Месяцеслов Месяц сентябрь 1. Начало индикта, сиречь новаго лета. Преподобнаго отца нашего Симеона Столпника и архимандрита (459) и матери его Марфы (ок. 428). Святаго мученика Аифала диакона (380). Святых мучениц 40 дев постниц и мученика Аммуна диакона, учителя их (IV). Святых мученик Каллисты и братий ея Евода и Ермогена (309). Праведнаго Иисуса Навина (XVI в. до Р. X.). Собор Пресвятыя Богородицы в Миасинстей обители (обретение Ея иконы, 864). Икон Божия Матери: Черниговския-Гефсиманския (1869), Александрийския и именуемыя «Всеблаженная» (в Казани). 2. Святаго мученика Маманта, отца его Феодота и матери Руфины (III). Преподобнаго Иоанна постника , патриарха Цареградскаго (595). Преподобных Антония (1073) и Феодосия (1074) Печерских. Святых мучеников 3628 в Никомидии (III–IV). Иконы Божия Матери Калужския (1748). 3. Святаго священномученика Анфима, епископа Никомидийскаго, и с ним мучеников Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302). Преподобнаго Феоктиста, спостника Великаго Евфимия (467). Блаженнаго Иоанна Власатаго, Ростовскаго чудотворца (1580). Святыя Фивы диаконисы (I). Святыя мученицы Василиссы Никомидийския (309). Священномученика Аристиона, епископа Александрийскаго. Святителя Иоанникия, патриарха Сербскаго (1349). Иконы Божия Матери Писидийския. 4. Святаго священномученика Вавилы, епископа Великия Антиохии, и с ним трех отроков мучеников: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (251). Святаго пророка и Боговидца Моисея (1531 до Р. X.). Святителя Иоасафа, епископа Белгородскаго (обретение мощей, 1911). Мученицы Ермионии, дщери апостола Филиппа диакона (ок. 117). Мученика Вавилы Никомидийскаго и с ним 84 отроков (IV). Мучеников Феодора, Миана, Иулиана и Киона (305–311). Иконы Божия Матери, именуемыя «Неопалимая Купина» (1680). 5. Святаго пророка Захарии и праведныя Елисаветы, родителей святаго Иоанна Предтечи (I). Преподобномученика Афанасия Брестскаго (1648). Убиение благовернаго князя Глеба, во святем крещении Давида (1015). Мучеников Фифаила и сестры его Фивеи (или Вивеи) (98–138). Мученика Сарвила. Мученицы Раисы (или Ираиды) (ок. 308). Мучеников Иувентина и Максима воинов (361–363). Мучеников Урвана, Феодора, Медимна и с ними 77 мужей от церковнаго чина, в Никомидии пострадавших (370). Мученика Авдия (или Авида, в Персии, V).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Небесное воинство. Образ и почитание Фотогалерея На исходе X столетия Русь открыла для себя новую веру, даровавшую восточному славянству письменность, каменное зодчество, мир изобразительного искусства и книжной премудрости. Окончательным разрывом с язычеством русские земли обязаны святому равноапостольному князю Владимиру, принявшему крещение вместе со своей дружиной в крымском Херсонесе в 988 году. С самого начала христианская вера была неразрывно связана с примерами благочестия воинов-мучеников и благоверных правителей. Для русских людей, вместе с новыми именами прославленных общехристианских воинов-мучеников Георгия и Димитрия, Феодора Стратилата и Феодора Тирона, Меркурия и Мины, Андрея Стратилата и Никиты Бесогона, Иоанна Воина и Уара открывались новая история и новая образность. Особым ореолом почитания был окружен архистратиг (глава) всего Небесного воинства – архангел Михаил. К плеяде святых воинов вскоре присоединились и русские праведники: благоверные князья, стяжавшие бессмертную славу ценой собственного мученичества (сыновья Крестителя Руси – Борис и Глеб, павший в битве с монголами великий князь Владимирский Юрий Всеволодович, погибший в Орде князь Михаил Черниговский) или защитой православного народа (великие князья Александр Невский и Дмитрий Донской). Имена архангела Михаила, святых воинов-мучеников и русских благоверных князей давали младенцам при крещении, к их заступничеству обращались в дни войн и бедствий, в их честь строили приходские храмы и величественные соборы. Образы святых воинов заняли выдающееся место в русском искусстве: они возникали на фресках и иконах, в нагрудных образках и в скульптуре, на оружии и создаваемом женскими руками лицевом шитье. Выставка, рассказывающая о святых воинах в русском искусстве на протяжении тысячелетнего периода – от домонгольского времени до XX столетия, – объединяет более ста тридцати произведений иконописи, скульптуры, светской живописи, нумизматики, фалеристики, оружейного дела и ювелирного искусства. Экспозиция в Одностолпной палате Патриаршего дворца включает семь тематических разделов, посвященных архангелу Михаилу, наиболее известным воинам-мученикам – святым Георгию, Димитрию Солунскому и Феодору Стратилату, а также русской княжеской святости и благочестию.

