Закрыть itemscope itemtype="" > Николай Алексеевич Маклаков: последняя надежда Императора Николая II Судьба сановника как зеркало революционной трагедии начала ХХ века 15.10.2017 2829 Время на чтение 20 минут Выступление на Феодоритовских чтениях «Север и революция», Североморск, 13.10.2017 В год 100-летия революционной катастрофы мы невольно задаемся вопросом: а могло ли быть иначе? Можно ли было предотвратить тот роковой ход событий, который привел к февралю 1917 года, порождением которого стал октябрь. Мы вглядываемся в лица сановников и генералов, в поисках людей, которые могли бы помочь Государю поднять контрреволюционную волну. Неужели не было таковых? Неужели горькие слова Царя «Кругом измена и трусость и обман» относятся ко всем представителям высшего слоя, а не только к тем, кто окружал Императора в те роковые дни февраля 1917 года? Такие сановники, несомненно, были и один из самых ярких Николай Алексеевич Маклаков. Это о нём Государь Николай II сказал: «Наконец, я нашел человека, который меня понимает». И именно через судьбу Маклакова можно разглядеть роковую поступь революционной смуты, начавшейся не в феврале 1917 года, а значительно раньше. Николай Алексеевич Маклаков родился 9 сентября 1871 года в Москве в семье потомственного дворянина, приват-доцента Московского университета, врача-окулиста Алексея Николаевича Маклакова (1837-1895) и писательницы Елизаветы Васильевны Чередеевой (ум. 1881). У него было два брата и две сестры, причём, старший Василий (1869-1957) стал известным адвокатом и политиком, одним из руководителей партии кадетов, членом Государственной думы II, III и IV созывов. До сих пор нет внятного объяснения тайны старших братьев Маклаковых. Василий и Николай, которых разделяло всего два с небольшим года, стали полными политическими антагонистами. Василий был активным участником антимонархического заговора - Николай был одним из самых активных защитников монархии. Василий был масоном - Николай боролся с тайными обществами в России. Василий защищал М.Бейлиса на процессе по расследованию ритуального убийства в Киеве мальчика Андрея Ющинского - Николай в это время был министром внутренних дел и пытался добиться справедливости в этом громком деле. Василий высокомерно именовал своего брата «государственным младенцем». Как могли вырасти в одной семье почти ровесники со столь разными идейными установками, - загадка... |
Московское восстание 1682 г. К оглавлению Попытка отменить преобразования патриарха Никона и восстановить старые церковные порядки была сделана в 1682 г. в ходе стрелецкого восстания. Его основные события достаточно изучены и известны . Оно произошло вскоре после смерти царя Феодора Алексеевича — 27 апреля 1682 г. Избирательный Собор, который возглавил патриарх Иоаким, принял сторону царя Петра Алексеевича, акт Собора назван «Воззвание патриарха Иоакима ко всем государственным чинам и к народу». 15–17 мая восставшие, активной силой которых были стрельцы и солдаты, хорошо вооруженные и обученные, захватили Кремль, казнили многих бояр и приказных, овладели запасами вооружения, разгромили Холопий и Судный приказы. Их требования первоначально состояли в удовлетворении имущественных претензий (прежде всего выплаты постоянно урезываемого жалованья) и были направлены против злоупотреблений стрелецких начальников и властей. Вскоре жалованье им было выдано, долг, который правительство признало, составил огромную по тем временам сумму. В течение нескольких месяцев они оставались в столице хозяевами положения. 