1227 г. Умирает Стефан Первовенчанный. Но при смерти Савва успел его постричь в монахи. После торжественных похорон в Студенице, через некоторое время, его мощи перенес в Жичу. На престол восходит Радослав, сын Стефана Первовенчанного. 1229 г. Савва отправился на Святую землю. Посетил Иерусалим, встретился с патриархом Афансием. Поднялся на Голгофу. Был в Вифлееме, где для церкви Рождества Христова оставил значительное пожертвование. Возвращается в Иерусалим. Посетил Сион. Посетил Иверский монастырь, где служил на месте Честного древа. Обошел дом и церковь пророка Захарии. Побывал в доме родителей Богородицы и церкви Святого Михаила. Отправляется в Гефсиманию, и на гробе Богородицы совершил службу. Отправился на Елионскую гору и там служил. Посетил Галилею и Вифанию. Постелил уединенное место, где Христос постился 40 дней. Отбыл в Иордан. Вернулся в Иерусалим, отбыл в лавру Святого Саввы Освященного, где посетил Иверский монастырь и русский монастырь Святого Михаила. Обошел все монастыри возле Содомского моря. Вернулся в лавру Святого Саввы Иерусалимского. Посетил лавру Святого Евфимия. Прошел Вифлеемскую и Иорданскую пустыни и всю Палестину. Отправился в Назарет, откуда посетил Гору Фавор. Из Назарета пришел в Акон и побывал в монастыре Святого Николая. Оправившись в Анатолию, установил контакт с византийским царем Иоанном Ватацем. Возвращается на Святую Гору и посещает Карею и протат, свое отшельническую келью, монастырь Ватопед и некоторое время остается в Хиландаре. Продолжает путь в Солунь, где поклонился гробу Святого Димитрия, а потом встречается с царем Феодором (тестем короля Радослава). Из Солуня возвращается в Сербию, где был встречен с великими почестями. В течение всех путешествий выхлопотал еще одно важное решение для Сербской церкви. Встретившись с царем Иоанном Ватацем в присутствии царицы, престолонаследника Феодора и патриарха Германа, по причине вторжения турок, получает согласие от патриарха, что будущие сербские епископы будут сами себе выбирать архиепископа, и они сами будут его посвящать.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

