И есть след и вид достоверный, яко восприял-было намерение, чтобы, вместо Синода, паки устроить патриарха, понеже когда Феодос, бывший тогда первоначальный синодальный член, новгородский архиерей, в соборе успенском представлял его величеству, дабы место патриаршее из собору выбросить, таковое представление благочестивейший монарх с великим негодованием вменил и за то жестокий напуск Феодосу дал, что аж принужден из собора бежать, а место патриаршее, по особенному высоко-монаршему разсмотрению, осталося в целости, как прежде было, и ныне настоятеля своего ожидает. А хотя и Синод, вместо патриарха, у нас имеется, однако тебе, врагу и сопернику церкви нашея, выторжка не обретается, понеже по твоему хотению не сделалося, дабы как ваш регент, так и пасторы ваши в Синоде присутствовали. Но как прежде патриарх российский, так и ныне Синод в той же церкви благодатию Божиею состоит, в которой четверопрестольные патриархи православно-восточные начальствуют». 8) «Егда возниче некое мнение от раскольников о пришествии антихриста неправомудрствованное, 1703 года против онаго книгу написал и самаго начальника, Григория Талицкаго, обличи и безгласна сотвори». – «Что до книги о антихристе касается, она довольно 6езсловием, баснословием, нежели письмом святым, злобою паче, нежели любовию, красноречием и софизмами, нежели истинным христианским учением, преисполнена, яко и сей Камень; не ведущим токмо писания, ни силы, может быть к суеверию во утверждение, другим же соблазн и гибель, как то сталось с бывшим капитаном, а потом чернцом Левиным, который паки ту ересь возобновил и, в Пензе городе пришествие антихристово проповедуя, из сея Яворскаго книги утверждал, яко же точно пред судом показал, еже оною в соблазн и заблуждение приведен, о которых словах сам Яворский, погрешение видя, простотою и недознанием извинялся и просил прощения, которое милостию его императорскаго величества ему отпущено. Что же до обличения Талицкаго надлежит, о том могут присутствующие тому еще свидетельствовать, что на прении Яворскому Талицкий ни мало не уступал, но ругательно пророком Вааловым и прочее называл, донележе, по прошению всех собранных, а паче слыша Яворскаго невозмогающа, пришед его императорское величество кратко явными Христовыми словами победил и в раскаяние привел, о чем точно при казни онаго еретика в обявлены, потом поучением от Яворскаго на день Петра и Павла, точно показано было».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Прихожанка. Скажите, а насколько авторитетным был этот новгородский духовник Кирик? Пресвитер. Профессор Смирнов дает ему достаточно сдержанную характеристику 60 , говоря только, что он отличался любознательностью, но не обширной начитанностью, тогда как другие позволяли себе и более резкие высказывания в его адрес. К примеру, профессор Павлов называл Кирика одним «из сонма тех малограмотных попов, в среде которых и обращались все худые номоканунцы» 61 . Во всяком случае, Кирик мог пользоваться такими книгами, которые, по мнению его епархиального архиерея, подлежали сожжению 62 . Он также пользовался сомнительного происхождения епитимейниками, апокрифическими правилами Георгия и Феодоса. Интерес к этим сомнительным источникам, по объяснению исследователей, мог быть связан с тем, что в них он находил прямые ответы на те вопросы, которые не предусматривались канонами Церкви 63 . Прихожанка. Ну и характеристика! Пресвитер. Мало того, что он не обладал обширными знаниями святоотеческой традиции, похоже, не отличался и большим умом. Иначе как объяснить эту доверчивость к разного рода поверьям, известиям из вторых рук, которые во множестве приводятся профессором Смирновым и которые так часто можно наблюдать и в наши дни среди невежд духовного звания? Весь календарь половой жизни, разработанный иеромонахом Кириком и его последователями, не только не разделялся образованными иерархами нашей Церкви, но и прямо осуждался. Прихожанка. Вы кого-то конкретно имеете в виду? Пресвитер. В