Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Евфимий Великий, прп. Описания иконы Евфимий Великий, прп. - житие Евфимий Великий (род. в Армении 377г.).Родители дали обет посвятить его Богу. Отроком принял монашество и посвящен в сан пресвитера. Тайно в 30 лет посетил Иерусалим, потом – Фаранскую лавру. Подвизался в Кутимитской пустыне. Крестил арабов. Искал уединения, поселившись в пещере в пустыне, где в своё время скрывался царь Давид. Там основал монастырь. Умер в 97 лет. День памяти 2 февраля. В возрасте двадцати восьми лет Евфимий совершил паломничество в Иерусалим и после поклонения святыням отправился к местным отшельникам. Узнав о их добродетелях, пришёл в Фаранскую лавру преподобного Харитона, поселился в келлии за её пределами рядом с другим отшельником Феоктистом, с которым они стали духовными братьями. Спустя пять лет они вдвоём переселились в пустыню Кутила где стали жить в пещере затворниками. Вскоре сведения о подвижниках распространились и к ним стали приходить желающие присоединиться к их аскетической жизни. Евфимий, не желая лишаться своего уединения, направлял всех[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 5814.jpg:   Размер: 351x1200, 0.42 MPix, 49 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (155) , (4) . Описание: [Новгород. XV.] Преподобные Евфимий, Антоний Великие, Савва Освященный. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. Файл 5817.jpg:   Размер: 888x1100, 0.98 MPix, 161 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (217) , (9) .

http://pravicon.com/icon-1731

29. Авва Даниил рассказывал об авве Арсении: пришел некогда к нему чиновник и принес ему завещание одного сенатора, родственника Арсениева, который оставил ему очень большое наследство. Арсений, взяв завещание, хотел разодрать оное. Но чиновник пал к ногам его и говорил: прошу не раздирай завещания, иначе с меня голову снимут. Тогда авва Арсений сказал ему: он умер только теперь, а я умер еще прежде его. И отослал завещание, не приняв ничего. 30. Сказывали еще об авве Арсении, что по вечерам в субботу на воскресный день он становился спиною к солнцу и, подняв руки свои к небу, молился до того времени, как солнце начинало светить ему в лицо; после чего он садился. 31. Говорили об авве Арсении и авве Феодоре Фермейском, что они более всего ненавидели славу человеческую, почему авва Арсений редко показывался кому-либо, а авва Феодор, хотя и показывался людям, но был для них мечом. 32. Когда авва Арсений жил в Нижнем Египте и народ беспокоил его, вздумалось ему оставить келью. Ничего не взяв из нее, он пришел к ученикам своим, Александру и Зоилу Фаранским. Александру сказал: ступай на корабль и плыви вверх. Он так и сделал. Потом Зоилу сказал: пойдем со мною до реки; там сыщи мне судно, плывущее вниз к Александрии, а потом и ты плыви вверх к брату своему. Зоил, смущенный сими словами, молчал. Так разлучились они друг с другом. Старец пришел в Александрию и занемог тяжкою болезнию. Прислужники же его рассуждали между собою: не огорчил ли кто из нас старца и потому он удалился от нас? Но не находили в себе никакой вины, ибо никогда не ослушались его. Старец, по выздоровлении, сказал: пойду к моим отцам; и таким образом, отплыв вверх, пришел в Петру, где были прислужники его. Когда находился он близ реки, какая-то служанка, эфиоплянка, подошедши, прикоснулась к его милоти. Старец обличил ее. Служанка же сказала ему: если ты монах, то иди в гору. Старец, пораженный сим словом, говорил сам в себе: Арсений! если ты монах, то иди в гору. Между тем встретились с ним Александр и Зоил. Когда они пали к ногам его, повергся и старец, и все плакали. Старец спросил: ужели не слышали вы, что я был болен? Они отвечали: слышали. – Что ж вы не пришли навестить меня? – сказал старец. Авва Александр отвечал: горько для нас было твое разлучение с нами, и оно не на пользу послужило многим, которые говорили о нас: если бы не ослушались старца, он не удалился бы от них. Старец сказал им: теперь опять будут говорить люди: не нашла голубица покоя ногам своим и возвратилась к Ною в ковчег. Таким образом они примирились, и старец пребыл с ними до смерти своей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