3 (16) декабря. Пророка Софонии (605 г. до P. X.). Преподобного Саввы Сторожевского (1406 г.), ученика преподобного Сергия Радонежского. 4 (17) декабря. Великомученицы Варвары (ок. 306 г.). Преподобного Иоанна Дамаскина (около 780 г.). Святителя Геннадия, архиепископа Новгородского (1504 г.). 5 (18) декабря. Преподобного Саввы Освященного (532 г.). 6 (19) декабря. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских (около 345 г.). 7 (20) декабря. Святителя Амвросия, епископа Медиоланского (397 г.). Преподобного Нила Столобенского (1554 г.). 9 (22) декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». 10 (23) декабря. Святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1754 г.). II (24) декабря. Преподобного Даниила Столпника (около 490 г.) 12 (25) декабря. Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца (около 348 г.). 17 (30) декабря. Пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600 г. до P. X.). 19 декабря (1 января). Мученика Вонифатия (290 г.). Преподобного Илии Муромца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1188 г.). 20 декабря (2 января). Священномученика Игнатия Богоносца (около 107 г.) Праведного Иоанна Кронштадтского (1908 г.). 21 декабря (3 января). Святителя Московского Петра, всея России чудотворца (1326 г.). 22 декабря (4 января). Великомученицы Анастасии Узорешительницы (около 304 г.). 24 декабря (6 января). Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). 25 декабря (7 января). Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 26 декабря (8 января). Собор Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери Виленской-Остробрамской, именуемой «Трех радостей». 27 декабря (9 января). Апостола, первомученика и архидиакона Стефана (около 35 г.). Преподобного Феодора Начертанного, исповедника (около 840 г.). 28 декабря (10 января). Праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. 30 декабря (12 января). Святителя Макария, митрополита Московского (1563 г.). Январь 1 (14) января. Обрезание Господне. Святителя Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской (379 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   Священник, вонзая в него святым копьём с правой стороны, говорит: «И один из воинов копьём пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин.19:34). Диакон вливает в святую чашу вина 15 и воды, сказав прежде священнику: «Благослови, владыка, это соединение». И священник благословляет.    Потом, священник, взяв вторую просфору, говорит: «В честь и память преблагословенной, славной нашей Владычицы, Богородицы и Всегда-Девы Марии, ходатайством которой прими, Господи, эту жертву на Свой пренебесный жертвенник».    И, вынимая частицу святым копьём, полагает (её) с левой стороны святого хлеба. Потом, взяв третью просфору, говорит: (В честь и память) «честного, славного пророка, предтечи и крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостолов, святых священноначальников, отцов наших: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Афанасия, Кирилла, Николая Мирского, и всех святых священноначальников, святого апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников: Георгия, Димитрия, Феодора, и всех святых мучеников, благочестивых, богоносных наших отцов: Антония, Евфимия, Савы освященного, Онуфрия, Арсения, Афанасия афонского, и всех благочестивых, святых и безсребренников исцелителей: Косьмы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомеда, Фаллалея и Трифона, и прочих, святых и праведных богоотцов Иоакима и Анны, святого такого-то (дневного), и всех святых, молениями которых, Боже, призри на нас».    И так (как прежде), вынимая частицу, полагает её внизу, на левой стороне. Потом, взяв другую просфору, говорит: «За нашего архиепископа, такого-то, честное пресвитерство, Христово диаконство, и весь священнический чин, за память и отпущение грехов (достойных) всегдашней памяти владетелей этой святой обители (здесь священник поименно вспоминает и живых, и умерших, которых желает), и прости, человеколюбивый Господи, всем православным отцам и братиям нашим, усопшим с надеждою на воскресение и вечную жизнь в общении с Тобою». И так, вынимая частицу, полагает ее внизу, на левой стороне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3367...

В 1974 году здание обследовали и рекомендовали включить в список памятников архитектуры города. Но в конце 1977 года приступили к сносу храма. Уже в начале сноса стали выявляться следы первоначальной архитектуры здания. Первыми за сносимый храм вступились больные, лежавшие в клиниках. Рассказывают, что они окружили здание, не подпуская к нему рабочих. Потом вмешалась общественность, которая смогла приостановить это варварское разрушение. Однако апсиду и северную часть церкви (придел святой великомученицы Екатерины) все же успели разобрать. В таком изуродованном виде церковь простояла до 1990-х годов. В 1990 году Ученый совет 1-го ММИ им. И.М. Сеченова, по инициативе его ректора М.А. Пальцева, принял решение о передаче храмов клинического городка Русской Православной Церкви. Соответствующее распоряжение Правительства Москвы 1140- РП последовало 16 декабря 1991 года. Тогда же сотрудники института вошли в инициативные группы по созданию церковных общин при вновь открытых храмах. В феврале 1992 года, на праздник Сретения Господня, были возобновлены богослужения в южном приделе храма, освященном в честь святой великомученицы Екатерины. Благодаря помощи руководства и сотрудников ММА им. И.М. Сеченова были осуществлены первоначальные реставрационно-восстановительные работы. Поэтапно заново возвели апсиду, колокольню, шатровые главы, воссоздали разрушенную северо-восточную часть храма и оба крыльца. Восстановительные работы до 1998 года велись под руководством архитектора Н.Д. Недовича, а позже — В.Г. Шубиной. В 1997 году клинический городок праздновал свой вековой юбилей. 22 ноября 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил малое освящение храма Архистратига Божия Михаила. Святейший Патриарх выразил благодарность сотрудникам ММА им И.М. Сеченова за помощь в воссоздании храма и наградил ее ректора М.А. Пальцева орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени. После малого освящения работы по воссозданию храма не прекращались, и уже спустя 5 лет воссозданный храм мало чем отличался от первозданного, построенного А.М. Макеевым.

http://patriarchia.ru/db/text/5152048.ht...

