Объем сведений византийских актов XI–XШ вв. возрастает по сравнению с более ранним временем: с этого периода документы – императорские хрисовулы, простагмы («приказы»), патриаршие послания, синодальные постановления, описи и купчие грамоты – постепенно, особенно с XIII в., становятся важнейшим источником исторических исследований. Интереснейший материал дают акты, хранящиеся в афонских архивах – Русского монастыря, монастырей Ксенофонта, Пантократора, Хиландаря, Эсфигмена, Зографа, Филофея, Иверского и др. Акты до начала XIII в. представляют собой древней-ший пласт афонского архива. Особый интерес при изучении актового материала вызывают византийские документы, сохранившиеся лишь в переводах – древнерусских, латинских, древнеармянских и т. п., как и сочинения древнерусских политических и церковных деятелей, сохранившиеся только в греческой версии (Леона Преславского, Иоанна Русского), а также послания на Русь из Византии (императора Михаила VII Дуки, Константинопольских патриархов Николая Музалона, Луки Хрисоверга, Германа II). Целый пласт новых источников по истории русского присутствия в Византии представляют памятники эпиграфики, в частности новоизданные русские граффити в Константинополе. 59 Наконец, еще одну группу византийских источников, важных для истории Руси, представляют легенды печатей древнерусских князей и церковных иерархов на греческом языке, формулы актов, легенды монет, а также корпус не опубликованных пока или разрозненных по различным журналам маргинальных рукописных помет, колофонов. 60 Получаемые данные во многих случаях необходимо сопоставлять и с результатами изысканий нумизматов, археологов и топонимистов. Интерьер храма Св. Софии в Константинополе Богоматерь с Младенцем. Мозаика апсиды храма св. Софии в Константинополе IX в. Богоматерь между византийскими императорами Юстинианом I и Константином I. Мозаика над входом в Константинопольских собор св. Софии. X в. Христос между византийским императором Константином IX Мономахом и императрицей Зоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К некоему Константину были составлены «Четыре книги», в которых по новому плану рассматриваются старые возражения против латинского учения, высказанные Григорием Кипрским . Один из единомышленников Векка, диакон Алексий Агаллиан, перешёл на сторону православной партии; узнав об этом, Векк написал ему во время заключения в тюрьме послание, в котором порицает его неустойчивость. Наконец, последнюю группу составляют сочинения, написанные Векком о личных своих делах. Сюда относятся: слово по поводу вступления на патриарший престол, исповедание веры, отправленное в 1277г. римскому папе Иоанну XXI, три этюда по поводу несправедливого лишения его патриаршего престола и апология его деятельности в пользу унии. Многочисленные сочинения Иоанна Векка обеспечивают ему первое место в ряду византийских друзей Рима, и в своё время имели большое влияние на приверженцев и сторонников унии, а с другой стороны, вызвали большую полемическую литературу православных богословов, выступивших с опровержением воззрений Векка и с защитой православного учения, каковы: хартофилакс Великой церкви Георгий Мосхампар, патриарх Григорий Кипрский , его ученик Феодор Музалон, Александрийский патриарх Афанасий. В сочинениях Векка выразилась громадная его эрудиция, хорошее знание подробностей истории разделения Церквей и горячее стремление к их примирению. Но, к сожалению, Векк склонялся своим умом и сердцем на сторону Рима и, в деле соединения Церквей, на первом плане ставил интересы Римской кафедры, в ущерб и к унижению Православной Греко-Восточной церкви. Поэтому его литературные труды давно получили лишь историческое значение и, конечно, не к славе бывшего Константинопольского патриарха. Впрочем, в науке ещё не разъяснена загадочная перемена в богословском