29 . Авва Даниил рассказывал об авве Арсении: «Пришел некогда к нему чиновник и принес ему завещание одного сенатора, родственника Арсения, который оставил ему очень большое наследство. Арсений, взяв завещание, хотел разодрать его. Но чиновник пал к ногам его и говорил: «Прошу тебя, не раздирай завещания; иначе с меня голову снимут». Тогда авва Арсений сказал ему: «Он умер только теперь, а я умер еще прежде него». И отослал завещание, не приняв ничего». 30 . Сказывали еще об авве Арсении, что по вечерам в субботу на воскресный день он становился спиною к солнцу и, подняв руки свои к небу, молился до того времени, как солнце начинало светить ему в лицо: после чего он садился. 31 . Говорили об авве Арсении и авве Феодоре Фремейском, что они более всего ненавидели славу человеческую. Почему авва Арсений редко показывался кому-либо, а авва Феодор, хотя и показывался людям, но был для них мечем. 32 . Когда авва Арсений жил в Нижнем Египте и народ беспокоил его, – вздумалось ему оставить келью. Ничего не взяв из нее, он пришел к своим ученикам Александру и Зоилу Фаранским. Александру сказал: «Ступай на корабль и плыви вверх». Он так и сделал. Потом Зоилу сказал: «Пойдем со мною до реки; там сыщи мне судно, плывущее вниз к Александрии, а потом и ты плыви вверх к брату твоему». Зоил, смущенный этими словами, молчал. Так разлучились они друг с другом. Старец пришел в Александрию и занемог тяжкой болезнью. Прислужники же его рассуждали между собою: «Не огорчил ли кто из нас старца, – и потому он удалился от нас?» Но не находили в себе никакой вины, ибо никогда не ослушались его. Старец, по выздоровлении, сказал: «Пойду к моим отцам»; и таким образом, отплыв вверх, пришел в Петру, где были его прислужники. Когда он находился близ реки, какая-то служанка, эфиоплянка, подошедши, прикоснулась к его милоти. Старец обличил ее. Служанка же сказала ему: «Если ты монах, то иди в гору». Старец, пораженный этим словом, говорил сам в себе: «Арсений! Если ты монах, то иди в гору». Между тем встретились с ним Александр и Зоил. Когда они пали к ногам его, повергся и старец, и все плакали. Старец спросил: «Неужели вы не слышали, что я был болен?» Они отвечали: «Слышали». – «Что же вы не пришли навестить меня?» – сказал старец. Авва Александр отвечал: «Горько для нас было твое разлучение с нами, и оно не на пользу послужило многим, которые говорили о нас: «Если бы не ослушались старца, он не удалился бы от них«». Старец сказал им: «Теперь опять будут говорить люди: «Не нашла голубица покоя ногам своим и возвратилась к Ною в ковчег» ( Быт.8:9 )». Таким образом они примирились и старец пребыл с ними до смерти своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

6. Отец наш Даниил Фаранский говорил: блаженный Арсений рассказывал об одном скитянине, что он был великий делатель, но прост в вере и по простоте погрешал, говоря, что хлеб, который мы приемлем, не есть существенно Тело Христово, а только образ его. Два старца, услышав о том и зная, что он велик житием, сочли, что он говорит это в незлобии и простоте, потому пришли к нему и сказали: авва! Мы слышали об одном, что он говорит слова, противные вере, будто хлеб, коим причащаемся – не есть существенно Тело Христово, но только образ его. Старец признался: это я так говорю. Тогда они начали убеждать его: не содержи так, авва, но как предала Вселенская Церковь , ибо мы веруем, что