Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКАНДР Никандр (Феноменов), митр. Ташкентский. Фотография. 2-я пол. 20-х — нач. 30-х гг. XX в. Никандр (Феноменов), митр. Ташкентский. Фотография. 2-я пол. 20-х — нач. 30-х гг. XX в. (Феноменов Николай Григорьевич; 2.05.1872, Орловская губ.- 3.03.1933, Ташкент), митр. Ташкентский и Туркестанский. Из семьи священника. По окончании Орловской ДС поступил в 1893 г. в КДА. Во время учебы 3 апр. 1897 г. принял монашеский постриг с именем Никандр, 10 апр. был рукоположен во диакона, а 15 авг. того же года, по окончании академии со степенью кандидата богословия, рукоположен во иерея. С 3 окт. 1897 г. преподаватель гомилетики Тульской ДС. 18 янв. 1900 г. назначен инспектором Кутаисской ДС, 11 янв. 1901 г. переведен на ту же должность в Тифлисскую ДС. 21 янв. 1902 г. назначен ректором Тифлисской ДС; был возведен в сан архимандрита. Являлся членом Грузинского епархиального училищного совета (с 20 янв. 1901), совета Тифлисского миссионерского духовно-просветительского братства (с 4 апр. 1901), был цензором епархиального ж. «Пастырь» (с 20 апр. 1901) и читавшихся в Тифлисе проповедей (с 26 янв. 1903). В 1905 г., во время обсуждения вопроса о воссоздании самостоятельной Грузинской Православной Церкви, Н. выступил со статьей, в которой оправдывал каноничность действий имп. власти по упразднению грузинской автокефалии в 1811 г.: «Император Александр Павлович нашел нужным подчинить Грузинскую Церковь, когда Грузия вошла в состав Российской империи, Святейшему Синоду, а это - его право, которое не оспаривается даже правилами Святых Вселенских Соборов,- право, которым пользовались всегда и византийские императоры» ( Никандр (Феноменов), архим. Об автокефальности Груз. Церкви и церк. жизни в Грузии при Католикосах//ДВГЭ. 1905. 14. С. 21). 19 мая 1905 г. назначен на новоучрежденную Бакинскую викарную кафедру Карталинской и Кахетинской епархии. Однако 2 июня того же года определен епископом Кинешемским, викарием Костромской епархии. 10 июля 1905 г. состоялась архиерейская хиротония Н. Он проживал в Костроме, был настоятелем Богородицко-Игрицкого в честь Смоленской иконы Божией Матери муж. мон-ря. Как викарный епископ отвечал прежде всего за противораскольническую деятельность в епархии. 15 февр. 1908 г. назначен епископом Нарвским, 2-м викарием С.-Петербургской епархии. С 30 дек. 1909 г.- 1-й викарий С.-Петербургской епархии. Временно управлял епархией в периоды отсутствия правящего архиерея митр. Антония (Вадковского) . Был награжден орденами св. Владимира 3-й степени (1909) и св. Анны 1-й степени (1912).

http://pravenc.ru/text/2565280.html

13. Никандр (Феноменов 1872–1933), еп. Вятский. Впоследствии был близ­ким соратником Патриарха Тихона. Неоднократно арестовывался. 14. Якунчиков Борис Михайлович. Сведениями о его судьбе мы не распо­лагаем. 15. Чепурин Николай Викторович (1881–1947), священник-миссионер Пет­роградской епархии. Арестовывался по делу православных приходов. После войны был ректором Московской Духовной академии 16 . 16. Смирнов Николай Петрович , священник Ново-Дружносельской Троиц­кой церкви Царскосельского уезда, дер. Старосельская. Сведениями о его судьбе мы не располагаем. Таким образом, говоря о революционных настроениях Петроградского братства приходских советов, прот. В.Д. Красницкий выдает желаемое за действительное. Концепция будущей государственной политики по отношению к Цер­кви выглядит, по В.Д. Красницкому, следующим образом: «Так как дей­ствительная жизнь заставляет признать существование религии, и в част­ности православной церкви, то задача рабоче-крестьянского правительства естественно должна заключаться в том, чтобы предоставить рабочему и беднейшему крестьянству в приходском быту то положение, которое за­нимают в нем буржуазные элементы» 17 . Юридической основой церков­ной революции должен был стать Декрет об отделении Церкви от госу­дарства, Согласно новому закону, церковное имущество передается в пользование группе верующих. В.