Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Михаил Немнонов " decoding="" title="" Священник Михаил Немнонов родился в 1968 году в Москве. В 1983 г. окончил 8 классов средней школы, а в 1986 г. – московское медицинское училище В 1986–1988 гг. служил в армии. В ноябре 1989 г. принял Святое Крещение , и с этого времени стал прихожанином храма Всех Скорбящих Радости на Большой Ордынке . В июле 1991 г., был принят на работу в качестве алтарника во вновь открытый храм св. Николая в Пыжах . В 1992 г. поступил в Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, и окончил его в 1996 г. В 1994 году был рукоположен Святейшим Патриархом Алексием в сан диакона и до 1998 года служил в храме святителя Николая в Пыжах. В 1998 году рукоположен в сан священника с назначением штатным священником храма иконы Божией Матери Знамение в Ховрине . В 1998 – 2000 гг. также нес послушания в приписных храмах – св. Николая у Соломенной Сторожки , Всемилостивого Спаса на Перепечинском кладбище, св. равноапостольного Владимира на Химкинском кладбище и святого праведного Иоанна Кронштадтского на Кронштадтском бульваре. В 2001 г. освобожден от служения в Знаменском храме с назначением штатным священником храма святителя Николая у Соломенной Сторожки. 17 января 2007 года освобожден от послушания в прежнем месте служения и назначен штатным священником храмов свв. мчч. Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором г. Москвы. – Отец Михаил, была ли ваша семья с самого начала православной, и были ли вы с детства верующим и крещеным? Я не был с детства ни крещеным, ни верующим. Семья не была православной, но в доме, в котором я вырос, к Православию все относились доброжелательно. Помню, как на Пасху пекли куличи и красили яйца, но никто их не освящал. Бабушка иногда ходила в храм со своими подругами, но это бывало довольно редко – может быть, раз в год или еще реже. Бабушка родилась в 1912 году в верующей семье, но после 1917 года все, кроме ее мамы, ушли из церкви. Она всегда с теплым чувством вспоминала, как готовились к праздникам, как ходили в храм, но эти воспоминания больше касались внешней стороны дела.

http://azbyka.ru/way/protoierej-mihail-n...

Самые замечательные храмы сооружены были тогда у нас, как и прежде, князьями. Так, великий князь Всеволод построил каменную церковь святого архистратига Михаила (1070) в Выдубицком монастыре, существующую доныне, такую же церковь святого апостола Андрея (1086) в киевском Андреевском монастыре. Великий князь Святополк воздвиг (1108) каменную церковь во имя своего ангела архистратига Михаила в Киево-Михайловском монастыре, которая существует доныне. Удельный и потом великий князь Владимир Мономах соорудил каменные церкви: а) святой Богородицы в Ростове (прежде 1078), совершенно подобную по высоте, долготе и широте Великой киево-печерской церкви, в память чудесного исцеления своего при заложении сей последней ; б) святой Богородицы в Переяславле (1098) на княжем дворе; в) святой Богородицы, соборную, в Смоленске (1111); г) святых мучеников Бориса и Глеба на реке Альте (1117); д) святого Спаса во Владимире на Клязьме (ок. 1116 г.), последняя, впрочем, была, кажется, деревянная . Удельный князь черниговский Олег Святославич соорудил каменную церковь в Вышгороде во имя святых мучеников Бориса и Глеба, в которую в 1115 г. и перенесены их мощи . Брат Олегов Давид Святославич († 1123) соорудил церковь святых мучеников Бориса и Глеба в Чернигове, которая в семействе этого князя называлась отнею . Удельный и потом великий князь Мстислав Владимирович построил две каменные церкви в Новгороде: Благовещения Пресвятой Богородицы на Городище (1103) и святого Николая на княжем дворе (1113), которые существуют доныне, и две каменные в Киеве: святого Феодора (1128) и святой Богородицы, называемой Пирогощей, в 1131 г. Брат Мстислава, Юрий Владимирович Долгорукий, будучи еще удельным князем в Суздале (с 1113 г.) , создал в этом городе церковь Богоматери совершенно по образцу Великой киево-печерской церкви . Сын Мстислава удельный князь Всеволод—Гавриил построил две каменные церкви в Новгороде: святого Иоанна Предтечи на Петрятине дворе, на Опоках, во имя ангела сына своего (в 1127 г.), и Успения Пресвятой Богородицы на Торговище (в 1135 г.), и одну каменную церковь во Пскове во имя Святой Троицы — соборную (прежде 1138 г.); первые две церкви существуют доселе .

