Новгородская епархия (1967–1978) Упразднение епархии В Новгороде после 1917 г. митрополит был лишён своих вековых покоев в Новгородском кремле. В феврале-мае 1919 г. в Новгородской епархии было произведено «вскрытие мощей». В «официальном списке», составленном властями, значились: князь Мстислав Удалой, князь Владимир, Анна, жена Ярослава, Иоанн Новгородский, Иаков Боровический, епископ Никита, князь Феодор 179 . В 1920 г. в Новгороде был упразднён епархиальный совет. Был судебный процесс; в качестве обвиняемых – члены совета: прот. К. Яковцевский, Н. Соколов; свящ. В. Вихров, В.Н. Фиников; временно управляющий епархией епископ Алексий (Симанский), Новгородский митрополит Арсений. Митрополит Арсений Новгородский, викарный епископ Алексий (Симанский) и другие приговорены к пяти годам условно 180 . В обвинительном акте, среди прочих, был пункт: «Издание от имени совета духовного органа «Новгородские епархиальные ведомости», в которых усматриваются признаки злостной критики советского строительства» 181 . В июле 1923 г. последовало разъяснение новгородского прокурора: «Торжественное поминовение на ектении, во время великого входа и т. п. заведомых контрреволюционеров, как например, бывшего Патриарха Тихона, находившегося под судом, именование его «Господином нашим» и проч. уже выходит за рамки простой молитвы и является публичным изъявлением хвалы заведомым врагам советской власти... ... Служители культа, которые будут продолжать такое поминовение... как лица социально опасные на основании декрета ВЦИК от 18 августа 1922 г. будут представляться в особую комиссию при НКВД для высылки в административном порядке с заключением на три года в лагерь принудительных работ» 182 . В 1925 г. митрополит Арсений был сослан в Бухару; в 1927 г. был арестован Иосиф (Невский), епископ Валдайский, викарий Новгородской епархии. В Новгородском уезде изобрели неповторимую форму давления на неугодных. В церкви Десятинского монастыря чекисты устроили резиденцию Губчека и через тонкую перегородку – помещение для арестованных 183 . И арестованные священнослужители должны были слушать круглые сутки бетховенскую «симфонию пыток»: «Через страдания – к радости».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   16 (29) июля Священномученики Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Петр Гаврилов и Иоанн Можирин и преподобномученик Феодор (Никитин) Священномученик Иаков  родился 23 октября  1879 года в городе Уральске Уральской области в семье крестьянина Ивана Маскаева и в крещении был наречен Иаковом в честь апостола Иакова Алфеева. Во время обучения в Оренбургской духовной семинарии он женился на девице Валентине, круглой сироте, воспитывавшейся в семье священника. По окончании в 1901 году семинарии Иаков был рукоположен во священника ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Зобове Оренбургского уезда . В том же году у них родился сын, которого они назвали Борисом. Через некоторое время, когда младенцу было два года, он смертельно заболел, и отец Иаков стал горячо молиться о его выздоровлении. Он обращался в своих молитвах за помощью ко многим святым, но особенно горячо и с большой верой к преподобному Серафиму Саровскому, дав обет, что, если мла­денец выздоровеет, он совершит паломничество в Саровский мо­настырь к мощам только что прославленного угодника Божия. По чудесном выздоровлении сына он исполнил обет и совершил па­ломничество в Саровский монастырь. Впоследствии у них с су­пругой родилось девять детей, Валентина умерла при родах по­следнего ребенка в 1918 году. Отец Иаков зарекомендовал себя как энергичный труженик на ниве Христовой; его усилиями в течение нескольких лет был вы­строен в селе новый храм в честь Казанской иконы Божией Мате­ри. Несмотря на большую семью и стесненность в материальных средствах, он был одним из самых щедрых жертвователей в епар­хии. Горячо отозвавшись на призыв Церкви и Отечества о помо­щи, он собирал и пересылал пожертвования на нужды армии и флота во время Русско-японской войны 1904–1905 годов. 8 апреля 1905 года епископ Оренбургский и Уральский Иоаким (Левицкий) наградил его набедренником. В 1909 году отцом Иаковом было выстроено здание церковно-приходской школы в деревне Воронино  Оренбургского уезда. С 1913 года он стал членом епархиального комитета Православного миссионерского общества. В 1915 году отец Иаков был награжден камилавкой. Во время начавшейся в 1914 году Первой мировой войны отец Иаков вместе со своими прихожанами щедро жертвовал на нужды воюющей армии.

