В Смутное время XVII века монастырь неоднократно разорялся, известно, что во время одного из нападений польско-литовских захватчиков была убита вся братия во главе с настоятелем монастыря архимандритом Феодосием, а храм осквернен. Впоследствии обитель так и не смогла восстановиться в былом благолепии, число братии становится небольшим, хозяйство обители приходит в упадок и в 1649 году Оршин монастырь приписали к Тверскому архиерейскому дому. Немного поправились дела обители в XIX веке – к собору была пристроена колокольня, монастырскую территорию обнесли невысокой каменной оградой со стилизованными башенками, был выстроен игуменский корпус. Женский монастырь К началу XX века в монастыре оставалось только 7 насельников, и в феврале 1903 года архиепископом Тверским Димитрием преобразован в женский. Первой игуменией стала матушка Евдоксия, которая приехала в монастырь с 8 сестрами из Воскресенского Новоторжского монастыря . Монастырь очень быстро стал благоустраиваться. Были отреставрированы храм и игуменский корпус, возводились деревянные кельи и хозяйственные постройки. Наряду с другими послушаниями сестры писали иконы, сохраняя традиции древней обители - не прерывалась молитва " за вся человеки " по особому чину. В монастырской церковно-приходской школе обучались крестьянские дети. Был открыт приемный покой для амбулаторных больных, а во время первой мировой войны – приют для детей погибших воинов. В 1913 году в ознаменование 300-летия Дома Романовых, с которым тесно связана история Оршина монастыря, игуменией Сергией была построена в Твери каменная часовня в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы . Советский период В 1919 году монастырь закрыли. На его территории устроили школу, храм сделали зернохранилищем. Последняя игумения, Виталия, уехала с сестрами в Тверь, на подворье при Успенской единоверческой церкви. В 1941 году во время войны монастырь занимал штаб советских войск, и поэтому его постоянно обстреливали немцы с противоположной стороны Волги, но практически безуспешно. С нашей стороны потерь не было, но сами каменные здания обители сильно пострадали от снарядов, а от деревянных построек не осталось вовсе ничего.

http://drevo-info.ru/articles/23559.html

В конце 1950-х - начале 1960-х годов храм Воскресения Христова несколько раз порывались закрыть и более того, вовсе уничтожить. Идея такого вандализма исходила от жены первого секретаря Костромского обкома партии. Место, где находился храм, высшая партийная верхушка избрала для возведения своих коттеджей. Построенный с купеческим размахом особняк первого секретаря обкома был расположен рядом с храмом. Его супруга отличалась вздорным характером, амбициозностью и заносчивостью. Стремясь выделиться среди верхов, она подстрекала мужа к тому, чтобы снести с лица земли величественный древний храм, купола которого якобы мешали ей любоваться красотой Волги из окон выстроенного дома. С предложением о снесении храма она выступала и на собраниях. Но осуществить мечту ей не удалось. По Промыслу Божию, её муж внезапно заболел раком и вскоре отошёл в мир иной. После этого ревнительницу снесения храма переселили из её хором в скромную двухкомнатную квартиру на окраине города. Великих усилий стоило епископу Костромскому и Галичскому Никодиму (Руснаку), назначенному на Костромскую кафедру в 1961 году, отстоять знаменитую церковь. В конце концов, он добился придания ей статуса соборного храма и в 1964 году перенёс в собор величайшую русскую святыню - чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери. С того времени лучезарные кресты храма на Дебре больше никому не мешали. В 1960-1980-е годы в Воскресенском соборе работали реставраторы и искусствоведы, чьими стараниями оказались раскрыты древние фрески. Одновременно здесь накапливались многие реликвии, что позволило собору уже в новейшее время поделиться утварью и иконами со Свято-Даниловым монастырём в Москве и Богоявленско-Анастасииным монастырём в Костроме при их возобновлении. В 1991 году кафедральным собором Костромской епархии стал Богоявленско-Анастасиин храм, куда торжественно перенесли Феодоровскую икону Божией Матери. В 1993 году при Воскресенском храме на Дебре был образован Знаменский женский монастырь. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2013 г.

