Ярославская школа архитектурный стиль - все храмы (27 всего, 27 на карте) Костромская область Нерехтский район. Нерехта. Владимирской иконы Божией Матери, церковь Тверская область Сонковский район. Кой. Троицы Живоначальной, церковь Ярославская область Ростовский район. Никольское. Спаса Преображения, церковь Борисоглебский район. Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Церковь Сергия Радонежского Ярославль, город. Ярославль. Михаила Архангела ( " Гарнизонная " ), церковь Ярославль, город. Ярославль. Богоявления Господня, церковь Угличский район. Углич. Алексеевский женский монастырь. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи Некрасовский район. Троицкое (Берсенево). Троицы Живоначальной, церковь Угличский район. Углич. Воскресенский монастырь. Собор Воскресения Христова Ярославль, город. Ярославль. Благовещения Пресвятой Богородицы (Благовещенского прихода), церковь Пошехонский район. Пошехонье. Троицы Живоначальной, собор Некрасовский район. Бурмакино, село. Воскресения Христова, церковь Некрасовский район. Левашово. Воскресения Христова, церковь Ярославль, город. Ярославль. Вознесения Господня (Вознесенского прихода), церковь Ярославль, город. Ярославль. Иоанна Златоуста в Коровниках, церковь Ярославль, город. Ярославль. Петра и Павла на Волге (в Петровской слободе), церковь Ярославль, город. Ярославль. Храмовый комплекс в Коровниках Ярославль, город. Ярославль. Михаила Архангела (Никитского прихода), церковь Ярославль, город. Ярославль. Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Коровниках, церковь Ярославль, город. Ярославль. Церковь Иоанна Богослова Ярославль, город. Ярославль. Илии Пророка, церковь Ярославль, город. Ярославль. Николая Чудотворца (Николы Мокрого), церковь Ярославль, город. Ярославль. Тихвинской иконы Божией Матери, церковь Большесельский район. Ильинское. Успения Пресвятой Богородицы, церковь Рыбинский район. Хопылёво. Богоявления Господня на Острову, церковь Ярославль, город. Ярославль. Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, церковь Ярославль, город. Ярославль. Феодоровской иконы Божией Матери, собор --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/mapsearch/?style=11

А вот Церкви Воскресения Христова, которая стоит прямо на набережной Волги,  повезло больше остальных – ее закрыли последней. В 90-е годы храм вернули Церкви, а в 2013-м здесь завершились последние реставрационные работы. Сейчас купола храма блестят золотом, а на колокольне во время служб звонят в десять новеньких колоколов. Накануне «царских дней» нам удалось посетить и колыбель династии Романовых – Ипатьевский мужской монастырь, что в Костроме. Именно здесь Михаил Фёдорович Романов был призван на царствие по решению Земского Собора в феврале 1613 года. На территории обители расположена усыпальница еще одного знаменитого боярского рода – Годуновых, в том числе могилы отца и матери Бориса Годунова. Благодаря усилиям его предков монастырь бурно развивался и к концу XVI века получил название «Преименитая Лавра».  Неизгладимый след в душе и памяти оставила еще одна обитель костромской земли – Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. Здесь, в Богоявленском кафедральном соборе находится чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, почитаемая как святыня дома Романовых. Согласно преданию, ею благословили на царство родоначальника династии – царя Михаила Фёдоровича. Мы заехали приклониться к иконе и даже немного растерялись такому теплому приёму. Нас встретила сама игуменья Иннокентия (Травина). Матушка благословила нас, рассказала об истории обители и проводила в дорогу с дорогими сердцу подарками. Самый ценный из них – список Феодоровской иконы Богоматери, теперь и покровительницы телеканала «Спас». Возвращаясь каждый раз на борт теплохода, мы продолжали осмысливать историю и судьбу посещённых мест. Логическим продолжением размышлений становились беседы с батюшкой.  За время нашего путешествия мы трижды провели самую популярную программу «Спаса» - «Прямая линия. Ответ священника». Разговоры о духовном, музыкальные вечера, рассветы и закаты – на теплоходе они кажутся особенно красивыми, - атмосфера круиза объединяет в большую семью единомышленников. И это еще один повод отправиться в «Спас-круиз»! Тем более, что в августе мы повторим его еще раз!

