В греч. корпусе Житий прп. Пахомия Великого об О. говорится крайне мало. Согласно т. н. Vita prima (G1 по классификации Ф. Алькена), за 3 дня до смерти (9 мая 346) прп. Пахомий назначил главой конгрегации 9 общежительных мон-рей прп. Петрония , из числа старых братьев, к-рый скончался 21 июля того же года, и вместо него был избран О., в то время настоятель монастыря в сел. Хенобоския (Χηνοβσκια), или Хенобоскион (Χηνοβοσκων - Nam. 2010. P. 374-375; Vita S. Pachomii (G1). 114// Halkin. 1932. P. 75; копт. название - Шенесит). Автор Жития, возвращаясь к событиям прошлого, рассказывает об обстоятельствах назначения О. главой мон-ря Хенобоския: когда прп. Пахомий решил поручить О. управление этим мон-рем (время назначения установить невозможно), братья роптали и говорили: «Он еще молод (νεφυτος) для такой должности» (Vita S. Pachomii (G1). 119// Halkin. 1932. P. 77). Скорее всего здесь термин νεφυτος (букв. «неофит») означает не «новичок в монастыре», а «молодой по возрасту». На должность главы всего общежития О. был назначен прп. Петронием, находившимся на смертном одре. Узнав о назначении, О. был крайне напуган и сначала хотел отказаться от этой высокой должности. По свидетельству Vita prima, О. отличался мягким характером, «был очень добрым и смиренным» человеком (Idem. 118//Ibid. P. 76). Прп. Пахомий говорил, что он «безобидный как овца» (Vita S. Pachomii (Во). 199// Lefort. 1925. P. 196). Нежелание становиться главой всех монастырей объясняется в т. ч. страхом перед старшими братьями: многие из них хотели видеть на этом посту «любимого ученика» прп. Пахомия, прп. Феодора Освященного , хотя он тоже был еще относительно молод (пришел к прп. Пахомию в возрасте ок. 20 лет). Тем не менее О., следуя принципу послушания, подчинился решению прп. Петрония и согласился стать настоятелем. В первой же беседе с братьями в качестве главы общежития он говорил о своем недостоинстве, указывал на свою молодость и признавал, что прп. Феодор более всех достоин этого высокого поста (Vita S. Pachomii (S5). 16// Idem. 1933/1934. P. 181-182).

