Кострома. Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле. Успенский собор /// Объект утрачен Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Главный соборный храм в честь Успения Божией Матери с приделом св. вмч. Федора Стратилата, летний, каменный, древней архитектуры. Основан в конце XIII века повелением Костромского князя Василия Ярослав. Квашни, вскоре после явления Феодоровской чудотворной иконы Божией Матери. Построение Успенского собора стоит в связи с явлением Феодоровской иконы Божией Матери. Время явления св. иконы устанавливается не ранее 1259 г. (первый год удельного княжения Василия), а время постройки каменного соборного Успенского храма не позднее 1274 г. (последний год княжения Василия). В течение шести веков соборный Успенский храм неоднократно был перестраиваем, расширяем и видоизменяем изнутри и извне, настоящий вид его удерживает стиль храмов XVII в., но не есть вид первоначального его состояния. В конце XVIII столетия, после пожара 18 мая 1773 г., Успенский собор был возобновлен повелением императрицы Екатерины II, на что было отпущено из Государственной коллегии экономии 12000 руб. Это последняя капитальная перестройка храма. Особый придел при Успенском храме в честь вмч. Федора Стратилата устроен в XVII в. по грамоте митрополита Сарского, данной в 1666 г., а ранее, по предположению, престол во имя Федора Стратилата был в одном из предалтарий храма. В 1835 г. Феодоровский придел распространен в длину прикладкою к придельной наружной каменной стене во всю длину западной стены главного Успенского храма. «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г. Древнее предание относит время построения каменного Успенского собора к XIII веку, когда удельный костромской князь Василий Ярославович (младший брат святого равноапостольного князя Александра Невского) стал великим князем владимирским. Как писал в начале XX века историк П.С.Троицкий, «к устроению нового каменного дорогого храма (каменные храмы были тогда очень редки) условия благоприятствовали князю как нельзя лучше.

http://sobory.ru/article/?object=23506

Кафедральный собор Христа-Спасителя (Рождества Христова) : Гвоздь Креста Господня, свт. Филарет Московский, свт. Иоанн Златоуст (?) (глава), мц. Евфимия Всехвальная (десница). Богоявленский (Елоховский) собор : свт. Алексий Московский (XIV в.), «Московская-Казанская» икона Божией Матери, Апостол Андрей (десница). Успенский собор Кремля (паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно): свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские, оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери. Архангельский собор Кремля : муч. царевич Димитрий Угличский, Михаил Черниговский и боярин Феодор, благ. кн. Иоанн Калита, Димитрий Донской, Евфросиния Московская, Димитрий Угличский (другой), благ. царь Феодор Иоаннович, икона Божией Матери «Благодатное Небо», икона Архангела Михаила. Благовещенский собор Кремля: преп. Григорий Декаполит (рука), иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Всемилостивый Спас». Храм Покрова «на рву» (Василия Блаженного): блаж. Василий и Иоанн Большой Колпак, Московские (XVI в.). Храм Свт. Николая «в Толмачах» (при Государственной Третьяковской Галерее): оригинал «Владимирской» иконы Божией Матери. Государственная Третьяковская Галерея : оригиналы «Троицы» Андрея Рублева и икон Божией Матери «Донская», «Ярославская», «Пименовская» и «Гребневская», иконы Божией Матери «Московская-Иверская» (из часовни у Воскресенских ворот), «Успение Пресвятой Богородицы – Свенская», «Благовещение Пресвятой Богородицы – Устюжская», «Любятовская» и др., чудотворный «Дмитровский» крест. Музей Древнерусской культуры им. Андрея Рублева : «Волоколамская-Владимирская» икона Божией Матери. Храм Свт. Николая «в клёниках»: прав. Алексий Московский (ХХ в.), «Феодоровская» икона Божией Матери. Покровский храм на Лыщиковой горе : свящ. исп. Роман (Медведь) (ХХ в.), икона «Покров Пресвятой Богородицы». Рождество-Богородицкий храм в Старом Симонове (бывший Симонов монастырь): преп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя (мощи под спудом, обозначены символической ракой), «Тихвинская» икона Божией Матери. Казанский храм в музее-заповеднике «Коломенское»: оригинал «Державной» иконы и «Казанская» икона Божией Матери. Никольский храм в Хамовниках: икона Божией Матери «Споручница грешных».

