Через некоторое время Аспевет-Петр привел к нему множество сарацин, желавших принять крещение. Эти волки пустыни превратились в духовных овец Христовых и не хотели более покидать святого. Они раскинули шатры поблизости, и впоследствии их стан превратился в городок, а его епископом стал Петр. Преподобный Евфимий продолжал отправлять всех приходивших к нему и желавших жить близ него в монастырь преподобного Феоктиста. Но затем Господь явился преподобному Евфимию в видении и повелел отныне самому принимать учеников и основать лавру, устроенную по образцу Фаранской. В новой лавре отшельники пребывали в безмолвии в течение всей недели, живя уже не в пещерах, а в кельях, построенных Петром и сарацинами. На воскресной всенощной они собирались вокруг своего пастыря и духовного отца в церкви, которая была освящена в 428 году святым архиепископом Иувеналием (память 2 июля). Однажды, когда преподобный Евфимий служил Божественную литургию вместе c диаконом Дометианом, c небес на алтарь сошел огонь, осенивший обоих, подобно покрову. Так Божественная благодать просветила духовные очи преподобного Евфимия – c этих пор он мог ясно различать, кто достоин подходить к святому причастию, а кто принимает его на душу, отягощенную грехами, себе в осуждение. Он также получил дар распознавать тайны сердца и предвидеть будущее. Несмотря на постоянную нужду, преподобный Евфимий был гостеприимен и щедр ко всем приходившим в его лавру. Однажды по молитве святого пустая кладовка наполнилась хлебом, которого оказалось достаточно, чтобы накормить 400 паломников, прибывших из Армении посетить соотечественника. На протяжении трех месяцев запас не истощался. Человек Божий совершал многочисленные чудеса и всегда прибавлял к ним наставления о послушании, о смиренном пребывании в тех условиях, которые дал нам Господь, и о покаянии. Благодать, изливавшаяся на учеников преподобного Евфимия и на других людей, всегда служила для их укрепления и возрастания в добродетели. Во всем преподобный Евфимий был совершенным образцом евангельского поведения. В беспокойные времена между Ефесским (431) и Халкидонским (451) соборами он был для христиан верным мерилом истины и столпом Православия. На оба собора он отправил учеников, и они сыграли видную роль в принятии решений. По окончании Халкидонского собора самозванец по имени Феодосий сумел на 20 месяцев захватить Иерусалимский патриарший престол. Он склонил к монофизитству большую часть палестинских монахов, для которых тонкая богословская терминология соборных постановлений была малопонятной. Только преподобный Евфимий и его ученики поддерживали Православие, невзирая на угрозы и выдвигавшиеся против них обвинения в несторианстве. Как некогда святость преподобного Антония, так и очевидная святость преподобного Евфимия была доказательством истинности его учения.

http://pravoslavie.ru/51339.html

Сам Евфимий не хотел сперва устраивать вблизи своей пещеры ни киновии, ни лавры, и всех приходивших к нему и заявлявших ему или о своем желании стать монахами, или о намерении сделать какое либо пожертвование в пользу монастыря, он отсылал в Нижний монастырь к Феоктисту. Но так как Провидению угодно было, чтобы пустыня была заселена, то Св. Евфимий вынужден был изменить свое намерение. Первыми иноками монастыря Св. Евфимия были родившиеся в Каппадокии, но воспитанные в Сирии братья: Косма, Хрисипп и Гавриил. Св. Евфимий принял их лишь тогда, когда увидел ночью Некоего говорящего ему: прими этих братьев, потому что Бог послал их и впредь не отклоняй никого. После сего Св. Евфимий дозволял всякому желавшему селиться около его пещеры: принял Домна, племянника патриарха антиохийского Иоанна, трех братьев из Мелитины, племянников своего учителя Синодия: Стефана, Андрея и Гаиана, Иоанна пресвитера, трех братьев из Рамы, Кириона из Тивериады и других. Когда число подвижников дошло до одиннадцати, Св. Евфимий решил устроить лавру по образцу Фаранской. Были устроены Петром еп. Сарацинским, принявшим на себя, по просьбе Евфимия, заботы по устройству зданий для новой общины, небольшие кельи для подвижников, а церковь лаврская украшена всякой красотой. Новая лавра, по внешнему виду, была ничем не хуже той, какая находилась в пустыне Фаран. 137 Освящение её было торжественно совершено в 429 г. (на 52-м г. жизни Св. Евфимия) Иерусалимским епископом Ювеналием, совместно с хореписком и архимандритом монахов Пассарионом и ученым пресвитером Иерусалимской церкви Исихием. Великий Евфимий особенно радовался тому, что видел в своей лавре, вместе с патриархом, сих последних, которые были преславными светильниками, и были славны среди подвижников. 