Архангельский собор С южной стороны Успенского собора возвышается не менее замечательный своею святынею и древностию собор Архангельский. Он устроен был в 1333 году Великим Князем Иоанном Даниловичем Калитою. Ещё прежде сего собора на этом месте стояла деревянная церковь во имя Архистратига Михаила, которого издревле Русские Князья признавали своим заступником. Когда обветшала эта церковь , Великий Князь соорудил на этом месте каменную. Подражая греческому царю Константину Великому , воздвигшему особу. Церковь для погребения греческих императоров, Великий Князь с тою же целью соорудил и эту церковь и назначил её местом для погребения себя и своих преемников. Храм этот в начале XVI века оказался ветхим и тесным. Великий Князь Василий Иоаннович заложил новый, по образцу Успенского собора, обширнее прежнего. В 1509 году, в день самого праздника, новый собор был освящён Всероссийским митрополитом Симоном, в присутствии самого Великого Князя. Впоследствии Архангельский собор, вместе с прочими зданиями Кремля, не раз подвергался разрушениям. Так, в 1610 году, повествует летописец, в Архангельском соборе «бысть шум и гласи и плач пред самым разорением царства Московского». Во время 19-тимесячной осады поляками Кремля Архангельский собор подвергся опустошению. В 1737 году, во время Московских пожаров, Архангельский собор снова подвергся печальной участи. Внутренним украшением и живописью собор Архангела Михаила обязан был Императрице Екатерине II. Её повелением живопись в нём была возобновлена, с удержанием прежнего характера. В 1775 году, в храмовый праздник Архангела Михаила, Митрополит Платон в проповеди своей говорил: «Не мы только, но и самые стены храма сего проповедуют усердие Благочестивейшей Государыни к святым местам». В 1812 году Архангельский собор снова потерпел опустошение от неприятелей. Французы, заняв Москву, опустошали все соборы Кремля, между которыми потерпел и Архангельский. Архангельский собор служил усыпальницею древних русских Великих Князей и Царей, начиная от Иоанна Даниловича Калиты до Иоанна Алексеевич а. Между гробницами Великих Князей и Царей особенно замечательны две гробницы: в одной из них почивают на вскрытии мощи св. Царевича Димитрия, а в другой, под спудом, – мощи св. Благоверного Князя Михаила и боярина его Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Белёв. Крестовоздвиженский монастырь. Карта и ближайшие объекты Крестовоздвиженский монастырь, 3 класса, в городе Белеве. Основан в 1625 году; в 1764 году упразднен; в 1768 году восстановлен. Здесь находится местно чтимая икона Божией Матери Троеручица. Монастырю принадлежат две часовни, находящиеся в городе: Николаевская, построенная в XVIII веке, и Боголюбская, построенная в 1839 году, где находится древняя весьма чтимая Боголюбская икона Божией Матери и куда 18 июня и 12 июля совершается из монастыря крестный ход. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Этот (уже бывший) монастырь является самым древним из известных нам женских монастырей тульской земли. У этой святой обители своя нелегкая судьба, она горела, ее упраздняли, снова восстанавливали, но к концу XIX века она пришла процветающей, одной из первых в списке действующих. «По челобитью около 1625года, поданной царю Михаилу Федоровичу некой старицей Марфой Палициной, дозволено было ей построить на посаде девичий монастырь с церковью во имя Честнаго и Животворящаго Креста». Такое определенное известие об основании сей обители заключено в монастырской описи 1764г. Согласно с сим и в актах XVII столетия не раз упоминается, что в этом монастыре «местныя иконы и Деисусы, и книги, и ризы, и колокола, и вся церковная утварь и круг монастыря ограда строенья Великих Государей Царей и Великих Князей Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича». Монастырь построен в предместии города (по древнему, на «посаде»), на высокой горе, внизу которой протекает р. Ока. С монастырского двора открывается превосходный вид на обширную луговую долину правого берега р. Оки. Монастырь был огражден каменною стеною с одними воротами. Причем северная его сторона примыкала к мужскому Спасо-Преображенскому монастырю. Женская обитель отделялась от мужской только оградой, к которой подступал фруктовый сад мужского монастыря. Первое письменное сведение о состоянии обители встречается в Белевских писцовых книгах письма и меры Василия Чернышова.

