Московский храм Святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских ЖМП 4 апрель 2018 /  13 февраля 2019 г. 14:36 По молитве Черниговских святых Святейший Патриарх Кирилл 11 марта 2018 года освятил московский храм Святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских, реставрация которого завершилась минувшей осенью. Храм входит в состав Черниговского Патриаршего подворья, на территории которого уже семь лет располагается Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия (ОЦАД).  PDF-bepcuя. В помещения Черниговского Патриаршего подворья ОЦАД переехала в 2010 году. И сразу обрела здесь два древних храма — Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором XVI века и святых Михаила и Феодора Черниговских XVII beka. Службы в них шли, но оба здания нуждались в срочной и масштабной реставрации. По благословению ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополита Волоколамского Илариона, в том же году начались восстановительные работы, в которых были задействованы лучшие специалисты в области охраны памятников, археологии, церковной живописи и архитектуры. Сегодня эта сложная и многолетняя работа подошла к концу, и Черниговское подворье возрождено. Открывающиеся смыслы Митрополит Волоколамский Иларион, приветствуя Святейшего Патриарха Кирилла по окончании Литургии во вновь освященном храме святых Михаила и Феодора Черниговских, отметил, что реставрационные работы в нем проходили под непосредственным наблюдением Предстоятеля Русской Православной Церкви и при участии правительства Москвы. Митрополит Иларион также курировал всю реставрацию от начала и до конца. Художники-реставраторы, занимавшиеся восстановлением внутреннего убранства храма, сегодня рассказывают, что его поддержка и помощь выручала их в критические моменты. «Был сложный период, когда и сроки поджимали, и у всех было сильное физическое и эмоциональное напряжение, — делится своими воспоминаниями Александр Чорба, заместитель директора по реставрации компании «Арт-иконник», которая занималась внутренними восстановительными работами в Черниговском храме. — Приехал владыка, прошелся по храму, посмотрел и, выходя, улыбнулся, благословил. И все пошло легче».

http://e-vestnik.ru/reports/po_molitve_c...

Сказание об убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Дмитриева Русские князья после покорения Руси монголо-татарами должны были для получения ярлыков на княжение, по вызову хана, для разбора конфликтных ситуаций являться в Орду. Такие посещения ханской ставки подчас имели трагический исход. Именно так закончилось посещение Орды в 1246 г. черниговским князем Михаилом Всеволодовичем – он, вместе со своим боярином Феодором, был убит по приказу хана. Точных сведений о том, зачем ходил в Орду Михаил, у нас нет. Вероятнее всего – для получения ярлыка на Черниговское княжество. Дочь Михаила Черниговского, княгиня Марья, вдова убитого монголо-татарами в 1238 г. ростовского князя Василька, вместе с сыновьями (один из них, Борис, упоминается в «Сказании об убиении Михаила Черниговского») установила церковное почитание Михаила и Феодора и построила в их честь церковь в Ростове. Тогда же (до 1271 г.– года смерти Марьи) было составлено краткое сказание о Михаиле и его боярине Феодоре. На основе этого краткого сказания позже было создано несколько редакций более пространного повествования о Михаиле Черниговском. Первая из этих редакций – «Слово новосвятою мученику, Михаила князя русскаго и Феодора воеводы перваго въ княжении его», автором которой назван «отец» (т. е. священник) Андрей, была написана не позже конца XIII в. В «Слове новосвятою мученику...», как и в первоначальном кратком сказании и во всех остальных редакциях этого произведения, гибель Михаила и его боярина Феодора трактуется как гибель за христианскую веру. Такое осмысление убийства черниговского князя в Орде в условиях монголо-татарского господства носило характер политического протеста. Благодаря этому рассказ о гибели русского князя, не покорившегося воле «поганых» и пожертвовавшего своей жизнью за чистоту христианства, приобретал общерусскую патриотическую окраску. Текст «Слова новосвятою мученику...» публикуется по списку пергаменного сборника XIV–XV вв.: РНБ, Софийское собрание, 1365, лл. 192–195 об. Исследование сказаний о Михаиле Черниговском и публикацию текстов см. в кн.: Серебрянский Н. Древнерусские княжеские жития. М., 1915.