В дек. 1721 г. И. писал в Святейший Синод: «Лютеранский пастор Яган Сикилис близ православной церкви построил свою церковь и чинит сим помешательство». Жалоба И. успеха не имела. Волынский покровительствовал также прибывшему в Астрахань «римской веры патеру Антонию» и строительству в городе 1-го костела. В ответ на доношения епископа Синод указом от 27 апр. 1722 г. предписал ему «упразднить неотложно» костел, построенный «самовольно и дерзостно, без его императорского величества указу и без синодального определения» (ОДДС. Т. 2. Ч. 1. 440. С. 603-604). Губернатор, обладавший «необузданным нравом, не терпящим противоречий», участвовал в нескольких тяжбах об имуществе служителей архиерейского двора, клириков епархии и др. Епископ неоднократно писал в Синод о положении дел в крае, за что, видимо, впал в немилость (см. подробнее: ОДДС. Т. 2. Ч. 1. 11. С. 9-10; Юдин П. Л. Из дел об А. П. Волынском//РА. 1899. Кн. 3. 9. С. 39-48). Возможно, на репутацию И. повлияли и события, связанные с почитанием в крае св. прав. Боголепа Черноярского и посещением в 1722 г. имп. Петром I часовни над могилой этого отрока-схимника. Летом того же года по распоряжению имп. Петра часовню разобрали, гробницу св. Боголепа сровняли с землей. Высочайший указ от 12 янв. 1723 г. повелевал И. «за некоторые его величеству известные причины, из Астрахани вывести и определить в которую пристойно епархию викарием» ( Благонравов. 1902. С. 47). 23 июня того же года И. был назначен епископом Корельским и Ладожским, викарием Новгородской епархии. Был ближайшим помощником архиеп. Феодосия (Яновского) . В сент. 1723 г. участвовал во встрече в Новгороде ковчега с мощами св. блгв. кн. Александра Невского, совершал торжественные богослужения в Софийском соборе по случаю перенесения мощей в С.-Петербург. 16 марта 1726 г. И. возглавил Вологодскую, а 22 апр. того же года - Суздальскую епархию. Построил неск. церквей в Суздале, в т. ч. «обетную» каменную ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы на месте деревянной Варваринской ц., в которой начинал священническое служение.

http://pravenc.ru/text/468885.html

В кон. апр. 1694 г. И. был назначен настоятелем Троице-Сергиева мон-ря. В том же году совершил перестановки в монастырском управлении: келарем стал Мисаил (Григоров), казначеем - Пахомий (Бурнашев). Впосл. И. поддерживал с ними переписку. Годы настоятельства И. в Троице-Сергиевой обители - наиболее вероятное время возведения здесь царских «Чертогов» (документация не сохр.). Во время Азовских походов в 1695 и 1696 гг. мон-рь предоставил 50 тыс. р. и 40 тыс. р. «на ратных людей». 8 окт. 1696 г. братия обители во главе с И. встречала царя Петра I, прибывшего для благодарственной молитвы по случаю взятия Азова. После кончины 6 дек. 1696 г. Новгородского митр. Евфимия (Рылкова) И. был избран его преемником. Хиротонию 6 июня 1697 г. возглавил патриарх Адриан. До сент. И. оставался в Москве, проживал на подворье Новгородских архиереев в Китай-городе. 27 сент. прибыл в Новгород, по дороге остановился в Валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери монастыре и велел снять для себя копии с рукописей недавно переведенных там книг. Нуждаясь в образованных сподвижниках, И. взял с собой в Новгород мон. Феодосия (Яновского ; впосл. архиепископ), который отбывал наказание в Троице-Сергиевом мон-ре. Первоочередной задачей И. стало обеспечение иконами, церковными книгами и утварью храмов, выгоревших в мае 1696 г. во время пожара на Торговой стороне Новгорода. Под личным наблюдением И. восстанавливался Знаменский собор. В качестве образца для изготовления иконостаса И. выбрал иконостас Успенского собора Троице-Сергиева монастыря, собственноручно скрепил книгу для сбора пожертвований и первым внес вклад на украшение (100 р.). При И. в епархии было построено много храмов, первым стала заложенная митрополитом каменная больничная ц. блгв. кн. Александра Невского в Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре (1698; не сохр.). Памятная доска сообщала, что церковь «устроена по благословению Великого Господина Преосвященного Иова, митрополита Великого Нова-Града и Великих Лук, тщанием и рачением и усердным подаянием того же Великого Нова-Града воеводы ближнего окольничего Петра Матвеевича Апраксина и прочих христолюбивых того Великого Нова-Града жителей, священного и воинских и купеческих и всякого чина людей» (ИРИ.