http://fond.ru/kalendar/558/ioann/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   20 июля (2 августа) Священномученики Иоанн Стеблин-Каменский, Александр Архангельский, Сергий Гортинский, Феодор Яковлев и Георгий Никитин, преподобномученики Тихон (Кречков) и Кирилл (Вязников), мученики Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников Священномученик Иоанн родился 26 октября 1887 года в Санкт-Петербурге и происходил из малороссийского духовенства, священников Переяславско-Бориспольской епархии Стеблинских, известных с начала XVIII столетия, получивших впослед­ствии дворянство. Отец его, Георгий Георгиевич Стеблин-Камен­ский, был директором канцелярии Морского министерства, а в последние годы перед революцией – сенатором Правительствую­щего Сената по департаментам гер ольдии и судебному, а также председателем Российского общества морского права. Дед Ивана, Георгий Павлович Стеблин-Каменский, в последние годы своей жизни был виленским губернатором в чине тайного советника. В это время он приобрел имение Биюцишки в Виленском уезде , где и прошло детство Ивана. Здесь, в имении, была погребена его мать, умершая 17 августа 1902 года, – Ольга Александровна, дочь вице-адмирала Александра Павловича Жандра, защитника Севастополя, адъютанта В.А. Корнилова. Ольга Александровна оказала огромное религиозное и нравственное влияние на детей [a] . C детства мальчик чувствовал тепло материнской любви и силу ее благословения. «Ты ведь мой?» – говорила мама, и это было для него самой дорогой лаской. Она умерла, когда Ивану исполни­лось четырнадцать лет. Это было и рано, и вполне достаточно для того доброго влияния, которое она на него оказала. Глядя на нее, лежащую в гробу, и переживая всю глубину потери, он чувствовал, как два совершенно различных понимания совершившегося захватывают целиком все его существо: первое – это острая боль от безвозвратной потери того, что было самым ярким, самым те­плым в золотые дни его детства, и второе – что дальнейшая его жизнь без матери будет свидетельствовать о том, какое движение души она в нем развила. Ему в тот момент казалось, что каждый дурной поступок в его последующей жизни явится оскорблением ее светлой памяти и нарушением безгласного обязательства по отношению к ней.

