2871. Л. 1–2. Цит. по: Фомин С.В. Указ. соч. С. 34. 991 РГАЛИ.Ф. 487. Оп. 1.Д. 137.Л. 9. Записки, поданные С.Ф. Хромовым в 1881 г. К.П. Победоносцеву , опубликованы: Бренников Н. Тайна Томского старца: неизвестные документы//Русская провинция (Новгород). 1994. 4. С. 75–77. См. также: Фомин С.В. Указ, соч. С. 36–40. 992 РО РГБ. Ф. 23. К. 8. Д. 1. Л. 25–25об. («Содержание» и продолжающий его «Список» опубликованы: Чудеса, связанные с праведным старцем Феодором Кузьмичом/Записи С.Ф. Хромова. Публикация М.М. Громыко//Традиции и современность. 2006. 4. См. также Приложения к данной работе). 996 Сказание о жизни и подвигах великого раба Божия старца Феодора Кузьмича, подвизавшегося в пределах Томской губернии с 1837 года по 1864 год. 3-е изд. М., 1894. Воспроизведено в книге: Император – старец Феодор Кузьмич. М., 2002. С. 205 (далее – Сказание…). 999 Цит. по: Ланге Е.В. Александр I и Федор Кузьмич//Записки русской академической группы в США. Нью-Йорк, 1980. Т. XIII. С. 297. 1002 Жерве В.В. Генерал-фельдмаршал Великий Князь Николай Николаевич Старший. Исторический очерк его жизни и деятельности. 1831–1891. СПб., 1911. С. 60. 1003 Жерве В.В. Указ. соч. С. 38. Молодой полковник Э.И. Тотлебен, защитник Севастополя, писал своей жене: «Я совершенно очарован личностью наших Великих Князей и их рыцарскими воззрениями; при этом они невольно приковывают к себе всех своим замечательным свободным и искренним обращением». Кроме основных своих военно-инженерных обязанностей, Николай и Михаил Николаевичи заботились о раненых и больных в лазаретах и на поле сражения. Они покинули Севастополь лишь в связи со смертью отца. «Да поможет милостивый Бог , – писал Э.И. Тотлебен, – отцу каждого семейства так воспитать своих детей, как удалось наше му великому Государю образовать в своих детях ум, сердце и душу» (Там же. С. 39–40, 43). 1004 Отец великой княгини Александры был сыном Екатерины Павловны, дочери императора. Он «пользовался известностью широкого филантропа», и заслуги его были отмечены постановкой ему памятника на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге в 1889 г., с надписью: «Просвещенному Благотворителю» (Царственная инокиня.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Боготол, город. Церковь Николая Чудотворца (старая). Никольская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты «Между этими улицами (Вокзальной и Деповской) располагалась боготольская церковь Св. Николая Чудотворца, построенная на средства фонда имени Императора Александра III. По воспоминаниям старожилов, была она деревянной и очень красивой. В праздники сюда собирался народ из ближайших деревень. При советской власти церковные службы были прекращены, а в здании храма расположилась железнодорожная пекарня. В середине XX века церковь снесли. Сейчас на этом месте располагается автовокзал и сеть магазинов». А вот какие новые факты истории нам удалось узнать из «Справочной книги по Томской епархии за 1909/10 год», изданной в Томске в 1911 году и хранящейся в Томской областной универсальной научной библиотеке имени А.С. Пушкина. Как видим из книги, церковь на станции Боготол была построена в 1899 году. Церковь была деревянная, трехпрестольная: главный престол во имя Святителя и Чудотворца Николая, придельные – во имя Святого Благоверного князя Феодора и детей его Давида и Константина и в честь Святой Мученицы Клавдии. В состав прихода входили вокзал и поселок при железнодорожной станции Боготол, деревни Серебрякова в 7 верстах, Вишнякова, Катеюл и Михайловка – все в 12 верстах. Прихожан «обоего пола» 1928 человек. Причта по штату – один священник, дьякон и один псаломщик. Интересно, что священник Аркадий Иванович Коронатов, указанный в справочной книге, судя по дате строительства церкви и его назначения – был первым священнослужителем. Церковная библиотека состояла из 70 книг. Как можем узнать из этого источника, на станции Боготол в те годы было двухклассное железнодорожное училище с 7 отделениями, а в поселке при станции Боготол - училище гражданского ведомства. http://ok.ru/bogotolsky/topic/151576251227052 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=49583