23 мая стрельцы потребовали провозгласить первым, старшим царем Иоанна Алексеевича (неизлечимо больного), вторым, младшим — Петра Алексеевича, а Софью — регентшей, что и было осуществлено 26 мая; 25 июня состоялось венчание на царство. К этому же времени оформляются и требования о восстановлении «старой веры», однако остается не вполне ясным, по чьей инициативе — ее активных ревнителей или стрельцов. Сильвестр Медведев, противник восставших и апологет Софьи, определенно видел первопричину в активности бывшего попа Никиты Пустосвята (названного «начальствующим»), его пяти сообщников и других «проповедников», пытавшихся воспользоваться ситуацией, видя «служивых дерзость во всем и смущение (т. е. смуту.— Н. С.) в государстве». Им удалось привлечь «многих служилых людей, грамоте не умеющих», некоторых «неискусных» посадских. Помощь им оказывал начальник Стрелецкого приказа боярин И. А. Хованский . |
Хоть день, да мой — и пред престолом Божиим! В дверь постучали. За спиной председателя колхоза стояли военные. Отец Феодор сразу все понял: «Вы, очевидно, за мной. Прошу детей не будить» 8 апреля, 2016 В дверь постучали. За спиной председателя колхоза стояли военные. Отец Феодор сразу все понял: «Вы, очевидно, за мной. Прошу детей не будить» Мы продолжаем вспоминать святых XX века — новомучеников и исповедников Российских. Это не просто дань истории — совсем недавней, если подумать, истории нашей Церкви. Это рассказы о людях, священниках и мирянах, обремененных бытом, семьями, переездами, проблемами — и тем не менее никогда не колебавшихся в выборе, жить ли бесскорбно или жить со Христом. В этом выпуске — рассказы о тех подвижниках, память которых празднуется в апреле. 10 апреля (здесь и далее — по новому стилю) — день памяти мученика Иоанна Чернова.Иван Алексеевич Чернов родился в 1880 году в деревне Алексеевка Калужской губернии в семье крестьянина. Окончив школу, Иван, как и отец, стал заниматься сельским хозяйством. После коллективизации он уехал из родных мест и устроился работать на Наро-Фоминскую фабрику, но когда администрации стало известно, что он исполняет в местной церкви обязанности псаломщика, с фабрики его тут же уволили, и пришлось вернуться в деревню. Все жители Алексеевки были прихожанами Введенского храма в соседнем селе Котово; к концу тридцатых годов священники, служившие там, были арестованы, и богослужения прекратились. Иван Алексеевич стал добиваться назначения в храм священника и возобновления жизни прихода. Составив соответствующее письмо, он ходил по домам крестьян, собирая подписи за открытие храма. В день выборов в Верховный Совет Иван Алексеевич, придя на избирательный участок, вместе с бюллетенем опустил в урну письмо на имя кандидата в депутаты от их района. «Добрый день, многоуважаемый наш помощник и посредник народа Михаил Петрович,— писал он.— Мы Вас посылаем все наши нужды рассказать перед высшими органами. Мы, граждане Советской республики, считаем себя свободными гражданами по сталинской Конституции. |
(† до 1569), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель Катромского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря на юго-зап. берегу оз. Катромского (ныне урочище Озерки Харовского р-на Вологодской обл.). Упоминается в «Книге глаголемой Описание о российских святых» с условной датой преставления: «Преподобный Ануфрий иже на Катарме озере строитель монастыря в лето 7000» (РГБ. ОИДР. 212. Л. 166 об.). По предположению свящ. И. П. Верюжского, О. был пострижеником Спасо-Каменного мон-ря на Кубенском оз. Катромский мон-рь известен с 1531/32 г.: в этом году кн. Иван Данилович Пенков, прозванный Хомяк, передал обители дер. Конечную и еще 18 деревень, а также починок в Карачуновской вол. Это указание содержится в позднейшей жалованной несудимой грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 18 июля 1569 г. (опубл.: Савваитов. 1856. С. 35-41; РГАДА. ГКЭ по Вологде. 32/2603). В ней также упомянуто о 2 утраченных документах - духовной кн. И. Д. Пенкова-Хомяка 1539/40 г. с завещанием Никольскому Катромскому мон-рю своих вотчин и данной кнг. Анны Иосифовны Пенковой (вдовы кн. Василия Даниловича Пенкова) с сыном Иваном Васильевичем на рыбные ловли монастырю в Катромском оз. от 7 июня 1549 г. ( Черкасова. 