М.М. Громыко Святой праведный старец Феодор Кузьмич Томский – Александр I Благословенный Содержание Введение. О религиозной жизни Александра I Благословенного в 1812–1825 годах Глава I. Источники исследования 1. «Записки» С.Ф. Хромова 2. «Сведения» 3. Воспоминания 4. Ранние жития: М.Ф. Мельницкий 5. Отдельные свидетельства очевидцев 6. Свидетельства генерала А.Д. Соломки, сообщенные Е.С. Арзамасцевым 7. Свидетельства эмигрантов 8. Официальные документы 9. Косвенные источники Глава II. Тождество императора Александра I и святого праведного старца Феодора Кузьмича 1. Сходство 2. Мнение правящих государей-императоров 3. «В нашей семье не было сомнений…» 4. Непоминание. Явления Глава III. Потаенное странничество: ноябрь 1825 г. – сентябрь 1836 г 1. Таганрог: начало пути 2. «Бродяжничество» Глава IV. Сибирь: сельский период (март 1837 г. – октябрь 1858 г.) 1. Красноуфимск 2. Места жительства и поездок 3. Образ жизни 4. Дары и духовное окормление 5. Взаимоотношения старца с духовенством Глава V. Томск: ноябрь 1858 г. – 20 января 1864 г 1. Образ жизни последних лет 2. Общение с духовенством 3. Новые и прежние чада и собеседники из мирян. Поездки в Краснореченское, Коробейниково и Белоярку 4. Дары старца и чудесные явления томского периода. Кончина и похороны Глава VI. Посмертное почитание и чудеса 1. Почитание могилы и келий 2. Исцеления 3. Посмертные явления старца и другие его чудеса 4. Почитание святого праведного старца Феодора Сибирского в наше время Заключение Приложения Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3     Блаженной памяти дорогого отца Михаила посвящается эта книга. Издание второе, исправленное и дополненное. Книга написана увлекательно и читается с огромным интересом. Первое издание книги получило высокую оценку Архиепископа Томского и Асеновского Ростислава (Девятова). Исследование осуществлено по благословению священника Михаила Труханова (1916–2006) Второе издание подготовлено по благословению священника Михаила Герцева В этой книге проблема сходства Императора Александра I и праведного старца Феодора Кузьмича поставлена автором на серьезную научно-исследовательскую основу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

