30. Крест напрестольный-мощевик (?) Инв. М-5343 (123). 1664 год. Киев (?). Серебро; резьба, золочение. 29.5×14.7×1.1 см. Поступил 8.06.1941 из Казанского храма с. Стригина Муромского уезда. Описание. Крест семиконечный, прямолинейный, полый внутри. В средокрестии – круг с отходящими прорезными «языками пламени». Обе стороны и торцы сплошь гравированы. На лицевой пластине в центре – Распятие. На верхней перекладине – Саваоф на Престоле в позе «Оранта», по сторонам пара профильных херувимов и пара ликов ангелов (западной иконографии). На рукояти – Иоанн Предтеча в рост. Фигура Христа проработана с анатомическими подробностями; тщательно изображены торчащие гвозди. На голове Христа – терновый венец, чётко изображённый на фоне традиционного крещатого нимба. Крестное древо дано с проработкой текстуры. Фон заполнен элементами цветочного характера. Именующие надписи на лицевой пластине креста: ХЕРУВИМ ХЕРУВИМ; ГСДЬ САВАОФЪ; ХС; С IOAH КРСТЛ . Изображения и надписи на нижней пластине креста: На обороте в средокрестии – изображение Купятицкой Богоматери ( мр фу ). По трём сторонам креста-святыни в кругах даны поясные фигуры святых: Григория Богослова ( с ), апостола Луки ( етс лука ) и Андрея Первозванного ( андреи перво ); по сторонам у креста поясные изображения Бориса ( с ) и Глеба ( с глеб ), Флора ( смч флор ) и Лавра ( смч лавер ). На верхней перекладине – Иисус Христос Эммануил ( емануил ) с предстоящими архангелами ( ар михаи ар ); под ним – полуфигура Иоанна Богослова ( бгсло ): на среднем перекрестии – мученики Никита ( смч никит ), Прокопий ( смч ), Георгий Победоносен ( смч ), Димитрий Солунский ( смч ), Меркурий ( мч ), Феодор Тирон (?) ( смч феодор ). Под Купятицкой Богоматерью – Николай Чудотворец в рост ( сты ). На нижнем перекрестии – поясной Иоанн Дамаскин ( пр дамас ); под ним – равноапостольные святые Владимир ( ст в ) и Ольга ( ст ол ), предстоящие Иисусу Христу в облаках ( хс ). На нижнем конце рукояти – фигуры преподобных Феодосия [ п феодос (?)] и Антония ( прд ан ) Печерских (?), предстоящих Богоматери Знамение ( мр фу ). Все изображения заключены в обрамления из цветочных гирлянд.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Кременчуг. Церковь Спаса Преображения. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1801-1803 гг. на месте нынешнего торгово-развлекательного комплекса " Европа " (бывший " Дом Офицеров " ) была выстроена каменная одноглавая, в одной связи с колокольней, Спасо-Преображенская церковь, освященная 4 сентября 1803 года по благословению епископа Малороссийского и Переясловского С. Лебединского. Трехъярусные резные золочёные иконостасы изготовляются только в 1866 году на пожертвования богатых прихожан. В центральном иконостасе располагались самые дорогие иконы в богатых серебряных ризах, украшенные поделочными и драгоценными камнями. Среди церковных книг древнейшим было евангелие, отпечатанное в Москве в 1701 году. Достойным украшением его стал богатый серебряный с позолотой оклад, на лицевой стороне которого помещалось пять больших эмалевых овалов с изображением евангелистов и Казанской Богоматери. Престолов в храме было три: главный во имя Преображения Господня, в приделах: Казанские иконы Божьей Матери и Рождества Иоанна Предтечи. В 1837 г. в Спасо-Преображенском соборе крестился П. Житецкий, ставший позднее известным филологом, первым историком украинского литературного языка. Его отец был священником Спасо-Преображенской церкви, их дом находился рядом с церковной усадьбой. Позднее, после смерти священника, у его наследников дом собиралось купить Кременчугское уездное земство для расположения в нём уездной управы. Но сделка не состоялась, а земство выстроило для своих нужд новый дом по Училищной улице (этот дом сохранился до наших дней, находится за гостиницей «Кремень»). После революции церковь закрывают и в середине 30-х г.