Д. Красницкий полагал, что власти должны позаботиться о том, чтобы церковные здания переходили в руки просоветски настроенных общин. «Стремление Советской власти взять во влияние пролетариата течение приходской жизни, – продолжает он, – является совершенно законным развитием принципа свободы совести, объявленного в основной Конституции Советской республики» 18 . Предложенная В.Д. Красницким программа взаимоотношений Церкви и государства была реализована почти сразу. В одном деле с его запиской находится также публикуемое здесь обращение Отдела юстиции города Петрограда, содержащее призыв ко всем православным верующим граж­данам, преимущественно беднейшего класса, не имевшего прежде голоса в церковных делах, составлять по всем приходам приходские собрания. Эти объединения должны, по рекомендации Отдела Юстиции, принять в пользование храм и церковное имущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Серафима, во Влади­мирской тюрьме в июле 1922 г. с еп. Афанасием находился московский про­тоиерей Миртов (скорее всего прот. Михаил Миртов). 14 Никандр (Феноменов Николай Григорьевич, 1872–1933), архиепископ Крутицкий, в заключении с 15.4.1922. В январе 1923 г. освобожден. 20.3.1923 аресто­ван, привлечен к суду вместе со св. Патриархом Тихоном, митр. Арсением (Стадницким) , П. В. Гурьевым . 10.1.1924 освобожден. С 1925 г. в сане митрополита. Сослан на три года в г. Чимбай (ныне в Каракалпакии), затем в г. Хиву. 15 Фаддей (Успенский Иван Васильевич; 1872–1937) – священномученик, архиепископ. С марта 1922 г. архиепископ Астраханский; к месту назначения выехать не смог. Весной 1922 г. член Священного Синода при св. Патриархе Тихоне. Летом 1922 г. арестован в Москве по обвинению в распространении нелегально изданных посланий митр. Агафангела и заключен в тюрьму. При­говорен к высылке на 1 год. Осенью 1922 г. переведен в тюрьму г. Владимира. В 1922–1923 гг. в ссылке в в Зырянском крае. С декабря 1923 г. вступил в управление Астраханской епархией. С ноября 1928 г. архиепископ Тверской и Кашинский. 20,12,1937 арестован в г. Калинине и заключен в тюрьму. 31.12.1937 расстрелян в г. Калинине. В 1997г. Архиерейским Собором Русской Право­славной Церкви прославлен в лике святых. День памяти: 18 (31) декабря. О пре­бывании еп. Фаддея с еп. Афанасием и митр. Кириллом (Смирновым) во Владимирской тюрьме см.: Современники о Святейшем Патриархе Тихоне:/Сост. М.Е. Губонин: Рукопись; Патриарх Тихон и история русской церковной смуты: Кн. 1. СПб. 1994, С. ЗОГ-304. 16 Николай (Добронравов Николай Павлович, 1861–1937) – архиепископ Вла­димирский и Суздальский. В 1923 г. выслан в Зырянский край. В 1925 г. аресто­ван и сослан в Туруханский край. После ссылки проживал в Москве на покое. Расстрелян в пос. Бутово под Москвой. 17 Корнилий (Соболев Гавриил Гаврилович; 1880–1933) – епископ Вязниковский, викарий Владимирской епархии, впоследствии архиепископ. С 1923 г. находился в ссылке в Нарымском крае.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