138 В какой части Иудейской пустыни находилась лавра Св. Евфимия? Исходным пунктом для определения местоположения лавры служат прежде всего указания Кирилла Скифопольского . В 79 главе. жития Св. Евфимия он говорит, что два жителя деревни Фаран направлялись в лавру Евфимия для клятвенного разрешения возникшего между ними спора у раки святого; когда в назначенный день они приблизились к дороге, ведущей из Иерусалима в Иерихон, то перед ними показались вдали здания монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В эту же пустыню пришел Евфимий, о котором Кирилл пишет: «Великий отец наш Евфимий, наставляемый Святым Духом, пришел в Иерусалим на двадцать девятом году жизни (406 год) и, поклонившись Святому Кресту и Святому Воскресению и прочим честным местам и посетив богоносных отцов в пустыне, узнав добродетель и житие каждого и запечатлев в своей душе, пришел в лавру Фаранскую, лежащую в шести поприщах от Святого града, и, любя безмолвие, поселился в отшельнической келии вне лавры, не стяжав себе ничего от века сего» 785 . Все перечисленные места в сознании приходивших принять здесь монашеский постриг в IV веке получили общее название пустыни Святого града. Центром всех перечисленных пещер был город, в котором находился Гроб Господень и Крест Его. Поэтому человек, ищущий пустыннической жизни, прежде всего шел в Иерусалим, чтобы там поклониться Кресту и Гробу Господню. Так делал Евфимий. Так поступил юноша Кириак, который, услышав в один из воскресных дней слова Евангелия «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет» ( Мф. 16, 24 ), тотчас выйдя из церкви и никому не сказав ничего, пришел в город Кенхреи 786 и, взойдя на корабль, отправлявшийся в Палестину, прибыл в Иерусалим, на восемнадцатом году возраста… Придя в Святой город, он был принят Евсторгием, мужем святым и блистающим дарами Святого Духа, уже устроившим монастырь близ Святого града Сиона 787 . То же читаем в житии Феодосия, впоследствии киновиарха всех палестинских общежительных монастырей. «Он, благочестиво возросши телом и духом, воспитавшись в страхе Божием… прекрасно задумал отправиться в Иерусалим, Святой град Христа, с одной стороны, чтобы поклониться святым местам, в которых Творец всего и Господь наш Иисус Христос плотию претерпел спасительные и вольные страдания за род человеческий, с другой, – чтобы посвятить себя пустынножительству» 788 . Нечто подобное читаем в житии преп. Георгия Хозевита. Сын благочестивых и состоятельных родителей, имевший брата Ираклида, который при жизни родителей ушел из дома в Иерусалим и, помолившись там, пошел в Иорданскую пустыню, в лавру Каталламонову, стал монахом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Блаженный Иоанн Мосх ясно различает эту обитель от обители Пр. Герасима даже самим определением её места, говоря о лавре Герасима: „около Иордана“, а о лавре Каломон: „близ Иордана“, то есть на самом берегу священной реки. Но позднейшие писатели, начиная с Фоки, постоянно смешивают эти две обители, на том основании, что преподобный Герасим назывался так же Каломонитою. Более чем вероятно, что название это усвоено преподобному Герасиму потому, что он положил основание лавре Каломон, или просто жил в ней временно до основания своей собственной обители, подобно тому как преподобный Евфимий до основания своей лавры жил в лавре Фаранской, или наконец потому, что лавра Каломонская присоединилась к лавре Пр. Герасима после одного из опустошений пустыни Святого Града, и с тех пор обитель эта стала именоваться безразлично то одним, до другим именем. Это последнее предположение нам кажется мало вероятным. Наш паломник игумен Даниил говорит, что лавра Каломонская находилась при самом устье Иордана, то есть при впадении его в Мертвое море. По моему мнению, место её указывает довольно определенно высокий холм, находящийся невдалеке от устья Иордана, на самом берегу его, и, видимо, покрывающий какие-то развалины. Во всяком случае свидетельство блаж. Иоанна Мосха, ясно различающего эти две обители (лавру Каломонскую и лавру Пр. Герасима), не может быть оставлено без внимания. — Архимандрит Леонид (Кавелин). Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. 