М.М. Громыко Глава VI. Посмертное почитание и чудеса 1. Почитание могилы и келий Могила Феодора Кузьмича на кладбище Томского Богородице-Алексеевского монастыря была первоначально «обнесена деревянною решеткою, выкрашенной белой краской, по углам посажены четыре кедровые дерева, а внутри ограды – крест, тоже деревянный, выкрашенный белой краскою, и на нем надпись: «Здесь погребено тело Великого Благословенного старца Феодора Кузьмича, скончавшегося 20-го января 1864 года»» 1047 . М.Ф. Мельницкий, описывавший могилу в 1887 г., сообщил при этом: «По приказанию бывшего начальника Томской губернии Мерцалова, надпись черной краскою «Великого Благословенного» приказано было закрасить белою краскою, но от времени белая краска слиняла, и теперь закрашенное явственно можно прочесть, как было написано прежде» 1048 . Отношение к могиле старца как к месту почивания святого определилось в первые же годы после кончины. Так, томский мещанин Иван Васильевич Зайков рассказывал, что глубокой осенью 1864 г. рано утром к нему пришли два человека «из военных» и спросили, не знает ли он, где могила Феодора Кузьмича. Зайков проводил их в монастырь и привел к могиле старца. Приезжие, «молясь, стали на колени» и затем тотчас же сказали провожатому, что он им больше не нужен. «Спустя некоторое время, – свидетельствовал Иван Васильевич, – явилась вторая пара таких же незнакомцев, которая тоже вызвала меня указать могилу старца Федора; я и им указал ее, они же опять меня отпустили, не позволив их ждать. Наконец, ранней весной следующего, 1865-ого года, также таинственно явилась и исчезла новая пара военных незнакомцев» 1049 . Могилу посещали для исцеления даже зимой, заметенную снегом. Так, больной старик томич Карпов 20 января 1865 г., «собравшись с силами, пошел на могилу старца и разгреб снег. Оттуда шел совершенно здоров и как на крыльях» 1050 . На могиле служили панихиды. Рассказывали о каре, постигшей за невыполнение намерения или поручения отслужить панихиду. Казак станицы Белоярской Матвей Николаевич Сидоров (брат Семена, принадлежавшего к ближайшим чадам старца) зимой 1868 г. ездил с товарищами в Томск с товарами. Семен просил его отслужить «панихиду по старце Феодоре на могилке, и Матвей непременно обещал, но за разными недосугами это доброе дело осталось не исполнено. Поехал он в другой раз в Томск и с намерением непременно отслужить панихиду, но опять за разными недосугами чуть (было) не осталось не исполнено, и собирался уже ехать домой, но вдруг поразила его жестокая болезнь, так что он не мог и ехать, а поневоле должен остаться в Томске. Болезнь очень постигла жестокая, и он обещался непременно не выехавши отслужить панихиду, и как обещание это (вознамерился) привести в исполнение, ему сделалось лучше, а как отслужил панихиду, то вдруг сделался по-прежнему здоров» 1051 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Игнатий (Садковский). Фотография. 20-30-е гг. XX в. (Садковский Сергей Сергеевич; 21.10.1887, Москва - 9.02.1938, Кулойский ИТЛ, Архангельская обл.), сщмч. (пам. 28 янв., в Соборе Рязанских святых, в Соборе Воронежских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. Скопинский. Из семьи протоиерея. Брат еп. Георгия (Садковского) . По окончании Заиконоспасского ДУ (1901) и Московской ДС (1907) поступил в МДА. 11 дек. 1910 г., во время учебы в академии, принял монашеский постриг с именем Игнатий. 23 янв. 1911 г. рукоположен во диакона. В том же году окончил МДА со званием кандидата богословия за соч. «В поисках Живого Бога: (Преосв. Игнатий (Брянчанинов) и его аскетическое мировоззрение)». По отзыву ректора МДА Волоколамского еп. Феодора (Поздеевского) , И. описал не только жизнь святителя, но и показал духовную эволюцию его личности. 31 июля 1911 г. рукоположен во иерея. 7 авг. назначен преподавателем Томской ДС, однако из-за болезни не успел отбыть к месту назначения и был по прошению назначен помощником библиотекаря МДА. В 1917 г. оставил работу в академии. Стал насельником Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой мужской пустыни во Владимирской губ., где его духовным наставником был старец иеросхим. Алексий (Соловьёв). По приглашению бывш. ректора МДА еп. Феодора в янв. 1918 г. перешел в Данилов московский мужской монастырь. Стал духовником братии и гробовым иеромонахом у мощей св. кн. Даниила Московского. Позднее возведен в сан игумена. 5 апр. 1920 г. хиротонисан Патриархом Московским и всея России св. Тихоном во епископа Белёвского. Возглавив Белёвское викариатство Тульской епархии, И. принял меры к преодолению нестроений в общине белёвского Крестовоздвиженского жен. мон-ря. В 1921 г. по решению властей мон-ри в Белёве были закрыты, однако белёвский в честь Преображения Господня мужской монастырь продолжал существовать как Спасо-Преображенская община. Весной 1922 г. в связи с арестом Тульского и Одоевского еп. сщмч. Иувеналия (Масловского) И. стал управляющим Тульской епархией. Был организован епархиальный совет во главе с викарным Епифанским еп. Виталием (Введенским). 18 июня в Тулу прибыл член обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) свящ. В. Красницкий, который убедил собрание городского духовенства Тулы принять решение о признании ВЦУ. Управление Тульской епархией перешло к еп. Виталию, ставшему позднее одним из лидеров обновленцев. И. был вынужден вернуться в Белёв, где организовал церковный совет.