http://sobory.ru/article/?object=00153

Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 693-694; Свирелин А. И., прот. Надгробная надпись на могиле А. Ягужинской: Ист. экскурс по поводу ее. Владимир, 1901 (То же//Тр. Владимирской УАК. 1902. Т. 4. С. 29-55); он же. Переславский Федоровский жен. мон-рь. Владимир, 1903. М., 2005; Георгиевский Н. М. Игум. Евгения, настоятельница Феодоровского жен. мон-ря в г. Переславле-Залесском Владимирской губ.: (К 40-летию в сане игумении). Владимир, 1915; Малицкий Н. В. Игум. Евгения, настоятельница Феодоровского жен. мон-ря в г. Переславле-Залесском Владимирской губ.: (К 40-летию в сане игумении)//Владимирские ЕВ. 1915. Ч. неофиц. 29. С. 589-595; Пуришев И. [Б.] Переславль-Залесский. М., 1970. С. 15, 17; Левицкая Н. В. К истории переславского Федоровского мон-ря в кон. XVII - нач. XVIII в.//Тр. Всерос. науч. конф., посвящ. 300-летнему юбилею отечеств. флота. Переславль-Залесский, 1992. Вып. 1. С. 131-136; она же. Вкладная книга Переславль-Залесского Федорова мон-ря//ИКРЗ, 1993. Ростов, 1994. С. 122-129; Смирнов М. И. Переславль-Залесский: Ист. очерк 1934 г. Переславль-Залесский, 1995. С. 60, 96-97; Антонов А. В. Перечни актов Переславских, Ярославских, Костромских и Галичских мон-рей и церквей XIV - нач. XVII вв.//РД. 1997. Вып. 1. С. 43-44, 72-75; он же. Вкладчики Успенского Горицкого мон-ря XV-XVI вв.//Там же. 2003. Вып. 9. С. 3-37; Сукина Л. Б. Икона «Богоматерь Иерусалимская» круга Кирилла Уланова из собр. Переславского музея//ПКНО, 2002. М., 2003. С. 326-331; она же. Иконы местного ряда иконостаса собора Федора Стратилата переславского Федоровского мон-ря: (К истории создания и бытования произведений иконописи эпохи Ивана Грозного)//ИКРЗ, 2011. Ростов, 2012. С. 55-61; Евстолия (Афонина), игум. Отчет Св.-Никольского и Федоровского жен. мон-ря за 2000 г. М., 2004; Анхимюк Ю. В., Кузьмин А. В., Рыков Ю. Д. Опыт выявления регион. рукописей в фондах РГБ и создания «Перечневой описи рукописей ростово-ярославского происхождения в территориальных собраниях РГБ»//Рукописные памятники Ростово-Ярославской книжности: Методика взаимодействия столичного и регион. библиотеч. центров по выявлению и описанию рукописей регион. книжно-рукоп. традиции/Сост.: Ю. В. Анхимюк, А. В. Кузьмин, Д. Ф. Полознев, Ю. Д. Рыков, Г. П. Федюк. Ярославль, 2011. С. 23-102; Брумфилд У. [К.]. Переславль-Залесский: Архит. наследие в фотографиях= Brumfield W. [С.] Pereslavl-Zalesskii: Architectural heritage in photographs. М., 2018. (Открывая Россию=Discovering Russia; 16).