В 1984 г., с началом осуществления по инициативе Н. Чаушеску плана по обширной реконструкции центра города, в районе, где располагался М.-В., было решено построить «Дом народа» (здание парламента Румынии). Церковь и строения Гос. архивов были предназначены под снос, однако вмешательство иерархов РумПЦ и ряда деятелей культуры спасло памятник. Было принято решение о перемещении церкви вместе с колокольней на 289 м к востоку от первоначального расположения. Работы (церковь и колокольня были перевезены по рельсам) были осуществлены под рук. инженера Э. Йордэкеску, спасшего т. о. и др. исторические памятники Бухареста. Церковь М.-В. была возвращена РумПЦ и открыта в 1994 г. Мон-рь Михай-Водэ. Фотография. 1985 г. Древние святыни монастыря, упоминаемые в патриаршей грамоте, не сохранились. Считается, что какую-то часть настоятели М.-В. могли перевезти в монастырь Симонопетра. В инвентарной описи, составленной во времена секуляризации (1865-1867), указаны ценные предметы: напр., перламутровый крест, 2 серебряных сосуда (один с вкладной надписью от Михая II Храброго, другой 1685 г.), потир 1625 г., серебряный позолоченный дискос и др. ( Ti a-Mircea. 2006. P. 21). В М.-В. над надгробной плитой Йоана, сына господаря Валахии Григоре I Гики (1660-1664, 1672-1673) находилось серебряное кадило. Оно было сделано в Брашове или Сибиу, стиль его украшений предвосхитил брынковянский стиль, на нем вычеканен валашский герб, аналогичный высеченному на надгробной плите Иоана. Некоторые надгробные плиты бояр XVII в. из М.-В. хранятся в Историческом музее Бухарестского муниципалитета, надписи на них были опубликованы Н. Йоргой ( Iorga. 1905. Vol. 1. Р. 257-258). В церкви сохранилась икона кон. XVII в. «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Особо почитается икона Божией Матери «Одигитрия», на к-рой после реставрации была обнаружена вкладная запись с датой: «1666, я, монах Иоанн из монастыря Русикон Святой Горы». 21 янв. (н. с.) совершается храмовый праздник в честь иконы. В церкви также хранится ковчег с мощами св. Иоанна Предтечи, прп. Иоанна Хозевита, блж. Ксении, св. Феофила, мч. Севастиана, мучеников Киприана и Иустины, сщмч. Климента, папы Римского, мч. Трифона, прп. Авксентия, свт. Дионисия Закинфского, мч. Анастасия, мч. Панагита, свт. Спиридона, свт. Нифонта II, патриарха К-польского, прп. Игнатия Афонского (Старозагорского), прп. Саввы Освященного, вмч. Евстафия Плакиды, вмч. Феодора Стратилата, прп. Паисия Величковского, прп. Стилиана Пафлагонского, вмч. Меркурия, первомч. архидиак. Стефана, ап. Андрея, вмч. Димитрия Солунского, мч. Харалампия ( Ti a-Mircea. 2006. Р. 27). Кафоликон во имя святителя Николая