первую очередь его епархиального архиерея святого Нифонта, по своему уму и начитанности выгодно отличавшегося от Кирика, задававшего ему вопросы. Он, к примеру, хорошо знал порядки Царьграда и Греческой Церкви, на которые ссылался 64 . Но самое главное его преимущество в том, что владыка умел критически отнестись к источникам 65 . Прихожанка. И что же он сказал? Пресвитер. Когда иеромонах Кирик спросил его, можно ли причащать того, кто не воздерживается от жены Великим постом, то услышал такие гневные слова владыки: «Что вы учите воздерживаться от жен в говенье? Грех вам за это». Когда же Кирик стал в свое оправдание ссылаться на мнения митрополита Георгия и Феодоса, то святой Нифонт все это отверг, сказав, что ни митрополит, ни Феодос этого не писали 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

– Время написания не означено. Прочие два письма Архимандрита Иринарха: одно к Епископу Аарону в 1720 году, другое к иеромонаху Иосифу – партикулярные, и не заключают в себе ничего занимательного. Копия с указа Императрицы Анны Иоанновны, последовавшего из Кольской канцелярии строителю Валаамского монастыря с братиею, от 12 августа 1732 года. – Сим Указом возвращены Валаамскому монастырю принадлежавшие ему до раззорения шведами, состоявшие в Кольском уезде, в Ковской волости, соляная варница, рыбные ловли, мельница, сенные покосы, дворовое место (подворье), по прежним жалованным грамотам 7015 (1507), (1540) и (1598) годов и по писцовым книгам (1608), (1609) и (1610) годов. Копия с всеподданейшего доклада Правительствующего Сената, Высочайше утвержденного 16 октября 1732 года. По важности справок, приведенных в этом документе, для истории Валаамской обители, здесь прилагается с него копия: «Ея Императорскому Величеству, Самодержице Всероссийской, всеподданнейшее донесение из Сената. Вашему Императорскому Величеству бьют челом Кексгольмскаго уезду Валаамскаго монастыря строитель монах Иосиф с братиею: в прошлых де годах оной монастырь награжден по жалованным грамотам предков Вашего Императорскаго Величества вотчинною землею со крестьяны и рыбными ловлями и угодьями, и тот монастырь от Свейскаго короля раззорен был дважды, и по отдаче города Корелы Царь Феодор Иоаннович пожаловал к тому монастырю во владение старинную их вотчину и рыбныя ловли и сенныя покосы со угодьи, по жалованным грамотам и по писцовым книгам. А в 1718 году по вторичном возвращеннии города Корелы, с соизволения дяди Вашего Императорскаго Величества, блаженныя памяти Его Императорскаго Величества Петра Великаго, в том монастыре построены церкви с приделы и из них одна не освящена, а ограды де круг монастыря не имеется и в колоколах имеют нужду, и того исправить от помянутаго раззорения нечем. А вышеупомянутыя их деревни во владении за разными помещики, а инныя ведамы в Дворцовой канцелярии, и чтоб для вышепоказаннаго раззорения и скудости их около монастыря ограду и старинные их колокола, которые бывшей Архиерей Феодос распродал, награждением выкупить и жалованныя им грамоты подписать, и на пропитание, и на церковные потребы пожаловать им в Корельском уезде старинными их вотчинами со сенными покосы и рыбными ловлями, и старинною ж их соляною варницею, и мельницею, и монастырским двором, и пожнею, и всякими в Ковде волости угодьи, а с рыбных бы старинных их ловель круг того монастыря, с которых они платят в Кексгольмскую контору по 2 рубля 32 алтына и по 3 полуденги, аренды не требовать».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Деревянная, на камен. фунд., крыта жестью, крепка; отдельно от неё – дерев. на кам. фунд. колокольня, построенная в 1856 году (6 колоколов, в большем весу 23 п. 6 ф.) и починенная в 1885 г. Проводы бывают в Фомино воскресенье. Метрич. книги хранятся с 1761 г. Земли: усад. с огород. и церк. погост. 3 дес. 1,030½ саж., пахот. в 3 см. 55 дес. 1,213½ саж., сенок. 6 дес. 453 саж. и неудоб. 