Сейчас на стройплощадке вы можете видеть уже законченные во внешних формах Богоявленский собор и колокольню. Принцип воссоздания утраченного памятника потребовал в данном случае выполнения длительной процедуры кропотливых научно-реставрационных изысканий. Ведь собор с трехвековой историей множество раз переделывали и перестраивали. В итоге специалисты остановились на восстановлении фасадов и наружных форм эпохи барокко. По убранству же еще продолжаются дискуссии — думаем, какими будут иконостас и полы. Над этими вопросами работает квалифицированная команда под руководством главного архитектора проекта москвича Алексея Денисова и под контролем главы  Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации   протоиерея Леонида Калинина . Успенский собор был старше своего соседа — Богоявленского собора, именно там находилась наша величайшая святыня — Феодоровская икона Божией Матери. Его строительство только начинается. Задержка, в частности, связана с затянувшимися археологическими исследованиями, проводившимися полтора года. Надеемся, основные строительные работы завершатся через два года. — Свое первое духовное образование вы получали здесь, в Костромской семинарии. Это одно из старейших учебных заведений нашей Церкви, подходящее к своему 270-летнему юбилею. Тем не менее три года назад по итогам плановой проверки  Учебным комитетом  оно оказалось на грани закрытия как аутсайдер общецерковного рейтинга духовных школ. В чем вы видите причины столь плачевного состояния дел? Каким образом удалось избежать закрытия семинарии? — Сегодня Учебный комитет предъявляет высокие требования к духовным школам. Их исполнить не всегда легко, особенно в провинциальной семинарии. Главные трудности мы видим в недостатке квалифицированных кадров и, как всегда, в проблемах финансирования. За последние два года руководство семинарии проделало значительную работу по устранению недостатков, и сегодня рейтинг нашей духовной школы значительно вырос. Количество студентов очного отделения не очень велико, немногим более трех десятков. Но и потребность в выпускниках для нашего региона значительно снизилась. Ведь сейчас мы уже не испытываем такой острой нехватки священнослужителей, как 20-25 лет назад, и семинария целиком покрывает наши нужды в подготовке клириков. В нашей семинарии есть и заочный сектор, и вечернее отделение для катехизаторов, и курсы повышения квалификации священников. Думаю, вопрос о закрытии нашей духовной школы с 272-летней историей, имеющей среди выпускников немало святых угодников и известных деятелей Церкви и государства, сегодня уже не стоит.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

