Зап. Римская империя в те же годы переживала тяжелейший кризис. М. известил о своем восшествии на престол зап. имп. Валентиниана III и папу Римского Льва I и стал включать имя Валентиниана как соправителя в свои офиц. документы. На Западе же имя М. вносить в эдикты не торопились. Т. о. зап. правительство, вероятно, выражало недовольство тем, что М. был избран императором без согласия Равенны. М. как соправитель Валентиниана впервые упомянут только в новелле от 29 июня 452 г. (Novell. Val. 36). 30 марта 452 г. изображение М. было установлено в Риме. В отношениях с Гуннской державой Аттилы М. занял более жесткую позицию, нежели Феодосий II. М. согласился посылать Аттиле ежегодные дары как плату за спокойствие на границах Восточной империи, но отказывался выдавать гуннам огромные откупные суммы, которые им выплачивал Феодосий II с 447 г. В кон. 450 - нач. 451 г., чтобы добиться новых условий соглашения, послом к Аттиле был отправлен Аполлоний, к-рого также сопровождал Приск. Однако Аттила посчитал, что Аполлоний не имеет необходимого статуса как посол, и не принял его. Весной 451 г. Аттила вторгся в Галлию, но потерпел поражение на Каталаунских полях. В 452 г. он разорил Сев. Италию, через год планировал вторжение на Балканы, но скоропостижно скончался в нач. 453 г. ( Priscus Panites. 1851. P. 98-99). С его смертью держава гуннов распалась; мн. подвластные им племена стали независимы. Часть варварских племен с согласия М. переселились в дунайские провинции М. Скифия и Прибрежная Дакия. 16 марта 455 г. в Риме был убит имп. Валентиниан III, и власть захватил сенатор Петроний Максим, женившийся на вдове Валентиниана Евдоксии, дочери Феодосия II. В июне 455 г. в качестве мстителя за покойного императора под стенами Рима появился флот короля вандалов Гейзериха. По общему мнению, вандалы были призваны Евдоксией. В начавшейся панике Петроний Максим погиб; вандалы взяли Рим, грабили его 2 недели и вернулись в Карфаген, взяв в плен семью Валентиниана III: Евдоксию, сына Гауденция и дочерей Евдоксию и Плацидию. 9 июля 455 г. в Галлии императором был провозглашен местный аристократ Авит, однако его правление завершилось спустя год. Имп. власть в Зап. империи была окончательно дезорганизована, в Италии правил главнокомандующий Рецимер (Рекимер), к-рый ставил императоров из числа своих приближенных. Рецимер признавал формальный сюзеренитет М., а также его преемника Льва I. Официально взаимоотношения между обеими частями империи оставались дружескими. В кон. 455 г. Авит отправил посольство к М. Кроме признания его соправителем он просил также содействия в войне с вандалами. Однако М. ограничился 2 посольствами к Гейзериху и предпочел не вмешиваться в войну. Послы М. просили Гейзериха отпустить в К-поль имп. Евдоксию и ее детей, но пленных не отпустили.