http://pravenc.ru/text/293427.html

Семей (Семипалатинск). Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Инициатором строительства Никольской церкви был семипалатинский купец Николай Масленников. Его предложение обсуждалось на всеобщем собрании прихожан Знаменского собора 7 октября 1845 г., на котором было решено ходатайствовать перед епархиальными властями о необходимости строительства нового храма в Семипалатинске. Сбор пожертвований поручили купцам Н. Масленникову, Кузнецову и Васильеву, которым Тобольской духовной консисторией для этой цели были выданы три белые шнуровые книги. В 1846 г. строительство в письменном виде благословил архиепископ Тобольский и Сибирский Георгий (Ящуржинский). К 1855 г. было собрано 4565 рублей серебром, в 1858 г. было уже 6312 р., в 1870 – 10 000, а в 1884 – 18 225 рублей. Тем не менее, нашелся и противник строительства. Таковым оказался протоиерей Михаил Богословский, семипалатинский благочинный, который обратился в городскую Думу с предложением использовать уже собранные средства на строительство кладбищенского храма с обоснованием ненужности еще одного приходского храма. Семипалатинская городская Дума не пошла навстречу пожеланиям протоиерея Богословского, но строительство Никольского храма еще довольно долго не начиналось. Толчком к возобновлению вопроса о Никольском храме послужило освящение в 1888 г. Покровского собора в Усть-Каменогорске, очень быстро построенном и ставшим укором для семипалатинцев, у которых проблема строительства Никольского храма растянулась почти на 50 лет. В 1889 г. строительство Никольского храма вторично благословил Исаакий (Положенский), епископ Томский и Семипалатинский. Попечителями были избраны купцы Е.И. Ременников, В.В. Шипилов и П.В. Зенков. 6 июня 1890 г. епархией был учреждён Строительный Комитет под председательством купца А.В. Москвина (с 1891 г. заменившего Е.И. Ременникова на должности попечителя). Строительство осуществлялось с 1892 по 1901 гг. Первым священником Никольской церкви был назначен настоятель Введенского храма с. Глубоковского Змеиногорского уезда Томской губернии Омской епархии, в будущем известный в крае учёный и краевед Борис Георгиевич Герасимов. В 1903 г. в храме появился новый иконостас, стоимость которого составила 19000 рублей. Главный, Никольский престол был освящен 29 сентября 1902 г. епископом Омским и Семипалатинским Сергием (Петровым). 26 мая 1904 г. епископ Омский и Семипалатинский Михаил (Ермаков) освятил левый придел во имя Св. Великомученика Феодора Тирона. Наконец, 20 октября 1904 г. протоиереем Александром Соловьевым был освящен правый придел, во имя Св. Пророка Осии и Св. Андрея Критского. При новой церкви были устроены две часовни, в одной из которых установили мраморный иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=31641

Турнаево. Церковь Серафима Саровского. Карта и ближайшие объекты В селе Турнаево Болотнинского района восстанавливается церковь Св. Серафима Саровского. Церковь стала первым храмом в Сибири, названным во имя Серафима, её высота 29 метров. Храм имеет 7 куполов. По оценкам специалистов, на 1999 год степень разрушения церкви составляла более 50 процентов. С 2007 года проводятся ремонтно-реставрационные работы. В 18 километрах от города Болотное Новосибирской области находится село Турнаево. В центре села была построена однопрестольная деревянная церковь во имя преподобного Серафима Саровского. Серафимо-Турнаевский храм - первый храм в Сибири во имя преподобного Серафима. Строительство храма началось через 9 лет после прославления преподобного Серафима Саровского - в 1912 году. Основные средства на строительство храма - около 12 тыс рублей собрали крестьяне с. Турнаево и окрестных деревень, 4 тыс. рублей было выделено Священным Синодом, было и пожертвование от купца Блинова. Церковь строилась артелью плотников из Перми в составе из 45 человек. Рубка брёвен одного диаметра «в лапу», создаёт чёткий рисунок сруба, так называемый восьмерик на четверике. Камень на фундамент и цоколь были привезены из Искитимского района, где находились каменные (известняковые) карьеры, лесной материал из приобских сосновых брёвен – со станции Тайга, Великого Сибирского железнодорожного пути. Храм венчают семь куполов и крестов. В былые времена звон колоколов был слышен за много вёрст. Верхняя отметка колокольни - 29 метров, основной шатёр - 20 метров. Композиция и декор храма характерны для конца 19 века. В благоукрашении храма активно участвовали томские купцы, кузнецкие промышленники, алтайские предприниматели. Большой вклад внесла томская купчиха Александра Терпигорова. Она действовала по завещанию своей матушки Варвары, которая была духовной дочерью старца Феодора Томского. По воспоминанию старожилов, церковь была огорожена деревянной резной оградой. Церковь как бы парит в воздухе. Храм был построен всего за два строительных сезона и освящён в сентябре 1914 года. Первым священником был о. Александр (Александр Александрович Злобин), псаломщиком – Герасим Фёдорович Рочегов. Первым церковным старостой был Василий Баннов.