1858-1859 гг. Стр. 303-304. М. Изд. «Индрик» 2008 г. Монастырь в XX веке [ править править код ] В 1927 году монастырь подвергся очередному разрушению после землетрясения. После арабо-израильской войны (1947—1949) между еврейским населением Палестины и соседними арабскими государства, территория, на которой находился монастырь, отошла к Иордании. Посещение монастыря свелось к минимуму, поэтому к середине XX века монастырь оказался заброшен. После Шестидневной войны, в 1967 году, монастырь вновь стал важным местом паломничества.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Эти сведения могут, также, относиться только к новой церкви, построенной в начале ХХ века, однако, если распространять их на весь скит, то они безусловно противоречат более убедительному отчетам арх. Серафима (Иванова) и еп. Мефодия (Кульмана), описывающим состояние обители осенью 1952 г и в 1961 г. соответственно. Согласно этим отчетам, о. Герасим в одиночестве прожил в скиту два десятка лет (т.е., если считать с 1918 г., то, надо полагать, где-то до 1928-1930 г.). При этом арх. Серафим упоминает только одно сожжение монастыря, не указывая даты, а еп. Мефодий датирует его временем «перед последней войной». Наблюдающим монахом, наезжавшим с Елеона в Фаранскую лавру, оказался, по Серафиму, всё тот же о. Герасим (который оставил лавру незадолго до посещения её арх. Серафимом в 1952 г., – противоречие налицо, так что можно предположить, что о. Герасим отнюдь не был в числе первых афонских монахов, а прибыл в обитель в конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века). Новую русскую церковь начала ХХ века Серафим не упоминает, однако Старая (пещерная) церковь осенью 1952 г. действовала и отнюдь не была поругана. Однако судите сами: «От тех иноков (возобновивших обитель в 1903 г. – С.) в настоящее время остался один единственный монах Герасим. Больше двух десятков лет прожил он в ней одиноким пустынником. Собственными руками возобновил церковь и несколько келий после поджога монастыря неизвестными злоумышленниками, даже материал для постройки он подносил на своих плечах из Иерусалима, от которого Фаранская Лавра находится в 2 часах пути (60.000 шагов). Старость и болезни заставили о. Герасима в недавнее время переселиться на Елеон, но он по 2-3 раза в месяц наведывается в дорогую ему Обитель». И далее: «Отец Герасим легкой, привычной походкой быстро опередил нас, затеплил лампады и свечи в церкви и встретил с честью колокольным звоном не то в один, не то в два маленьких колокольчика. В церковь можно подняться только по приставной деревянной лесенке, так ведется от времен препод. Харитона.

http://sobory.ru/article/?object=18570

После монастыря преподобного Георгия петербуржцы отправились в Гостиницу доброго самаритянина. На древней Иерихонской дороге, на половине пути из Иерихона в Иерусалим есть место, которое в древности служило постоялым двором и которое ассоциируется с притчей о добром самарянине. В ранневизантийский период на этом месте, по-видимому, находились укрепления, возведенные вокруг постоялого двора. Здесь христианским паломникам предоставлялись комнаты и вода. Также здесь была построена церковь. Фундамент этого византийского храма был обнаружен в 1934 году во времена Британского мандата над Палестиной. Пол церкви когда-то был украшен красивой мозаикой с геометрическими узорами, которые в значительной степени были утрачены - паломники и туристы буквально растащили мозаику по кусочкам. Однако по ранним сохранившимся фотографиям она была воссоздана, а в 2010 году на месте гостиницы был открыт музей мозаики, который петербургские паломники имели возможность посетить. На месте, где раньше стоял храм, протодиакон Андрей Левин прочитал из Евангелия от Луки отрывок с рассказом Христа о добром самаритянине (Лк. 10:30-37). В специально оборудованной под кинозал пещере паломникам показали небольшой фильм с рассказом об истории этого места. После этого группа из Санкт-Петербурга отправилась в лавру преподобного Евфимия Великого - разрушенный мужской монастырь на Западном берегу реки Иордан. Евфимий Великий родился в знатной семье в Малой Армении, в городе Мелитена. Молодым Евфимий принял монашеский постриг, сан священника и возглавил управление несколькими окрестными монастырями. Но иеромонах тяготился высоким положением. На тридцатом году своей жизни Евфимий совершил паломничество на Святую землю. Он отправился в Фаранскую лавру в нескольких километрах от Иерусалима, в Иудейской пустыне. Евфимий стал жить отшельником в пустой хижине неподалеку от обители. Вскоре у него появился единомышленник - преподобный Феоктист. Рядом с отшельниками селились ученики, и вскоре в горах образовался монастырь. Феоктист стал игуменом, а Евфимий - духовником обители. Преподобный Евфимий искал новые места для уединения, но везде вокруг него собирались ученики и образовывались новые монастыри. Последняя лавра, основанная преподобным Евфимием, была образована в 428 году в устье ущелья Мукелик. Эта лавра и стала носить его имя. Позже монастырь был разрушен. В XX веке на территории лавры велись раскопки. В настоящее время на месте монастыря находятся развалины.