1,520 саж. – всего 65 дес. 1,817 саж. На эту землю имеются эрекция князя Сангушко от 1742 года, а также план и проект от 1851 года. По качеству грунта земля доброкачественна. Причт: 1 свящ. с жалов. 300 р. и псаломщ. – 50 р. Для свящ. дом новый, построен на его собственные средства, а хоз. постройки ветхи. Для псаломщ. новый дом и хоз. постройки составляют его собственность. Церк.-проход. школа сущ. с 1878 года, учеников – 20 чел. м. п. Крупный землевладелец – Иван Хойнацкий (р.-кат. вероисп.). Прип. деревня – Манн. Дворов – 102, прихожан – 804 д. об п.; р.-кат. 95 д. об. п., евр. 18 д. об. п. Свящ. – Адриан Троф. Левицкий (с 1867 г.) и псаломщ. – Иван Феодос. Фирлиевич (с 1842 г.). 259. с. Суемцы (при рч. Смолке) волости Смолдыревской, от Житомира 100 вер., от Новоград-Волынска и ближ. почт. ст. 20 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Полонное 37 вер., от ближ. приход. Смолдырева 2 вер. и с. Радулина – 5 вёрст. Приход 5-го кл. Церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Построена в 1775 г. на средства прихожан. Деревянная, крыта жестью, темна и крайне невместительна; иконостас резной, старый, на подпорках; иконы старинные, но благолепные. Отдельно от неё дерев. колокольня. Кроме того, имеется кладбищенская церковь во имя святого великомученика Георгия. Она построена в 1862 г. на средства чиновника Михаила Евтихиевича Морачевича. Деревянная, крыта гонтом, крепка. Земли: усад. 3 дес. 284 саж., пахот. и при ней сенок. 43 дес. 48 саж., сенок. с лесом 1,375 саж., и неудоб. 6 дес. 83 сажени. На эту землю имеется план от 1870 г. Кроме того, в 1878 г. Губерн. присутствием по обеспечению быта прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Дворов – 106, прихожан – 832 д. об. п., рим.-катол. 220 д. об. п., протестантов 4 д. об. п., евреев 38 д. об. п. и караимов 3 д. об. п. Свящ. – Михаил Феодос. Васькевич (с 1849 года) и псаломщ. – Осип Иван. Шендеровский (с 1840 года). К этому приходу приписана церковь в с. Котове в 7 вёрстах. 770. с. Котов 414 (Луцкого уезда) волости Романовской. Церковь во имя святой великомученицы Параскевы, именуемой Пятницею. Построена в 1816 году на средства помещика Кучинского и прихожан. Деревянная, с такою же колокольнею, обновлена в 1862 году. Утварью достаточна. Копии метрич. книг хранятся с 1810 года, а испов. ведом. с 1823 года. Земли: усад. с огород. 1 дес. 250 саж., пахотной 8 дес. 555 саж. и сенок. 65 дес. 2,040 саженей. Документов на эту землю нет. Для свящ. дом и хоз. постройки сгорели в мае 1884 года. Владелец села – граф Миончинский, живёт в Галиции (рим.-катол. испов). Дворов – 54¾, прихожан – 446 д. об. п. Церковь эта приписана к предшествующему приходу села Хорлуп в 7 вёрстах. 771 . с. Ярославичи 415 (при р. Стыри) волости Ярославичской, от Житомира 265 вер., от Дубно 33 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Киверец 22 вер., от ближ. почт. ст. Млынова 18 вер., от ближ. приход. с. Падчиц 3 вер. и с. Малой Городинцы – 2 версты. Это небольшое село расположено на большом почт. тракте из г. Луцка в Дубно. До открытия шоссейной и железной дороги, этот тракт имел большое значение в сообщении Варшавы с Житомиром и Киевом. В селе этом была почтовая станция, закрытая в 1870-х годах, после открытия Киево-Брестской железной дороги, после чего и самая дорога эта заглохла. В с. Ярославичах в 1848 году случилось знаменательное событие. Император Александр I Благословенный, проезжая из Варшавы на юг России, ночевал с 20 на 21 апреля 1818 года в Луцке и затем утром 21 апреля отправился в г. Старо-Константинов, где была собрана значительная армия для смотра и манёвров, которые Государь имел производить по своём прибытии. Проехав вёрст 14–16, Государь под самыми Ярославичами был нагнан фельдъегерем, который вручил ему депешу, извещавшую о рождении в Москве 17 апреля 1818 года у великого князя Николая Павловича сына Александра, впоследствии царя Освободителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