    «В пределах Томской губернии с 1837 по 1864 год подвизался старец под именем Феодора Кузьмича – личность очень замечательная», – писал в 1891 году епископ Петр (Екатериновский) 123 . Таинственностью овеяна личность этого великого сибирского старца. Имя, под которым он прибыл в Зерцалы, как осужденный бродяга, так и осталось за ним. Феодор Кузьмич «всячески избегал разговоров о своем происхождении» 124 . Во время тяжелой болезни старца (за пять лет до его кончины), «С.Ф.Хромов обратился к нему с вопросом – не откроет ли он ему кто он? «Нет, – ответил Феодор Кузьмич, – это не может быть открыто никогда» 125 .» Вот уже 144 года прошло со дня кончины Феодора Кузьмича, но и сегодня нельзя сказать, кем был праведный старец до своего появления в Сибири. До настоящего времени существует мнение о том, что сибирским старцем Феодором стал император Александр I Благословенный, однако окончательно это не доказано, хотя ученые неоднократно пытались приоткрыть завесу этой тайны. Однако именно сибирский период жизни Феодора Кузьмича явил нам святость этого человека. Возможно, тайна сибирского старца должна остаться тайной, потому что «это не может быть открыто никогда», как сказал сам святой. В 1984 году Феодор Кузьмич был канонизирован Русской Православной Церковью, как Ефаведный Феодор Томский в составе Собора Сибирских святых. Память святого праведного Феодора Томского совершается: 10/23 июня в Соборе Сибирских святых, 20 января2 февраля 1864 года – день кончины, 22 июня5 июля – обретение мощей святого 126 . Святые мощи угодника Божия были обретены 5 июля 1955 года в Томском Богородице-Алексеевском монастыре и помещены в Казанском храме монастыря. «Частная жизнь Феодор а Кузьмича отличалась особой строгостью, правильностью и воздержанностью. Обстановка всех его маленьких келий указывала на крайнюю неприхотливость самого хозяина. Жесткая постель, две или три скамейки и небольшой столик – составляли всю его мебель. В правом углу висело несколько образов: Печерской Божией Матери, маленький образок Александра Невского и другие. На столе стояло небольшое распятие, лежало Евангелие, акафист Живоначальной Троице, Псалтирь, маленький Киево-печерский молитвенник и книжка под заглавием «Семь слов на Кресте Спасителя» 127 .» Спал старец на голой доске, подушку ему заменял деревянный тесаный чурбан.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Итак, монастырь служил панихиды или литии ежедневно в часовне и каждое воскресенье – в келье. Так относились здесь к этому святому. Отец Поликарп отметил и почитание мирян: «Жители г. Томска очень чтили Старца, как подвижника. Они твердо были уверены, что это был бывший Император Александр Павлович I. Иногда из Императорского Дома приезжали к Старцу высокопоставленные лица (в виде простых посетителей) и обращались к нему за советами и молитвами при трудных обстоятельствах» 1096 . Архимандрит Поликарп рассказывал о том, как почитали старца в 1908–1912 гг., много позднее, по воспоминаниям. Сведения его подтверждаются источником совсем иного рода – целенаправленными сборами материала кружком томских почитателей Феодора Кузьмича 1097 . В их книге есть на этот счет интересное дополнение– об обычае призванных на войну получать благословение на могиле старца и связи этого обычая с уверенностью в том, что старец был императором. «Ореол благоговения сияет вокруг могилы Феодора Козьмича, – пишет Н.