http://pravenc.ru/text/2581571.html

Глава XX. Последование исходное и погребение мирских человек §1 Последование исходное. На греческом языке исходным назывался тот стих, который пели при выходе из театра. Подобно сему христиане именуют исходным пением последнее богослужение, совершаемое в напутие отходящим из сей временной жизни. Такое наименование принято и в подражание исхода Евреев, которые некогда прославили исшествие свое из Египта и избавление свое от рабства многими песнями ( Втор.16 ; Лев.22 ; Чис.9 ). §2 Святейшего патриарха господина Феодора. Сей Феодор есть тот самый Вальсамон, святейший патриарх антиохийский, который написал толкование на многие правила святых соборов. Он же присовокупил свои ответы к некоторым ответам древних ученых на вопросы Марка, патриарха александрийского. К числу сих вопросов и ответов принадлежит и настоящий вопрос и ответ его (в порядке его творений 38) о погребении мертвых тел в освященной церкви. В настоящей книге этот Феодор Вальсамон упоминается многократно. §3. Усопшие не погребаются в церкви Вопрос: от древнего преданного обычая погребаются мощи и проч. Перевод сего вопроса и ответа. Вопрос: «по древнему местному обыкновению тела умерших православных погребаются в церквах, которые находятся в стране нашей. Хочу знать, не предосудительно ли это?» – Ответ: «великое различие церквей, освященных обновлениями, отверстиями, воспрестолием, помазанием святого мира и положением святых мученических мощей, от тех молитвенных храмов, которые не имеют сего основания (объяснение всех сих выражений см. 3 ч., гл. 8). Посему в тех церквах, в которые положено сокровище мученических мощей и которые запечатлены печатию помазания святым миром, не должно погребать какие-либо человеческие трупы, по смыслу второй главы первого титла пятой книги Царских законов, в которой прямо сказано: никто не должен погребать мертвого в церкви; и по другому древнему гражданскому закону, который гласит: неприлично погребать кого-либо в церкви, если совершенно известно, что в ней лежит тело мученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Если Российская Православная Церковь достойно хвалится, имея начальниками иноческого жития в нашем отечестве таких мужей, как Преподобные Антоний и Феодосий Печерские , то и сербская Церковь тоже хвалится о Господе, имея начальниками иноческого жития в Сербии таких мужей, каков св. Симеон Неманя и сын его, св. Савва, самоотверженно променявших Царские почести на иноческую власяницу. Стремление на поклонение св. местам нашего искупления, столь понятное в христианине, современно как у нас, так и в Сербии, принятию христианской веры. Из жития св. Саввы Сербского видно, что он двоекратно посещал Палестину, уже бывши в сане архиепископа Сербского народа (с 1222 года), первый раз в 1230 году по смерти брата своего, Первовенчанного Краля Стефана, после торжественного венчания на Царство сына своего Радослава, а именно, после праздника Светлого Христова Воскресения. Пробывши после этого краткое время с Кралем племянником, св. Савва вознамерился исполнить свое давнее желание – поклониться святому и живоносному Гробу Христа Спасителя и обойти другие святые места. Напрасно Краль и все знатные духовные и светские лица молили Святителя не оставлять своей земли. Он утешил их обещанием возвратиться вскоре, сел в Далматии на корабль и, хранимый Богом, скоро прибыл в Св. Град; теплыми слезами оросил он гроб Господа Иисуса и св. Голгофу, с почтением и радостию был принят тогдашним Иерусалимским Патриархом Афанасием. На другой день они вместе отслужили св. литургию в церкви Христова Воскресения. Учинивши богатые дары церкви и раздавши обильную милостыню бедным, он пошел посетить и другие св. места: был на Иордане, в монастыре Преподобного Герасима, был и в Лаврах св. Саввы Освященного и св. Евфимия Великого, и в киновии Преподобного Феодосия, а оттуда достиг Назарета, восходил на Фавор, обошел и все Палестинские монастыри, заглянул и к пустынникам и отшельникам и вступал с ними в духовные беседы, приобретал св. мощи, церковные древности, иконы и книги, и, опять посетивши Иерусалим, отправился в обратный путь. В Акре сел он на корабль и благополучно достигнул Никеи, где по смерти императора Феодора Ласкаря (ум. 1221) царствовал тогда Иоанн Дука Ватаци. Он с почтением и любовью встретил св. Савву и часто беседовал с ним о святых местах, им посещенных. Из Никеи на царском корабле с данными ему Императором проводниками Савва совершил последний свой путь на св. Афонскую Гору, а оттуда через Солунь вернулся в свое отечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не представлял себя игуменом 03.11.2020 464 Время на чтение 6 минут «Любовь имейте и покорение о Христе друг к другу». Такое завещание оставил братии преподобный Антоний Сийский. Сказанные 500 лет назад слова никогда не устареют, считает игумен Варлаам (Дульский), руководитель отдела по монастырям и монашеству Архангельской епархии. Отец Варлаам рассказал читателям «Вестника митрополии» о собственном пути в Церковь и об особом мире богообщения. Мой путь Все шаги на пути к Богу и к монашеской жизни я совершал осознанно. Помню, в советское время, когда учился в школе, ещё не будучи крещёным, надел крестик. Большинство одноклассников восприняли это с недоумением, зачем я это сделал. Тогда я не готов был это с кем-то обсуждать, просто чувствовал необходимость ношения креста. А когда приехал из своей Воркуты в Санкт-Петербург, поступил учиться в Горный институт, то при первой же возможности принял таинство Крещения. Это произошло в соборе, освященном в честь святого равноапостольного князя Владимира. Думаю, этот первый шаг и определил мою дальнейшую судьбу. Мысль же о монашестве зародилась после чтения «Добротолюбия», в одном из томов которого, описывался монастырь преподобного Феодора Студита. Однажды утром доехал до ближайшей церкви, отстоял там Литургию, исповедался, причастился, а после попросил у священника благословения на поездку в монастырь. Учебу в институте оставил. Архангельская епархия тогда включала в себя республику Коми, Мурманскую и Архангельскую области, ну, и три монастыря: Веркольский, Сийский и Соловецкий. Я отправился в Архангельск, пытаясь определиться с выбором, а по дороге заночевал в Котласе в семье диакона Александра Кучерова. Сейчас он уже протоиерей и настоятель одного из храмов в Котласской епархии. Отец Александр попросил меня заехать в Сию, передать поклон и какие-то слова одному из своих знакомых священнослужителей. Представлял себе, как подойду к каменной монастырской ограде, постучусь в ворота, а увидел открытую территорию, разрушенные храмы. Вошёл, сел на ступени крыльца Троицкого собора, огляделся вокруг. День был солнечный, погожий, окружившее полуостров озеро отражало склонившиеся над ним деревья. И я понял — мечта о монастырской жизни, которая сформировалась внутри, вполне могла тут осуществиться. Антониево-Сийского монастыря было для этого достаточно. И на душе стало спокойно.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/03/ne_pre...