г. разбирают. Кирпич используют для устройства парапета вокруг сквера МЮДа, а строительный мусор - для засыпки болота на Сенной площади. Судьба драгоценных книг и икон неизвестна. Причт: протоиер. Алексей Федор. Клепачевский (Елин. у. с. д.), священники: Матвей Платон. Якубовский (Докторская улица, собственный дом) и Георг. Семен. Кривусев; диаконы: Кондр. Онимфоров. Ильяшевич и Митроф. Федор. Касьяненко, псаломщики: Федор. Леонт. Мариниченко (все в церковном доме по Екатерининской улице), староста купец Александр Феодос. Золотарев. По материалам книги А. Лушакова и Л. Евселевский «Улицами старого Кременчуга», Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=40111

Уже кости мертвых валяются где, то велика 379 человеку тому мзда, оже погребут их. 55 Икону погребли бяху с мертвецом 380 святого Михаила, и не повеле возгребать: крестьянин 381 , рече, есть. 56 Како подобает даять причащение больным, и что петь, аще ся годит вборзе? – «Благооловен Христос Бог наш», таже «Пресвятая Троице», «Отче наш», таже «Верую в единого Бога», по нем «Вечери твоей» да «Слава» рекше, также стихиру «Царю Небесный», яже есть на пянтикостью, таже Богородице, таже «Господи помилуй» молви .м. , таже молитвы причащению. И тако даст святых даров, таже водицы. 382 И приготови сосуд чист, да аще возблюет, влить в реку. 57 Прашах: достоит ли дать 383 тому причащение, аже в великий пост совокупляется с женой своей? – Разгневася: ци учите 384 рече, воздержаться в говение от жен? Грех вы в том! – Рех; написано, владыко; есть бо в уставе в белеческом, яко добро есть блюстись, яко Христов пост есть. Аще не могут, а преднюю неделю и последнюю. 385 И Феодос, рече, у митрополита слышав, написал. – Такоже не ни написав, рече, ни митрополит, ни Феодос, разве неделя праздник 386 ; а праздное недели все дни, аки дни недели. Аще ли створит 387 тако, запрети ему пакы творити. А хотяче комоу причащатися в неделю, то в субботу измыться рано, и паки к жене в понедельник на вечер. 58 Прашах причащения 388 детям на велик день. – Остави, рече, в великую субботу служив, причащение и дору, и дай по заутреней в неделю; таже сыр [и] 389 яйца; любо си и не были на заутрени, часов не пой им, и молитву творив им, и тако дай причащение. Се же написах тех деля, иже не могут до обеда блюстись не ядуче. А сосущим 390 , коли хотяче причащаться, сосавше, нету беды. 59 А оже то 391 рех: яйцам толчет 392 в зубы до обедни, аще и 393 великий? – Еже малым, рече, то нету беды, причащаются 394 ; а иже совершену, аще поне единою потолчет, то несть беды причащаться; а иже многажды, а помня, а то аки обидно: того возбраняй. 60 Паки прашах сего: коли крестят дитя, егда же есть не разрешено, даже [не] 395 принесут его ни на вечерню, ни на заутреню, ли 396 роботой, или убожеством, или како хотяци, и дома ничтоже не пели ему, дать ли ему причащение на литургии? – И повеле дать: дай, рече. То кто 397 , рече, кормит дитя, или родная мать, или кормилица, да не ест до обеда; аще ли ест, то не дай дитяти причащения. А на обеде не есть ей мяса, ни молока до восьмого дня, нъ единой. 398 61

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