http://fond.ru/foto/562/Aleksandr/

Статья посвящена выдающемуся деятелю Русской Православной Церкви, основателю Русской духовной миссии в Иерусалиме епископу Порфирию (Успенскому ; 1804–1885). Учёные заслуги епископа Порфирия как крупнейшего русского византолога и востоковеда были отмечены различными научными обществами, Петербургским, Московским и Новороссийским университетами и тремя духовными академиями, избравшими его своим почётным членом. Среди многочисленных трудов епископа Порфирия особый интерес представляет его деятельность на ниве духовного просвещения славянских народов и, в первую очередь, его связи с болгарами. Ключевые слова: Порфирий (Успенский) , Болгария, Константинополь, Н.А. Протасов, Иерусалим, Афон, Дунай, Бухарест, Киевская духовная академия, иеромонах Феофан (Говоров), В.П. Титов, А.С. Стурдза, Хиландарский монастырь, Зографский монастырь, Каир, Синайский монастырь, Лавра св. Афанасия, Александро-Невская лавра А.П. Лебедев , П.А. Сырку, Феодор Студит , Пловдив. Первые сведения о том интересе, который епископ Порфирий (с 1833 до 1865 гг. – архимандрит) проявлял к Болгарии, содержатся в его автобиографических записях. «Давно славяне, как особенные узоры, явились на канве моей жизни, – вспоминал в своём дневнике владыка Порфирий. – Ещё в 1839–40 г., когда я был ректором Одесской семинарии, учились в ней (чуть ли не первые) болгары Игнатович и Пётр Княжеский» 1 . Впоследствии, в мае 1843 г., перед своим отъездом из Петербурга на Ближний Восток, архимандрит Порфирий был принят в Азиатском департаменте и там пахтался уточнить маршрут своего возвращения в Россию. «Позволят ли мне возвратиться через Болгарию, дабы собрать сведения о тамошней Церкви?» – так поставил вопрос будущий епископ Порфирий. «Проезд через Болгарию, – ответил посланник, – будет затруднителен для Вас, по неустройству этого края. Да и едва ли можно будет дать Вам позволение на это, там (турецкие власти. – Авт.) возведут на Вас небылицы, злоупотребят Вашим именем. Итак, не желайте себе неприятностей» 2 . 23 мая 1843 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Некрасовское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Богородицы построена на рубеже XVII - XVIII вв. на средства местного купца Семена Мельникова. Сильно повреждена. В интерьере сохранились росписи, выполненные в нач. XVIII в. ярославскими мастерами. Об этом сообщает надпись в интерьере храма: «Трудившиеся у сея святыя церкви иконописцы града Ярославля Феодор Игнатьев, Василей Игнатьев, Иван Сергиев, Семен Иванов, Иван Никитин, Иван Стефанов, Никита Федотоф, Иван Стефанов и Иван Никитин, Матвей Никитин». Храм построен на средства купца Симеона Борисовича Мельникова, освящен в 1700 г. В 1770 г. по проекту архитектора из Больших Солей Степана Андреевича Воротилова была возведена колокольня, ныне утраченная. Храм расписан в 1710-1711 гг., живопись поновлена в 1826-1854 гг. Иконы для храма были написаны в конце XVIII ст. крестьянином Козьмой Савельевичем Быстровым. Позолоченный иконостас возведен в 1844 г. Богородицерождественская церковь поселка Больших Солей (с 1939 г. переименован в Некрасовское) каменная, с такою же колокольнею, построена в 1700 г. посадским человеком Симеоном Борисовичем Мельниковым на личные его средства. С запада около церкви есть каменная ограда, для укрепления грунта; с другой стороны ограды нет. Кладбище общее с прочими приходами поселка за рекою Солоницею. Престолов три: во имя Рождества Богородицы, во имя Архистратига Михаила и во имя св. Тихона, Амафунтского чудотворца. Достопримечательным должен считаться напрестольный крест, обложенный серебром с метою 1642 г. Иконы в иконостасе все писаны ранее 1700 г. известными в то время иконописцами. Церкви принадлежит 4181 руб. в 4-х процентной ренте. Лавка внизу церковного дома отдается в аренду за 37 руб. Флигель с лавкою отдается в аренду за 76 руб. в год. При церкви есть приходской совет и общество трезвости. Причт: священник и псаломщик. Казенное жалование положено священнику 70 руб. 56 коп., псаломщику 23 руб. 52 коп. В пользу причта получаются проценты с капитала в 9 237 руб. Кружечного дохода получается в год на долю священника около 350 руб., псаломщика около 110 руб. Священник живет в церковном каменном доме, низ которого занят сторожкою, а псаломщик - в церковном деревянном доме. Земли под церковью и церковными строениями 265 кв. сажень. План на церковную землю и межевая книга есть.