http://pravenc.ru/text/2562352.html

Дело в том, что из практики последующего времени известно, что московские великие князья не давали жениться своим удельным братьям до тех пор, пока у них не рождался наследник (особенно характерн в этом плане пример Василия III, Долго не имевшего сыновей). Вероятно, нечто подобное существовало и в XIV в. Очевидно, Иван Красный смог начать планировать свою женитьбу только после того, как к этому приступил его старший брат. Свадьба Ивана Красного состоялась, как мы видели, зимой 1341 г. Что же касается матримониальных планов Семена, они оказались расстроенными. Нам остается лишь гадать – почему его помолвка так и не завершилась венчанием – то ли невеста не захотела выходить замуж при еще живой первой жене будущего супруга (хотя и постриженной в монахини), то ли слишком малым показалось московскому князю приданое. Как бы то ни было, сложилась ситуация, когда у великого князя все еще не было наследника, а у его брата мог вот-вот появиться долгожданный продолжатель московской династии. Но брак удельного князя продолжался очень недолго. Уже через год летописец помещает известие о смерти жены Ивана Красного Феодосии зимой 1342 г. Стоит заметить, что это произошло после возвращения Семена Гордого из поездки в Орду 353 . При этом укажем, что известия о смерти Феодосии нет в московском летописном своде конца XV в., отразившем великокняжеское летописание. Все это заставляет поставить вопрос – нет ли определенной связи между смертью Феодосии, пробывшей в браке с Иваном Красным всего несколько месяцев, и отсутствием у Семена Гордого наследников мужского пола? Примечательно, что повторно Иван Красный смог вступить в брак лишь через три года, причем одновременно с великим князем, равно как и их младший брат Андрей. Под 1345 г. летописец поместил известие, что они «вси трие единаго лета женишася» 354 . Для нас в этих рассуждениях важен итог – после долгих споров и проволочек, судебных разбирательств в Орде Семен Гордый все же вынужден был уступить несостоявшемуся тестю Нижний Новгород и Городец.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Городенском погосте Ладожского уезда находилась волость монастыря. В состав ее входили на р. Кобоне д. Горка, Замошье, Кокола, Сюрья, Коярово, Речка, Фекина, Кобона, Середнее на Кобоне, Заречье; на р. Влое – Марьино, 3аречье, Федковское, Савастеево, Федорково, Борок, Меглисар, Рятеево, Хотуево, Кулдосар, Тягоши, Нурмия. Во всех деревнях волостки было 34 двора, в них 53 человека, 41 обжа. «А старого дохода шло с сорока обеж деньгами полтора рубля и три гривны и полдесяты денги; а хлеба поспом сорок и пол-девяты коробьи ржы, пятьдесят и полпяты коробьи овса, полпяты коробьи ячмени; а ключничи пошлины три гривны и восмь денег, а хлеба шесть коробей и пол-третьи четвертки ржы, шесть коробей и полтретьи четвертки овса, четвертка ячмени, осмьнадцать боранов, двадцать сыров, пять чаш масла, лопатка боранья, овчина, семь пятков и две горсти лну; а с дву обеж доходу не шло: пахал ключник, да в той же волости под деревнею под Замошьем пожня на ручью на Неваже, а косили на ключникаж и ставится сена сто копен» (XI, 6–9). Ключник пахал в д. Горке. В Михайловском погосте на Волхове монастырю принадлежали две деревни Мемина, в них 5 дворов, 10 человек, 6 обеж. «А старого дохода с ключником пол семы гривны и три денги, десять коробей без четки ржы, шестнадцать коробей без четки овса, две коробьи с получеткою ячмени; а мелкого дохода два борана, пять сыров, пяток лну» (XI, 97–98). Всего же Ковалевскому монастырю принадлежало 39 дворов, 63 человека, 47 обеж. 28 . Спасский с Вотцкие дороги (конец Розважи улици – III, 138; конец Кузмоденьяны улици с поля III, 364), совершенно уничтоженный, вблизи Новгорода, недалеко от бывшей Духовской заставы, при р. Веряже. Впервые известен из Писцовых Книг наших. В 1726 году Арх. Феодосий берет из него себе книги и медную посуду (ср. Зверинский III, Монастырю принадлежала в Сабельском погосте д. Олисавина Горка, в ней 1 двор, 3 человека, 1 обжа. «А дохода две коробьи ржы, три коробьи овса, коробья ячмени» (III, 139). В Тигодском погосте монастырю принадлежала д. Переходна и дворы в д. Бабине, в д. Холму, – всего 6 дворов, 7 человек, 5 обеж. «А дохода пол-четвертынадцаты коробьи ржы, 13 коробей овса, 9 коробей ячмени, коробья с четверткою пшеници, 4 коробьи солоду, коробья с четверткою хмелю, 2 денги, сыр, коврига» (III, 364).