Как можно видеть, пограничная линия Новгородской митрополии в начале XVIII века касалась всех Великорусских епархий северной и северо-западной половины русской церковной территории, за исключением только двух епархий – Великоустюжской и Суздальской. Что же представляли собой в территориальном отношении за это время епархии соседние с Новгородской, начиная с выделившейся из нее в 1589 г. Псковской епархии? XI Территория и состав Псковской епархии после присоединения к России соседних областей Эстляндии и Лифляндии не могли остаться без изменений. Эти изменения коснулись западных и северных пределов ее. К северу Псковская епархия дошла до естественных границ – южных берегов Финского залива, включив в свою территорию Сыренец (Нейшлот), Иван-Город с их окрестностями и местами по бассейну р. Плюсы, правого притока р. Наровы, вплоть до Копорья. По крайней мере составители историко-статистических сведений о С.-Петербургской епархии относят этот район к Псковской епархии 146 , он, как мы видели, не поступал в ведение Феодосия Яновского. Что касается Эстляндии и Лифляндии, долженствовавших войти в состав Псковской епархии и расширить её западные пределы до берегов Балтийского моря с Рижским заливом, то обе названные области давно перестали быть православными, превратившись в лютеранские. Ливонцы-лютеране еще в начале XVI в. с необыкновенным фанатизмом начали разрушать православные храмы в Дерпте, Ревеле и Риге. Восстановлены были только в Ревеле – Николаевская церковь и Преображенский собор, но оставались в убогом виде. Первую возобновили цари Иоанн и Петр Алексеевичи с Софьей в 1606 г.; в том же году 1-го мая она была освящена по благословению патр. Иоакима псковским митрополитом Маркеллом. Ревельский Преображенский собор – церковь бывшего Михайловского цистерцианского монастыря, обращенная в лютеранскую, по православному обряду освящена в 1716 году. 147 В год освящения Ревельского собора Феофану Прокоповичу , ректору Киевской академии, вызванному в Петербург, было поручено ведать духовные дела в Пскове, Нарве, Дерпте и Ревеле еще при жизни Псковского епископа Иосифа Римского-Корсакова, впрочем, скоро (в январе 1717 г.) ушедшего на покой. Таким распоряжением положено начало отделения Нарвы от Петербургской области, находившейся в ведении Феодосия Яновского, уехавшего в 1716 г. вместе с Петром в Копенгаген. 148 Присоединение Нарвы к Псковской епархии, которой временно управлял Феофан Прокопович еще до возведения в епископа, являлось необходимостью по одному тому, что нарвские окрестности с Ивангородом давно принадлежали к Псковской епархии. 1-го июня 1718 года в день Троицы Феофан был наречен, а 2-го июня посвящен в епископа с титулом Псковского, Нарвского и Изборского. 149

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

При неопределенном отношении новозавоеванных областей к новгородским владыкам коренная епархия новгородских владык оставалась с прежней территорией и при прежнем составе городов. По «ведению городов Новгородской епархии» от 18 октября 1715 года она обнимала кафедральный Великий Новгород с уездом, т. е. с примыкавшими к нему пятинами: Вотской, Шелонской, Деревской, Вежецкой и Обонежской, пригороды: Ладогу, Порхов, Сомро и Тихвин, города – титульный Великие Луки, Старую Русу, Торжок, Городец, Устюжну Железнопольскую, Олонец и Каргополь с уездами и Пусторжевский уезд. Таков был постоянный состав Новгородской епархии в конце XVII в. и в первой половине XVIII в. 140 Приведенным составом городов с их уездами намечались границы Новгородской епархии в начале XVIII в. без вновь завоеванных областей. Сообразуясь с границами русских епархий второй половины XVII в., мы видим, что восточная граница Новгородской епархии начала XVII в. 141 соприкасалась с четырьмя тогдашними епархиями – Тверской (г. Старица с уездом), Ростовской (г. Молота с уездом), Вологодской (Белозерская область и Чаронда) и Холмогорской, отделявшейся от Новгородской епархии р. Онегой. Как видно, северная граница Новгородской епархии 142 соприкасалась с областями, находившимися в ведении Феодосия Яновского (Шлиссельбургский уезд) и входившими в титул викария новгородского Аарона (Ладога). Западные пределы коренной Новгородской епархии, спускаясь к югу, шли погранично с Петербургской областью Феодосия (Яновского), затем, севернее Гдова, они шли по линиям Псковского и Порховского уездов. 