В начале XX века усердием многочисленных граждан Томска над могилой старца была возведена часовня . При монастыре создался кружок почитателей старца, который собирал все известные о нем материалы и издавал их в печати. На епархиальном совете поднимался вопрос о необходимости тщательного попечения о сохранении и приобретении в церковную собственность вещей, которые сохранились от старца. В 1926 году, перед расстрелом последних монахов Богородице-Алексиевского монастыря , здесь же заключенных, святой Феодор в продолжение некоторого времени стал являться в парящем полупрозрачном образе. Ясно видимый многочисленными свидетелями, в полночь он выходил сквозь стену часовни и по восточной стене монастыря медленно шел на юг до монашеского кладбища, где исчезал. Святой словно предупреждал заточенных иноков о необходимости готовиться к смерти. Рака с мощами прав. Феодора Томского Впоследствии часовня над могилой святого была разрушена, но почитание святого не пресеклось. Долгожданное прославление святого состоялось в 1984 году, когда, по благословению патриарха Пимена , имя праведного Феодора Томского было внесено в состав Собора Сибирских святых . 5 июля 1995 года были обретены его святые мощи и помещены в деревянной гробнице в храме Томского Богородице-Алексиевского монастыря . Часовня над могилой святого была восстановлена, еженедельное служение акафиста праведному Феодору было введено в обиход Томской обители, а сам праведник стал почитаться небесным покровителем города Томска . Свидетельства о благодатной помощи по молитвам святого продолжали поступать и в конце XX -начале XXI веков. Тропарь, глас 4 Жизни светския праведне Феодоре удалився,/в землю сибирскую вольно приити изволив,/чудесы и знаменьми Божиими народ Томский удивил еси,/и по смерти своей веру чтущих тя укрепляеши./Поминай нас, чтущих память Твою,/отче наш Феодоре! Использованные материалы Редакция текста от: 07.07.2013 17:14:02 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/19651.html

В Томске прошел крестный ход с мощами св. прав. старца Феодора Томск, 6 июля 2014 г.      4-5 июля 2014 года в Томске прошли торжества в честь 150-летия со дня кончины святого праведного старца Феодора Томского, сообщает сайт Томской епархии . Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Томска возглавили митрополит Томский и Асиновский Ростислав, архиепископ Абаканский и Хакасский Ионафан, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий, епископ Барнаульский и Алтайский Сергий, епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий и епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан. В богослужении также принимали участие выпускники и студенты Томской духовной семинарии в священном сане, духовенство Томской митрополии и гости из других епархий.      Под сводами кафедрального собора смогли собраться многочисленные томичи, почитатели памяти святого праведного старца Феодора, а также паломники из различных сибирских епархий, Урала и Казахстана и участники Всекузбасского крестного хода, прибывшие на праздник из Анжеро-Судженска. Ковчег со святыми мощами св. праведного Феодора Томского был специально доставлен в кафедральный храм перед началом богослужения, и все собравшиеся на молитву смогли получить благословение и приложиться к святым мощам угодника Божия.      По окончании Божественной литургии митрополит Томский и Асиновский Ростислав обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Не стоит село без праведника, а город без святого. Святые угодники Божии - это тот краеугольный камень, на котором зиждется благополучие жизни народа. Краеугольным камнем нашей сибирской земли являются святые угодники, просиявшие здесь, среди которых и святой праведный старец Феодор, Томский чудотворец.      Сегодня имя старца Феодора привлекает людей не только из Томской епархии, но и из других епархий, которые пришли поклониться его святым мощам. Пусть Господь молитвами святого старца хранит всех нас на всех путях жизни нашей. Аминь». Преосвященные архипастыри также поблагодарили митрополита Ростислава за приглашение к участию в соборном богослужении и преподнесли в дар Томской епархии икону священномученика Александра Дагаева, выпускника Томской духовной семинарии 1884 года, и икону Коробейниковской иконы Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/72033.html