http://foma.ru/telekanal-spas-pobyval-v-...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 24 ноября в РНБ состоялись XV Шереметевские чтения. Тема чтений на этот раз была заявлена как «Церковное строительство и церковная жизнь в имениях Шереметевых». О важности Церкви в жизни Шереметевского рода сохранилось немало свидетельств. Шереметевы, один из старейших дворянских родов России, отличались не только богатством и влиятельностью, но и благочестием. В каждом своем имении они строили каменный храм или реставрировали уже имеющийся, жертвовали большие суммы монастырям, помогали бедным. Началась конференция с панихиды по представителям рода Шереметевых – начиная с боярина Андрея по прозвищу Шеремет, основоположника всей фамилии (Шеремет – тюркское имя; его нарицательное значение – имеющий скорый, легкий шаг, а также грубый, вспыльчивый, горячий). Поминальную службу совершил настоятель храма во имя Феодоровской иконы Божией Матери протоиерей Александр Сорокин. Отец Александр также напомнил присутствующим, что Феодоровская икона Божией Матери связана не только с семьей Романовых, но и с семьей Шереметевых: несколько столетий у Шереметевых хранится чудотворный список этой иконы. Сейчас этот список находится у Евдокии Шереметевой, последней представительницы рода Шереметевых в России (сама Евдокия Васильевна проживает в Москве и была почетным гостем конференции). Затем старший научный сотрудник Института генеалогических исследований РНБ, вице-президент Российского генеалогического общества Алла Краско прочла доклад на тему «Шереметевы и Церковь». Она рассказала о связях Шереметевых с Кирилло-Белозерским монастырем, Троице-Сергиевой лаврой. Шереметевы, по ее словам, не только любили бывать в старинных монастырях (и жертвовали большие суммы на их благоукрашение), но и строили новые. Так, Борис Петрович Шереметев, первый русский граф, сподвижник Петра I, основал в селе Борисовке Курской губернии Тихвинский женский монастырь (сейчас монастырь восстанавливается, но исторические постройки, увы, не сохранились). Его легендарный внук, граф Николай Петрович Шереметев, был известен не только тем, что женился на своей крепостной, но и тем, что выстроил Странноприимный дом в Москве, Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове. А один из последних «дореволюционных» Шереметевых, Сергей Дмитриевич, был председателем Комитета попечительства русской иконописи.

http://old.aquaviva.ru/news/2007-11-26/2...

На день памяти преподобного Феодора Студита пришлось знаменитое бегство хана Ахмата от реки Угры и падение татаро-монгольского ига. Тогда же, в конце XV века, на этом месте построили памятную часовню в честь Феодора Студита и Смоленской иконы Божией Матери. А вскоре в память об избавлении от хана Ахмата на Угре великий князь Иван III основал здесь и женский Смоленский монастырь. Возможно, что тогда же и появилась первая Феодоровская церковь, которая сначала была соборным храмом этого монастыря. По крайней мере, летопись упоминает ее уже в описании московского пожара 1547 года. Главный престол церкви был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, а придел- во имя Феодора Студита. Другая версия гласит, что эту церковь патриарх Филарет устроил из древней часовни. Возможно, что прежняя (монастырская) церковь к тому времени сгорела или была сильно порушена. Дополнительно известно то, что по Смоленской иконе и основанный Иваном III монастырь, и, позднее, ближайшие ворота Белого города (будущие Никитские) именовались Смоленскими. В 1619 году у этих ворот встречали из польского плена Феодора Никитича Романова, будущего патриарха Филарета. Видимо, здесь его встречало духовенство, поскольку свидание отца с царственным сыном произошло раньше, у Пресненских прудов. В благодарность за избавление от плена патриарх Филарет по обету обустроил Смоленский монастырь. Он стал мужским и был переименован в Феодоровский – в честь святого патрона патриарха- Феодора Студита. Монастырь, для которого царским указом отвели обширную территорию, предназначался для патриарших слуг. В 1624-1626 годах Филарет и построил здесь новую Феодоровскую церковь, которая стала соборным храмом монастыря. Возможно, что она действительно была перестроена из часовни, которая сохранилась до того времени и была посвящена небесному покровителю патриарха Филарета. Храм считался патриаршим домовым, как и «официальная» Ризположенская церковь в Кремле. В новой обители у Никитских ворот иждивением патриарха была устроена одна из первых в городе больниц для бедных.