http://pravoslavie.ru/153039.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Память святых мучеников и исповедников благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора всегда бывает накануне отдания праздника Воздвижения Креста Господня. Они пострадали в середине XIII века (1245 год) после того, как русская земля оказалась под татарским игом. Чтобы получить от хана Батыя ярлык на княжение, надо было поклониться кусту и огню, как требовал этого языческий обычай. Но святой благоверный князь Михаил и болярин его Феодор предпочли смерть за Христа, верность Ему, нежели те блага, которые обещало им отступление от Господа. Очень важно в этом событии — то, что многие князья, весьма достойные, уважаемые народом, уговаривали благоверного князя Михаила и болярина его Феодора, чтобы они поклонились, как требовали от них, а потом плюнули на эту мерзость, и продолжали жить как христиане. Они добавляли, что возьмут этот грех на себя: «Вы так нужны русским людям, что стоит ли из-за какого-то идола жертвовать своею жизнью?» Христос говорит в Евангелии, что жизнь без Него не имеет никакой цены, что бы человек ни приобретал. Она не имеет никакого значения, чего бы человек ни достигал: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16, 25). Все перевернуто как будто, но все предельно ясно. Оказывается, погублением души — то есть смертью за Господа — человек может приобрести больше, чем всеми трудами и подвигами, которые он совершал в жизни. И так бывает очень часто. Так и было с этими святыми, которые своею смертью спасли русскую землю. Известно, что татаро-монголы были не столь жестокими по отношению к христианской Церкви, по сравнению с тем, что пришлось нам наблюдать в последующей истории. Почему? Ведь первоначально они были настроены совсем по-другому и требовали от русских князей, от всех православных христиан, с которыми они вступали в общение, обязательного поклонения языческим идолам. Однако видя, как люди предпочитают смерть поклонению идолам, хан Батый поколебался в своей решимости и отменил прежнее распоряжение.

