8/21 окт.), просветителем языческих племен этого края. Блаженный Прокопий (†1628; пам. 21 дек./3 янв.) еще в детстве был исцелен по молитвам преп. Трифона — тогда настоятеля монастыря. Вятские чудотворцы и по кончине своей часто являлись вместе. Никандр (Феноменов; 1872–1933) пострижен в монашество в 1897 г., с 1914 — епископ Вятский и Слободской. Образованный богослов, ректор Кутаисской (1900 г.) и Тифлисской (1901–1905 гг.) духовных семинарий. Участник Поместного Собора Русской Церкви 1917–1918 гг. В 1920–1925 гг. был в ссылке. Последнее служение — Ташкентская епархия (с 1927 г.). Филейский Александро-Невский монастырь расположен в 10 км от Вятки (Филейский — по названию ближнего селения). Основан иеросхимонахом Стефаном, официально открыт в 1890 г. (См.: Сочинения иеромонаха Стефана. Саратов, 1996. Переизд.) Святая благоверная княгиня Анна Кашинская (2-я половина XIII в. — 1368 г.) — супруга замученного в Орде тверского князя Михаила († 1318). Оставшись вдовой, постриглась в монашество с именем София, затем приняла схиму с именем Анна. Ее строгая подвижническая жизнь дала повод к написанию икон сразу после кончины, а в 1649 году она была причислена к ликусвятых. 12 марта 1928 года Не могу забыть летних похожих друг на друга вечеров, когда утомленная трудами на послушаниях братия собиралась на правило в храм. Подобно журчанию ручейка, раздается тихое, монотонное чтение канонов и вечерних молитв. В раскрытые окна церкви врывается стрекотанье кузнечиков, льется благоухание цветов, а молитвенные слова так и просятся в душу, потрясают сердце, вызывают в нем особое настроение умиления, благодатной мягкости, расположения ко всем людям и плач о своем окаянстве. После правила обычно следовало прощание с игуменом, и братия расходилась по келлиям. Не скажу, чтобы в Пророчицком монастыре было введено старчество — правильное руководство на пути возвышения душ к общению с Богом. Нет, скорее здесь несколько сильных духом и жаждой спасения монахов невольно, без слов понуждали других к подражанию им одной лишь наглядностью своего святого примера.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1023...

и получил рукоположение. Преподавал Закон Божий в Леснинской женской церковно-приходской школе. С 1 февраля 1897 г. законоучитель в Оренбургских женской гимназии и прогимназии. С сентября 1899 г. – протоиерей Казанско-Богородицкого собора г. Орлова Вятской губернии. В октябре 1902 г. переведен в г. Яранск настоятелем Успенского собора. С августа 1904 г. – благочинный городских и монастырских церквей. В феврале 1909 г., согласно прошению и резолюции епископа Филарета (Никольского), перемещен в Свято-Троицкий кафедральный собор г. Вятки. Преподавал догматическое богословие, литургику, основное нравственное богословие и гомилетику на так называемых инородческих курсах. Награжден наперсным крестом (1903 г.), орденами Св. Анны 3-й степени (1907 г.) и 2-й степени (1912 г.). До 1924 г. отец Димитрий оставался ключарем Вятского кафедрального собора, который с конца 1922 г. по 1930 г. (год закрытия) находился в ведении обновленцев. В конце 1924 г., по принесении покаяния, был принят в общение с Православной Церковью и назначен к служению за штатом в Воскресенский собор г. Вятки. В октябре 1926 г. арестован, сослан на три года в Среднюю Азию. По возвращении до 1940 г. служил за штатом в разных церквях Вятки. Скончался в 1942 (41?) г. Анна Павловна Милова родилась 5 марта 1878 г. в семье священника села Юрьевского Костромской губ. отца Павла Беликова. Скончалась в 1946 г. в Казани. 3 Яранский монастырь во имя св. Анны пророчицы расположен в Вятской губернии в 9 км от г. Яранска. Основан в 1898 г. Содержал церковно-приходскую школу, библиотеку, иконописную мастерскую. 4 Никандр (Феноменов; 1872–1933), митр. Был пострижен в монашество в 1897 г., с 1914 г. – епископ Вятский и Слободский. Образованный богослов, ректор Кутаисской (1900) и Тифлисской (1901–1905) духовных семинарий. Участник Поместного собора Русской Церкви 1917–1918 гг. В 1920–1925 гг. был в ссылке. Место последнего служения – Ташкентская епархия (с 1927 г.). 6 Архиепископ Гурий (Степанов ; 1880–1938) пострижен в монашество, будучи студентом Казанской Духовной академии; по окончании учебы оставлен преподавателем, с 1912 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