70 Якунин Глеб Павлович (род. 1934) – бывший священник Русской Православной Церкви, общественный и политический деятель, диссидент, депутат Верховного Совета РСФСР (1990), Государственной думы (1993–1995). В 1965 г. вместе с Николаем Эшлиманом, на тот момент также священником РПЦ, направил Патриарху Алексию I (Симанскому) открытое письмо, в котором говорилось о преследовании Церкви и верующих в СССР. По настоянию властей авторы письма были запрещены в служении. В 1979 г. Глеб Якунин арестован и в 1980 г. осужден за антисоветскую агитацию, отбывал срок в Перми-37 до 1985 г., затем провел два с половиной года в ссылке в Якутии. В 1987 г. амнистирован и восстановлен в сане, служил в Подмосковье. В 1993 г. лишен священнического сана, в 1997 г. – отлучен через анафематствование. 72 Митрополит Арсений (Стадницкий , 1862–1936) – с 1906 г. присутствующий в Священном Синоде. В 1907 г. избран членом Государственного совета Российской империи от монашествующего духовенства. С 1910 по 1925 г. был правящим архиереем Новгородской епархии (архиепископ, с 1917 г. – митрополит). На Поместном соборе 1917–1918 гг. был одним из трех кандидатов на Патриарший престол. В 1925–1936 гг. находился в ссылке в Средней Азии, номинально оставаясь митрополитом Новгородским. С 1933 г. – митрополит Ташкентский и Туркестанский. В связи с закрытием всех храмов Ташкента совершал богослужения под открытым небом, у кладбищенской часовни иконы Богородицы «Всех скорбящих Радосте», на которые стекалось до 20 тыс. верующих из города и окрестных селений. Был духовным наставником архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) , умер у него на руках в ташкентской больнице. 73 Митрополит Никандр (Феноменов, 1872–1933) – епископ Русской Церкви с 1905 г. С 1918 г. неоднократно был арестован, в том числе 20 марта 1923 г. – привлечен к суду вместе с Патриархом Тихоном (Белавиным) , митрополитом Арсением (Стадницким) и секретарем Патриарха Петром Гурьевым. Архиепископ с 1919 г., митрополит – с 1925 г. Осенью 1927 г. назначен митрополитом Ташкентским и Туркестанским. Умер в Ташкенте.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Акты Святейшего Тихона... Ч. 2. С. 605–609. Опубликовано: Мазырин А. В., свящ. Высшие иерархи о преемстве власти… С. 93–94. Второе иносказательное обозначение митрополита Иосифа митрополитом Кириллом (Смирновым) в частных письмах. Шкаровский М. В. Судьбы иосифлянских пастырей. С. 49. Александрова-Чукова Л. К., Звонарёв С., прот.Указ. соч.С. 312–325 . Косик О. В. «Послание ко всей Церкви» священномученика Серафима Угличского от 20 января 1929 года//Богословский сборник. 2003. Вып. 11. С. 281–305. Николаев С. К., Гар М. М. «В единении вы с митрополитом Сергием или в отделении?»: Переписка священномученика архиепископа Угличского Серафима (Самойловича) и священномученика епископа Романовского Вениамина (Воскресенского). 1928–1929 гг.//Вестник ПСТГУ. Сер. 2. 2017. 79. С. 121–144. Александрова-Чукова Л. К. Архиепископ Григорий (Чуков) о положении духовенства к началу войны, открытии собора в Саратове и приеме в Кремле 4 сентября 1943 года//Вестник церковной истории. 2022. 1/2(65/66). С. 87–88. Николаев С. К., Гар М. М. Указ. соч. С. 121–144. Евгений (Зернов; 1877–1937 гг.), сщмч., митрополит Горьковский. Александрова-Чукова Л. К., Звонарёв С., прот. Указ. соч. С. 318. Акты Святейшего Тихона... Ч. 2. С. 601. Никандр (Феноменов; 1872–1933 гг.), митрополит Ташкентский и Туркестанский с 1927 по 1933 г. Виктор (Островидов; 1878–1934 гг.), епископ бывший Глазовский, викарий Вятской епархии. Акты Святейшего Тихона... Ч. 2. С. 581. Слова митрополита Кирилла из частного письма ( Журавский А. В. Указ. соч. С. 564). Мазырин А., свящ. Кирилл (Смирнов), сщмч.//Православная энциклопедия. Т. 34. М., 2014. С. 362–377. Мазырин А., свящ. Высшие иерархи... С. 399. Воробьев В. Н., прот., Косик О. В. Слово Местоблюстителя. Письма Местоблюстителя священномученика митрополита Петра (Полянского) к митрополиту Сергию (Страгородскому) из Тобольской ссылки и люди, послужившие появлению этих документов//Вестник ПСТГУ. Сер. 2. 2009. 3(32). С. 43. Акты Святейшего Тихона… Ч. 2. С. 637–641. Там же. С. 637–641.