http://sobory.ru/article/?object=04682

Беседы с собственным сердцем (Размышления и заметки) Митрополит Анастасий (Грибановский). Беседы с собственным сердцем (Размышления и заметки). — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 272 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья). Книга содержит дневниковые записи митрополита Анастасия, которые представляют большой интерес для людей мыслящих — верующих и неверующих. Приводим отрывок из книги. Предисловие Митрополит Анастасий (в миру Александр Алексеевич Грибановский) родился 6 августа 18 73 года в Тамбовской губернии в семье приходского священника. По окончании Тамбовской духовной семинарии он поступил в Московскую духовную академию. Ректором ее в то время был архимандрит Антоний (Храповицкий), который согревал студентов своею любовью и разжигал в них ревность к монашеской жизни и служению Церкви. Грибановский учился с усердием и окончил академию со степенью кандидата богословия в 1897 году. В 1898 году он принял постриг в академии с именем Анастасий в честь преподобного Анастасия Синаита, там же был рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха. С 1900 года он — инспектор Вифанской духовной семинарии. С 1901 года — преподаватель, а затем ректор Московской духовной семинарии, архимандрит. Свое педагогическое служение в последние годы отец Анастасий проходил под руководством своего родственника, митрополита Владимира (Богоявленского), будущего священномученика. 29 июня 19 06 года Анастасий был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. В своем слове при наречении во епископа он сказал: «…время гонений для служителей Церкви не миновало: пастыри Христовы всегда были как овцы среди волков, а теперь, быть может, наступают такие дни, когда мы снова увидим обиды, угрозы, разграбление и описание имений, храмы, обагренные кровью и из храмов соделавшиеся кладбищами». Долговременное пребывание в Москве дало владыке Анастасию многосторонний опыт. Его природная любознательность и уважение к науке сблизили его с самыми культурными кругами московского общества. Он был близок к таким философам, как Евгений и Сергей Трубецкие, к потомкам славянофилов: Д.А.Хомякову, Ф.Д. и А.Д.Самариным. Его глубоко уважала мученица великая княгиня Елизавета Феодоровна, которой он позднее устроил усыпальницу в Иерусалиме. Но одновременно почитала владыку Анастасия и православная купеческая Москва, и вообще Москва, жившая церковной жизнью. Он был известен народу как аскет и молитвенник, притом придающий богослужению не только уставность, но и музыкальную красоту. Владыке Анастасию поручалось руководство церковной стороной торжеств в Москве по случаю 100-летия Отечественной войны 1812 года и 300-летия Дома Романовых.

http://pravoslavie.ru/6086.html

В. А. Андреев и его дар для студенческой библиотеки Московской Духовной Академии (Страничка из истории академической библиотеки.) В Московской Духовной Академии, в одном из старых ее корпусов, есть особая комната, заключающая в себе студенческую библиотеку Андреева. Библиотека эта, при внешней незначительности своей сравнительно со всей академической библиотекой в ее целом, имеет большую научную, и не научную только, а и материальную ценность и значение. По воле жертвователя она назначена собственно или прежде всего для студентов, должна быть в заведывании их и не сливаться с фундаментальной библиотекой. И они, конечно, пользуются ею и знают ее – ее состав и значение; но если теперь, когда среди гг. профессоров, как бывших студентов Московской Духовной Академии, еще есть налицо лично знавшие покойного архиепископа Литовского Алексия, через которого библиотека эта поступила в собственность Академии, и, слава Богу, здравствует еще сам жертвователь и некоторые знают обстоятельства этого пожертвования, то едва ли есть такие знающие среди студентов, а пройдет десяток-другой лет, таких лиц и совсем не будет. Между тем обстоятельства эти не лишены интереса для характеристики и прежней Академии, и личности знаменитого ее профессора Александра Феодоровича Лаврова, впоследствии архиепископа Алексия, и отношения к Академии светского общества, – для характеристики таких лиц, которые, будучи по внешнему своему положению далеки от Академии, по духовной своей жизни могут быть названы близкими, родственными ей. Таковы побуждения к написанию настоящей памятки и ее задачи. Отец Василия Алексеевича Андреева Алексей Васильевич Андреев – Потомственный почетный гражданин († 1878 г.), женатый на Наталье Михайловне Королевой, в конце прошедшего столетия был хорошо известен и почитаем в Москве, как один из видных представителей московского купечества; большой, с миллионными оборотами, колониальный магазин его на Тверской, против генерал-губернаторского дома, считался одним из лучших магазинов в Москве, в котором заведующим, вместе