http://sobory.ru/article/?object=23049

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Старец Федор Кузьмич: " пропавший " император – появившийся святой? Источник:  Нескучный сад 20 января (по новому стилю – 2 февраля) 1864 года в Томске после исповеди и причастия скончался необычный святой. Даже в официальном житии святого праведного старца Феодора Томского можно найти таинственные детали, необычные для агиографических текстов. Был ли этот местночтимый святой скрывшимся от людской славы императором Александром I? Вместо традиционного повествования о рождении подвижника, описания его детства, отрочества и юности читателю рассказывается, как " ранней осенью 1836 г. близ города Красноуфимска Пермской губернии был задержан проезжавший на лошади неизвестный человек. Странник привлек к себе внимание. Поражало несоответствие облачавшей его грубой крестьянской одежды и величественной, благообразной наружности, а также изысканности манер, выдававшей в этом человеке знатное происхождение. На все вопросы он отвечал неохотно и уклончиво, чем вызвал еще большее подозрение у крестьян, остановивших его. Ими он и был доставлен без всякого с его стороны сопротивления в город " . По другой версии неизвестного старика сперва расспрашивал кузнец, подковывавший его красивую лошадь. Поразительно, но достоверные биографические сведения о Федоре Кузьмиче появляются лишь в тот момент, когда ему почти исполнилось 60 лет. Вот его судят за бродяжничество, поскольку старец отказался сообщить хоть какую-то информацию о себе и своих предках. Потом мы видим его в разных сибирских городах и селах, где он живет в крестьянских домах и небольших хибарках, иногда проводя целый день в одиночестве. В это же время по соседним селам идет молва о необычном мужике в крестьянской одежде, знающим иностранные языки, географию, историю Отечественной войны и придворную жизнь Петербурга. Последние два пункта он знал столь подробно, что некоторые даже называли его императором Александром I. Стоит предупредить читателя, что с этого момента мы перестаем стоять на твердой почве фактов и отправляемся странствовать по бескрайнему океану мифов, которые возникли с 1825 года.

http://religare.ru/2_99427.html

Красноярск. Домовая церковь Феодора Томского. Домовая церковь. Действует.   Престолы: Феодора Томского Год постройки:2016. Адрес: Россия, г. Красноярск, Проспект имени газеты Красноярский рабочий, д. 27, стр. 74, ТЦ " Мега " , 4-й этаж, комната 418 Координаты: 56.021628, 93.013178 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первый в Красноярском крае храм Феодора Томского стал первой в России церковью при торговом центре. В Красноярске по благословению Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона в торговом проспекте «МЕГА» появилась домовая церковь - храм-часовня во имя святого праведного старца Феодора Томского. Храм расположился в отдельном помещении на четвертом этаже комплекса и уже открыт для верующих. Как рассказал настоятель Феодоровского и Кирилло-Мефодиевского храма поселка Элита протоиерей Георгий Козгов, весной 2016 г. к нему обратилось руководство торгового проспекта с просьбой о духовном окормлении сотрудников охраны и посетителей. Была выделена небольшая комната, где отец Георгий регулярно проводил духовные беседы, совершал Таинства Исповеди и Причастия. За богослужениями послушания нес алтарник храма Кирилла и Мефодия, экс-директор ООО «Рынок» Владимир Скворцов, который и выступил одним из инициаторов создания храма-часовни. Когда стало ясно, что комната уже не вмещает всех желающих, протоиерей Георгий Козгов, Владимир Скворцов и управляющий службой охраны обратились к администрации комплекса с просьбой выделить более просторное помещение. Руководство инициативу поддержало. «В данном районе храмов нет. А в нашем коллективе, как и везде, тоже есть люди, которые нуждаются в духовном окормлении» , - подчеркивает представитель службы охраны. Действительно, ближайшая к торговому центру церковь в Ленинском районе находится на улице Инструментальная - это храм святого великомученика Пантелеимона при Городской клинической больнице 20 им. И.С. Берзона, который уже давно с трудом вмещает верующих. Когда возник вопрос о том, в честь кого будет назван храм, ни у кого сомнений не возникло. «Отец Георгий учился в Томске, духовно укреплялся у мощей Феодора Томского. И я в день памяти св. Феодора побывал там, и не только духовно, но и телесно исцелился. И у меня возникло желание прославить память святого на своей родной земле» , - рассказал Владимир Скворцов.

