числе коих был и Феофан, имевший личные поводы быть недовольным Феодосием. Феодосий по зависти к постоянно усиливавшемуся значению Феофана попытался удалить его из Синода, но Феофан, сам воспользовался бестактностью Феодосия: сделал на него донос, как на человека политически неблагонадежного.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

" В этот праздничный день хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто трудится на благо епархии. Наша особая благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, почетному жителю северной столицы, за его внимательное отношение к церковной жизни города. Заслуживает глубокой признательности его неоценимая помощь в реставрации комплекса Александро-Невской лавры и исторического здания духовной академии. Моя благодарность всем вам, дорогие владыки, всему духовенству митрополии за труды, которые вы неустанно и усердно несете во всякое время, не жалея сил и времени ради того, чтобы быть пастырями добрыми для людей. Вы понимаете, что исполнение пастырского долга не должно зависеть от благоприятного или неблагоприятного времени. Священнослужители митрополии всегда отличались сердечностью и внимательным отношением к своим обязанностям. Многие строили и строят храмы и монастыри, не имея серьезных доходов для этого и опыта, но Господь всегда помогает во благовремение, видя усердие и горячие молитвы, дает все потребное. Многое зависит от духовенства, от желания и стремления каждого из нас повлиять на негативные процессы в обществе, от активности и творческого подхода, способности меняться в лучшую сторону и всегда служить людям " , - отметил митрополит Варсонофий. Владыка поблагодарил городские и областные власти за помощь и сотрудничество. От губернатора Александра Беглова епархии был передан подарок - картина с изображением не сохранившегося до наших дней Троицкого храма , основанного в петровские времена. Наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий в своем докладе " Исторические предпосылки учреждения Санкт-Петербургской епархии в контексте истории Александро-Невской лавры " отметил, что обитель была основана на 42 года раньше, чем епархия. Он поделился соображением, что синодальный период, по сути, начался в 1700 году, со смертью Патриарха Адриана, хотя сам Синод был основан 21 год спустя. Мысль об основании монастыря принадлежит Петру I, и планы по организации обители возникли практически одновременно с основанием города. В 1710 году на территории будущего монастыря была поставлена часовня, в 1712-м началось строительство храма, через год освящена первая церковь - Благовещенская. Рассказал владыка Назарий и о драматических перипетиях в судьбе первого игумена Александро-Невской лавры - архимандрита (впоследствии архиепископа) Феодосия (Яновского; 1673-1726), закончившего жизнь в опале со снятием сана.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

В 1922 г. монастырь лишился своей святыни. Мощи святого князя были изъяты и долгое время находились в музее атеизма. Драгоценная рака оказалась в Эрмитаже. Только летом 1989 г. мощи св. Александра Невского были возвращены церкви, и вновь, как много лет назад, крестный ход прошёл по Невскому проспекту в Троицкий собор Александро-Невской лавры. С первых дней своего существования Александро-Невский монастырь должен был занять довольно высокое положение. Согласно Петровскому указу «две по Всероссийской Империи лавры, яко то Киево-Печерская и Троицкая Сергиевская, а также и Александро-Невский монастырь о своём первенстве имеют права. А что касается до безчестия оных двух лавр, так же и Александро-Невского монастыря властем, то оных должен положить в равном один против другого градусе». Настоятелем монастыря Пётр назначил Феодосия (Яновского), с 1708 г. выполняющего обязанности временного судьи и администратора духовных дел столицы и новозавоёванной области. С 1712 г. должность администратора становится постоянной, и при нём в Александро-Невском монастыре учреждается специальная канцелярия. Здесь же помещается и обер-инквизитор. В 1720 г. Феодосий был рукоположён в сан епископа Новгородского с оставлением его архимандритом Александро-Невского монастыря. С этого времени эти две должности были объединены, и Невский монастырь стал постоянной резиденцией Новгородского митрополита. Со времени учреждения епархии в 1724 г. должность архимандрита столичного монастыря должен занимать Петербургский епископ, впоследствии с 1783 г. — митрополит Петербургский и Новгородский. В 1797 г. именным указом Павла I монастырь был переименован в лавру. Александро-Невский монастырь был основан Петром как образцовый. Здесь он хотел претворить в жизнь свою идею «утилитарного» использования монашества для служения миру. Он замыслил монастырь как благотворительное, исправительное, лечебное и учебное заведение. Здесь предполагалось устроить приют для увечных и отставных воинов, для инвалидов Северной войны, безумствующих, и устроить при монастыре госпиталь, в котором должны были нести послушание все иноки. Здесь же Пётр предполагал учредить " лечебно-исправительное заведение для лиц принудительного лечения и пьяниц. Осуществление всех этих проектов противоречило самому смыслу монастыря как источника духовного света и образца праведной жизни, где главное дело монашества — молитва. По счастью, задачи так и не были осуществлены.