http://sobory.ru/article/?object=00644

26 января в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Феодор Лукьянов вручил благодарственные письма, иконы и подарочные издания Закона Божия представителям ряда регионов, где стремятся ограничить проведение абортов и оказать поддержку семьям. Приветствие участникам мероприятия направили глава Республики Крым Сергей Аксенов, глава Республики Мордовия Артем Здунов, губернатор Калининградской области Антон Алиханов, губернатор Новгородской области Андрей Никитин, глава Республики Коми Владимир Уйба, губернатор Забайкальского края Александр Осипов, губернатор Липецкой области Игорь Артамонов, губернатор Курской области Роман Старовойт, глава Республики Татарстан Рустам Минниханов, губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин. Концерт-воззвание — значимое событие в деле продвижения идеи защиты жизни ребенка до рождения. Важность темы защиты жизни в современных условиях подчеркнул председатель Патриаршей комиссии иерей Феодор Лукьянов: «Многие люди сегодня пересматривают свое отношения к абортам. Вопрос запрета абортов сегодня поднимают и наши бойцы на фронте, которые отстаивают жизнь перед лицом смерти, понимая ценность дара жизни. Голос нашего Предстоятеля Святейшего Патриарха Кирилла в защиту невинных младенцев слышен сегодня на всех уровнях государственной власти. Таким образом, дискуссия вышла на новый уровень. Необходимость серьезных решений в области ограничения абортов обсуждает сегодня вся страна». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем выступлении  на  пленарном заседании  XII Рождественских Парламентских встреч в Совете Федерации ФС РФ, с удовлетворением отметив, в частности, принятие закона, закрепляющего традиционные ценности в системе образования, заявил: «Не менее важным является закон о запрете смены пола в России и о запрете ЛГБТ-пропаганды, а также региональные законы о запрете склонения к абортам и запрете на проведение абортов частными клиниками, принятые в некоторых российских субъектах. Нельзя не приветствовать и позицию многих частных клиник, которые решили добровольно отказаться от этих операций, считая убийство ребенка во чреве матери несовместимым с медицинским призванием и клятвой врача. Очень хорошо, что все чаще мы слышим от медицинских работников профессиональную оценку: аборт не может быть безопасным».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6098153...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУЕВЦЫ последователи еп. Алексия (Буя) - наиболее радикально настроенные иосифляне . термин введен сотрудниками следственных органов ОГПУ в 1928-1929 гг., самоназвание движения в кон. 20-х -30-х гг.- «истинно православные», реже «алексеевцы». Движение возникло в кон. 1927 г., вскоре после публикации «Декларации» 1927 г. митр. Сергия (Страгородского). В Воронежской епархии, к-рой временно управлял Козловский еп. Алексий (Буй), стали активно распространяться документы с резкой критикой «Декларации» и указа митр. Сергия от 21 окт. 1927 г. о богослужебном поминовении гос. власти. Тогда же начались первые аресты протестующих: 25 окт. 1927 г. в Воронеже был арестован прот. Петр Новосельцев, 28 нояб.- прот. Илия Пироженко и др. Окончательно движение оформилось после отделения еп. Алексия от митр. Сергия 22 янв. 1928 г. Движение охватило ок. 40 районов Центральночернозёмной обл., в основном Воронежскую и Тамбовскую епархии, центрами его являлись Акатов во имя свт. Алексия муж. и воронежский в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ри. Общее число «буевского» духовенства составляло более 400 чел.- меньше половины священнослужителей на соответствующей территории. После ареста еп. Алексия (7 марта 1929) до июня 1929 Б. окормлял Серпуховской еп. Максим (Жижиленко) , с авг. 1929 г. по янв. 1931 г.- Бахмутский и Донецкий еп. Иоасаф (Попов). Движение было разгромлено в 30-х гг., в основном в ходе арестов по 2 делам «Церковно-монархической организации «буевцев»». Следствие по 1-му делу продолжалось с февр. по июль 1930 г., были арестованы 134 чел. (не все они принадлежали к Б.), 11 были приговорены к расстрелу (на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 г. 10 из них были причислены к лику святых: прот. Иоанн Стеблин-Каминский , иером. Косма (Вязников) , архим. Тихон (Кречков) , свящ. Сергий Гортинский, свящ. Феодор Яковлев, прот. Александр Архангельский , свящ. Георгий Никитин, иером. Георгий (Пожаров), миряне Ефим Гребенщиков и Петр Вязников). Следствие по 2-му делу проходило с окт. 1932 по март 1933 г. В ходе него было арестовано 202 чел., большую часть приговорили к заключению в лагерь и ссылке. В сент. 1937 г. по делу «контрреволюционной террористической подпольной организации на территории Воронежской обл.» было арестовано и осуждено 102 Б. Алексий (Буй) был казнен 3 нояб. 1937 г.