6) Наставление священникам того же архиепископа Илии, написанное им вместе с неизвестным по имени епископом Белгородским, относительно двух особенных случаев, могущих иметь место при совершении литургии 804 . Упоминается ещё какой-то Феодос, написавший что-то каноническое 805 . Но какой и что – пока остаётся неизвестным. В позднейших сборниках немало статей канонического содержания, из которых многие, вероятно, русского происхождения и некоторые может быть из до-монгольского периода. Но последние, опять, тоже не могут быть отделены и указаны. (О новонайденном указанном поучении Новгородского архиепископа Илии, которое было предложено им священникам своей епархии в первое «сборное» воскресение по занятию им кафедры, см. ниже между приложениями к этой главе). Докончим речь о епископах до-монгольского периода. Мы сказали выше, что Андрей Боголюбский потерпел неудачу в своих стараниях учредить у себя во Владимире особую митрополию. Кандидатом в будущие митрополиты, как мы тоже говорили, у него был предназначен некий Феодор или, как ругательно называют его летописи, Федорец, по одним не вполне достоверным известиям – Русский из знатного боярского рода и постриженик Печерского монастыря 806 , по другим таким же известиям – Грек, племянник Смоленского епископа Мануила 807 . Об этом Феодоре или Федорце, после несостоявшегося дела об учреждении митрополии во Владимире, летописи 808 рассказывают следующее: Андрей Боголюбский решил поставить его в епископы Ростовские, но он, несмотря на все увещания великого князя, не хотел пойти на поставление к митрополиту в Киев, а пошёл в Константинополь, где и был посвящён патриархом; сев на кафедре, он оказался неистовым тираном и совершенным злодеем: «мнози, – говорят летописи, – пострадаша человецы от него, в держаньи его, и сел изнебывши и оружья и конь, друзии же и работы добыша, заточенья и грабленья; не токмо простцем, но и мнихом, игуменом и ереем безмилостив сый мучитель, другим человеком головы порезывая и бороды, иным же очи выжигая и язык урезая, а иныя распиная на стене и муча немилостивне, хотя исхитити от всех именье, именья бо бы не сыт, аки ад»; наконец он кончил тем, что повелел затворить во Владимире все церкви, со включением и своего кафедрального собора, так что «не бысть звоненья ни пенья по всему городу».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Федоров Алексий, свящ. 401 Феодос, чернец 268 Феодосий Великий 217 Феодосий, митроп. 456 Феодосий Перевалов, архим. 455 Феодосий Печерский , преп. 31, 34, 87, 88, 89, 97, 98, 99,101, 102, 103, 104, 106, 116, 118, 120 Феодосий, митроп. 64, 65, 204, 491 Феодосий, архиеп. 63, 64, 172 Феодосий Углицкий, святой 292 Феодосий Тотемский, преп. Феодосий Черниговский, святой 293 Феодосий Яновский, архиеп. 262, 266, 268 Феодосий, епископ 56 Феодосий, игумен 234 Феодосий Косой, 124 Феодосия 129, 157 Феодулия, княжна (Евфросиния) 129 Феоктист, архиеп. 129, 171 Феоктист, старец 206 Феолепт, патриарх 153 Феопемпт, митроп. 34 Феофан, патриарх 178, 198, 246, 248, 252 Феофан, митроп. 224 Феофан Прокопович , епископ 262, 263, 264, 266, 268, 269, 270, 271, 272, 301, 304, 312, 313, 314, 315, 319,324, 348 Феофан Быстров , епископ 285, 318 Феофан Говоров, епископ, затворник Вышенский 282, 317, 341 Феофан, епископ 468, 469, 473 Феофан Соколов , архим. 336 Феофан 89 Феофания Готовцева (урожд. Шулепина) 336 Феофил, митроп. 455, 486, 487, 488, 489, 490, 491 Феофил, епископ 485, 486 Феофил, преп. 100 Феофилакт Болгарский 183 Феофилакт Горский, епископ 313, 314 Феофилакт Лопатинский, епископ 266, 268, 269, 271, 277, 305, 313, 319,320, 346,348 Феофилакт Русанов , митроп. 374 Феофилакт, епископ 305 Ферапонт Белозерский, преп. 105 Фесенко 296 Фива 11 Филарет, патриарх 156, 177, 178, 179, 180, 181, 182, 185, 196, 198, 222, 232, 235 Филарет, митроп. 2, 4, 113, 166, 167, 168, 170, 171, 172, 173 Филарет Дроздов , митроп. 278, 279, 280, 307, 313, 320, 321, 323, 351, 352, 359 Филарет Амфитеатров , архиеп. 280, 336 Филарет Вахромеев, митроп. 450 Филарет Вознесенский , митроп., первоиерарх 445, 492 ФиларетГумилевский, архиеп.315, 317, 318, 262, 363 Филарет, архиеп. 123, 232, 251, 315, 329, 339, 342, 346, 355 Филарет, епископ 254 Филарет (Феодор)Никитич Романов 161, 178 Филарет, игумен 336 Филарет 197, 198 Филимонов Максим, протопоп 256 Филипп, митроп. 63, 183, 292 Филипп I, митроп. 65, 66 Филипп II, митроп. 80, 81, 82, 83, 84, 158