мировоззрении Векка, а равно пока не раскрыто в подробностях его учение по вопросам веры, пререкаемым латинянами, и ещё остаётся невыясненным, признавал ли Векк чистое латинство, или он был только сторонником своеобразной с ним унии и допускал какое-либо среднее между латинством и Православием учение. В своих сочинениях Векк нередко говорит о принципе «экономии», которым православным следует руководиться в своих отношениях к латинянам, – т. е. допускает некоторое снисхождение и отступление от канонической точности и строгости, применительно к особой и высокой задаче – всеобщему единению в вере. С точки зрения экономии и нужно оценивать богословские воззрения Векка и разъяснять ту своеобразную унию, сторонником которой он сделался. А это может привести к выводу, что Векк не разделял чистого латинства с его характерными особенностями сравнительно с Православием и не признавал полного и совершенного единения в вере с латинянами. К изучению необходимо привлечь все сочинения Векка, как изданные, так ещё и не изданные, и тогда, быть может, придётся несколько уменьшить тяжесть греха отступничества, лежащего на этом православном патриархе, ознаменовавшем своё управление многими делами благотворения, любви к пастве, печалования. 166

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

По ходатайству иконийского предстоятеля, Палеолог вызывается царем из Персии и, обласканный им, снова получает достоинство великого коноставла. Gregor. I. 3, p. 28. Михаил Палеолог отправляется с войском на запад и ведет удачно войну. Acrop. Hist. n. 70. Страдая подозрительностью, Феодор мучит сестру Палеолога Марфу и, боясь, как бы за это не возмутился брат ее, посылает Ходина на запад взять его и привезти в оковах. Предсказания царской власти Михаилу Палеологу. Михаил Палеолог выводится из тюрьмы и снова удостаивается царского благоволения. Царь Феодор умирает в августе, под осень, Acrop. n. 74. Gregor. I. 3, p. 29, оставив малолетнего своего сына на попечение патриарха Арсения и протовестиария Георгия Музалона. В девятый день по смерти Феодора, взбунтовавшееся войско убивает Георгия и Феодора Музалонов. Gregor. p. 30, 31. Phrantzes I. 3, p. 42. Михаил Палеолог объявляется опекуном царевича и провозглашается великим дуксом. Щедрыми подарками он привлекает на свою сторону вельмож. Делается деспотом. Испрашивает высочайшую власть в империи. Осенью этого года Ахайский князь, помогая Михаилу, деспоту запада, восставшему против царя, попадает в плен и приводится в Константинополь. Greg. p. 35. Михаил Палеолог 1. 5. Никифор 1 В первый день января Михаил Палеолог провозглашается царем – соправителем отрока Иоанна, которого был он опекуном. Greg. I. 4, p. 36. Acropol. Hist. n. 77, 89. Phrantzes I. 4, p. 43. Михаил, деспот запада, пользуясь помощью зятя своего Манфреда, короля Сицилйского, разбивает римлян при Трикорифе и берет в плен кесаря Алексея Стратигопула. Кесарь Алексей вскоре освобождается и возвращается к царю Палеологу. Палеолог еще до коронации обозревает западные границы империи и, следуя совету преданного себе царедворца Ходина, укрепляет пограничные замки, которые, однако ж, вскоре были потеряны. Назначается время коронования двух царей: но Палеолог своими происками достигает того, что коронуется один, без Иоанна. Патриарх Арсений уходит из Никеи и оставляет патриаршество. На его место восходит Ефесский епископ Никифор. Взяв Силиврию, царь долго, но безуспешно осаждает Галату. Сняв осаду, он возвращается в Нимфей, где патриарх Никифор умирает.