с родителем, был и Василий Алексеевич, как старший из сыновей его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В выставочном зале ЖМП 12 декабрь 2015 /  30 декабря 2015 г. 11:55 Светотень живоподобия В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 390 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И 330 - СО ДНЯ ПРЕСТАВЛЕНИЯ ЗНАМЕНИТОГО ЦАРСКОГО ИКОНОПИСЦА СИМОНА УШАКОВА Не дожидаясь наступления юбилейных дат, Государственная ­Третьяковская галерея (ГТГ) открыла первую в истории монографическую выставку «Симон Ушаков — царский изограф». Сотню икон для нее предоставили семнадцать российских музеев (включая Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Русский музей, Центральный музей древнерусской культуры и искусства) и четыре частных коллекционера. Об огромном труде организаторов красноречиво свидетельствует такой факт: от первых разговоров о необходимости выставки до воплощения идеи в жизнь минуло тридцать лет. Тайны «Древа» из Никитников Общеизвестно: в отличие от подавляющего большинства коллег-современников, Симон Ушаков предпочитал подписывать свои иконы. До нас дошло сравнительно немного его работ, и в основном они оказались рассредоточены по разным музейным собраниям и коллекциям. В Третьяковской галерее, признается заведующая отделом древнерусского искусства ГТГ Наталья Шередега, удалось собрать почти все ныне известные иконы мастера, за исключением разве что хранящихся в Пермской и в Иркутской государственных картинных галереях: везти на такое большое расстояние заслуженно считающиеся шедеврами иконописи ушаковские творения оказалось слишком дорого. В экспозиции несколько памятников, публичная демонстрация которых достойна отдельного рассказа. В первую очередь это касается икон с драгоценными окладами. Мерную икону третьего сына царя Алексея Михайловича Федора Алексеевича (1661) предоставил Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» (после смерти царевича в 1682 году образ великомученика Феодора Стратилата перенесли в Архангельский собор и установили над государевой гробницей). А вот для иконы Василия Исповедника, исполненной по заказу стольника Василия Волынского, Третьяковская галерея — родной дом. Но на выставке впервые после очень долгого перерыва она предстает в первозданном позолоченном окладе. В фондах он давным-давно хранился отдельно, но теперь соединен с иконой.

http://e-vestnik.ru/culture/vystavka_sim...

Введение Солотчинский монастырь находится в Рязанской губернии верстах в 20 от города на берегу речки Солотчи близ Оки. Это старинный монастырь. По преданию и древним памятникам он существовал еще до 1390 года. Рязанский князь Олег Иванович принял его под свое непосредственное покровительство. Он заложил здесь две каменных церкви во имя Рождества и Покрова пресв. Богородицы, увеличил количество келий, вообще придал ему лучший, чем прежде, вид и обеспечил его материальное благосостояние жалованными на различные угодья и тарханными грамотами. Сам он часто проживал в этой обители со времени своего пострижения в иночество; поэтому, естественно, она процветала и число иноков, вероятно, быстро возрастало. Своим вниманием и покровительством поддерживали ее и потомки Олега: они считали своею священною обязанностью вносить сюда пожертвования и давать жалованные грамоты. Таковы напр. Федор Олегович, Иван Федорович, Василий Иванович и жена его Анна Васильевна, Агриппина Федоровна, жена Ивана Васильевича 1 . Хорошо был известен этот монастырь Московским вел. князьям и царям; не редко получал он от них различные грамоты: жалованные на новые земли и угодья, подтвердительные на прежние владения, тарханные и не судимые на счет хозяйственных и судебных его привилегий и послушные о подчинении ему вотчинных его крестьян, или денежные приношения. Известны, хотя и не все сохранились, грамоты Ивана Васильевича III 2 , Василия Ивановича 3 , Ивана Васильевича IV 4 , Лжедимитрия I 5 , Василия Ивановича Шуйского 6 , Михаила Федоровича 7 , Алексея Михайловича, Феодора 8 , Иоанна и Петра Алексеевичей 9 . Кроме того епископы рязанские, архимандриты, иноки, белое духовенство и частные лица делали разнообразные пожертвования в пользу монастыря. И вот, благодаря всему этому, он рос, обогащался и возвышался в ряду других монастырей. В XVII веке мы застаем его уже владеющим довольно значительными вотчинами, где он ведает хозяйство, управление и суд; архимандрит его занимает сравнительно высокое место между настоятелями монастырей 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Воронежская и Борисоглебская епархия 16 серпня 2011 р. 13:40 Епархия сегодня До середины XVIII века территория, занимаемая Воронежской губернией, в церковных делах подчинена была Рязанской и Белгородской епархиям. Сто лет спустя со времени основания города Воронежа учреждена была самостоятельная Воронежская епархия. Большой Московский Собор 1666-1667 гг. принял решение о возведении Рязанской архиепископии в статус митрополии и создании в ее составе двух епархий — Тамбовской и Воронежской. Необходимость учреждения новой епархии в Воронеже подтвердил Московский Собор 1681-1682 гг. По указу царя Феодора Алексеевича и по благословению Патриарха Иоакима 27 ноября 1681 года на новообразованную кафедру был избран игумен Макарьевского Унженского монастыря Митрофан, прославленный в дальнейшем в лике святых. 