http://sedmitza.ru/lib/text/435816/

Святой благоверный князь Александр Невский Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор († 1246), " князь кроткий, милостивый и человеколюбивый " , был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо († 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича († 1238; память 4 февраля). Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор († 1233; память 5 июня), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой Александр был их вторым сыном. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский († 1226; память 10 мая) один из составителей Киево-Печерского Материка. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли. В 1227 году князь Ярослав, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. Он взял с собой сыновей, святых Феодора и Александра. Недовольные Владимирскими князьями новгородцы вскоре пригласили на княжение святого Михаила Черниговского († 1246; память 20 сентября), и в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями ушел в Переславль. Дело кончилось миром: в 1230 году Ярослав с сыновьями возвратился в Новгород, а дочь святого Михаила, Феодулия, обручилась со святым Феодором, старшим братом святого Александра. После смерти жениха в 1233 году юная княжна ушла в монастырь и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская († 1250; память 25 сентября). С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1235 году он был участником битвы на р. Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем, 1236 году Ярослав уезжает в Киев, " посадив " своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Некоторые историки говорят, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александра. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери (в Крещении отца звали Феодор). Эта икона постоянно была потом при святом Александре, как его моленный образ, а затем в память о нем была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом, Василием Ярославичем Костромским († 1276), и перенесена в Кострому.

http://patriarchia.ru/db/text/912753.htm...

Скачать epub pdf Храм преподобного Пимена интересен как своей историей, так и архитектурой, великолепной росписью и мраморным иконостасом. Все три алтарных иконостаса составляют единое художественное целое. Автором иконостаса, решенного в псевдовизантийском стиле, является академик архитектуры Ф. Шехтель. С иконостасом итальянского белого мрамора гармонирует и мраморная резная решетка на солее, и в недавнее время отделанные под мрамор большие деревянные киоты с иконами Божией Матери «Нечаянная Радость» и «Казанская». Резьба в иконостасе воспроизводит древнехристианские орнаменты и символику древних катакомб: пальмовые ветви и виноградные лозы с гроздьями, монограммы «Сущего» – Альфа и Омега. Иконостас состоит из двух ярусов. Между колоннами нижнего яруса в прямоугольных нишах, имеющих арочные завершения, помещены иконы местного чина, под арками первого яруса – второй ряд полукруглых икон праздничного чина. Солея выложена плитами белого мрамора. Подходящему ближе к иконостасу постепенно открывается величественный образ Царицы Небесной с Богомладенцем на руках (см. цветную вкладку в «ЖМП», 1981, композиции В. М. Васнецова, известной по киевскому Владимирскому собору под названием «Богоматерь Запрестольная». Образ Богоматери, простирающийся до барабана купола, является центром композиции из живописных изображений пророков, помещенных между окнами барабана, и четырех великих пророков – Исайи, Иеремии, Даниила, Иезекииля – на противоположной, западной стене подкупольного пространства. Вся живопись храма выполнена в васнецовском стиле и отчасти в манере, близкой к стилю М. В. Нестерова; живопись исполнена под влиянием росписей киевского собора. В нижних частях стен, в простенках между окнами и на столбах (соприкасающихся с землей или с миром «дольним») помещены изображения «святых Божиих человеков», служивших Господу в земной жизни во имя жизни Небесной. Здесь мы видим преподобных Антония и Феодосия Печерских , святых благоверных князей Бориса и Глеба, святых Митрополитов Алексия и Петра, мучеников князя Михаила