Когда же Бог благоизволил заселить то место многими иноками, то повелел великому Евфимию в видении, чтобы не отгонял приходящих к нему ради спасения. Однажды к нему пришли три брата по плоти, родом каппадокийцы, воспитанные в Сирии: Косма, Хрисипп и Гавриил; они горели духом к духовному совершенствованию. Но старец не хотел принять их, частью потому, что любил свое безмолвие, частью потому, что они были молоды, особенно же потому, что младший из братьев Гавриил от чрева матери был скопцом и очень юн, а лицом походил на женщину. Тогда ночью последовало преподобному некоторое божественное явление, в котором к нему был голос: – Прими этих братьев, потому что Бог послал их и впредь не отклоняй никого, хотящего спастись. Тогда Святой принял их и сказал старейшему из них Косме: – Вот я принимаю вас, как повелел мне то Бог; сделай же и ты, что я прикажу: не позволяй младшему брату выходить из кельи, чтобы никто из прочих братий его не видал: ибо не подобает жить в лавре женскому лицу, дабы не поднялась против кого-либо вражья брань. Потом Святой предрек ему то, что имеет последовать. – Как я полагаю, – сказал он, – ты недолго пробудешь здесь: ибо Бог хочет вручить тебе епископство в скифопольской церкви 785 . Предсказание это впоследствии действительно сбылось. После этого преподобный начал принимать всех приходящих. Так он принял Домнина, родом из Антиохии 786 , племянника Иоанна, архиепископа антиохийского 787 ; принял и трех других братьев мелитинцев, племянников того Синодия, который вместе с Акакием был учителем Евфимия, по имени Стефана, Андрея и Гайана, затем Иоанна, пресвитера раифского 788 , Анатолия и Фалассия, также Кириона из Тивериады 789 , пресвитера церкви святого мученика Василия в Скифополе; приняв всех их, он повелел епископу Петру сделать им небольшие кельи и украсить церковь со всевозможным благолепием. Таким образом, он устроил лавру, по образцу Фаранской. И пришел в лавру патриарх иерусалимский Ювеналий со святым Пассарионом 790 , бывшим тогда хорепископом 791 , и Исихием 792 , пресвитером и учителем церковным, и освятил лаврскую церковь 793 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

25 . И когда тот согласился, он послал к нему Петра, отца Теревона, бывшего весьма способным наставлять души на путь спасения. Итак, впервые рукополагается в Палестине епископ шатров Петр, и можно было видеть, как множество варваров Саракинов приходили к великому Евфимию, крестились у него и научались поклоняться Богу всяческих. И это о Саракинах. 26 . Сам же великий Евфимий не хотел сделать свое место ни киновией, ни лаврой. Но когда приходили к нему некоторые, хотевшие постричься, они были им отсылаемы в нижний монастырь к блаженному Феоктисту; также и те, которые хотели что-либо принести. Когда же благоизволил Бог населиться этому месту, он прежде всего послал трех братьев по плоти, родом из страны Каппадокийцев, воспитанных в Сирии и украшенных всяким духовным разумом – Косму, Хрисиппа и Гавриила; они просили его остаться, по он их не принял: три вещи препятствовали ему: любовь к безмолвию, юный их возраст, и то, что Гавриил был скопцом от рождения. И в эту ночь он видит некоего, говорящего ему: «Прими этих братьев, потому что Бог послал их, и впредь не отклоняй никого, хотящего спастись». И тогда святой, приняв их, сказал старшему из них Косме: «Вот я сделал так, как повелел мне Бог: но блюди, чтобы не дозволять младшему брату выходить из келлии, потому что не подобает жить в лавре женскому лицу, вражия ради брани. Ты же, как я думаю, не долго пробудешь здесь, но через некоторое время будешь пасти церковь в