Между тем же временем, когда Государь имел свой путь в Петербургу был в Ганновере, так же был в Салцдале.           И в 27 день прибыл в Шейкгаузен и был Государь в Шейнгаузене до 3 дня марта, по том поехал на Раценбург, на Гендрихсвалд, на Штаргард, на Мариенбургу на Ельбинг, на Митау, на Ригу, на Дерпт, на Нарву и прибыл в Санктпетербург марта в 22 день. Марта в 25 день совершена первая церковь деревянная в Монастыре Александроневском и освящена во имя Пресвятой Богородицы Благовещения. Апреля в 26 день флот галерный пошел от Санкт-петербурга в Финляндию, где Государь своею особою присутствовал в авангардии, яко контр-адмирал. (362) К Кроншлоту Государь во флот прибыл в 7 день июня. (369) А в 12 день от Кроншлота Государь на одной галере восприял путь свой, и того же дня в вечеру в Санктпетербург прибыл. (370) Государь июля в 3 день путь свой восприял во флот, итогож дня к вечеру туда прибыл и ночевал на корабле Полтаве. В 7 день Государь от Кроншлота путь свой восприял чрез Петергоф в Кипину мызу для лечения. В 8 день прибыл в Кипину мызу и был там несколько дней. (372) Государь вскоре путь свой восприял к Кроншлоту и в 29 день июля туда прибыл. (373) Августа против 6 числа Государь из Санктпетербурга прибыл к Елзинфорсу во флот. (374) Государь сентября в 10 (375) день восприял путь свой на галере в Петербург и в 13 день к вечеру прибыл к Кроншлоту, а в 14 день по утру прибыл в Петербург. (422) Понеже при Санктпетербурге в Троицком Александроневском Монастыре церковь уже деревянная создана и освящена и общежительство братии в 1713 году уже началось, того для Государь ноября в 20 день (1714 года) указал к тому Монастырю приписать Новгородский Духов Монастырь со всеми вотчинами, да вотчины же, которые были за Троицким Сергиевым Монастырем, в Новгородском, в Ярославском, в Углицком, в Кашинском, в Тверском, в Новоторжском, в Бжецком уездах, всего 1654 двора крестьянских для содержания братии 4114 . III. Письма и записки Александро-Невского архимандрита Феодосия (Яновского)

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Многие монастыри, даже там, где они составляли с государственной точки зрения оплоты русской культуры на окраинах, были закрыты. Так как местоблюститель патриаршего престола, митрополит Стефан, казался царю недостаточно сочувствующим реформам церковной жизни, царь приблизил к себе в качестве советника архимандрита Феодосия Яновского, имевшего очень свободный взгляд на религиозные вопросы и умевшего подделываться под мнение царя. Он вел светскую жизнь и вызывал большой соблазн в народе. Вторым помощником царь Петр избрал себе киевского монаха, Феофана Прокоповича , человека очень начитанного, жаждавшего играть роль и участвовать в реформах. Он учился в Киеве, Кракове и Риме, перешел в католичество, но по практическому складу своего ума не воспринял схоластической науки и стал резким противником католического богословия. В Киеве он вернулся в православие и занимал ряд должностей в академии. Похвала Петру I после Полтавской битвы обратила на него внимание царя. В1716 году он был вызван в Петербург и, несмотря на протесты местоблюстителя Стефана Яворского и ректора московской академии Феофилакга Лопатинского, обвинявших Феофана в склонности к протестантству, царь добился поставления его в епископы псковские и поручил ему составление нового положения по управлению Церковью (Регламента). Учреждение Святейшего Правительствующего Синода и «Духовный Регламент» Царь Петр, после недолгого глумления над верой и устройства кощунственных процессий в Москве решил ввести в России церковный строй, подобный тому, который существовал в лютеранских странах Германии. В 1712 году при посещении Виттенберга он заявил своим спутникам, что ставит очень высоко дело Лютера, как устроителя церковных дел. Слова эти относились только к внешнему устройству, а не к догматам веры. Царь Петр всегда подчеркивал, что он не вмешивается в дела веры, и в своих разговорах с католическими богословами в Париже и англиканами в Лондоне указывал, что по всем догматическим вопросам они должны говорить не с ним, а с духовенством. Царь Петр считал, что синодальное устройство протестантской церкви наиболее целесообразно с точки зрения пользы государства.