143 Круто повернув к востоку, западная граница переходила в южную, 144 сливавшуюся сначала с предельной линией Патриаршей области, затем Тверской епархии. Следовательно, с западной и южной сторон Новгородская епархия соприкасалась с тремя епархиями: Псковской, бывшей Патриаршей областью (г. Торопец) и Тверской епархией. Возможно, что на границах Великолуцкого уезда, в верховьях р. Ловати, она сходилась и с Смоленской епархией. По числу церквей (до 1300) и монастырей (более 100) Новгородская епархия в самом начале XVIII в. уступала только Патриаршей области. В 1734 году, когда всюду было прикрыто много монастырей, в ней оставалось 123 монастыря; к началу 40-х годов XVIII века число их сократилось до 80. 145 Впрочем и эту последнюю цифру нужно назвать очень внушительной, хотя и не чрезмерной, сравнительно с обширностью территории.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Преемника ему царь не назначил. По указу царя Феофан Прокопович стал вторым, а Новгородский архиепископ Феодосий Яновский — первым вице-президентом Святейшего Синода. Петр узнал и сумел оценить Феодосия Яновского еще до своей встречи с Феофаном. Феодосий родился в 1674 или 1675 г. в шляхтской семье на Смоленщине. В конце столетия он принял постриг в московском Симоновом монастыре и после некоторых заминок в самом начале его монашеской карьеры заслужил расположение и покровительство со стороны архимандрита Троице-Сергиевской лавры Иова. Когда в 1699 г. Иов был поставлен митрополитом в Новгород, он взял с собою и своего подопечного, здесь в 1701 г. он произвел Феодосия в игумены, а в 1704 г. назначил его архимандритом Хутынского монастыря. Яновский не проявил себя как писатель, не был он заметен и как проповедник, зато выказал недюжинные способности как администратор. Петр I, который искал таланты и поддерживал их везде, где только ни находил, оценил Яновского и повелел назначить его духовным судьей Петербурга, Ямбурга, Нарвы, Копорья и Шлиссельбурга. Облеченный правами епархиального архиерея, Яновский проявил большую активность в строительстве храмов и надзоре за духовенством. Он принимал также живейшее участие в создании Александро-Невского монастыря, а в 1712 г. стал его архимандритом, получив особые привилегии. В нем появились надменность и заносчивость — даже по отношению к своему покровителю митрополиту Иову. Яновский не без успеха включился в церковно-политические интриги. 31 января 1716 г. он стал преемником скончавшегося в 1716 г. митрополита К членам Святейшего Синода принадлежали также четыре советника, число их в 1722 г. возросло до пяти после введения в состав Синода архимандрита Феофилакта Лопатинского, ректора Московской Академии и сторонника Стефана Яворского. В 1723 г. Лопатинский, сохранив свое место в Синоде, стал епископом В Синод наряду с советниками входили также асессоры, назначавшиеся из среды белого К привилегиям архиереев — членов Синода относилось право ношения митры с крестом, архимандриты имели право носить наперсный

http://sedmitza.ru/lib/text/439968/