А. Гурьев. – Старчество и аскетизм искони в почете у русского народа. Старцы Амвросий Оптинский , Серафим Саровский и многие другие еще при жизни служили «правилом веры и образом кротости», но они все же были простыми смертными, а Феодор Козьмич вышел-де из дворца. К могиле его запасные, призванные на войну, припадали за «отеческим благословением». В этом чувствуется не одна только вера в старца, так сказать канонизация его без участия Синода, нет – здесь нечто большее: взгляд народа на старца Феодора Козьмича, как на отца, вследствие тождества: Царь – есть отец…» 1098 (многоточие оригинала). Особенно торжественно отмечали в Томске в эти годы день кончины святого. Сохранилось описание очевидца, раскрывающее массовый характер почитания. «В воскресенье, 20 января 1908 г., в 44-ую годовщину со дня кончины старца Феодора Козьмича, в церкви Томского Богородице-Алексеевского монастыря, на кладбище которого погребен Благословенный Старец Феодор Козьмич, состоялось поминовение покойного. Торжество началось литургией, совершенной в храме монастыря о. настоятелем архимандритом Ионою. После литургии была отслужена соборне торжественная панихида, в которой, кроме священнослужителей из братии монастыря, приняли участие и некоторые из городских священников. Перед панихидой о. архимандритом Ионою было произнесено прочувственное слово, посвященное памяти покойного Великого Старца; Храм не мог вместить в себя всех желающих помолиться о Феодоре Козьмиче. Здесь были представители всех городских сословий. Многие за недостатком места в храме стояли на паперти. Говорят, что такого стечения народа не бывало даже в храмовые монастырские праздники.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

- от Самарской: протоиерея Александра Юнгерова (+1900), - от Уфимской: архимандрита Моисея (Чигвинцева; 1913-1982) и Варвары Архангельской (1890-1966), - от Хустской: схиархимандрита Алексия (Кабалюка; 1877-1947). II По благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода в Повестку дня настоящего Собора внесен вопрос об общецерковном прославлении четырнадцати подвижников, канонизированных ранее как местночтимых святых: преподобных Афанасия Высоцкого, Феодора Санаксарского, Василиска Сибирского, Зосимы Верховского и Пимена Угрешского, праведного воина Феодора (Ушакова), Христа ради юродивого блаженного Андрея Симбирского, преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены, Христа ради юродивых блаженных Пелагии, Параскевы и Марии и блаженной Матроны Московской. 2.1. Как Митрополит Крутицкий и Коломенский, представляю вопрос об общецерковном прославлении преподобного Афанасия Высоцкого, Серпуховского чудотворца (+1395, память 12/25 сентября). На мое имя поступили обращения пяти Преосвященных архиереев, поддерживающих эту инициативу: архиепископа Астраханского и Енотаевского Ионы, архиепископа Томского и Асиновского Ростислава, епископа Липецкого и Елецкого Никона, епископа Биробиджанского и Кульдурского Иосифа, епископа Шацкого Иосифа, викария Рязанской епархии. Множество чудес происходит при обращении к преподобному Афанасию. Серпуховский Высоцкий монастырь, где почивают мощи святого, ежедневно посещает большое количество богомольцев, со всех концов страны поступают в обитель прошения совершить молебен перед мощами святого. Почитание его как святого сомолитвенника преподобного Сергия Радонежского в Московской епархии началось еще в глубокой древности и теперь приобрело общецерковный характер. 2.2 Преосвященный Варсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский, представил на имя Его Святейшества материалы о почитании в Русской Православной Церкви преподобного Феодора Санаксарского (Ушакова;1719-1791, память 19 февраля/4 марта и 21 апреля/4 мая) и праведного воина Феодора (Ушакова; 1745-1817, память 23 июля/5 августа и 2/15 октября), прославленных в лике местночтимых святых Саранской епархии соответственно в 1999 и 2001 году.