и боярина Феодора Черниговских, преподобных Сергия Радонежского и Саввы Звенигородского, святых Тихона Задонского и Димитрия Ростовского и многих других святых, чтимых в Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 1 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление. Литература трагического века в истории России Житие Авраамия Смоленского Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 г. Повесть о битве на Липице Рассказ о преступлении рязанских князей Слово о погибели русской земли Летописные повести о монголо-татарском нашествии Сказание о перенесении образа николы чудотворца из Корсуня в Рязань Повесть о разорении Рязани Батыем Сказание об убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора Слово о Меркурии Смоленском Легенда о граде Китеже Галицко-волынская летопись Житие Александра Невского Слова и поучения Серапиона Владимирского Послание якова-черноризца к князю Дмитрию Борисовичу Наставление тверского епископА Семена Сказание об индийском царстве Физиолог Пчела Чудо Георгия о змие     Вступление. Литература трагического века в истории России Под 1224 годом галицкий летописец записал: «Приде неслыханая рать: безбожнии моавитяне, рекомыи татарове...» Новгородский летописец пишет о том же: «приидоша языци незнаеме, и ихь же добре никто же ясно весть, кто суть и отколе изидоша, и что язык их , и коего племени суть, и что вера их; и зовут их татары, а инии глаголють таурмене, друзии же печнезе » И в самом деле, те, кого русские летописи и в первые, и в последующие века называют «татарами», не были какою-то определенной и единой национальностью. Это было государственное объединение различных кочевых племен, находившихся в стадии кочевого феодализма, объединение крайне агрессивное и подвижное, сплоченное столь же сильной жаждой захвата новых земель, как и стремлением к разрушению соседних оседлых культур. Объединенные орды кочевых племен, которые мы в дальнейшем будем условно называть монголо-татарами, начали проявлять необычайную активность еще в начале XIII века. Их появлению в 1223–1224 годах на границах Русской земли предшествовали чрезвычайные военные успехи в Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уже при жизни народ почитал её праведной за материнскую отзывчивость и благодатные дары 1 октября. ПРАВМИР. Православные отмечают память преподобной Евфросинии Суздальской. Преподобная Евфросиния родилась в 1212 году и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского. Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Богу о даровании им детей. Трижды являлась им Пресвятая Богородица и сказала, что молитва их услышана — родится у них дочь, которую нужно назвать Феодулией, — она будет служительницей Влахернской церкви. Настало время рождения дочери и нарекли ее, по слову Богоматери, Феодулией. Крестили новорожденную в Киево-Печерской обители, и восприемником ее стал сам игумен. Феодулия подрастала, и благоверный князь Михаил сам стал учить ее Священному Писанию «по книгам и прочим премудростям». Житие отмечает образованность Феодулии, глубокое знание античной литературы. В этом списке — философы Платон и Аристотель, поэты Гомер и Вергилий, врачи Эскулап и Гален. Воспитывалась Феодулия в глубокой вере и благочестии, превосходя своих сверстниц в красоте и успехами в учении. В юности увидела она во сне Страшный Суд: море огня и Райские обители. Пресвятая Богородица призывала ее разделить блаженство праведных, а Господь держал в деснице Своей Книгу Жизни. В другом видении ей был показан Киево-Печерский монастырь и иноки его, славящие Господа. В то же время игумении Суздальского монастыря было откровение о том, что к ней должна придти юная дева, которую необходимо принять в обитель. В 1233 году Феодулия была просватана за святого благоверного князя Феодора Ярославича , родного брата святого Александра Невского. Родители согласились, и Феодулия покорилась родительской воле, но тайно молилась Божией Матери сохранении девства, так как чувствовала призвание к иноческой жизни. И снова Пресвятая Дева в сонном видении повелела послушаться родителей, сказав при этом: «Скверна не коснется твоего тела».