20       августа 1912 г. в Царском Селе был освящен собор во имя Феодоровской иконы Божией Матери, о котором говорилось выше. В 1910 г. под председательством князя А.А. Ширинского-Шихматова был образован Комитет по реставрации Московского Успенского собора, успешно работавший. В 1909 г. произошел большой пожар в Павло-Обнорской обители, во время которого расплавился медный крест – благословение преподобного Сергия преподобному Павлу. В 1912 г. Царь и Царица соорудили благолепную раку к св. мощам преподобного Павла Обнорского. Государь пожертвовал 6000 рублей на приобретение земли для Спасо-Всемилостивого Вировского женского монастыря в селении Вирове Седлецкой губернии, на берегу Западного Буга. По повелению Государя в Мукдене на кладбище выстроен был храм-памятник для увековечения воинов, погибших в войне с Японией в 1904–1905 гг. Храм построен по проекту Великого Князя Петра Николаевича и представляет своим видом шлем богатыря. В Санкт-Петербурге сооружены были величественные храмы в память трехсотлетия Дома Романовых и новый морской собор, связанный с японской войной. Закончены были строением Владимирский собор в Киеве, Воскресенский «храм на крови» (в Санкт-Петербурге на месте убиения 1 марта 1881 г. Императора Александра II) и Александро-Невский в Варшаве. Россия при Императоре Николае Александровиче продолжала украшаться обителями и церквами. В 1912 г. церквей было 53546 (в 1894 г. их было 46000), монастырей мужских – 529, женских – 456, всего – 985 (в 1894 – 774), часовен и молитвенных домов – 22850. Государь, как и любимый им отец, очень ревновал о развитии церковно-приходских школ, против которых потом вела кампанию Государственная Дума. К 1913 г. начальных церковно-приходских школ было 37641. В 1912 г. в этих школах обучалось 1988367 детей. Весьма заботился Государь о положении духовенства. 3 июля 1902 г. им был утвержден устав о пенсиях и единовременных пособиях священнослужителям и псаломщикам. «Убежден, – начертал Государь при утверждении устава, – что епархиальное духовенство с углубленным рвением будет нести свое пастырское служение в истинно христианском духе».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Серафима Саровского для Собственных Его Величества конвоя и Сводного пехотного полка, образованного в 1881 г. Для украшения внутренности церкви иконами и утварью велено было обратиться к образцам русского благолепия XVII в. Исполнителем сего задания был архитектор В. А. Покровский. Весьма многим храм обязан своим внутренним устройством знатоку и любителю русской старины, члену Государственного Совета, князю Алексею Александровичу Ширинскому-Шихматову, быв. обер-прокурору Свят. Снода. Одновременно с временной церковью шло сооружение и постоянного храма во имя Феодоровской иконы Божией Матери, перед которой в Костроме юный Михаил Романов изъявил 14 марта 1613 г. согласие на царствование. Для постройки собора было выбрано государем место на поляне, прилегающей к парку, вблизи Александровского дворца. Строитель собора В. А. Покровский (первоначальные чертежи делал проф. А. Н. Померанцев) взял за ближайший образец его московский Благовещенский собор, сооруженный в конце XV в., позднее бывший домовой церковью первых царей из Дома Романовых. Их Императорские Величества, предоставив крупные средства на построение храма, с исключительным интересом следили все время за производившимися работами. Собор был освящен 20 авг. 1912 г. Он имел придел во имя свят. Алексия митрополита московского и нижний храм во имя преп. Серафима. Последний создался из перенесенной временной церкви. Сей храм освящен был 27 ноября 1912 г. Над устройством и оборудованием нижнего – пещерного – храма особенно потрудился помощник строителя собора, архитектор В. Н. Максимов, работавший под ближайшим руководством кн. А. А. Ширинского-Шихматова. В верхнем храме иконы и утварь были новые, изготовленные по древним подлинникам, пещерный же храм заключал в себе собрание подлинных святых предметов старины. Приводим следующия строки из высокохудожественной книги «Феодоровский Государев Собор», напечатанной «с соизволения Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича»: «В пещерном храме всюду напоминание о Преподобном.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Митрополит Санкт-Петербурзький і Ладозький Володимир очолив засідання Опікунської ради Феодорівського собору 15 жовтня 2011 р. 15:35 14 октября 2011 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир возглавил заседание Попечительского совета Феодоровского собора в Петербурге, сообщает «Вода живая» . В заседании приняли участие председатель комитета Государственной Думы РФ по связям с религиозными объединениями и общественными организациями С.А. Попов , князь Дмитрий Романов с супругой, вице-губернатор Санкт-Петербурга И.М. Метельский, спикер Законодательного собрания Санкт-Петербурга В.А. Тюльпанов, представители Министерства культуры РФ и правительства северной столицы. Члены Попечительского совета и участники совещания ознакомились с ходом реставрационных работ, побывав на стройплощадке дома причта, в верхнем и нижнем храмах собора. Впервые был продемонстрирован восстановленный интерьер нижнего этажа собора. Его алтарную часть расписывает известный иконописец архимандрит Зинон (Теодор). Пол в центре храма выложен из черного и белого мрамора, образуя лабиринт, символизирующий человеческий поиск Бога. Также в ходе заседания было отмечено, что из городского бюджета в 2007-2011 гг. на реставрацию святыни было выделено 107 млн. 62 тыс. рублей. В следующем году из бюджета города предполагается выделить 17 млн. рублей на реставрацию каменной ограды, здания котельной, малой мозаичной иконы над входом в собор и на монтаж майоликовой иконы Феодоровской Божией Матери. Феодоровский собор был возведен в 1913 году по проекту Степана Кричинского к празднованию 300-летия Дома Романовых. Освящен в присутствии царской семьи в 1914 году. Нижний храм назван в честь святых Александра Невского и Марии Магдалины — небесных покровителей императора Александра III и его супруги императрицы Марии Федоровны. Собор строился как символ единения двух российских столиц. Приезжающих на Николаевский (ныне Московский) вокзал почти 20 лет встречали его золоченые купола. Около собора находилась частично сохранившаяся до нашего времени кирпичная стена, стилизованная под кремлевскую. В 1932 году был превращен в молокозавод и перестроен, купола снесли. В течение десятилетий здание обрастало пристройками промышленного назначения и к моменту возвращения Церкви в 2005 году было доведено до крайней степени запущенности. В 2006 году был создан Попечительский совет собора, который возглавил председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ Б.В. Грызлов . Реконструкция храма началась в 2007 году. Завершение реставрационых работ планируется в  2013 году к 400-летию Дома Романовых и столетнему юбилею храма. Патриархия.ru Календарь ← 28 квітня 2024 р. 16 квітня 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1649446...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 16 ноября 2007, 22:55 15 ноября в Государственном музее истории религии состоялось открытие выставки «Петербург религиозный. Связь времён…». Выставка приурочена к юбилею музея, которому в 2007 году исполняется 75 лет. Главная идея выставки состоит в том, что Санкт-Петербург представляет из себя уникальное культурно-историческое пространство, в котором разные религии и национальности, культуры и традиции мирно соседствуют друг с другом в атмосфере взаимной терпимости и мира. 14 ноября 2007, 18:42 С конца октября 2007 года священник Алексей Полиско является главным редактором «Радио Мария» в Петербурге. В экскюзивном интервью " Воде живой " он рассказывает о своей работе, о планах по развитию радио и о христианском просвещении в современной России. 14 ноября 2007, 00:31 Выставка «Петербург религиозный – связь времен» откроется 16 ноября в Государственном музее истории религии. В разработке проекта принимали активное участие Санкт-Петербургские Духовные Академия и Семинария, а также католическая, лютеранская, армяно-григорианская, старообрядческая и буддистская общины Петербурга, а также Отдел по связям с религиозными организациями администрации губернатора. 6 ноября 2007, 12:11 4 ноября, в рамках своего официального визита в Петербург, спикер Госдумы РФ Борис Грызлов посетил Феодоровский собор в Петербурге. Являясь председателем Попечительского совета по восстановлению храма, Борис Грызлов регулярно навещает собор и следит за ходом восстановительных работ. На этот раз он впервые посетил нижний храм соборного комплекса, освященный в честь святого благоверного князя Александра Невского и святой равноапостольной Марии Магдалины.