Погребение его было совершено со всей торжественностью 23 января. Заупокойную литургию и отпевание совершил архимандрит Томского Алексеевского монастыря Виктор, в сослужении городского Томского духовенства, в присутствии властей и множества народа, и при отпевании архимандрит сказал слово, посвященное подвижничеству старца и его странствованию. Похоронен старец в ограде Томского Алексеевского мужского монастыря, где над его могилой стоит крест с надписью: «на сем месте погребено тело великого и благословенного старца Феодора Кузьмича, скончавшегося в Томске 20 января, 1864 года». После старца не осталось никаких записок; найдено только несколько клочков бумаги, со строками, написанными по-славянски, по-русски и частью каким-то шифром, содержание которых не разгадано. По смерти старца все вещи были потребованы в Петербург и затем возвращены Хромову. Кроме того, после Феодора Кузьмича осталось распятие из слоновой кости и Псалтирь, на которой сделана следующая надпись: «сей псалтирь принадлежит Саранской Петропавловской обители рясофорному монаху Алексею Золотареву». Есть предание, что старец сей никто иной, как Император Александр Благословенный. Но верно или нет – Бог весть! Мы же не смеем ни утверждать, ни отрицать. Утверждать не смеем, ибо сие Высшей властью не подтверждено. Не смеем отрицать, ибо и это не опровергнуто и, б. м., тайна эта рано ли, поздно ли, но откроется. В том же, что, если действительно в Таганроге в 1825 г. Государь не умер, но были совершены похороны – лжи никакой и никакого обмана не было. Если так было, то было поступлено мудро. Россия хоронила Царя Александра I, и, как царь, ведь он жить перестал, стал жить уже как Божий человек. Но – повторяем: это тайна, и мы должны пред нею преклониться 15 ... Игумен Ионафан Валаамский 16 (Память 22-го января). Игумен Ионафан умер 22 января 1830 г. Он был по происхождению простой ремесленник г. С-Петербурга; поступил в Валаамский монастырь при о. Назарии и им пострижен в монашество в 1792 г.; проходил послушание в поварне, звонаря и пономаря; посвящен в иеродиакона в 1793 году и в иеромонаха в 1794 году, потом был голосовщиком, ризничим и книгохранителем, при должности казначея он продолжал исполнять обязанности и уставщика на клиросе. Доброго характера, тихий, приветливый, о. Ионафан много потерпел скорбей от лиц, находившихся в монастыре под надзором. Число этих лиц при нем доходило до 14-ти человек; между ними были люди и вольного духа, и буйного нрава, и поврежденные в вере. Составляя особое общество среди монастырского братства, закоснелые во зле, они разливали свой яд в сонме братии и нарушали святую тишину монастырской жизни. В уважение отлично честного поведения его (как сказано в указе духовной консистории), и ревностнейшего, должности своей, прохождении, архипастырем благословлено ему было употреблять при священнослужении палицу. Скорби о. Ионафана прекратила печальная кончина. Таинственная инокиня Аркадия 17

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Жительница Томска Лилия Анатольевна Коробейникова свидетельствует: «Мой ребенок родился здоровым, но примерно через две недели на теменной области головы появилась опухоль. В десятимесячном возрасте мы поехали в больницу, где у ребенка взяли пункцию из этой опухоли и поставили диагноз – мозговая грыжа. Операцию не сделали, потому что у ребенка поднялась температура, и нас выписали из больницы. Как-то раз в руки мне попалась книга «Житие праведного старца Феодора Томского», там описывались случаи исцелений от разных недугов. И вот в 2004 году, в Петров пост, ребенок прикладывался к мощам святого угодника Божия Феодора Томского. После этого мы прошли обследование головного мозга. Снимки показали, что патологии нет. Молитвами праведного святого ребенок получил исцеление, и обошлось без операции. Слава Богу!» 1151 В «Томских епархиальных ведомостях» публикуются материалы, свидетельствующие о современном почитании праведного старца Феодора. Так, в июльском номере за 2009 г. приведены случаи исцелений последних лет и описано празднование дня обретения мощей святого. Этот день, 5 июля, «один из самых многолюдных праздников нашего города. На праздничное богослужение прибыли многочисленные паломники из различных регионов России, из-за рубежа, а также ставший уже традиционным Крестный ход из г. Анжеро-Судженска» 1152 . Особо чтут старца и в местах, где он жил и окормлял многих до Томска, в сельский период своей подвижнической сибирской жизни, и на прилежащих территориях. Наибольшее выражение это нашло в создании храма во имя святого праведного Феодора Сибирского в селе Турнаеве (нынешний Болотниковский район Новосибирской области). Освящение храма было совершено 27 июля 2003 г. по благословению архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона 1153 . В Новосибирске в соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского находится икона праведного старца Феодора Кузьмича с частицей его мощей. Она привлекает внимание не только местных верующих. Так, 8 июля 2005 г. храм посетила группа немецких математиков из Штутгарта. Их интерес к иконе и к житию святого усиливался, как отмечает корреспондент, еще и тем, «что мать Александра I София-Доротея-Августа-Луиза (в православии Мария Федоровна) была принцессой Вюртембергской-Штутгартской, откуда математики сами родом» 1154 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Где бы ни жил Феодор Кузьмич – в келейке, построенной для него казаком Симеоном Сидоровым в Белоярской станице, у богатого краснореченского крестьянина Ивана Латышева в деревне Коробейниковой, у томского купца Семена Хромова, – везде находили его люди. Феодор Кузьмич принимал всех приходящих к нему за советами, денег никогда ни от кого не брал, но от приносимого угощения не отказывался. Посещал старца не только простой