Киев. Церковь Макария, Митрополита Киевского. Макарьевская церковь Карта и ближайшие объекты В 1896 г. Киевское Религиозно-Просветительское Общество решило провести торжественное празднование юбилея и построить церковь-школу во имя священномученика Макария. Активную деятельность в этом деле проявил член Общества, настоятель Свято-Феодоровской церкви, священник Константин Терлецкий. Еще в 1896 г. о. Константин убедил совет Религиозно-Просветительского Общества в целесообразности построения церкви-школы на Юрковице, и 19 декабря 1895 г. Совет Религиозно-Просветительского общества обратился в Киевское Городское Управление с ходатайством о выделении участка земли для возведения молитвенного дома для вечернего богослужения на вышине в начале спуска с Верхней Юрковицы на Нижнюю.Община церкви Байкового кладбища пожертвовала для строительства церкви во имя священномученика Макария стройматериалы от разобранной церкви святителя Димитрия Ростовского и иконостас этой церкви. Духовный собор Киево-Печерской Лавры восстановил этот иконостас.4 мая 1897 г. по благословению высокопреосвященнейшего Иоанникия, митрополита Киевского и Галицкого, состоялась закладка церкви-школы на Юрковице во имя священномученика Макария, митрополита Киевского и всея Руси.Обустройство горы и сооружение постройки было полностью окончено к 1 ноября 1897 года, а обошлось это великое дело всего в 10 тыс. руб., которые были собраны главным образом за счет добровольных пожертвований. В ноябре строительная комиссия отчитывалась Совету Киевского Религиозно-Просветительского Общества, что церковь-школа готова к освящению. Освящение храма по благословению высокопреосвященнейшего Иоанникия, митрополита Киевского и Галицкого, было назначено на 30 ноября, на день памяти св. апостола Андрея Первозванного. Накануне, 29 ноября 1897 года, в Лукьяновской церкви св. Феодора Освященного состоялась всенощная. На следующий день из этой церкви после совершения ранней литургия на Юрковицу выступил крестный ход с перенесением святых мощей.После октябрьского переворота и гражданской войны Свято-Макариевское Юрковское братство прекратило свою деятельность. Школу и приют новая власть у церкви забрала. Помещение школы приспособили под жилое здание. Здание детского приюта было превращено в тубдиспансер.

http://sobory.ru/article/?object=14099

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ СИНКЕЛЛ [Греч. Μιχαλ Σγκελλος] (760 или 761 - 4.01.846), прп., исп. (пам. 18 дек.), богослов; прозвище Святоградец (Αγιοπολτης). Источники Сохранилось пространное анонимное Житие М. С. (BHG, N 1296), составленное вскоре после смерти святого и сообщающее основную информацию о нем. Дополнительные сведения содержатся в исторических и агиографических источниках, из которых наибольшее значение имеет похвальное Слово Феодору Начертанному (BHG, N 1746), написанное Симеоном Метафрастом, в котором сохранились фрагменты подлинных документов IX в. с упоминанием М. С. Биография М. С. род. в Иерусалиме в знатной богатой семье. Он был персидского (Περσογενς - вероятно, подразумевается арабское или сиро-персидское) происхождения. У родителей М. С. долгое время рождались только девочки, пока его мать не дала обет посвятить мальчика в храм Воскресения (Гроба Господня). Когда ему было 3 года, родители во исполнение обета привели его в храм, где патриарх Феодор I посвятил его в чтецы. Затем М. С. проходил начальное обучение у частного учителя, а после этого по повелению патриарха изучал грамматику, риторику и философию, а также начатки поэтического искусства и астрономии. Этими науками М. С. овладел необыкновенно быстро, после чего посвятил себя постам и молитвам. После смерти отца мать и сестры постриглись в монахини. М. С. отдал часть имущества в их монастырь, остальное же распродал и, раздав деньги бедным, удалился в Саввы Освященного лавру (близ Иерусалима). Ему было тогда 25 лет. В лавре М. С. провел 18 лет в строжайшем посте. Через 12 лет Иерусалимский патриарх Фома I по просьбе игумена рукоположил его во пресвитера. Еще через 2 года игумен по прошению М. С. предоставил ему отшельническую келью. Настоятель препоручил его заботам буд. исповедников братьев Феодора и Феофана (впосл. известных как Начертанные), к-рым М. С. дал также и светское образование. Когда святому исполнилось 50 лет, патриарх Фома назначил его своим синкеллом (келейником), определив ему местом жительства мон-рь Спудеев в Иерусалиме.