http://sobory.ru/article/?object=02257

Оршинские сёстры занимались различного рода рукоделием: вышивали золотом и шелками, вязали и шили одежду, плели кружева. Женская обитель продолжала также традиции издавна процветавшего здесь иконописания. В 1913 году в ознаменование 300-летия Дома Романовых второй настоятельницей монастыря игуменией Сергией была построена в Твери каменная часовня, освящённая в честь Феодоровской иконы Божией Матери (ныне переосвящена в честь св. праведного Иоанна Кронштадтского). В монастырской церковно-приходской школе обучались крестьянские дети. Был открыт приёмный покой для амбулаторных больных, а во время I-й Мировой войны приют для детей погибших воинов. Тяжёлые испытания постигли обитель после революции. В 1919 году монастырь закрыли. Игуменья Виталия с сёстрами уехали в Тверь на подворье при Успенской единоверческой церкви, где позже была репрессирована, как большинство монашествующих того времени. В стенах монастыря устроили школу-интернат, храм до 1937 года ещё действовал как приходской, а затем был отдан местному колхозу под зернохранилище. После долгих лет запустения, в 1992 году в обители возобновилась монашеская жизнь. Монастырь вновь открыт определением Священного Синода от 21 октября 1992 года. Первую настоятельницу вновь открытого монастыря игумению Иулианию (Ритониеми) с приехавшими с ней двумя сёстрами за монастырскими стенами, восставновленными группой реставраторов в 70-80-е годы, встретили разорённый храм и небольшой корпус XIX в., совершенно непригодный для жилья. Других построек в монастыре не сохранилось. Стоит сказать, что в 1941 году во время войны монастырь занимал штаб советских войск, и поэтому его постоянно обстреливали немцы с противоположной стороны Волги. Каменные здания обители тогда сильно пострадали от снарядов, а деревянные постройки просто-напросто сгорели. В холодное время года, при отсутствии отопления, жить в монастыре было невозможно, и Владыка Тверской Виктор благословил сестёр зимовать в Твери при храме святой великомученицы Екатерины, где вскоре было открыто подворье Вознесенского Оршина монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=01562

721 КЦДР: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. С. 62. Зауморная Псалтырь, т. е. оставшаяся без владельца (Словарь русского языка. Вып. 5. С. 329). 722 Опись Патриаршей ризницы 1631 г.//Вестник общества древнерусского искусства. М., 1875. 6–10. Материалы. С. 3. См. также: Вишневкая И.И. Драгоценные ткани. М., 2007. С. 102–103. 723 Георгиевский В. Суздальский Ризоположенский женский монастырь. Историко-археологические описания. Владимир, 1900. Приложение II. С. 68–69. 725 Демкова И.С. Духовная грамота волоколамского книжника XVI в. Евфимия Туркова//ТОДРЛ. СПб., 1999. Т. 51. С. 347; БЛДР. Т. 13: XVI в. С. 697. 726 Немировский Е.Л. Первая московская типография в свете новейших исследований. К 450-летию со дня основания//Феодоровские чтения: 2003. М., 2003. С. 39. 727 Алексеев А.И. Роспись главам древнейшего синодика московского Богоявленского монастыря//Опыты по источниковедению: Древнерусская книжность. СПб., 2001. Вып. 4. С. 16. 734 Подобным образом обстояло дело и с другими митрополитами: в 1533 г. в Спасо-Кубенском монастыре скончался митрополит Варлаам (1511–1522); в 1555 г. в Т роице-Сергиевом монастыре почил митрополит Иоасаф (1533–1542); в 1547 г. в Иосифо-Волоколамском монастыре скончался его постриженник митрополит Даниил (1522–1539). 735 Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Собр. Флоришевой пустыни. В-5636/159. Синодик Благовещенского собора к. XVII – нач. XVIII в. Л. 71 об. 736 Иванчин-Писарев Н. Михаил, Великий князь Киево-Черниговский и боярин его Феодор. М., 1839. С. 39–42. 739 Макарий, архим. Опись Новгородского Спасо-Хутынского монастыря 1642 г.//Записки Императорского археологического общества. СПб., 1857. Т. 9. С. 534. 740 Маясова Н.А. Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой//Государственные музеи Московского Кремля. Т. 2: Материалы и исследования. М., 1976. С. 40, 41, 57. 742 Каталог славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в Российском государственном архиве древних актов. М., 2000. С. 90. 745 Золотая воротная икона – первосвятительский параманд. Изображение параманда патриарха Филарета, изготовленного из узорной турецкой ткани, см.: Вишневская И.И. Драгоценные ткани. М., 2007. С. 79. На его обороте первоначально было шитое из жемчуга изображение Голгофского креста. Благодарю за консультацию И.И. Вишневскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В 1735 г. при больничных палатах М. У. м. была устроена одноглавая ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. В 1755-1764 гг. монастырь был окружен каменными стенами с 4 восьмигранными башнями. К 1764 г. в вотчине обители состояли: в Понизовской вол. Унженского у.- Макарьевская подмонастырская слобода с с. Ковровым и 9 деревнями (Гаево, В. Ярцево, Н. Ярцево, Филино, Уколово, Белошеино, Киселиха, Полома и Заречье), с. Спасское с 23 деревнями, с. Тимошино и близ него с. Нестерово с деревней; в Усть-Нейской вол.- с. Андреевское на Суходоле с 23 деревнями; в Ветлужской вол.- с. Новоуспенское (Холкино) с 13 деревнями, с. Хмелевицкое на р. Какше с 4 деревнями. В этих селах и деревнях по ревизии 1744 г. всего значилось 3858 чел. (318 служителей, 112 приписных церковников, 3428 крестьян). В 1764 г. все владения М. У. м. подверглись изъятию, а обитель получила статус 3-го класса. В мон-рь были переведены насельники упраздненных обителей (3 иеромонаха из Великой пуст., 3 монаха из Варнавиной пуст. во главе со строителем иером. Симеоном, строитель Кажировой пуст. иером. Антоний и др.). В 1778 г. при создании Костромского наместничества был образован Макарьевский у., центром которого стал г. Макарьев (на основе Макарьевской подмонастырской слободы, существовавшей близ мон-ря, вероятно, уже с XV в.). В 1796 г. г. Макарьев стал центром Макарьевского у. Костромской губ. В 1714-1727, 1728-1741 гг. игуменом М. У. м. был Леонтий (Павлов), уроженец Юрьевца. В 1728 г. из Юрьевца в мон-рь перенесли почитаемую Феодоровскую икону Божией Матери. Вскоре было составлено «Сказание о перенесении иконы». Инициатором перенесения святыни в «Сказании...» назван игум. Леонтий ( Марелло. 2004). Исследователи полагают, что он являлся и автором «Сказания...». В 2 списках 30-х гг. XVIII в. известно т. н. Костромское житие вел. кн. Юрия (Георгия) Всеволодовича, наиболее вероятным автором к-рого также является унженский игум. Леонтий (РГБ. Ф. 218. Собр. 768. Л. 10 об.- 43; Саратовский гос. ун-т. 1413. Л. 201 об.- 203).tab В XIX - нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/2561272.html