http://moral.ru/st-michail-chernigov/

Рязань Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 54.629565; 39.741917 Россия, Рязань Рязань, Рязанская область Россия Общее описание [ править править код ] Объективно Центр области в 195 км к юго-востоку от Москвы. На р. Трубеж. Население – 540 тыс. человек. Субъективно Расположение города – на пути восточных завоевателей – обусловило его трагическую историю, отсутствие наиболее древних зданий, богатство святых и святынь. Рязанский кремль, хотя и не имеет стен, – один из прекраснейших на Руси. Кремль и Троицкий монастырь – достаточные основания для посещения города. Минимальное время знакомства с Рязанью и Свято-Иоанно-Богословским монастырём – два дня. История города [ править править код ] Старая Рязань [ править править код ] Рязань была основана Святославом Ярославичем Черниговским около 1060 г. при впадении р. Серебрянки в Оку. Полагают, что «Рязань» произошло от «эрзя» – названия мордовского племени. В 1127 г. Рязань отделилась от Чернигова в составе Муромо-Рязанского княжества, а по смерти первого муромо-рязанского князя Ярослава Святославича постепенно обретала самостоятельность, в сражениях отстаивая её от притязаний Суздаля. В Рязани проживало тогда около 7000 человек – столько же, сколько в Киеве. В 1213 г. Рязанское княжество стало «великим», т. е. самостоятельным. Город был обнесён стенами высотой более 10 м в виде бревенчатых срубов, между которыми была насыпана земля. Кроме храмов, было два собора – княжеский Борисоглебский и кафедральный Успенский. Рязань была первым русским городом на пути орды Батыя, шедшей покорять Европу в 1237 г. Великий князь Владимирский Георгий отказал Рязани в помощи. Тогда в ответ на требование десятой доли рязанский князь Юрий Игоревич послал к Батыю сына Феодора с дарами. Батый же потребовал от Феодора его супруги Евпраксии, о красоте которой был наслышан. Феодор Юрьевич, согласно «Повести о разорении земли Рязанской», ответил: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь». И тут же был убит. Евпраксия, узнав о смерти мужа, бросилась из высокого терема с младенцем Иваном в руках и убилась.

http://azbyka.ru/palomnik/Рязань

Святитель Алексий родился около 1300 года в семье боярина Феодора Бяконта, представителя родовитой черниговской фамилии, который вместе со своей женой Марией перебрался из разоренной татарами Черниговщины в набиравшую силу Москву, ко двору св. князя Даниила Александровича. Вновь на примере святого Алексия мы видим, как западно-русские выходцы в это время трудятся ради единства Русской земли и Русской Церкви. Феодор Бяконт стал впоследствии родоначальником многих знатных русских фамилий: Плещеевых, Бяконтовых, графов Игнатьевых и прочих. Боярин пользовался такой благосклонностью св. князя Даниила, что крестным отцом одного из его многочисленных сыновей, нареченного Симеоном-Елевферием, стал молодой княжич Иоанн Данилович, будущий Калита. Впоследствии крестного и крестника связывали тесные узы дружбы. Уже в молодые годы Елевферий (в древне-русской транскрипции - Алферий), получивший блестящее образование и даже знавший греческий язык, проявил склонность к монашеству. В двадцатилетнем возрасте он стал монахом в Богоявленском монастыре, что в Китай-городе. Обитель эта впоследствии стала местом упокоения Феодора Бяконта и его многочисленных потомков, почитавших за честь быть ктиторами Богоявленского монастыря. Свыше двадцати лет провел будущий святитель простым монахом в этой московской обители. Он обращал на себя внимание своими аскетическими подвигами, отличался воздержанием. Здесь же он продолжал совершенствовать свое образование. О молодом подвижнике узнали великий князь Симеон Гордый и митрополит Феогност. Он был вопреки своему желанию и устремлению к тихой монашеской жизни приближен ко двору, чему немало способствовало его знатное происхождение. Около 1340 г. Феогност сделал Алексия своим митрополичьим наместником во Владимире. А когда в 1350 г. Первосвятитель заболел, он принял решение ходатайствовать перед патриархом Константинопольским о поставлении Алексия на митрополию в случае своей кончины. Ставший горячим патриотом Руси и приверженцем объединительного курса Московских князей Феогност тем самым хотел обеспечить продолжение уже четко оформившегося к тому времени союза между великокняжеской властью и митрополией всея Руси. Не дожидаясь ответа из Царьграда, Феогност совершил в 1352 г., незадолго до своей кончины, хиротонию Алексия во епископа Владимирского. Поскольку к этому времени во Владимире уже более полувека не было собственных архиереев, а город с прилежащей областью входил в митрополичий округ, такая титуляция Алексия должна была свидетельствовать о том, что как викарий митрополита он является его официальным преемником.