хлеб сей истинно есть Тело Христово, а не только образ его. Как вначале Бог, взяв персть от земли, сотворил человека по образу Своему, и никто не может сказать, что нет сего образа Божия, хотя он и не зрим, так и о хлебе, о котором Он сказал: сие есть тело Мое ( Мф. 26:26 ; Мк. 14:22 ; Лк. 22:19 ), мы веруем, что он есть истинно Тело Христово. Старец ответил: если не уверюсь самим делом, не могу вполне убедиться. Они сказали ему: помолимся Богу неделю сию о таинстве сем и веруем, что Бог откроет нам. Старец с радостию принял это слово и молился Богу, говоря: Господи! Ты знаешь, что я не по злобе не верую, но да не блуждаю в неведении. Открой мне, Господи Иисусе Христе. Также и старцы, возвратясь в свои келлии, умоляли Бога: Господи Иисусе Христе! открой старцу таинство сие, да уверует и не погубит труда своего! Бог услышал их. По прошествии недели пришли они в воскресенье в церковь и стали трое особо в один ряд; старец был посредине. Отверзлись очи их, и когда хлеб был положен на святой престол, он казался всем троим, впрочем им одним, Младенцем. Когда священник простер руку свою, чтоб преломить хлеб, Ангел Господень сошел с неба с ножом, заклал Младенца, и кровь Его излил в чашу. Когда священник раздроблял хлеб на малые части, и Ангел отсекал от Младенца малые части. Но когда приступили к принятию Святых Таин, то одному только старцу подана была плоть кровавая. Увидев сие, он воззвал: верую, Господи, что хлеб сей есть Тело Твое и чаша сия – Кровь Твоя. И тотчас плоть в руке его стала хлебом по таинству, и он причастился, благодаря Бога. Потом старцы сказали ему: Бог знает человеческое естество, что оно не может есть сырой плоти, потому скрывает Тело Свое в хлебе и кровь Свою в вине, когда приемлют их верующие. Возблагодарив Бога за старца, что Он не попустил ему погубить труды его, все трое с радостию возвратились в келлии свои.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

79 . В 15-ти поприщах от Фаранского монастыря, к Востоку, есть селение, называемое Фаран, от которого, как я думаю, получила название и лавра. В этом селении жил один муж, по имени Кирик, имевший стадо, пасшееся в пустыне. Он взял у одного бедного из того же селения десять овец, пастись вместе со своими, причем никто не знал, что произошло между ними. По прошествии некоторого времени, бедный захотел продать своих овец, так как ему пришла к тому необходимость, и Кирик, вместо десяти, возвращал только восемь. И когда тот говорил, что он дал ему десять овец, то Кирик стал отпираться. После долгих пререканий и споров, так как у них не было свидетелей, бедный предложил Кирику поклясться и разойтись, и притом поклясться у раки святого Евфимия. В назначенный день они пошли в монастырь и дошли до пути, ведущего из Иерусалима в Иерихон; когда показался монастырь, то бедный – как он сам рассказывал нам – видя, что тот готов клясться, раскаялся и сказал ему: «Возвратимся, брат; ты уже поклялся, прежде чем дошел до этого места». Но Кирик не хотел воротиться, и когда вошли в монастырь, он, окаянный, клялся перед ракой святого Евфимия и вышел из монастыря, ни почувствовав ничего дурного и думая, что он утаился от Бога: во истину он поступил, как безумец, который «рече в сердце своем: несть Бог» ( Пс.13:1 ). По прошествии дня, на вторую ночь, в седьмом часу Кирик лежал один у себя дома и не спал, будучи смущаем суетными мыслями, и внезапно увидел, что двери сами отворились и вошел честный старец, сияя светом, и имея в руках жезл; с ним были пять юношей. Он сказал Кирику грозным голосом, гневно смотря на него: «Скажи, отчаянный человек, что шел ты сделать в Евфимиеве монастыре?» И когда тот не знал, что сказать, святой сказал юношам: «Возьмите его». И тотчас четверо растянули его, а пятому он дал жезл, говоря: «Бей его, чтобы он не говорил неправды, не клялся, не брал чужого и радел о Божии долготерпении.» Когда они его долго били, святой сказал бьющим: «Уже довольно», и взяв его за волосы, сказал: «Понял ли ты, нечестивец, что Бог воздает каждому по делам его? И вот в эту ночь Он возьмет душу твою, и кому достанется то, что ты отнял? Не заботясь о долготерпении Божии, ты навлек на себя гнев Божий для того, чтобы через тебя все узнали, что не должно никого обижать, ни клясться ложно, но говорить правду».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