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Трифон 928–931. Феофилакт 933–956. Полиевкт 956–970. Василий I Скамандрин 970–974. Антоний III Студит 974–979. Николай II Хрисоверг 983–996. Сисиний II 996–999. Сергий II Мануилит 999–1019. Евстафий 1019–1025. Алексий 1025–1043. Михаил Керулларий 1043–1058. Константин III Лихуд 1059–1063. Иоанн VIII Ксифилин 1064–1075. Косма I 1075–1081. Евстратий 1081–1084. Николай III Грамматик 1084–1111. Иоанн IX 1111–1134. Лев Стипиот 1134–1143. Михаил II Куркуас 1143–1146. Косма II Аттик 1146–1147. Николай IV Музалон 1147–1151. Феодот 1151–1153. Неофит I несколько месяцев. Константин IV Лихуд 1154–1156. Лука Хрисоверг 1156–1169. Михаил III 1169–1177. Харитон 1177–1178. Феодосий I 1178–1183. Василий II Баматирх 1183–1186. Никита II Мунтан 1186–1189. Досифей 9 дней. Леонтий 1190 (месяцев 7). Досифей (вторично) 1190–1191. Георгий II Ксифилин 1191–1198. Иоанн X Каматир 1198–1206. Михаил IV Ставрион 1206–1112. Феодор II Ириник 1213–1215. Максим I 1215–1216 (6 мес.). Мануил I 1217–1222. Герман II 1222–1240. Мефодий II 1240 (3 мес.). Мануил II 1243–1255. Арсений 1255–1260. Никифор II 1260–1261. Арсений (вторично) 1261–1266. Герман III 1266–1267. Иосиф I 1267–1274. Иоанн XI Векк 1275–1282. Иосиф I (втор.) 1282–1283. Григорий II Кипрский 1283–1289. Афанасий I 1289–1293. Иоанн XII 1294–1303. Афанасий (вторично) 1303–1311. Нифонт I 1313–1315. Иоанн XIII Гликис 1816–1319. Герасим I 1320–1321. Исаия 1323–1333. Иоанн XIV 1833–1347. Исидор I 1347–1349. Каллист I Святогорец 1350–1354. Филофей 1354–1355. Каллист I опять 1355–1362. Филофей опять 1362–1876. Макарий 1376–1378. Нил 1378–1388. Антоний IV 1388–1395. Каллист II 1396. Матфей I 1397–1410. Евфимий II 1410–1416. Иосиф II 1416–1439. Митрофан II 1440–1443. Григорий III Мелиссин 1445–1450. Афанасий II 1450–1453. Геннадий II Схоларий 1453–1460. Исидорх II 1460–1465. Софроний I 1465–1466. Иоасаф I 1466–1469. Mapk II 1469–1470. Симеон 1 1470–1473. Дионисий I 1473–1478. Симеон (втор.) 1478–1481. Рафаил I один год. Максим II 1482–1488. Нифонт II 1488–1490.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

II. P. 382; Zonara. Col. 135; Ephraemius. P. 408); Антоний III (974–979), игумен Студийского монастыря (Leo Diaconus. P. 164; Banduri. T. I. P. 196); Сергий II (999– 1019), игумен столичного монастыря Мануила (Cedrenus. T. II. P. 449; Zonara. Coi. 162; Ephraemius. P. 403); Алексей (1025–1043), по одним (Cedrenus. T. II. P. 479–480) монах Студийского монастыря, а по другим (Ephraemius. Р. 404) его экклесиарх; Михаил Керулларий (1043–1058) (Ephraemius. Р. 404); Иоанн VIII Ксифилин (1063–1075), инок Олимпа вифинского (Attaliota. Р. 92; Zonara. Col. 254; Hamartolus. P. 885; Glycas. P. 606; Ephraemius. P. 369); Косьма (1075–1081) (Ephraemius. P. 405); Евстратий (1081–1084) (Ephraemius. P. 405), Николай III Грамматик (1084–1111) (Ephraemius. P. 405; Banduri. T. I. P. 197); Михаил II (1143– 1146), монах монастыря на острове Оксии в Пропонтиде ( Cinnamus . Lib. II. Cap. 2; Choniata N. De Manuelae Comneno. Lib. 1. Cap. 2; Ephraemius. P. 309); Николай IV Музалон (1147–1151), игумен монастыря Космидия в столице ( Ephraemius . Р. 407; Banduri . T. I. Р. 197); Феодот II (1151–1153), игумен монастыря Воскресения в Константинополе ( Ephraemius . Р. 407; Banduri . Р. 197); Неофит I (1153) из монастыря Евергетиды в столице ( Banduri . T. I. Р. 197); Лука Хризоверг (1156–1169) ( Ephraemius . Р. 408; Banduri . Р. 197); Харитон (1177–1178), игумен Манганского монастыря (Ibid.); Феодосий I (1178–1183) из монастыря Βοταδ ου (Ibid.); Досифей (1189, 1190–1191), иерусалимский монах (Choniat. De Isaacio Angelo. Lib. II. Cap. 4; Banduri. P. 198); Леонтий (1190), игумен монастыря св. апостолов на горе Авксентия в Вифинии (Ibid.; Ephraemius. P. 409); Георгий II Ксифилин, игумен основанного им Фриганского монастыря (Banduri. T. I. Р. 198). 2072 Гиббон. История упадка и разрушения Римской империи. Пер. В. Н. Неведомского. Ч. IV. М., 1884. С. 137. Ср_: Περ Βυζαντινν μελτη π Δημητρ ου Βικελ. ν Λονδ ν. 1874. Σ. 32. Читать далее Источник: Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (824 - 1204)./Соколов И.И. (Опыт церковно-исторического исследования. Вст. Ст. Г.Е. Лебедевой) - СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2003. - 464 с. - ISBN: 5-89740-090-3 - (Библиотека христианской мысли. Исследования). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

