Москва. Симонов мужской монастырь. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь Карта и ближайшие объекты Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери бывшего Симонова монастыря расположен при трапезной у южной стены монастыря. Главный престол храма освящен в честь иконы Божией Матери " Тихвинская " . Приделы: во имя прп. Сергия; мчч. Валентина, Параскевы, Василия Блаженного; свт. Афанасия Александрийского; мц. Гликерии; прпп. Ксенофонта и Марии. Сей трапезный храм был построен в 1677 г. (зодчие: Парфен Петров, затем Осип Старцев) царем Феодором Алексеевичем на фундаментах древнего здания 1485 г. и первоначально был освящен во имя прп. Сергия Радонежского. В 1840 г. храм был перестроен и переименован в Тихвинский. В 1923 г. в части монастыря был устроен музей, занявший Тихвинскую церковь с трапезной. С 1931 г. в трапезной находился киноклуб. Она реставрировалась с 1955 по 1966 гг. и с 1982 по 1990 гг. Созданная в настоящее время при церкви община уделяет особое внимание работе с инвалидами по слуху и проводит богослужения с сурдопереводом. Источник:  ortho-rus.ru У южной монастырской стены расположена трапезная, выстроенная в 1677 г. известными зодчими Парфеном Петровым и Осипом Старцевым на основании храма 1485 г. В ней находился храм преподобного Сергия Радонежского, который в 1840 г. перестроили и переосвятили в Тихвинскую церковь. Тогда же были пристроены двухэтажные приделы, с южной стороны – существовавший ранее святых Валентина, Параскевы и Василия, а с северной – преподобного Сергия Радонежского, в память первоначального посвящения храма. Ежегодно 26 июня, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, совершался вокруг стен обители торжественный крестный ход в память перенесения в Симонов монастырь из Тихвина древней чудотворной иконы. Декоративное убранство церкви было выполнено в стилистике раннего московского (нарышкинского) барокко – резные порталы, сложные наличники, балясины парапетов. Тихвинскую церковь закрыли в середине 1920-х гг. Часть строений Симонова монастыря взорвали, монастырский некрополь был уничтожен. Остатки монастырского ансамбля, частично отреставрированного в 1980-е гг., передали Московской Патриархии в 1995 г. Богослужения в Тихвинской церкви были возобновлены в 2000 г. Здесь проходят богослужения с сурдопереводом.

http://sobory.ru/article/?object=03318

Москва. Сретенский монастырь. Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Владимирский собор На территории Сретенского монастыря Карта и ближайшие объекты Собор Сретенского монастыря, ныне - единственный монастырский храм. Остальные церкви монастыря были уничтожены в 1930-х годах. Построен на месте древнего храма, известного с 1397 г., освящен в 1679 г. Пятиглавый, двухсветный храм. Вскоре после постройки к нему были пристроены с севера, юга и запада арочные крыльца. Из них сохранились только северное и западное, так как с юга в 1706 году был возведен придел Рождества Иоанна Предтечи. В 1707 году по заказу стольника С.Ф.Грибоедова мастерами костромской школы были выполнены росписи интерьера собора. Эти росписи считаются последним шедевром древнерусского искусства в Москве; они созданы уже в эпоху перехода к барокко. Храм был закрыт в 1920-е годы. В нем помещались последовательно общежитие, гараж, реставрационные мастерские. В 1958-1962 гг. проводилась реставрация. В 1991 году открыт как приходской храм, с 1993 года - подворье Успенского Псково-Печерского монастыря . В 1995 году с восозданием Сретенского монастыря приобрел нынешний статус. Сретенский собор находится в середине монастырского двора. Построен на месте древнего храма, стоявшего с 1397 г. Освящен 24 августа 1679 г. Собор сооружен в 1679 г. по заказу царя Феодора Алексеевича. Вскоре после возведения основного объема к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В 1706 г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи и примерно тогда же западное крыльцо превращают в паперть. В храме этом интересно устройство сводов; последующие перестройки и ремонты мало изменили первоначальный вид его. Внутри сохранились фрески 1707 г., выполненные по заказу стольника С. Ф. Грибоедова мастерами костромской школы. Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после 1917 г. в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор «реставрирован в 1958—1962 гг.». Реставрация была, однако, неполной: верх оставлен бескрестным. Внутри в 1990 г. располагался «Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры». Хода посетителям не было. К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим.