    5. Некогда демоны приступили к авве Арсению в келии, – и смущали его. Прислужники пришли к нему, и, став вне келии, слышали его взывающего к Богу и говорящего: Боже! не оставь меня; я не сделал пред Тобою ничего доброго, но даруй мне, по благости Твоей, положить начало.     6. Говорили о нем же: как никто при дворе царском не носил одежды лучше его; так и в церковь никто не надевал одежды хуже его.     7. Когда авва Арсений в одно время спрашивал некоего старца Египетского о своих помыслах, тогда другой, увидя его, сказал: авва Арсений! как ты, так знающий учение Римское и Греческое, спрашиваешь о своих помыслах у этого несведущего? Арсений сказал ему: Римское и Греческое учение я знаю; но азбуки этого (т.е. несведущего) я еще не выучил.     8. Старцы говорили: некогда в Скит было подано немного смокв, и их, как ничего нестоящее, не послали к авве Арсению, чтобы он не принял сие за обиду. Старец же, услышавши, не пошел в общее собрание на молитву, говоря: вы отделили меня, чтобы не дать мне благословения, которое Бог послал братиям, и которого я не был достоин получить. Все услышали и получили пользу от смирения старца. После того, пошедши, пресвитер принес ему смокв и с радостью привел его в общее собрание на молитву.     9. Говорили также о нем, что никто не мог постигнуть образа жизни его. Когда авва Арсений жил в нижних частях Египта, и когда там беспокоили его, вздумалось ему оставить келью. Ничего не взявши из нее, он пришел к ученикам своим Александру и Зоилу Фаранским. Александру сказал: вставши, плыви. Он так и сделал. И Зоилу сказал: пойдем со мною до реки,. и сыщем корабль, плывущий до Александрии, и потом плыви и ты к брату своему. И так разлучились они друг с другом. Старец пришел в пределы Александрии, и занемог тяжкою болезнью. Ученики же его сказали друг другу: не огорчил ли кто из нас старца, – и потому он удалился от нас? И не нашли в себе ничего; потому что никогда не ослушались его. Выздоровевши старец сказал: иду к отцам; и таким образом, отплыв, пришел в Петру, где также были прислужники его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Аврааму показалось крайне неприятным такое требование, но Бог велел исполнить его, обещав произвести от Измаила народ великий. На следующее утро Авраам отпустил от себя Агарь с Измаилом, снабдив их хлебом и водою. Удалившись от шатров Авраама, Агарь заблудилась в пустыне. Вода была вся выпита, Измаил изнемог от жажды и близок был к смерти. Чтобы не видеть его страданий, Агарь положила сына под тенью одного дерева, а сама села в некотором расстоянии от него и горько плакала. Явившийся ей Ангел Божий указал недалеко от них скрывавшийся колодезь и тем спас и мать и сына от смерти. Измаил вырос, сделался искусным стрелком, женился на египтянке и поселился в фаранской пустыне. Арабские племена считают его своим родоначальником. Когда же Исаак вырос, Господь явился Аврааму и сказал: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; поди в землю Мория и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе». Авраам встал, приготовил дрова, оседлал осла, взял с собою двух слуг, сына своего Исаака и отправился в дорогу. На третий день Бог указал гору, на которой должно было совершиться необычайное жертвоприношение. Это была та самая, на