http://elitsy.ru/holy/1998/

Специальная инструкция возложила на него регулярные доклады верховной власти о делах Синода. Но, увы, инстанцию верховной власти в этот момент заменял уже В. Т. С. И по-прежнему, довольно абсурдно Баскаков принужден был через Синод плакаться о неуплате ему жалованья. Синод по-прежнему пренебрегал протестами об. прокурора и даже направлял к нему свои «указы», напр., о возврате вещей, отобранных у арестованного Феодосия Яновского. Это почти анекдотично, что чиновники Синода отказывались вести деловой об. прокурорский журнал. Баскаков просил Синод дать экзекутору соответствующую инструкцию. Синод обсудил дело, составил справу и отослал ее об. прокурору «при указе», что экзекутор не нуждается в новой инструкции и что об. прокурорский журнал вообще «излишен». Нельзя было не оскорбиться таким положением и в 1726 г. Баскаков перепросился во второй Апартамент Синода чиновником по экономическим делам, а в Синод был назначен уже просто прокурор (ибо произошла общая перестройка Структуры власти) Раевский, служивший в Московском монастырском приказе. Характерна реакция Синода на эту перемену. Синод не обрадовался избавлению от контролера с высоким титулом, а обиделся. Конечно, за понижение в сравнении с Сенатом, где об. прокурор оставлен. Синод, выслушав указ, положил его в папку «нерешенных» дел, в надежде выхлопотать изменение закона. Баскаков, поэтому, уже сидя во втором Апартаменте, еще долго числился и об. прокурором Синода. Сидя в экономическом Апартаменте, он допекал Синод за различные, по его мнению, «излишние» сборы. Синод не сдавался, и Феофан (Прокопович) в царст. Анны добился смещения Баскакова, припутав его к делу митр-тов Георгия (Дашкова) и Игнатия (Смолы) с обидной мотивировкой в указе (2.??I.1730 г.): «Алексея Баскакова за оплошку против должности об. прокурорской вычесть у него из жалованья за четверть года и от об. прокуроров отставить». Так об. прокуроры летели как пух от одного дуновения Феофана.    Нового назначения на место Баскакова не было. Аннинский Сенат 1730 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

По замыслу Петра закладка монастыря на легендарном месте Невской битвы позволяла приобрести Петербургу небесного покровителя в лице св. Александра Невского, который будет таким же значимым для города, как св. Георгий Победоносец для Москвы. С самого начала своего существования Александро-Невская обитель должна была занять положение первого из трех наиболее привилегированных монастырей России (наряду с Троице-Сергиевой и Киево-Печерской обителями). Согласно петровскому указу «две по всероссийской империи лавры, яко то Киево-Печерская и Троицкая Сергиевская, а также и Александро-Невский монастырь о своем первенстве имеют права. А что касается до бесчестия оных двух лавр, так же и Александро-Невского монастыря властем, то оных должен положить в равном один против другого градусе». [v] 20 февраля 1712 г. Петр I назначил настоятелем Александро-Невской обители, пока еще существовавшей лишь в проекте, настоятеля Хутынского монастыря Новгородской епархии архимандрита Феодосия (в миру Федора Михайловича Яновского), «дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь». Отец Феодосий к тому моменту уже несколько лет служил в новой столице, с марта 1708 г. исполняя обязанности «духовного судьи» (администратора духовных дел столицы и ее округи). Царь ценил его талант администратора и доверил архимандриту судьбу своего детища. С 1712 г. должность администратора духовных дел в Санкт-Петербурге стала постоянной. При Александро-Невском монастыре в дальнейшем в помощь администратору была учреждена канцелярия, в которую входили два чиновника из светских, судьи и копиист. Но по существу все вопросы решались «по указу Его Царского Величества и по приказу Троицкого Александрова монастыря Невского архимандрита Феодосия». [vi] На строительство Александро-Невской обители были выделены значительные средства: уже в 1712 г. к ней приписали богатый Валдайский Иверский Святоезерский монастырь. Доходы со всех его вотчин теперь отправлялись в Петербург. Кроме того, к Александро-Невскому монастырю изначально были приписаны земельные владения, составлявшие пять тысяч квадратных саженей на обоих берегах Невы, и имения в Олонецком крае.