В случае, если какой-либо епископ сделает это, он тотчас перестает быть епископом и больше никогда не имеет права присваивать себе архиерейского достоинства. С тех пор правило это имеет силу во всей церкви, как в восточной, так и в западной В своем толковании 3 правила анкирского собора Вальсамон приводит случай с епископом амиклийским (в Лаконии) Нмколаем Музалоном, который, по распоряжению гражданской власти, пострижен был в монахи и впоследствии делал все возможное, чтобы освободиться от монашеских обетов и стать снова полноправным епископом; с этой целью он наконец явился к константинопольскому синоду. Патриарх Лука (1156-1169), увидев Николая в епископском одеянии, отказал ему в просьбе, ссылаясь на то, что хотя ему и можно было бы помочь, если бы он подождал синодского решения, однако теперь, когда он, противно существующему порядку, сам снял с себя монашеское одеяние, в которое, правда, силой был облечен, помочь ему уже было невозможно Этот случай показывает нам, как строго смотрели на настоящее правило в XII столетии. Однако, после смерти патриарха Луки, патриарх Михаил III (1169-1177) уважил просьбу епископа Николая и специальной синодальной граматой возвратил ему епископские права В своем толковании данного правила Вальсамон касается также вопроса об епископах из монахов, причем, признавая, как и должно, силу настоящего правила, замечает, что к таковым епископам настоящее правило можно относить лишь тогда, когда бы они приняли великую схиму ( ο), в каковом случае они перестают быть епископами То же самое говорит и 90 правило при Большом требнике Иммунитет (свобода) церкви и ея служителей, в частности же епископа, признан был государственною властью еще в то время, когда эта власть только что стала христианскою. Еще от 313 г. имеется предписание императора Константина, которым он провозглашает в Государстве Иммунитет духовенства, εοο-, дабы оно беспрепятственно и свободно могло отдаться служению Богу С течением времени этот иммунитет все больше и больше увеличивался, причем греко-римские императоры, так сказать, соперничали между собою, кто больше даст преимуществ церкви и ее служителям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1324...

652 А Олга емше казар, поточиша за море Царюгороду. – Из «Хожения» игумена Даниила явствует, что Олег находился в ссылке на острове Родос: «И в томъ остров был Олегь князь русскый 2 лт и 2 зим» (см. наст. изд., т. 4). В ссылке Олег тем не менее женился на знатной гречанке Феофано Музалонисе, а в 1083 г. вернулся на Русь с воинским контингентом, достаточным для того, чтобы изгнать из Тмуторокани и пленить князей Давыда и Володаря Ростиславичей. Г. Г. Литаврин предполагает, что Олегу помог император Алексей Комнин (1081–1118 гг.), обусловив при этом себе «верховные права на Тмуторокань» (История Византии. М., 1967. Т. 3. С. 352). См. также: Захаров В. А. Тмуторокань и «Слово о полку Игореве»//«Слово о полку Игореве»: Комплексные исследования. М., 1988. С. 208–221. 654 В се же лто Давыдъ ...все имнье. – По предположению Д. С. Лихачева (Комментарии. С. 413), Давыд захватил в Олешье, торговом становище в устье Днепра, гречников – купцов, торговавших с Византией. В Л и Р ошибочно сказано – «зая грькы». 655 Дорогобуж – город в Волынском княжестве, вблизи современного города Шепетовка (Хмельницкая обл. Украины). 