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=5&ta...

– Известна особая роль Николая II в прославлении преподобного Серафима Саровского, его помощь монастырям и миссионерским обществам, православным братствам. Какой была его деятельность в церковной сфере, насколько обоснованы упреки Николаю II в затяжке созыва Церковного Собора? – Николай II принял самое активное участие не только в прославлении преподобного Серафима Саровского, но и в целом ряде канонизаций, которыми отмечено его царствование. Канонизации были очень редки в синодальный период. За весь XIX век до Николая II наверное было только две канонизации: Митрофана Воронежского при Николае I и Тихона Задонского при Александре II. А вот при Николае II канонизации шли одна за другой, причем некоторые из них преимущественно под влиянием монарха. Николай II много делал для строительства церквей, монастырей для поддержки и расширения сети церковно-приходских школ, которые были важным звеном начального народного образования в Российской империи. Упреки Николая II в задержке созыва церковного собора совершенно необоснованны, потому что именно Николай II был инициатором созыва собора, без него об этом вообще никто не посмел бы заговорить. Еще в 1904 г. Николай II написал письмо Победоносцеву, в котором говорилось, что церковные вопросы должны решаться церковными соборами. Это письмо, конечно, стало известно, и со стороны епископата появились ответные инициативы. Но обстановка была смутная, и мы знаем, что и сам собор 1917 г. в своем начале был если не красным, то по крайней мере розовым. И поэтому Николай II, который понимал, что в данных условиях собор не принесет желаемых плодов, решил отложить созыв собора. – На эмоциональном уровне Николаю II были близки проявления допетровской Руси в искусстве, в обычаях и даже в политической жизни. В какой мере его ценностные ориентиры совпадали с взглядами современной ему политической элиты? Какой отклик в обществе получало стремление Николая II к возврату к духовным и политическим традициям Святой Руси? – Николай II не только на эмоциональном уровне любил допетровскую Русь, он был один из самых глубоких ценителей древнерусской иконы и много содействовал интересу к иконе в обществе. Он был инициатором реставрирования древних икон и строительства новых храмов в настоящем древнерусском, а не неорусском, как прежде, стиле и росписи этих храмов в соответствующем стиле XVI века. Можно назвать такие храмы как Феодоровский Государев собор в Царском селе и храм святителя Алексия в Лейпциге, построенный к столетию Битвы народов в 1913 г.