http://pravenc.ru/text/578172.html

В память о торжествах Святейший Патриарх Кирилл передал Духовной академии список Владимирской иконы Божией Матери, а также две книги — о Поместном Соборе 1917-1918 годов и о памятниках древнего русского зодчества. Затем состоялось вручение церковных наград. Их были удостоены:  В завершение Святейший Владыка напутствовал верующих: «Еще раз всех с праздником, дорогие мои! Молитвами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова да хранит Господь сию замечательную духовную школу нашей Церкви и каждого из вас на том замечательном, великом, непростом, но одновременно радостном пути, который вы избрали. Христос Воскресе!» Родоначальницей нескольких учебных заведений Санкт-Петербурга, в том числе Духовной академии, стала Славенская школа. 11 июля 1721 года распоряжением архиепископа Новгородского Феодосия (Яновского), во исполнение императорских указов, велено было «учредить во общую пользу при Александро-Невском Монастыре, для учения юных детей чтения и писания, Славенскую школу». В 1726 году при императрице Екатерине I Славенская школа была переименована в Славяно-греко-латинскую семинарию. В 1786 году в Российской империи была начата масштабная реформа образования. В соответствии с этим митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) заявил ходатайство о преобразовании Александро-Невской семинарии в Главную семинарию. В 1797 году Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был переименован в Александро-Невскую лавру, а Александро-Невская Главная семинария преобразована в Александро-Невскую академию. 26 июня 1808 года император Александр I утвердил проект реформы духовных училищ, а в начале следующего года Александро-Невскую академию разделили на три вполне самостоятельные ступени: Санкт-Петербургскую духовную академию — первую в России, устроенную по новому уставу (высшая ступень), Санкт-Петербургскую духовную семинарию (средняя ступень) и Александро-Невское духовное училище (низшая ступень). После разработки и принятия Устава 17 февраля 1809 года состоялось торжественное открытие Санкт-Петербургской духовной академии.

http://patriarchia.ru/db/text/5927618.ht...

«В этот праздничный день хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто трудится на благо епархии. Наша особая благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, почетному жителю Северной столицы, за его внимательное отношение к церковной жизни города. Заслуживает глубокой признательности его неоценимая помощь в реставрации комплекса Александро-Невской лавры и исторического здания духовной академии. Моя благодарность всем вам, дорогие владыки, всему духовенству митрополии за труды, которые вы неустанно и усердно несете во всякое время, не жалея сил и времени ради того, чтобы быть пастырями добрыми для людей. Вы понимаете, что исполнение пастырского долга не должно зависеть от благоприятного или неблагоприятного времени. Священнослужители митрополии всегда отличались сердечностью и внимательным отношением к своим обязанностям. Многие строили и строят храмы и монастыри, не имея серьезных доходов для этого и опыта, но Господь всегда помогает во благовремение, видя усердие и горячие молитвы, дает все потребное. Многое зависит от духовенства, от желания и стремления каждого из нас повлиять на негативные процессы в обществе, от активности и творческого подхода, способности меняться в лучшую сторону и всегда служить людям», — отметил митрополит Варсонофий. Архипастырь поблагодарил городские и областные власти за помощь и сотрудничество. От губернатора Александра Беглова епархии был передан подарок — картина с изображением не сохранившегося до наших дней Троицкого храма, основанного в петровские времена. Наместник Александро-Невской лавры  епископ Кронштадтский Назарий  в своем докладе «Исторические предпосылки учреждения Санкт-Петербургской епархии в контексте истории Александро-Невской лавры» отметил, что обитель была основана на 42 года раньше, чем епархия. Он поделился соображением, что синодальный период, по сути, начался в 1700 году, со смертью Патриарха Адриана , хотя сам Синод был основан 21 год спустя. Мысль об основании монастыря принадлежит Петру I, и планы по организации обители возникли практически одновременно с основанием города. В 1710 году на территории будущего монастыря была поставлена часовня, в 1712-м началось строительство храма, через год освящена первая церковь — Благовещенская. Рассказал владыка Назарий и о драматических перипетиях в судьбе первого игумена Александро-Невской лавры — архимандрита (впоследствии архиепископа) Феодосия (Яновского; 1673-1726), закончившего жизнь в опале со снятием сана.