2012. С. 51). К 1569 г. О. уже преставился. В это время игуменом мон-ря был Варлаам, который ходатайствовал перед царем Иоанном IV о выдаче новых жалованных и несудимых грамот мон-рю взамен утраченных. Царь пожаловал 19 деревень, 1 починок, рыбные ловли в Катромском оз. и в р. Ниве Вологодского у. Грамота подтверждена царями Феодором Иоанновичем (8 февр. 1585), Борисом Феодоровичем Годуновым (4 марта 1599), Михаилом Феодоровичем (8 янв. 1616); новая несудимая грамота мон-рю была выдана 6 авг. 1621 г. царем Михаилом Феодоровичем и патриархом Филаретом (Романовым) и подтверждена 24 марта 1677 г., в царствование Феодора Алексеевича , а также 12 марта 1687 г., в царствование Иоанна V Алексеевича , Петра I Алексеевича и Софии Алексеевны . Согласно писцовым книгам 1628-1630 гг., в обители были 2 деревянные церкви: холодная во имя свт. Николая Чудотворца, теплая во имя Всех святых с трапезной, а также 6 келий. Все убранство храмов пожертвовал в обитель кн. И. Д. Пенков. За монастырем числилось 586,5 дес. пашенной земли, 24 крестьянских двора (где проживали 34 чел.), 12 дворов бобыльских (13 чел.) и 3 пустых двора; на р. Катроме находились мельница («колеса немецкие») и «толчея» ( Сторожев. 1909. С. 383-385). Церковь во имя Всех святых была перестроена в 1630 г. К 1666 г. в обители поставили Никольскую ц. взамен сгоревшей в 1663 г. Всехсвятской. |
А.А. Горбачев Монашество Весной 1913 года Владимир Троицкий решается принять монашество 139 . Товарищ Владимира Алексеевича инспектор Мариинского епархиального училища священник Г. И. Добронравов писал, что «монашество давно уже представлялось Владимиру Алексеевичу наиболее соответствующей его душевному складу формой жизни. Давно уже он любил предаваться иноческим подвигам, давно влекли его к себе св. обители, особенно пустынножительные. В его представлении... академическое делание на скамье ли студента или на кафедре профессора понималось как одно из монастырских послушаний» 140 . Тем не менее не исключено, что почти до самого пострига Владимир Троицкий окончательно не отвергал для себя возможности семейной жизни. Из его писем 1912 года мы узнаем, что он договаривается о свидании 141 , едет в Москву «на день рождения одной хорошенькой дамы» 142 , и даже в феврале 1913 года посещает Художественный театр «с одной дамой» 143 . Впрочем, такого рода события воспринимаются молодым богословом как некие акциденции, смешные случайности, о которых нельзя вспоминать без иронии. Ко времени пострига он ясно осознавал, что семейная жизнь – не его путь: «Что-то для меня женская половина вовсе как бы не существует... Существует для меня только Лавра и академия, и я существую для академии» 144 . Выбор монашеского пути стал естественным следствием внутреннего состояния Владимира Алексеевича: «Нужно вам только сказать, что от всякого общества я отстал. В себя входить стал» 145 . 28 марта 1913 года в лаврском скиту Параклит после малого славословия на великопостной утрени, под аккомпанемент первой весенней грозы, совершилось чудесное превращение Владимира Алексеевича в монаха Илариона, получившего свое новое имя в честь преподобного Илариона Нового, игумена Пеликитского. В постригаемом не видно и тени сомнения в своем выборе. Он «твердым голосом давал ответы на предлагаемые ему вопросы и произносил священные обеты» 146 . Ректор МДА епископ Феодор (Поздеевский) в слове наставления сказал новопостриженному: «Я знаю и не хочу скрывать сейчас, в чем твоя жертва Христу. Ты искушался и, быть может, теперь еще искушаешься любовью к той школе, которой ты служишь, и чувством опасения, как бы иночество не лишило тебя этой школы» 147 . |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКАНОР († после 1704, Воронеж), архим. Акатова во