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Может быть, это и верно в качестве характеристики управленческого механизма, однако Знаменский сам признает, что епископ, обладая почти неограниченной властью, был в состоянии проявить собственную инициативу, если сам не был захвачен патриархально-бюрократическим духом времени. Лишь немногие выдающиеся представители церковной иерархии, такие, как Гавриил Петров, Платон Левшин, Ростовский архиепископ Арсений Верещагин, Рязанский архиепископ Симон Лагов и Тамбовский епископ Феофил Раев, пытались улучшить управление и облегчить положение духовенства. «Самая духовная власть оставалась... с тем же первобытным своим патриархально-бюрократическим характером... При таких условиях вся епархия обращалась в какое-то частное владение своего архиерея, где вся его административная деятельность носила характер его личного домашнего дела, в которое никто не должен Казалось бы, именно такая система, построенная исключительно на благоусмотрении одного-единственного лица, должна была служить могучим стимулом к возникновению развитого чувства ответственности. Однако жизнь показала, что иерархи отнюдь не обладали им в достаточной мере, чтобы не поддаться упоению властью, памятуя о том, что власть Церкви покоится на совсем иных принципах, чем государственная. Самовластие архиепископа Феодосия Яновского доходило до того, что он требовал от подчиненного ему духовенства присяги на верность ему лично. То же самое позднее ставилось в упрек Арсению Мацеевичу. «Всякая тень контроля над епархиальным управлением казалась епархиальным архиереям уже несправедливостью, нарушением их патриархальных Даже предписание вести инвентарные книги воспринималось как произвол, в том числе и таким образованным архиереем, каким был Платон Левшин. Представление о полнейшем бесправии духовенства по отношению к епископу в иерархах XVIII в. было врожденным. В малейшем проявлении чувства собственного достоинства со стороны духовенства епископу виделось личное оскорбление, которое каралось как покушение на его права. Главнейшим принципом епархиального управления была строгость, что в тот страшный век было равнозначно жестокости.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

Мы видели назначение южанина Стефан Яворского на кафедру Рязанскую… Таковы же были назначения Феодосия Яновского и Феофана Прокоповича на кафедры Новогородскую и Псковскую, а святителя Димитрия на кафедру митрополий Сибирской и Ростовской. Святитель Димитрий является одним из отраднейших лиц нашей церковной истории. Он блестяще сочетал любовь к просвещению с личной праведностью, ревностное устное проповедничество с обширнейшей, неутомимой литературной деятельностью. Великий святитель Димитрий родился в 1651 году в городке Макарове, неподалеку от Киева, у малороссийского сотника Саввы Тупталы и наречен Даниилом. Воспитан он был родителями в страхе Божием, а образование получил в только что открытых при Киево-Могилянской академии Иоанникием Голятовским классах. Небесный деятель и борец за православие Голятовский, учитель риторики в Киевской академии, был один из ученейших людей и знаменитейших состязательных богословов своего времени. С неослабевающей ревностью он своими сочинениями боролся со всеми толками, враждебными православию. Иезуитам не приходилось еще встречать между православными такого сильного и непобедимого противника. Его несокрушимое, убежденное слово изумляло не одних иезуитов, но и униатов, евреев, магометан. Полный жажды знания, юный Даниил быстро дошел до классов красноречия и поэзии, где открылась ему та сила слова, которой он впоследствии так много и плодотворно послужил. Под руководством великого полемиста Голятовского он усвоил себе те приемы и обороты речи, которые в поучениях и беседах его невольно поражают всякого читателя. Здесь выработал он в себе ту энергию и убежденность, которые проявились впоследствии в его борьбе с расколом. Душа Даниила не тяготела к миру, и, испросив разрешения родителей, 17-ти летний Туптало 9 июля 1668 г. принял иночество с именем Димитрия. Первые годы иночества он посвятил высокому аскетизму. Уединение и богомыслие, кротость, смирение и послушание: все в нем изумляло даже опытных старцев. Просвещенный и ревностный блюститель Черниговской митрополии, архиепископ Лазарь Баранович, вызвал его после 6–7летнего пребывания его в Киевском монастыре в Чернигов, поставил иеромонахом и назначил проповедником.