Скифополе». После них он принял некоего Домна, родом из Антиохии, племянника Иоанна, архиепископа Антиохийскаго; в те же дни он принял и трех других братьев, Мелитинцев, племянников того Синодия, который, вместе с Акакием, воспитал великого Евфимия – Стефана, Андрея, Гаиана, а также принял трех других из Раифы, Иоанна пресвитера, Фалассия и Анатолия; принял и некоего Кириона, родом из Тивериады, пресвитера честного дома святого мученика Василия в Скифополе. Приняв сих одиннадцать, он поручил епископу Петру построить им небольшие келлии и украсить церковь всяческой красотою. И так он устроил это место, как лавру, по образцу Фаранской. И сошел в лавру архиепископ Ювеналий, имея с собою иже во святых Пассариона, бывшего тогда хорепископом и архимандритом монахов, и освещенного Исихия, пресвитера и учителя церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

Петербургские паломники посетили Иудейскую пустыню, Иерихон и Иордан сентября 2023 На четвертый день пребывания на Святой земле, 18 сентября, паломники во главе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием посетили святыни Иудейской пустыни, Иерихон и погрузились в воды реки Иордан. Сначала петербуржцы отправились в скит святого преподобного Харитона Исповедника - бывшую Фаранскую лавру. Это самая древняя из сохранившихся в Палестине монашеских обителей и одна из трех лавр, основанных преподобным Харитоном. Здесь подвижник, согласно его желанию, был погребен. Паломников встретил единственный насельник скита монах Харитон. Петербуржцы посетили гробницу основателя монастыря, храм в честь преподобного Харитона Исповедника, устроенный в пещере, где он был чудесным образом спасен от разбойников. В пещерном храме были пропеты тропарь, кондак и величание преподобному Харитону, верующие прочли молитву святому. Отец Харитон рассказал об истории скита. Преподобный Харитон Исповедник основал Фаранскую лавру в скалах у древнего источника пророка Иеремии (Иер. 13). Это единственный каньон в Иудейской пустыне, где есть вода. Поэтому здесь была древняя дорога из Иерихона в Иерусалим, ею активно пользовались. Период расцвета обители пришелся на VI век. В ней подвизалось множество святых. Гробница преподобного Харитона находилась в крипте большого храма IV века, который простоял до XVIII века и был разрушен. В XIX веке монастырь был заброшен, а место его расположения утрачено. В конце концов место расположения Фаранской лавры было найдено. В 1903 году его купили монахи русского Афонского Крестовоздвиженского монастыря. Они основали скит во имя преподобного Харитона для духовного окормления русских паломников. Афониты подвизались здесь до 1930-х годов, последний насельник скончался в 1958 году. Сюда иногда приходили священнослужители РПЦЗ, служили Божественную литургию. На скиту подвизался с 1965-го по 1972 год монах-пустынник Александр (Блум), автор книги воспоминаний " Цветы пустыни " . Постепенно место стало заброшенным, а, согласно законодательству, участки, стоящие бесхозными сорок лет, забирает государство. Об этом вовремя узнали, и отцу Харитону благословили заниматься восстановлением скита. Он возродил его из руин. Сегодня скит преподобного Харитона Исповедника принадлежит Русской Православной Церкви Заграницей.