http://pravoslavie.ru/31205.html

В то же время доступ в храмы, находящиеся в ведении музеев (и речь не только об Исаакиевском соборе, а и о Благовещенской церкви, где расположен до сих пор музей городской скульптуры) оказывается ограничен. Плата за вход не такая уж низкая. Далеко не каждый горожанин и турист в состоянии позволить себе оплатить вход и полюбоваться  творениями известных зодчих. Не говоря уже о том, что для иностранных туристов плата за вход выше, нежели для российских посетителей. Кроме того, в Церкви имеется опыт создания при храмах, имеющих особый историко-культурный статус, церковных музеев в форме частных негосударственных учреждений культуры, на которые возлагаются экскурсионно-просветительские функции. После передачи Церкви Исаакиевского собора возникнут проблемы с обеспечением сохранности здания? — В нашей епархии десятки примеров храмов, которые возвращались в плачевном состоянии и реставрировались силами прихода и благотворителей на высочайшем уровне. Например, Феодоровский Государев собор в Царском Селе.  Настоятель собора Епископ Царскосельский Маркелл всегда с гордостью показывает пещерную (нижнюю) церковь в честь преподобного Серафима Саровского, которую восстановили очень скрупулезно: если храм был расписан фресками, то воссоздавали их узор в узор, точно восстанавливали обитый басмой иконостас, ткани для обивки стен заказывались на мануфактуре и т.д. А храм был передан в чудовищном состоянии. Таких примеров много – Александро-Невская Лавра, храм Рождества святого Иоанна Предтечи («Чесменский»), Вознесенский (Софийский) собор в Царском Селе, храм святого пророка Илии на Пороховых, Благовещенская церковь на Приморском проспекте и другие. Важно отметить, что никто не собирается отказываться от помощи профессионалов. В Церкви понимают, что Исаакиевский собор — это уникальный памятник архитектуры, что там присутствуют самые разные образцы пластического искусства, требуется особое внимание специалистов. Кроме того, в епархии имеется должность древлехранителя, профессионала со штатом сотрудников, отвечающих за реставрацию и сохранение памятников. При необходимости будут привлекаться организации, специализирующиеся на тех или иных вопросах, связанных с сохранением и использованием собора как объекта культурного наследия. И, безусловно, высококлассные специалисты и музейные работники, которые посвятили свою жизнь Исаакиевскому собору, будут востребованы и в условиях действующего храма.

http://pravmir.ru/5-voprosov-o-peredache...

Второй план в иконах обычно — символический. Хотя, как правило, он присутствует в праздничных иконах, сложность иконографии, в которой надо отразить единство подвига, царское достоинство и семейные узы изображаемых, требует вспомогательных символических знаков. Поэтому имеет смысл фигуру Hukoлaя II вписать в изображение храма — так часто на иконах изображается Христос («Уверение Фомы»), Богородица («Благовещение») и любой царь, даже злодей (например, Ирод на фреске «Избиение младенцев» в монастыре Хора), потому что всякий царь является образом своего царства. Храм — это образ телесной храмины государя, мистически вбирающей в себя весь собор подданных, за которых он пострадал и теперь молится на небесах. На иконах, чтобы подчеркнуть особую соединенность святых с центральным образом, позади них помещаются архитектурные пристройки, ритмически и композицюнно с ним связанные. Думается, что здесь это тоже уместно: символ храма приобретает тогда новое значение — семейного собора. Чтобы придать иконе еще один, экклезиологический смысл, с двух сторон от храма можно изобразить поклоняющихся архангелов Михаила и Гавриила с покровенными в знак благоговения руками. Его архитектура, как бы продолжающая фигуры предстоящих царя, царицы и их детей, становится образом Престола Уготованного, Церкви будущего века, возрастающей и укрепляющейся на крови мучеников. Нередко на иконах архитектура второго плана предстает узнаваемой (например, святая София в «Покрове»). В новой иконографии следовало бы изобразить не храм Христа Спасителя, как на одной из существующих икон, а Феодоровский Государев собор в Царском Селе. Этот собор строился государем на свои средства, был молельным храмом его семьи и в архитектурном замысле воплотил представления Hukoлaя II о Святой Руси и соборной государственности, возродить которую он стремился. Кроме того, поскольку в самом архитектурном образе этого храма заложена и даже нарочито подчеркнута идея соборности, то он очень естественно вписывается в художественно-символическую структуру иконы.

http://pravmir.ru/voprosy-ikonografii-sv...