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

Феогност, святитель, митрополит Киевский и всея Руси † 1353, память 14/27марта, 10/23 октября в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых По происхождению грек. Был хиротонисан в митрополита Киевского и всея Руси Константинопольским патриархом Исайей в 1328 году и в этом же году прибыл на Русь. Это был архипастырь хорошо образованный, отличавшийся мудростью в делах церковного управления. Основные усилия он направил на централизацию церковной власти и на объединение всего Русского государства. Святитель Феогност, прибыв в свою митрополию, поселился в Москве, как и его предшественник, митрополит Пётр († 1326; память 24 августа/6 сентября, 5/18 октября, 21 декабря/3 января), а не во Владимире, за обладание которым боролись русские князья и куда в 1299 году переселился со своим двором из опустошённого татарами Киева, митрополит Максим († 1305; память 6/19 декабря). Московский великий князь Иван Данилович Калита († 1340; память в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых и 22 сентября/5 октября в Соборе Тульских святых), ставший в том же 1328 году великим князем Владимирским, тоже остался жить в Москве, и она, таким образом, стала церковной и политической столицей Руси. Святитель Феогност и князь продолжили каменное церковное строительство в Москве, начатое закладкой в 1326 году, по совету митрополита Петра, церкви Успения Богородицы: в 1329 году святитель Феогност возвёл церковь Иоанна Лествичника и пристроил с севера у церкви Успения придел в честь апостола Петра; князь же в 1330 году заложил храм Спаса Преображения на Бору, а в 1333 году выстроил церковь Архангела Михаила. Укреплению Москвы как центра русской митрополии способствовало прославление мощей святителя Петра, а в 1339 году была получена утвердительная грамота от Константинопольского патриарха Uoahha XIV Калеки о его канонизации. В мае 1328 года митрополит Феогност собрал на Волыни Собор епископов упраздняемой митрополии и с их участием хиротонисал епископов Владимиро-Волынского Афанасия († 1363) и Галицкого Феодора. С сентября 1330 года митрополит Феогност вновь был на Волыни, откуда отправил послов в Новгород за кандидатом в архиепископы Новгородские Василием (Каликой; † 1352, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых), и 25 августа 1331 года во Владимире-Волынском посвятил его. В апреле 1332 года в Галиче или во Владимире-Волынском святитель Феогност рукоположил Черниговского епископа Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Храм Примеры усердного посещения храмов Божиих 1 . Преп. Феодор Сикеот с ранних лет начал обнаруживать любовь к церкви Божией. В особенности он любил ходить в храм великомученика Георгия, живописно стоявший на уединенной горе, довольно далеко от дома Марии, матери Феодора. Бывало, все домашние спят глубоким сном, а Феодор встанет с первым проблеском зари и уйдет в свою церковь на утренние молитвы: его влекла туда любовь к святому великомученику Георгию. В ночное время на пути в церковь приходилось ему видеть страшные привидения, в виде свирепых зверей, устремлявшихся на него с ревом и визгом; а он шел себе смело и ничего не боялся: он верил, что ему с копьем в руках сопутствует великомученик Георгий. Однажды Мария, проснувшись рано утром и не заставь сына в постели, с гневом побежала в церковь , извлекла его оттуда за волосы и во весь день продержала при себе, а на ночь привязала к кровати. Но св. Георгий предстал в ночном видении пред Мариею, обнажил меч и грозил ей отсечь голову, если она впредь будет препятствовать сыну ходить в церковь («Четьи-Минеи»). 2 . В жизни преп. Маркиана повествуется, что в один праздник, когда в храме было огромное стечение народа, одна женщина, не найдя себе места в самом храме, взобралась на кровлю его, откуда по неосторожности упала и убилась до смерти. Но Господь за ее усердие явил ей Свою милость: по молитвам св. Маркиана ей тут же возвращена была жизнь («Четьи-Минеи», 10 января). 3 . Когда св. Варсонофий, епископ тверской, от дряхлости не мог уже ходить в церковь , то, по его просьбе, ученики возили его на тележке к богослужению: так он любил молитву и славословие во храме («Русские святые» Филарета, архиепископа черниговского). 