659 Рюрик – Рюрик Ростиславич, сын Ростислава Владимировича, последние годы княжившего в Тмуторокани (умер в 1067 г.). Рюрик княжил в Перемышле, а его братья – Володарь и Василько – впоследствии княжили в Перемышле и Теребовле (Перемышль – ныне Пшемысль на юго-востоке Польши, Теребовль – ныне Теребовля, город к югу от Тернополя на Украине). В описываемые годы Ростиславичи, вероятно, обладали лишь Перемышлем и находились в зависимости от владимиро-волынского князя Ярополка Изяславича: именно их стремление расширить свои владения, а быть может и посягательства на владимирский стол и явились причиной конфронтации с Ярополком. Вероятно, Ростиславичами же и был подослан убийца. 661 Его же прошенья не лиши ...любящим его. – Как полагает Д. С. Лихачев, «пышная некрологическая статья о Ярополке Изяславиче и необыкновенное сочувствие к нему печерского летописца отчасти объясняется тем, что Ярополк, его жена и дочь ...были крупными жертвователями в Печерский монастырь» (Комментарии. С. 414). Ярополк был женат на Кунигунде, дочери графа Оттона из Мейсена. После гибели Ярополка его жена покинула Русь вместе с дочерью (См.: Пашуто. Внешняя политика. С. 44).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

РС 147; Beck 693; DS 11/198–203; PLP 20325 Втор. пол. XIII в. Монах-исихаст, преп. Уроженец Италии, отвергший католич. веру и принявший православие. Подвизался на Афоне. За отказ следовать пролатинской политике Михаила Палеолога VIII был в заключении и ссылке. Рассматривается как прямой предшественник Паламы и Исихастского возрождения. Учитель св. Феолипта. Сочинения Трактаты О хранении сердца, О правосл. вере, Об нахождении Св. Духа (трактат не сохранился?). Никифору же неверно приписывается рядом ученых соч. О трех способах молитвы. 430 . Διλεξις·//Laurent V., Darrouzès J. Dossier grec de l’union de Lyon (1237–1277). P. 1976. 486–507. (Archives de l’Orient Chrétien. 16). [Рассказ о заключении и изгнании и прение с легатом о православной вере. Ср. 82–88]. Слово о трезвении и хранении сердца [включая антологию]: 431 . Φιλοκαλα. θναι 4 1976. 4. 18–28 [изд. с лакунами]=PG 147, 945–966. На этом дефектном изд. основаны все совр. переводы, вкл. русские: 1) ХЧ 1825. 19. 119 сл.; 2) Добротолюбие. 2 М. 1900. 5. 239–251. пер. [с восстановлением лакун по осн. греч. ркп]: Niceforo Athonita. Trattato colmo di utilità sulla custodia del cuore//AdQ 6 .509). 47–60. Рум. пер.: 13 .103. [Неизд. ркп времени св. Паисия]. Исследования 432 . Jugie М. Note sur le moine hésychaste Nicéphore et sa manière d’oraison//EO 1936. 35. 409–412. 433 . Rigo A. Niceforo l’esicasta (XIII sec.): alcune considerazioni sulla vita e sull’opera//AdB 7 .174). 79–119. 434 . Tatakis B. Ν. Νικηφρος Μοναχς συχαστς// Κληρονομι. 1969. 1. 325–336. Феодор Воил Музалон Beck 679–680; DThC 10, 2581–2584; PLP 19439 Вел. логофет (ум. 1294). Ученик и корреспондент св. Григория II Кипрского . Адресат Никифора Хумна. Противник унии. Соч. (большей частью неизд.): Против Векка, О догматах, Житие Афан. I, Против Влеммида, житие новомуч. Никиты (?), письма. Феолипт Филадельфийский CSGL 19618; PG 143; РМА; TLG 3214; Beck 693–694; DS 15. 446–459; DThC 15/1. 339–341; PLP 7509; ThEE 6. 249–250 Ок. 1250-ок. 1322; митрополит; св. Ученик св. Никифора Исихаста и учитель св. Григория Паламы . Друг Никифора Хумна. Духовный отец Ирины Хумнены Палеологини. Противник св. Григория II Кипрского и Иоанна Хилы. Адресат Никифора Григоры, Михаила Гавры и Григория Акиндина. Противник унии. Житие

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Больше всего голосов набрали Эрик Дандоло, маркиз Монтфератский, и Балдуин, граф Фландрский, которого любили его солдаты и почитали даже греки. Ему и было предназначено стать Императором. 