http://sobory.ru/article/?object=02411

Очерки из церковно-исторической географии. Области восточных патриархов православной церкви до IX века. Вып. 1 Источник Введение Предлагаемые очерки из церковно-исторической географии составлены в виду того, что географические познания совершенно необходимы для понимания исторических событий. Те географические сведения, какие приобретаются из существующих учебников по географии, совершенно недостаточны для указанной цели. Для изучающего церковную историю необходимы особые, специальные географические познания. Для него не так важно знать о столицах, промышленных центрах, внешнем благосостоянии жителей известной страны. Ему нужно знать о пустынях и монастырях; о храмах и благочестии жителей; о местностях, часто весьма незначительных, где жили знаменитые отцы церкви. Какой ответ может дать человеку, изучивший самые обстоятельные географические учебники, на вопрос: где жил Феодорит Кирский , Козьма Маюмский, Спиридон Тримифунтский? – Никакого. Знание библейской географии издревле считалось необходимым для надлежащего понимания священной истории и священного писания. Еще первый церковный историк Евсевий Кессарийский и знаменитый толкователь священного писания Иероним оставили нам сочинение по библейской географии. Теперь прошло не мало времени со времени Рождества Христова; было не мало важнейших событий в истории новозаветной христианской церкви. Необходимо для понимания их иметь под руками труд по церковной географии. Такого труда нет и церковно-географические сведения почти совершенно отсутствуют. В отчетах академических комиссий, производящих экзамен для новопоступающих воспитанников по церковной истории, всегда отмечается недостаточность у них церковно-географических сведений, «которые необходимы для ясного и отчетливого представления об известных событиях церковно-исторической жизни». Таков общий приговор всех академий, повторяющийся из года в год. Предлагаемые очерки далеко не полны. Они ограничиваются данными для изучения только древней церковной истории (I–IX в.) и при том только важнейших церковно исторических событий. На первый раз и того достаточно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Потёмкины В начале шестнадцатого века, при Великом Князе Василие Иоанновиче, выехал из Польши в Россию шляхтич Ганс, Александров сын, Потемпский 169 , принял православную веру с именем Тарасия Потёмкина, и был родоначальником Потёмкиных. Степан, Нечаев сын, Потёмкин убит в казанском походе 1550 года, и имя его вписано в синодик Успенского собора, на вечное поминовение. Артемий Иванович был воеводою в казанском походе 1544 года; Фёдор Иванович, воевода в полоцком походе 1551 года, отправлен был, в 1582 году, на литовскую границу встречать папского посла, Иезуита Поссевина. Юрий Потёмкин привёз в Москву, в 1611 году, печальное известие о взятии Смоленска поляками; вслед затем, он пристал к польской партии; в 1612 году уехал в Польшу, и там умер бездетным, быв вписан в польское шляхетство (Stan ryerski) 170 . Пётр Иванович, один из умнейших людей и из самых образованных Россиян своего времени, окольничий, наместник боровский и угличский, ездил при Царе Алексее Михайловиче послом во Францию и в Испанию; а при Царе Феодоре Алексеевиче послом в Данию, Англию, Францию и Испанию. С ним ездил сын его, стольник Степан Петрович, бывший потом статским советником при Петре Великом, и сын коего Иван Степанович был комнатным стольником Петра Великого. Шесть Потёмкиных владели населёнными имениями в 1699 году, и восемь Потёмкиных служили тогда в рядах смоленской шляхты. Алексей Иванович служил генерал-поручиком при Императрице Анне Иоанновне и отличился под начальством Миниха. Александр Васильевич (рождение 1673 † 1746), подполковник, небогатый помещик смоленский и тульский, женат был два раза; от первого брака детей не имел, а от второго брака с Дарьею Васильевною Кондыревою (по первому мужу Скуратовою, рождение 1704 † в июле 1780) имел сына Григория, прославившего имя Потёмкиных в русских летописях, и пять дочерей: а) Марию Александровну, за тайным советником Николаем Борисовичем Самойловым б) Пелагею Александровну за Петром Егоровичем Высоцким; в) Марфу Александровну за подполковником Василием Андреевичем Энгельгардтом; г) Надежду Александровну, умершую в девицах (рождение 1738 † 1757), и д) Дарью Александровну, за Лихачевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