128 Артемий (Ильинский Александр Матвеевич), архиепископ Тобольский (1870 – год смерти неизвестен). 129 Димитриевский Алексей Афанасьевич (1856–1929), археолог, член-корреспондент Академии Наук, профессор Киевской Духовной академии, секретарь Православного Палестинскою общества. 130 Глубоковский Николай Никанорович (1863–1937), экстраординарный профессор Санкт-Петербургской Духовной академии. По поручению Священного Синода занимался исправлением перевода книг Нового Завета на русский язык, был редактором в журналах «Церковный вестник» и «Христианское чтение». В 1919–1921 гг. Глубоковский исполнял должность архивиста, архивариуса и редактора в бывшем Синодальной архиве. Член-корреспондент Российской Академии Наук, почётный член Библейского общества в Лондоне, почётный член Московской, Киевской и Казанской Духовных академий, Московского и Петроградского Археологического институтов, действительный член Общества истории и древностей Российских при Московской университете, Православного Палестинского общества в Петрограде. 131 Борис (Лентовский Владимир Иванович), епископ Пензенский и Саранский (год рождения неизвестен, скончался в 1931 году). Хиротонисан из протоиереев г. Пензы в 1921–1922 гг. В этом же году уклонился в обновленческий раскол. 134 Павел (Гальковский), митрополит Ивано-Вознесенский (1864–1945). 5-го июля 1921 года хиротонисан во епископа Бузулукского. 135 Вассиан (Пятницкий Владимир), архиепископ Тамбовский и Шацкий (1879 – 27 декабря 1940 года скончался в ссылке в северном крае). 19 августа 1921 года хиротонисан во епископа Егорьевского. 136 Церковь святителя Николая Чудотворца при городских скотобойнях освящена 16 марта 1908 года епископом Киото Сергием. Закрыта в июле 1922 года, снесена, очевидно, в конце 1930-х годов при реконструкции скотобоен под молокозавод. 137 Тихон (Тихомиров Александр Львович), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии (1882–1955). 139 Никандр (Феноменов Николай Григорьевич), митрополит Ташкентский и Туркестанский (1872–1933). 5 сентября 1918 года – епископ Глазовский. 1922–1923 гг. – архиепископ Крутицкий, ближайший помощник Патриарха Тихона. 140 Симон (Шлеев Симеон), епископ Уфимский (единоверческий) (ок. 1863–1921). 3/16 июня 1918 года хиротонисан Патриархом Тихоном во (единоверческого) епископа Охтенского, с подчинением митрополиту Петроградскому. В 1920 году – епископ Уфимский (единоверческий), а затем епископ православный той же кафедры. Убит в Уфе в 1921 году. Читать далее Источник: Письма Патриарха Алексия своему духовнику. - Москва : Издание Сретенского монастыря, 2000. - 303 c. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13. Никандр (Феноменов 1872–1933), еп. Вятский. Впоследствии был близ­ким соратником Патриарха Тихона. Неоднократно арестовывался. 14. Якунчиков Борис Михайлович. Сведениями о его судьбе мы не распо­лагаем. 15. Чепурин Николай Викторович (1881–1947), священник-миссионер Пет­роградской епархии. Арестовывался по делу православных приходов. После войны был ректором Московской Духовной академии 16 . 16. Смирнов Николай Петрович , священник Ново-Дружносельской Троиц­кой церкви Царскосельского уезда, дер. Старосельская. Сведениями о его судьбе мы не располагаем. Таким образом, говоря о революционных настроениях Петроградского братства приходских советов, прот. В.Д. Красницкий выдает желаемое за действительное. Концепция будущей государственной политики по отношению к Цер­кви выглядит, по В.