57. Спрашивал, можно ли дать причастие тому, кто в Великий Пост совокуплялся со своей женой. Нифонт разгневался: учите ли вы, сказал, в пост воздерживаться от жен?! А я сказал: написано, владыка, в белеческом уставе, что хорошо блюстись (Л. 280б) в Христов пост. Но если же не могут, то первую неделю и последнюю, и Феодос сказал, что слышал у митрополита так написано. Он ответил, что ни митрополит, ни Феодос такого ни писали. Только в воскресенье Светлой Седмицы завершается праздник, а на Светлой неделе все дни как воскресенье. Если кто-то так сделает, запрети это делать! А если кто-то захочет причаститься в воскресенье, пусть омоется с утра в субботу, и только вечером в понедельник войдет к жене 91 . 58. Спрашивал, как причащать детей на Пасху? Оставь, сказал, от службы великой Субботы причащение и антидор, и дай после воскресной заутрени. Часов не пой им и, сотворив молитву, дай им Святое причащение, и также дай им сыр и яйца. Это я написал ради тех, которые не могут воздерживаться не евши до обеда, а сосущим когда хочешь можно причащаться, сосав грудь причаститься – нет беды 92 . 59. А о тех, кто яйцами в зубы стучит до обедни, а сами взрослые. Если маленькие, то нет беды и можно причаститься, а если совершеннолетние – то если только один раз постучит. А если многократно, после напоминания, то таковым возбраняй 93 . 60. Еще я спрашивал его, если крестим дитя, когда не положено [когда оно еще не освобождено от грехов] 94 , и его [не] принесут ни на вечерню, ни на заутреню, будучи заняты работой, или по своему убожеству, или так захотелось, и дома ничего не пели ему – дать ли ему причащение на литургии? Он повелел – дай, (Л. 281а) только пусть та, которая кормит дитя – родная мать или кормилица – пусть не ест до обеда. Если наелась – не давай ребенку причащения 95 . 61. Если человек обжегся, и идет из рта гной, можно ли ему причаститься? Очень даже нужно, сказал он, не хорошо, если смрад отлучит его от святыни, не тот смрад отлучает, что идет из уст, но смрад греховный 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

499 Замечание Голубинского (42, прим.), что в данном случае свидетельству Патерика не может быть усвояемо положительного авторитета – не достаточно основано. Корсунь в то время находилась в таком состоянии, что едва ли могла давать нам образцовых архитекторов и художников. 503 В Печерск. монастыре были свои мастера – иконописцы, напр. пр. Алипий, ученик греческих живописцев. Для истории иконописного дела в Сл. о пр. Ал. не без интересны такие подробности: краски растираются на камне (л. 145 об.); сосуд с красками – вапница (л. 142 об.; 145 об.); доски иконные (х 143 об.); вапы шаровные (л. 142 об.); иконы обкладывались золотом и серебром (лл. 141 об.; 143 об.; 145 об.). 504 Ср. Голубинского: «Весьма возможно, однако, что и у нас люди бедные, и особенно в местностях безлесных, где гробы были дороги, хоронились по обычаю греческому без них». (Ист. р. ц. I–2, 392). 505 Подробн. см. Голубинский. Ист. р. ц. I–2, 398; О. А. Фотинский, Побратимство и чин братотворения. «Волынск. Ист.–Арх. Сборн.» В. II. Житом. 1900. 509 Ж. Ф.=рукп. И. П. б. О. I. 33, 31–6: «кажникъ нкто кнжа домоу, иже б зло любимъ кнземъ. предержа оу него вс...» 510 Ж. Ф. 51, с.: «жена нка. иже б прдьрьжащи вьс въ дом блговрьнаго кнз вьсеволода»... 511 Кн. Изяслав, судя по тому, что «къ динъ днь полоуднию соущоу прииде по обычаю» в Печ. мон. (Ж. Ф. 40, b), – не спал после обеда. 512 Слово «жито» обозначает, по-видимому, и то, в другое: « соуска пшеницоу взима и тоу своима роукама измнааше... заутра же оубо в соуск мкоу даваше. и паки взимаше жито»... (Сл. о Ф. и В., 135 об.). По проф. Грушевскому («История», 1,145), «у нас i у зaxiдhux Словян воно означае secale, у полудневих – шпеницю (а у Резян навить кукурузу)». 515 Копытца (от «копыто», ср. слов. kopitic=die Socke) – носки. В объяснении пр. Филарета (Учен. Зап. II Отд. И. А. H. II – 2, 146, прмч.) нет ничего правдоподобного. 516 Во всех списк. Пат., кроме р. Н. Соф. б. 1365 (=Феодос. ред.), – «руда». Подробн. см. Н. Ламбин, «О слепоте Якуна и его златотканной луде» в Ж. М. Н. Пр. 1858, кн. 2–3, 33–58.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