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 11, 2009 год ДУХОВНАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ РОМАНОВЫХ Феодоровский Государев собор — единственный в России, имеющий второе, «титулованное» название. Вместе со статусом собора он получил царский титул в 1914 году постановлением совета военно-морского духовенства. Тем самым подчеркивалось, что это «духовная резиденция» семьи Романовых. Построение у Феодоровского собора Новый собор предназначался для Его Императорского Величества конвоя и Сводного пехотного полка. В конце 1908 года Николай II лuчho указал и отмерил шагами участок земли для постройки храма на поляне, прилегающей к парку неподалеку от Александровского дворца. По замыслу императора, храм на возвышенности должен был стать доминантой стилизованного под старину Феодоровского городка, построенного в начале ХХ века на месте воинских казарм. Проектировщиком был утвержден молодой архитектор Владимир Покровский. Он взял за образец Благовещенский собор Московского Кремля в его изначальном виде, без переделок XVI века. В то же время его трактовка древнего зодчества отличалась свободой и творческим поиском. Белокаменный златоглавый храм, увенчанный мощным крестом, воплотил державную силу и величие монархической России. Основные средства для постройки собора (150 000 рублей) внесла царская чета. Собор был освящен 20 августа 1912 года в высочайшем присутствии протопресвитером военного и морского духовенства Георгием Шавельским. С тех пор храм стали называть «приходом семьи императора». Пребывая в Царском Селе, августейшая семья посещала его, не пропуская праздничные и воскресные дни. Перед важными делами государь вместе с семьей обязательно посещал собор. Император Николай II yчacmbyem в закладке Феодоровского собора. 1909 год Прибытие Романовых происходило так: на боковом подъезде их встречал полковник-ктитор, у входа — дворцовый комендант. Они проходили на правый клирос, дворцовый комендант следовал позади и занимал место впереди казаков и нижних чинов.

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/11/6...

Всероссийский фестиваль «Александро-Невский хоровой собор», посвященный 800-летию со дня рождения благоверного князя, прошел в Городце 13 сентября 2021 г. 14:07 10-12 сентября 2021 года в Городецкой епархии прошел Всероссийский фестиваль хорового исполнительского мастерства «Александро-Невский хоровой собор», приуроченный к празднованию 800-летия со дня рождения благоверного великого князя Александра Невского. Участие в фестивале принимали: капелла мальчиков и юношей им. А. Жуковского и камерный мужской хор «Классика» (г. Иваново); Академический хор ННГУ имени Н.И. Лобачевского и Академический хор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (Нижний Новгород); мужской хор «Ярославский спев» (г. Ярославль); хор «Соколята» (г. Рыбинск); мужской камерный хор Карельской государственной филармонии (г. Петрозаводск); хор мальчиков и юношей г. Конаково (Тверская область). В их исполнении прозвучали произведения в жанрах духовной, народной и академической музыки. 10 сентября в Городецком Феодоровском мужском монастыре, где Александр Невский принял монашеский постриг и окончил жизнь, торжественную церемонию открытия фестиваля возглавил епископ Городецкий и Ветлужский Августин . В рамках фестиваля состоялся круглый стол «Александро-Невский хоровой собор как духовно-певческое движение. Осмысление, итоги, перспективы» для руководителей хоровых коллективов. Его работу возглавили владыка Августин и заслуженный работник культуры России, почетный работник высшего профессионального образования РФ профессор Е.Н. Бобров. Младший состав фестиваля принял участие в комплексной воспитательно-образовательной программе «Урок мужества " Живи как Невский " ». Данный проект уже несколько лет проводится миссионерским центром Феодоровского монастыря и направлен на воспитание подрастающего поколения при поддержке Фонда президентских грантов. 11 сентября концерты хоровых коллективов прошли на сценических площадках ряда городов. На концерте в Городце присутствовал советник губернатора Нижегородской области С.А. Горин, который обратился к собравшимся с приветственным словом. В день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи песнопения за архиерейским богослужением в Феодоровском соборе Городца исполнил хор мальчиков и юношей г. Конаково. 12 сентября, в день закрытия фестиваля, после архиерейской Литургии все коллективы приняли участие в заключительном концерте, торжественная часть которого прошла на центральной площади Городца у вечного огня. Участники фестиваля возложили цветы к мемориалу Победы. Фестиваль проводится при поддержке правительства Нижегородской области, Фонда президентских грантов, Духовно-просветительского центра им. Александра Невского Городецкой епархии и администраций Городецкого, Семеновского, Сокольского, Ковернинского муниципальных районов. Городецкая епархия /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5842591.ht...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie I Всемирный Русский Народный Собор Российская соборная мысль. 26-28 мая 1993 года По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 26 мая 1993 года в Москве в Даниловом монастыре открылся I Всемирный Русский Народный Собор. Инициаторы созыва Собора: Всемирный русский конгресс, Центр " Русская энциклопедия " , издательство " Роман-газета " , Марфо-Мариинское православное сестричество Феодоровской иконы Божией Матери, Конфедерация беженцев и вынужденных переселенцев, Русская община Таджикистана и другие общественные организации. С приветствием к Собору обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в частности отметивший, что " Русская Православная Церковь была и будет оставаться силой, способствующей становлению национального духа России, созидающей ее духовную культуру, заботящейся о ее единстве и целостности как национально-государственного организма. Любовь к Родине — патриотизм — изначала благословлялся Церковью... " Со вступительным словом к участникам Собора обратился профессор В.Н.Ганичев, огласивший его главные цели: проанализировать потери и обретения в важнейших сферах жизни, определить главнейшие цели и ценности русского национального бытия, заявить о понимании русскими своей роли в мировой истории, наметить пути укрепления единства русского народа, защиты прав и интересов соотечественников, установления на российской земле гражданского мира, межнационального и внутринационального согласия. В работе Собора приняли участие ведущие специалисты разных стран в области философии, богословия, культуры, образования, экономики и экологии, а также видные общественные деятели. Собор работал три дня и принял несколько резолюций: " Пути и цели духовного возрождения России " , " О русской национальной школе " , " О русской нации " , " О защите и возрождении русского языка " , " О возвращении русским их национальных святынь " и другие. Подпишитесь на наш телеграм канал, чтобы быть в курсе актуальных новостей и статей! © 2024 ОВЦС МП Обратная связь