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово похвальное Филолога черноризца о святых великомучениках черниговских, славном Михаиле великом князе и Феодоре его советнике Подготовка текста, перевод и комментарии Н. Ф. Дробленковой, перевод Г. М. Прохорова СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ ФИЛОЛОГА ЧЕРНОРИЗЦА О СВЯТЫХ ВЕЛИКОМУЧЕНИКАХ ЧЕРНИГОВСКИХ СЛАВНОМ МИХАИЛЕ ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ И ФЕОДОРЕ ЕГО СОВЕТНИКЕ Слово похвальное Михаилу и Феодору Черниговским принадлежит выдающемуся славянскому писателю XVI в. (родом из Сербии) Льву Филологу (Черноризцу), которого неоднократно приглашали участвовать в написании для Великих Миней Четьих агиографических и риторических произведений. (Кроме Слова похвального Михаилу и Феодору Черниговским, им созданы новые оригинальные редакции Слов похвальных Савватию и Зосиме Соловецким). О сотрудничестве Льва Филолога с русскими книжниками, трудившимися над созданием Великих Миней Четьих, свидетельствует его Послание к одному из новгородских писцов, дьяку Богдану Русину – «Букви... Льва по рькло Филольга монаху Бьгьдану Русину» (Записи Богдана на Царском списке февральской Минеи см.: ГИМ, Синод. собр., 179, лл. 316, 422 об., 423). В сопроводительном Послании к оконченным им Похвальным словам Зосиме и Савватию Соловецким Лев Филолог в эмоциональных красноречивых выражениях благодарит Богдана Русина за некогда предпринятый им «долгий путь» к нему (на Афон?), сравнивая этот его подвиг с «усердием» тружеников моря, искателей жемчуга. Начиная с древнейших редакций Жития Михаила и Феодора Черниговских, их убиение в Орде трактуется древнерусскими агиографами как гибель за христианскую веру и воспринимается как патриотический протест против засилия на Руси татаро-монголов. Похвальное слово Михаилу и Феодору Черниговским отличается поэтическим мастерством, стройностью развития темы и гражданским пафосом, направленным против трех основных, по мнению автора, причин и бед, обусловивших поражение Руси в борьбе с Батыем: нравственного падения людей, погрязших в зависти, гордости и лжи. Этому он противопоставляет красоту гражданского патриотического подвига Михаила и Феодора Черниговских во имя веры в Святую Божественную Троицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  разделы   рассылка  распечатать В Неделю Крестопоклонную Предстоятель Русской Церкви освятил храм святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских в Москве Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД); архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Николай Кречетов, благочинный Москворецкого округа г. Москвы; иеромонах Иоанн (Копейкин), проректор по учебной работе ОЦАД; священник Димитрий Сафонов, секретарь Ученого совета ОЦАД; иеромонах Николай (Оно), инспектор ОЦАД; иеромонах Павел (Черкасов), помощник проректора ОЦАД по учебной работе; протоиерей Андрей Марущак, клирик Храма Христа Спасителя г. Москвы; учащиеся ОЦАД архимандрит Синесий (Викторатос) (Элладская Православная Церковь) и игумен Георгий (Станкович) (Сербская Православная Церковь); духовенство г. Москвы. Патриаршее богослужение посетили: ректор Национального исследовательского ядерного университета " МИФИ " М.Н. Стриханов; ректор Северо-Кавказского федерального университета А.А. Левитская; ректор Московского педагогического государственного университета А.В. Лубков; ректор Московского архитектурного института Д.О. Швидковский; член Высшего совета " Единой России " О.М. Бударгин. За Литургией молились преподаватели и учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры, благотворители возрожденного храма. Богослужебные песнопения исполнил Московский Синодальный хор (руководитель заслуженный артист России А.А. Пузаков). На телеканале " Союз " шла прямая трансляция богослужения. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Сергия Евтеева, клирика храма святого великомученика Димитрия Солунского в поселке Восточный г. Москвы, в сан иерея.