П.В. Долгоруков Князья, графы и дворяне Чернышевы Предок их, польский шляхтич Иван Михайлович Чернецкий выехал в Россию в первой половине шестнадцатого века, при Великом Князе Василие Иоанновиче, и получил в вотчину село Конобеево. Не имея детей, он вызвал из Польши родного племянника своего Илью Владимировича Чернецкого, которым, в 1534 году, прибыл в Россию и стал писаться Чернышевым. Когда, в декабре 1613 пода, Пожарский выдан был головою боярину Салтыкову, то отвести Пожарского в дом к Салтыкову предписано было сыну боярскому Перфилию Секерину и голове стрелецкого войска Константину Чернышеву. Иван Чернышев служил, при Царе Алексее Михайловиче, в регулярных войсках и находился, в 1657 году, в Смоленске капитаном в полку полковника Франсбека. Одиннадцать Чернышевых владели населёнными имениями в 1699 году. – Пётр Захарович служил в регулярных войсках при Царе Феодоре Алексеевиче и в правление Царевны Софии Алексеевны, был полковником, и скончался в 1689 году. – Сын его Григорий Петрович (рождение 22 января 1670 † 30 июля 1745) был, при Петре Великом, деньщиком Царским (звание, соответственное нынешнему флигель-адьютантскому); потом генерал-майором и сенатором. Екатерина I произвела его в генерал-поручики и пожаловала Александровскую ленту; Императрица Анна Иоанновна произвела в полные генералы; Императрица Елисавета Петровна пожаловала ему Андреевскую ленту и возвела, 25 апреля 1742 года, в Графское Российской Империи достоинство. Он имел, от брака с Евдокиею Ивановною Ржевскою (рождение 12 февраля 1693 † 17 июня 1747) четырёх сыновей: Петра, Григория, Захара и Ивана, и четырёх дочерей: Наталию Григорьевну (рождение 5 апреля 1711 † в декабре 1760), за вице-адмиралом князем Михайлом Андреевичем Белосельским; Анну Григорьевну († 12 сентября 1744), за статским советником князем Фёдором Сергеевичем Голицыным; Екатерину Григорьевну (рождение 1715 † 21 августа 1791), бывшую, в 1-м браке, за майором Николаем Кириловичем Матюшкиным, а во 2-м браке, за генерал-аншефом Петром Григорьевичем Племянниковым, и Марию Григорьевну, за князем Михайлом Дебрянским.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

После смерти царя Феодора Алексеевича 27 апр. 1682 г. встал вопрос о том, кто займет престол. В тот же день часть бояр, сторонники Нарышкиных, сделала выбор в пользу 10-летнего П. А. вместо его больного брата, 15-летнего Иоанна Алексеевича, и патриарх Иоаким (Савёлов) провозгласил П. А. самодержцем (акт оформлен как решение Земского собора). В свою очередь сторонники Милославских во главе с царевной Софией Алексеевной спровоцировали Стрелецкое восстание 1682 г., используя слухи о намерении бояр погубить царский род и об убийстве царевича Иоанна, а также недовольство стрельцов задержкой жалованья и притеснениями по службе. 15 мая стрельцы под знаменами и с оружием вошли в Кремль и до 17 мая, в течение 3 дней, убили 17 чел., в т. ч. А. С. Матвеева - сторонника Нарышкиных, И. К. Нарышкина - дядю П. А., главу ряда военных приказов кн. М. Ю. Долгорукова, главу Стрелецкого приказа кн. Ю. А. Долгорукова, захватили их имущество, а также казну (ок. 5 тыс. р.). Главой Стрелецкого приказа был назначен И. А. Хованский. 26 мая объявлено об установлении института соправительства: П. А. стал 2-м («младшим») царем и соправителем Иоанна V Алексеевича, к-рый именовался 1-м («старшим») царем. 25 июня 1682 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание братьев на царство; регентшей при них, по-видимому с осени, была назначена царевна София Алексеевна. Мн. стрельцы требовали вернуть «старую» правосл. веру, настояли на проведении 5 июля диспута старообрядческого лидера Н. К. Добрынина с церковными иерархами. В июле царский двор, члены Боярской думы и главы мн. приказов покинули Москву. Царской грамотой от 14 сент. кн. Хованский был вызван в с. Воздвиженское (ныне Сергиево-Посадского городского окр. Московской обл.), по дороге арестован и казнен 17 сент. Для защиты государей в Троице-Сергиев мон-рь, где находился двор, были вызваны служилые люди. Благодаря посредничеству патриарха Иоакима Стрелецкое восстание завершилось компромиссом: его участники повинились перед царями 3 окт. и получили прощение.

http://pravenc.ru/text/Петр I ...