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Мирный договор между Византией и Болгарией. Отречение Феодосия III и пострижение его в монахи. Назначение  Льва III Исавра  императором Византии. Начало Исаврийской династии. Захват арабами Пергама. Осада Константинополя, длившаяся ровно год с 15 августа 717 по 15 августа 518 года. На помощь Византии пришли болгары хана Тервеля. Снятие осады арабами Константинополя. Окончание экспансии арабов. Начало нового усиления Византийской Империи В результате извержения вулкана образовался новый остров в Критском море. Лев III счел это Божьим знамением и объявил начало иконоборческому движению. Восстание в Эладе против Льва III. Осада Константинополя. Поражение восставших. Свержение патриарха из-за его противостояния иконоборцам. Вместо него назначен Анастасий. Лангобарды овладели Равенной, главным центром византийского присутствия в Италии. Италия охвачена восстанием против иконоборческой Византии. 741.06 Смерть Льba III. Борьба  Константина V Копрона , сына Льва III со своим зятем Артавасдом за власть. Захват Артавасдом столицы. Константин бежал в Анатолийскую область. Битва Константина с Артавасдом у Сард. Победа Константина. Артавасд бежал в Кизик, затем в Константинополь.  Константин штурмом взял Модрину, обороной которой руководил младший сын Артавасда Никита. После этого Константин подошел к Константинополю. Голод в Константинополе. Никита берет Хрисополь, но Константин разгромил его и взял в плен. 743.11.02 Овладение Константином Константинополем. Артавасд с сыновьями бежал в Вифинию, но вскоре был схвачен. Артавасд и его сыновья ослеплены. Война Константина с арабами. Захват Северной Сирии Разгром арабского флота у о. Крит 750 – 753 Война Византии с арабами в Месопотамии и Южной Армении. Захват старых римских городов – Феодосполя, Малатии и Самосаты. Переселение сирийцев и армян во Фракию, что вызвало недовольство болгар. Захват лангобардами Равенны, бывшей столицы Западной Римской Империи. Признание римским папой Стефаном II франкского короля  Пипина Короткого . Византийские владения в Италии остались в южных окраинах Апенинского полуострова: в Апулее, Калаврии и на Сицилии.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

Борьба ортодоксов с еретиками (II. 17–24 Политические неурядицы в Империи, гонения на православных (II. 25–26) Преследование арианами ортодоксов (II. 26–31) Поражение узурпатора Магнеция, мятеж иудеев и гибель кесаря Галла (II. 32–34) Эскалация ересей (II. 35–46) Смерть Констанция, восшествие на престол Юлиана, языческий мятеж в Александрии (II. 47–III. 3) Внутрицерковная ситуация (III. 4–10) Антихристианская политика Юлиана, конфликт с антиохийцами, поход в Персию и гибель царя, провозглашение Иовиана, характеристика Юлиана, прекращение гонений (III. 11–24) Внутрицерковная ситуация (III. 25) Смерть Иовиана, восшествие на престол Валентиниана и Валента, гонения на ортодоксов, мятеж Прокопия (III.26–IV.3) Македониане против акакиан (IV. 4) Победа Валента над Прокопием, проарианская политика Валента (IV. 5–6) Ересь Евномия (IV.7) Предсказание варварского нашествия, Валент преследует новациан, рождение Грациана, природные бедствия (IV. 8–11) Борьба религиозных партий (IV. 12–15) Валент расправляется с представителями ортодоксов, голод во Фригии, гонения, дело Феодора (IV. 16 – 19) Смерть Афанасия, ариане утверждаются в Александрии, гонение на монахов в Египте, лидеры православия, история новациан, смуты в Риме и Медиолане (IV. 20–30) Смерть