Преемника ему царь не назначил. По указу царя Феофан Прокопович стал вторым, а Новгородский архиепископ Феодосий Яновский — первым вице–президентом Святейшего Синода. Петр узнал и сумел оценить Феодосия Яновского еще до своей встречи с Феофаном. Феодосий родился в 1674 или 1675 г. в шляхтской семье на Смоленщине. В конце столетия он принял постриг в московском Симоновом монастыре и после некоторых заминок в самом начале его монашеской карьеры заслужил расположение и покровительство со стороны архимандрита Троице–Сергиевской лавры Иова. Когда в 1699 г. Иов был поставлен митрополитом в Новгород, он взял с собою и своего подопечного, здесь в 1701 г. он произвел Феодосия в игумены, а в 1704 г. назначил его архимандритом Хутынского монастыря. Яновский не проявил себя как писатель, не был он заметен и как проповедник, зато выказал недюжинные способности как администратор. Петр I, который искал таланты и поддерживал их везде, где только ни находил, оценил Яновского и повелел назначить его духовным судьей Петербурга, Ямбурга, Нарвы, Копорья и Шлиссельбурга. Облеченный правами епархиального архиерея, Яновский проявил большую активность в строительстве храмов и надзоре за духовенством. Он принимал также живейшее участие в создании Александро–Невского монастыря, а в 1712 г. стал его архимандритом, получив особые привилегии. В нем появились надменность и заносчивость — даже по отношению к своему покровителю митрополиту Иову. Яновский не без успеха включился в церковно–политические интриги. 31 января 1716 г. он стал преемником скончавшегося в 1716 г. митрополита Иова  . К членам Святейшего Синода принадлежали также четыре советника, число их в 1722 г. возросло до пяти после введения в состав Синода архимандрита Феофилакта Лопатинского, ректора Московской Академии и сторонника Стефана Яворского. В 1723 г. Лопатинский, сохранив свое место в Синоде, стал епископом Тверским  . В Синод наряду с советниками входили также асессоры, назначавшиеся из среды белого духовенства  . К привилегиям архиереев — членов Синода относилось право ношения митры с крестом, архимандриты имели право носить наперсный крест  .[

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В фундаментальной статье рассматривается деятельность императора Феодосия Великого, последнего правителя, сохранившего на короткий промежуток времени контроль над полнотой Римской империей. Его внук Феодосий II за свое долгое правление достиг значительно меньших успехов. Из иных правителей государств, статьи о которых вошли в том, отметим создателя и императора Никейского государства Феодора Ласкаря, его внука Феодора II Дуку Ласкаря, бывшего первым византийским писателем, подготовившим многотомное издание своих трудов. В томе рассказывается о деятельности современных деятелей Русской Православной Церкви с именем Феодор, а также про первого новгородского архиерея Феодора (11 век); первого епископа города Владимир-на-Клязьме Феодора, сподвижника князя Андрея Боголюбского; волоколамского архиепископа Феодора (Поздеевского), ректора МДА, расстрелянного в 1937 г. Любителям русской истории будет интересно ознакомиться со статьями о тверском княжиче Феодоре Алексеевиче, умученном вместе со своим отцом Александром Михайловичем в Орде в 1339 г.; русском царе Феодоре Алексеевиче (правление 1676-82), старшем братом Петра Великого, активно способствовавшим развитию образования в стране; царе Феодоре Борисовиче Годунове (вторым и последним представителем этой династии в русской истории), удавленном вместе со своей матерью Марией Григорьевной; благоверном царе Феодоре Иоанновиче (правление 1584-98 гг.), последнем представителе династии Рюриковичей. В последней статье рассказывается в частности об истории его почитания, как местночтимого московского святого. Петровская эпоха предстанет перед читателем в статьях об архиепископе Новгородском и Великолуцком Феодосии (Феодоре Яновском) и особенно первенствующем члене Святейшего Синода Феофане (Прокоповиче). Читатель сможет прочитать статьи о митрополите всея Руси Феодосии (1461-64 гг.); архиепископе Черниговском и Новгород-Северском Феодосии (Полоницком-Углицком); святителе Феодосии (Харитонове), архиепископе Астраханском; преподобном Феодосии, игумене Успенского Киево-Печерского монастыря; преподобном Феодосии, основателе череповецкого Воскресенского монастыря; преподобном Феодосии (Федоре Лебедеве), игумене Антониева Сийского Троицкого монастыря; русском вольнодумце и еретике Феодосии Косом.