Д. Красницкому, следующим образом: «Так как дей­ствительная жизнь заставляет признать существование религии, и в част­ности православной церкви, то задача рабоче-крестьянского правительства естественно должна заключаться в том, чтобы предоставить рабочему и беднейшему крестьянству в приходском быту то положение, которое за­нимают в нем буржуазные элементы» 17 . Юридической основой церков­ной революции должен был стать Декрет об отделении Церкви от госу­дарства, Согласно новому закону, церковное имущество передается в пользование группе верующих. В.Д. Красницкий полагал, что власти должны позаботиться о том, чтобы церковные здания переходили в руки просоветски настроенных общин. «Стремление Советской власти взять во влияние пролетариата течение приходской жизни, – продолжает он, – является совершенно законным развитием принципа свободы совести, объявленного в основной Конституции Советской республики» 18 . Предложенная В.Д. Красницким программа взаимоотношений Церкви и государства была реализована почти сразу. В одном деле с его запиской находится также публикуемое здесь обращение Отдела юстиции города Петрограда, содержащее призыв ко всем православным верующим граж­данам, преимущественно беднейшего класса, не имевшего прежде голоса в церковных делах, составлять по всем приходам приходские собрания. Эти объединения должны, по рекомендации Отдела Юстиции, принять в пользование храм и церковное имущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Совр. иудаизм относится к Б. без большого интереса; в дискурсе академического характера его интерпретация феноменов евр. традиции не без основания подвергается критике за субъективизм (примером чему может служить научная критика предложенного им представления о старом хасидизме , с к-рой выступил Г. Шолем ), между тем как для направлений фундаменталистского склада оказывается ненужным и вредным самый тип его мысли. (Немаловажную роль играет и то обстоятельство, что хасидизм, бывший для поколения Б. романтическим воспоминанием старины, в наст. время вернулся в жизнь, приобретя особую влиятельность в формах т. н. хабада.) Рецепция идей Б. происходила и происходит в основном за пределами иудаизма: в кругу католич. (Х. У. фон Бальтазар ) и особенно протестант. мысли (т. н. диалектическая теология , А. Гёс и др.), в кругу экзистенциальной и персоналистической философии христ. характера (Г. Марсель ). Встреча рус. культуры с Б. была предвосхищена личной встречей с ним в 1927 г. поэта-символиста Вяч. Иванова , к-рый писал в письме детям от 26 марта 1927 г.: «Бубер оставляет сильное впечатление: это еврейский праведник с глазами, глубоко входящими в душу,- «истинный израильтянин, в котором нет лукавства», как сказал Иисус Христос про Нафанаила (ср.: Ин 1. 47.- С . А .)... Он полон одной идеей, которая и составляет содержание умственного движения, им возглавляемого; эта идея - вера в живого Бога...» ( Иванова Л. Воспоминания: Кн. об отце. М., 1992. С. 173). В кабинете Иванова в Риме книги Б., включая «Я и Ты», стояли, по свидетельству дочери поэта, «на почетном месте» (Там же. С. 174); Б. тоже вспоминал (в одном из писем) своего рус. собеседника уже после смерти последнего. Около того времени, когда произошла упомянутая встреча, в России создавалась книга М. М. Бахтина «Проблемы творчества Достоевского» (вышла в 1929), в центре к-рой стоит концепция «диалогизма», весьма близкая центральной интуиции «Я и Ты»; в самой книге отсутствуют указания на ее философские источники, но в личных разговорах Бахтин подтверждал значение импульса, каким была для него философия Б. В 1928 г. Л. И. Шестов познакомился с Б., они переписывались в течение мн. лет; обширные отрывки из переписки были опубликованы на нем. языке и в переводе на рус. в кн. Н. Барановой-Шестовой «Жизнь Льва Шестова» (В 2 т. П., 1983). Шестов посвятил Б. ст. «Мартин Бубер» (Путь. П., 1933. 39 (июнь); позднее вошла в кн.: Шестов Л. Умозрение и Откровение. П., 1964. С. 111-124). Узнав о смерти Шестова, Б. в Иерусалиме «прочел траурную речь о Шестове» (Жизнь Льва Шестова. Т. 2. С. 211). Н. А. Бердяев встречался с Б. на декадах в Понтиньи (Франция); в 1933 г. Бердяев опубликовал краткую рецензию: M. Buber. Die Chassidischen Bücher; Ich und Du; Zwiesprache; Koenigtum Göttes. I (Путь. П., 1933. 38 (май). С. 87-91).