Валентиниана I, закон о двоеженстве, смягчение гонений, крещение готов и сарацин, нашествие готов на Империю (IV. 31–36) Ортодоксальный переворот в Александрии (IV. 37) Гибель Валента, оборона Константинополя, прекращение гонений, воцарение Феодосия I (IV. 38–V. 2) Борьба церковных партий (V. 3–8) Борьба ортодоксов с еретиками (II. 11–13) Победа Константа над франками (II. 13) Борьба ортодоксов с еретиками (II. 13–16) Строительство Констанцием собора Св. Софии (II. 16) Борьба ортодоксов с еретиками (II. 17–24) Политические неурядицы в Империи, гонения на православных (II. 25–26) Преследование арианами ортодоксов (II. 26–31) Поражение узурпатора Магнеция, мятеж иудеев и гибель кесаря Галла (II. 32–34) Эскалация ересей (II. 35–46) Смерть Констанция, восшествие на престол Юлиана, языческий мятеж в Александрии (II. 47–III. 3)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

294), когда отрицает слова Паката как доказательство. Наоборот, при нашем освещении вопроса заметка Паката получает безусловную ценность, как аргумент, что рассказ Феодорита передает достоверное событие из жизни Феодосия. Мало того что этот факт допустим, за это говорят и простые соображения. Если все историки передают факт непосредственного призвания Феодосия на царство, то это далеко еще не значит, что оно так и было. Почему не допустить, что внимание историков было занято исключительно возвышением Феодосия, вследствие чего промежуточные факты потеряли ценность в их глазах. Само по себе важно и то обстоятельство, что церковные историки вообще любят обходить факты гражданского характера. Признание за фактом, передаваемым Феодоритом, исторической достоверности даже необходимо, иначе самая быстрота возвышения Феодосия представляется загадочной. Конечно, имя Феодосия было известно, но несомненно и то, что его подвиги далеко не были мировыми и блестящими. Военная слава его отца, бесспорно более крупного полководца, и та не могла спасти его от позорной плахи. Неужели же слава меньшая – Феодосия В. – могла сделать его императором? (Созомен – VII, 2 – так и утверждает). Не нужно забывать еще и того, что Феодосий уже около трех лет жил в изгнании, а следовательно память о нем фактически должна была померкнуть в сознании современников. Правда, мы не отрицаем, что Феодосия могли и даже должны были призвать на царство: Грациан и его придворные совершенно потеряли головы, не знали, что делать, но необходимо было, чтобы Феодосий снова оживил былые воспоминания, нужно было, чтобы народ сразу признал в нем сильную руку, могущую хотя бы и на время отдалить нависшую опасность, если не спасти окончательно. Феодосию дан был экзамен в походе против сарматов, и он выдержал его блестяще. В этом случае становится понятным, почему Грациан так поспешил облечь Феодосия титулом Августа. Tillemont (Op. cit. V, 2, 716–718, note 14), Гиббон (Op. cit. ч. III, стр. 198), Richter (Op. cit. s. 499 и 692 anm.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

361 Socr. (V, 16) объясняет болезнь как следствие усталости от военных походов. Philost. XI, 2 говорит, что Феодосий был болен водянкою, – результат его невоздержной жизни, с чем едва ли можно согласиться, если принять во внимание свидетельство Филосторгия как арианина. 367 Zosim. (IV, 59) говорит, что Феодосий умер в Константинополе, что противоречит остальным источникам. Ср., наприм., Ambros. De obitu Theod. 56; Orosii Op. cit. VII, 35; Aur. Victor Epitome c. 48 и т. д. 370 Socr. VI, I. Chronicon Paschale 9 ноября (Migne s. gr. t. XCII), Theophanis Chronographia, p. 63. 375 Мы не приводим здесь характеристики, которую дает Аврелий Виктор, так как она хотя и написана в пользу Феодосия, но сама по себе не рельефна: краски ее очень тонки и туманны, а потому не стоят в резкой противоположности с образом, нарисованным Зосимом. 386 Известно, что в качестве награды за свою речь Дрепаний Пакат получил проконсульство в Африке. C. Theod. IX, II, 4. 