http://sedmitza.ru/lib/text/429622/

М.М. Громыко Глава VI. Посмертное почитание и чудеса 1. Почитание могилы и келий Могила Феодора Кузьмича на кладбище Томского Богородице-Алексеевского монастыря была первоначально «обнесена деревянною решеткою, выкрашенной белой краской, по углам посажены четыре кедровые дерева, а внутри ограды – крест, тоже деревянный, выкрашенный белой краскою, и на нем надпись: «Здесь погребено тело Великого Благословенного старца Феодора Кузьмича, скончавшегося 20-го января 1864 года»» 1047 . М.Ф. Мельницкий, описывавший могилу в 1887 г., сообщил при этом: «По приказанию бывшего начальника Томской губернии Мерцалова, надпись черной краскою «Великого Благословенного» приказано было закрасить белою краскою, но от времени белая краска слиняла, и теперь закрашенное явственно можно прочесть, как было написано прежде» 1048 . Отношение к могиле старца как к месту почивания святого определилось в первые же годы после кончины. Так, томский мещанин Иван Васильевич Зайков рассказывал, что глубокой осенью 1864 г. рано утром к нему пришли два человека «из военных» и спросили, не знает ли он, где могила Феодора Кузьмича. Зайков проводил их в монастырь и привел к могиле старца. Приезжие, «молясь, стали на колени» и затем тотчас же сказали провожатому, что он им больше не нужен. «Спустя некоторое время, – свидетельствовал Иван Васильевич, – явилась вторая пара таких же незнакомцев, которая тоже вызвала меня указать могилу старца Федора; я и им указал ее, они же опять меня отпустили, не позволив их ждать. Наконец, ранней весной следующего, 1865-ого года, также таинственно явилась и исчезла новая пара военных незнакомцев» 1049 . Могилу посещали для исцеления даже зимой, заметенную снегом. Так, больной старик томич Карпов 20 января 1865 г., «собравшись с силами, пошел на могилу старца и разгреб снег. Оттуда шел совершенно здоров и как на крыльях» 1050 . На могиле служили панихиды. Рассказывали о каре, постигшей за невыполнение намерения или поручения отслужить панихиду. Казак станицы Белоярской Матвей Николаевич Сидоров (брат Семена, принадлежавшего к ближайшим чадам старца) зимой 1868 г. ездил с товарищами в Томск с товарами. Семен просил его отслужить «панихиду по старце Феодоре на могилке, и Матвей непременно обещал, но за разными недосугами это доброе дело осталось не исполнено. Поехал он в другой раз в Томск и с намерением непременно отслужить панихиду, но опять за разными недосугами чуть (было) не осталось не исполнено, и собирался уже ехать домой, но вдруг поразила его жестокая болезнь, так что он не мог и ехать, а поневоле должен остаться в Томске. Болезнь очень постигла жестокая, и он обещался непременно не выехавши отслужить панихиду, и как обещание это (вознамерился) привести в исполнение, ему сделалось лучше, а как отслужил панихиду, то вдруг сделался по-прежнему здоров» 1051 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В условиях Советской России в 1984 г. Церковь смогла прославить праведного Феодора Томского как местночтимого, в сонме сибирских святых. Император, ставший старцем, наделенным Божьими Дарами, – это святой всей России. 1047 Мельницкий М.Ф. Старец Феодор Кузьмич в 1836–1864 г.//Русская старина. 1892. Январь. С. 105. 1049 Кн. Барятинский В.В. Царственный мистик. (Император Александр I – Федор Козьмич.) СПб., 1912. С. 133. 1054 РГАЛИ. Ф. 487. Оп. 1. Д. 137. Л. 10: «В Томске, отслуживши литию над могилой Преосвященного Виталия, а оттуда за церквой над могилой блаженного Феодора Козмича тоже отпели литию». См. также: Путевые записки епископа Никодима: Мое путешествие из Красноярска в Москву, в Перервинский монастырь. С 11 числа июня по 26-е июля 1870 года, в течение 45-ти дней//Русский архив. М., 1903. Вып. 2. С. 246; Матханова Н.П. Записки Никодима (Казанцева), епископа Енисейского и Красноярского//Традиции и современность. 2007. 7. С. 84–96. 1056 С.