http://sedmitza.ru/text/10358846.html

34 ОАСС. VI, 278–279. В этом указ изъявление царской воли приурочивается к 21-му февраля, а не к 20-му февраля, как отмечено в исторической записке архимандрита Феодосия. В письме Меншикова царская воля объявлена без указания дня, когда она выражена. 41 ОАСС. V, CCCXLVII. – «Журнал Петра В.» I, 357. – ГА. X, Кабинет I лл. 254–255. – «Приложения», 20. 43 Хотя в одном из документов – ведение Канцелярии Невского Монастыря о выдаче служащим при Монастырь жалованья – ОААНЛ. I, 4 – и имеется выражение; «с 1712-го года, с зачатия Александрова Монастыря Невского», тем не менее начало Лавры не может быть относимо к 1712-му году, когда первая ее церковь была заложена, потому что в духовном, как и фиэическом мире, все считает свое начало не со времени зачатия, а со времени появления в свет в законченном виде: начало архиерейства считается с хиротонии, а не с наречения, начало священства – с рукоположения, а не с назначения указом Консистории или резолюцией архиерея; и дни жизни человека считаются с рождения, а не с зачатия. Затем, и день заложения церкви в 1712-м году неизвестен. Далее, если признавать возможным считать основание Лавры по времени заложения церкви, то почему же не считать таким началом время водружения креста, на месте которого построена церковь , то есть июль 1710-го года? Эта же дата, в свою очередь, может быть оспариваема датою 1704-го года, когда впервые выражена была мысль об основании обители. И так далее. Словом, все другие даты, кроме даты 25-го марта 1713-го года, не могут быть признаны бесспорными. Еще до заложения церкви, в 1712-м году, «началось партикулярное малое строение» на левом берегу Черной речки – ОАСС. V, CCCXLVII», – но это, нет сомнения, были не монастырские, а служебно-рабочие помещения. 49 ААНЛ. 1723 г. 20. лл. 1 и 2. В 1723-м году 22-го января секретарь ставшего уже архиепископом Феодсия Герасим Семенов пишет из Москвы судье Александро-Невской Канцелярии Стефану Головачеву напоминание о высылке «приписных к Невскому Боровенского Монастыря вотчнн к комиссару господину Яновскому комиссарской инструкции, без которой ему в звании своем поступать зело трудно, паче же и не возможно». А Головачев отвчает, что «Яновскому в комиссарстве быть как, указ его преосвященства состоялся» «обстоятельный», который и послан «вместо инструкши», «и к тому в пополнение заготавливается». Очевидно, речь идет о событиях недавнего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В фундаментальной статье рассматривается деятельность императора Феодосия Великого, последнего правителя, сохранившего на короткий промежуток времени контроль над полнотой Римской империей. Его внук Феодосий II за свое долгое правление достиг значительно меньших успехов. Из иных правителей государств, статьи о которых вошли в том, отметим создателя и императора Никейского государства Феодора Ласкаря, его внука Феодора II Дуку Ласкаря, бывшего первым византийским писателем, подготовившим многотомное издание своих трудов. В томе рассказывается о деятельности современных деятелей Русской Православной Церкви с именем Феодор, а также о первом новгородском архиерее Феодора (XI век); первом епископе города Владимир-на-Клязьме Феодоре, сподвижнике князя Андрея Боголюбского; волоколамском архиепископе Феодоре (Поздеевском), ректоре  Московской духовной академии , расстрелянном в 1937 г. Любителям русской истории будет интересно ознакомиться со статьями о тверском княжиче Феодоре Алексеевиче, умученном вместе со своим отцом Александром Михайловичем в Орде в 1339 г.; русском царе Феодоре Алексеевиче (правил в 1676-1682 гг.), старшем брате Петра Великого, активно способствовавшем развитию образования в стране; царе Феодоре Борисовиче Годунове (вторым и последним представителем этой династии в русской