Епископ Маркелл возглавил празднование Рождества Христова в Феодоровском Государевом соборе января 2017 Несмотря на сильный мороз, в эту ночь в храме собралось множество верующих, пришедших разделить радость праздника и поклониться Богомладенцу Христу. Молитвенной атмосфере способствовало благоговейное пение хора собора. За богослужением было оглашено рождественское послание Святейшего Патриарха Кирилла. По окончании богослужения владыка Маркелл вручил церковные награды певчим, служащим в соборе с момента его возвращения Церкви: Евгения Маркова и Марина Чихачева указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия удостоены медалей святого апостола Петра за усердные труды во славу Святой Церкви. Вручая награды, владыка выразил им признательность за усердный и кропотливый труд по созданию хора собора и пожелал продолжать служение, передавая богатый опыт молодежи. " Боговоплощением восстановлен " союз неба и земли " , - сказал владыка в проповеди. - Утраченная первозданная симфония Творца и творения вновь обретается с пришествием в мир Господа нашего Иисуса Христа. Восприняв нашу плоть, Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды. Христос рождается, чтобы нам стать " новым творением " , воплощается Любовь, чтобы мы научились любить. Бог становится человеком, чтобы человеку сделаться Богом. Божественное Рождение - это деятельное проявление любви, направленное на восстановление райской гармонии всего мира, всей вселенной: " Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную " (Ин. 3:16). И от нас важен столь же деятельный ответ Создателю. Желаю всем нам откликнуться на Божий призыв и достойными делами прославить пришествие в мир Спасителя " . Феодоровский Государев собор построен по проекту Владимира Покровского и Владимира Максимова в 1909-1912 годы для Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка. В советское время был закрыт. Во время войны здание сильно пострадало, в последующие годы продолжало разрушаться. Остов здания использовали для тренировок альпинисты. В 1985-1995 годах шла реставрация собора. В 1991 году он был передан епархии. В том же году в одном из царскосельских парков была чудесным образом обретена Феодоровская икона Божией Матери, ставшая святыней собора. ИА " Вода живая " , 07.01.17 Поделиться 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 24 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Как и Федоровский городок. Ратная палата является памятником " русского стиля " , переживавшего расцвет в эпоху модерна, что было во многом связано не только с развитием исторической науки, но и с ростом интереса к искусству русского средневековья. Первоначально предполагалось расположить в Палате музей истории русских войск. Но с началом войны с Германией в 1914 году было решено создать Государеву Ратную палату и музей войны, разместив в них галерею портретов георгиевских кавалеров и трофеи, доставленные с полей сражений. В 1915 году начальник царскосельского Дворцового управления князь М.С. Путятин согласно воле Императора запросил в войсках материалы для музея. Портреты около 500 георгиевских кавалеров размерами 39х30 см писали художники по фотографиям и описаниям сослуживцев. Принимались портреты заслуживших три или четыре георгиевских креста и полный комплект георгиевских медалей. В 1916 году из Артиллерийского исторического музея в Ратную палату были переданы особо ценные трофеи идущей войны. В 1918 году здесь открылся народный музей войны 1914-1918 гг. Музей задумывался как обширное собрание не только трофеев и предметов войны, но и произведений литературы и искусства, документов и фотографий. Но в 1919 году музей был упразднен. Экспонаты Ратной палаты перешли в другие музеи и хранилища. Сегодня здания, пострадавшие в период Великой Отечественной войны, в целом восстановлены. Ныне здесь расположены реставрационные мастерские. Частое присутствие в Царском Селе царского двора в 1890-1900-х гг. повлекло за собой строительство на северо-востоке Фермерского парка большого комплекса казарм для полка казачьего конвоя и сводного пехотного полка. Комплекс казарм, как и другие сооружения в окрестностях Федоровского городка, построены неорусском стиле. Протяженное П-образное здание декорировано многочисленными шатровыми башенками. В настоящее время этот комплекс существует со значительными изменениями и утратами части зданий. Сегодня городок, разрушенный войнами и революциями, постепенно начинает приобретать прежний вид. Федоровский городок передан Русской Православной Церкви в бессрочное пользование. Постройки комплекса находятся под охраной ГИОП. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в 1994 году благословил создание на базе архитектурного комплекса " Федоровский городок " Патриаршего подворья для духовно-просветительского центра Русской Православной церкви, включающего в себя резиденцию Патриарха Московского и Всея Руси в Санкт-Петербурге; музей истории развития и деятельности Русской Православной церкви в Санкт-Петербурге и северо-западном регионе России, учебную деятельность, создание иконописных мастерских, возрождение старинных ремесел, гостиничные услуги.