Чебоксарах, Александро-Невский Чувашский Монастырь, а заштатный мужской Феодоровский монастырь был обращен в самостоятельный женский общежительный. Преосвященный Арсений к школьному просвещению инородцев относился в высшей степени сочувственно, чуждаясь только в этом вопросе крайностей. Он настаивал на первоначальном просвещении инородцев на их родном языке, разрешал совершать им богослужение на их языке и сам подавал добрый пример этому. Священно-церковно-служительские места в этих приходах он предоставлял достойным лицам из самих инородцев или же русским, но владеющим инородческим языком. Чтобы иметь годных кандидатов для этого, он открыл при Казанской Духовной Семинарии 30 стипендий для инородцев. Он раздвинул рамки деятельности Братства Св. Гурия основанием епархиальной миссии (против язычества, мусульманства и сектантства). На исходатайствованные им у Св. Синода средства в добавление к местным он открыл должности двух миссионеров с 4 помощниками на каждого. Для приготовления же будущих миссионеров он выделил существующие при Казанской Духовной Академии Миссионерские курсы в особое самостоятельное учебное заведение в Спасо-Преображенском Монастыре. Много доброго сделал Преосвященный Арсений и для местных духовно-учебных заведений. Особенно любил он Духовную Академию и всячески заботился о ее благоустройстве и укреплении в ней духа церковности. К сожалению, вследствие неблагоприятного Казанского климата здоровье Архиепископа Арсения стало расстраиваться. Часто повторявшиеся случаи заболеваний наводили его на мысль о необходимости перемещения в какую либо из южных епархий с более благоприятным климатом. Казанская епархия свою искреннюю признательность ему за его святительские труды выразила в торжественном праздновании его юбилеев в 1898 году 4 февраля, 30-летия, а в 1903 году 4 февраля —35—летия его служения в священном сане. Во время празднования этого второго юбилея последовало назначение его Св. Синодом на Харьковскую кафедру, Высочайше утвержденное 8 февраля 1903 года, и юбилейные празднества превратились в чрезвычайно торжественные проводы его на место нового служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