истории), удавленном вместе со своей матерью Марией Григорьевной; благоверном царе Феодоре Иоанновиче (правил в 1584-98 гг.), последнем представителе династии Рюриковичей. В последней статье рассказывается, в частности, об истории его почитания как местночтимого московского святого. Петровская эпоха предстанет перед читателем в статьях об архиепископе Новгородском и Великолуцком Феодосии (Феодоре Яновском) и первенствующем члене Святейшего Синода Феофане (Прокоповиче). Читатель сможет ознакомиться со статьями о митрополите всея Руси Феодосии (1461-1464 гг.); архиепископе Черниговском и Новгород-Северском Феодосии (Полоницком-Углицком); святителе Феодосии (Харитонове), архиепископе Астраханском; преподобном Феодосии, игумене Успенского Киево-Печерского монастыря; преподобном Феодосии, основателе череповецкого Воскресенского монастыря; преподобном Феодосии (Федоре Лебедеве), игумене Антониева Сийского Троицкого монастыря; русском вольнодумце и еретике Феодосии Косом.

http://patriarchia.ru/db/text/6101202.ht...

Святитель Димитрии был последним блестящим и светлым явлением на митрополичьем престоле Ростова. С «ростовской лужи», как Петр называл Ростовское озеро, поднимались испарения, опасные для великого императора. Досифей Глебов, следующий злополучный митрополит Ростовский, принимал деятельное участие в заговоре в пользу первой супруги Петра Евдокии Федоровны. Зверские пытки и казни на Красной площади постигли заговорщиков. Высокий сан не спас Ростовского владыку – он был колесован. Но зрелище пыток не удовлетворило Петра, ему нужны были показания, он наклонился над умирающим Досифеем, что-то спрашивая. Митрополит плюнул и скончался. Следующий митрополит был Георгий Дашков – лишен сана и сослан. Феодосий Яновский и Феофан Прокопович Петру нужны были такие люди среди высшего духовенства, которые бы стояли выше всяких опасений за сношения с западом. Таких он нашел среди южнорусского духовенства, это были Феодосий Яновский и Феофан Прокопович . Феодосий Яновский происходил из польской шляхты. Новгородский митрополит Иов, взял его под свое покровительство и назначил архимандритом Хутынского монастыря. Во время проезда государя через Новгород Феодосий обратил на себя его внимание. Петр перевел его в Петербург в архимандриты вновь – основанного Невского монастыря, а с учреждением в Петербурге временного церковного управления назначил Яновского администратором церковных дел. В звании администратора Феодосий постоянно находился в сношениях с государем, сделался ближайшим советником его по церковным делам и совершенно заслонил своим влиянием местоблюстителя. Великорусское духовенство, во главе с местоблюстителем, недовольно было возвышением Феодосия, тем более, что сам Яновский отличался несимпатичными чертами: он был заносчив и неуживчив, любил вмешиваться в чужие дела, был высокомерен в обращении с высшим духовенством и светскими лицами. Народ не любил его за его светский образ жизни, оскорбляющий в его лице монашеский сан. Но Петр не обращал внимания на недостатки Феодосия: своим сочувствием реформам он искупал эти недостатки в глазах преобразователя России. По смерти м. Иова (1716 г.) на Новгородскую кафедру, по желанию Петра, назначен был Феодосий.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Вид на Александро-Невскую лавру (1826 год) Именно Святейший Синод заведовал делами «Санкт-Петербургской епархии Святейшего Синода» (или Санкт-Петербургской Синодальной области) до появления в ней самостоятельных епархиальных архиереев. Для управления делами в Санкт-Петербургской области при Святейшем Синоде в 1721 году была учреждена Тиунская контора, которую упразднили в 1727 году, когда высшая церковная власть окончательно упрочила свое местопребывание в Санкт-Петербурге. С этого времени ее дела перешли в непосредственное ведение