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Блаженный Иоанн Мосх ясно различает эту обитель от обители Пр. Герасима даже самым определением ее места, говоря о лавре Герасима: «около Иордана», а о лавре Каломон: «близ Иордана», то есть на самом берегу священной реки. Но позднейшие писатели, начиная с Фоки, постоянно смешивают эти две обители, на том основании, что преподобный Герасим назывался так же Каломонитою. Более чем вероятно, что название это усвоено преподобному Герасиму потому, что он положил основание лавре Каломон, или просто жил в ней временно до основания своей собственной обители, подобно тому как преподобный Евфимий до основания своей лавры жил в лавре Фаранской, или наконец потому, что лавра Каломонская присоединилась к лавре Пр. Герасима после одного из опустошений пустыни Святого Града, и с тех пор обитель эта стала именоваться безразлично то одним, то другим именем. Это последнее предположение кажется нам всего вероятнее. Наш паломник игумен Даниил говорит, что лавра Каломонская находилась при самом устье Иордана, т.е. при впадении его в Мертвое море. По моему мнению, место ее указывает довольно определенно высокий холм, находящийся невдалеке от устья Иордана, на самом берегу его, и, видимо, покрывающий какие-то развалины. Во всяком случае свидетельство блаж. Иоанна Мосха , ясно различающего эти две обители (лавру Каломонскую и лавру Пр. Герасима), не может быть оставлено без внимания. 3) Лавра Пиргов (башен), основанная учеником преподобного Саввы, блаженным Иаковом, у Иоанна Мосха называется «Иорданскою обителью», след. также была на Иерихонской долине. Следы ее указывают на северо-восток от монастыря Пр. Герасима. 4) Лавра аввы Петра, по свидетельству Иоанна Мосха , была также близ Иордана. 5) Лавра Коприта, в долине Иорданской, что видно из 90-й главы «Луга духовного», где повествуется, что авва Георгий отшельник, придя с своим учеником Фалалеем во святой Град и поклонившись Святым местам, оттуда пошел на Иордан, где ученик его преставился, и старец похоронил его в лавре, именуемой Коприта.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Затем Св. Харитон обошел кельи своих учеников, благословил их и отправился в путь. На расстоянии дневного пути от лавры Фаран к Иерихону, в пустынной местности, он нашел пещеру, вполне пригодную для безмолвия и, поселившись в ней, стал вести строго-отшельническую жизнь. Но Господь и здесь сделал его имя славным. Больные душою и телом по прежнему стали собираться к его пещере, и он вынужден был основать второе жилище добродетелей – вторую палестинскую лавру, получившую название Иерихонской. 93 На основании указанного автором жития, расстояния этой лавры от Фаранской, Шик отождествляет её с нынешними палестинскими развалинами Дёр-Абу Алласи (монастыря Лазов), лежащими на восток от лавры Фаран по направлению к Иерихону. 94 Св. Харитон недолго прожил в Иерихонской лавре; здесь, как и в лавре Фаран, его уединение нарушалось множеством приходящих; посему дав наставление братии лавры, как следует жить заботящимся о душе и ознакомивши их с тем, что должно знать подвижникам, он ушел в юго-западную часть Иудейской пустыни, которая, по дикости и суровости превосходила остальные местности Палестины, и в 14 стадиях от селения Фекои и в 5 минутах ходьбы от пещеры Харетун нашел удобную для подвигов пещеру. 95 Новое место пребывания Св. Харитона издавна привлекало любителей уединения; здесь жили отшельники и до его прихода, подражая образу жизни пророка Амоса, который родился в Фекое. 96 Можно допустить, что Св. Харитон избрал здесь место для своих подвигов не без цели: он хотел соединить в одну общину фекойских пустынников. Имя устроителя двух палестинских лавр не могло быть неизвестным любителям пустынной жизни, жившим вблизи Фекои; к Св. Харитону стали являться отшельники, желавшие вверить себя его духовному руководству. Когда число братии значительно увеличилось, Св. Харитон основал третью лавру, которую одни на сирийском наречии называют Сука, другие на греческом – Ветхая лавра. 