4 . Был в Вышгороде огородник именем Мирон. Он имел слугу, у которого одна нога иссохла и скорчилась, так что он мог ходить только при помощи деревянной ноги. Этот несчастный был человек благочестивых правил и имел обычай во все праздники ходить на церковную службу; особенно часто ходил он в храм святых мучеников Бориса и Глеба и там, припадая к гробам их, просил у них исцеления. Однажды ночью явились ему святые мученики и сказали: «О чем ты просишь?» Благочестивый слуга, показав им иссохшую свою ногу, молил исцелить его. Святые мученики трижды перекрестили его ногу, и он, пробудившись от сна, почувствовал себя здоровым и встал, благодаря и прославляя Бога («Четьи-Минеи», 2 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Церковь Чуда Архангела Михаила, в Чудовом монастыре В деревянном городе на Москве, обложенной ордынскими данями и выходами, уже существовали Княжеский Преображенский монастырь на Бору и соборная церковь во имя Архангела Михаила; но еще не было Митрополичьего монастыря. После Св. Феогноста, вступил на Святительский престол Алексий, сын Черниговского боярина Феодора Бяконта, крестник Иоанна Калиты, ревнитель веры и благочестия, поборник Отечества. Едва он утвердился на престоле своем, как добрый Джанибек вызвал его в Орду, для исцеления жены своей Тайдулы, или Тайболы. С твердым упованием на помощь Божию, Святитель отправился туда 18 Августа, 1357 года. (1) Упование его не посрамило; святые его молитвы возвратили здравее болящей Царице, которая, между прочими дарами, уступила ему место Ханского двора на Москве. (2) Вскоре после того, как Бердибек, убийца своего отца и братьев, вступил на престол, Св. Алексий, по убеждению Великого Князя, должен был опять ехать в Орду предстателем за землю Русскую. Но, к удивлению, лютый Бердибек, угрожавший истомою Руси, смягчился пред кротостью праведника и отпустил его из Орды с ярлыком, подтверждавшим освобождение Русского духовенства от податей и налогов. Москва встретила своего Архипастыря, как Ангела избавителя. (3) Такой подвиг его не мог не показаться чудом, подобно исцелению Тайдулы. Еще прежде Алексий ознаменовал спасение свое от жестокой бури на Черном море основанием Спасо-андроникова монастыря; храм в память Чуда Архангела Михаила в Хонех сооружен им на месте Ханского двора, по откровению Божию, о коем свидетельствует нам житие. Может статься, это было исполнением его обета, данного при первом или втором путешествии в Орду. (4) Исцеление неверной Царицы силою веры и неожиданная милость кровожадного Бердибека не менее были чудесными, как и спасение от бури на море; там вера, здесь жизнь Святителя и Отечество подвергались очевидной опасности. Память подобных событий увековечивалась сооружением церквей. Первая сия церковь в Чудове монастыре, около 1365 года поставлена была Святителем Алексием деревянная, может статься, обыденная, как обетная; потом, вместо малой деревянной, соорудил он «каменную, обширнейшую, единокровную, с помостом на земли и «с приделом на правой стороне, в честь «Благовещения Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Чудов монастырь Московский, именуемый кафедральным, Чудов монастырь был основан Святителем Алексием Митрополитом в 1365 году. Святый Алексий Митрополит родился около 1293 г., от благочестивых родителей, Черниговских бояр, по имени Феодора и Марии. Во св. крещении он наречен был Елевферием. В отрочестве Елевферий занимался обычною в детском возрасте ловлею птиц. Раз он на этой ловле заснул и во сне услышал голос: «Алексие! Что всуе трудишься, отныне будеши человеки ловящ». Пробудившись от сна Елевферий никого не видел пред собою. С этого времени он пребывал в дому отца своего, недоумевая о слышанном гласе, скрыв его от своих родителей. Когда минуло Елевферию 15 лет, он пожелал вступить в иноческую жизнь. С этой целью он пришёл в монастырь Св. Богоявления и, с благословения настоятеля, принял образ иноческий, под именем Алексия. С этого времени он начал вести строгую иноческую жизнь, упражняясь в посте, молитве и чтении иноческих книг. В то время на кафедре Российской митрополии был Феогност. Любя духовных старцев и подвижников, он полюбил и строгого по жизни инока Алексия. Высокая добродетельная жизнь его, и высокое по тому времени образование скоро обратили на него внимание Митрополита, который сделал Алексия наместником своего митрополичьего дома и возложил на него управление судами церковными. Впоследствии, он возвел его на кафедру епископскую во Владимир. По смерти Митрополита Феогноста Великий Князь Симеон Иоаннович и собор Русских Святителей определили поставить на место Феогноста Митрополитом епископа Алексия; вследствие чего, он послан был в Константинополь, где и получил сан святительский от бывшего тогда Патриарха Филофея. Возвращаясь в Россию и плывя морем, Алексий подвергся опасности от сильной бури, так что его корабль, на котором он плыл, был в опасности потонуть. С пламенною молитвою Алексий обратился к Богу и дал обет: если в тот день Господь спасёт его от погибели, то он воздвигнет храм. По Божиему устроению, буря утихла; св. Алексий и все плывшие с ним были спасены. Итак, св. Алексий в сане митрополита благополучно прибыл в Россию, 16 августа 1354 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010