которой впоследствии построен был храм Соломонов. Подошедши к горе, Авраам сказал слугам своим: «останьтесь здесь, а я с сыном своим пойду на гору для поклонения». Потом он взял дрова и возложил на плечи Исааку, а сам понес огонь и нож. Когда они вошли на вершину горы, Авраам создал жертвенник, положил дрова и объявил о воле Божией своему сыну. Исаак без сопротивления и ропота позволил себя связать и возложить на дрова. Авраам уже поднял нож, чтобы пронзить сына, как услышал голос Господень с небес: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Теперь Я вижу, что ты боишься Бога и не пожалел для Меня сына твоего, единственного твоего. За это Я излию на тебя все Мои благословения, умножу потомство твое, как песок морской, и благословятся в семени твоем (потомке) все народы земные».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Апостол для того и работал своими руками, чтобы нам представить пример трудолюбия. Не потому, говорит Апостол, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам (ст. 9)… Хотя, говорит, мы и имели власть, и нам открыты были все ваше имущество и припасы, и я знал, что имею дозволение Господа нашего пользоваться им; однако ж я не воспользовался этой властью, чтобы сделанное мною хорошо и позволительным образом не подало другим пример вредной праздности. И потому проповедуя Евангелие, я лучше хотел содержаться работой рук своих, чтобы и вам, желающим проходить стезю добродетели, указать путь совершенства, и своим трудом представить образец поведения. —595— Чтобы не показалось, что он молча работая и желая научить их примером, нисколько не наставлял их заповедями, увещаниями, он прибавляет, говоря: ибо когда мы были у вас, то завещавали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь ( 2Фес.3:10 ). Апостол, показывая, с одной стороны, беспечность тех, которые зная его, как доброго учителя, работавшего своими руками для научения и примера, не хотели подражать, – с другой – свое прилежание и осторожность, говорит, что он, находясь у них, не только представляет себя примером, но и словами постоянно проповедовал, что если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» 2436 . Древние иноки, эти действительные созерцатели, трудились и, между прочим, снискивали себе пропитание своими руками еще и потому, что не хотели быть кому-либо в тягость и вызвать чью-либо укоризну. Древние иноки-созерцатели в данном отношении представляют собою нечто поразительное, достойное всякого подражания. Авва Хроний «шестьдесят лет не выходил из пустыни и вкушал хлеб только от труда рук своих» 2437 . Авва Макарий говорил: «Вот я шестидесятый год зарабатываю нужное для пропитания своими руками» 2438 ... Авва Памво пред своей смертью говорил: «С того времени, как, пришедши в эту пустыню, построил я себе келью и стал жить в ней, не провел я в ней ни одного дня без рукоделья, и не помню, чтобы когда-нибудь съел кусок хлеба, данный кем-нибудь даром, кроме приобретенного моими руками» 2439 . Св. Феодор Студит пишет: «Радуйтесь, работники Божии, трудники, день и ночь делающие своими руками, чтобы не отягчить кого, и не только себя самих довольствовать, но и немощнейших из братий, и нуждающихся из внешних» 2440 . «Будем работать для пропитания себя», – говорит св. Ефрем Сирин 2441 . Св. Евфимий Великий, поселившись недалеко от лавры Фаранской, «на-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В другое время сидел он и чинил прохудившуюся обувь какого-нибудь странника или же странницы; он и снаряжение для такой работы носил при себе. Одних поил он водою, которую выносил на дорогу, другим раздавал хлеб. Если же находил нагого, отдавал ему плащ с себя самого. И так можно было видеть, как несет он труды целый день. Если мертвеца обретал при дороге, творил над ним последование погребения и предавал