учителю 10 р. в месяц; учеников – 42 м. п. Деревни прихода: Корчовка 1 вер. и Хутор-Врублевский в 1 версте. Дворов – 233, прихожан – 1,909 д. об. п.; р.-кат. 148 д. об. п., евр. 30 д. об. п. Крупный землевладелец – Генрих Стецкий. Свящ. – Евгений Александр. Завалич (с 1851 г.) и псаломщ. – Яков Феодос. Ферлеевич (с 1845 г.), 230. с. Горопаи волости Гордиевской, от Житомира 80 вер., от Новоград-Волынска 80 вер., от ближ, ж.-дор. ст. Печановки 9 вер., от почт. ст. Чуднова 15 вер., от ближ. приход. сс. Липно 3 вер., Меленец 5 вер. и Привитова – 6 вёрст. Приход 7-го кл. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Когда и кем построена – неизвестно. Деревянная, крыта жестью; при ней такая же колокольня. Копии метрич. книг хранятся с 1772 года, а исповед. ведом. с 1807 г. Проводы – в Фомино воскресенье. Земли: усад. 2 дес. 607 саж., пахот. 34 дес. 1,827 саж., сенок. и лесу 35 дес. 510 саж.,·неудоб. 2 десятины, от церкви в ½, 3 и 6 вёрстах. На эту землю имеется эрекция и план, составленный в 1871 г. 18 мая. Причт: 1 свящ. – 300 р. и псаломщ. – 50 р. Причт. дома и хоз. постройки весьма ветхи. Однокласн. нар. училище МНП сущ. с 1870 г., с жалов. учителю 300 руб.; учеников – 89 м. п. Крупный землевладелец – Феодор Артем. Терещенко. Дворов – 129, прихожан – 1,021 д. об. п.; р.-кат. 6 д. об. п.. евр. 20 д. об. п. Свящ. – Сампсон Лукич Марчевский (с 1870 г.) и псаломщ. – Ферапонт Адам. Левитский (с 1865 г.). 231. с. Дубровка 187 (при рч. Ставе) волости Смолдыревской, от Житомира 110 вер., от Новоград-Волынска и ближ почт. ст. 30 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Полонное 30 вер., от ближ. приход. с. Лабунского-Майдана (Заслав. у.) 4 вер., с. Радулина 8 вер. и с. Суемец – 10 вёрст. Приход 3-го кл. Церковь во имя святых чудотворцев и бессребреников Косьмы и Дамиана. Построена в 1762 году, но кем – неизвестно. Деревянная, на кам. фунд., с дерев. колокольнею. В 1846 г. обновлена на средства прихожан; в 1856 г. к ней на средства их же, пристроена каменная ризница. Проводы – в 9 день после Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Иулиана), что усладительнее сего духовного зрелища, на котором присутствуют твои сочлены и братия? Но ты хочешь дать пищу и телу своему? – Вот здесь, под смоковницею или виноградным деревом, ты можешь, по окончании собрания, дать покой и телу, не подвергая себя упрекам совести. Когда ты видишь мученика вблизи, подле себя, как бы сидящим вместе с тобою за трапезою, то не попустишь, чтобы твое наслаждение перешло в преступление. Созерцая его очами веры, как наилучшего своего наставника и отца, ты умеришь смех свой, избегнешь неблагопристойностей, укротишь все порочные порывы плоти, – чего не возможешь сделать в оном предместии. Почему так? потому что завтрашний день там соберется множество пляшущих, а смотря на таких людей, часто и скромный человек невольно склоняется к подражанию их бесстыдству; особенно же потому, что среди их находится диавол, а они точно тут бывает, вызываемый гнусными песнями, бесстыдными речами и демонскими ликованиями. А ты отрекся от всего подобного, и обручил себя служению Христову в тот день, в который удостоен святых таинств». Св. Злат. Слов. похв. св. муч. Иулиану: хр. чт. 1834 г. ч. 4 с. 138–139. 