http://pravenc.ru/text/153541.html

Каковы причины Второй Мировой войны? Они коренятся в итогах Первой Мировой, в результате которой было разрушено 4 империи и создано первое в мире социалистическое государство. Страны-победители пытались разрешить ряд национальных вопросов, но в результате создали целый ряд новых национальных и государственных проблем. Версальская система была построена на унижении и ограблении побежденных и вышедших из войны стран, прежде всего Германии и России. Это не могло не принести свои отрицательные плоды и не посеять семена реваншизма в Германии. Не случайно маршал Фош прозорливо сказал после заключения Версальского мира в 1919 году: «Это не мир, а перемирие лет на двадцать». Однако, существовали и иные причины — не только со стороны побежденных, но и со стороны победителей. Англия, Франция и США не смогли создать прочную политическую и экономическую систему, обеспечить экономическое процветание Европы и Америки. В результате в 1929 году начался мировой экономический кризис, который продлился до 1932-го, а в некоторых странах — до 1933 г. Он привел к массовой безработице, разорениям и способствовал приходу к власти Гитлера в Германии в январе 1933 года. Следует сказать несколько слов о феномене нацизма. Государства Центральной, Южной и Восточной Европы межвоенного периода тяготели к авторитаризму и диктатуре: достаточно упомянуть итальянский режим Муссолини, от которого пошло слово «фашизм» (фаши — римские фасции, связки прутьев), диктатуру Франко в Испании, Пилсудского в Польше, Сметоны в Латвии и т.д. Однако германский фашизм, или национал-социализм оказался среди них явлением исключительным. Основным в германском фашизме стал культ вождя, призыв к единству нации и расистская доктрина превозношения германских народов (т.н. арийцев) над всеми прочими, которы априорно признавались «недочеловеками» и подлежали либо порабощению и частичному уничтожению (как напр. славяне), либо полному истреблению (как евреи и цыгане). Основой нацизма явился расисткий материализм, причудливо переплетенный с оккультизмом, неоязычеством и убежденностью в том, что христианские ценности устарели. Он воспринял некоторые черты социализма — призыв к солидарности трудящихся, требование общенародной собственности, государственного регулирования экономики, однако в значительной степени эти призывы носили декларативный характер. В целом германский фашизм или национал-социализм создавался как альтернатива коммунизму, и прежде всего — советскому социализму. Адольф Гитлер в своей книге «Майн Кампф» прямо писал об основном направлении будущей экспансии: «По примеру наших предков мы, препоясавшись, направимся на Восток». Этому способствовала т.н. «Доктрина жизненного пространства», якобы необходимого для немецкого народа, которое необходимо искать на Востоке.

