«Духовный регламент» получил значение законодательного акта, которым должен был руководиться Св. Синод и проводить выраженные им начала в церковную жизнь. При первоначальном своем устройстве Духовная коллегия состояла из президента – Стефана Яворского , двух вице-президентов – Феодосия Яновского и Феофана Прокоповича , четырех, советников и четырех ассесоров. Кроме членов – архиереев в состав Синода введены были представители от белого и чёрного духовенства – протопопы и настоятели монастырей. В 1722 г. при Св. Синоде учреждена была должность Обер-прокурора, который являлся посредствующей инстанцией в сношениях Синода с государем и гражданскими властями. На обязанности Обер-прокурора лежало, смотреть за исправностью дел в Синоде, напоминать Синоде о допущенных упущениях и вести реестры синодских решений, входить в Синод с проектами различных мероприятий и распоряжений по церковному ведомству и представлять синодские решения государю. В общем составе государственной администрации Синод имел такое же значение по духовному ведомству, какое Сенат по гражданскому. По делам, подлежащим совместному обсуждению духовного и гражданского начальства, Синод собирался на конференции с сенатом или в полном составе, что было очень редко, или посылал своих членов в Сенат. Что касается до прав Синода в области собственно церковного управления, то Синоду предоставлена высшая судебная, административная и законодательная власть в русской Церкви. Органы Синодального управления В видах лучшего управления разными сторонами церковной жизни при Св. Синоде возникли различного рода учреждения, который в качестве органов его власти получили специальное назначение ведать тот или другой круг дел, подлежащих Синоду. В первое время по учреждении Синода здесь возникли следующие учреждения. С уничтожением патриаршества патриаршая епархия поступила непосредственное ведение Синода с именем Синодальной области. Для управления ею в Москве с 1722 г. открыто было особое отделение Синода – Синодальная контора, называвшаяся долгое время канцелярией Св. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

е. духовное соборное правительство». Мы видели что Монастырский Приказ был главным орудием Царя при церковной реформе; мы видели, что государственный интерес заслонил собой интерес церковный, не только его поставлением на первый план, но и простым уничтожением второго, как самостоятельной сферы другого союза. Царь, как понтифекс максимус, явился вершителем всех церковных дел, вопреки канонам, своей собственной инициативой. Прикрываясь призрачной каноничностью он не дал избрать другого Патриарха. Для духовных дел был назначен Митрополит Стефан Яворский , но и его игнорировал Петр, когда назначил в 1712 г. в Петербургское временное церковное управление, поставив администратором церковных дел Архимандрита Невского монастыря Феодосия Яновского, ездившего с Государем и Государыней заграницу в 1716–1718 г. Его Царевич Алексей звал лютеранским апостолом в России. «Разве за то его батюшка любит, что он вносит в народ лютеранский обычай и разрешает на все», говорил царевич Алексей. Учитель Царевича считал его непочитающим иконы. Первые годы в Синоде Феодосий и Феофан действовали совместно в одном направлении с Петром. Осуществление Петром церковной власти обращает наш взор к временам Реформации, когда главари реформаторы учили, что право учительства Церкви принадлежит Государям, а также и право управления ею через Консистории. Территориальная система на Западе, подчиняющая все исповедания власти государства, опирающаяся на Гроция, Гоббса и Спинозу, была применена в своих крайних выводах Томазием, который уподобил принципиально право управления Церковью других правам государственного управления, выводя их из одного и того же существа государственной власти. Начало этой системы было заложено еще у Capito, друга Лютера, учившего, что Церковь должна управляться государями, соединяющими в своем лице и духовную и светскую власть. Протестантские Государи и присвоили себе сначала права Епископов по юрисдикции, затем права учительства. Они отвергли стремления иных лютеранских богословов устроить рядом с Государями особую духовную власть, для того, чтобы самим стать духовными главами; то же сделал и Петр под влиянием протестантов, с которыми виделся заграницей, между прочим с Английским королем, советывавшим ему соединить в своих руках обе власти по образцу протестантских государей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Знаменский  . Может быть, это и верно в качестве характеристики управленческого механизма, однако Знаменский сам признает, что епископ, обладая почти неограниченной властью, был в состоянии проявить собственную инициативу, если сам не был захвачен патриархально–бюрократическим духом времени. Лишь немногие выдающиеся представители церковной иерархии, такие, как Гавриил Петров, Платон Левшин, Ростовский архиепископ Арсений Верещагин, Рязанский архиепископ Симон Лагов и Тамбовский епископ Феофил Раев, пытались улучшить управление и облегчить положение духовенства. «Самая духовная власть оставалась… с тем же первобытным своим патриархально–бюрократическим характером… При таких условиях вся епархия обращалась в какое–то частное владение своего архиерея, где вся его административная деятельность носила характер его личного домашнего дела, в которое никто не должен вмешиваться»  . Казалось бы, именно такая система, построенная исключительно на благоусмотрении одного–единственного лица, должна была служить могучим стимулом к возникновению развитого чувства ответственности. Однако жизнь показала, что иерархи отнюдь не обладали им в достаточной мере, чтобы не поддаться упоению властью, памятуя о том, что власть Церкви покоится на совсем иных принципах, чем государственная. Самовластие архиепископа Феодосия Яновского доходило до того, что он требовал от подчиненного ему духовенства присяги на верность ему лично. То же самое позднее ставилось в упрек Арсению Мацеевичу. «Всякая тень контроля над епархиальным управлением казалась епархиальным архиереям уже несправедливостью, нарушением их патриархальных прав»  . Даже предписание вести инвентарные книги воспринималось как произвол, в том числе и таким образованным архиереем, каким был Платон Левшин. Представление о полнейшем бесправии духовенства по отношению к епископу в иерархах XVIII в. было врожденным. В малейшем проявлении чувства собственного достоинства со стороны духовенства епископу виделось личное оскорбление, которое каралось как покушение на его права.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

И «тогда началось партикулярное малое строение» 39 . Точная дата начала работ скоро была утрачена из памяти. Справка из Канцелярии Невского Монастыря, данная в 1723-м году и сохранившаяся в бумагах Кабинета Петра Великого в Государственном Архиве, устанавливает дату начала работ уже на основании изысканий в документах и относит ее к середине июня: «деревянное строение началось в 712-м году, а по уговору с плотниками значить июня 14-го дне» 40 . «В том же году заложена церковь деревянная на том месте, где водружен был крест и часовня стояла. В 1713-м году оная церковь совершилась, и марта 25-го дня, при присутствия Царского Пресветлого Величества с его высоким сунклитом, во имя Благовещения Пресвятой Девы Богородицы оная церковь освящена, и того дня Царское Пресветлое Величество, со всеми при нем обретающимися, в новом Монастыре изволил пировать» 41 . Святый антиминс и благословенная на освящение церкви грамота были присланы митрополитом Иовом чрез пресвитера Георгия Петрова еще в январе 1713-го года 42 . День 25-го марта 1713-го года, когда впервые в стенах обители совершена была святая литургия, и является днем, с которого обитель должна считать начало своего бытия 43 . Глава вторая Архимандрит Феодосий (Яновский) Происхождение, образование, монашество Хутынь Монастырь. Назначение в Петербурге. Наказ. Отвод дворового места в Петербурге. Петербургская жизнь. Разлад с митрополитом Иовом. Благословенная грамота на Невскую архимандрию Сведения о первых годах жизни архимандрита Феодосия не отличаются определенностью и полнотой. Известно, что фамилия его была Яновский. Историк Петербурга Петров, называя архимандрита Феодосия сыном Смоленского рейтара, приводит сообщение из списков Смоленской шляхты 7187-го и 7188-го, то есть 1679-го и 1380-го годов, по которому в Рачинском стану показана семья состоявшего в числе служилых людей и получившего оклад жалованья – 1.200 четвертей в поле и 10 рублей деньгами – Михаила Степановича Яновского, владевшего и наследственно двумя крестьянскими дворами.