http://bogoslov.ru/article/989778

В другом месте сожгли себя в часовне душе 80, имея на головах бумажные венцы с осмиконечными крестами. В третьем месте «противников св. Церкви не хотящих быть у присяги, собравшихся во едину избу, мужей, и жен, и девиц и младевцев сожглось 108 человек, да и прочие к тому готовы». Преосвященный пробывал, как желал и синод, посылать священников для увещания, но крестьяне не только не слушались увещателей, но, «полчищем собравшись, смертно убивали и всячески бесчестили и говорили: мы указов архиерейских не слушаем». «А взять таковых без солдат не можно»,прибавлял преосвященный: «а солдат без указа послушного не дают». Холмогорский провинциал-инквизитор, иеродиакон Александр (Тиховов), в последствии за безобразное поведение отрешенный от должности , доносил, что преосвященный бездействует в отношении раскольников: он, инквизитор, доносил преосвященному на «многих священников», что они укрывают раскольников, но «он, преосвященный, им указал не чинить, только на него гневается». Преосвященный Варнава объяснялся, что это ложь, что он посылает увещателей к раскольникам, когда то возможно, но все его усилия оказываются бессильными. Не помогали и указы синода о предоставлении в распоряжение преосвященного по раскольническим делам солдат. В те времена, по указу Петра, пользовались неприкосновенностью охотники, изъявившие желание «ловить в дом его императорского величества зверей живых, соболей, песцов и прочих». И вот все раскольники записались в охотники. В одном только и утешение, заключал преосвященный, что Сам Бог помогает нам в нашей немощи: записавшиеся в охотники раскольники «иные режутся и топятся». 21 В 1720 году прибыли в Петербург бывший домовых дел архиепископа Варнавы судья, игумен Козьеручьевского монастыря Мардарий и казначей, иеромонах Виталий и заявили обвинение против двух братьев преосвященного, Григория и Андрея Волостковских, во многих их неправдах, в утрате и в похищении интересов царского величества, в разорении архиерейского дома и в излишних сборах. Свой донос они подали архимандриту александроневскому Феодосию (Яновскому), в канцелярии АлександроНевского монастыря, как высшем духовном правительственном месте в то время в Петербург.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Около 1792 г. приход Яновской числился за Винницким настоятелем Иоанном Романовичем, когда последовала на его имя храмозданная грамота от униат. Киев. митрополита Феодосия Ростоцкого. По этой грамоте был заложен каменный храм в честь перенесения мощей св. Николая, оконченный постройкою после присоединения прихожан к православию и освященный в 1829 г. при священнике Стефане Рогале-Левицком, бывшем на приходе до 1848 г. Раскраска этого храма закончилась лишь в 1878 г. В таком виде он существует и теперь; помещается на северной стороне Янова, между двумя сходящимися дорогами из м. Пикова и от вокзала, об одном куполе, имеет вид креста. Иконостас в нем четырех-ярусный, резной работы. Старая деревянная церковь истреблена была пожаром в 1809 г., и из материала, уцелевшего от нее, устроена часовня на старом кладбище. Надобно заметить, что и раньше здесь была часовня, в виде костела, о которой упоминает генеральная визита 1785 г., куда прихожане, во время постройки новой церкви, собирались для слушания церковных служб и выполнения церковных треб. Потом эта часовня перестроена в усыпальницу и существует в таком виде до сих пор. Такая же точно усыпальница находится и на другом, так называемом новом кладбище; она выстроена из дерева упраздненной колокольни. Церк. земли в приходе: усад. в 2-х уч. 3 д., пах. в 3-х уч. 36,04 д., сенок. в 4-хъ уч. 24,75 д., под цер. погостом 1,64 д. и под кладбищем 2 д. Церковная школа в м. Янове появилась в 1867 году, но затем с 1871 года преобразована в министерское одноклассное народное училище; в 1897 году открыта школа грамоты для девочек. Причт. постройки возведены в 1878-1880 гг. помещиком гр. Холоневским. — Рим.-катол. костел каменный, во имя Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии, постр. в 178О г. Соломиею Холоневскою; прихожан имеет ок. 1493 д. обоего пола в м. и окрестных селах. Источник: " Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета " 1901 года Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=59310

Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… … © Яндекс   Условия использования Открыть в Яндекс.Картах Создать свою карту Найти Слои Схема Спутник Гибрид Панорамы Найти Санкт-Петербургская духовная академия (полное юридическое наименование: Санкт-Петербургская духовная академия Русской православной церкви ) — высшее учебное заведение Русской православной церкви, основанное в Санкт-Петербурге в 1721 году. В настоящее время представляет собой комплекс духовно-учебных заведений, объединяемых условным наименованием Санкт-Петербургские духовные школы. Содержание История [ править править код ] История Санкт-Петербургской православной духовной академии начинается со времен Петра Великого. Новая столица Российского государства – град святого апостола Петра – созидалась вокруг двух центров: Петропавловской крепости – оплота государственности и Александро–Невского монастыря – твердыни духовной. Именно здесь, в стенах первой Петербургской обители, по распоряжению архиепископа Новгородского Феодосия (Яновского) в 1721 году была открыта Славянская школа. В 1726 году при императрице Екатерине I Славянская школа была переименована в Славяно-греко-латинскую семинарию. Если Славянская школа давала лишь элементарную грамотность, то семинария уже имела целью давать будущим служителям Церкви серьезное, по тем временам, общее и богословское образование. По распоряжению начальства или по собственному желанию многие выпускники Славяно-греко-латинской семинарии поступали далее в другие высшие и средние учебные заведения, в частности, в учрежденные в 1724 году указом Петра I Гимназию и Университет при Академии наук. Выпускники Духовных школ стали основой университетского студенчества нашей страны. В 1761 году Святейший Синод дал разрешение выпускникам семинарии на обучение медицине заграницей с выплатой им двойного жалования. В 1786 году в царствование императрицы Екатерины II было решено учредить народные училища во всех губерниях Российской империи. Они делились на главные и малые. Главные создавались в каждом губернском центре, малые – по необходимости и возможности в небольших городах. В соответствии с этим митрополит Гавриил (Петров) ходатайствует о преобразовании Александро-Невской семинарии в Главную семинарию. Согласно Указу Святейшего Синода, в 1788 году в столичную Главную семинарию стали посылать учиться лучших воспитанников почти из всех епархиальных семинарий. Новгородская семинария была переведена в Александро-Невский монастырь.

http://azbyka.ru/palomnik/Санкт-Петербур...

Смещение епископа или лишение его сана являлись прерогативой вышестоящих церковных инстанций и не могли производиться государственной властью, так как сообщение или отнятие благодатных даров (харизмы) было совершенно вне ее компетенции. Вместе с тем в синодальный период государство неоднократно принуждало Святейший Синод смещать епископов или лишать их сана. Так, Петр I повелел извергнуть из сана и казнить Ростовского архиепископа Досифея, Игнатия, епископа Тамбовского, приказал лишить сана, Игнатия, митрополита Крутицкого,— сослать в Сибирь. Уже после Петра I по требованию государственной власти Святейший Синод лишил сана Феодосия Яновского, сосланного затем в монастырь с именем монаха Федоса. По повелению императрицы Анны Иоанновны были лишены сана Лев Юрлов, Казанский митрополит Сильвестр Холмский, Киевский архиепископ Варлаам Ванатович, архиепископ Евфимий Коллети и архиепископ Феофилакт Лопатинский; впрочем, при императрице Елизавете оставшиеся в живых были восстановлены в сане. Екатерина II приказала лишить сана митрополита Арсения Мацеевича. При Александре I был лишен сана и сослан в монастырь Могилевский архиепископ Варлаам Шишацкий за то, что в 1812 г. после захвата Могилева французами он приветствовал Наполеона и присягнул ему на В последующее время, особенно при Николае I и в обер-прокурорство Победоносцева, многие епархиальные архиереи смещались и отправлялись на покой по монастырям за проступки административного характера. Последним случаем такого рода было, кажется, смещение Саратовского епископа Гермогена Долганова при обер-прокуроре Саблере в 1912 Еще одним нововведением Петра I стала отмена белого клобука для митрополитов, при этом все епископы получили право ношения саккоса, что ранее было привилегией митрополитов. Впавший в немилость Нижегородский митрополит Сильвестр Холмский был в 1719 г. перемещен сначала в Смоленск — в сане митрополита, но без белого клобука, затем — простым епископом в Тверь (1720–1723) и наконец — в Рязань (1723–1725). Даже Московская кафедра с 1742 по 1775 г. замещалась архиепископами. Лишь Платон Левшин стал митрополитом (1775–1812), но его преемник Августин Виноградский (1818–1819) снова был в сане архиепископа, да и сам Филарет Дроздов в 1821–1826 гг., уже возглавляя Московскую епархию, имел сан архиепископа. В Петербурге после 1770 г. в череде митрополитов оказался и один архиепископ — Амвросий Подобедов

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010