97 Вместе с Фаран, Ветхая лавра была рассадником устроителей других палестинских монастырей. Устройство её внешнее и внутреннее ничем не отличалось от лавры Фаран; даже местоположение той и другой лавры имеет много общего между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Келлии, пустыни и скиты находятся в известной зависимости от монастыря, на территории которого существуют, и не имеют права участвовать в Общем управлении. Таким образом, греческий элемент, составляющий меньше половины всех обитателей Афона, в Общем управлении имеет 17 представителей, а остальные национальности, превышающие греков по числу, имеют только три представителя! Получается такой курьез. Русский скит «Св. ап. Андрея Первозванного», или называемый также «Серай», с братством из 800 человек, не имеет права на участие в Общем управлении, а господствующий над ним греческий монастырь «Ватопед» с братством из 200 человек имеет это право. Или: русский Ильинский скит, имеющий братию из 400 человек, не может иметь представителя в Общем управлении, а стоящий над ним греческий монастырь Пантократор, имеющий сотню монахов, имеет это право. Есть даже целый ряд русских келлий с братством, превышающим численно братства соответствующих монастырей, но при таком соотношении представителей в Общем управлении решения его всегда выносятся в пользу греков. Для примера укажем на следующий факт. Есть на Афоне русская келлия «Воздвижение Креста Господня», называемая «Крестовоздвиженской», на восточном склоне Святой Горы, в 35 км южнее Кореи, в очень красивой местности. В древнее время эта келлия была греческой. 150 лет назад она пришла в полное запустение. Тогда русские монахи купили это место у греческого монастыря Каракалл. С большими трудами русские воздвигли на месте руин целую лавру: трехэтажное здание с великолепной церковью. Братство ее достигло 130 человек, приобретает собственное подворье в Константинополе, покупает недалеко от Иерусалима Фаранскую Лавру, основанную преп. Харитоном, также недалеко от Бейрута монастырь Св. Илии, в которые выделяет чело-Век 50 от своего братства. Каракаллский монастырь не разрешил Крестовской обители иметь свою пристань, хотя эта обитель находится недалеко от морского берега. И, вот, однажды в Крестовскую обитель был пожертвован и послан из России большой колокол.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторая церковь лавры была выстроена в V-VI веках из отесанных камней и располагась на склоне в 20-25 метрах ниже пещерной Старой церкви. По мнению Хиршфельда, остатки древней лавры были в значительной мере уничтожены при строительстве сооружений русского монастыря в 1903 г. (впоследствии оставленного насельниками). От этой второй церкви лавры сохранились фрагменты юго-западного угла здания и южной части апсиды. К западу от этой церкви находится небольшая пещерная крипта с остатками сводчатого перекрытия, по традиции – крипта-усыпальница прп. Харитона Исповедника. В 10 м западнее крипты - остатки значительного по размерам здания (видимо, служебной постройки древней лавры) с однотонной белой напольной мозаикой, над сохранившемя фрагментом которой сегодня выстроена беседка из металлических конструкций, завершенная небольшой главкой, увенчанной крестом. К западу от этой служебной постройки, у отвесной скальной стены оборудована большая водяная цистерна. Другая водяная цистерна находится в нескольких метрах к юго-востоку от развалин апсиды второй древней церкви лавры. Судя по всему, древняя система водосбора, обеспечивавшая наполнение цистерн в период зимних дождей, разрушена и не функционирует. По словам, о. Харитона, раз в несколько месяцев он выбрасывает ночью длинный рукав в источник Эйн-Прат и за пару часов с помощью небольшого насоса наполняет водой древнюю цистерну (восточную).    Изучение лавры    Судя по всему, первым из европейцев в новейшее время лавру посетил в 1863 г. французский исследователь М.-В. Герен (Victor Guérin, 1821-1891) – посетил, но не «открыл», подобно тому, как вышло у Колумба с Америкой. Предшественником Герена в поисках был Андрей Николаевич Муравьев (1806-1874), почти дошедший до лавры с востока в 1849 г. Между Муравьевым и Гереном была забавная разница: первый искал Фаранскую лавру, но так и не дошел до неё; второй не искал, но нашел, однако не опознал, причем, по-видимому, мысль о возможности существования в древности Фаранской лавры в обнаруженном им урочище вообще не приходила ему в голову.

http://sobory.ru/article/?object=18570

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010