http://mospat.ru/archive/86477-i-vsemirn...

Закрыть «Торжественный народный собор «Александр Невский – солнце земли русской»» 27.11.2020 595 Епархиальные Рождественские образовательные чтения Городецкой епархии — «Торжественный народный собор „Александр Невский — солнце земли русской“». VI Рождественские Чтения посвящены святому благоверному великому князю Александру Невского, который 27 ноября 1263 года принял схиму и окончил свой земной путь на Нижегородской земле, в Городецком Феодоровском мужском монастыре. Александр Невский — это собирательная, организующая, направляющая, священная личность для нашего народа. Его земная жизнь, наполненная деяниями самоотверженного и жертвенного служения, является ярким примером мудрого правителя, непобедимого воина, тонкого дипломата, прекрасного семьянина, защитника Церкви, монаха и святого. На протяжении 760 лет совершается почитание Александра Невского в нашем Отечестве. Примечательно, что 2021 год ознаменован в России уникальным событием — 800-летием со дня Рождения великого правителя. Возглавит конференцию епископ Городецкий и Ветлужский Августин. Участники конференции: руководители отделов Городецкой епархии, представители Правительства Нижегородской области и Администраций муниципальных районов, общественные деятели, руководители общественных организаций и движений. В конце встречи епископ Городецкий и Ветлужский Августин даст старт Всероссийской патриотической онлайн-акции «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ПОМНИМ. ВЕРИМ. ЧТИМ». Сегодня важно восстановить и сохранить традиции воспитания на примерах эталонов личностей, внесших значимый вклад в Победы прошлого! Данной конференцией Городецкая епархия дает отчет святому князю Александру в том, что его дело продолжает жить! Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/video/2020/11/27/torz...