2 апреля 1682 года Патриарх Иоаким возглавил его хиротонию. Первоначально в состав Воронежской епархии вошли города: Воронеж, Елец, Костёнск и Орлов (входившие ранее в состав Рязанской епархии); Урыв, Коротояк и Землянск (Белгородская епархия). После завоевания в 1696 году Азова, границы Воронежской епархии расширились в южном направлении до Азовского моря и на ее территории оказались новопостроенные города Таганрог и Павловская крепость (ныне г. Павловск Воронежской области). По личному распоряжению Петра I, в 1699 году к ней были присоединены города, ранее относившиеся к Рязанской епархии: Усмань, Демшинск, Белоколодск и сел. Мокрый Боерак. Впоследствии епархия расширялась путем присоединения территорий Белгородской епархии (в 1699 году — г. Острогожск); в 1718-1720 гг. — земли по рекам Дон и Хопёр; в 1720 году присоединена часть земель Рязанской епархии, а после 1749 года — Тамбовской и других окрестных епархий. В 1684-1692 гг. трудами святителя Митрофана в Воронеже был воздвигнут каменный кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построено значительное число приходских храмов. По указу епископа Воронежского Феофилакта (Губанова) 31 мая 1745 года была учреждена Воронежская духовная семинария — старейшее учебное заведение Воронежского края. Епископ Воронежский и Елецкий Тихон (Соколов), будучи человеком образованным и радеющим о науках, за недолгое время своего управления епархией значительно укрепил и расширил деятельность семинарии. Он лично руководил духовной школой, вкладывал значительные средства в ее развитие: выписал учителей из Киева и Харькова, начал создавать библиотеку, которая впоследствии стала одной из лучших среди духовных учебных заведений России.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1624587...

Г.А. Скворцов Глава I. Патриарх Адриан до патриаршества Биографические сведения о последнем русском патриархе крайне скудны. П. Адриан, в мире Андрей 1 , родился в Москве 2 окт. в 1637 или 1639 году 2 . О жизни Андрея до пострижения в монашество не имеется никаких известий. В истории он является уже архимандритом Чудова монастыря (с 1678–1686 г.) 3 и доверенным лицом п. Иоакима. Как архимандрит Чудова монастыря Адриан заявил себя строительной деятельностью. Он «много споспешествовал устроению» монастыря. Соорудил соборную церковь в честь святителя Алексия с пределом благовещения Пресвятой Богородицы и при ней особую церковь в честь ангела своего, апостола Андрея. Весь монастырь с палатами, прилегающими к церквам, трапезами и под ними монастырскими службами был перестроен по чертежу царя Феодора Алексеевича на царские средства. Самая перестройка началась в августе 1680 г. и закончилась в 1686 г. 4 Как доверенное лицо п. Иоакима архимандрит Адриан в Актах Истории встречается под 1682 годом, когда он от лица Иоакима ходатайствовал пред государями и царевной Софьей в Троицко–Сергиевском монастыре за взбунтовавшихся в Москве стрельцов и о скорейшем возвращении правительства в столицу 5 . Ходатайство Адриана, как известно, имело полный успех. Еще одна черта характерна для архим. Адриана в этот период его жизни: он проявил себя, как строгий поборник иноческого целомудрия. В монастырском храме он отвел особые места для мужчин и женщин, даже входы в храм устроил отдельные для мужского и женского пола, а дабы иноки Чудова монастыря прилежали безмолвию, учредил три дня на каждой неделе, в понедельник, среду и пятницу, запирать ворота в нем; завёл он и общую трапезу в особо устроенной им палате 6 . Положение Чудовского архимандрита в иерархии того времени было настолько видное, а личные качества Адриана, несомненно, настолько выдающиеся, что в 1686 г. 21–26 марта архим. Адриан был п. Иоакимом поставлен в митрополита на епархию Казанскую и Свияжскую 7 . О деятельности м. Адриана в Казанской епархии не сохранилось сведений. Известно только, что он обогатил своими вкладами благовещенский собор и написал книгу «О древнем предании свв. Апостол и свв. Отец, како подобает всякому православному христианину на знамение креста на лице своем руки своея персты, и кия слагати, и како на себе оный изображати» 8 . Обстоятельства избрания м. Казанского Адриана на патриаршую кафедру