http://pravenc.ru/text/153587.html

Фалёво (Пабережский погост). Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь в Пабережье /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Приход состоял из 26 деревень, располагавшихся по обоим берегам р. Онеги. В приходе было две церкви: деревянная, во имя Живоначальной Троицы, построенная в 1724 г., и каменная, во имя свт. Николая, построенная в 1879-1882 г.г. иждивением потомственного дворянина, купца 1-й гильдии из Санкт-Петербурга Николая Иванова Русанова. На его же средства 16 мая 1882 г. был отлит колокол весом 83 пуда 30 ф., в память 25-тилетия царствования Александра II и восшествия на престол Александра III. Храм освящен 4.9.1882. Каменному Никольскому храму предшествовал деревянный, перенесенный в 1883 г. в д. Плешковскую Ямецкого прихода. В Никольском храме хранились панагия и два орденских знака св. Анны I степ. и св. Владимира II степ., пожертвованные родственниками Высокопреосвященнейшего Феофилакта, экзарха Грузии, родившегося в Пабережском приходе. Часовни: в д. Наволоке (1 верста от прих. храма), во имя иконы Богоматери Живоносный Источник, построена в 1771 г.; в д. Матвеевской (0,5 в.), во имя Предтечи Господня Иоанна, построена в 1876 г. на средства Н.И. Русанова; в д. Казаковой (3 в.), во имя Св. Духа; в д. Шабеньге (6 в.), во имя Тихвинской иконы Божией Матери, построена в 1881 г.; в д. Змиеве (8 в.), во имя прор. Божия Илии; в д. Шиловской (2 в.), во имя Животворящего Креста Господня; в д. Онисимовой (4 в.), во имя Преображения Господня; в д. Оксовой (4 в.), во имя Успения Божией Матери; в д. Холме (4 в.), во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Священники: в синодике 1711 г. были записаны Александр, Тимофей, Терентий, Иоанн, Феодор, Петр, Петр, Андрей и Григорий (утопший); за ними - сын Григория Иларион (пострижен по вдовству в монахи Ошевенского монастыря, где и умер); Петр Иоаннов (из пономарей Бережко-Дубровского прихода, служил 5 лет); Петр Иларионов (из дьячков Пабережского прихода, служил около 40 лет); Иоанн Нечаев (кончил АДС, служил в 1798-1808 г.г., в январе 1808 г. назначен протоиереем Каргопольского собора); Иоанн Васильев Карлин 6.2.1810-1811 г. (умер в начале 1811 г.); Петр Варфоломеев 1811-1819 г.г.; Андрей Васильев Попов до 1821 г.; Иоанн Георгиев Михайлов до 15.7.1826; Самуил Феодоров Келарев 17.1.1827-28.6.1835; Гавриил Андреев Попов 22.9.1835-11.8.1838; Феодот Никитин сент. 1838 - 1882 г.г. Священники Нечаев, Варфоломеев, Михайлов, Келарев и Попов получили полное богословское образование. Церковный староста: Михаил Гладкой с 1887 г. Церковно-приходское попечительство с 1887 г.: крестьяне Яков Шокин (председатель), Федор Кунавин, Григорий Малашев, Карп Болобанов.