Храм Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт- Петербурге будет восстановлен к 400-летнему юбилею Дома Романовых. Санкт-Петербург, 1 февраля 2007 г. Храм Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт- Петербурге. Старое фото. 31 января в Законодательном собрании Петербурга состоялось совещание по вопросу восстановления храма Феодоровской иконы Божией Матери на Миргородской улице, включенного в перечень объектов культурного наследия федерального значения. «По масштабу восстановление этого храма для Петербурга сравнимо с возрождением храма Христа Спасителя в Москве», - отметил спикер петербургского парламента Вадим Тюльпанов. Он добавил, что на сегодняшний день существуют два источника финансирования проекта восстановления храма. Из федерального бюджета выделено 9,6 млн. рублей, в том числе 2 млн. - на разработку проектной документации по восстановлению, а 7,6 млн. рублей - на производство первоочередных противоаварийных и ремонтно-реставрационных работ. 20 млн. рублей поступит из бюджета Петербурга по линии городского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии . На подготовку проектно-сметной документации, по словам В.Тюльпанова, потребуется около 40 млн. рублей, а на строительство и восстановление всего комплекса сооружений необходимо около 1 млрд. рублей. Собор Феодоровской иконы Божией Матери был возведен к трехсотлетию царствования Дома Романовых. Победителем конкурса на проект собора стал один из наиболее авторитетных архитекторов России начала XX века Степан Самойлович Кричинский, который является также автором мечети на Петроградской стороне. Данный факт является своеобразным символом веротерпимости. Феодоровский собор был построен из железобетона на всенародные пожертвования - пятьсот тысяч рублей. Это величественный пятикупольный храм на три с половиной тысячи человек высотой сорок восемь и площадью триста пятьдесят квадратных метров. Собор повторял контуры ростовских церквей XVII века - эпохи воцарения Дома Романовых.

http://pravoslavie.ru/20647.html

Богоявленский (теплый) собор был заложен в 1776 г. Строил храм выдающийся зодчий Костромского края С.А. Воротилов. Богоявленский собор - одноглавый, одноабсидный, четырехстолпный, с примыкающей к нему с запада величественной четырехярусной колокольней - был освящен в декабре 1790 г. В 1866-1868 гг. к собору пристроили два придела: правый - в честь Феодоровской иконы Божией Матери, св. блгв. князя Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца, левый - в честь Боголюбской иконы Божией Матери и св. мученика Платона. В 1876 г. в соборе погребен один из его священников - П.Ф. Островский, выдающийся историк-краевед, дядя драматурга А. Н. Островского. В кон. 70-х гг. XIX в. в подклете собора устроили архиерейскую усыпальницу, в которой погребены: епископ Платон (Фивейский; + 1877 г.), епископ Игнатий (Рождественский; + 1883 г.), епископ Виссарион (Нечаев; + 1905 г.) Богоявленский собор закрыт в ноябре 1929 г. Взорван летом 1934г. Костромской кремль на протяжении веков являлся административным и архитектурным центром Костромы. Изучением его истории костромские краеведы уже занимались. Наиболее значительными представляются исследования П. Островского и И. Баженова, опубликованные в дореволюционный период. Некоторые сведения по данной теме имеются в работах советских историков-краеведов. Однако в документальных фондах Костромских архивохранилищ и, особенно, в документах Государственного архива Костромской области имеется немало ценных и интересных сведений по истории костромского кремля, еще не опубликованных и не изученных. Так, в 1976 г. в фонде Губернской ученой архивной комиссии было выявлено неизвестное костромским историкам и краеведам описание кремля, составленное в 1679 г., интереснейший документ XVII в. Существует мнение о том, что уже первоначальное поселение, находившееся на территории теперешней Костромы, имело деревянные укрепления: стены и рвы. В 1237 г. татарские полчища хана Батыя, разгромив многие города Владимиро-Суздальской земли, дотла сожгли и Кострому.