http://sedmitza.ru/lib/text/436254/

Слово об убиении злочестивого царя Батыя Подготовка текста, перевод и комментарии Н. Ф. Дробленковой Как принято считать, «Слово о убиении злочестивого царя Батыя» (или: Сказание, Повесть) принадлежит перу известного мастера красноречия Пахомия Серба (Логофета), писателя XV века (ум. после 1484 г.), родом славянина. Афонский монах, приехавший в Россию по приглашению, он долгие годы жил и работал в Новгороде и Москве, в Троице-Сергиевом и Кирилло-Белозерском монастырях и является автором и создателем новых редакций Житий (Сергия Радонежского, князя Михаила и боярина Феодора Черниговских, Кирилла Белозерского, Варлаама Хутынского и других), Похвальных слов, переводов и служб. По мнению исследователей Н. Серебрянского и Г. М. Прохорова, в 1470-х гг. (до 1473 г.) Пахомий создал свою редакцию Слова о житии Михаила и Феодора Черниговских, внеся в его начало летописное известие о том, что князь Михаил приказал умертвить прибывших в Киев послов хана Батыя, а к концу Жития присоединил «Слово о убиении злочестиваго царя Батыя» в Венгрии и завершил таким образом свой композиционный замысел – о возмездии Божьем, постигшем злочестивого царя. Композиция эта была сохранена при составлении Великих Миней Четьих с тем отличием, что в раннем Софийском списке оба текста еще принадлежали Пахомию Сербу, а в более поздних, пространных Успенском и Царском списках (под 20 сентября) перед Словом Пахомия о убиении Батыя был включен новый текст Слова похвального Михаилу и Феодору Черниговским, написанный Львом Филологом. В основе Слова о убиении Батыя – контаминация о событиях, получивших отражение в устных легендах о венгерских королях, в исторических легендарных сказаниях книжного происхождения и устных югославянских песнях о Батые. Созданное в конце XV века, Слово о убиении Батыя было включено не только в Великие Минеи Четьи, но и в состав русских летописей (под 1247 г.), и в Хронографы. Текст Слова об убиении Батыя публикуется по Успенскому списку сентябрьской Минеи – ГИМ, Синод. собр., 980(784), лл. 599–600.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление. Литература «обобщающих предприятий» Летописец Поучение святого отца Феодора, игумена Студийского, о том, чтобы не терять надежды на Божию милость из-за своих грехов Слово похвальное Филолога черноризца о святых великомучениках черниговских, славном Михаиле великом князе и Феодоре его советнике Слово об убиении злочестивого царя Батыя В тот же день празднуем Покров Святой Богородицы. О видении святого Андрея и Епифания, когда видели они в воздухе святую Богородиц Слово похвальное честному Покрову пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Творение смиренного иеромонаха Пахомия От жития преподобного отца Саввы, который жил над Вишерою-рекою и там общежительный монастырь создал. Сочинено священноиноком Пахомием Житие и подвиги преподобного отца нашего игумена Никона, ученика блаженного Сергия чудотворца Освящение церкви святого мученика Георгия, что в Киеве, пред вратами святой Софии Отца нашего Святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинополя, Слово на Рождество Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа Воспоминание творим святого Богоявления Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа В этот день житие и подвиги преподобного отца нашего Макария чудотворца, игумена, создавшего обитель Святой Живоначальной Троицы, Колязино именуемой Того же месяца в 25 день творим воспоминание Божественного Благовещения Пресвятой Богородицы Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего епископа в Перми, составленное преподобным во священноиноках отцом нашим Епифанием В лето 6985 (1477) мая 1 преставился преподобный игумен Пафнутий за час до ночи... Слово об Антонии черноризце, бывшем в Руси, основателе Печерского монастыря Слово из патерика (о том), как полезно трудиться своими руками Перенесение мощей святого и преподобного отца Николы чудотворца архиепископа Мирской Ликии в Бар град Память святого Сидора, юродивого Христа ради, по прозвищу Твердислов, ростовского