http://sobory.ru/article/?object=42277

Томск. Богородице-Алексиевский монастырь. Часовня над местом погребения Феодора Томского (воссозданная). Часовня Феодора Томского Часовня. Действует.   Освящена в честь: Феодора Томского Год постройки:Между 1997 и 1998. Архитектор:В.Ф. Оржешко (автор оригинального проекта) Адрес: Россия, Томская область, г. Томск, ул. Крылова, д. 12Б Координаты: 56.482154, 84.955567 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Расположена на территории Богородице-Алексиевского мужского монастыря к северо-западу от храма Казанской Божией Матери. Феодор Кузьмич умер в домике-келье во дворе усадьбы С.Ф. Хромова на углу улиц Монастырская и Нечаевская (теперь улицы Крылова и Фрунзе). Келья сразу стала городской достопримечательностью. Посещали ее многие гости Томска, в том числе наследник престола Российского, будущий царь Николай II в сопровождении князей Кочубея и Ухтомского. Дом Хромова хоть и в измененном виде, но сохранился, а келья снесена в советское время. Сейчас на этом месте растут четыре липы и две ели. 23 января 1864 г. в храме состоялось отпевание старца Феодора Кузьмича, погребенного к северо-востоку от алтарей храма. Могила старца сразу стала местом настоящего паломничества. В 1904 г. на средства его почитателей над могилой была построена часовня по проекту архитектора В.Ф. Оржешко. Часовня была разобрана в 1936 г., после закрытия монастыря (1923 г.) и приходской общины (1929 г.). Под слоем обломков и земли было скрыто и само ее местоположение. К 1959 году все, что было связано с именем Федора Кузьмича, было предано забвению. В 1984 г. состоялась канонизация старца в составе " Собора Сибирских Святых и подвижников благочестия, в земле Сибирской просиявших " . В 1991 году во время " Томского хода " , организации и частные лица собрали достаточно приличные деньги, на которые был заказан проект восстановления часовни. В 1995 г. по благословению владыки Тихона, епископа Новосибирского (в то время Томск не имел своего епископа) силами Томской Духовной семинарии были произведены раскопки по поиску захоронений Федора Кузьмича. 6 июля 1995 года торжественным молебном мощи были обретены. Они помещены в специальную раку и залиты восковой мастикой с елеем, привезенным из Иерусалима, которые находятся сейчас в Казанском храме. В 1997-1998 гг. часовня-памятник святого Феодора была восстановлена по первоначальному проекту на прежних фундаментах. Согласно легенде, старец Федор Кузьмич - не кто иной, как император Александр I, отрекшийся от престола и ушедший в Сибирь отмаливать грех отцеубийства. В пользу этого говорят как во многом загадочные обстоятельства смерти самого Александра, так и неоднократные " опознания " старца современниками. Зафиксирован факт долгой беседы с Федором Кузьмичем цесаревича Александра Николаевича во время его путешествия в Сибирь.