http://patriarchia.ru/db/text/5941369.ht...

Из Свято-троицкой обители Тюменской. Декабря 25 дня 1727г. II. Дело о предоставлении Киевской кафедре прежнего титула митрополии В 1589 г. учреждено патриаршество в России, и вместе с повышениеем московского первосвятителя в сан патриарха естественно должны были повыситься на иерархической лестнице и подведомственные ему архиереи. На том же московском соборе, на котором узаконено патриаршество, положено: быть в ведении патриарха 4 митрополитам, – и тогда же метрополичьим саном почтены архиереи: Новгородский, Казанский, Ростовский и Крутицкий. В 1686 г. мы находим в ведении Московского патриарха уже 12 митрополитов: кроме четырех вышеуказанных, еще: – Киевского, Суздальского, Смоленского, Рязанского, Астраханского, Тверского, Псковскаго и Сибирского. При Петре патриаршество было отменено и заменено св. синодом, под председательством сначала митрополита рязанскаго Стефана Яворского , а потом с конца 1722 г. архиепископа Новгородского Феодосия Яновского. Понятно, что при этом должно было совершиться обратное движение в иерархии, т.е. понижение архиереев в иерархаческих степенях. Когда первенствующий в св. синоде архиерей носил звание только архиепископа, то неуместно было бы другим не столь высоко поставленным архиереям украшаться высшим саном. «Его Величество – пишет Татищев (в своей Росс., ист. ч. 1-я М. 1768 г.) о проектах Петра относительно духовного штата, – «видя, что, хотя звание архиереев на три степени разделили, яко митрополиты, архиепископы и епископы, но разность их ни в чем ином, как в председании и одеждах состояла, в правлении же и власти каждый равную силу имел,... того ради чин митрополита, яко излишний, оставил,... и., намерился учинить пять архиепископов, яко Великороссийский, Белороссийский, Малороссийский, Болгарский и Сибирский, – под их смотрением 38 епископов», – и проч. Татищев прибавляет, что сию роспись с собственноручною пометкою государя видел он у архиепископа Прокоповича. Конечно смерть воспрепятствовала Петру I выполнить его предначертания относительно иерархического деления России на пять архиепископий, но что касается до отменения митрополичьего достоинства, то Петръ успел сделать нечто для этой цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Исполняя распоряжение о запрете почитания несвидетельствованных мощей, приказал погрести нетленные тела, выставленные в храмах в Сорочинцах и др. городах. В донесении от 7 февр. 1726 г. сообщал, что в его епархии ложных чудес (от колодези, березы, от несвидетельствованных образов) не бывало. Заботился об упорядочении богослужения и делопроизводства, распространении духовного образования, искоренении злоупотреблений духовенства. В. неоднократно писал жалобы на киевских мещан, духовенство, школьное начальство и монастырские власти, в т. ч. на игуменов киевских мон-рей, к-рые в период межархиерейства присвоили себе власть над приходским духовенством монастырских вотчин. В качестве исключения получил разрешение Синода постригать в монашество студентов без 3-летнего «искуса». Отличался слабым здоровьем, в 1725-1726 гг. сильно болел. В. принадлежал к группировке противников архиеп. Феофана (Прокоповича). Поддержал переиздание «Камня веры» Рязанского митр. Стефана (Яворского) . После удаления с кафедры покровителя В. Новгородского архиеп. Феодосия (Яновского) Киевский архиепископ стал подвергаться нападкам со стороны Феофана (Прокоповича). Преображенская канцелярия в 1727 г. прислала В. запрос относительно присяги, к-рую, по показаниям архидиаконов киевского архиерейского дома Гавриила Леопольского и Иоасафа Сенюковича, он принес бывшему Новгородскому архиеп. Феодосию. В 1729 г. участвовал в совещаниях с посланником Сорбонны аббатом Жаком Жюбе, посвященных соединению правосл. и католич. Церквей (обсуждение вопроса было начато в 1717 по инициативе франц. богословов и по повелению имп. Петра I ). Тогда же доносил об использовании киевским войтом Д. Прилуцким в ходе земельной тяжбы с архиерейским домом подложных гетманских универсалов и просил Коллегию иностранных дел оградить его от обид со стороны войта. В июле 1730 г. архиеп. Феофан (Прокопович) использовал донос киевских мещан, бурмистра А. Халявки и войта Прилуцкого, о неслужении В. торжественных молебнов по случаю восшествия на престол Анны Иоанновны для расправы с ним. В. тщетно искал заступничества у самого архиеп. Феофана, канцлера Г. И. Головкина и у князей М. М. и Д. М. Голицыных. 2 авг. 1730 г. он был вызван в Москву, куда прибыл только 22 сент. Задержка в пути послужила дополнительным пунктом обвинений. Судебное разбирательство завершилось 25 нояб. 1730 г. лишением В. архиерейства и священства «через игумена угрешского Аввакума».