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Там обрел колодезь, с развалинами древнего здания, и, соорудив алтарь, провел несколько времени, питаясь травами; оттоле перешел в пустыню Енгаддийскую и долго обитал, безвестным, в той пещере, в которой некогда укрылся Давид от гонений Саула; но исцеление беснуемого открыло Евфимия окрестным жителям, и они начали сооружать монастырь около пещеры. Авва искал опять спастись от молвы народной в прежнюю свою обитель на потоке Иерихонском; не доходя до нее на расстоянии часа обрел он дикое место, которое полюбила душа его, и там навсегда основался, несмотря на мольбы и слезы Феоктиста, пролитые при радостном свидании обоих великих друзей. Евфимий посещал лавру только во дни воскресные, чтобы приобщаться Св. Тайн вместе с братиею. Радостная весть о его возвращении распространилась между сарацинами, и старейшина, им просвещённый, собрал множество людей своего колена, всякого возраста и пола, дабы и они воспользовались его назиданиями. Святой отшельник, приготовив их сердца к принятию истинной веры, окрестил их и пребыл с ними неразлучно семь дней, для их наставления. Но Аспевит, видя, что нет никакого приюта святому старцу во вновь избранном уединении, выстроил для него три малые келии и ископал там колодезь; а так как народ сарацинский уже не хотел более оставлять его, старец согласился, чтобы между лаврою Феоктиста и его скитом устроилось селение. Он сам начертал размеры церкви и послал старейшину Аспевита, названного в христианстве Петром, к святителю Иерусалимскому, чтобы он рукоположил его в епископа новообращенных. Жаждущий уединения Евфимий не хотел сперва никого принимать в свой безмолвный скит и отсылал всех, искавших его руководительства, к Феоктисту; но в сонном видении Господь открыл ему свою волю, чтобы не чуждался новых учеников, и мало-помалу собралось их до пятидесяти около его келии. Он принужден был просить Аспевита устроить и для них церковь в своем ските, который вскоре обратился в лавру, не уступавшую Фаранской. Сам епископ Иерусалимский, Иувеналий, преемник Праила, приходил освящать ее с хорепископом Пассарионом и пресвитером Исихием, которые сияли, как звезды, на тверди иноческой, по выражению летописца; приход их чрезвычайно утешил авву, и по его желанию, ученики его Домитиан и Домн, будущий патриарх Антиохийский, рукоположены были в диаконы, а два других в пресвитеры, для служения при новой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Когда же Бог благоизволил заселить то место многими иноками, то повелел великому Евфимию в видении, чтобы не отгонял приходящих к нему ради спасения. Однажды к нему пришли три брата по плоти, родом каппадокийцы, воспитанные в Сирии: Косма, Хрисипп и Гавриил; они горели духом к духовному совершенствованию. Но старец не хотел принять их, частью потому, что любил свое безмолвие, частью потому, что они были молоды, особенно же потому, что младший из братьев Гавриил от чрева матери был скопцом и очень юн, а лицом походил на женщину. Тогда ночью последовало преподобному некоторое божественное явление, в котором к нему был голос: — Прими этих братьев, потому что Бог послал их, и впредь не отклоняй никого, хотящего спастись. Тогда святой принял их и сказал старейшему из них Косме: — Вот я принимаю вас, как повелел мне то Бог; сделай же и ты, что я прикажу: не позволяй младшему брату выходить из кельи, чтобы никто из прочих братий его не видал: ибо не подобает жить в лавре женскому лицу, дабы не поднялась против кого-либо вражья брань. Потом святой предрек ему то, что имеет последовать. — Как я полагаю, — сказал он, — ты недолго пробудешь здесь: ибо Бог хочет вручить тебе епископство в скифопольской церкви [ 26 ]. Предсказание это впоследствии действительно сбылось. После этого преподобный начал принимать всех приходящих. Так он принял Домнина, родом из Антиохии [ 27 ], племянника Иоанна, архиепископа антиохийского [ 28 ]; принял и трех других братьев мелитинцев, племянников того Синодия, который