http://pravenc.ru/text/2563808.html

В VI веке стало наблюдаться отступление от этой освященной от апостольского времени традиции. Гласное произнесение анафоры стало заменяться тайным. В связи с этим нарушением император Юстиниан I издал распоряжение: «Повелеваем, чтобы все епископы и пресвитеры не тайно совершали Божественное приношение (т. е. Евхаристию. – К У.) и бывающую при святом крещении молитву (имеется в виду молитва „Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя». – Η. X), но таким голосом, который хорошо был бы слышен верным народом, дабы души слушающих приходили от того в большее благоговение, богохваление и благословение» 825 . В отдельных местах гласное чтение сохранялось даже в VII веке, о чем пишет Иоанн Мосх в «Луге духовном» 826 . Постепенное исчезновение гласного чтения анафоры и замена его тайным указывают на утрату того богословского интереса к содержанию анафоры, который был в Церкви V века. Знаменательно, что это явление происходило одновременно с заметной потерей интереса, к составлению новых анафор. Можно сказать, что то и другое происходило одновременно с почти полным прекращением святоотеческой письменности и (в лице Евагрия) древнегреческой церковно-исторической науки. Очевидно, то был общий упадок духовной культуры ранневизантийской эпохи. Свт. Василий Великий скончался 1 января 379 года. Свт. Иоанн Златоуст вступил на Константинопольскую кафедру 26 февраля 398 года и был низложен 20 июня 404 года. В его время в Константинополе уже была широко принята литургия св. Василия. Даниэль приводит сообщение известного канониста XII века патриарха Антиохийского Феодора Вальсамона. На вопрос патриарха Александрийского Марка: «Совершаемые в областях Александрии и Иерусалима литургии, по преданию, написанные святыми апостолами Иаковом, братом Господним, и Марком, можно ли принимать но Святой и Кафолической Церкви или нет?» – он (Вальсамон) отвечал: «Все Церкви должны следовать обычаю Нового Рима (т. е. Константинополя. – Н. У) и совершать священнослужение по преданиям великих учителей Иоанна Златоуста и святого Василия, а о литургиях Иакова и Марка не сделано никакого упоминания в LXXXV правиле апостольском и LIX правиле Лаодикийского Собора, и Константинопольская Церковь не признаёт их».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