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

325. с. Великая Фосня 271 (при рч. Юльшанке) волости Велико-Фосенской, от Житомира 113 вер., от Овруча 6 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Киева 172 вер., от ближ почт. ст. Овруча 6 вер., от ближ. приход. с. Гошева – 3 версты. Приход 5-го кл. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Построена в 1870 г. на средства частью казны, а частью – прихожан. Деревянная, крыта железом, крепка. Иконостас новый. Копии метрич. книг и отчасти испов. ведомости хранятся с 1815 г. Земли по эрекции в самом селе: усад. 3 дес. 780 саж., пахот. 8 дес. 422 саж, год выгоном и кустарн. 1319 саж., под, погостом 660 саж. – всего 12 дес. 781 сажень. В селе Потановичах (при кладбищ. церкви): усад. с огород. 1 дес. 175 саж. пахот. 21 дес. 614 саж., сенок. 7 дес. 669 саж., под куст. 2 дес. 1200 саж., под болотом 1736 саж. и под церк. погостом 283 саж. – всего 32 дес. 2277 саженей. В с. Малой Фосне: пахот. 5 дес. 586 саж., под церк. погостом 230 саж., под выгоном 310 саж. – всего 5 дес. 1126 саж. В дер. Невгодах: сенок. 1 дес. 1120 саж., под. кустарн. 2 дес. 280 саж. – всего 3 дес. 1400 саженей. В приходе всей земли 54 дес. 784 сажени. Земля эта межевыми знаками ограничена, но на план не снята. На эту землю имеются проект от 1853 г. и эрекция от 1773 г. О захвате двух сенокосов: одного в урочище под Великим лесом помещиком Байковским и другого – вместе с пахотным полем – в уроч. Чабановке мещанами села Гошева, начато дело в 1835 г. 10 августа и состояло на решении в бывшем Овручском уездном суде. На эти земли имеются права, данные генеральными визитами в 1784 г. 24 февраля на основании эрекции, данной в 1733 г. Потаповичской св.-Михайловской церкви бывшим владельцем с. Потапович Станиславом Ковалевским и Татьяною Султановой. Копии эрекции и проект представлены к следственному делу о захваченных землях и делу о мошковских землях. На основании вышеозначенных документов положено было с каждого двора прихожан священнику по чвертке ржи, но дача эта прекращена с утверждением проекта об обеспечении духовенства. Прочими землями причт пользуется спокойно 272 . Причт: свящ. – 303 р. 20 коп., псаломщ. – 50 р. 80 к., поном. – 38 р. 64 к. и просф. – 24 р. 48 к. Для свящ. дом и хоз. постройки в с. Потаповичах построены на церк. земле бывшим местным свящ. Василием Крушинским на его собственный счёт; псаломщ. помещается в с. Великой Фосне в доме церк.-приход. школы. Проектом положено для причта построить дома и все хозпостройки в с. Великой Фосне на церковной земле, но таковых и до настоящего времени нет. Деревни прохода – Костюшки, Вересы и Невогоды. Дворов – 172¼, прихожан – 1396 д. об. п., р.-кат. 1 д. муж. п. Есть волостное правление. Есть винокур. и смолян. заводы и водяная мельница. Свящ. – Евмений Иван. Левковский (c 1886 г.), псаломщ. – Иван Григор. Гречина (с 1884 г.) и поном. – Николай Феодос. Мачуговский (с 1870 г.). К этому приходу приписана кладбищенская церковь в с. Потаповичах в 2 вёрстах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