http://pravenc.ru/text/2563766.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Сегодня память святого великомученика Феодора Тирона — завершение первой седмицы Великого поста. В течение Поста Церковь обращается в первую очередь к святым мученикам, потому что они ответили на любовь Христову в полноте. Как Господь принес Себя в жертву нашего ради спасения, так и они жизнь свою отдали за Него, за веру Христову. Смысл Поста заключается в том, чтобы мы стали способными принести свою жизнь Господу. Речь не обязательно идет о подвиге мученичества. Если мы узнаем тайну Креста Христова, то мы сможем принять из рук Божиих смерть как высший дар. Святой великомученик Феодор Тирон прославился во времена гонений на Церковь римским императором Юлианом Отступником, который получил это именование за то, что отрекся от веры Христовой. Не просто отрекся, но стал ненавистником Христа и делал все, чтобы уничтожить Церковь. По его повелению в первую седмицу Великого поста всю пищу, продаваемую на рынках, окропили идоложертвенной кровью. Святой великомученик Феодор Тирон явился епископу Евдоксию и предупредил его о нечестивом замысле Юлиана Отступника осквернить христианский пост. И хотя «идол в мире ничто», епископ благословил не покупать пищу на рынках. Верующему народу раздали освященное коливо (пшеницу с медом) в знак того, что пища, которую мы вкушаем постом, как бы ни была она скудна, — сладка. Она сладка прежде всего потому, что имеет Божие благословение. А где благословение Божие, там самая скудная пища дает крепость человеку. Помните, как преподобная Мария Египетская питалась малой частью хлеба в течение долгого времени. Наш пост сладок. Сладок прежде всего тем, что мы питаемся Самим Господом, вкушаем от всех Его заповедей, как мы непрестанно напоминаем об этом и во всех стихирах поем. Мы страшимся осквернить наш Пост каким-нибудь грехом — завистью, злобой, ненавистью, нечистотой. И Господь дает нам узнать, что есть жизнь вечная. Мы обретаем радость и мужество с благодарностью принять от Господа любые скорби и даже смерть.