http://religare.ru/2_115229.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Православные праздники в октябре 2018 18 мин., 29.08.2018 Церковные праздники и дни памяти святых в календаре «Фомы» . Православные праздники 1 октября — Иконы Божией Матери, именуемой «Целительница» Иконы Богородицы  История почитания образа “Целительницы” начинается с IV века, с иконами Божией Матери, именуемой «Целительница» связано множество случаев чудесных избавлений от болезней. В этот день верующие молятся Богородице об исцелении от недугов. — Прп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (прославление 1698) — Суздаль начинает готовиться к празднованию своего юбилея Преподобная Евфросиния Суздальская (1212-1250 гг.), дочь святого князя Михаила Вселодовича Черниговского, была настоятельницей Суздальского женского Ризоположенского монастыря, прославляема за иноческие подвиги и строгое соблюдение христианского образа жизни.   Православные праздники 2 октября — Блгвв. кнн. Феодора Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина, Ярославских чудотворцев. ЯРОСЛАВЛЬ: ТОЛЬКО ФАКТЫ Благоверный князь Федор Смоленский, пребывая в столице Золотой Орды городе Сарае, женится на принявшей Православие дочери хана Менгу-Тимура Анне, которая рождает ему сыновей Давида и Константина. При его содействии в Орде веротерпимо относятся к православному христианству, строится множество храмов и монастырей. Перед смертью  князь Федор постригается в монашество. Мощи Федора Смоленского и его детей, Давида и Константина Ярославских почитаются чудотворными.   Православные праздники 3 октября — Мучеников и исповедников Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245). Святой Михаил Черниговский — мученик за веру Святой князь Михаил Черниговский почитаем как мученик. Участвовал в битве при Калке. После покорения Батыем русских княжеств, был вызван в ставку хана. Перед входом в шатер хана жрецы повелели князю пройти через священный огонь и поклониться их идолам, на что Михаил ответил: «Христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». За отказ от поклонения был подвергнут мученической казни.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Скачать epub pdf Страдание святых мучеников Михаила, князя Черниговского, и Феодора, боярина его, от нечестивого Батыя пострадавших 65 Когда какое-либо смущение и брани или иную какую пагубу видишь, не думай, что это просто проявление непостоянного мира или следствие какого-то «случая: но знай, что все это попускается по изволению Всемогущего Бога за грехи наказал, дабы согрешающие приходили в чувство исправление. Сначала Бог не сильно нас грешных наказывает, когда же не исправляемая, тогда великие наказания наводит, так же, как в древности на израильтян, на тех, кто не захотел исправляться от веревок Христова. По попущению пасли их жезлом железным, го есть римлянами, по пророчеству Даниила 66 . Малые же казни, которые сначала Господь попускает, – это мятежи, голод, напрасные смерти, междоусобные брани и тому подобное. Если же ими грешные не уцеломудряются, наводит немилостивое и тягчайшее нашествие иноплеменных, чтобы люди пришли в чувство ж обратились от путей своих лукавых, как говорит пророк: «Когда убивали их, тогда взыскали Меня» 67 . Это можно приложить и к нам, и ко всей земле Российской. Когда мы благость Всемилостивого Бога злонравием своим прогневали и благоутробие Его премного огорчили, в чувство же придти и уклониться от зла благие дела творить не захотели, тогда весь разгневался на нас Господь яростью и восхотел лютейше наказать наши беззакония казнью. Попустил придти на нас безбожным ж бесчеловечным варварам, которые зовутся татарами, и нечестивейшим и беззаконнейшим царем их Батыем. В бесчисленном множестве силы своей языческой пришли на Российскую нашу землю, в год от сотворения мира 6746, от воплощения же Бога Слова – 1238, всю силу гистианских царей и князей сокрушили и потоптали, все города разорили и всю землю гнем и мечом пленили и опустошили. Никто не мог безбожной той силе противостать, ей из-за грехов наших предал нас Бог , сказавший в пророчестве: «Если захотите и послушаете Меня, благую землю наследуете; если же не послушаете Меня, меч вас истребит» 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