http://pravenc.ru/text/2579998.html

Лагерь для " особых " детей был организован в Ленобласти июля 2016 Община собора Феодоровской иконы Божией Матери организовала лагерь для семей с детьми с синдромом Дауна " Солнечная горка " . Он был развернут со 2 по 6 июля в ретрит-центре " Золотая горка " в Лодейнопольском районе Ленобласти. В лагере побывали 63 человека, из них 14 семей, воспитывающих детей с особенностями развития: 13 семей, воспитывающих детей с трисомией 21 (болезнью Дауна) и 1 семья с ребенком, имеющим нарушения интеллектуального развития. Активную помощь в проведении выезда оказывали волонтеры. В первой половине дня для родителей проводились беседы, посвященные особенностям духовной жизни детей с синдромом Дауна. Их вел католический священник Павел Сысоев из доминиканского ордена города Бордо (Франция); одно из его служений - сопровождение родителей " особых " детей. Лекцию о синдроме Дауна прочитала Элизабет Бизбрук, консультант по трисомии-21. Родители могли задать вопросы и обсудить наиболее актуальные темы, начиная с медицинских аспектов и заканчивая " хитростями " , которые помогут в повседневном общении. Элизабет Бизбрук и отец Павел Сысоев приехали по приглашению Мишеля Обри: он несколько лет работал в генконсульстве Франции в Санкт-Петербурге, пел в хоре Феодоровского собора, среди пятерых его детей один - усыновленный в России мальчик с синдромом Дауна. Волонтеры оставались с детьми на три часа утром и вечером, давая возможность родителям участвовать в мероприятиях. Почти у каждого ребенка был индивидуальный волонтер, дети были поделены на возрастные группы: малыши играли в мяч, дети постарше рисовали... Часто группы объединялись: водили хороводы, пели песни или строили дома из картонных коробок. Каждый день начинался с Божественной литургии, которую возглавлял клирик Феодоровского собора иерей Алексий Волчков . Вместе с семьей он участвовал в программе лагеря с начала до конца. Практически все участники лагеря молились на богослужениях, участвовали в святой Евхаристии. На четвертый день состоялась паломническая поездка в Покрово-Тервенический женский монастырь . Монахини провели интересную экскурсию, дети молились перед главной святыней монастыря - Тервенической иконой Божией Матери.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Монашеская жизнь в обители возобновилась в 1992 г. Первая настоятельница вновь открытого монастыря матушка Иулиания с двумя сестрами увидели прекрасный, но разоренный храм и игуменский корпус XIX века, совершенно не пригодный для жилья. К счастью для сестер, монастырь окружала почти полностью восстановленная ограда. Других построек в монастыре не сохранилось. Поздней осенью в неотапливаемом храме служить стало невозможно, и владыка Виктор благословил сестер зимовать в Твери при храме св. великомученицы Екатерины, где вскоре было открыто подворье Вознесенского Оршина монастыря. И на подворье, и в монастыре совершались богослужения по монастырскому чину, сестры проходили послушания; велись реставрационные работы, строилась дорога. В 1996 г. Екатерининское подворье было преобразовано в Свято-Екатерининский женский монастырь, настоятельницей которого стала игумения Иулиания, а в Оршин монастырь была назначена настоятельницей матушка Евпраксия. В настоящее время обитель с Божией помощью продолжает восстанавливаться. Построена маленькая деревянная церковь во имя преподобного Савватия Оршинского. Уже начались богослужения в древней части собора, где чудом сохранились стенные росписи. Всего в соборе 6 престолов: центральный – Вознесения Господня, два боковых – преподобного Онуфрия Великого и св. великомученицы Екатерины, престол Рождества Иоанна Предтечи «на полатях», а также два придела в трапезной части храма – один в честь святителей Варсонофия Тверского и Казанского и Дмитрия Ростовского и другой придел – Феодоровской иконы Божией Матери. Сама древняя чудотворная икона сейчас находится в Тверской картинной галерее. Чтимый список с нее летом 1996 года вернулся в обитель. Вознесенский Оршин монастырь находится в 22 км к востоку от города Твери, на левом берегу Волги при впадении в неё речки Орши, по имени которой он и был назван Оршиным. Один из самых древних на Тверской земле, основанный в XV в. во время княжения великого тверского князя Бориса Александровича, которого современники называли " боголюбивым " князем. Его попечением в монастыре был возведён деревянный храм Вознесения Господня, правда, имел он тогда несколько иное расположение, нежели более поздний, сохранившийся до нашего времени.

http://sobory.ru/article/?object=01562

Феодоровский, в честь великомученика Феодора Стратилата, женский монастырь в Переславле-Залесском стоит на земле, имеющей богатейшую историю, прославленной явлением великих святых и деяниями выдающихся правителей русского государства. Сам монастырь, существующий – если ориентироваться на первое упоминание в летописях – уже более семи веков, является свидетелем и участником многих событий, и славных, и трагических. Свидетелем, по милости Божией, живым и деятельным. Обитель мужественно преодолела основные трудности восстановления после десятилетий хозяйничания в ней советских учреждений, – основная тяжесть этой работы легла на плечи игумении Варвары (Чекотковой; † 2017). Сегодня под управлением преемницы матушки Варвары – игумении Даниилы (Севериненко) монастырь живет в упорядоченном ритме богослужений и монашеских трудов. При этом древняя обитель пользуется немалым вниманием как паломников, так и туристов, во множестве посещающих Переславль-Залесский. Это побуждает сестер к внимательному изучению ее прошлого – благо, архивы неплохо сохранились и ждут своих исследователей.      А с недавнего времени монастырь стал участником новых интересных начинаний, выступив во многом и их инициатором. Речь идет о проектах, на первый взгляд, различных по задачам, но на деле тесно связанных общими целями: это и постоянно действующий Свято-Феодоровский историко-культурный форум, и увековечение памяти о переславском периоде жизни святителя Луки (Войно-Ясенецкого), и открытие в городе православного паллиативного стационара… Обо все этом мы побеседовали с игуменией Даниилой. В разговоре приняла участие помощница матушки, координатор Свято-Феодоровского форума послушница Наталия Ямолдинова. Матушка Даниила, как возникали эти проекты, с чего все началось? 21 февраля 2019 года праздновалось 1700-летие мученического подвига святого великомученика Феодора Стратилата – нашего небесного покровителя. И мы решили посвятить этой дате несколько мероприятий: хотели провести конференцию, совместно осмыслить феномен мученичества как свидетельства о Христе, и почему это может быть актуально в наши дни. Хотелось также донести до людей новые исторические данные о монастыре, так как переславские экскурсоводы зачастую опираются в своих рассказах на устоявшиеся мифы и местные легенды, а достоверной информацией не владеют… И так в марте 2019 года состоялся круглый стол «Роль монастырей в формировании социокультурного пространства малых городов». Изначально это мероприятие еще не называлось форумом, его идея возникла прямо в процессе нашего общения, и епископ Переславский и Угличский Феоктист предложил проводить Форум ежегодно.