в Москве историк Виппер. Духовенство, в борьбе с расхищавшим монархию боярством, потеряло двух митрополитов: Даниила и Иоасафа, свергнутых с престола князьями Шуйскими. Но знаменитый митрополит Макарий вышел победителем и венчал на царство Uoahha IV , являясь много лет его спасительным советником. И Патриарх Иов принимал близкое участие в государственных делах в царствования Царей: Феодора Иоанновича и Бориса Годунова. Святой Патриарх Гермоген спас Россию в смутные годы XVII века, став за отсутствием Государя «начальным человеком Земли Русской», и погиб, защищая ее. Иерархи, иноки Троицко-Сергиевской Лавры, исповедники, помогли Патриарху в его патриотическом делании. Обитель Преподобного Сергия, Печерский монастырь под Псковом, Боровский монастырь, Тихвинская Обитель с оружием отбивались от врагов, отстаивая Православие и Отчизну. Затворники: преподобный Иринарх Ростовский и блаженный Иоанн Псковской, «что в стене жил 22 лета, ядь же его рыба сырая, а хлеба не ел, а жил в граде, яко же в пустыни в молча нии великом» – подвиг свой обратили на служение Родине и вдохновляли русских людей на священную борьбу. Митрополиты: Ростовский Филарет (будущий патриарх), Ефрем Казанский и Свияжский, Исидор Новгородский, архиепископы: Сергий Смоленский, Феоктист Тверской – выступали действенно, защищая Родину, за что три последних и поплатились жизнью. Митрополит Кирилл Ростовский , исцелившийся от тяжкой болезни, молясь над гробницей блаженного Иоанна Власатого, был великим миротворцем Нижегородской рати. Митрополиты: Ефрем Казанский (считавшийся старшим во вдовьей русской церкви), Кирилл Ростовский , Иона Сарский и архиепископ Феодорит Рязанский заседали на «Освященном Соборе» 1613 г., принимавшем участие в «обрании» на царство Михаила Феодоровича Романова. Архиепископ Феодорит возглавлял посольство, отправленное в Ипатьевский монастырь, и слово Владыки убедило юного Михаила принять бразды правления. Огромное значение в царствование двух первых царей из Дома Романовых имели патриархи: Филарет и Никон. В стенах Троицко-Сергиевой Лавры юный Петр дважды находил укрытие и защиту во время бунтов стрельцов. При этом иерархи русские не стремились к какой либо светской власти. «Несмотря на свою знаменитость и важность, духовенство наше не оказывало излишнего властолюбия, свойственного духовенству западной церкви и, служа Великим Князьям в государственных делах полезным орудием, не спорило с ними о мирской власти » пишет Карамзин. «В раздорах княжеских митрополиты бывали посредниками, но избираемыми единственно с обоюдного согласия, без всякого действительного права; ручались в истине и святости обетов, но могли только убеждать совесть, не касаясь меча мирского, сей обыкновенной угрозы пап на ослушников их воли»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В свою очередь Блаженнейший Патриарх Феодор вручил Предстоятелю Русской Православной Церкви орден преподобного Саввы (I степени). Этой наградой были отмечены миссионерские труды Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. В этот же день делегация Александрийского Патриархата посетила Греко-латинский кабинет Московской Духовной Академии, академический Покровский храм и семинарскую церковь преподобного Иоанна Лествичника, побывала на художественно-производственном предприятии Русской Православной Церкви «Софрино». 9 октября, в третью годовщину своего избрания Предстоятелем Александрийской Православной Церкви, Его Блаженство посетил Спасский кафедральный собор Нижнего Новогорода и Серафимо-Дивеевский монастырь, где совершил акафист у святых мощей преподобного Серафима Саровского, после чего проследовал в Саров, к местам подвигов великого русского святого. 10 октября в Патриаршей резиденции в Переделкине состоялась братская встреча Предстоятелей Александрийской и Русской Православных Церквей. В тот же день Блаженнейший Патриарх Феодор посетил Посольство Арабской Республики Египет. 11 октября Блаженнейший Патриарх Феодор выступил со словом на открытии научной конференции, приуроченной к 90-летнему юбилею восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. В тот же день состоялась встреча Блаженнейшего Патриарха Феодора с председателем ОВЦС митрополитом Кириллом, во время которой Его Блаженство наградил митрополита Кирилла орденом преподобного Саввы Освященного (II степени) за миссионерскую деятельность. 11 октября 2007 года Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II отбыл из Москвы в Киев. В аэропорту «Шереметьево-1» Его Блаженство провожал председатель ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В аэропорту «Борисполь» Предстоятеля Александрийской Православной Церкви встречали Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, архиереи Украинской Православной Церкви, министр культуры и искусств Украины Юрий Богуцкий, Чрезвычайный и Полномочный Посол Арабской Республики Египет на Украине Юсеф Мустафа Зада, представители Посольства Греции в Украине.

http://mospat.ru/archive/86319-zhurnaly-...

Венчание состоялось 11 июля — разумеется, по старому стилю, в канун именин Михаила Фёдоровича. И вот мы в Успенском соборе летом 1613-го. Венчал Михаила на царство во главе Освященного Собора святитель Ефрем, митрополит Казанский и Свияжский, седьмой год пребывавший в этом высоком сане. Его избрали местоблюстителем патриаршего престола. Он первым из высших духовных лиц подписал грамоту об избрании Михаила Федоровича. Имя святителя Ефрема не забыто, но и не столь известно, хотя он заслуживает благодарной памяти. А современники знали, что владыка Ефрем спас Казань от бунта. «Митрополит оказался во всём северо-восточном крае России и единственною гражданскою властью, хотя и сильною только своею нравственною силою; тогда митрополит Ефрем управлял всею землёю Царства Казанского», — пишет историк. Это воспринималось как подвиг, что вполне резонно. Особенно подчёркивается строгая оценка жителей Свияжска, присягнувших Лжедмитрию Второму (Тушинскому вору). Митрополит Ефрем за вероломство принудил свияжцев к покаянию. И никто в то беспутное время не сумел ему помешать… Неудивительно, что именно его считали наиболее последовательным соратником патриарха Гермогена. В те дни в Москве не было более уважаемого человека. На митрополита Ефрема с почтением смотрели непримиримые недруги, политические конкуренты, испрашивая благословения. И вот — день венчания, коронация. Это была сложнейшая церемония, полноценное венчание на царство, к которому даже недруги не сумели придраться. В этом событии можно прочитать не только клятву русского народа на верность государю, но и клятву государя, который выслушал поучения митрополита Ефрема — почитать чин духовный и любить народ. Беречь Церковь и Русь. Всё свершилось по словам преподобного Феодора Студита: «Бог даровал христианам два высших дара — священство и царство, посредством которых земные дела управляются подобно небесным». Без впечатляющего указания на божественные корни власти не быть на Руси покою. Молодой царь подарил митрополиту Ефрему, который помазал его на царство, напрестольное Евангелие. Недолго оставалось служить на земле славному пастырю: в декабре того же 1613-го он ушёл из жизни. Воистину тяжёлая утрата! Слово владыки Ефрема, его твёрдость и верность именно тогда были особенно необходимы. Ещё несколько лет набожный царь Михаил проживёт в разлуке с отцом и без патриарха. Впрочем, он успел выполнить главное: совершил помазание государя.