http://sedmitza.ru/lib/text/10193467/

Неофит (Осипов Николай Александрович; 1875–1937), священномученик, архимандрит. Член Учебного комитета при Св. Синоде, старший цензор Духовно-цензурного комитета. С 1918 г. личный секретарь Патриарха Тихона. В мае 1922 г. арестован, приговорен к трем годам ссылки в Зырянский край. В 1925 г. вернулся в Москву. В 1927 г. арестован, приговорен к трем годам ссылки в Сибирь. Находился в оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) . В 1934 г. вернулся в Москву. С 1935 г. в Сиблаге. Расстрелян. Нестор (Анисимов Николай Александрович; 1885–1962), митрополит. В 1916 г. хиротонисан во епископа Камчатского и Петропавловского. В 1918 г. арестован. В 1919 г. возвратился на Камчатку. С 1921 г. в эмиграции. В 1921–1945 гг. настоятель Камчатского подворья в г. Харбине. В 1944 г. воссоединился с Московской Патриархией. С 1946 г. митрополит Харбинский и Маньчжурский, Экзарх Восточной Азии. В 1948–1956 гг. в лагере. В 1956–1958 гг. митрополит Новосибирский и Барнаульский. С 1958 г. на покое. С 1960 г. митрополит Кировоградский и Николаевский, викарий Одесской епархии. Нечаев, ревизор Учебного комитета при Святейшем Синоде. Никандр (Феноменов Николай Григорьевич; 1872–1933), митрополит. В 1905 г. хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. С 1908 г. епископ Нарвский, викарий Санкт-Петербургской епархии. С 1914 г. епископ Вятский и Слободской. В 1918–1921 гг. неоднократно арестовывался. С 1919 г. архиепископ. С 1921 г. архиепископ Астраханский, к месту назначения выехать не мог. С 1922 г. архиепископ Крутицкий. В 1922–1924 гг. в тюрьмах и ссылках. С 1925 г. митрополит Одесский. С 1927 г. митрополит Ташкентский и Туркестанский. Никифор (Асташевский (Осташевский) Николай Петрович 1848–1937), митрополит. В 1924 г. хиротонисан во епископа Новониколаевского. С 1927 г. архиепископ. С 1932 г. митрополит Новосибирский. Скончался в Новосибирске. Никодим, еп. Далматинско-Истрийский. Николай (Амасийский Николай Васильевич; 1860–1945), архиепископ. В 1922 г. «хиротонисан во епископа Пугачевского» обновленческими архиереями; в конце 1923 г. принес покаяние перед св. Патриархом Тихоном и назначен епископом Николаевским, викарием Херсонской епархии; с 1924 г. епископ Кустанайский. В 1925 г. епископ Троицкий, викарий Челябинской епархии, выражал готовность к примирению с обновленцами и склонялся к участию в их очередном соборе. В 1925 г. арестован, приговорен к ссылке. С 1931 г. епископ Ейский, викарий Ставропольской епархии; с 1933 г. епископ Ростовский[-на-Дону]; с 1934 г. архиепископ; в 1934 г. выслан из епархии в Узбекистан. В 1938 г. арестован и приговорен к расстрелу, которого чудом избежал. В 1942–1943 г. архиепископ Ростовский[-на-Дону]. В 1943 г. при отступлении немцев был вывезен в Одессу. Эмигрировал в Румынию, где и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Епископ (впоследствии - архиепископ) Алексий (Дородницын). См. о нём: http://bogoslov.ru/text/357198.html. Андрей (Ухтомский, 1872 - 1937) - в это время наблюдатель Казанских миссионерских курсов, впоследствии архиепископ. Братство святителя Гурия - одно из крупнейших и значительных братств, центров миссионерской работы Русской Церкви второй половины XIX - начала XX вв. Написано по зачеркнутому: «лица». Протоиерей Павел Ильич Соколов, впоследствии архиепископ Астраханский и Енотаевский Палладий († 1920). В подлинном письме начальные слова первых строк этого абзаца отмечены карандашом Извольского. Архиепископ Симбирский и Сызранский Иаков (Пятницкий, 1844 - 1922). Епископ Гермоген (Долганов). См. о нём: Мраморнов А.И. Указ. соч. 16 сентября 1907 г., «в воскресенье, Его Преосвященство совершил литургию в Покровской церкви села Даниловки и освятил здание второклассной школы» (Саратовский духовный вестник. 1907. 46. С. 10). Епископ Константин (Булычев, 1858 - 1930), впоследствии архиепископ. В 1920-е гг. уклонялся в обновленческий, а затем григорианский раскол. Сказано - сделано. Проповедь отца Иоанна, посланная тому же П.П. Извольскому (см. P.S. следующего письма), была опубликована под названием «Беседа по поводу беспорядков и по случаю освящения церковной второклассной учительской школы в неделю по Воздвижении» в «Церковных ведомостях» 13 октября 1907 г. (Прибавление к Церковным ведомостям. 1907. 41. С. 1749 - 1755). Епископ Митрофан (Симашкевич, 1845 - 1928), впоследствии архиепископ Донской, в 1920-е гг. примкнул к григорианскому расколу. 18 мая 1907 г. был убит ректор пензенской семинарии архимандрит Николай (Орлов). Иннокентий (Беляев, 1862 - 1913) - епископ Тамбовский и Шацкий, позднее архиепископ, экзарх Грузии. Архиепископ Воронежский Анастасий (Добрадин, 1828 - 1913). Тихон (Василевский, 1867 - 1926) - епископ Костромской, впоследствии архиепископ Воронежский, затем обновленческий митрополит. Епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии Никандр (Феноменов, 1872 - 1933), впоследствии митрополит Ташкентский.