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Мы видели назначение южанина Стефана Яворского на кафедру Рязанскую... Таковы же были назначения Феодосия Яновского и Феофана Прокоповича на кафедры Новогородскую и Псковскую, а святителя Димитрия на кафедру митрополии Сибирской и Ростовской. Святитель Димитрий является одним из отраднейших лиц нашей церковной истории. Он блестяще сочетал любовь к просвещению с личной праведностью, ревностное проповедничество с обширнейшей, неутомимой литературной деятельностью. Великий святитель Димитрий родился в 1651 году в городке Макарове неподалеку от Киева, у малороссийского сотника Саввы Тупталы и наречен Даниилом. Воспитан он был родителями в страхе Божием, а образование получил в только что открытых при Киево-Могилянской академии Иоанникием Голятовским классах. Незабвенный деятель и борец за православие, Голятовский, учитель риторики в Киевской академии, был один из ученейших людей и знаменитейших состязательных богословов своего времени. С неослабевающей ревностью он своими сочинениями боролся со всеми толками, враждебными православию. Иезуитам не приходилось еще встречать между православными такого сильного и непобедимого противника. Его несокрушимое, убежденное слово изумляло не одних иезуитов, но и униатов, евреев; магометан. Полный жажды знания, юный Даниил быстро дошел до классов красноречия и поэзии, где открылась ему та сила слова, которой он впоследствии так много и плодотворно послужил. Под руководством великого полемиста Голятовского, он усвоил себе те приемы и обороты речи, которые в поучениях и беседах невольно поражают всякого читателя. Здесь выработал он в себе ту энергию и убежденность, которые проявились впоследствии в его борьбе с расколом. Душа Даниила не тяготела к миру, и, испросив разрешения родителей, 17-ти летний Туптало 9 июля 1668 г. принял иночество с именем Димитрия. Первые годы иночества он посвятил высокому аскетизму. Уединение и богомыслие, кротость, смирение и послушание: все в нем изумляло даже опытных старцев. Просвещенный и ревностный блюститель Черниговской митрополии, архиепископ Лазарь Баранович вызвал его после 6 – 7-летнего пребывания его в Киевском монастыре в Чернигов, поставил иеромонахом и назначил проповедником.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Назначен он был архимандритом Высокопетровского м. в Москве, с 1694 г. состоял архимандритом родной Сергиевой обители. Отличаясь большим смирением, он неохотно принял в 1697 г. поставление патриархом Адрианом в митрополиты. Был он тесно связан с Святителем Димитрием. Соловьев пишет об их дружбе: «Были в России два архиерея, два человека с различными характерами, подававшие друг другу руки и стремившиеся к одной святой цели, несмотря на трудности времени... Первый был Иов, митрополит Новгорода Великого, мало известный как писатель, отличавшийся практическою деятельностью, но хорошо понимавший необходимость образования для духовенства...». Архиеп. Филарет, отмечая письма митр. Иова, считает замечательным по назидательности его обширное письмо архимандриту Феодосию Яновскому, впоследствии архиепископу новгородскому. Многия его письма хранились в библиотеке Петербургской Духовной Академии. На свой счет он создал в епархии три больницы, содержал богадельню и два странноприимных дома. Он первый в России основал в запустевшем Колмовом мон. приют для подкидышей и незаконнорожденных детей. Об его просветительной деятельности будет сказано ниже. При нем составлена была третья новгородская летопись, преимущественно о храмах. Скончался митр. Иов 5 февр. 1716 г. Из великороссов помогал царю Петру пожертвованиями митрополит казанский Тихон. Особенную враждебность к реформам Петра проявляли великороссы: епископ Игнатий тамбовский и митрополит нижегородский Исаия. Владыка Игнатий был лишен в 1700 г. сана за то, что выражал сочувствие книгописцу Григорию Талицкому и со слезами читал его фанатические тетради, в которых доказывалось, что Петр антихрист. Митр. Исаия уволен был в 1707 г. в Кириллов мон. за резкий протест против сборов в его епархии в монастырский приказ. Учреждение Снода Петр искал выхода. Тогда, наверное, и вспомнилось им воспринятое во время его первого, в 1797–98 гг., заграничного путешествия. Карташев пишет: «Петр, в гостях у короля Георга в Англии, ведет уже двухчасовую беседу с наследной принцессой Анной между прочим и на церковные темы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Начиная историю Лавры, С.