http://pravenc.ru/text/154179.html

Лейбниц обращался к нему с предложением перевести на «языки инородцев» для распространения христианства «Отче наш», символ веры и заповеди блаженства. Политическая судьба Яворского складывалась скорее неудачно. Он постепенно разочаровывался в Петре, видя в нем человека не только не радеющего о вере, но даже, пожалуй, друга протестантов. Еще более обострились его отношения с царем, когда ему пришлось противостоять Феофану Прокоповичу и Феодосию Яновскому, которых Петр стал явно предпочитать сохранявшему внешне первенство Стефану Яворскому . Неоднократно Яворский обращался к царю с просьбой освободить его от местоблюстительства, но неизменно получал отказ. Трогательна кончина Яворского. В завещании он оставлял все свои «сокровища» – книги – Нежинскому Богородичному монастырю, который основал на своей родине. При этом каталог, составленный самим Яворским, был сопровожден словами: «Идите, милые книги, прежде так часто находившиеся в моих руках! Идите, слава моя, мой свет, мое сокровище… Вы, книги и сочинения мои, простите! Приобретенная трудами моими библиотека, прости! Простите, братья мои и сожители! Простите все. Прости и ты, гостиница моя, любезная мать-земля!..» Из сочинений Яворского наиболее известен «Камень веры» – полное систематическое изложение православного вероучения в тех пунктах, где оно расходится с протестантским. Здесь имеются обширные трактаты об иконах, мощах святых, евхаристии, священном предании, благих делах и других богословских вопросах. «Риторическая рука» Стефана Яворского написана в 1705 г. и переведена на русский язык Феодором Поликарповым. Сочинению предшествует посвящение боярину Иоанну Алексиевичу Мусину-Пушкину, где автор сравнивает военное величие России («завоеваны грады, покорены царства») и бедность «мус, жилищ ученых» – здесьто «московский орел врожденную себе ясно показа остроту,… к солнцу премудрости немизающия водрузи зеницы». И в наступившей после «толиких мразах» «преблаженной весне» Яворский представляет себя «вертоградарем», который вручает своему господину «во единой руце риторической – снопик».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Около 1792 г. приход Яновской числился за Винницким настоятелем Иоанном Романовичем, когда последовала на его имя храмозданная грамота от униат. Киев. митрополита Феодосия Ростоцкого. По этой грамоте был заложен каменный храм в честь перенесения мощей св. Николая, оконченный постройкою после присоединения прихожан к православию и освященный в 1829 г. при священнике Стефане Рогале-Левицком, бывшем на приходе до 1848 г. Раскраска этого храма закончилась лишь в 1878 г. В таком виде он существует и теперь; помещается на северной стороне Янова, между двумя сходящимися дорогами из м. Пикова и от вокзала, об одном куполе, имеет вид креста. Иконостас в нем четырех-ярусный, резной работы. Старая деревянная церковь истреблена была пожаром в 1809 г., и из материала, уцелевшего от нее, устроена часовня на старом кладбище. Надобно заметить, что и раньше здесь была часовня, в виде костела, о которой упоминает генеральная визита 1785 г., куда прихожане, во время постройки новой церкви, собирались для слушания церковных служб и выполнения церковных треб. Потом эта часовня перестроена в усыпальницу и существует в таком виде до