земле. ГЛАВА 45 Рассказывал нам некто из старцев, что говорил ему авва Феодор Илиотский: – Жил некто в затворе на горе Елеонской, подвижник великий; и воздвиг не него бес брань блудного помысла. И вот в день некий терзаемый от беса старец принимается сетовать и говорить бесу: – Когда же оставишь ты меня в покое? Отступи от меня хоть в старости моей! Тогда является ему бес видимым образом, говоря: – Поклянись мне, что никому не откроешь того, что имею сказать тебе, и перестану воздвигать на тебя брань. – Клянусь Живущим на небесах, – принес клятву старец, – что никому не скажу, что ты мне скажешь. – Перестань творить поклонение вот этому образу, -говорит бес, – и я прекращаю брань на тебя. На иконе же той было изображение Владычицы нашей пресвятой Богородице Марии, держащей в руках Своих Господа нашего Иисуса Христа. И говорит затворник бесу: – Дай срок подумать. Заутра же призывает к себе Феодора Илиотского, того самого, который рассказал нам это и который обитал тогда в лавре Фаранской, и по приходе его открывает ему все. И старец говорит ему: – Воистину, авва, поруган ты, ибо принес клятву; но хорошо сделал, что хоть не умолчал. Лучше бы тебе обойти все блудилища края сего, ни единого не пропуская, нежели отречься от поклонения Господу нашему Иисусу Христу и Матери Его. И, так утвердив в вере старца и ободрив его многими наставлениями, отошел авва Феодор в место свое. Меж тем бес паки является затворнику и говорит ему: – Что это такое, старец-сквернавец? Не клялся ли ты мне, что никому не скажешь? Зачем ты все открыл приходившему к тебе? Знай же, старец-сквернавец, держать тебе на Страшном Суде ответ за клятвопреступление!

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» ( Ин. 14:15–17 ). Часть 5 Таинство Тела и Крови Христовых Мы знаем немало случаев, когда Господь людям, сомневающимся в реальности претворения хлеба и вина в Его Тело и Кровь, показывал это явным образом Центральным церковным таинством является Божественная литургия. Во время этого богослужения хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми, не изменяя, впрочем, своего вида. И Церковь учит, что в этом таинстве мы под видом хлеба и вина вкушаем именно Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Не всегда человеку просто поверить в реальность такого чудесного изменения. Некоторые полагают, что «Тело и Кровь» – это символическое название, некая аллегория. Между тем, мы знаем немало случаев, когда Господь людям, сомневающимся в реальности претворения хлеба и вина в Его Тело и Кровь, показывал это явным образом. «Авва Даниил Фаранский рассказывал: отец наш авва Арсений говорил об одном жившем в скиту, что он был великий подвижник, но прост в вере и от простоты погрешал. Он говорил: хлеб, который мы принимаем, не есть существенно Тело Христово, а только вместообразное (αντιτπον). Два старца услышали, что он так говорит, и, зная его великим по жизни, уразумели, что говорит сие не по злобе, а от простоты. Они пришли к нему и говорят: авва! мы слышали об одном старце, что он учит противно вере, ибо говорит, что хлеб, который мы принимаем, не есть существенно Тело Христово, а один только образ. Старец отвечал: это я говорил. Тогда они начали его увещевать, говоря: не так принимай, авва, но как предала нам Вселенская Церковь. Ибо мы веруем, что самый хлеб есть Тело Христово, и чаша – есть самая Кровь Христова, истинно, а не вместообразно. Как в начале Бог, взяв персть от земли, создал из нее человека по образу Своему, и хотя сей образ Божий для нас непостижим, никто, однако же, не может сказать, что нет его в человеке, – так точно мы веруем, что и хлеб, о коем сказал Иисус Христос: сие есть Тело Мое – истинно есть Тело Христово.

http://azbyka.ru/katehizacija/beseda-per...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010