http://sobory.ru/article/?object=00455

Ансамбль городка включает в себя дом для священников (Белокаменная палата), дом для причетников (Желтая палата), Трапезную с квартирой ктитора, дом дъяконов, здание канцелярии и другие постройки. В их архитектурном оформлении использованы многие характерные для древнерусского зодчества формы: наружные крыльца, переходы между зданиями, шатры над башнями. В качестве материала для кровли применялась поливная зеленая черепица и вырезанная по рисунку дранка (гонт). Все здания городка, кроме дома дьяконов, расположены по периметру участка и соединены стенами. В сторону пруда выходят фасады Трапезной палаты и дома священников, объединенные переходом над воротами. Трапезная палата - наиболее крупное здание ансамбля, частично одноэтажное. Гранитная лестница ведет на террасу второго этажа, над которой возвышается восьмиугольная башня с шатровой крышей. Здание первоначально было покрыто зеленой глазурованной черепицей. Орнаментальная живопись художника Н.П. Пашкова украшала свод трапезного зала. Декор многочисленных построек городка хранит особые черты, придающие различным зданиям характер средневековой архитектуры крупнейших культурных центров Руси - древних городов, в которых складывались традиции русского искусства и государственности: Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля, Ростова, Москвы. Городок задуман как миниатюрная крепость с невысокими стенами и башнями. Белокаменная зубчатая стена с шестью шатровыми башнями окружает городок, придавая ему вид кремля. Входом в него являются белокаменные ворота со стороны пруда, украшенные сочной орнаментальной резьбой по камню, в традициях владимиро-суздальской архитектуры XII-XIII веков. Все резные детали исполнялись из старицкого известняка, привезенного с берегов Волги. С точки зрения Дома Романовых, единство стиля являлось еще одним свидетельством внутренней целостности государства. Федоровский городок был призван символизировать архитектурное единство российских городов. Ратная палата построена в 1913-1916 годах у северной окраины Александровского парка в районе Федоровского городка архитектором С.Ю. Сидорчуком. Строилась она на средства частных пожертвователей. Среди них была и дочь основателя Третьяковской галереи Е.П. Третьякова. Здание Ратной палаты образует замкнутый неправильный многоугольник с внутренним двором. В ансамбле доминирует главное двухэтажное здание в " русском стиле " с большим двухглавым орлом на фасаде и примыкающей к нему восьмигранной трехъярусной башней, увенчанной высоким шатром. Вход в ратную палату оформлен крыльцом, в стиле средневекового зодчества. В центре здания - большой двухсветный зал на 400 мест с хорами, соединенный галереями-переходами с жилыми помещениями в виде крепостных башен. Стены и потолок зала были украшены изображениями гербов русских губерний.

http://sobory.ru/article/?object=00455

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ПРИБЫЛА " ФЕОДОРОВСКАЯ " ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ сентября 2002 10 сентября из г. Костромы в Санкт-Петербург прибыла чудотворная икона Феодоровской Божией Матери, впервые за всю многовековую историю этой чудотворной иконы. 10 сентября из г. Костромы в Санкт-Петербург прибыла чудотворная икона Феодоровской Божией Матери , впервые за всю многовековую историю этой чудотворной иконы. Большую часть времени Феодоровская икона пробыла в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры . Здесь пред ней регулярно, несколько раз в день, совершались молебны. Поток верующих к иконе не прекращался: с ранннего утра до позднего вечера люди стояли в молитвенном ожидании прикоснуться к дорогой святыне, попросить у нее утешения, помощи в скорбях и болезнях. Можно сказать, кульминацией нахождения иконы в Александро-Невской Лавре явился день празднования перенесения мощей благоверного князя Александра Невского. Тогда торжество праздника было переполнено: святые мощи Александра Невского, чудотворная икона, Божественная литургия, совершаемая шестью архиереями, огромное количество верующих, крестный ход на площадь Александра Невского с мощами и иконой. А потом, уже в светской части праздника, военный духовой оркестр и почетный караул из курсантов Ленинградского военного округа. 14 сентября икона Божией Матери Феодоровская побывала в Царском Селе. Здесь в Феодоровском Государевом соборе пред ней, покровительницей дома Романовых, иконой, которой благословлен на царствование первый государь из рода Романовых, был отслужен молебен. Потом молебен был отслужен и в Софийском соборе Царского Села. Затем икона вернулась в Санкт-Петербург. 16 сентября, в последний день своего пребывания в Санкт-Петербурге, Феодоровская икона Божией Матери была отвезена в Петропавловский собор , усыпальницу дома Романовых, где пред ней был отслужен молебен. ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В начале XII века Феодоровская икона Божией Матери находилась в часовне близ городов Городца и Кидекша. Князь Псковский Георгий Всеволодович хотел перенести чудотворную икону в Кидекш, но посланные им люди никак не могли сдвинуть ее с места. Из этого князь заключил, что Пресвятой Богородице угодно своею иконою пребывать здесь, и потому в 1164 году он основал на месте часовни святую обитель - Городецкий Феодоровский монастырь. Здесь икона стояла в деревянной церкви Феодора Стратилата, почему и стала называться Феодоровской.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