Ф. Хромов, сделавший свои примечания на копии отрывка из записок епископа Никодима, посвященного Феодору Кузьмичу, по поводу образов написал: «на бумаге иконы» (Там же. Л. 10). 1060 Фетисенко О. «Это не шутка… а дело Божие». (Старец Феодор Козьмич в неизданной переписке С.Ф. Хромова с М.А. Балакиревым)//София. 2006. 1. С. 27. 1067 Сказание о жизни и подвигах великого раба Божия старца Феодора Кузьмича, подвизавшегося в пределах Томской губернии с 1837 года по 1864 год. 3-е изд. М., 1894. Воспроизведено в кн.: Император – старец Феодор Кузьмич. М., 2002 (далее – Сказание…). С. 216. 1068 Фомин С.В. Святой праведный старец Феодор Козьмич. Из истории почитания его Царским Домом и русским народом. М-. 2003. С. 86–87. 1069 Таинственный старец Феодор Козьмич в Сибири и император Александр Благословенный. Саратов, 1908. 1071 Любимов Лев. Тайна императора Александра I. Париж, 1938. С. 188. Подробнее об этом см. в главе II. 1073 Великий князь Николай Михайлович. Легенда о кончине императора Александра I в Сибири в образе старца Федора Козьмича. СПб., 1907. С. 9–10.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Томский мещанин Иван Васильевич Зайков, один из тех свидетелей о поступках Феодора Кузьмича, которые были живы во время сбора материалов томским кружком почитателей подвижника, рассказал им: «Однажды я был у Феодора Кузьмича в келье. В это время подходит к дверям какой-то человек и творит молитву: «Господи, Иисусе Христи, Боже наш, помилуй нас». Старец, по обычаю, ответил ему «аминь» и тотчас же говорит стоявшему за дверьми неизвестному человеку: «Скажи своим священникам, чтобы они отдали тебе деньги». – «Спаси тебя Господи!» – произнес неизвестный и тотчас же ушел». И.В. Зайков удивился, что старец, не выслушав посетителя, говорил с ним как бы об известном ему, старцу, деле. Много лет спустя ситуация разъяснилась при беседе с купцом Трубачевым. «Был я у старца Феодора, – вспоминал Трубачев, – но он меня и не принял, не допустил меня в келью, а все-таки, спаси его Господь, сказал мне, что я хотел от него узнать. С меня священник Воскресенской церкви взыскивал 70 р., которые я будто бы утаил, бывши старостой. Когда я передал священникам, что старец Феодор велел им отдать эти деньги, то через весьма короткое время священники отдали их, сказав, что нашли деньги в какой-то книге» 1024 . Люди, постоянно общавшиеся со старцем, не раз убеждались в его способности знать их помыслы. С.Ф. Хромов свидетельствовал: «Однажды старец мне говорил, что, по Благодати Божией, ему открыты помыслы и сердца человеческие, что я многократно испытывал на себе; – иногда случалось приходить к нему с рассеянными помыслами, он сейчас же обличал меня, только не прямо, а как-то загадочно» 1025 . Жена Семена Феофановича, Наталия Андреевна Хромова, однажды, приехав на заимку, где жил старец, «захотела проведать его, узнать, не нужно ли ему чего. Войдя в келию, увидела, что старец сидит на лежанке в одной простой рубашке, ей стало что-то грустно, и она подумала про себя: «Боже мой, какой человек, а сам решился пойти на такой трудный подвиг, взять на себя такой тяжелый крест, смирил себя до такого уничижительного состояния!» Старец вдруг говорит ей: «Э, полно, любезная! На это была воля Божия»» 1026 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во время контактов С.Ф. Хромова со статс-секретарем С.А. Долгоруковым в Петербурге в 1881 г. князь не только принимал духовного сына Феодора Кузьмича у себя, но сам приезжал к нему и посетил вместе с ним помощника государственного контролера (впоследствии государственного контролера) Т.И. Филиппова. Не все участники этих встреч отнеслись одинаково к проблеме тождества императора Александра I и старца Феодора Кузьмича. Два брата князя разделяли его позицию, и камергер, член Комиссии по принятию прошений В.С. Арсеньев – также. А брат последнего, сенатор Н.С. Арсеньев, и Т.