люд. По мере того как слава о нем разносилась по городам и весям, к нему приезжали высокопоставленные лица. Петербургский профессор К. В. Кудряшов, который провел документальное исследование жизни старца, утверждает, что Феодора Кузьмича посещали епископ Иннокентий Камчатский; Афанасий, епископ Иркутский; Парфений, епископ Томский; советник Томского губернского суда Л. И. Савостин и другие. Загадочная личность старца не раз побуждала его почитателей к нескромному любопытству. Однако он от ответов уклонялся. На просьбу назвать имена его родителей, чтобы помолиться о них, говорил: «Это тебе знать не нужно: Святая Церковь за них молится...» Кто и когда впервые «открыл», что старец есть ушедший в мир Александр I, неясно. Существует несколько версий. Наиболее часто утверждается, что «опознала» императора крестьянка Александра Никифоровна, которая была весьма дружна со старцем и по его настоянию, будучи двадцати двух лет от роду, предприняла поездку на богомолье. Она побывала в Почаевском монастыре, в Кременчуге, где в доме графа Остен-Сакена была представлена Николаю I, видела портрет Александра. Вернувшись в Сибирь, Александра вроде и воскликнула: «Батюшка Федор Кузьмич, как вы на императора Александра Павловича похожи!» Старец в лице переменился, строго спросил: «Почем знаешь?» – «Портрет у графа видела», – ответила Александра. На это старец ничего не сказал, сразу ушел в другую комнату... Так это было или нет, но слух о тождестве томского старца и Александра I был настолько стоек, что местные власти вынуждены были опровергать его в печати. Настойчивое отрицание порождало еще большую веру в достоверность легенды, которая без всякого участия в том старца обрастала все новыми деталями, в которых правда и вымысел переплетаются так тесно, что развести их невозможно. И в Сибири, и в столицах ходили по рукам рукописные «списки» и печатные издания неизвестных авторов, гле рассказывалось о том, что Александр, мучившийся грехом отцеубийства (знал о заговоре против отца, императора Павла, и не решился помешать ему), давно хотел уйти «в народ», но все мешали обстоятельства. И только когда положение России упрочилось, был разбит Наполеон, наладилась жизнь в стране, исполнил свое заветное желание – поселиться среди простого люда, разделить с ним его горести и радости. В противовес этим утверждениям публиковались записки придворных, описывающие последние дни и часы Александра в Таганроге, и даже протокол о вскрытии тела...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Томская епархия не будет возражать против проведения идентификации останков старца, которого считали Александром I 30 сентября 2008 г. 16:10 Томская епархия не будет инициировать проведение идентификации останков святого старца Феодора Кузьмича, однако одобряет эту идею, заявил архиепископ Томский и Асиновский Ростислав . Старец Феодор Кузьмич, согласно легенде, являлся отошедшим от престола российским императором Александром I, который в 1825 году якобы инсценировал свою смерть и начал вести отшельническую жизнь. «Я не являюсь принципиальным противником такого исследования, я даже за, и мы ( Томская епархия — ред.) со своей стороны готовы были бы в этом поучаствовать. Но ко мне никто с конкретным предложением не обращался», — сказал архиепископ Ростислав во вторник на пресс-конференции в «Интерфаксе». Он пояснил, что для идентификации останков потребуется вскрывать гробницу одного из российских императоров в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. «Оказалось, что та идентификация, которую мы можем на сегодняшний момент произвести, никакой конкретики в этом вопросе не даст. Необходимо, чтобы сохранилась голова этого человека, или необходимо вскрывать гробницу Николая I, который являлся родным братом Александра I», — пояснил владыка. По его мнению, только сопоставив останки Феодора Кузьмича и Николая I по ДНК, можно было бы сделать какие-то выводы, поскольку голова старца утеряна, и останки очень сложно сравнивать по внешним признакам. При этом владыка отметил, что такие экспертизы требуют определенных средств, а у Томской епархии, доход которой составляют пожертвования прихожан, «таких крупных средств нет». «Вопрос тайны старца Феодора очень интересный, хотя имеет больше исторический характер, но с точки зрения духовной в любом случае его вторая половина жизни — это подвиг, позволивший причислить его к лику святых», — сказал архиепископ Ростислав. Старец Феодор является покровителем Томской земли, при этом он широко известен и почитаем не только томичами. «Из Сибири и центральных районов России направляются паломники, чтобы поклониться мощам старца Феодора», — добавил владыка. Ранее специалисты Российского центра судебной экспертизы заявили о готовности провести исследование мощей старца при условии заинтересованности со стороны Церкви. Старец Феодор Кузьмич скончался в Томске в 1864 году, а в 1984 году был причислен к лику святых. Его мощи хранятся в Казанской церкви Богородице-Алексеевского монастыря в Томске. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/467943.htm...