В Костроме прошли торжества по случаю празднования Феодоровской иконе Божией Матери 28 марта 2007 г. 17:17 27 марта в Костроме прошли торжества по случаю празднования чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери. В рамках праздника, накануне, 26 марта в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе состоялось торжественное всенощное бдение, а 27 марта, в сам день праздника, — Божественная литургия. Богослужения в день празднования чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери возглавил архиепископ Костромской и Галичский Александр , председатель Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви. На праздник прибыли гости-архипастыри: архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий , архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл , епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф , епископ Люберецкий Вениамин , викарий Московской епархии , епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим . В праздничных богослужениях также приняли участие губернатор Костромской области В.А. Шершунов, председатель Костромской областной Думы А.И. Бычков, глава города Костромы И.В. Переверзева, другие представители светской власти. По окончании Божественной литургии священнослужители Костромской епархии протоиерей Валерий Бунтеев, протоиерей Петр Бахтин, протоиерей Виталий Шастин были награждены патриаршими наградами. По случаю празднования явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери архиепископом Костромским и Галичским Александром жителям Костромского края и всем участникам праздничных торжеств было направлено архипастырское послание: «В 1613 году, — говорится в послании, — когда над Русью только начал развеиваться трагический мрак скорбных лет Смутного времени, Земский собор избрал на престол государства Российского юного Михаила Феодоровича Романова. С этой вестью соборное посольство прибыло на Костромскую землю в Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь, где тогда находился Михаил Феодорович вместе со своей матерью благочестивой старицей-инокиней Марфой. В стены обители пришел и многолюдный крестный ход костромского духовенства и мирян с главной святыней города — чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери.

http://patriarchia.ru/db/text/221549.htm...

В 2020 году отмечается 400-летие этого официально утвержденного празднования в память о том, что первый государь из Дома Романовых, Михаил Феодорович, принес у чудотворного образа обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Феодоровская икона Пресвятой Богородицы, главная святыня Костромского края, одна из древнейших икон, явленных на Русской земле. Первые исторические известия о ней относятся к XII веку. Уже в это время она почитается жителями старинного поволжского города Городец. Феодоровская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Ее общая иконография очень близка к Владимирской иконе Божией Матери. С 1991 года чудотворный образ, перед которым, даже несмотря на безбожное советское время, молились в разных храмах Костромы, пребывает в Богоявленском кафедральном соборе Богоявленско-Анастасиина женского монастыря. С этого же года здесь ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы. К настоящему времени таких событий зафиксировано более 100. С 27 по 29 января 2009 года чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы была торжественно доставлена из Костромы в Москву на Поместный Собор Русской Православной Церкви в Храм Христа Спасителя. 1 февраля святыня находилась в главном храме России во время интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Известно, что Феодоровская икона была моленным образом святого благоверного и великого князя Александра Невского и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли. Этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы; перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь. С середины XIII века икона пребывает на Костромской земле в пределах младшего брата Александра Невского – князя Василия Ярославича. Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия.