77 Бл. Авг. О жизп. инок. гл. 28 чл. 36: тв т. 6 с. 364. Антв. 1701. В видах уничтожить это-то злоупотребление останками святынь и обнародован Феодосием великим закон, указываемый в свою пользу лютеранами: «Никому не переносить тела с одного места на другое, никому не тревожить мученика, никому тем не торговать». Феодос. вел. Кодекс. кн. 9, ст. 17 о гробах, зак. 7. 80 Муч. св. Игн. богон. гл. 6 и Муч. св. Полик. смирн. гл. 18: твор. муж. ап. врем. т. 2 с. 161. 202. Амст. 1724. Евсев. Церк. ист. с. 425. Спб. 1848. Св. Злат. Похв. Слов. св. муч. Иувент. и Максиму: хр. чт. 1842 г. ч. 3 с. 336. 81 Св. Злат. Похв. слов. св. Игнат. богон.: хр. чт. 1835 г. ч. 3 с. 253. 254. 255. Св. Григ. дв. Пис. к Феодору и к Брунихильде: хр. чт. 1838 г. ч. 1 с. 301. 1845 г. ч. 2 с. 385. Пис. к Димитр., Андр. и Рихареду: воскр. чт. XV, 227–228. 82 Св. Амвр. мед. Увещ. к дев.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Памятн. российск. словесн. XII в. С. 187–195 Кроме того, в рукописных списках Кириковых вопросов читается: «Прашах: «Достоит ли дати тому причащение, аже в Великый пост совокупляется с женою своею?» Разгневася, «ци учите,— рече,— въздержатися в говение от жен: грех вы в том. Рех: «Написано, владыко, есть бо в уставе в белеческом, яко добро блюстися, яко Христов пост есть; аще ли не могуть, а преднюю неделю и последнюю. И Федос, рече, у митрополита слышав, написал». «Також написав,— рече,— ни митрополит, ни Феодос, разве недели праздныи, а праздныи недели вси дние акы неделя. Аще ли сътворить тако, запрети ему пакы творити». Памятн. российск. словесн. С. 203 Снес.: Карфаг. Соб. правило 83 Там же. 195 Снес.: св. Иоанна Постника прав. 12 Там же. 181 Сравн.: Лаодик. Соб. прав. 45 Там же. С. 181, 182, 198 У Нифонта сказано только: «Миром помазати чело, и ноздри, и уши, сердце и едину руку правую». А у Саввы прибавлено: «Чело, ноздри, уста, уши, сердце, едину руку правую долонь в знаку». Там же. 175–176 Сравн. I Всел. Соб. прав. 8; II Всел. Соб. прав. 7; Лаодик. прав. 8; VI Вселенск. Соб. прав. 92 Там же. 183 Там же. 196 Снес.: VI Всел. Соб. прав. 29 Там же. 173, 176, 177, 179, 194, 197, 201 Там же. 178 Снес.: Номокан. при больш. Требнике. Прав. 142 Там же. 179, 182–183, 185–186 Снес.: Дионис. Александр. прав. 2; Тимоф. Александр. прав. 7 По списку Новг. Кормчей. Гл. 27. Памятн. российск. словесн. XII в. С. 185, 186 Снес.: I Собор. прав. 13 Там же. 176–177, 184–185, 198, 200–201 По списку Новг. Кормчей. Гл. 1–4. Снес.: Номокан. при больш. Требнике. Прав. 144 В списке именно читается: «Прашах владыки: «Аще человеек блюет причащався?» «Аще,— рече,— от объядениа или пиянства блюет, 40 дней епитемья; аще ли от возгнушениа — 20 дний; аще ли от напрасныя болезни — мнее. Аще ли поп, да тако же 40 дний не служит со инем воздержанием; аще по нужи, яко некого нарядити служить за ся, да не служить с неделю, и паки начнет служити, опитемью держа от меду, от мяса, от молока. Аще блюет на другой день по причащении, то нету за то опитемьи; такоже и на третий. Обаче в суботу и в неделю не поститися, но инеми денми исполнити 40. Також аще ино что сътворить; а се не в которой заповеди налезох: аще кто объедся, изблюет причастие, да трегубо 40 дний — 100 и 20. Аще ли кто болезни ради изблюет причастие, 3 дни да постится; а еже есть изблевал, да сохранит на огни, 100 псалом да испоет; аще ли его пси вкусят, 100 дний да постится». Эти слова, опущенные в печатном, собственно и составляют начало записок Кириковых.