чудотворца Житие и жизнь святого отца нашего Исайи епископа ростовского чудотворца Слово (о том), как подобает в церкви стоять со страхом и боязнью Слово из Патерика о пьянстве Память благоверного царя Константина и матери его Елены Мучение святого и прославленного великомученика Христова Гергия Нового, пострадавшего в болгарском городе Средце Преподобного и богоносного отца нашего и исповедника Феодора, игумена Студийского, слово похвальное на рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна Слово о Мартине монахе, что пребывал в Турове в церкви Святых Мучеников, живя один во Боге Деяние и мучение святых и славных и всехвальных апостолов Петра и Павла Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Из Степенной книги царского родословия Повествование о святом благочестии первых российских властодержцев Житие...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10-е Свв. мучч. Терентия, Африкана, Максима, Помпея, Зинона, Александра, Феодора, Макария и прочих с ними Сказание о св. муч. Терентии и дружине его (в числе 40 человек) и пострадавших во время гонения от Декия, в III веке, очень древнее. Существует предположение, что оно получено в Греческой Церкви в IV-м стол. вместе с мощами Терентия и Африкана, перенесёнными 22-го сентября, при императоре Феодосии Великом, в церковь св. Евфимии, в Петре – в северной части Константинополя. Об этом перенесении говорит Феодор чтец 89 . По вышеупомянутому сказанию известно, что сорок христиан: Терентий, Африкан, Максим, Помпей, Зинон, Александр, Феодор, Макарий и другие, имена которых не сохранились до нашего времени, пострадали в Африке, за исповедание Иисуса Христа и сопротивление их принести жертвы идолам, к чему принуждаемы они были правителем Африканской провинции Фортунатом – на основании указа Декиева. Объявив всенародно указ императора, Фортунат выставил при этом и орудия казни для устрашения христиан и действительно повлиял этим на слабейших из них... но встретил непреклонное сопротивление в Терентии и дружине его, «не убоявшихся убивающих тело, но душу убить не могущих». – Все вы, кажется, люди взрослые и разумные, – попытался убедить их Фортунат, – как же можете вы называть Царём и Богом человека, которого Иудеи распяли, как злодея? – Если бы ты знал силу Христа распятого, – отвечал ему за всех бывших с ним Терентий, – то ты отказался бы от заблуждения своего и сам стал бы служить Ему, потому что Он – Сын Божий милосердый и милостивый. Благоволением Бога Отца Своего сошёл Он на землю и, соединив Божество своё с человечеством, претерпел добровольно крестную смерть для нашего спасения... – «Поклонитесь лучше богам! – настаивал закоренелый язычник, – иначе вы все погибнете в жестоких мучениях» ... – «Напрасно думаешь устрашить нас, – возразил Терентий, – мы уже сказали тебе, что мы – христиане. Было бы безумием бояться смерти, через которую открывается для христиан жизнь блаженная – бесконечная... На Христа возложили мы надежду нашу и не боимся мучений, потому что веруем, что останемся победителями» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

11-е Святого великомученика Мины Мина, родом Египтянин христианской веры, служил в войске, но когда изданы были указы Диоклитиана против исповедующих христианство , оставил военную службу и в пустыне угождал Богу. Однажды в городе Котуане совершался праздник языческий, сопровождавшийся, по обычаю, пьянством и распутством. Среди неистовой толпы появился Мина и стал обличать идолопоклонников. Его узнали сослуживцы, и градоначальник, после краткого допроса, велел отвесть его в тюрьму. В следующее утро его вывели на суд, и градоначальник, не могши преклонить его к нечестию словами, приказал бить его воловьими жилами и жечь тело огнем. Наконец оказал: «Мина! выбирай одно из двух: или будь нашим, и мы перестанем тебя мучить, или оставайся Христовым и гибни». Мина отвечал: «я был Христовым, остаюсь и останусь Христовым». Тогда велено его влачить по земле, усыпанной крючками, трезубцами и гвоздями железными, наконец обезглавить и сжечь (304 года). Это было во Фригии. Некоторые