387 Panegyr. (XII Pan. lat.) XXIII: Nec tamen imperator existimes cuncta me ad aurium gratiam locuturum: triumphis tuis Galli irascimur. 388 История упадка и разр. Римск. имп., ч. III, стр. 253. Ср. Guldenpenning und Ifland, Op. cit. s. 129. 389 Если бы пришлось перечислить все праздники, которые имели место в царствование Феодосия, то получилась бы большая таблица. Отметим некоторые из них: торжество при возвышении – в Сирмии, торжественный въезд Феодосия в Константинополь, Рим, возвращение с Запада, торжественные царские дни – дни рождения, которые сопровождались играми, прием Афанарика, персидских послов и т. п. А чтобы судить, сколько они стоили, достаточно указать, что Валентиниану II его деценналии обошлись в 1 600 ф. золота (Symmachi lib. X, Ep. 33 – Migne s. l. t. XVIII). 390 Зосим, говоря о роскоши, приурочивает свои слова к таким моментам в жизни Феодосия, которые свидетельствуют против Зосима. Так, в главе 28 говорит он о роскоши как результате первых удач над варварами; в гл. 50 говорит о праздниках, естественных по возвращении Феодосия в Константинополь после победы над Максимом. Замечательно, Зосим ничего не говорит об образе жизни императора во время походов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так обычно ссылаются, желая доказать фактическую достоверность рассказа Феодорита в той концепции, в какой она представлена у него, на Фемистия, который, сравнив призвание Феодосия с призванием фивянина Эпаминонда, заметил: “ ξ κενου δε κα σ κλουν π τν βασειλαν Ρματι ξτου Σαυρομτας λυττντας κα τν πρò ς τ ποταμ γν πασαν πιδραμντας μνος νστειλας ποστà ς σν λγ δναμει κα οδ τατ ξειλεγμνη” (Orat. XIV, 182 с.). О какой битве с сарматами говорит здесь Фемистий, нельзя ничего сказать положительного. Если взять заметку Фемистия вне контекста речи, то, конечно, можно будет толковать в пользу Феодорита. В контексте же речи слова Фемистия занимают неопределенное место и могут быть толкуемы как угодно, т. е. с одинаковым успехом относимы и к победе Феодосия В. над сарматами в бытность его начальником Мезии. Выше Фемистий говорит о мотивах выбора Грацианом Феодосия и замечает, что оно было сделано прежде (когда – неизвестно), и только удобный момент ( καιρς) дал силу этому решению. Чтобы отметить, так сказать, предызбрание Феодосия, оратор пользуется словом προλαμβνω и вслед за тем как бы разъясняет это предызбрание ссылкой на победу Феодосия над сарматами, выражаясь характерно для данного случая: ξ κενου… ξτου. Несколько ниже Фемистий прямо свидетельствует: “ κα νν π τοιατ πστει παρακεκλημνος ες τν βασιλεαν”, и это νν, по-видимому, оттеняет ту мысль, что выше автор говорит о прошлом. На основании подобной концепции можно дать такое освещение делу, что Феодосий далеко раньше, в своих прежних подвигах, как бы был избран на царство, и только благоприятный случай сделал это предызбрание реальным фактом. Отсюда и упоминаемая победа над сарматами должна быть отнесена и к победе его в Мезии, бывшей в 374–375 гг. (так думают: Harduin (Notae ad orationem, 611), Гиббон (стр. 197, ч. III), Rauschen (Op. cit. s. 39 anm. I). Но с одинаковыми основаниями возможно и так рассуждать, что в своем призвании Грацианом из изгнания Феодосий был тем самым предызбран на царство, а его победа над сарматами была лучшим поводом сделать гласным это предызбрание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сирийско-палестинские «флюиды» здесь счастливо соединились с собственной культурной традицией и эллинистическими влияниями, шедшими из Александрии и Константинополя. Рождение «средневекового» языка осуществлялось здесь быстрее и результативнее, чем в отягощенной античной утонченностью и интеллектуализмом византийской столице. Здесь не знали умствований, риторики, преклонения перед хрупкой одухотворенной красотой. В этом особом мире, словно на дрожжах, с помощью восточной экспрессии быстро и чудесно вызревал новый символический стиль, рождалась новая художественная эпоха. Таинственное очарование Равенны, ее