16-е число Преподобного Феодора Освященного, ученика Пахомия Великого Феодор, называемый Освященным, потому что он один во всей обители имел сан священства, был любимым учеником великого учителя. С детства обнаружилось в нём призвание к исключительному посвящению себя Богу. Родившийся в богатом и знатном семействе (в округе Латопольском, в Верхней Фиваиде), он никогда не вкушал радостей – ни свойственных положению богатых людей, ни свойственных детскому возрасту, любящему игры и забавы. Ему было одиннадцать или двенадцать лет, когда, увидев однажды в доме приготовления по случаю праздника Богоявления, безотчётно уже сознававший суету земных пиршеств, он скрылся в самом отдалённом углу дома и там, припав на землю, со слезами взывал: «Боже мой! ничего я не хочу на земле... я желаю только Тебя, Твоего милосердия!» И несмотря на то, что мать уговаривала его быть и веселиться вместе со всеми, он остался один и весь день провёл в молитве... И излил же Господь на такого необыкновенного отрока – необыкновенные дарования духовные впоследствии! До 14-ти летнего возраста Феодор жил в доме родительском, посещал школу, где отличался и поведением, и успешным учением; 14-ти лет, он, с согласия родителей, удалился к пустынникам в округе Латопольском; услышав здесь о подвижнике Пахомии и об его новом учреждении, юноша пожелал жить под руководством такого учителя. Увидев его, Пахомий прозрел в нём «сосуд избрания, полный Духа Божия». Принял Феодора, как добрый отец, и с самого начала относился к нему, как к сыну и как к любимому своему ученику. Вскоре беспредельно-ревностным подвижничеством Феодор оправдал ожидания Пахомия. Особенно отличался он чистотой сердца, строгим соблюдением молчания и безукоризненным повиновением. Преуспевая на иноческом пути, он так всецело отрешился от всего мирского, что даже не пожелал встретить мать свою, пришедшую в обитель, чтобы повидаться с сыном. Но эта суровая твёрдость искреннего отрешенца от мира не могла обратиться во зло... напротив, она привела к тому, что и мать его – ради того, чтобы не лишиться надежды увидеться с сыном, решилась поселиться в женском монастыре, основанном преп. Пахомием. – Братья Феодора – Пафнутий и Макарий, по примеру его, также поступили в Тавеннскую обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

27-е число Св. священномуч. Ферапонта За обращение язычников в христианство претерпел истязания от игемона Иулиана в Сарде Ливийской, Синаоне Фригийском и Анкире Галатской; скончался в области Фракийской в Лидии, близ реки Ермы, при Валериане, в 259 г., после многих истязаний – отсечением главы. Между прочими истязаниями он был привязан к четырём сухим кольям, вбитым в землю, и в таком положении ему наносили такие удары, что кости его обнажились и земля облита была его кровью. Колья те прозябли, произрастили ветви и листья и сохранились в виде деревьев, листья которых источали чудные исцеления... Св. мученицы Феодоры девицы и Дидима воина, страдавших в 304 г Не было пределов изощрению истязаний, которым подвергались мученики за веру Христову. Но ни перед чем не уступало их мужество. Господь бодрствовал над ними и проявлял чудное хранение там, где испытание превышало меру сил человеческих. Так и Феодору, молодую, прекрасную девицу знатного рода – защитил Он, когда слепое, беспощадное озлобление посягало на святейшую из святынь – её девическую честь... Преданная в жертву насилию за то, что твёрдо исповедовала веру в Евангельскую истину, Феодора была чудно избавлена от предстоявшего ей бедствия христианином – воином Дидимом, который, смело пробившись через толпу в позорный дом, куда насильно привели мученицу, предложил ей, переменившись с ним одеждой, скрыться под видом воина, а сам остался здесь вместо неё... Итак, не имевшую другого оружия, кроме молитвы – Господь защитил. Но когда обнаружился святой обман Дидима, то он был осуждён на смертную казнь. Узнав об этом, Феодора не пожелала быть виновницей его смерти и стала убеждать Дидима, что он не должен умирать за неё и что она сама должна и желает принять мученическую смерть за Христа. Но и Дидим не пожелал отказаться от мученического венца... – Если так, то всё же пусть я первая пойду под меч, – продолжала убеждать Дидима Феодора, – а ты после меня будь мучеником Христовым... Останься ты после меня, но не я после тебя... Ты сохранил меня от гибели, которая снова может предстоять мне... Предпошли же меня чистой ко Христу...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