И. Филиппов высказывали сомнения, ссылаясь на наличие свидетелей и официальных документов. (Впрочем, сенатор, увидев вензель «А», нарисованный старцем, тоже стал склоняться к признанию тождества.) Опытный государственный деятель С.А. Долгоруков объяснял им реальность, несмотря на все это, тайного ухода от власти императора тем, что «это от его воли было» 508 . Встреча С.Ф. Хромова с восемью генералами во главе с министром Двора графом И.И. Воронцовым-Дашковым происходила позднее этих бесед 1881 г. Из осторожности сибиряк включил ее в свои записки лишь много времени спустя, когда граф был уже «бывшим министром Императорского Двора», как сказано в этом позднем изложении. В материалах томского кружка рассказ Хромова публикуется без даты 509 . Скорее всего это произошло уже в следующий его приезд в Петербург, в 1883 г. 510 Нет сомнений в том, что серия встреч С.Ф. Хромова с видными государственными деятелями проходила с ведома и под контролем Александра III. Камергер, генерал А.А. Рудановский – организатор и участник (наблюдатель) этих встреч, выезжал затем в Томск, разумеется, по поручению императора. Но даже если бы мы ничего не знали о деятельности Рудановского, можно с уверенностью сказать, что министр Двора и статс-секретарь при Комиссии прошений на имя государя не могли предпринимать подобные шаги самовольно. Александр III стремился собрать сведения о жизни старца Феодора Кузьмича еще будучи наследником.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Покойный архимандрит Томского мужского монастыря Виктор, хорошо знавший старца Феодора Кузьмича, утвердительно говорил, что ему известно, что духовником его был Воскресенской церкви иерей Созунов. Также приезжал на хромовскую заимку бывший Иркутский иеромонах Герман, который перед своей кончиной говорил, что у него на духу бывал старец Феодор Кузьмич, о котором отзывался, как о великом подвижнике. В 1863 году старец Феодор Кузьмич уезжал от Хромова и некоторое время проживал в Белоярской станице, где ему отведена была келлия в доме казака Семена Николаева Сидорова. Декабря 18 дня того же года Хромов приехал навестить старца, но, когда пришел к нему в келлию и поздоровался с ним, то старец заявил ему, что он не хочет более оставаться в доме Сидорова, и стал собираться с ним в Томск, будучи болен так, что был чуть жив. В Сибири ходит много рассказов об удивительной прозорливости старца Феодора Кузьмича. Так, рассказывают, что однажды, бывший за сбором подаяния из Афона, иеромонах Израиль пожелал увидеть старца; он был у Латышева на Красной речке, и это было ночью. Иеромонах пришел в комнату старца, помолился Богу и стал здороваться. Старец, сидя на лежанке, сказал: «здравствуй, отец Израиль!» тогда как он и не слыхал ранее ни о нем, ни о его приезде. Побеседовав со старцем, о. Израиль вышел от него с рыданиями, рассказывая потом, что, несмотря на его далекие и многолетние странствования такого великого человека ему приходится видеть в первый раз в жизни. Раз, зимою, у старца Феодора на заимке вышли дрова. Он послал к купцу Хромову одного из рабочих, бывших на заимке, просить о присылке ему дров. Хромов сказал посланному, что дрова будут сейчас доставлены и приказал одному из работников отвезти старцу дрова. Но работнику не хотелось ехать на заимку, и он, накладывая дрова на дровни, в досаде несколько раз выругался, обозвав притом, заочно, и старца, к которому волей-неволей надо было везти дрова, неприличными словами. Когда затем дрова были работником доставлены старцу, последний сказал: «спасибо! но дров теперь мне не нужно». «Как не нужно! да вы же просили прислать их?» заметил привезший дрова работник. «От тебя дров не возьму» отвечал старцу: «ты с неохотой вез их мне, употреблял ругательства, когда накладывал дрова, да и меня при этом обругал ни за что, ни про что худыми словами». И старец передал изумленному работнику дословно все то, что он говорил пред отъездом к нему. Сознавая свою вину, работник пал на колени и испросил у старца прощение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010