Томская епархия выступает против строительства торгового комплекса на месте кельи святого Феодора Томск, 7 апреля 2009 г. Томская епархия выступает против строительства торгово-административного комплекса в Томске на месте, где в XIX веке располагалась келья святого Феодора Томского. " Превратить место паломничества в торжище - верх кощунства, неслыханное поругание и исторической, и духовной памяти. При этом, если верны предположения о том, что святой является императором Александром I, усадьба приобретает исключительную историческую значимость " , - заявил " Интерфаксу " секретарь епархии протоиерей Алексий Бервено. По его словам, бывшая усадьба купца Семена Хромова, где провел последние годы жизни старец Феодор, для каждого томского православного христианина является дорогим и святым местом. " Уникальность этого места требует от нас не только восстановления исторического архитектурного облика зданий, но и использования всего комплекса для духовного просвещения народа " , - уверен собеседник агентства. Томская епархия поддерживает предложения возвести на месте несохранившейся кельи святого часовню, а в прилегающих к ней зданиях устроить музей духовной культуры и духовно-просветительский центр. Закладной камень в основание будущей часовни был заложен еще в июле 2003 года. Старец Феодор, согласно предположениям некоторых историков, являлся отошедшим от престола российским императором Александром I, который в 1825 году якобы инсценировал свою смерть в Таганроге, стал странником и скончался в Томске в 1864 году. " Был или не был этот благочестивый старец императором, праведный Феодор Томский - любимый и почитаемый святой на Томской земле, канонизация которого состоялась еще в 1985 году. Его слава распространилась далеко за пределы Томкой области, тысячи паломников со всей России каждый год приезжают поклониться мощам праведного Феодора, обратиться к нему за молитвенной помощью " , - отметил представитель епархии. 7 апреля 2009 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/29966.html

Томская епархия не станет возражать против проведения идентификации останков старца, которого считали Александром I Томск, 1 октября 2008 г. Томская епархия не будет инициировать проведение идентификации останков святого старца Феодора Кузьмича, однако одобряет эту идею, заявил архиепископ Томский и Асиновский Ростислав. Старец Феодор Кузьмич, согласно легенде, являлся отошедшим от престола российским императором Александром I, который в 1825 году якобы инсценировал свою смерть и начал вести отшельническую жизнь. " Я не являюсь принципиальным противником такого исследования, я даже за, и мы (Томская епархия - " ИФ " ) со своей стороны готовы были бы в этом поучаствовать. Но ко мне никто с конкретным предложением не обращался " , - сказал архиепископ Ростислав на пресс-конференции в " Интерфаксе " . Архиерей пояснил, что для идентификации останков потребуется вскрывать гробницу одного из российских императоров в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. " Оказалось, что та идентификация, которую мы можем на сегодняшний момент произвести, никакой конкретики в этом вопросе не даст. Необходимо, чтобы сохранилась голова этого человека, или необходимо вскрывать гробницу Николая I, который являлся родным братом Александра I " , - уточнил владыка. По его мнению, только сопоставив останки Феодора Кузьмича и Николая I по ДНК, можно было бы сделать какие-то выводы, поскольку голова старца утеряна, и останки очень сложно сравнивать по внешним признакам. При этом владыка отметил, что такие экспертизы требуют определенных средств, а у Томской епархии, доход которой составляют пожертвования прихожан, " таких крупных средств нет " . " Вопрос тайны старца Феодора очень интересный, хотя имеет больше исторический характер, но с точки зрения духовной в любом случае его вторая половина жизни - это подвиг, позволивший причислить его к лику святых " , - сказал архиепископ Ростислав. Старец Феодор является покровителем Томской земли, при этом он широко известен и почитаем не только томичами. " Из Сибири и центральных районов России направляются паломники, чтобы поклониться мощам старца Феодора " , - добавил владыка. Ранее специалисты Российского центра судебной экспертизы заявили о готовности провести исследование мощей старца при условии заинтересованности со стороны Церкви. Старец Феодор Кузьмич скончался в Томске в 1864 году, а в 1984 году был причислен к лику святых. Его мощи хранятся в Казанской церкви Богородице-Алексеевского монастыря в Томске. 1 октября 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/27786.html