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

σπερ γαρ των το ατο κα νς Χριστο φσεων αριθμς, εσεβς νοομενος τε κα Λεγμενος, ο διαιρε τον Χριστν, λλα σωζομνην, καν τ νσει παρστησι των φσεων την διαφορν οτω κα αριθμς των οσιωδς προσντων τας ατο φσεσι θελημτων κα ενεργειν κατ " μφω γρ, ς ερηται, τς ατο φσεις θελητικς ην ατς κα ενεργητικς της μν σωτηρας ο διαρεσιν εισγει μη γνοιτο λλα την ατν δηλο κα μνον, κν τ ενσει φυλακν κα σωτηραν. Col. 289. 341 Col. 289 — 292. См.: I часть, «Анализ содерж. дисп. с Пир.». 342 Col. 293. См.: «Анализ содерж. …». 343 Col. 336. См.: «Анализ содерж. …». 344 Там же. 345 Col. 297. См.: «Анализ содерж. …». 346 0εοδοσ> Και ημες μολογομεν και τς φσεις και διαφρους ενεργεας, τουτστι, θεαν τε και νθρωπνην· και θελητικν ατο την θετητα, και θελητικν ατο την νθρωπτητα επειδ οκ νευ θελσεως ν ψυχ ατο. Δο δ ο λγομεν, να μ μαχμενον ατυ ατω εσαγγωμεν [Феодос.: И мы исповедуем и природы, и различные действования, то есть божественное и человеческое; и обладающим волей [исповедуем] Его божество, и [также] обладающим волей — Его человечество, поскольку не без воли была душа Его. «Две» же не говорим, чтобы не вводить в Него противоречие]. Μαξ. Τ ον; φσεσιν πιφημιζμενος ριθμς ο διαιρε· λλ " π θελσεων και νεργειν λεγμενος, διαιρσεως χει δναμιν; [Макс.: Что же, значит, будучи прилагаемо к природам, число не разделяет, а когда говорится по отношению к волям и действованиям, то обладает разделяющей силой?] Θεοδ. Πντως και ο πατρες π θελσεων και νεργειν οκ επον, φεγοντες τν διαρεσιν, λλ " λλην και λλην, και θεαν, και νθρωπνην, και διπλ ν, και διττν· και ς επαν λγω, και ς ερκασι λγω [Феод.: Несомненно, и отцы о волях и действованиях [этого] не говорили, избегая разделения, но [говорили] «иная и иная», «божественная и человеческая», «двойная» и «двоякая». И как они говорили, так и я говорю, и как они изрекли — говорю]. Μαξ. Δι τον Κριον, ν κοσητε μαν και μαν, λλην και λλην δις δο, δις πντε, τ νοοντες τοις λγουσιν ποκρνεσθε; και επαν. Επειδ ρκισας μς, τ μαν και μαν, δο νοομεν· και λλην, και λλην, δο νοομεν· και δις δο, τσσαρα νοομεν [Ради Господа, если вы услышите «одна и одна» или «иная и иная», или «дважды два», или «дважды пять», ответьте говорящим, что разумеете? И они сказали: раз ты заклял нас, то «одна и одна» разумеем две, и «иная и иная» — тоже две, и дважды два — разумеем четыре]. Op. Max., t. I, col. 152–153. 347

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Архиерей же просто говорит: — Я тебя очень прошу: стань, пожалуй, вместо регента до его отыскания. Ныне поют «Покаяния двери» и без руки путают. Отец же Павел рассудливо соображал себе: добре! стану я его певчим рукою кивать за одно его ласковое внимание, а если откажусь прямо, то за долг подчинения приневолить может, а вещественного ничего не даст: на первой же неделе поста после всех чувств от масленичных излишеств ко всем духовным отцам притекает самый усердный исповедник, который грех безумия своего помнит и священнику не очень скупится. Отец Павел этой пастырской практики решиться не захотел и, пойдя на отыгрыш остроумием, отвечал: — Нет, владыко, не примите за грубость, — я этого не могу. — А для чего так? — Стар стал и не сдействую. — Неправда, — сказал архиерей, — мне отец Феодосии сказывал, что ты в сем году на Петра и Павла у себя на именинах в саду всем весело распевавшим хором управлял. — С той поры, владыко, ухо у меня болело и слуху не стало. — А неправда твоя: отец Феодос говорит, что ты всегда слух к пению имеешь склоня и чуть ошибку поющих услышишь, на то головою киваешь. — Все это, владыко, уже прошло, и слух мой отупел, и я его к пению не склоняю. — А для чего же отец Феодосии говорил, что еще склоняешь? Но тогда отец Павел, много раз именем своего тайного ненавистника уколотый, сам ему отплатил и с обычною остротою и смелостию своего ума так ответил: — Что и недавно, владыко, было, но ежели ныне уже не есть, то и не пишется в реестр, а если вы не сочтете, владыко, за грубительство, то я вам против моих слов живое и неопровержимое доказательство могу представить на самом том превелебном отце Феодосии. Слышал я и несомненно тому верю, да и вы поверить изволите, что он свою чистую и святую главу к женским персям склонял и устами припадал, но ныне, мню, ни за что того не сделает. Владыка, распалясь в негодовании, вскричал: — Я этому не верю и тебе повелеваю не верить. А отец Павел отвечал, что он не верить не может, ибо читал и учил, что даже явленные миру святые, чудесами просиявшие, в детской поре к грудям своих матерей припадали и млеко из оных сосали, кроме токмо сред и пятков и других постных дней. А для того неосужденно думает, что и отец Феодосии, кроме сред и пятков и других постов, церковью установленных, сосать грудь матери своей был обязан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005   006     007