http://pravoslavie.ru/73313.html

466 О сродстве оккультных переживаний можно судить по упоминанию о таких же «лучах» у позднейших оккультистов – четы Профет: «Ваша мантра фиолетового пламени: «Америка – страна фиолетового пламени, Америка – чистота, Богом желаемая!» – должна стать вашей мантрой... И вы должны, называя города, места, себя, видеть это пламя, появляющимся здесь и там, повсюду. Представьте себя существом фиолетового огня! Представьте себя чистотой, желаемой Богом! Представьте себя проходящим по улицам, проходящим по великим городам Америки, наделяющим фиолетовым пламенем, как это делал бы Христос! Представьте себя облаченным в пурпурные, фиолетовые и розовые одежды! Представьте себя насыщенным, как столп фиолетового пламени!» (Профет М. Профет Э. К. Наука изреченного слова. М., 1996, С. 258). 467 Рерих Е. И. Письма. Т.1. 1919–1933. М., 1999, с. 28. Ср. Агни-Йога. Высокий Путь (часть 1:1920–1928). М., 2002, с. 14. 469 Рерих Е. И. Письма. Т.3. 1935, М., 2001, с. 400. Вообще тема «Рерихи и Ницше» еще ждет своего исследователя. «Ницше? – по существу не разрушитель, а создатель, ведший человека от современной карикатуры к незыблемому идеалу истинного человека. Так говорит Н.К.Р.» (Декроа Н. (Кордашевский Н. В.). С экспедицией Н. К. Рериха по Центральной Азии. Спб., 1999, с. 288). 471 «Вчера прислали мне книгу «Феномены материализации» Ноцинга… Книга очень интересна, но купить не могу – стоит 15 долларов… Наш кружок решил покупать в складчину спиритическую литературу. Купили книгу Ноцинга… Сейчас я читаю сразу 3 книги: Ноцинга, «Тайную Доктрину» и «Ключ к теософии» Блаватской» (Рерих Е. И. Письма. Т.1. 1919–1933. М., 1999, сс. 19 и 21). Эти письма от января 1921 года интересны, в, частности, свидетельством о тяжелом финансовом состоянии семьи Рерихов в первые годы эмиграции. Значит, из России они не смогли вывезти крупных средств. Последующие письма их полны жалобами на то, что картины Н. Рериха раскупаются довольно плохо. И тем не менее спустя несколько лет в их распоряжении оказывается многоэтажный небоскреб – «Музей Рериха» в Нью Йорке.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

762 Рябинин К. Н. Развенчанный Тибет. С. 315 (Запись от 8 октября 1927). В днев­нике Рябинина указано, что переговоры с тибетским чиновником («доньером») вел П. К. (т. е. Портнягин) а не Н. К. (т. е. Рерих). Очевидно, что это описка, поскольку столь важные переговоры не могли вестись заведующим транспортом экспедиции (Портнягиным). 786 В дневнике 3. Лихтман читаем: «Е. И. страшно любит Св[ятослава], но видит его недостатки. Знает наизусть и слепо берёт «Тайную Доктрину» и «Письма Ма­хатм», а данное через Е. И. и Н. К. Учение не хочет брать» (запись от 24 августа 1928). Фосдик 3. Г. Мои Учителя. С. 304. 789 Л. Я. Нелидова-Фивейская (1894–1978) – балерина, литератор, жена дирижёра и композитора М. М. Фивейского . В эмиграции с начала 1920-х; в составе труппы «Русской оперы» много гастролировала по миру, в том числе в течении 4-х лет по городам Америки, Канады и Мексики. Более 30 лет прожила в США; в 1956 г. репатриировалась в СССР. Воспоминание Нелидовой-Фивейской о Н. Рерихе отно­сится, по-видимому, к 1929 г., когда Рерих, по завершении своего большого азиат­ского путешествия, вновь побывал в Америке. 791 Рерих Е. И. Письма. Т. 1. 1919–1933. М., 1999. С. 179, 181. Письмо сотрудникам от 28 апреля 1931. 793 Община. М.: МЦР, 2004. С. 195, 198. Этот факт упоминался только в первом (Улан-Баторском) издании «Общины» 1927 г. 799 Рерих Е. И. Письма. С. 390. Письмо Ф. Д. Лукину от 10 мая 1933. О своих необычных сновидениях сама Е. И. подробно рассказывает в книге: Рерих Е. И. У порога нового мира. М., 2000. 800 О феномене Ю. Ф. Воробьёвой см.: Лисовенко Н. Вижу невидимое (Известия. 14 июня 1989); также: Дубров А. П., Пушкин В. Н. Парапсихология и современное естествознание. М., 1989. С. 224–225. 801 Более подробно об этом см.: Росов В. А. Николай Рерих – Вестник Звенигоро­да. Кн. 2. М., 2004. 802 См.: Росов В. А. Маньчжурская экспедиция Н. К. Рериха: В поисках «Новой Страны»//Ариаварта. 1999. С. 30. 803 О взаимоотношениях Рериха и русской эмиграции в Харбине см.: Дубаев М. Л. Харбинская тайна Рериха. М., 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gimalajs...