Преподобный Алексий (1846–1928) Преподобный Алексий (в миру Федор Алексеевич Соловьев) после окончания курса Московской Духовной семинарии стал диаконом в церкви Николы в Толмачах, что за Москвой-рекой. Овдовев через два года, он задумал оставить мир и идти в монастырь, но близкие убедили прежде воспитать сына. После молитвы и раздумья отец Алексий согласился и в течение двадцати пяти лет жил в Москве. Последнее место службы его было в Кремле, в Большом Успенском соборе, куда он попал за выдающийся голос (бас). Как только сын окончил учебу, отец Алексий оставил Москву. 30 ноября 1898 года протоиерей Феодор Соловьев был пострижен игуменом Зосимовой пустыни Германом в монашество с именем Алексий, в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Отец Герман, принимая в Зосимовскую обитель протопресвитера Успенского собора, опасался, что у того могли появиться ростки гордости и самомнения. И он начал смирять отца Алексия. Поэтому первое время отцу Алексию жилось нелегко. Первыми послушаниями его были клиросное пение и совершение богослужений. Обращались с ним сурово, ставили во время службы ниже братии, облачения давали самые плохие. Правда, его определили духовником и освободили от тяжелых физических работ. Пришлось терпеть и на клиросе. Регентом хора тогда был иеромонах Нафанаил, бывший артист оперы, окончивший консерваторию и Синодальное училище, хороший музыкант, но нервный и беспокойный человек. Отец Алексий стал петь на клиросе по-соборному. Отец Нафанаил прервал его и резким тоном стал ему выговаривать: «Это не Успенский собор, вы не забывайтесь, здесь реветь нельзя». Сразу же став духовником отца Алексия, отец Герман исповедовал его до конца жизни. Он скоро узнал высокие душевные качества инока, его искреннее смирение и богатый опыт священнослужителя, понял его светлую душу. Настороженность сменилась уважением, а затем и большой любовью. Отец Алексий отвечал ему взаимностью. Увеличилось и число исповедников у отца Алексия: вместо старушек-богомолок, приходивших к нему в первое время, его духовными детьми стали многие молодые монахи. Через несколько лет его духовным сыном стал и сам отец игумен Герман. Клиросное послушание ему отменили и поручили учить молодых монахов Закону Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Принадлежность иерархическая, настоятельство, число и состав братства Обитель сия со времени своего основания находилась в Крутицкой епархии, а по упразднении оной в 1788 году, поступила сперва в Коломенскую, а потом в 1799 г. во вновь учрежденную Тульскую, в коей и находится поныне. Настоятельство в сей обители от её основания до начала прошедшего столетия было строительское, а в начале XVIII столетия, вместе с восстановлением обители, было учреждено игуменское; во время присоединения обители к Белевскому Спасопреображенскому монастырю в 1723г. и до упразднения в 1764 г., управляли иеремонахи с званием наместников. А с восстановления обители в 1776 г., согласно штатам», 1764 г., положено настоятельство строительское с 7-ю монашествующими. Число монашествующих в самое цветущее время обители, при игумене Тихоне (1707– 1722) не превышало 40 человек; ныне доходит до 30. Список настоятелей Первоначальники обители :. старец Онуфрий и священно-инок Макарий. 1) Старец Онуфрий основатель сей обители, на имя которого, как мы уже видели, в 1585 году, была дана жалованная грамота царя Феодора Иоанновича на Жабынское городище, с правом построить на нем церковь Введения во храм Пресвятые Богородицы. Но построил ли только одну церковь или успел основать при ней и монастырь, – остается не известным. 2) Священно-инок Макарий, называющийся также основателем сего монастыря, был по точному смыслу записи о нем „возградителем“, то есть восстановителем обители, после одного из крымских, или литовских разорений оной. Устные предания, равно и письменные акты XVII столетия согласно именуют его: „преподобным Макарием Белевскимь чудотворцем“. Из обоих источников укажем на рукописные святцы XVII века 22 , а из местных на монастырский синодик (начала XVII вика), заглавную надпись которого мы Выписали выше. В челобитной игумена Тихона царю Петру Алексеевичу 1921 г. упоминается, что мощи основателя обители пр. Макария находятся под спудом в сем монастыре. Память о. Макария местно чтилась в Жабынской пустыни до упразднения оной в 1724 году. Во вкладной книге под 1708 годом читаем: „Окольничий Никита Иванович Акинфиев (даль) образ преподобного Макария Белевского чудоворца во окладе серебреном в киоте писанном красками, на створах образы архангелов Михаила и Гавриила“. Киот цел поныне, а самого образа не сохранилось 23 . Ныне же место погре