вместе с Акакием был учителем Евфимия, по имени Стефана, Андрея и Гайана, затем Иоанна, пресвитера раифского [ 29 ], Анатолия и Фалассия, также Кириона из Тивериады [ 30 ], пресвитера церкви святого мученика Василия в Скифополе; приняв всех их, он повелел епископу Петру сделать им небольшие кельи и украсить церковь со всевозможным благолепием. Таким образом, он устроил лавру, по образцу Фаранской. И пришел в лавру патриарх иерусалимский Ювеналий со святым Пассарионом [ 31 ], бывшим тогда хор епископом [ 32 ], и Исихием [ 33 ], пресвитером и учителем церковным, и освятил лаврскую церковь [ 34 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Ок. 420 г. к Е. В. пришел Аспевет, филарх арабов, чей сын Теревон был частично парализован. Аспевет рассказал, что мальчик пообещал Богу креститься, если Он исцелит его. После этого в видении ему предстал Е. В., к-рый повелел прийти к нему и объяснил, где его найти. Е. В. исцелил отрока и крестил пришедших к нему арабов во главе с Аспеветом, получившим в крещении имя Петр. Слава об этом чуде распространилась по окрестностям, и к Е. В. стали приходить толпы народа, искавшие его наставлений и исцеления. Е. В., стремясь к уединению и прежнему безмолвию, тайно ушел из монастыря в пустыню Рува, взяв с собой лишь юного мон. Дометиана, своего соотечественника. Странствуя по этим местам, он дошел до пустыни Зиф, где его нашел протокомит одной из деревень, попросивший исцелить его одержимого бесом сына. В благодарность за исцеление жители деревни построили для Е. В. мон-рь Капарварихá близ Хеврона, где к Е. В. присоединились неск. учеников. Из-за многочисленных посетителей, нарушавших молитвенное уединение Е. В., он решил вернуться в Нижний мон-рь, но, желая уединения, поселился не в киновии прп. Феоктиста, а в пещере неподалеку от нее (ок. 3 рим. миль). Е. В. приходил в киновию только по воскресным дням, когда они вместе с прп. Феоктистом совершали службу. Петр, узнав, что Е. В. вернулся, привел к нему своих соплеменников (μετ πολλν Σαρακηνν). Е. В. наставил их в вере, а затем крестил, после чего Петр построил для него неск. келлий, церковь, цистерну для воды и пекарню. Петр просил Е. В. разрешить ему и его людям жить рядом с ним. Но тот указал им иное место, между мон-рем прп. Феоктиста и своей пещерой. Он часто посещал их до тех пор, пока не рукоположил им священников и диаконов, а когда число крещеных арабов умножилось, он попросил Иерусалимского патриарха св. Ювеналия рукоположить Петра во епископа. «Великий Евфимий не хотел создавать на этом месте ни киновию, ни лавру, но, когда приходили к нему желающие отречься от мира, он отсылал их в Нижний монастырь к блаженному Феоктисту, подобным же образом - и тех, кто желали что-нибудь ему принести в дар» (Ibid. S. 25). Однако, когда к нему пришли 3 брата-каппадокийца, Бог повелел Е. В. принять их и более не отсылать «никого, желающего спастись» (Ibid. S. 26). Вскоре число учеников достигло 11, и Е. В. попросил Петра построить им келлии и украсить церковь. Так возникла лавра св. Евфимия (близ совр. Хан-эль-Ахмара), к-рая была устроена по образцу Фаранской лавры. 7 мая 428/9 г. патриарх Ювеналий торжественно освятил церковь лавры. Несмотря на материальные затруднения в лавре, свято соблюдалось предписание Е. В. о законе гостеприимства. С этим связано одно из чудес, совершенных Е. В. Однажды, когда в лавру пришла большая группа армян-паломников, Е. В. приказал накормить их, хотя Дометиан пытался возражать, напоминая о скудости монастырских запасов. Но когда он пошел отворять кладовую, то не мог открыть дверь, так много оказалось там зерна.