Святейшего Синода и его канцелярии. Управление областью, в которую вошли части Новгородской и Корельской епархий, а также отвоеванная у шведов Ингерманландия, Святейший Синод осуществлял через специально назначенных лиц. Список этих лиц включает четыре имени: архимандрита – в дальнейшем ставшего архиереем – Феодосия (Яновского); митрополита Коломенского Игнатия (Смолу); архиепископа Нижегородского Питирима и епископа Псковского Рафаила (Заборовского). Феодосий (в миру – Федор Михайлович Янковский; конец 1660¬х или начало 1670¬х годов – 1726) был одним из первых священнослужителей, принявших самое активное участие в храмостроительстве на берегах Невы. После 1708 года отец Феодосий – в то время архимандрит Спасо¬Варлаамиева Хутынского монастыря Новгородской епархии – был назначен Петром Великим духовным судьей в Санкт-Петербург для управления церковными делами в завоеванных у шведов Ямбурге, Нарве, Копорье и Шлиссельбурге. Он сумел понравиться царю и в 1712 году стал настоятелем Александро­Невского монастыря (будущей лавры). Фактически с этого времени Феодосий оказался реальным управляющим церковными делами молодой столицы, продолжая оставаться клириком Новгородской епархии. 6 января 1721 года его хиротонисали во епископа и возвели в сан архиепископа Новгородского. По указу царя он стал первым вице¬президентом Святейшего Синода. Однако его блестящее продвижение вверх закончилось после смерти Петра Великого: 27 апреля 1725 года за резкие высказывания против императрицы Екатерины I владыку арестовали и по приговору сослали в Николо­Корельский монастырь Архангельской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Ленинградская_...

При высшем управлении делами всей русской церкви. Св. Синод, в первое время своего существования, имел в своем непосредственном заведывании особую область. Такой областью в С.-Петербурге была вся местность новозавоеванного в то время края, обнимавшего вообще нынешнюю С.-Петербургскую губернию. До учреждения Св. Синода, эта местность, именуясь городом С.-Петербургом с новозавоеванными городами и их уездами, по делам церковным относилась к пределам Новгородской епархии. Тогдашний митрополит этой епархии Иов сам непосредственно ведал церковные дела новозавоеванного края. С этой целью митрополит Иов и лично посещал С.-Петербург и новозавоеванные города и делал непосредственные распоряжения о построении церквей, снабжении их духовенством в необходимыми богослужебными принадлежностями. При отдаленности от Новгорода и разбросанности новозавоеванных местностей, Иову конечно, затруднительно было с успехом исполнять требования непосредственного надзора за жизнью и поведением духовенства и за нравственным состоянием паствы. Вследствие этого в 1708 г., по указу государя Петра I, Иов, в качестве своего наместника, отправил в С.-Петербург, для надзирания здесь и в новозавоеванных городах с уездами церковного благочиния, архимандрита Новгородского Хутынского монастыря Феодосия (Яновского), впоследствии архиепископа Новгородского и вице-президента Св. Синода. В 1712 г. Феодосий был назначен архимандритом новооснованного в то время Александро-Невского монастыря и утвержден главным надзирателем (духовным заказчиком) по церковным делам всей новозавоеванной области. Для сосредоточения и удобства отправления дел по управлению, Феодосий учредил при Александро-Невском монастыре особую канцелярию, в которую и поступали все бумаги, касавшиеся церковных дел края и указы государя на имя Феодосия, который и разрешал дела по указанию митрополита Иова, или по докладу государя. По смерти Иова (3 февраля 1716 г.) Феодосий в решении церковных дел руководствовался указаниями местоблюстителя патриаршего престола, жившего в С.-Петербурге (с мая 1718 г) и бывших на череде епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010