http://bogoslov.ru/article/456983

128 Артемий (Ильинский Александр Матвеевич), архиепископ Тобольский (1870 – год смерти неизвестен). 129 Димитриевский Алексей Афанасьевич (1856–1929), археолог, член-корреспондент Академии Наук, профессор Киевской Духовной академии, секретарь Православного Палестинскою общества. 130 Глубоковский Николай Никанорович (1863–1937), экстраординарный профессор Санкт-Петербургской Духовной академии. По поручению Священного Синода занимался исправлением перевода книг Нового Завета на русский язык, был редактором в журналах «Церковный вестник» и «Христианское чтение». В 1919–1921 гг. Глубоковский исполнял должность архивиста, архивариуса и редактора в бывшем Синодальной архиве. Член-корреспондент Российской Академии Наук, почётный член Библейского общества в Лондоне, почётный член Московской, Киевской и Казанской Духовных академий, Московского и Петроградского Археологического институтов, действительный член Общества истории и древностей Российских при Московской университете, Православного Палестинского общества в Петрограде. 131 Борис (Лентовский Владимир Иванович), епископ Пензенский и Саранский (год рождения неизвестен, скончался в 1931 году). Хиротонисан из протоиереев г. Пензы в 1921–1922 гг. В этом же году уклонился в обновленческий раскол. 134 Павел (Гальковский), митрополит Ивано-Вознесенский (1864–1945). 5-го июля 1921 года хиротонисан во епископа Бузулукского. 135 Вассиан (Пятницкий Владимир), архиепископ Тамбовский и Шацкий (1879 – 27 декабря 1940 года скончался в ссылке в северном крае). 19 августа 1921 года хиротонисан во епископа Егорьевского. 136 Церковь святителя Николая Чудотворца при городских скотобойнях освящена 16 марта 1908 года епископом Киото Сергием. Закрыта в июле 1922 года, снесена, очевидно, в конце 1930-х годов при реконструкции скотобоен под молокозавод. 137 Тихон (Тихомиров Александр Львович), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии (1882–1955). 139 Никандр (Феноменов Николай Григорьевич), митрополит Ташкентский и Туркестанский (1872–1933). 5 сентября 1918 года – епископ Глазовский. 1922–1923 гг. – архиепископ Крутицкий, ближайший помощник Патриарха Тихона. 140 Симон (Шлеев Симеон), епископ Уфимский (единоверческий) (ок. 1863–1921). 3/16 июня 1918 года хиротонисан Патриархом Тихоном во (единоверческого) епископа Охтенского, с подчинением митрополиту Петроградскому. В 1920 году – епископ Уфимский (единоверческий), а затем епископ православный той же кафедры. Убит в Уфе в 1921 году. Читать далее Источник: Письма Патриарха Алексия своему духовнику. - Москва : Издание Сретенского монастыря, 2000. - 303 c. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1925 г. – один из учредителей григорианского раскола (ВВЦС). 1925 г. – «епископ Валуйский», затем «Уразовский». 1932 г. – принёс покаяние перед митрополитом Сергием [Страгородским] и принят в сущем сане. 1933–1937 гг. – епископ Старо- Оскольский, епископ Полтавский. 1937 г. – епископ Одесский. 1939 г. – скончался. МИХАИЛ (Ермаков Василий Федорович), митрополит Киевский и Галицкий, Патриарший Экзарх Украины. 1862 г., 31 июля – родился в Санкт-Петербургской губ. 1887 г. – окончил Киевскую Духовную Академию, пострижен в мантию, иеромонах. Преподаватель Киевской духовной семинарии. 1888 г. – инспектор Орловской духовной семинарии. 1890 г. – исправляющий должность инспектора Санкт-Петербургской Духовной Академии. 1891 г. – архимандрит. 