об. п.; евр. 30 д. об. п. Церковь эта приписана к предшествующему приходу с. Каменя в 6 вёрстах. 236. м. Каменка 190 (при р. Случи, предместье м. Мирополя) волости Миропольской, от Житомира 80 вер., от Новоград-Волынска 60 вер., от. ближ. ж.-дор. полустанка Мирополя ½ вер., от ближ. почт. ст. Полонное 15 вер., от ближ. приход. м. Мирополя ½ вер., от с. Тирановки – 4 версты. Приход 7-го кл. Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Построена в 1782 г. на средства прихожан. Деревянная, крыта жестью; при ней дерев. колокольня, крытая гонтом. Копии метрич. книг хранятся с 1780 г. Земли: усад. 3 дес., пахот. 30 дес. 13¾ саж., сенок. 8 дес. 933 саж. с лесом и зарослью. Земля удобна. От церкви земля в 2 вёрстах. На эту землю имеются план от 1847 г. и проект от 1847 г. 7 апреля. Причт: 1 свящ. – 300 р. и псаломщ. – 50 р. Причт. дома хороши, а хоз. постройки, кроме нового овина для псаломщика, весьма ветхи. Школы нет, дети ходят в Миропольное нар. училище. Ярмарка бывает 28 октября; торгуют хлебом, рогат. скотом, лошадьми, шубами, сапогами и пр. Есть бумажная картонная фабрика. Крупные землевладельцы – граф Станислав Чанский, миров. Посредник Еремеев и еврей Дувид Лейфер. Деревня прихода Котюржинцы в 5 вёрстах. Дворов – 128, прихожан – 959 д. об, п.; р.-кат. 36 д. об. п., лютер. 2 д. об, п., евреев 323 д. об. п. Свящ. – Григорий Феодос. Струтинский (с 1863 г.) и псаломщ. – Стефан Лукич Радзиховский (с 1886 г.). 237. с. Колодежно 191 (при р. Случи) волости Миропольской, от Житомира 100 вер., от Новоград-Волынска 65 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Печановки 8 вер., от ближ. почт. ст. Полонное 15 вер., от ближ. приход. м. Новая Чарторыя 4 вер., с. Тирановки 3 вер. и м. Мирополя – 3 версты. Приход 7-го кл. Церковь во имя святого Архистратига Михаила. Построена в 1866 году на счёт казны (освящена 15 января 1867 г.). Деревянная, на кам. фунд., о пяти куполах, крыта жестью; совместно с ней дерев. колокольня. Есть кладбищенская церковь во имя святого апостола Иоанна Богослова. Благодатная – икона Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Во время следствия по делу Семёнова обнаружилось дело о присяге, по которой в 1724 г. присягали на верность и покорность Феодосию, по обычаю царской присяги, в невском монастыре и в Новгороде все его подчиненные, которым поручено какое правление и которые у дел обретаются. Бывшие подчинённые Феодосия показали, что они присягали располагаясь тем, что Феодосий в Синоде первенствующая особа и, полагая, что присяга предписывалась Феодосием по высочайшему повелению. Это дало еще худший оборот его делу. 6-го октября граф Толстой пришёл в Синод и принёс форму «Обявления» о Феодосии. Синод, не читавши, поручил «разсмотреть ее Феофану и когда от его преосвященства опять сообщена будет в Синод, то предложить собранию». Обявление состояло из описания преступлений Феодосия. 9-го сентября, по высочайшему повелению, приказано было местному архиепископу снять с Феодосия архиерейский и иерейский сан 244 , а в инструкции отправленному туда, штатскому советнику и лейб-гвардии капитану лейтенанту, графу Платону Мусину-Пушкину (сыну И. А. Мусина-Пушкина, известному по делу А. П. Волынского) приказано было посадить его в том монастыре в тюрьму, а буде тюрьмы нет, сыскать каменную келью наподобие тюрьмы, с малым окошком, а людей бы близко той кельи не было; пищу ему определить хлеб да вода». «Граф Мусин-Пушкин в Никольский Корельский монастырь приехал 17-го октября; а Феодос тогда был у обедни; и он, Платон, в том монастыре искал крепкаго каменнаго места, на подобие тюрьмы, кудаб Федоса посадить, и к тому такого удобнаго места не нашел, кроме той палаты, где и прежде Федос был и, покамест обедню пели, велел Платон у той кельи большое окошко закласть кирпичем, и оставлено меньшее четверть аршина в высоту и четверть в широту, и мост из той кельи выбран, и близко той тюрьмы жилья нет. И как Федос от обедни пришел в ту тюрьму, тогда Платон и холмогорский архиерей, да от гвардии сержант пришли, и архиерей сан с Федоса архиерейский и иерейский снял, и тогда от Федоса никаковых слов противных не было. А после того обыскиван Федос: нет ли каковых при нем писем? Но нигде ничего противнаго не нашлось. Платья при нем оставлено только что на нем, да постеля; денег ему ничего не дано. А оная тюрьма за тремя дверьми и замками и за печатями, и у последних дверей поставлен караул – один часовой из гвардии, а другой из гарнизонных с ружьем». 245

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002   003     004    005    006    007