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Из второй половины XVII в. имеем ряд актов, из которых видно, что в пользу церковных властей взыскивались денежные пени преимущественно 311 за одно специальное преступление, именно за блудодеяние 312 . К концу XVII в. денежный штраф, как наказание за блудодеяние, имел обширное применение, но в начале XVIII в. перестал практиковаться. Уже в «Инструкции» патр. Адриана поповским старостам, принадлежащей к последним годам XVII в., на случай блудного прижития ребенка, предписывается: «девку спрашивать, с кем ребенка прижила, виновнаго бить шелепами нещадно и сослать под начал в монастырь на месяц, и в монастыре быть ему между церковнаго пения в монастырских трудах, а после литургии ежедневно по 100 поклонов класть земных; с роженицей поступать таким же образом, по миновании 40 дней; а если она не скажет, с кем ребенка прижила, то чинить ей наказание вдвое» 313 . Инструкция патр. Адриана поповским старостам не имела, вероятно, всеобщего значения для всей русской Церкви: действие ее ограничивалось областию патриарха, как епархиального архиерея. Это видно из того, что современные патр. Адриану архиереи: Евфимий новгородский, Игнатий сибирский, Павел нижегородский и друг. в своих наказных грамотах, относящихся к последним годам XVII столетия, предписывали именно взимание штрафа. Некоторые из этих грамот, как напр. Игнатия сибирского, явились на свет в 1699 г., следовательно, уже тогда, когда инструкция патр. Адриана должна была действовать. Во всяком случае, этот порядок при Петре Великом прекратился 314 , хотя в инструкции преосв. Иова архимандриту Феодосию Яновскому старый порядок продолжает еще существовать 315 . Зато при Петре денежные взыскания, в связи с мерами против раскольников, получают широкое применение в отношении к лицам, уклоняющимся от исполнения христианских обязанностей, преимущественно от исповеди и причастия. На раскольников, как известно, положен был двойной подушный оклад 316 ; так как уклонение от исповеди и причастия давало повод подозревать уклоняющихся в приверженности к расколу, то, в связи с установлением двойного оклада для раскольников, явилось назначение штрафа с уклоняющихся от исповеди и причастия 317 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Иоанну Хрисанфовичу шлет самый искренний и сердечно пастырский привет по случаю двадцатипятилетнего служения Богу и ближним любящий и всегда молящийся о нем и близкой мне по духу его семье Феодосий, Епископ Оренбургский». От заслуженного профессора Киевской духовной Академии протоиерея Иоанна Королькова (письмо): «Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Протоиерей! Сердечно поздравляю Вас с 25-летием Вашего доблестного служения Церкви Божией, духовному просвещению и духовной литературе. Дай Бог Вам много лет здравствовать и с умножением лет умножить Ваши литературные труды. Только вчера я узнал о Вашем юбилейном торжестве и спешу к сонму многочисленных поздравителей присоединить и свое скромное, но искреннее и доброжелательное, приветствие. С совершенным почтением и искренней преданностью имею честь пребыть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою заслуженный профессор Киевской духовной Академии протоиерей Иоанн Корольков». От Настоятеля Одесской Свято-Троицкой греческой церкви: «Благоволите с обычной любезностью Вашей принять усерднейшее поздравление мое с 25-летием плодотворной деятельности Вашей, во Христе брат, Архимандрит Ангел Пефани». От Начальницы Одесского Института благородных девиц Императора Николая I из Царского Села: «Горячо поздравляю, желаю сердечно всего наилучшего. Привет всем. Кандыба». От Корпорации Херсонского духовного училища: «Корпорация Херсонского духовного училища, в числе которой состоят два глубокоблагодарных Вам Ваших ученика, Павлов и Мильский, сердечно приветствует Ваше Высокопреподобие, с двадцатипятилетием многоплодного служения Вашего святой Церкви и плодотворной просветительной деятельности на пользу духовного юношества. Да поможет Вам Господь Бог еще многие и многие годы с такою же пользою трудиться на избранном Вами поприще. Смотритель Никольский». От Настоятеля Одесской Покровской церкви, заслуженного Протоиерея А. В. Яновского: «Прошу причислить и меня к лику почитателей, приветствующих Вас в настоящий знаменательный день Вашей жизни, с наилучшими благожеланиями».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Как известно, с черновой рукописи, после ее рассмотрения, Петр велел списать две копии и одну оставить в Петербурге, другую же послать для собирания под нею подписей провинциального духовенства 10 . Второй копией и была сенатская рукопись. Она находилась в руках собиравшего подписи подполковника Давыдова с 18-го или 20-го марта 1720г., когда он выехал в Москву, по 4-е января 1721 г., когда он вернулся в С.