Г. Рункевич обратил внимание прежде всего на внешнюю сторону жизни монастыря: мысль о его учреждении, закладка, постройка храмов, келий и прочих сооружений и вообще различные хозяйственные работы. Рассказывая о внутренней жизни обители, ее просветительной, благотворительной и общественной деятельности, он дал биографические сведения и характеристику всех ее настоятелей, наместников и наиболее замечательных лиц из братии, начиная с архимандрита Феодосия (Яновского) и кончая Петербургским митрополитом Владимиром (Богоявленским) . В своем исследовании С.Г. Рункевич впервые в литературе обратил внимание на значительную роль петербургских архитекторов и живописцев в деле строительства Александро-Невской обители. Обрисовывая в общих чертах план и концепцию своего исследования, историк писал: «История мной была всегда понимаема, как научно-верная картина протекшей жизни: выделение главного среди подробностей, фактическая точность и соответствие действительности. Когда в обители шла постройка, в истории обители слышится стук топора; когда происходил сбор братства, на первый план выступает братия; когда жизнь сложилась и дисциплина держала всех в воле и власти владыки-архипастыря, стала история архипастырей. В первое время в лице Александро-Невского архимандрита сосредоточивалась деятельность епархиальная, – она вошла в исследование; в последнее время священно-архимандриты Лавры только частью принадлежат Лавре, имея более широкий круг деятельности: и их биографии очерчены только в общих штрихах, а подробно описаны только их отношения к Лавре. Все, что отошло уже в область истории и археологии, подлежит жить историческому и археологическому исследованию. Жизнь, еще не угасшая, должна быть изображаема другими приемами» 503 . Большей частью история Лавры была написана С.Г. Рункевичем по источникам, до этого почти никому не известным. В основу ее легли главным образом документы лаврского архива, а также материалы синодального, государственного и других архивов.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Но, увы, инстанцию верховной власти в этот момент заменял уже В. Т. С. И по-прежнему, довольно абсурдно Баскаков принужден был через Синод плакаться о неуплате ему жалованья. Синод по-прежнему пренебрегал протестами об. прокурора и даже направлял к нему свои «указы», напр., о возврате вещей, отобранных у арестованного Феодосия Яновского. Это почти анекдотично, что чиновники Синода отказывались вести деловой об. прокурорский журнал. Баскаков просил Синод дать экзекутору соответствующую инструкцию. Синод обсудил дело, составил справу и отослал ее об. прокурору «при указе», что экзекутор не нуждается в новой инструкции и что об. прокурорский журнал вообще «излишен». Нельзя было не оскорбиться таким положением и в 1726 г. Баскаков перепросился во второй Апартамент Синода чиновником по экономическим делам, а в Синод был назначен уже просто прокурор (ибо произошла общая перестройка Структуры власти) Раевский, служивший в Московском монастырском приказе. Характерна реакция Синода на эту перемену. Синод не обрадовался избавлению от контролера с высоким титулом, а обиделся. Конечно, за понижение в сравнении с Сенатом, где об. прокурор оставлен. Синод, выслушав указ, положил его в папку «нерешенных» дел, в надежде выхлопотать изменение закона. Баскаков, поэтому, уже сидя во втором Апартаменте, еще долго числился и об. прокурором Синода. Сидя в экономическом Апартаменте, он допекал Синод за различные, по его мнению, «излишние» сборы. Синод не сдавался, и Феофан (Прокопович) в царст. Анны добился смещения Баскакова, припутав его к делу митр-тов Георгия (Дашкова) и Игнатия (Смолы) с обидной мотивировкой в указе (2.??I.1730 г.): «Алексея Баскакова за оплошку против должности об. прокурорской вычесть у него из жалованья за четверть года и от об. прокуроров отставить». Так об. прокуроры летели как пух от одного дуновения Феофана. Нового назначения на место Баскакова не было. Аннинский Сенат 1730 г. отменил самый орган ген. прокурорского надзора. Правительство перешло на Кабинетскую систему.