http://pravenc.ru/text/187761.html

Если я обрету у Него дерзновение, то буду молить Его благостыню, чтобы на Страшном суде своем не разлучил вас друг от друга, как овец от козлищ, но поставил одесную Себя вместе с благословенными своими и собрал вас в одну ограду в Царстве Своем». Братия спросили старца, где он заповедует похоронить его. Старец отвечал: «Отдайте персть персти, где хотите, ибо Господня земля и исполнение ее». Братия сказали: «Нет, отче, ты устроил три обители и три собрал стада; каждому хотелось бы иметь у себя честные твои мощи. Посему, чтобы не было между нами распри, ныне завещай, где положить честное твое тело». Исполняя просьбу учеников своих, старец пожелал, чтобы положили его тело в первой лавре и в той пещере, где он чудесно спасен был от смерти, которую готовили ему разбойники. Приведенный в Фаранскую лавру, старец преподал собравшейся вокруг него многочисленной братии последнее благословение и мирно предал святую душу в руки Божии. Блаженная кончина его последовала около 350 года. Преподобный Григорий игумен (память 20 апреля) был настоятелем Фаранской лавры и славился великими подвигами и высоким просвещением. За эти качества он избран был патриархом Антиохийским и святительствовал с 570 по 593 год. В «Луге духовном» о нем рассказывается следующее. В то время в Палестине славился отшельник Сергий, подвизавшийся в пустыне близ Мертвого моря. «Авва Григорий много упрашивал меня, – рассказывал Сергий армянин, ученик аввы Сергия, Иоанну Мосху и Софронию, – привести его к авве Сергию. Я пошел с ним к старцу. Старец пребывал в то время в пустыне у Мертвого моря. Когда увидел его старец, то очень ласково приветствовал его и, принеся воды, умыл ему ноги и весь день беседовал с ним о пользе душевной, а на другой день отпустил его. Когда авва Григорий ушел, я сказал старцу: “Знаешь ли, отче, я ведь соблазнился. Приводил я к тебе многих епископов, пресвитеров и других отцов, и никому из них ты не умыл ног, кроме аввы Григория”. Тогда старец сказал мне: “Я не знаю, кто это Григорий, знаю только, что я в пещере своей принял патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так провел великий подвижник пятьдесят лет и мирно почил о Господе 35 . Преподобный Феодор Илиотский подвизался в лавре Фаранской в VI же веке. Он достиг своими подвигами высокой степени нравственного совершенства и далеко славился даром вразумления и поучения. На горе Елеонской подвизался некоторый затворник. На него вооружился бес блуда и возбудил в нем сильную плотскую страсть. Всеми силами боролся затворник с плотским вожделением. В один день бес напал на него с ожесточением и сильнее прежнего мучил его плотскими мыслями, так что борьба со страстью становилась почти невыносимою. Затворник стал горько плакать и говорил бесу: «Когда ты перестанешь бороться со мной и меня мучить? Отойди от меня: пора, и ты уже состарился!» И вот явился ему бес видимо и сказал: «Поклянись мне, что ты не передашь того, что я скажу тебе, и потом перестану бороться с тобой». Старец поклялся, говоря: «Клянуся Живущим в вышних, что я никому не открою того, что ты мне скажешь». Бес сказал ему: «Не кланяйся этому образу, и я не буду больше мучить тебя». Образ же этот был Владычицы Богородицы, держащей на руках младенца Господа Иисуса Христа. Затворник сказал бесу: «Позволь мне несколько подумать». Бес позволил. На другой день затворник отправился в лавру Фаранскую к авве Феодору Илиотскому и рассказал ему обо всем, что произошло между ним и бесом. Выслушав рассказ затворника, авва Феодор сказал ему: «Ты весьма поруган, поскольку дал клятву демону, но хорошо сделал, что открылся. Гораздо лучше для тебя посетить в городе все места зазорные, нежели отвергнуться Господа и перестать поклоняться Его образу и образу Пречистой Богородицы». Поучив его довольно, авва Феодор отпустил его с миром, и затворник возвратился в свою келью с новою решимостью продолжать борьбу с бесом. Скоро бес опять явился к затворнику и сказал ему с укоризною: «Что ж ты, старец, сделал? Поклялся мне, что не откроешь никому, что я тебе сказал, а ты поведал другому! Как клятвопреступник, ты осужден будешь за это в день судный».