останки тела его собраны верными и принесены в Египет, в отечество его – в город Александрию, и положены в честном месте, на котором впоследствии устроена и церковь (см. жизнь св. Аполлинарии 5-го января). Преподобного Феодора Студита Феодор, по прозванию Студит, как восстановитель и настоятель впоследствии Студийского монастыря 163 , – родился в Константинополе в 758 году и стараниями своих благородных и богатых родителей получил хорошее многостороннее образование, которое самостоятельно, при помощи избранного чтения, значительно дополнил и утвердил. Усовершенствовавшись вместе с тем и в благочестии, Феодор на 32-м году своей жизни вместе с супругою своею Анною решились посвятить себя иноческой жизни. Удалясь вместе с своим родным дядею по матери – Платоном (пам. его – 5-го апреля) – в уединенное место, пленившее их своим живописным положением – Саккудиан, близ Константинополя, Феодор под руководством благочестивого Платона, участвовавшего на 7-м Вселенском соборе, предался здесь самым строгим подвигам иночества и притом ревностно продолжал изучать священное Писание, толкования св. отцов и творения Василия Великого . Заслужив своею святою жизнью общее уважение и любовь и посвященный в пресвитера, Феодор еще при жизни своего дяди, хотя и против своей воли, был избран игуменом, как самый достойный и способный для управления обителию и самый желательный для руководства братиею, признанный всеми единодушно, подвижник. И действительно, с неутомимым и беспредельным усердием предался Феодор новой деятельности; под его влиянием строго соблюдались монастырские уставы и быстро подвигалось внутреннее устройство монастыря. Между тем, вскоре предстоял ему новый подвиг... подвиг противодействия нарушителям правды и истины Христовой, подвиг самопожертвования в борьбе с сильными мира, и не устрашился, не уклонился от него строгий ревнитель Божиего закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

16-е Празднование Феодоровской Костромской иконы Богородицы Феодоровская-костромская икона Богородицы называется Одигитрия. По сказанию предания она написана св. ев. Лукою, с начала XII века находилась в часовне вблизи города Кидекша. Псковский князь, Георгий Всеволодович, устрояя этот город, по желанию жителей, хотел перенести сюда образ. Но когда, по окончании молебного пения, приступили взять образ: то не могли сдвинуть с места. Князь заключил, что Богоматери угодно своею иконою здесь пребывать и он в 1164 году основал обитель, известную ныне под именем Городецкой-Феодоровской, по имени Городца, города Нижегородской губернии, и храма во имя Феодора Стратилата. В соборном храме этого монастыря, до разорения Городца в 1238 году татарами при Батые, Феодоровская икона находилась запрестольною. В 1239 году, августа 16 дня, костромской князь Василий Георгиевич Квашня был на охоте. Вблизи того места, где стоял князь с небольшою свитою, пробежал зверь: князь погнался за ним; заехал в чащу леса и вдруг прямо пред собою увидел на сосновом дереве икону Богоматери; изумленный видением, князь сошел с коня и хотел взять икону; но она поднялась на воздух. Князь повергся на колена и долго молился пред явленною иконою. Она спустилась на прежнее место. Князь немедленно отправился в Кострому и возвестил о чудесной иконе протоиерею и священникам, в присутствии множества граждан. Духовные в священных одеждах, с иконами, крестами, кадилами и свечами, по указанию князя, отправились к месту явления, воспевая молебные пения. Пришедши на указанное князем место, действительно все увидели икону Богоматери на сосновом дереве. Совершив пред нею молебное пение, все пали пред нею на колена. Восстав от земли, священники приступили к иконе, невозбранно взяли ее на руки свои и отправились в город. Жители города вышли навстречу Богоматери и с умилением припадали пред нею. Икона внесена была в соборный костромской храм. Слух о явлении и перенесении в Кострому иконы Богоматери разнесся по окрестностям города и отовсюду стеклись бесчисленные толпы народа на поклонение ей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010