http://sobory.ru/article/?object=38089

Федотьево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты «Село Федотьево существовало уже в XV столетии». Первое упоминание об Успенском храме в Федотьеве относится к первой половине XVII в. «В писцовых книгах 137 и 138 (1629 – 1630) г. значится в селе Федотьеве церковь Пречистой Богородицы Успение деревянный верх, да теплая церковь великого чудотворца Николая деревянная, да у села на поле церковь Пречистой Богородицы Ризоположения деревянная да придел мученицы Христовой Пятницы. А в церквах образы и свечи – строение попа Давыда, а иное приходных людей, а книги и ризы и колокола Феодорита архиепископа Рязанского и Муромского». Со временем на месте деревянного храма была построена новая каменная Успенская церковь. «В апреле 1779 г. прихожане Успенской церкви каменной, время построения которой на место деревянной не известно, в которой от давнего построения своды расселись, глава свалилась и фонарь расселся, просили дозволения у епархиального начальства своды разобрать, а главу и фонарь сделать вновь. В 1783 г. Успенскую церковь, согласно просьбе прихожан, дозволено было освятить. В 1796 г. согласно прошению помещика Ф. Ант. Кузнецова вместо ветхой и тесной церкви дозволено было построить новую каменную церковь с двумя приделами. Но в апреле 1801 г. благочинный с. Ярустова иерей Георгий Никитин донес епархиальному начальству, что означенный помещик Ф. А. Кузнецов к распространению существующей каменной Успенской церкви и к украшению оной, начиная с 1796 г. и доныне никакого приготовления не делает. В мае того же года тем же благочинным было донесено, что на вопрос будет ли он производить построение новой каменной церкви Кузнецов не дал никакого ответа. В декабре месяце того же года иерей Феодор Симеонов донес в Консистории, что Успенская церковь 15 декабря сгорела. Существующая ныне в с. Федотьеве каменная с такою же колокольнею Успенская церковь с приделами Феодора Стратилата и святителя Николая построена помещицей Варварой Иосифовной Сулима и освящена в сентябре 1807 года.

http://sobory.ru/article/?object=61484

У пройшов актовий день 11 жовтня 2018 р. 11:55 9 октября 2018 года в Санкт-Петербургской духовной академии отметили память своего небесного покровителя — апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Божественную литургию в академическом храме возглавил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . Его Высокопреосвященству сослужили: епископ Кронштадсткий Назарий и епископ Тихвинский Мстислав — выпускники академии 1988 и 1996 годов, ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Серафим , председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов , первый проректор заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков, секретарь епархиального управления Санкт-Петербургской епархии протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Александр Ранне, протоиерей Михаил Николаев, протоиерей Геннадий Зверев, протоиерей Феодор Гуряк, протоиерей Андрей Терюшов, проректор по научной работе академии протоиерей Константин Костромин, председатель отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии священник Илия Макаров, иеромонах Геннадий (Поляков), священник Андрей Парафенюк, иеромонах Николай (Бестужев), священник Роман Соколов, священник Алексий Артюхов, священник Иоанн Никитин, священник Кирилл Никитин, священник Павел Ермошкин, священник Евгений Мельников, священник Феодор Ибрагимов, иеромонах Феофан (Друганов), иеромонах Никон (Касярум), священник Алексий Заруцкий, священник Максим Марков, священник Александр Нефедов, священник Климент Нехамайя. Диаконский чин возглавил протодиакон Андрей Левин. Богослужебные песнопения исполняли три хора академии. Проповедь по запричастном стихе произнес cmyдehm I kypca магистратуры чтец Серафим Дейнес. Накануне епископ Петергофский Серафим в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова возглавил заупокойную панихиду по почившим ректорам, преподавателям и студентам Санкт-Петербургской духовной академии, а также совершил всенощное бдение.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5282302...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010