23 мая 1204 года Балдуин торжественно вступил в Святую Софию и получил порфиру из рук папского экзарха, который исполнял обязанности Патриарха. Только увенчавшись короной, новый Император разделил между своими союзниками главные должности Империи. Но графам и баронам не терпелось поделить и города и области, которые они ещё не завоевали. На совещании, на которое собрались двенадцать венецианских патрикиев и равное число французских рыцарей, вся Византийская Империя была поделена между двумя нациями. Пока бароны и графы делили все области и города Византии, тщеславие латинского клира не хотело ни в чём отставать от рвения рыцарей. Оно стремилось утвердить себя на обломках греческой Церкви. Все храмы были поделены между французами и венецианцами. Священство обеих наций поделило между собой православные алтари, и по Константинополю неслось эхо латинских молитв. После трёх лет правления Феодор II Ласкарис заболел и принял монашеский постриг, сменив царское облачение на монашескую рясу. Он раздал множеству людей все свои огромные средства ради спасения души. Почил он в возрасте тридцати шести лет в 1259 году, назначив регентов, так как его сыну Иоанну было только шесть лет. Этими регентами стали Патриарх Арсений и верный сотрудник его Георгий Музалон. Когда в присутствии умирающего Императора было во всеуслышание зачитано его завещание, то все поклялись, что будут хранить эти распоряжения неуклонно. Но через девять дней после кончины Императора, когда его похоронили, солдаты по наущению завистливых начальствующих безжалостно убили Музалона прямо в храме монастыря Сосандров, перед божественным священным алтарём. Тогда Михаил Палеолог, который «радовал взор, был чинен своим нравом, гибок в своих делах, наделён благородством», был назначен регентом, будучи сам великим дукой. Он стал льстить Патриарху, замышляя зло против Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Один из текстов, которые в “Филокалии” надписаны именем Каллиста Тиликуда (в слав. версии – “Рай”), приписывают Патриарху Каллисту согласно подписанию “Святейшего и приснопамятного Каллиста Патриарха…”, хотя уже известно, что принадлежит он Каллисту Ангеликуду . Другой Каллист, чьи сочинения проникнуты идеями, близкими к корпусу Ангеликуда, был монахом в обители Ксанфопулы в Константинополе. Там же подвизался и Игнатий, его брат и соавтор, написавший вместе с ним достаточно объемное сочинение, которое частью является компилятивным и составлено на основе трактатов Каллиста Ангеликуда , но при этом является бесценным сжатым изложением всей сути “Филокалии”. В тексте “Наставления безмолвствующим” (сотнице, изданной в “Филокалии” под именем Каллиста и Игнатия Ксанфопулов) есть прямые заимствования из 22-го слова “Исихастского Утешения” Каллиста Ангеликуда 24 . Каллист Ксанфопул часть своей жизни провел на Афоне, затем в 1397 г. стал Константинопольским Патриархом, но скончался, пробыв на кафедре всего три месяца 25 . Кроме двух Каллистов-патриархов, нам известно имя еще одного Каллиста – Музалона Лавриота. Музалон был иеромонахом Великой Лавры св. Афанасия и вместе с иеромонахом кир-Каллистом из афонского скита Магулы 26  (будущим патриархом Каллистом I) подписался под “Святогорским Томосом” 27  (скит Магула, 1340 г.) 28 . Показательна ситуация, сложившаяся вокруг трактата “О божественном единении”. Известно лишь имя его автора: “ Каллист Катафигиот ”. В рукописи Barberini 420 (Рим) содержится 219 глав Каллиста Ангеликуда (“Исихастское Обучение”), 50 из которых помещены в “Добротолюбии” 29  под именем Каллиста патриарха (Каллиста II) в серии 83 глав, а 89 других – под именем Каллиста Катафигиота в числе 92 глав 30 . Наконец, часть глав Каллиста Катафигиота содержится в рукописи Vat. gr. 736 (Рим, Ватикан), целиком посвященной Каллисту Ангеликуду 31 . Включенный в “Филокалию”, текст “О безмолвнической жизни” Каллиста Тиликуда также принадлежит Каллисту Ангеликуду 32 . Таким образом, “творения прп. Каллиста Ангеликуда были включены в разрозненном и отрывочном виде в “Филокалию” под именами сразу трех авторов (Каллистапатриарха, Каллиста Тиликуда и Каллиста Катафигиота ) 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010