9-е Св. священном. Панкратия, епископа Тавроминского Панкратий святой, уроженец Антиохийский, в юности был с родителем своим в Палестине и слышал и учение Христово; по вознесении же Спасителя, когда в Антиохию прибыл некто из Апостолов, крестился вместе с родителем своим (около 40 года), и в 45 году поставлен Апостолами Петром и Павлом во епископа Сицилийскому городу Тавромину. Прибывши в Тавромин, он, обличая бессилие идолов и проповедуя спасение во Христе, постепенно обратил к святой вере многих граждан и устроил церковь . Когда же стала множиться паства его, некто Архаган, родом Хананеянин (из Африканских Финикиян), пригласивши его в языческое капище бога Скамандра, бросил через отверстие пола в горную расщелину, а другие язычники забросали его там камнями. В настоящее время мощи его почивают в Риме. Преп. Феодора, епископа Едесского, и с ним иных угодников божиих Феодор был сын благочестивых родителей – Симеона и Марии, живших в г. Едессе. Он был испрошен ими у Бога великими молитвами и назван именем Феодора, что значит: дар Божий, по бывшему им ещё до рождения сына видению о нём. Обрадованные и благодарные Богу за исполнение молитвы их, Симеон и Мария все свои старания употребили, чтобы воспитать в нём преданного Богу христианина. С самого раннего возраста начали они обучать его и грамоте, но долго это обучение шло безуспешно; мальчик сам сознавал и огорчался своей неспособностью к учению; между тем, получив уже понятие о Боге и о том, что Богу всё возможно, он усердно молил Бога дать ему разум и понятливость, и действительно, в чём не могли помочь ему даже любящие родители, в том явился помощником Сам Бог , с любовью принимающий детскую молитву. Феодор скоро обогнал даже в учении всех своих сверстников. Феодору не было ещё 20-ти лет, когда скончались его родители. Половину оставшегося после них имения он отдал сестре своей (матери Василия, епископа Амасийского, описавшего впоследствии житие дяди своего Феодора), остальную же часть раздав бедным, удалился в Иерусалим, где вскоре принял пострижение в лавре св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИЛОВСКАЯ ГРУППА НЕПОМИНАЮЩИХ («Даниловская оппозиция»), распространенное в церковно-научной лит-ре обозначение архиереев РПЦ, близких к настоятелю Данилова во имя прп. Даниила Столпника московского муж. мон-ря Волоколамскому архиеп. Феодору (Поздеевскому) , к-рые не приняли «Декларацию» 1927 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского , впосл. Патриарх) и прекратили его поминовение за богослужением (см. ст. «Непоминающие» ). В 1-й пол. 20-х гг. XX в. вокруг Данилова мон-ря и архиеп. Феодора, авторитетного ученого-богослова, бывш. ректора МДА, существовало многочисленное сообщество пребывавших в Москве архиереев. В этот круг входили митрополиты Новгородский Арсений (Стадницкий) и Варшавский сщмч. Серафим (Чичагов) , архиепископы Угличский сщмч. Серафим (Самойлович) , Черниговский Пахомий (Кедров) , Иркутский Гурий (Степанов) и др. Связанные с Даниловым монастырем архиереи активно выступали против обновленчества и вмешательства гос-ва в дела Церкви. После освобождения из-под ареста в июне 1923 г. Патриарха свт. Тихона среди епископата РПЦ возникли разные суждения о целесообразности продолжения управления Церковью Патриархом, к-рый по-прежнему находился под угрозой суда. Однако на состоявшемся вскоре в Даниловом мон-ре архиерейском совещании архиереи-«даниловцы» настояли на обращении к Патриарху с просьбой остаться во главе Церкви. Позиция «даниловцев» послужила основанием для Патриарха выразить даниловскому настоятелю признательность (Акты свт. Тихона. С. 737-738). Уважавший и ценивший архиеп. Феодора Патриарх Тихон предлагал ему должность управляющего Ленинградской епархией. Архиеп. Феодор отказался от этого назначения. Видимо, на это решение повлияло неодобрение архиеп. Феодором проводимой Патриархом Тихоном после освобождения более гибкой линии в отношениях с властями и, в частности, допущение возможности переговоров с обновленческим синодом. Против такой возможности архиереи-«даниловцы» активно выступили на состоявшемся в кон. сент. 1923 г. в Донском мон-ре архиерейском совещании, большинством голосов отвергнувшем предложение о компромиссе с обновленцами. Самостоятельная позиция архиеп. Феодора и его сторонников дала основание Патриарху шутливо назвать их «конспиративным Синодом» ( Цыпин. С. 105). Однако не следует считать, что архиеп. Феодор и единомышленные ему архиереи образовали какой-то самочинный орган церковного управления, существовавший одновременно с учрежденным Патриархом Временным Священным Синодом , и создали к.-л. структуры, обособленные от Патриаршей Церкви. «Оппозиционность» архиереев-«даниловцев» выражалась в полемике, не выходившей за пределы канонического повиновения Патриарху.

http://pravenc.ru/text/171335.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010