http://pravoslavie.ru/137684.html

11 апреля 2006 года Священным Синодом Русской Православной Церкви на Кавказских Минеральных Водах (на КМВ) был официально открыт Свято-Георгиевский женский монастырь с назначением монахини Варвары (Шурыгиной) настоятельницей монастыря. Особенностью Георгиевского монастыря стало создание при нем приюта для девочек, лишенных родительского попечения. Приют получил свое рождение в декабре 2009 года, когда в обитель прибыли трое детей с трудной судьбой. Роспись храма монастыря начата в 2009 году. Немало святынь находится под сенью монастыря. Это чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всецарица», икона Пресвятой Богородицы «Феодоровская», частицы святых мощей Великомученика Георгия Победоносца, Преподобного Серафима Саровского, Преподобного Ионы Киевского, Святого Луки (Симферопольского), всех Преподобных жен Дивеевских. Сотни верующих смогли уже поклониться этим святыням и получить благодатную помощь и утешение. С 22 марта 2011 года Свято-Георгиевский женский монастырь принадлежит к Кисловодскому благочинию Пятигорской и Черкесской епархии. Правит епархией - епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Литература: 1. http://novodev.narod.ru/kmv/georgy.htm 2. http://www.protigor.ru/svat/monastr/3. http://www.atvmedia.ru/4. 5. 6. http://www.pravoslavie.ru/news/16973.htm (журнал 28, слушание 7. Седьмица.ru В мае 2012 года художники Андрей Николаевич Бухникашвили (руководитель проекта)и Вячеслав Павлович Симаков закончили роспись храма Георгия Победоносца в Свято-Георгиевском женском монастыре. Работы по росписи начались в декабре 2009 года. Финансировало проект предприятие ЗАО " Фундаментстрой-6 " , г. Москва. генеральный директор Нестеренко Виктор Иванович. Роспись выполнена в традиционном каноническом стиле. 20 мая 2012 года впервые за сто лет на территории Ставропольского края было совершено Великое освящение монастыря. Освящение монастырского храма и всей Свято-Георгиевской женской обители на горе Дубровке в Предгорном районе совершил Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.

http://sobory.ru/article/?object=15302

О былом значении обители свидетельствует тот факт, что на земский собор 1613 г., на котором избирался первый русский царь Михаил Феодорович Романов, в качестве выборного от Твери был направлен настоятель Оршина монастыря архимандрит Иосиф. Под государственным актом, в числе других, стоит его подпись. В первой половине XVI в. был построен величественный соборный храм Вознесения Господня (освященный в 1567 г. самим святителем Варсонофием Тверским): один из 5 каменных соборов Тверской земли того времени. В XVII в., во время польско-литовских нашествий, монастырь неоднократно подвергался разорению. Почти вся братия была убита, храм осквернен. Хозяйство обители пришло в упадок, и в 1649 г. она была приписана «скудости ради» к Тверскому Архиерейскому дому. К началу XX в. В монастыре оставалось только 7 насельников, и в феврале 1903 г. было решено преобразовать его в женский. Первой игуменией стала матушка Евдоксия, которая приехала сюда с 8 сестрами из Воскресенского Новоторжского монастыря. Монастырь очень быстро стал благоустраиваться. Через десять лет здесь было уже около 140 сестер. Были отреставрированы храм и игуменский корпус, возводились деревянные кельи и хозяйственные постройки. Наряду с другими послушаниями сестры писали иконы, сохраняя традиции древней обители; не прерывалась молитва «за вся человека» по особому чину. В монастырской церковно-приходской школе обучались крестьянские дети. Был открыт приемный покой для амбулаторных больных, а во время первой мировой войны – приют для детей погибших воинов. В 1913 г. в ознаменование 300-летия Дома Романовых, с которым тесно связана история Оршина монастыря, следующей настоятельницей монастыря, игуменией Сергией была построена в Твери каменная часовня, освященная в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. Тяжелые испытания постигли обитель после революции. В 1919 г. монастырь закрыли. На его территории устроили школу, храм сделали зернохранилищем. О судьбе игумении Виталии и ее сестер почти ничего не известно.