-Петербург 11 . В это время первая чистовая копия находилась в сенате 12 . За этот период экземпляр, по-видимому, был в полной сохранности. Новый момент наступил тогда, когда Давыдов вернулся в С.-Петербург, и когда следовало подумать о напечатании Духовного Регламента и об открытии деятельности Духовной Коллегии. 16-го января 1721 г. Петр был в сенате и слушал ряд докладов. Среди списка этих докладов, сохранившегося в сенатском архиве, между прочим, читается и такая статья: «1. О подписке под духовным регламентом архиереев и архимандритов” 13 . Очевидно, в этот именно день было доложено государю о прибытии Давыдова и обсуждался вопрос о том, как поступить с Регламентом дальше. В ближайшей связи с этим известием находится следующая запись в книге Московского архива министерства юстиции на л. 502: «А в протокольной записке сего 1721 года, января дня 14 , Царское Величество указал, по именному своему великого государя указу оные проекты переправить, против прочих коллежских как пристойно и проектом не писать, а писать регламентом, и со оных регламентов списав и выправя что надлежит, послан из сената к Феофану епископу для поправки же копия 3 марта 15 и сего мая по число 16 в сенат не прислано Из обоих известий вытекает, что окончательное редактирование Духовного Регламента, очевидно, для печати, было поручено Феофану самим государем. Исполняя царское повеление, Феофан вновь пересмотрел черновую рукопись и исправил ее, где следовало. Тогда же Феофан вычеркнул известные слова о мирянах, потому что к январю 1721 окончательно сложилось решение относительно состава Духовной Коллегии. Последнее видно из того, что еще 31-го декабря 1720г. Петр повелел Стефану Яворскому «объявить сан архиепископа” Феодосию Яновскому и Феофану Прокоповичу 17 , вероятно, в виду близкого назначения их членами Духовной Коллегии. 15-го января 1721г. по повелению Петра вызваны были в С.-Петербург из Москвы архимандриты монастырей Симоновского – Петр, Донского – Иерофей, Высоко-Петровского – Леонид 18 , которые затем и вошли в состав членов Духовной Коллегии. 16-го января Петру докладывалось «мнение о определении трактамента коллегиатам духовной коллегии», поданное Стефаном, Феодосием и Феофаном 19 . В этом «мнении» говорится только об архиереях, архимандритах и протопопах. Наконец, 26-го января 1721г. сенат представил Государю доклад, начинавшийся словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Коренные малороссы: святители Феодосий Черниговский, Димитрий Ростовский , Иннокентий Иркутский, Иоанн Тобольский , Иоасаф Белгородский , Софроний Иркутский – причислены к лику святых Русской Церкви. Начиная со Стефана Яворского , Феодосия Яновского, Феофана Прокоповича , Феофилакта Лопатинского, Филофея Лещинского, малороссы имели большое значение в составе тогдашней православной иерархии. Архиепископ Феофан Прокопович составил идеологическое обоснование Самодержавия Российской Империи. Сын черниговской казачки Разумихи был супругом Императрицы Елизаветы Петровны. Светлейшим князем и канцлером Российской Империи стал Александр Андреевич Безбородко, выдвинувшийся в царствование Екатерины Великой; брат его, граф Илья Андреевич, был основателем Историко-филологического института в Нежине, где учился Гоголь. Близкий Гоголю граф П. В. Завадовский служил трем Монархам и при Императоре Александре I был министром народного просвещения. Князь Кочубей был председателем Государственного Совета, и древний род Кочубеев, как и Скоропадских, дал много выдающихся деятелей на разных поприщах государственной иерархии. Немало верных сынов Российской Державы вышло из именитых фамилий Дараганов, Ханенко, Квитко, Судиенко, Лизогубов и др. Сотни тысяч малороссов мужественно сражались в рядах Императорских армии и флота, защищая Родину, расширяя, в порядке здорового исторического развития, пределы Империи. Известно, как ценились в войсках малороссы – вахмистры, фельдфебели, боцманы, унтер-офицеры и пр. Во время польских восстаний и революционного движения девятисотых годов, если исключить повсеместные тогда в России аграрные беспорядки, малороссийские губернии и были оплотом русской государственности. Ярким национальным органом в России была газета «Киевлянин», издававшаяся в Киеве сначала Д. И. Пихно, бедным крестьянином Волынской губернии, потом профессором Киевского университета Святого Владимира и, последние годы жизни, членом Государственного Совета, а затем профессором Виталием Шульгиным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Кто опишет, какие