5 . Копии двух оставшихся после кончины старца зашифрованных записок; 6 . Снимок с автографа Феодора Кузьмича – записки 1849 г.; 7 . Фотоснимок (в санкт-петербургской фотографии) с вензеля, изображенного старцем; 8 . Вид могилы старца в Томском Алексеевской монастыре; 9 . Изображение Феодора Кузьмича на смертном одре; 10 . Изображение его стоящим в келье в полный рост (санкт-петербургская фотография с портрета) 114 . Галкин-Врасский присоединил к этим материалам также небольшую записку архиепископа Иркутского Вениамина (Благонравова) , переданную Галкину в тот же день (8 февраля 1882 г.), когда были получены документы от Хромова. В нескольких строках владыка поддерживает характеристику «нравственно-религиозного состояния» Феодора Кузьмича, но выражает настороженность к данным Хромова об императорском прошлом старца 115 . В описи этих документов М.Н. Галкин-Врасский подчеркивает, что первые три из них – «собственноручные записки томского купца Хромова». Вторую из них сам С.Ф. Хромов назвал копией в том смысле, что она списана им с той, которая подана К.П. Победоносцеву . Все три текста написаны одним почерком. С.Ф. Хромов охотно сообщал в 80-х гг. сведения о Феодоре Кузьмиче многим лицам, проявлявшим интерес к старцу. В их числе композитор М.А. Балакирев, государственный контролер Т.И. Филиппов (автор работ по истории православной церкви, сотрудник журналов «Москвитянин» и «Русская беседа»), синодальный библиотекарь И.Д. Митрополов, священник Иоанн Верховский 116 . «Записки» томского купца в целом, в разных их редакциях, содержат обильный биографический материал о сибирской жизни старца, но центральное, на наш взгляд, место среди них занимает описание его прижизненных и посмертных чудес. Наиболее полно посмертные чудеса (с включением нескольких прижизненных) изложены в документе, начинающемся словами: «Начато списывать 15 декабря 1881 г. в Енисейске». Далее следует подробное изложение конкретных случаев, разделяемых номерами – от 68-го до 97-го. Назовем условно этот текст (одну из «Записок» Хромова) «Список» 117 . По-видимому, подобный же «Список» «на 14 листах» был передан К.П. Победоносцеву .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

М.М. Громыко Святой праведный старец Феодор Кузьмич Томский – Александр I Благословенный Содержание Введение. О религиозной жизни Александра I Благословенного в 1812–1825 годах Глава I. Источники исследования 1. «Записки» С.Ф. Хромова 2. «Сведения» 3. Воспоминания 4. Ранние жития: М.Ф. Мельницкий 5. Отдельные свидетельства очевидцев 6. Свидетельства генерала А.Д. Соломки, сообщенные Е.С. Арзамасцевым 7. Свидетельства эмигрантов 8. Официальные документы 9. Косвенные источники Глава II. Тождество императора Александра I и святого праведного старца Феодора Кузьмича 1. Сходство 2. Мнение правящих государей-императоров 3. «В нашей семье не было сомнений…» 4. Непоминание. Явления Глава III. Потаенное странничество: ноябрь 1825 г. – сентябрь 1836 г 1. Таганрог: начало пути 2. «Бродяжничество» Глава IV. Сибирь: сельский период (март 1837 г. – октябрь 1858 г.) 1. Красноуфимск 2. Места жительства и поездок 3. Образ жизни 4. Дары и духовное окормление 5. Взаимоотношения старца с духовенством Глава V. Томск: ноябрь 1858 г. – 20 января 1864 г 1. Образ жизни последних лет 2. Общение с духовенством 3. Новые и прежние чада и собеседники из мирян. Поездки в Краснореченское, Коробейниково и Белоярку 4. Дары старца и чудесные явления томского периода. Кончина и похороны Глава VI. Посмертное почитание и чудеса 1. Почитание могилы и келий 2. Исцеления 3. Посмертные явления старца и другие его чудеса 4. Почитание святого праведного старца Феодора Сибирского в наше время Заключение Приложения Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3     Блаженной памяти дорогого отца Михаила посвящается эта книга. Издание второе, исправленное и дополненное. Книга написана увлекательно и читается с огромным интересом. Первое издание книги получило высокую оценку Архиепископа Томского и Асеновского Ростислава (Девятова). Исследование осуществлено по благословению священника Михаила Труханова (1916–2006) Второе издание подготовлено по благословению священника Михаила Герцева В этой книге проблема сходства Императора Александра I и праведного старца Феодора Кузьмича поставлена автором на серьезную научно-исследовательскую основу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010