1893 г. – ректор Могилевской, затем – Волынской духовной семинарии. 1899 г., 31 января – хиротонисан во епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии. 1899–1903 гг. – епископ Ковенский, викарий Литовской епархии. 1903–1905 гг. – епископ Омский и Семипалатинский. 1905–1921 гг. – епископ Гродненский и Брестский. 1912 г. – архиепископ. 1917–1918 гг. – член Собора Российской Православной Церкви. 1921–1929 гг. – митрополит Киевский и Галицкий, Патриарший Экзарх Украины. 1929 г., 30 марта – скончался в Киеве. НИКАНДР (Феноменов Николай Григорьевич), митрополит Ташкентский и Туркестанский. 1872 г., 2 мая – родился в Орловской губернии в семье священника. 1897 г. – окончил Киевскую Духовную Академию. Монах, иеродиакон, иеромонах. 1902 г. – ректор Тифлисской духовной семинарии, архимандрит. 1905 г. – епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии. 1908 г. – епископ Нарвский, викарий Санкт-Петербургской епархии. 1914 г. – епископ Вятский. 1917–1918 гг. – член Поместного Собора Российской Православной Церкви. 1918 г., 5 сентября – епископ Глазовский. 1922–1923 гг. – архиепископ Крутицкий, ближайший помощник Патриарха Тихона. 1922 г. – в тюрьмах и ссылках. 1925 г. – после освобождения из ссылки – митрополит Одесский. 1927 г. – митрополит Ташкентский и Туркестанский.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

460 Архиепископ Филипп (Гумилевский). Последняя кафедра, которую он занимал, – Владимирская. Достоверных сведений о последних годах его жизни и кончине пока нет. 463 Богословский термин, означающий самоумаление Бога, принявшего на Себя человеческое естество, ради спасения человека. 476 Имеется в виду июльская Декларация митрополита Сергия и последовавшая за ней официальная регистрация Патриаршего Синода Наркоматом внутренних дел. 477 Послания (или декларации) соловецких узников (Обращения православных епископов из Соловецкого лагеря особого назначения к Правительству СССР) в мае 1926 года. См.: История Русской Православной Церкви. 1917–1990. М., 1994, с. 235–245. 478 В апреле 1927 года епископ Алексий (Готовцев) был назначен митрополитом Сергием на Рыльскую кафедру. 479 Евгений Тучков – уполномоченный ОГПУ по делам религии, возглавлявший противоцерковные акции государства в 1922–1939 годах. 482 Митрополит Одесский Никандр (Феноменов, 1872–1933), находившийся в ссылке в Турткуле. Его срок окончился в 1927 году. 487 Это продолжение шутливого разговора старичка-попутчика с ребенком, описанного в рассказе Натальи Дмитриевны «Аму-Дарья» о ее путешествии по реке на лодке из Чарджоу в Турткуль: Н. Д. Шаховская-Шик. Рассказы о детях. М., 2000. 489 Знакомство произошло в Бутырской тюрьме (см. предисловие). Из письма Натальи Дмитриевны от 28 марта 1921 года: «В субботу я ждала вечера-всенощной, но пришло горе. Епископа Германа перевели с рабочего открытого коридора на закрытый, куда нам нет хода... Зато сегодня случилась нежданная радость. Через одну нашу товарку, более настойчивую и проникающую к епископу, он мне прислал образок. Не знаю, как это могло прийти ему в голову, – я ни разу к нему не подходила и не говорила с ним, кроме исповеди. И я не могла это принять иначе, как то, что благословение это мне прислано не от него, а только через него. А то, что образок – преподобного Сергия, показалось мне уже явственным чудом». В тот же день «епископа и других священнослужителей заперли в строгие одиночки» (архив семьи Шаховских).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010