чувства волновались во впечатлительной душе Феофана пред концом его? Какие страшные призраки вставали пред ним — призраки людей, погибших с его ведома, по его иногда проискам… И этих людей предстояло ему теперь увидеть лицом к лицу. Говорят, что, сводя последние счеты с жизнью, Феофан, приставляя указательный палец ко лбу — говорил: «О главо, главо, разума упившись, куда ее приклонишь?» Множество трудов и постоянное напряжение сломили крепкое здоровье Феофана так рано для него, на 55 году. До последней минуты он сохранил сознание. Он скончался пред вечером 8го сентября 1786 года и погребен на южной стороне новгородского Софийского собора, около митрополита Иова. Самая блестящая эпоха деятельности Феофана, с точки зрения нравственной, была, кажется, эпоха ректорства в Киеве. Свежая живая струя, внесенная им в сухое дотоле преподавание, сочувствие и поддержка, ради Феофана оказываемая академии сильными лицами — все это поставило академию на незнаемую ею дотоле высоту, и в ее классах стали беспрестанно слышаться самые громкие имена Малороссии, молодые представители которых стекались сюда получать образование… А далее… Живи Феофан в другую, установившуюся эпоху, он бы был, вероятно, иной. И страшно подумать, сколько великих сил его израсходовано на подпольную борьбу, на доносы, шпионства, на широко раскинувшуюся деятельность политического интригана, в которой ему можно приискать одно лишь извинение: чувство самосохранения. Наконец невольно приходится жалеть, что великий ум Феофана не был озарен тем пламенем веры, которое бы осветило в его глазах иначе многие из явлений в церковной жизни того времени, и сроднило бы его с тем русским народом, духу которого так чужд Феофан-европеец. Глава V. Опальные архиереи. Исповеднический подвиг Феофилакта Лопатинского. Как характеристика эпохи очень интересна судьба архиереев, вовлеченных в поток тогдашних политических интриг, и дорогой ценой расплачивавшихся за то. Мы остановимся на судьбе двух таких опальных архиереев. Феодосия Яновского и Георгия Дашкова, тем более занимательной, что они оба раньше пользовались большим фавором, — настолько большим, что тягались с Феофаном. И падением своим обязаны тому же Феофану.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Кто опишет, какие чувства волновались во впечатлительной душе Феофана пред концом его? Каше страшные призраки вставали пред ним – призраки людей, погибших с его ведома, по его иногда проискам... И этих людей предстояло ему теперь увидать лицом к лицу. Говорят, что, сводя последние счеты с жизнью, Феофан, приставляя указательный палец ко лбу, – говорил: „О главо, главо, разума упившись, куда ее приклонишь? “ Множество трудов и постоянное напряжение сломили крепкое здоровье Феофана так рано для него, на 55 году. До последней минуты он сохранял сознание. Он скончался пред вечером 8-го сентября 1736 года и погребен на южной стороне Новгородского Софийского собора, около митрополита Иова. Самая блестящая эпоха деятельности Феофана, с точки зрения нравственной, была, кажется эпоха ректорства в Киеве. Нежная живая струя, внесенная им в сухое дотоле преподавание, сочувствие и поддержка, ради Феофана, оказываемая академии сильными лицами – все это поставило академию на незнаемую ею дотоле высоту, и в ее классах стали беспрестанно слышаться самые громкие имена Малороссии, молодые представители которых стекались сюда получать образование... А далее... Живи Феофан в другую, установившуюся эпоху, он бы был, вероятно, иной. И страшно подумать, сколько великих сил его израсходовано на подпольную борьбу, на доносы, шпионства, на широко раскинувшуюся деятельность политического интригана, в которой ему можно приискать одно лишь извинение, чувство самосохранения. Наконец, невольно приходится жалеть, что великий ум Феофана не был озарен тем пламенем веры, которое бы осветило в его глазах иначе многие из явлений в церковной жизни того времени, и сроднило бы его с тем русским народом, духу которого так чужд Феофан-европеец. Глава V. Опальные архиереи Как характеристика эпохи, очень интересна судьба архиереев, вовлеченных в поток тогдашних политических интриг, и дорогой ценой расплачивавшихся за то. Мы остановимся на судьбе двух таких опальных архиереев, Феодосия Яновского и Георгия Данкова, тем более занимательной, что они оба раньше пользовались большим фавором, – настолько большим, что тягались с Феофаном. И падением своим обязаны тому же Феофану.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010