18 июня 1880. Среда. В Сызрани Утром сходили к Обедне в женский монастырь. Служил младший священник — в первый раз здесь. После Обедни Игуменья Мария позвала к себе на чай, после чего показала монастырь. После обеда ходили в лавки купить племянницам на платье, при-чем обе они показали себя очень умеренными — никак не хотели принять от меня по шелковому платью, а ограничились шерстяными. Вечер провели у брата одни. Хоть кратковременное убежище от официальности! 21 июня 1880. Суббота. В Сызрани и на пути из нее в Рязань Утром — в Обедне в монастыре, после которой был Молебен Бо- жией Матери. Мать Игуменья позвала к себе на чай и пирог. В двенадцать часов отправились на завтрак к отцу Петру Афанасьичу, который всячески хотел изгладить впечатление от того, что я во вторник застал его с очень красными глазами и носом. На завтраке был и отец Протоиерей с женой и сыном. На возвратном пути зашли в лавки, где я купил по иконе в благословенье племянницам. Купили еще лото — играть им. Вернувшись, смотрели, как Святую Икону Феодоровской Божией Матери торжественно провожали из монастыря в Покровскую церковь. Умилительное зрелище и умилителен дух благочестия, живущий в русском народе! Где, в каком государстве можно видеть, что народ вот два дня молится и воспевает хвалу Богу! Я объяснил Марье Петровне, обиженной моим скорым отъездом, что вот этот-то дух благочестии толкает и меня к делу, не позволяет долго засиживаться для своего личного удовольствия, как ни хотелось бы этого. Сходил в баню, играл с племянницами в лото, закусывал. Когда Василий вернулся от Всенощной, то вместе подъехавшим полицмейстером, в начале десятого часа вечера, они все проводили меня на станцию железной дороги, где неуместное участие очень уж любезного и исполнительного полицмейстера заставило меня взять до Рязани билет первого класса, стоящий двадцать шесть рублей девяносто копеек. Грустно-грустно было расстаться с добрым братом, его женой и милыми их детьми, бледнолицей Машей и вострушкой Любой (семейство, где во всем свете я и могу быть хоть несколько дома), опять лет на десять, если не навсегда! Храни вас Бог, милые мои! И грусть, и скука одиночества в моем роскошном купе, и ночное время заставили меня скоро погрузиться в сон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2436...

В связи с этим в 1918 году он был назначен на Варшавскую и Привисленскую кафедру (с возведением в сан митрополита), однако из-за политической обстановки не смог выехать на место нового служения. Теперь владыка жил (почти не выезжая) в Черниговском скиту близ Троице-Сергиевой лавры. Первое гонение В июне 1921 года митрополит Серафим в первый раз подвергся серьезному гонению со стороны большевиков. По решению судебной тройки ВЧК его планировалось арестовать и отправить в ссылку, однако тогда распоряжение отдано не было. Арестовали владыку только в сентябре того же года, после чего поместили в Таганскую тюрьму. После продолжительных хлопот родных митрополита его ненадолго выпустили на волю в январе 1922 года. В то время он уже сильно болел. В апреле 1922-го он был снова арестован и приговорен коллегией ГПУ к ссылке в Архангельскую область. В Архангельске митрополит Серафим прожил до апреля 1923 года, после чего ему разрешили переехать в Москву. В столице он жил уединенно, не принимая участия ни в каких церковных делах, а лишь посещая Данилов монастырь и своего духовника, архимандрита Георгия Лаврова, и архиепископа Феодора (Поздеевского). В середине 1924 года по личному ходатайству патриарха Тихона владыка был освобожден из-под ареста, после чего переехал в Воскресенский Феодоровский женский монастырь близ Шуи во Владимирской области. В обители он много служил, в том числе во все воскресные и праздничные дни. На Ленинг радской кафедре В феврале 1928 года митрополит Серафим был назначен на Ленинградскую кафедру. Резиденцией владыки стали бывшие покои Воскресенского Новодевичьего монастыря, где также размещался Ленинградский епархиальный совет под председательством епископа Петергофского Николая (Ярушевича). Вместе, при поддержке епископа Серпуховского Мануила (Лемешевского), прибывшего в Ленинград в конце 1928 года, владыки удачно противостояли попыткам властей расколоть Русскую Церковь при помощи движения обновленцев . Свидетельством великих заслуг владыки на Ленинградской кафедре стало создание верующими в сентябре 1930 года «Общества митрополита Серафима» при Троицком Измайловском соборе.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010