137 Сейнтсбери, Джордж (1845–1933) — английский литературовед позитивистского толка; автор историй французской (1882), английской (1898) литератур, истории критики (1900–1904), английской просодии (1906–1910), монографий о Драйдене (1887), В. Скотте (1897), М. Арнольде (1899) и др. 138 Кок, Поль де (1793–1871) — французский писатель, чье имя стало нарицательным для обозначения фривольной, эротической литературы. 139 Уибли, Чарльз (1859–1930) — английский литературный критик, журналист, автор эссе (в книге " Исследование искренности " , 1898, переизд. 1926) о Петронии и сэре Томасе Уркхарте (1611–1660) — приближенном принца Карла (позднее Карл II), известном переводами первых трех книг Рабле (две опубликованы в 1653, третья — в 1693), авторе трудов по математике, лингвистике. Элиот написал эссе " Charles Whibley. A memoir " (1931) и посвятил ему книгу " Назначение поэзии и назначение критики " (1933). 140 Квиллер-Коуч, сэр Артур (1863–1944) — профессор английской литературы (с 1912 г.) в Кембриджском университете. Издатель первой " Оксфордской антологии английской поэзии " (1900), инициатор издания " Нового кембриджского собрания сочинений Шекспира " (1921–1966), автор двухтомника " Искусство сочинения " (1916) и " Искусство чтения " (1920), собрания романов и рассказов в тридцати томах (1928). 141 Кер, Уильям Пэтон (1855–1923) — профессор Оксфордского и Лондонского университетов, автор книг по истории английской, шотландской и скандинавских литератур ( " Эпос и рыцарский роман " , 1897; " Темные века " , 1904; " Английская средневековая литература " , 1912, и др.). 142 Ричардс, Айвор Армстронг (1893–1979) — английский теоретик литературы, поэт, лингвист, психолог, один из основоположников " новой критики " . Главным событием в бытии современного человека считал " нейтрализацию природы " , переход от " магических воззрений " на нее к научным. В работах 1920-х очевидно стремление сделать литературоведение научным, объяснить феномен поэзии в ракурсе ее воздействия на читателя, на основе законов психологии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

Если от Монтерлана К. заимствовал мн. мотивы, впосл. использовавшиеся им при разработке темы «стоического героизма», то сочинения Мальро оказались наиболее созвучны размышлениям молодого К. о всепоглощающем «абсурде». Повторяя ницшеанское утверждение о «смерти Бога», Мальро продолжал его, заявляя в эссе «Искушение Запада» (La tentation de l " Occident, 1926) о «смерти классического человека»: «Для вас абсолютной реальностью был Бог, затем человек, но человек умер вслед за Богом» ( Malraux A. La tentation de l " Occident. P., 1972. P. 128). Абсурд человеческого существования, бессилие человека перед лицом бессмысленности жизни и смерти, экзистенциальные «тревога» и «отчаяние» становятся главными темами романов Мальро «Завоеватели» (Les conquérants, 1928) и «Королевская дорога» (La voie royale, 1930), бывших для К. своеобразным «путеводителем» в мире абсурда (см.: Кушкин. 1982. С. 40-42), который во многом под влиянием Мальро «предстает в его сознании и как трагический разрыв между человеком и миром... и как возмущающая человека нелепость современного социального порядка» (Там же. С. 42). Появляющаяся в романе Мальро «Удел человеческий» (La condimion humaine, 1933) концепция снятия абсурда в коллективном волевом действии ради общей цели также оказалась близка К. и во многом способствовала усилению его интереса к идеям социализма и коммунизма. Начиная с 1933 г. К. внимательно читал сочинения русских авторов: Ф. М. Достоевского (1821-1881) и Л. Шестова (1866-1938). Представленные в трактате «Власть ключей» (1915; франц. пер. 1929) и др. сочинениях рассуждения Шестова о религ. вере как о целиком «иррациональной» и «абсурдной» оказали серьезное влияние на формирование отношения К. к феномену человеческой религиозности. От Шестова К. почерпнул также мн. сведения об античной и о средневек. христ. мысли; о философии Плотина и Э. Гуссерля . К философии Шестова К. обращался впосл. при написании трактата «Миф о Сизифе» (Le Mythe de Sisyphe, 1942), в котором он вел полемику с Шестовым как с одним из наиболее ярких представителей религ. экзистенциализма (подробнее см.: Dunwoodie. 1971).

http://pravenc.ru/text/1470171.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010