сих пор. Такая же точно усыпальница находится и на другом, так называемом новом кладбище; она выстроена из дерева упраздненной колокольни. Церк. земли в приходе: усад. в 2-х уч. 3 д., пах. в 3-х уч. 36,04 д., сенок. в 4-хъ уч. 24,75 д., под цер. погостом 1,64 д. и под кладбищем 2 д. Церковная школа в м. Янове появилась в 1867 году, но затем с 1871 года преобразована в министерское одноклассное народное училище; в 1897 году открыта школа грамоты для девочек. Причт. постройки возведены в 1878-1880 гг. помещиком гр. Холоневским. — Рим.-катол. костел каменный, во имя Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии, постр. в 178О г. Соломиею Холоневскою; прихожан имеет ок. 1493 д. обоего пола в м. и окрестных селах. Источник: " Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета " 1901 года Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=59310

Особое покровительство П. оказывал кн. А. Д. Меншиков, к-рый, будучи экономом Александро-Невской обители, часто навещал архимандрита, «пел молебен» в мон-ре. Сам П. также регулярно бывал на «обедах» и «ужинах» у князя (Повседневные записки. 2000). Когда указом имп. Петра II Алексеевича от 5 июля 1727 г. панагии, «оставшиеся после св. патриархов» и пожалованные имп. Петром I, повелевалось «отобрать назад в патриаршую ризницу», кн. Меншиков «словесно приказал» Синоду «ничего не требовать» от П., поскольку Александро-Невский мон-рь находится «в протекции его светлости» (ОДДС. Т. 1. С. 753; Чистович. 1868. С. 203, 225). В 1725 г. П. наряду с архимандритами Феофаном (Прокоповичем), Афанасием (Паисиос-Кондоиди) и Рафаилом (Заборовским) давал показания против архиеп. Феодосия (Яновского), а в 1726 г.- против архим. Маркелла (Родышевского). При этом П. не во всем был «солидарен... с партиею Прокоповича», а архим. Маркелл, «нападая всеми силами на Прокоповича... старался выгородить архимандрита Александро-Невского» и даже высказывал ему благодарность за проявленные к нему милости ( Скворцов. 1878. 1. С. 36). В 1729 г. и позже П. расследовал дела белгородского архим. Никодима (Сребницкого), обвинявшегося в «блудном насилии» над работницей Ксенией Тарасовой и в др. грехах, в т. ч. во взяточничестве, но оправдал его, признав доносы на него неосновательными, сделанными от «простоты и незнания» (ОДДС. Т. 8. С. 346-348; Т. 19. С. 464). В 1730 г., после восшествия на престол имп. Анны Иоанновны , П. был отстранен от управления Александро-Невским мон-рем, 28 янв. 1733 г. восстановлен в правах, но без звания «первейшего» архимандрита. При П. по его приглашению в покоях Александро-Невского мон-ря проживал его друг - литератор и филолог В. К. Тредиаковский . Сам П. также писал стихи. Известно, что в 1739 г. свое стихотворение на «взятие Хотина» он по ходатайству Тредиаковского собирался напечатать в типографии АН, однако книга, по-видимому, не была издана (текст неизвестен). После перевода П. в Белгород Тредиаковский, находившийся в стесненных обстоятельствах, уехал к нему и проживал при архиерее с февр. 1738 до февр. 1739 г. Вероятно, П. «примыкал к той же культурной программе, которая объединяла Тредиаковского и Феофана Прокоповича», и являлся «сторонником ориентации на разговорное употребление и противником церковнославянской языковой стихии» (см. подробнее: Успенский, Шишкин. 1990. С. 161).