http://pravoslavie.ru/129746.html

Чудотворная Феодоровская икона будет доставлена в пострадавший от землетрясения Невельск 7 сентября 2007 г. 15:57 Участники дальневосточного крестного хода с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери в понедельник прибывают в Южно-Сахалинск, сообщил РИА «Новости» руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии протоиерей Виктор Горбач. «Первоначально Сахалин не был запланирован в качестве места посещения иконы, однако после известия о землетрясении в Невельске, произошедшем 2 августа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий благословил доставить чудотворный образ на Сахалин, а в рамках посещения сахалинской земли привезти икону в Невельск», — рассказал отец Виктор. Он отметил, что после встречи в аэропорту Южно-Сахалинск образ доставят в Воскресенский Кафедральный собор, где икона будет находиться до вечера 12 сентября. Затем реликвию отвезут в Холмск, и в Невельск. 14 сентября икона вернется в Южно-Сахалинск. На следующий день образ самолетом доставят во Владивосток. «Посещение дальневосточного региона этим чудотворным образом является уникальным по своей исторической и духовной значимости событием», — сказал протоиерей Виктор Горбач. Чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская» — одна из пяти икон Пресвятой Богородицы, которая по преданию была написана апостолом и евангелистом Лукой. С художественно-исторической точки зрения эти иконы представляют собой уникальные шедевры ранневизантийской иконописи и находятся под защитой государства, при этом только Феодоровская икона можно вывозить из места хранения — Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора Костромы. Свое название Феодоровская икона получила в честь святого Феодора Стратилата, небесного покровителя Костромы. История обретения чудотворного образа связана с именем этого святого. Образ был обнаружен святым князем Василием близ реки Запрудни. Существует множество свидетельств о чудотворности Феодоровской иконы. Дважды собор Костромы пережил пожар, и оба раза из огня она выходила невредимой. Широкое почитание Феодоровской иконы началось в 1613 году — после того, как при избрании на царство ею был благословлен Михаил Романов. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/291621.htm...

В 1274 году при его участии состоялся во Владимире большой церковный Собор. Непосредственным поводом его явилась хиротония во епископа Владимирского святителя Серапиона (+ 1275, память 12 июля), из Печерских игуменов, митрополитом Кириллом III (+ 1282) и собором русских святителей. Содержание соборных деяний было очень широко — это был первый Собор в Русской Церкви со времени монгольского нашествия. Главной задачей было возрождение русской церковной письменности - восстановление традиций древнерусского «княжеского строения». Собор принял новую редакцию Кормчей книги - основного канонического кодекса православной церковной жизни. В 1276 году князь Василий Ярославич завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрёл место последнего упокоения, в церкви Феодора Стратилата, придельной к Успенскому собору . Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата ( деревянный храм не сохранился). Затем был построен в Костроме Успенский собор — первое каменное сооружение Костромы. Время его постройки не вполне ясно, наиболее распространена датировка серединой XVI века . В этот собор и была перенесена Феодоровская икона Богоматери. Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский) — пятиглавый двухстолпный кафедральный собор Костромской епархии в XVIII — XX веках. Время его постройки не вполне ясно, наиболее распространена датировка серединой XVI века. Стоял в Костромском кремле на возвышенном левом берегу Волги . Получил известность как место нахождения величайшей святыни Костромской земли — Феодоровской иконы Богоматери . Неоднократно посещался российскими государями. Снесён в 1930-е годы вместе со всеми другими кремлёвскими постройками. Феодоровская икона Подлинная Феодоровская икона Божией Матери – Костромская, к счастью, сохранилась и не покинула церковных стен даже в годы гонений, утратив лишь золотой оклад весом в почти 10 кг. После окончания Великой Отечественной войны верующие всем миром собрали средства на изготовление новой драгоценной ризы для Феодоровского образа.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