http://sobory.ru/article/?object=35077

Нижняя, Благовещенская церковь освящена 25 марта 1725 года. С самого начала Благовещенская церковь служила усыпальницей членов царской семьи и знаменитых государственных деятелей России. Среди каменных плит пола примечательна надгробная плита за левым клиросом церкви с лаконичной надписью " Здесь лежит Суворов " , сочиненной Г. Р. Державиным. Другие захоронения XVIII и XIX веков в этой церкви отмечены надгробиями работы И. П. Мартоса, Ф. Г. Гордеева и других ваятелей. В конце XVIII века к южной стене, у алтаря, была пристроена " палатка " - сводчатая усыпальница - для переахоронения в ней праха графа И. И. Шувалова, И. И. Бецкого, А. А. Нарышкина, А. А. Вяземского и А. А. Безбородко. В 1818 - 1821 годах в Благовещенской церкви были произведены существенные перестройки в связи с расширением Духовского корпуса; тогда же, в 1821 году по проекту лаврского архитектора В. П. Петрова были сооружены каменные ворота с колоннами для проезда в церковь со стороны реки Монастырки. В 1833 году изменилось внутреннее убранство церкви, а в 1838 году был произведен ее капитальный ремонт, и она была вновь освящена. В первые послереволюционные годы в Благовещенской церкви продолжали совершаться богослужения. В 1922 году из неё изъяли церковные ценности. В феврале 1933 года церковь была закрыта; при этом нижнюю церковь передали " музею-некрополю " , а верхнюю в 1935 году разделили межэтажными перекрытиями. С 1948 – 1949 годов оба этажа здания заняты экспозицией Музея городской скульптуры. В 1988 году начата комплексная реставрация Благовещенской церкви – старейшей из сохранившихся каменных церквей Петербурга. Композиционным ядром ансамбля является Троицкий собор - значительнейшее сооружение раннего классицизма, одно из немногих культовых сооружений этого стиля. Величествен видимый издалека со стороны Невы силуэт храма с его могучим куполом и двумя симметричными звонницами. Место для него было выбрано Доменико Трезини в составленном им первоначальном проекте лавры. Первое здание этого собора, построенное архитектором Т. Швертфегером, не сохранилось. Законченную постройку пришлось разобрать до " подошвы " из-за трещин в сводах. Современный храм возведен в 1776 – 1790 годах по проекту и под наблюдением архитектора И. Е. Старова. Скульптурное убранство храма создано скульптором Ф. И. Шубиным. Благородные архитектурные формы собора нисколько не нарушили барочного стиля фасадов монастырских корпусов. Мощный купол храма, поднявшийся вместе с двумя колокольнями над монументальным шестиколонным портиком, удачно завершил формирование всего ансамбля. С Духовским и Феодоровским корпусами собор связали две дугообразные галереи, прорезанные широкими арками проходов. Собор после постройки не раз подвергался ремонту, но его внутренний вид при этом не менялся. Только в 1862 году П. С. Титов заново расписал его по эскизам академика Ф. Г. Солнцева.

http://sobory.ru/article/?object=01557

В 1993 году городские власти приняли решение о перебазировании молокозавода и передаче Фёдоровского храма епархии. В том же году, не дожидаясь полной передачи здания храма, рядом соорудили и 28 марта 1998 года освятили храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских. Очередной знаковой вехой в истории прихода стали события августа 2005 года, когда молокозавод " Петролакт " был наконец выселен из здания собора, уступив место приходской общине. В воскресенье 7 августа приходская община крестным ходом после литургии в храме Новомучеников и Исповедников Российских вступила на порог осквернённого храма, где была зажжена первая лампада. Ещё через три недели, 28 и 29 августа - в праздник Успения и Фёдоровской иконы Божией Матери, там же, впервые после 73-летнего перерыва состоялась Божественная литургия. Храм возвращён в ведение епархии в августе 2005 года. С конца 2006 года попечительский совет храма возглавил Борис Грызлов, являвшийся на тот момент председателем Высшего совета партии " Единая Россия " и председателем Государственной Думы РФ. Масштабная и комплексная реставрация собора под эгидой попечительского совета началась в июне 2007 года с демонтажа заводских пристроек окруживших собор почти по всему периметру. Затем начался демонтаж межэтажных перекрытий, а вслед за этим полномасштабные реставрационные работы по всему собору. 27 марта 2011 года завершена реставрация колокольни, на которую подняли точную копию колокольного набора начала XIX века. 9 из 11 колоколов - именные. Они названы в честь царских особ. Самый большой, девятитонный, носил имя " Михаил-Николай " - в честь Михаила Фёдоровича, первого из династии Романовых, и Николая II, последнего царя этой же династии. На колоколах отлиты изображения старинных гербов. Там же славянской вязью выполнены цитаты из молитв и Священного писания. 28 апреля 2013 года было завершено воссоздание мозаики образа Спасителя над парадным входом в собор. Все работы в храме были завершены в 2013 году, к 100-летию со дня его возведения и 400-летию дома Романовых.

http://sobory.ru/article/?object=01673

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010