имя святителя Алексия монастыря (1700 (?) - 1704), церковный писатель, автор сочинений в стихотворной форме. Сведений о происхождении и ранних этапах биографии Н. нет. По данным архим. Леонида (Кавелина) , Н. был одним из «белорусских отроков», отданных на воспитание царем Алексеем Михайловичем патриарху Никону (Минову) после Польского похода 1654 г. Др. таким «отроком» был архим. Новоиерусалимского Воскресенского мон-ря Герман († 1682), к-рому Н. впосл. посвятил стихотворную надпись на надгробии. Вероятно, Н. прибыл в Россию, имея некоторое образование, о чем свидетельствуют сохранившиеся его подписи лат. буквами (Nikanor) (Устав. 1875. С. 78). Духовная карьера Н. связана с Новоиерусалимским в честь Воскресения Христова мужским монастырем . Он был воспитанником и учеником патриарха Никона, к-рый постриг его в монашество. В 1667 г. Н. заведовал монастырским книгохранилищем, затем был назначен строителем московского Илиинского подворья Новоиерусалимского мон-ря, а в 1674 г.- строителем Галилейской пуст. на оз. Велье ( Дорошенко. 2009. С. 133). Во 2-й пол. 70-х гг. XVII в. Н., вероятно, был монастырским уставщиком: как очевидец он рассказывает о посещении царем Феодором Алексеевичем мон-ря 5 сент. 1678 г. ( Позднеев. 1961. С. 422). 17 янв. 1686 г. из монастырских казначеев Н. был поставлен архимандритом Новоиерусалимского мон-ря. Период игуменства (1686-1698) Н. пришелся на время возобновления интереса к Воскресенскому мон-рю со стороны царского двора. По просьбе Н. в марте 1686 г. обитель получила царскую «вечную утвержденную» жалованную грамоту на все ее вотчины и угодья, «дабы та святая обитель в православии и в благочестии и в изобилии в век непременно и неподвижно паче сияла» ( Леонид (Кавелин). 1870. С. 638-648). Особое покровительство обители оказывала царевна Татьяна Михайловна, ее попечением были построены и обновлены неск. церквей, на освящении к-рых она присутствовала: Богоявления Господня (1690), Рождества Христова (освящена в 1692 патриархом Адрианом , строительство велось в 1686-1692) и др. В 80-90-х гг. XVII в. в монастыре нередко бывали цари Феодор Алексеевич, Иоанн V Алексеевич и Петр I Алексеевич , царицы Наталья Кирилловна, Прасковья Феодоровна. |
ГЛАВА ВТОРАЯ. ЦАРСТВОВАНИЕ ФЕОДОРА АЛЕКСЕЕВИЧА Различие в преобразовательной деятельности преемников царя Алексея Михайловича. – Дети царя Алексея от обоих браков. – Польское и немецкое влияние. – Известия о вступлении на престол Феодора. – Ссылка Матвеева. – Ссылка духовника Андрея Савинова. – Отягчение участи Никона. Любимцы царя – Языков, Лихачевы. – Брак Феодора на Агафии Семеновне Грушецкой. – Быстрое возвышение Языкова и Лихачева. – Князь Вас. Вас. Голицын. – Окончание дела с Дорошенком. – Дела Рославца и Адамовича. – Дорошенко в Москве. – Манифест Юрия Хмельницкого. – Пересылка с гетманом Самойловичем о Серке и Дорошенке. – Ссылки Рославца и Адамовича. – Первый чигиринский поход. – Мнения Ромодановского и Самойловича о Чигирине. – Дела запорожские и посольство в Турцию. – Второй, чигиринский поход. – Сношения с Польшею. – Мирные переговоры с Турциею. – Переговоры в Крыму и мир с султаном и ханом. – Дорошенко-воевода. – Смерть Серка. – Дела шведские, датские, австрийские. – Калмыки и казаки. – Волнения башкирцев. – Борьба с киргизами, самоедами, якутами и тунгусами в Сибири, злоупотребления здесь приказных людей. – Внутренняя деятельность правительства при царе Феодоре. – Вопрос о торговле шелком с армянами. – Постановление о торговле с греками. – Смягчение наказаний за уголовные преступления. – Новая форма челобитных. – Раскол. – Церковный собор 1681 года. – Обращение иноверцев в христианство. – Постановления о воеводах. – Финансовые меры. – Уничтожение местничества. – Проект отделения гражданских должностей от военных. – Проект академии. – Смерть царицы Агафии и царевича