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Но это отношение к Петру и его делам мало–помалу менялось. Неудовлетворенность своим положением с течением времени стала тяготить Стефана, хотя нужно признать, что он не был ни гордецом, ни карьеристом, ни «князем Церкви» — качества, в которых упрекали его современников: Феофана Прокоповича и Феодосия Яновского. В 1706 г. Стефан ездил в Киев, откуда с большой неохотой вернулся в Москву. Когда в 1707 г. умер Киевский митрополит Варлаам, Стефан обратился с просьбой к царю освободить его от местоблюстительства и назначить митрополитом в Киев, но Петр не согласился. В произнесенной 13 ноября 1708 г. проповеди Стефан высказал некоторые намеки, из которых можно было заключить, что он не одобрял хозяйственную деятельность Монастырского приказа и гражданское управление церковными вотчинами. Упоминание о Валтасаровом пире и царе, пьющем вино из церковных сосудов, можно было понять и как намек на «всешутейший собор». Свое резкое осуждение церковной политики царя Стефан высказал в проповеди «О соблюдении заповедей Божиих», произнесенной им в день святого Алексия, человека Божия, 17 марта 1712 г. Проповедь эта не могла, конечно, понравиться Петру. В ней Стефан критиковал прежде всего создание института так называемых фискалов, которые были контролерами со стороны светской власти по делам духовного суда. Это было первым актом серьезного и открытого сопротивления правительству, совершенным публично, перед лицом собравшегося в церкви народа. Стефан позволил себе также крайне резкие замечания относительно внутреннего состояния государства, которое «в кровавых бурях волнуется». «Море свирепое, море — человече законопреступный! Почто ломаеши, сокрушаеши и разоряеши берега? Берег есть закон Божий, берег есть во еже не прелюбы сотворити, не вожделети жены ближняго, не оставляти жены своея; берег есть во еже хранити благочестие, посты, а наипаче Четыредесятницу, берег есть почитати иконы». Это был уже ясный намек на обстоятельства семейной жизни царя, на его развод с царицей Евдокией и на связь с его будущей женой Скавронской, на несоблюдение царем постов, предписанных православной Церковью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

О значении монашества для Церкви и о «превосходстве» епископов из ученого монашества по сравнению с епископами из овдовевших священников см. высказывания Антония Храповицкого. Первая ответная докладная записка (1906), в: Отзывы (1906). 1. С. 116; ср.: Никон Рклицкий. 3. С. 35 и след. 956 Митр. Антоний Вадковский. Речи, Слова и поучения. СПб., 1912. 3–е изд. С. 250–322. 957 Курсив автора. ПСЗ. 18. 12577; 24. 18273. 958 См. § 21. 959 Для середины XVIII в. можно назвать Палладия Юрьева (1721–1789), который сначала служил священником в нижегородском кафедральном соборе. Овдовев, он принял в 1751 г. монашество и уже в 1758 г. был епископом Рязанским (до 1778 г.), а с 1767 г. — членом Святейшего Синода (Макарий. История Нижегородской иерархии. С. 253). Из вдовых священников был также Петербургский митрополит Михаил Десницкий. 960 Никанор. Письма, в: Русс. арх. 1909. 6. С. 240. 961 Евлогий. С. 108; Smolitsch. Russisches Mönchtum. S. 466. Anm. 1 (имена особо известных епископов из вдовствующих священников); s. 447–469 (о епископате). 962 См.: Альманах русских государственных деятелей. СПб., 1897; Листок Харьковской епархии, в: Вера и разум. 1903. 16. С. 500 и след. Из четырех докторов богословия двое — Антоний Вадковский и Виссарион Нечаев были из вдовствующих священников. Согласно отчету обер–прокурора, в 1881–1894 гг. степень доктора богословия получили 19 профессоров–мирян, тогда как из ученых монахов — только двое: Емельян Радич, серб, и архиепископ Савва Тихомиров; последний был удостоен ее за издание (!) «Собрания мнений» митрополита Филарета Дроздова. Степень магистра богословия получили только 9 ученых монахов, среди них один — серб, Никодим Милаш, впоследствии написавший известный труд по церковному праву «Kirchenrecht der Morgenländischen Kirche» (1897) и ставший епископом Задара (Зары) в Далмации (Обзор… Александра III. С. 732–740). 963 ПСПиР. 3. 1105, 1198; 5. 1884; ОДДС. 3. 452. 964 Духовный регламент. Ч. 1. Пункт 9; ПСПиР. 1. 1; ПСЗ. 5. 2985. Об участии Феодосия Яновского в составлении текста архиерейской присяги см.: Титлинов. Феодосий Яновский, в: РБС. С. 390; об отмене присяги см. в: Прав. соб. 1906. 3. С. 731; Верховской. 1. С. 609. 965

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010