На восстанавливаемый Феодоровский собор в Санкт-Петербурге поднят 9-метровый крест, выполненный по историческим фотографиям 16 декабря 2008 г. 13:35 На восстанавливающийся Феодоровский собор в Санкт-Петербурге 15 декабря поднят 9 -метровый крест. Выполненный по историческим фотографиям и чертежам символ православной веры освятил епископ Петергофский Маркелл , затем крест с помощью крана подняли на почти 60-метровую высоту. В церемонии приняли участие многочисленные попечители, в том числе депутат Госдумы Василий Захарьящев, спикер Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанов, представители Российской ассоциации реставраторов и московской фирмы «Ресма», выполнившей сложный заказ. «Подъем креста значимый момент в восстановлении Феодоровского собора. Это не просто появление нового атрибута, а событие, которое сопровождается священнодействием и молитвой. То, что мы сегодня увенчали собор крестом, ознаменовало необратимость процесса возрождения этой великой святыни», отметил настоятель храма протоиерей Александр Сорокин. Собор в честь 300-летия Дома Романовых, посвященный покровительнице династии Феодоровской иконе Божией Матери был построен по проекту архитектора Степана Кричинского в стиле ростовских церквей XVII века. Его освятили в 1913 году в присутствии императора Николая II, лиц царской фамилии, членов правительства, представителей разных сословий и потомков тех, кто подписывал в 1613 году Грамоту об избрании на царство первого государя из рода Романовых Михаила Феодоровича. Приезжающих на Николаевский (ныне Московский) вокзал почти 20 лет встречали золоченые купола храма. После революции Феодоровский собор разделил трагическую судьбу многих храмов. В 1932 году его закрыли и частично разрушили. Колокола сбросили, купола снесли. С фасада отбойными молотками сбили уникальную керамическую Феодоровскую икону Богородицы. В здании собора разместили молокозавод. В 1998 году храму присвоен статус памятника федерального значения. В августе 2005 года, после двенадцати лет переговоров с дирекцией молокозавода и городскими властями, он был возвращен РПЦ. В 2006 году был создан попечительский совет по восстановлению собора. Его решено возродить к 400-летию Дома Романовых в 2013 году. Этот вопрос взял под личный контроль председатель Госдумы Борис Грызлов . Всего на реставрацию собора будет затрачен 1 млрд рублей. По масштабам воссоздание святыни сопоставимо с возрождением столичного храма Христа Спасителя. Храм расположен вблизи Московского вокзала и, подъезжая к северной столице, пассажиры смогут видеть его из окон поездов. По мнению инициаторов проекта, собор «олицетворяет единство и преемственность двух столиц». Напоминанием о первопрестольной служит пристроенный к церковному зданию фрагмент-стилизация части Кремлевской стены. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/510673.htm...

В Кимрах пройдут VII Феодоровские чтения Тверь, 25 октября 2006 г . По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора при содействии администрации Тверской области, Миссионерского отдела и Кимрского  благочинного округа Тверской епархии 1 – 2 ноября в городе Кимры пройдут VII Феодоровские чтения «Православие и современная культура», сообщает сайт Тверской епархии . С докладами выступят: 1) Протоиерей Алексий Уминский (Москва), ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия» - «Православная миссия на телевидении»; 2) Протоиерей Александр Шабанов, вице-президент Российской Ассоциации Центров Изучения Религий и Сект (РАЦИРС), председатель миссионерского отдела Тверской епархии – «Георгий Иванов – грустное солнце русской поэзии»; 3) Протоиерей Алексий Шевчук, председатель молодежного отдела Тверской епархии – «Религиозная светскость как феномен современной культуры»; 4) Священник Лев Семенов, зам. председателя миссионерского отдела, ответственный секретарь Российской Ассоциации Центров Изучения Религий и Сект (РАЦИРС), кандидат исторических наук, доцент миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета – «Тоталитарное сектантство как феномен современного социо-культурного пространства»; 5) Священник Георгий Белодуров – «Интернет: особенности миссии в виртуальном пространстве»; 6) Дворкин Александр Леонидович, доктор философских наук, кандидат богословия, президент Российской Ассоциации Центров Изучения Религий и Сект (РАЦИРС) – «Происхождение образа Иешуа в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»; 7) Петров Михаил Григорьевич, член Союза писателей России, издатель журнала «Русская провинция» - «Советский, но православный…»; 8) Кокарев Александр Сергеевич, редактор газеты «Тверской Собор», доцент кафедры журналистики Тверского государственного университета – «Православие – национальная идея России»; 9) Тумин Андрей Александрович, аспирант МДА при ОВЦС – «Православие и молодежная субкультура» 10) Бархатова Нинель Михайловна – «Стихотворения». Феодоровские чтения пройдут по адресу: г. Кимры, 1 ноября, ДК фабрики им. Горького. 11.00 – 17.00. 2 ноября, Детская школа искусств 10.00 – 14.00.   25 октября 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/19027.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010