http://sobory.ru/article/?object=01562

С лета 2000 г. мироточит икона Сергия Радонежского и 7 других икон. В алтаре Богоявленско-Анастасииного собора находится небольшой складень-мощевик (точная копия подлинника, хранящегося ныне в Церковном музее в Ипатьевском монастыре), в котором кроме мощей святых, имеются частицы Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы. Ещё одной святыней, находящейся в соборе, является величественный Крест с частицами мощей 278 святых из Богородицкого Игрицко-Песоченского монастыря. В раке, установленной рядом с киотом чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, почивают ныне святые мощи старца Тимона Надеевского – ученика и духовного другавеликого святого Русской земли прп Серафима Соровского. Мощи старца Тимона были обретены на месте его блаженного упокоения в бывшей Николо-Надеевской пустыни Костромской епархии. В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария. При обители действуют богадельня во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и детский приют для девочек-сирот во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Вместе со старушками и девочками в монастыре насчитывается более 100 насельниц. Возрождается прежняя традиция совершать крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой через весь город, на который 16/29 авг. собираются более 10 тыс. людей из разных областей и весей. На территории обители располагается Костромская митрополия РПЦ со своей церковной структурой: Храмы [ править править код ] Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма Деятельность монастыря [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Почитаемые праздники Контакты [ править править код ] Адрес: 156000, Россия, г. Кострома, ул. Богоявленская, 26. Телефон : +7 (4942) 31-34-86 , +7 (4942) 31-47-07 Электронная почта: is-ke@yandex.ru Сайт: http://богоявленско-анастасиин-м.рф Паломнику [ править править код ] Богослужения [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский-...

В ограде Крестовоздвиженского храма располагалась выстроенная в 1877 году Феодоровская часовня. Здесь хранилась главная святыня всего комплекса – Феодоровская икона Пресвятой Богородицы в жемчужном окладе, издревле почитавшаяся ивановцами. В 1932 году храмовый комплекс был полностью уничтожен. На его месте предполагалось строительство грандиозного Дома Советов, которое, тем не менее, осуществить не удалось. http://molitva-ivanovo.narod.ru/churchs/fedor.htm В родословной фабрикантов Гандуриных есть любопытная запись: " Время основания села Иванова в точности неизвестно, но уже в 1328 году оно упоминается как село Ивань в духовном завещании Ивана Даниловича Калиты. При Дмитрии Ивановиче Донском оно называлось сельцом Ивань, а при Василии Васильевиче Темном - селом Ивановом " . К сожалению, запись не подтверждена историческими документами. По данным шуйского историка В.А. Борисова, первое достоверное упоминание об Иванове относится к 1561 году, когда царь Иван Грозный подарил село Иваново в числе других земель князьям Черкасским, братьям своей второй жены - кабардинской княжны Марии Темрюковны. Поскольку Иваново упомянуто уже как село, - значит, в нем была церковь. В описании вотчины князя И.И. Шуйского 1632 года, когда он стал владельцем села, указывается, что в Иванове на главной площади располагались " церковь Воздвижения Честного креста и престол Ивана Богослова древяна... да теплая церковь святые мученицы Парасковеи, нарицаемые Пятницы, а в церквах образы и свечи, и книги, и ризы, и сосуды церковные, и колокола и всякое церковное строение вотчинниково " . К 1667 году появился второй придел Воздвиженской церкви, посвященный Николаю Чудотворцу. В это же время на месте старой выстроили новую Пятницкую церковь. Рядом с храмами располагался небольшой Варваринский женский монастырь, и нынешняя улица Красной Армии носила название Варварская. Во время страшного пожара 1699 года деревянные церкви сгорели. В начале XVIII века выстроили высокую кирпичную колокольню. Она представляла собой восьмигранный столп, увенчанный шатром с тремя рядами слухов. Такой тип колокольни был очень широко распространен в XVII, а в провинции вплоть до начала XIX века. Одновременно с колокольней выстроили деревянную летнюю церковь Воздвижения и кирпичную зимнюю церковь Рождества Христова с приделом Параскевы. Во время пожара 1723 года они почти не пострадали. Однако 21 августа 1775 года, во время нового опустошительного пожара " деревянная церковь Воздвижения Честного Креста сгорела дотла, а на другой - Рождества Христова с приделом Параскевы сгорели главы и верх, а на колокольне сгорели полы, колокола попадали и растопились. Церковь Воздвижения стояла 73 года " .

http://sobory.ru/article/?object=36997

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010