http://sobory.ru/article/?object=11507

Проект Феодора Кузьмича — это идея одной пожилой дамы Патрисия Висконте, которая жила во Франции. В сентябре 2013 года она умерла. Благодаря старцу Феодору в возрасте 82 лет она приняла Православие. 10 февраля, ПРАВМИР. Французский кинорежиссер-документалист Марк Жансон заинтересовался житием святого Феодора Томского. В день 150-летия со дня кончины святого старца на праздничную Литургию в Богородице-Алексиевский монастырь прибыла французская съемочная группа, — пишет сайт Православие в Томске. По словам Жозефа Седрати, проект Феодора Кузьмича — это идея одной пожилой дамы,  Патрисии Висконте , которая жила во Франции. В сентябре 2013 года она умерла . Благодаря старцу Феодору в возрасте 82 лет она приняла православие.  С детства она собирала всю информацию о святом, статьи, книги. У нее всегда было желание распространить информацию об этом святом, чтобы люди знали Феодора Кузьмича не только в России, но и за рубежом, во Франции. Она перевела на французский язык текст жития святого Феодора Томского и акафист, издав этот перевод во Франции на личные средства. Она хотела снять фильм о святом и нашла режиссера Марка Жансона, который снимал фильм о коптах в Египте «Свет в пустыне». После двух лет размышлений Марк Жансон согласился снять этот фильм. В нем будет отражен духовный путь старца Феодора, и связь между личностью императора Александра I и Феодора Кузьмича. Фильм будет наполнен православной Литургией, — — Фильм будет построен на православной Литургии, чтобы люди за пределами России поняли, что это — православие, и в нем возможен такой подвиг, — рассказал Жозеф Седрати. — Д ля этого  уже начались  съемки в Богородице-Алексиевском монастыре.  Помощь в разработке фильма будет оказывать  протопресвитер Борис Бобринский из древнего русского рода. Его предок был министром при дворе Александра III, из  монастыря Покрова Пресвятой Богородицы в городе Бюси-ан-От.     Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/francuzskij-rezhisser-...

Графологи заявили об идентичности почерков Александра I и старца Феодора Томского 23 июля, 2015. Новостная служба Такое заявление было сделано на первом в истории форуме, посвященном императору Александру I 23 июля. ПРАВМИР. Сегодня на пресс-конференции в Томске президент русского графологического общества (Москва) Светлана Семенова заявила, что почерки императора Александра I u cbяmoro старца Феодора Томского имеют абсолютное сходство: это видно как по малозаметным деталям в начертании букв, так и по психологическим особенностям письма. «Графология с высокой вероятностью позволяет утверждать, что это (Александр I u cmapeц) один и тот же человек», — передаёт РИА Томск слова Семеновой. Графолог считает, что многие символы в почерке императора и старца имеют сходное начертание. Например, буква «ж» имела большую петлю, которая заменяла пропущенные рядом с ней буквы «о» и «е». Буква «т», верхняя часть которой была зигзагообразная, а нижняя заканчивалась очень низко, как будто «впиваясь» в строчку, что является признаком материализма. «Он был царем и как бы изображал, что «я в ответе за вас всех», — объяснила Семенова. Теперь исследовательница хочет собрать надежную базу подтверждений, чтобы доказать идентичность своим коллегам. Также  она утверждает, что существует полное сходство и между почерками жены Александра I Eлuзabemы Алексеевны и монахини Веры Молчальницы, которая по легенде, как и муж, инсценировала свою смерть и посвятила себя подвигам благочестия. Странник Федор Кузьмич прибыл в Томск в 1837 году. Он вел аскетический образ жизни, но его манеры выдавали в нем благовоспитанного и образованного человека. Он обучал детей грамоте, Священному Писанию и истории. В качестве платы Федор Кузьмич брал только пищу, отказываясь от денег. Старца начали почитать за праведную жизнь, обращались к нему за советами по различным житейским вопросам. Он завещал похоронить себя в Томске в ограде Богородице-Алексиевского монастыря. Могила старца сразу стала местом паломничества. В начале ХХ века над ней была сооружена часовня, а в 1995 году на месте разрушенной в годы гонений часовни были обретены мощи святого Феодора, ставшие главной святыней Томска.

http://pravmir.ru/grafologi-zayavili-ob-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010