Ильи. – Второй брак царя и кончина его. – Смерть Никона. – Облегчение участи Матвеева. Русская земля всколебалась и замутилась, русский народ после осьмивекового движения на восток круто начал поворачивать на запад; поворота, нового пути для народной жизни требовало банкротство экономическое и нравственное. Раздались голоса о необходимости приобресть средства, которые бы сделали народ сильным, снискали ему уважение других народов, дали бы ему богатство и подняли его нравственность; раздались голоса о необходимости учиться, и явились учителя с разных сторон: греческие и западнорусские монахи, западнорусские шляхтичи с польским школьным образованием, явились и учителя иноплеменные и иноверные с дальнейшего Запада, немцы, учителя ратного искусства и разных других искусств и ремесл. Учителя эти столкнулись со старыми учителями, произошла борьба и раскол; люди, испуганные движением, новшествами, завопили о кончине мира, о втором пришествии, об антихристе. И они были правы в известном смысле: старая Россия оканчивалась, начиналась новая. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР III ФЕОДОРОВИЧ (До перехода в Православие - Карл Петер Ульрих) (10(21).02.1728, Киль (совр. земля Шлезвиг-Гольштейн, Германия - 6.07.1762, мыза Ропша С.-Петербургской губ.), имп. Всероссийский (с 25 дек. 1761), герц. Гольштейн-Готторпский (с 1739 г.), внук Петра I Алексеевича , двоюродный брат имп. Петра II Алексеевича , племянник имп. Елизаветы Петровны , муж имп. Екатерины II Алексеевны , отец имп. Павла I Петровича . Карл Петер Ульрих был сыном герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха и дочери имп. Петра I Анны Петровны (умерла от послеродовой болезни в возрасте 20 лет). Герц. Карл Фридрих уделял сыну мало внимания, мальчик был поручен воспитателям, главным из них стал гофмаршал О. Ф. фон Брюммер, подавлявший волю принца и сурово его наказывавший. Принцу с детства привили чрезмерную любовь к военному делу, преимущественно к его внешней, формальной стороне; отец в свою очередь внушал ему, что делом его жизни должна стать война с Данией за возвращение Шлезвига. 18 июня 1739 г. (н. с.) герц. Карл Фридрих умер и Карл Петер Ульрих стал герцогом Гольштейн-Готторпским. До наступления совершеннолетия юный герцог находился под опекой двоюродного дяди Адольфа Фридриха, князя-еп. Любека (буд. кор. Швеции Адольф Фредрик). Карл Петер Ульрих был вызван в Россию в дек. 1741 г., вскоре после вступления на престол имп. Елизаветы Петровны (25 нояб. 1741). Он был ее единственным близким родственником, кроме того, императрица опасалась, как бы юный герцог, являвшийся по отцу внучатым племянником швед. кор. Карла XII , не стал впосл. королем Швеции и одновременно - претендентом на российский трон. 5 февр. 1742 г. барон Н. А. Корф доставил юношу в С.-Петербург. Имп. Елизавета и имп. двор были удивлены слабым и болезненным видом герцога и неразвитостью его ума. В нач. нояб. 1742 г. он принял Православие с именем Петр Феодорович и манифестом от 7 нояб. 1742 г. был объявлен наследником российского престола. Одновременно швед. риксдаг избрал его швед. кронпринцем, однако посольство с известием об этом прибыло в Россию уже после крещения П. Ф. в правосл. веру. |
Комягино. Церковь Сергия Радонежского. Карта и ближайшие объекты Храм преподобного Сергия Радонежского в селе Комягино построен в 1678 году в дни царствования Феодора Алексеевича, в вотчине стольника Никиты Ивановича Акинфова (село тогда называлось Сергиево). Никита Иванович Акинфов был видным деятелем петровского времени. За сопротивление реформам Петра I сослан в Кирилло-Белоезерский монастырь в 1721 году, пострижен в монашество с именем Иоанникия. Этот храм является одним из лучших памятников древнерусского зодчества в Подмосковье. Кирпичный, бесстолпный, пятиглавый храм, четверик которого завершен двумя ярусами