http://pravenc.ru/text/2580322.html

1 сентября 1723 года повелено было не включенных в подушный оклад священно и церковно-служительских детей, не желающих учиться, отдавать в архиерейские школы «и неволею» 5 . Определением Св. Синода 15-го октября того же 1723 года «велено во всех епархиях в домех архиерейских священно-церковно-служителевых детей помянутой науке (грамматике), ежели где таковые учители обретаются, учением производить неотложно»; а ежели где таких учителей нет, то «для обучения оной науки» послать из епархий по три человека из молодых людей, от 15 до 20 лет, в Новгородскую школу и содержать их здесь насчет тех епархий, от коих они посланы. Вследствие этого, в 1723, 1724 и 1725 годах прислано было в Новгородскую архиерейскую школу 18 человек из епархий: Устюжской 2, Ростовской 3, Суздальской 1, Рязанской 3, Коломенской 3, Воронежской 2 и Тверской 4. Определением Св. Синода 15 июня 1724 года велено репортовать « в каждом году о обретающихся под ведомством Св. Синода во учении учениках дважды», о чем 30 июня послан указ к бывшему тогда советнику, школ и типографий проректору, Троицкому архимандриту Гавриилу Бужинскому) 6 ). Вследствие этих мероприятий, число архиерейских школ в последние годы царствования Петра 1 быстро увеличилось. Кроме старых школ Киевской и Московской Академий, Черниговского Коллегиума и Новгородской, с 1721 года вновь появились следующие архиерейские школы: в 1721 году Нижегородская, Александро-Невская 7 ) и Иркутская 8 ); в 1722 году Тверская 9 ) и Белоградская 10 ); в 1723 году Коломенская, Казанская, Суздальская, Вятская и Архангельская или Холмогорская 11 ); в 1724 году Вологодская 12 ) и Рязанская 13 ); в 1725 году Устюжская 14 ) и Псковская 15 ). В этот же, вероятно, период времени учреждена Смоленская 16 ) и восстановлена Ростовская архиерейские школы 17 ). Большею частью школы эти учреждены были архиереями из бывших воспитанников Киевской Академии 18 ). По кончине Петра 1, развитие архиерейских школ временно приостановилось и число их пошло даже на убыль. Требуемых определением Св. Синода от 15 июня 1724 года репортов об учениках архиерейских школ, кажется, вовсе не представлялось. Ученики 7-ми епархий, высланные в 1723–1725 годах в Новгородскую архиерейскую школу для обучения славянской грамматике и приготовления к учительству, 8 декабря 1725 года, по определению Св. Синода, а по словесному предложению Новгородского архиепископа Феодосия Яновского, отпущены в свои епархии, «понеже многие ученики никакого в том плода не имеют, но туне токмо время препровождают и домовую пищу тратят» 19 ). Архирейские школы одна за другой стали закрываться. В 1725 года распущены были по домам ученики Вологодской архиерейской школы, в 1726 году Суздальской, в 1727 году Холмогорской, в 1728 году Ростовской, Казанской, Устюжской и Вятской 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010