http://pravmir.ru/mixail-feodorovich-ven...

Владимир 29 мая 2020, 11:45 Преподобный Отче Феодоре!моли Бога о нас грешных! М. 30 мая 2019, 01:16 Преподобный Отче Феодоре!моли Бога о нас грешных! Александр Чухланцев 29 мая 2019, 03:54 Отче Федор помолись за моего мужа Александра Господу Богу нашему Иисусу Христу из меня, Наталию..Благодарю за святые твои молитвы олег 29 мая 2018, 10:46 Святой Преподобный Отче Феодоре,моли Бога обо мне грешном и всех моих сродственников,исцели от греховных напастей и страстей.ДА ПОМИЛУЕТ НАС ГОСПОДЬ!!!! Аминь! Светлана 29 мая 2015, 14:06 Святый преподобный отче Феодоре, моли бога обо мне грешной. Помоги мне избавиться от гордыни, злоречия, раздражения, уныния и пошли мне радость сердечную, лёгкость душевную, трудолюбие и смирение. Борис 29 мая 2015, 10:40 Святый преподобне отче наш Феодоре Освященный помяни нас грешных во святых твоих молитвах.Испроси нам помощи Божией во всех наших трудах и начинаниих во славу Святыя нашея Матери Церкви. Елена 29 мая 2015, 10:11 Святой преподобный отче Феодоре, моли Бога о нас грешных рабах Божьих Елене и Дмитрие! раба Божия Наталия 29 мая 2015, 07:36 Святой преподобный отче Федор, моли Бога о нас. Андрей 29 мая 2015, 07:30 Господи, Иисусе Христе!помилуй нас грешных! Молитвами Пречистыя Твоея Матери,святых Ангел,прп. Феодора Освященного, и всех Святых!спаси и сохрани!по неизреченной Твоея милости!.Аминь. раба Божья Наталья 29 мая 2014, 10:11 Святой Преподобный отче Феодоре, моли Бога о нас грешных рабах Божьих Наталье Евгении Антонине, Викторе, Татьяне, отр.Аполлинарии! Помоги нам избавиться от гордости, злоречия, гордыни, раздражения и помоги нам стать кроткими, послушными, добросердечными, милостивыми дочерьми и сыновьями Божьими и Матушки нашей Пресвятой Богородицы! Да простит нас Господь и помилует! Моли Бога о нас отче Феодор!!!Аминь. Мула 29 мая 2014, 09:06 Святой преподобный отче Феодоре моли Господа жить нам без излишеств,страстей и укрепляться в вере. Алексей 27 мая 2014, 13:41 СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНЫЙ ОТЧЕ ФЕОДОРЕ, МОЛИ БОГА О НАС ГРЕШНЫХ! Наталия 29 мая 2013, 17:04

http://pravoslavie.ru/61830.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010