кокошников, с трапезной, западной папертью, шатровой колокольней и северным приделом прп. Макария Желтоводского и Унженского принадлежит к распространенному в XVII веке типу посадских и вотчинных церквей. Вход на колокольню сделан в толще стен. Первоначально к трапезной с севера примыкал второй придел свт. Григория Нисского, а с юга - крытая паперть, разобранные в середине XVIII века. Некогда украшавшие северный придел " муравленые " изразцы почти полностью утрачены. В алтаре главного храма, слева от жертвенника, сохранилась резная белокаменная стена с именами строителей и благотворителей храма, которые поминаются за каждой Божественной литургией. В конце 20-х годов ХХ века храм был закрыт. Внутреннее убранство храма было полностью утрачено. Лишь в 1955 - 1961 годах храм реставрировался государством. К 1980 году была проведена повторная реставрация. В результате всех реставрационных работ храм был покрыт медью, главы покрыты двухцветным деревянным лемехом. В 1980-х годах в помещении храма размещалась мастерская по изготовлению керамики. В 1991 году храм был передан Церкви. Первая служба состоялась в 1992 году на Рождество Христово. По материалам сайта Православное Пушкино - http://www.pues.ru/orthodox/ Храм преподобного Сергия Радонежского в селе Комягино построен в 1678 г., в дни царствования Феодора Алексеевича, в вотчине стольника Никиты Ивановича Акинфова (село тогда называлось Сергиево). Этот храм является одним из лучших памятников древнерусского зодчества в Подмосковье. |
Разделы портала «Азбука веры» ( 16 голосов: 4.3 из 5) Замолчанный историей Не будет большою редкостью встретить интеллигентного русского человека, окончившего среднее и даже высшее учебное заведение до революции, т. е. тогда, когда во всех классах гимназии преподавалась отечественная история, который, услышав имя царя Феодора III Алексеевича, недоуменно поднимет брови и лишь потом, прикинув что-то в уме, скажет: – Ах, да, это сын царя Алексея Михайловича, наследовавший ему перед Петром… Болезненный и даже слабоумный… Не оставивший по себе никакого следа… Пустое место на страницах истории… Этот интеллигент будет в известной степени прав. Короткому царствованию Феодора Алексеевича составители утвержденных для средней школы дореволюционных учебников уделяли действительно лишь несколько незначительных строк, которые создавали у учащихся впечатление об этом царствовании, как о каком-то прорыве в Российской истории, о пустом месте в ней. Но так ли это было на самом деле? Наследовавшему престол от своего рано умершего отца царю Феодору Алексеевичу было суждено принять Российское государство в очень трудный его период. Внешняя политика России была осложнена далеко еще не решенной борьбою за освобождение южной и юго-западной Руси от длившейся уже почти три века польско-литовской интервенции; общее военное положение ко дню кончины царя Алексея Михайловича складывалось для России далеко не благоприятно: в Польше в это время установился некоторый твердый государственный порядок взамен феодального хаоса, разрывавшего ее при короле Иоанне-Казимире; многочисленные конференции русских и польских дипломатов безуспешно искали решения вопроса и бывали принуждены пользоваться компромиссами временных перемирий; кроме того, в борьбу вступила новая мощная сила в лице привлеченной Польшей Оттоманской Империи и эта сила действовала против России; сама южная Русь пребывала в состоянии полного политического хаоса, то распадаясь на сферы влияния отдельных гетманов, то временно объединяясь, под давлением со стороны какой-либо из борющихся сил; военная же активность самого Русского царства была заторможена его внутренними противоречиями, главнейшими из которых были: достигший кульминации своего напряжения раскол в русской Церкви и тесно связанная с ним борьба боярских партий в самом Кремле. |
| |