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Продолжение традиции благотворительности царственных женщин дома Романовых Ольга Николаевна Куликовская-Романова 8 ноября 2009 года в рамках VIII церковно-общественной выставки-форума «“Православная Русь” к Дню народного единства» и XI Всероссийского фестиваля школьных театров «Русская драма» состоялся круглый стол «Презентация международной молодежной благотворительной программы “Детская лепта”»,посвященной памяти преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой и проблемам школьной и студенческой благотворительности в наши дни. Почетным участником круглого стола стала княгиня Ольга Николаевна Куликовская-Романова – невестка сестры государя-страстотерпца Николая II Ольги Александровны, вдова Тихона Николаевича Куликовского-Романова, родного племянника последнего российского императора.Ольга Николаевна является почетным академиком Российской академии художеств, членом Союза писателей России, автором множества публикаций и книг («Ее императорское высочество великая княгиня Ольга Александровна (1882–1960). Жизненный путь» (М., 1997), «Под благодатным покровом» (М., 2000), «Царского рода» (М., 2004), «Живая душа. Встречи с владыкой Иоанном (Снычевым)» (СПб., 2005) и других). Публикуемое ниже выступление О.Н. Куликовской-Романовой открыло круглый стол.   Благотворительность была поистине семейной чертой русского императорского дома Романовых. И свое начало она берет еще от царя Федора Алексеевича Романова. По его приказу собирали маленьких нищих и бродяжек в особом подворье в Москве, где их учили грамоте и полезным ремеслам. В 1775 году императрица Екатерина II учредила специальный Приказ общественного призрения для благотворительной деятельности. Императрица Мария Федоровна, жена императора Павла I, стала поистине организатором дела благотворительности в России на государственном уровне. Она оказалась прирожденным социальным работником. Именно благодаря ее деятельности в мире появилась такая профессия. Сначала Мария Федоровна продолжала дело своей царственной свекрови (как известно, по инициативе Екатерины II были основаны московский и санкт-петербургский Воспитательные дома для брошенных детей, сирот и детей беднейших родителей), а затем начала самостоятельную деятельность. Ее первейшей заботой стали дети. Сама мать девятерых детей, она все силы отдавала организации работы с детьми, прекрасно понимая ее важность. Особым попечением вдовствующей императрицы пользовались училища глухонемых в Павловске и Петербурге и училище лишенных зрения в Гатчине. Такие учреждения появились в России впервые, и это личная заслуга Марии Федоровны. Школа для глухонемых в Павловске работает до сих пор.

http://pravoslavie.ru/32790.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 24  голоса:  4.3 из  5) Поразительный пример верности Весной 1707 года царь Петр Алексеевич во время своего пребывания в Москве поручил князю Феодору Юрьевичу Ромодановскому заняться благоустройством «острожного» дела. И вот отправился Ромодановский осматривать застенки и тюрьмы московские. Прибыв в колодную тюрьму, он в сопровождении смотрителя и стражи прошел по всем коридорам ее, заглядывая в камеры и расспрашивая о преступниках. Вдруг один из колодников говорит ему: — Светлейший князь! Знаем мы, что ты человек набожный и богобоязненный, почитаешь память святых угодников, наипаче же чтишь святителя нашего Николая Чудотворца. Так вот, ради него-то, милосердного, окажи свою милость щедрую, отпусти меня домой на побывку — всего лишь на два дня. — Что?! — изумленно воскликнул Ромодановский. — Да в уме ли ты, что решаешься просить об этом? — Я в полном уме и памяти, — продолжал колодник. — Скажу лишь, что на моей родине очень почитают праздник вешнего Николая. Там в сельском храме есть престол угоднику. К тому же стосковался я по молодой жене и деткам малым. Обнять и расцеловать хочу их. Отпусти меня… — Что за человек? — спросил князь. — Убийца царского воина, — отвечал тот. — Какого? — Убил преображенца, — пояснил смотритель. — Правда, совершил преступление в запальчивости… Тем временем колодник продолжал: — Милосердый князь! Действительно, я преступник большой. Каюсь в том пред людьми и Богом. А все-таки хотелось бы побывать на родине. Прошусь всего только на два дня, и будь уверен, что на третий день сам вернусь сюда. Понравилась столь открытая речь арестанта князю, и спросил он его: — А кто поручится в этом за тебя? — Святой Николай Чудотворец, — отвечал заключенный. — Он, угодник Божий, будет порукою мне на случай соблазна. Взглянул тут Ромодановский прямо в глаза арестанту, и что-то умильно-хорошее шевельнулось в его душе. — Расковать и пустить его на два дня! — приказал он, махнув рукою в сторону колодника. — Ваша светлость, — проговорил смотритель, — осмелюсь доложить… обманет он вас. Ему бы только из тюрьмы выбраться, а там поминай, как звали. Ведь для этих колодников нет ничего святого в мире. Краснобаить же они мастера. Задумался тут Ромодановский.

http://azbyka.ru/fiction/rajskie-cvety-s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010