http://moral.ru/верность-православию/

Основные народные приметы по дням этого месяца по В. И. Далю таковы: 10. Ап. Симона Зилота. На Симона Зилота земля именинница, грех пахать, собирают зелья у болота, копают коренья на зелья; 11. Сщмч. Мокия. Мокия Мокрого. Если этот день мокрый, то и лето будет мокрое. В этот день не работают, боясь, чтобы град не побил полей; 13. Мц. Гликерии девы. Лукерьи Комарницы. Полагают, что в этот день прилетают комары; 14. Мч. Исидора. Сидора Огуречника. На Сидора еще сиверко (северно). Придут Сидоры, минуют и сиверы (заморозки), прилетят стрижи и касаточки, принесут тепло. Полагают, что в этот день должно сажать огурцы и сеять лен; 15. Прп. Пахомия Великаго . Пахома Теплого, Бокогрея. Пришел Пахом – запахло теплом. На Пахома поздний посев овса и пшеницы; 16. Прп. Феодора Освященного. Федора Житника. Кто сеет после Фита, прост будет жита. Полагают, что в этот день должно непременно сеять хлеба; 18. Мч. Феодота Анкирского и св. мцц. семи дев. Федота Овсянника. Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, то будешь мерить овес кадушкой. Если на Федота дубовый лист развернулся, то земля принялась за свой род. Семь дев сеют лен; 20. Мч. Фалалея. Фалалея Огуречника; 21. Свв. равноапп. царей Константина и Елены (см.: Оленин день). Алены Леносейки. Алены – длинные льны. На Алену сей лен, также ярицу, гречу, ячмень и позднюю пшеницу; тоже сажай огурцы. Алене льны, Константину огурцы; 23. Обретение мощей св. Леонтия, еп. Ростовского (см.: Леонтий Коноплянник). Левона Огуречника; 25. Третье обретение главы св. пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (см.: Иван Головатый). Ивана – медвяны (вредные) росы. Если в этот день на рябине много цветов, то будет хороший урожай хлеба. Лечебные зелья кладут под Иванову росу; 28 Прп. Никиты, еп. Халкидонского. Никиты Гусятника (см. также: Евтихий Тихий); 29. Мц. Феодосии, девы Тирской. Федосьи Колосницы. Полагают, что с этого дня рожь начинает колоситься. День Федосьи стоит всех понедельников (несчастный); 30. Прп. Исаакия Далматского. Исакия Змеевника (Змеевик). Полагают, что в этот день змеи станицами ходят по лесам. На Исакия сажают бобы; 31. Ап. Ерма и мч. Ермия . Еремея Распрягальника. Как на Еремия (1 мая) Запрягальника, потому что на Еремия подыми сетево (севалку), так и на Ермея же (Ермия, 31 мая) Распрягальника, потому что опусти сетево (т. е. начало и конец посевов).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Письмо восемнадцатое 16 мая 1926 г. Преп. Феодора Освященного Я осуетился, и заленился я очень, мои дорогие. Сколько прошло времени от последнего моего письма к вам! А ведь иногда очень тянуло перекинуться словечком, и все-таки не мог взяться за перо, хотя мысленно не раз беседовал с вами. На днях я очутился в желанном и давно искомом сельском уединении, и ничто не возбраняет теперь мне возобновить общение с вами. Сегодня я отстоял утреню и литургию, после которой молился за молебном преподобному Серафиму, Михаилу и Феодору, решив под их молитвенным покровом начать так давно прерванную беседу с милыми друзьями. Кстати: преп. Феодор был выдающийся духоносец, воистину «бог по благодати» 461 : читая о нем замечательное письмо епископа Аммона к папе александрийскому Феофилу 462 , испытываешь не только величайшее благоговение, а изумление и священный трепет перед этим «избранным сосудом» ( Деян.9:15 ), вмещавшим невыразимое обилие благодати. Если Господь благословит, я когда-нибудь познакомлю вас с этим письмом епископа Аммона, ярко рисующим чудный образ избранника Божия. Кое-что вы уже знаете об этом писании Аммона и преподобном Феодоре из моего пятнадцатого письма к вам. Итак да почиет благословение трех великих Отцов на нашей беседе, которая, согласно моему обещанию, должна иметь своим предметом то, что я назвал святоотечностью. Кому приходилось присутствовать при совершении так называемого чина Православия в первую неделю Великого поста, тот должен был услышать следующие велегласно изрекаемые слова, относящиеся к нашей православной вере: «Сия вера Апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди» 463 . Итак, вера Христова именуется не только верой Апостольской, но и верой отеческой. И это не напрасно. Есть много людей, которые стремятся замкнуть веру Христову Евангелием и писаниями Апостольскими и этим исказить подлинный лик ее, исказить, истолковывая и слово Евангельское, и слова духоносных Апостолов Христовых своим плотским умом и отвергая благодатные толкования богоносных Отцов наших. Между тем для нас, верных чад Церкви Христовой, согласие со святыми Отцами совершенно необходимо, если мы хотим воистину не изменять матери Церкви и не лишиться ее благодатного покрова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Портал Богослов.Ru публикует доклад настоятеля Петропавловского подворья монастыря Введенская Оптина пустыньархимандрита Мелхиседека (Артюхина) на конференции «Преподобный Сергий Радонежский – возродитель традиции общежительного монашества на Руси». Эта встреча прошла8-9 октября 2014 года в рамках празднования 700-летия преподобного и стала первым представительным форумом наместников, игуменов и игумений за прошедшие четверть века. Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, досточтимые матушки, дорогие братья и сестры! «Богослужение есть цвет церковной жизни и вместе с тем корень и семя ее» (1) Предание Православной Церкви в различных своих формах определяет монашество как ангельский чин, что предполагает максимально возможное уподобление жизни инока жительству ангельскому, которое в свою очередь заключает в себе два основных свойства: непрестанное славословие Творца и исполнение воли Божьей. Из этого следует, что богослужение и послушание – есть главные цели монашеского Подчеркивая исключительное значение молитвы в монастырской жизни, прп. Нил Синаит называет монаха «жертвенником Господа, на котором и с которого возносятся Всевышнему Богу чистые Именно в богослужении, а не в каком-либо другом деле, раскрывается монашеское служение миру, который только и «стоит С самых первых времен существования христианского монашества молитва и богослужение становятся тем стержнем или основанием, относительно которого строятся остальные области жизни иноков. Из Жития прп. Феодора Освященного (IV в.) мы знаем, что в верхней Фиваиде, где монастыри отличались высоко духовной и строгой жизнью, иноки в течение дня находились в особом уединении, а к вечеру собирались вместе, «совершали молитвы, и вели вза­имную беседу о душеспасительных Устав прп. Пахомия Великого, переданный ему ангелом, регламентировал совершение днем, вечером и ночью 12-ти молитвословий, на которые братия «собирались все вместе в Получалось, что весь день у Тавеннисиотов происходило чередование труда и общей молитвы, подчас становившейся у египетских иноков непрестанным

http://pravoslavie.ru/74658.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010