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из всех людей, известных нам по неослабному и испытанному воздержанию, он никому не уступил первенства, ибо побеждал голод и жажду, холод и зной, и другия ощущения и пожелания тела и души. Нравом был добр, в беседе – важен, и тщательно упражнялся в Священном Писании ». Преподобный Иларион преставился 80 лет от рождения, в 372 году 21 октября. Сей подвижник «так Богу благоугодил, что на его могиле еще доныне, – пишет Созомен в V веке, – многие больные и одержимые демоном получают исцеление и, что всего удивительнее, исцеляются на острове Кипре, где он был погребен тамошними жителями, воздававшими ему великое почитание и благоговевшими пред ним. Один из учеников его, Исихий, или Гезихий, тайно взяв оттуда останки его, перенес в Палестину и положил в собственном монастыре. С того времени здешние жители всенародно и весьма торжественно совершают ежегодное в честь его празднество; ибо у палестинцев есть обычай – именно так выражать почтение к бывшим у них святым мужам» 1747 . Св. Иларион оставил множество учеников, которые основали монастыри в Герарах, Кадисе, Вефиле, Кипре 1748 . Сонм иноков в Палестине умножил св. Харитон из Иконии, который основал в Палестине обители: Фаранскую в пустыне Фаран, к востоку от Иерусалима, на 2 часа езды; Иерихонскую и Сукийскую, или Сухумскую – по-сирски, а с греческого – Ветхую лавру, в пустыне Фекуйской, и преставился около 340 года, 28 сентября 1749 . Св. Харитону приписывают установлевие обряда пострижения иноческого. Из Палестивы иночество распространилось в Сирии и Персии 1750 . «У армян, пафлагонян и обитателей припонтийских начало монашеской жизни положил св. Василий Великий , подвизавшийся в сих странах 1751 , a по мнению Созомена , – предстоятель Церкви Севастийской в Армении, Евстафий. Он ввел правила касательно всех частей благоговейного поведения: какие, то есть, употреблять яства и от каких воздерживаться, какие носить одежды, какие соблюдать обычаи, – и начертал весь образ строгой жизни, так что аскетическую книгу, надписанную именем Василия Каппадокийского, некоторые приписывают Евстафию» 1752 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В нач. 553 г. при поддержке властей патриарх Евстохий изгнал оригенистов из всех мон-рей Палестины и И. п. 21 февр. 553 г. в Новую лавру на их место было отправлено 120 правосл. монахов. Среди переселенных был агиограф Кирилл Скифопольский, ранее подвизавшийся в лавре прп. Саввы. В 50-х гг. VI в. им написаны 6 Житий крупнейших подвижников И. п.: преподобных Евфимия Великого, Саввы Освященного, Феодосия Великого, Иоанна Молчальника, Кириака и Феогния. В 553 г. архимандриты мон-рей И. п. Руф и Конон присутствовали на V Вселенском Соборе в К-поле ( Mansi. T. 9. Col. 191-194; ДВС. Т. 3. С. 294-298). Свидетельства противостояния партий в сер. VI в. сохранились в «Луге духовном»: из рассказов старцев Иоанн Мосх узнает о том, что странствующий отшельник (воск) Илия , а также мон. Иулиан из мон-ря прп. Феодосия отказывались вступать в общение с патриархом Макарием в период его пребывания на престоле ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 19, 96). Мон. Леонтий, наоборот, был среди оригенистов, в 553 г. был изгнан из Новой лавры, но позднее перешел в православие и стал игуменом мон-ря прп. Феодосия (Ibid. 4). Оригенистский спор, возможно, ослабил мон-ри на плато И. п. После смерти прп. Саввы (532) неизвестно об основании новых обителей в этом районе. Однако мон-ри под Иерихоном и в долине Иордана продолжали развиваться. В «Луге духовном» упомянуты 7 новых обителей близ Иордана, неизвестных в более ранних источниках и основанных, видимо, в сер.- 2-й пол. VI в. ( Hirschfeld. 1992. P. 16). Так, авва Антоний назван настоятелем и основателем лавры прор. Илии близ Иерихона ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 66). «Луг духовный» представляет огромный объем сведений о жизни И. п. во 2-й пол. VI - нач. VII в. Ок. 570 г. Иоанн Мосх поселился в Фаранской лавре, позднее жил в мон-ре прор. Илии, совершал паломничества на Синай и в Египет, посетил большинство обителей И. п. Ему были знакомы настоятели большинства крупнейших мон-рей: архимандриты Конон в лавре прп. Саввы (Ibid. 42), Леонтий и Георгий в монастыре прп.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010