А уже 11 февраля 1908 года митрополит Антоний (Вадковский) служил молебен перед открытием Всероссийского Съезда Союза Русского Народа. После молебна в ответ на благодарность владыка облобызал Дубровина и сказал: " Призываю благословение Божие на великое дело Союза Русского Народа, установить мир и тишину в нашей дорогой Родине, о чем ежечасно молит Святая Церковь " . Именно на этом съезде по инициативе Дубровина было принято официальное решение начать сбор средств среди союзников для строительства в Петербурге храма-памятника в честь 300-летия Дома Романовых. Достойно внимания, что митрополит Антоний не только поддержал инициативу Союза и благословил проводить ежегодно в день Покрова кружечный сбор по всей Империи, но и лично представил этот проект Государю, который одобрил идею, что помогло преодолеть всевозможные бюрократические препоны. Однако болезнь и смерть митрополита Антония, а также распри в руководстве Союза Русского Народа привели к тому, что первоначальный проект был изменен и строительство храма пошло по-другому. В итоге вместо монархического храма-памятника - символа верноподданничества Русского народа Династии Романовых был построен величественный собор, ставший обычным монастырским подворьем. Феодоровский собор за Николаевским вокзалом (до сих пор, кстати, не переданный Церкви) стал подворьем Феодоровского Городецкого мужского монастыря Нижегородской епархии (того самого, где пребывала чудотворная икона Феодоровской Божией Матери, которую после упразднения обители перенесли в Ипатьевский монастырь в Костроме, где ею благословили на Царство боярина Михаила Романова). НА ОСТРИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ 10 января 1908 года накануне февральского съезда Союза Русского Народа, на котором планировалось принять решение о строительстве союзного храма-памятника, Александр Иванович посетил Кострому. Целью поездки была не только встреча с костромскими союзниками. Прямо с вокзала Дубровин поехал поклониться чудотворному образу Феодоровской Божией Матери, затем нанес визиты губернатору А.П.Веретенникову, епископу Костромскому и Галичскому Тихону (Василевскому) и викарному епископу Кинешемскому Никандру (Феноменову). А вечером состоялась торжественная встреча лидера Союза с местными союзниками. Дубровина приветствовали речами почетный председатель Костромского отдела Союза Русского Народа владыка Никандр, председатель К.А.Русин, товарищ председателя В.А.Всеволожский и будущий редактор " Русского знамени " Н.И.Еремченко. В ответной речи Дубровин сказал: " Я явился сюда к вам в Кострому, влекомый какой-то неведомой силой. Меня тянуло сюда и тянуло, главным образом, после того, как мы решили построить храм во имя Феодоровской Божией Матери в память 300-летия царствования Дома Романовых. Войдя в собор, я понял, что Сама Владычица привела меня в Кострому поклониться Ей. Да будет же мне Она руководительницей при служении Царю и Русскому Народу " .

http://ruskline.ru/analitika/2006/03/04/...

Здания Феодоровского корпуса, находящееся в юго-восточном углу монастырского каре; Просфорного и Семинарского корпусов, Митрополичий дом построены в середине XVIII века М. Д. Расторгуевым. Юго-западная и северо-западная угловые башни, возведенные в 1772 – 1774 годах, повторили формы Благовещенской и Феодоровской церквей. В начале XX века на территории Лавры размещалось 16 церквей. На протяжении двух столетий в храмах лавры хоронили царских особ и виднейших государственных и церковных деятелей. C 1920 года до сих пор весь ансамбль находится под охраной государства как памятник архитектуры. Несмотря на это, в 1931 – 1936 годы, когда были закрыты все храмы Лавры, во многих зданиях комплекса обосновались различные мастерские, разгрому подверглась Духовская церковь. После многочисленных ходатайств верующих города Свято-Троицкий собор был возвращен Православной церкви в 1955 году, реставрирован и вновь освящен 12 сентября 1957 г. в день Святого князя Александра Невского. Только в 1985 году возобновились богослужения в Никольской церкви. В 1991 году городские власти приняли решение о постепенном возвращении епархии всего комплекса лавры. С 1996 года началась поэтапная передача храмов и построек Лавры Санкт-Петербургской епархии. Тогда же в стены митрополичьего корпуса вернулось Епархиальное управление, восстанавливается келия духовника лавры преподобного Серафима Вырицкого, Духовской, Просфорный и Феодоровский корпуса. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в Санкт-Петербурге, в конце Невского проспекта, при впадении Черной речки в Неву, на том месте, где, как полагают, великий князь Александр Невский в 1240 году одержал знаменитую победу над шведами. Основана в 1710 году императором Петром Великим; в 1797 году возведена на степень лавры. Середину лавры занимает Свято-Троицкий собор. Первоначальное основание его положено в 1716 году императором Петром I. В 1753 году собор был окончен, но вскоре замечены были трещины в стенах и, по Высочайшему указу императрицы Елизаветы Петровны, через 2 года храм был разобран до фундамента. В 1776 году императрица Екатерина II именным указом повелела построить соборную церковь по проекту архитектора Старова и под наблюдением архиепископа (впоследствии митрополита) Гавриила.

http://sobory.ru/article/?object=01557

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010