genius locus (дух местности), сформированные в первые века христианской культуры, не оставили этот город и в последующие столетия: Равенна с ее Пинетой – лесом, населенным призраками ушедших эпох, стала местом жизни и смерти Данте. Здесь жили и украшали город храмами и дворцами последний римский император (бежавший сюда из Рима) Гонорий и его сестра, дочь императора Феодосия Галла Плацидия, Валентиниан III, варварские цари Одоакр и Теодорих, здесь бывали Юстиниан и его удачливый военачальник Велизарий. Город обрел своих святых и своих еретиков. Мавзолей Галлы Плацидии был украшен мозаиками дочерью Феодосия Великого и сестрой Аркадия и Гонория Галлой примерно во второй четверти V в. Название храма – условное, на самом деле он являлся придворной капеллой, посвященной мученику Лаврентию, покровителю династии Феодосия. Для ее декорирования Галла Плацидия, воспитывавшаяся в Константинополе и приехавшая оттуда в Равенну, привезла с собой византийских мастеров. Высокое качество исполнения мозаик и их стиль не оставляют в этом сомнений. Маленький храм в форме равноконечного греческого креста, перекрытого куполом на парусах, по типу и по функции являлся мартирием. Тематика росписи, естественно, связана с погребальным обрядом, но в еще большей степени отражает общие истины христианства. Мозаики расположены только в верхних частях храма, вся нижняя зона на уровень высоты человеческого роста облицована прозрачным струйчатым мрамором чуть желтоватого оттенка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодосий архимандрит От Карлсбада 21 июня 1716 4117 . III.Bceмuлocmubeйшuй Государь. Ежели продолжится странствие Вашего Величества за Святую Пасху, благоволите мне пожаловать сию благодать, дабы мне, по отправлении при Государыне Царице праздника Пасхи, иметь путь мой для отправления вторичного кура до Карлсбада, а до Санктпитербурха без воли Вашего Величества оттуду истинно не дерзну, но буду ожидать позволения или возвращения вашего на пути, где изволите, в Берлине или Данцихе. А по предреченному Вашего Величества повелению в Акене воды пить не смею двух ради причину первое, для перемены воды, чтоб противное что не случилось, второе, для великого дорожного по ослаблении натуры труда, который может или на одном месте в чужом крае долгое время одержать, или вовсе натуру повредить. Вашего Величества нижайший раб и всеблагожелательный молитвенник. Феодосий черноризец. Из Гаги, 26 марта 1717 4118 . IV.Bceмuлocmubeйшuй Государь. Понеже по отправлении при Государыне Царице праздника Пасхи буду я безделен, того ради молю Ваше Величество, благоволите мне пожаловать сию благодать, дабы мне иметь путь для отправления вторичного кура до Карлсбада. А до Санктпитербурха без воли Вашего Величества истинно не дерзну, но буду ожидать милостивого позволения или возвращение вашего на пути, где изволите, в Берлине или в Данцихе. А по предреченному Вашего Величества повелению во Акене воды пить не смею двух ради причин: первое, для перемены воды, чтоб противное что не случилось, второе, для великого дорожного по ослаблении натуры труда, который может или на одном месте в дальном крае долгое время одержать, или вовсе натуру повредить. Вашего Величества нижайппй раб и всеблагожелательный молитвенник. Феодосий архимандрит. Изн Гаги, 4 апреля 1717 4119 . V.Bceмuлocmubeйшuй Государь. Понеже весьма закрыто было намерение Вашего Величества о мне ничтожном, того ради, дабы не пропустить времени, прежде дражайшего вашего писания, которое, обрегаяся уже в Карлсбаде, получил, дерзнул я испросить позволения мне у Государыни Царицы до оного, о чем невозвратно зело жалею, понеже по воли Вашего Величества видеть было мне место, достойное видения. Обаче надеюся впредь цу вассер, и уповаю на милость Божию, что и ваших дел возжелают таким же образом видеть, как вы ныне, и ежели чужеземцы к оным желание будут иметь, то домашним довольно будет что видеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010