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава VIII. Описи церковного и монастырского имущества XVII столетия, описание того, что уцелело в ризнице и библиотеке от XVII столетия до настоящего времени а. Из описей Патриаршего периода Воскресенской обители (1656–1666) уцелела лишь опись Казначейская, т. е., собственно монастырского имущества 1666 года, любопытная многими из своих подробностей, вводящих нас во внутренний быт обители, как, на пример, описание борошней (последей, пожитков), оставшихся после смерти старцев монастыря. б. Опись церковного и монастырского имущества 1679 года есть первая подробная, так сказать, правительственная опись, составленная по Указу Царя Феодора Алексеевича в тот год, с которого, по его Державной воле, возобновилось построение великого Соборного храма по Иерусалимскому образцу. Эта опись знакомит нас вполне с имуществом монастыря, оставшимся ему в наследство от его великого основателя, собранным его трудами и заботами в течение своего 8 летнего пребывания в излюбленной им обители. В конце описи приведен именной список братства Воскресенского монастыря 1679 года и опись монастырских зданий 101 . в. Наконец опись 1685 года знакомит нас с тем церковным имуществом обители, которое поступило в монастырь в период от 1679 по 1686 год от Царских щедрот, преимущественно же от усердия особой благодетельницы сей обители, Благоверной Царицы и Великой Княжны Татьяны Михайловны. В конце сей описи 1685 г. мы прилагаем указатель, какие именно из значащихся в ней вещей уцелели доселе, и наконец обстоятельное описание церковных вещей XVII столетия, хранящихся в ризнице Воскресенской обители, могущее служить руководством для их изучения в археологическом и художественном отношениях. А. Казначейская опись 1665 года Лета 7174 году, Декабря в 25 день (1665 года) пожаловал Великий Господин, Святейший Никон Патриарх , своего, Великого Господина, строение Нового Иерусалима Воскресенского монастыря Казначея, Иеромонаха Акакия, благословил быть в том своем строении в Воскресенском монастыре Архимандритом, а на его место пожаловал Указом быть Казначеем Иеромонаху Исайи, и во всей той монастырской казне указал им расписаться и учинить росписныя книги за их руками, и Февраля в 15 день, по Указу Великого Господина, Святейшего Никона Патриарха , Архимандрит Акакий отдал на лицо Воскресенского монастыря казну Казначею Иеромонаху Исайи, а что отдал, и то писано в сей книге статьями: I. Крайнее сушило верхнее, а в нем:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Глава V. Оптина Пустынь – благодатный уголок русской земли Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Блажени живущии в дому Твоем! ( Пс. 83, 1, 5 ). Пока Александр Михайлович , положившись на волю Божию, с радостным сердцем поспешает к цели своих стремлений – Оптиной пустыни, скажем несколько слов об этой святой обители. Возникновение Оптиной пустыни некоторые относят ко временам домонгольской древности. Сохранившиеся в синодиках обители имена схимников и схимниц показывают, что первоначально обитель была «общая» и что она существовала уже в XV веке, так как в начале XVI в. «общие» монастыри были упразднены. Первое письменное упоминание об обители относится к началу XVII в., когда в обители была одна деревянная церковь и шесть келлий. Цари Михаил Феодорович, Алексей Михайлович и Феодор Алексеевич оказывали обители свою «милостыню». В XVIII в. обитель, как и многие другие в то тяжелое для монастырей время, пришла в упадок, и к концу этого века в ней оставались всего три престарелых монаха, из которых один был к тому же слепой. Своим возрождением обитель обязана знаменитому Московскому митрополиту Платону, в ведение которого она поступила в самом конце XVIII века. Объезжая в 1796 году свою епархию, он обратил внимание на чудесное местоположение Оптиной пустыни, нашел его очень удобным для пустынножительства и решил принять меры к благоустроению обители. Призвав к себе настоятеля Песношского монастыря о. Макария, бывшего учеником знаменитого молдавского старца Паисия Величковского , митрополит потребовал от него способного и добросовестного человека, которого он мог бы послать настоятелем в Оптину пустынь. Отец Макарий ответил: «Да у меня нет таких, владыко святый! – А вот разве дать тебе огородника Авраамия?» – прибавил он, подумавши. Под предлогом производства покупок в городе Авраамий был доставлен в Москву и представлен митрополиту. Он произвел благоприятное впечатление на владыку и немедленно же был отправлен приводить в порядок Оптину пустынь. Неохотно принял на себя эту обязанность о. Авраамий. Прискорбно было ему расставаться со своим огородным одиночеством. Но делать было нечего – приходилось покориться. Прибыв в Оптину, о. Авраамий нашел там крайнее запустение. «Не было полотенца рук обтирать служащему, а помочь горю и скудости было нечем; я плакал да молился, молился да плакал».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010