Не удалось извлечь искомое из базы (((

С широкой императорской руки семья стала жить так же богато, как и прежде. Но Филарет променял императорские подарки на деньги, которые стал раздавать на улицах столицы. При этом он, подавая милостыню, вглядывался в лица нуждающихся и так приговаривал: «Богатые, впав в нужду, часто по привычке ходят в роскошной одежде, но, тем не менее, голодают и нуждаются. Но есть и такие, кто прикидывается нищим и, имея в доме своем деньги, не оставляет прежних привычек бедности, носит лохмотья и ходит собирать подаяние». Обнищавшим богачам он жертвовал много, а тем, кто прикидывался нищим, – подавал мелкие медные монеты. Досточудный старец к концу жизни стал предвидеть то, что свершится в будущем с его внуками. Он предвидел и свою кончину. На смертном одре он наставлял детей такими словами: «Вы знаете, как с самой молодости прожил я с вами, возлюбя дела милосердия, и творил их за счет трудов своих, а не из награбленного… Будьте странноприимны, заступайтесь за вдов, опекайте сирот, не оставляйте страждущих, не отриньте содержащихся в темнице, одевайте и хороните мертвых, не пропускайте служб церковных, не желайте чужого добра, никем не гнушайтесь, не радуйтесь несчастию врага, поминайте в церкви умерших братьев и меня, пока не отойдете к вечному покою…» Как пишет автор жития, после этих слов Филарет скончался. Его смерть повлияла на жену и детей, которые с этого момента стали вести исключительно добродетельную жизнь. У гроба святого стали совершаться чудеса. Чему нас учит жизнь святого Филарета Милостивого? Она показывает нам пример щедрого человека, которого не оставили в беде друзья во время голода. Обедневший праведник был восстановлен Господом в своем чине за то, что не возроптал на жизнь в минуту несчастья. Причина такой безропотности – исключительно твердая вера в Бога. «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54: 23) – в эти слова псалма Давида Филарет верил до глубины души. Далеко не каждый из нас благодушно перенесет общественную несправедливость и воровство личного имущества; далеко не каждый из нас, потеряв хороший заработок, возьмется за грязную работу; далеко не каждый из нас рискнет поставить под угрозу благосостояние семьи, раздавая милостыню бедным.

http://pravoslavie.ru/75840.html

После этого осталась у Филарета одна корова с теленком, осел и двести пятьдесят ульев с медом. Пришел к Филарету другой нищий и стал умолять его такими словами: «Раб Божий! Отдай мне хотя бы одного теленочка! Да начнется мое благополучие с твоего благословения, ибо даяние твое чистосердечно, и когда входит оно в дом, то благословение твое обогащает и приумножает его». Привел Филарет теленочка и с радостью отдал его нищему; тот привязал и пошел весело своею дорогою. А мать теленочка побежала к дверям хлева с таким громким мычанием, что старцу даже жаль ее стало. Жена его, услыхав мычание коровы, почувствовала, что внутри у нее все надрывается, будто она собирается родить; говорит она своему мужу: «Ну, хорошо, детей своих ты не пожалел, но неужели не чувствуешь сострадания к этой плачущей корове? Неужели ты дозволишь, чтоб рассталась она со своим родным детенышем? Значит, ты и меня не пожалеешь, ежели я расстанусь с тобой или с детьми родными?» Муж обнял жену свою и благословил ее такими словами: «Да благословит тебя господь за то, что сказала мне верное слово, ибо поистине безжалостен я и немилостив, разлучая теленка с родной матерью; Бог прогневается на меня за это. И, побежав вдогонку за нищим, Филарет стал громко кричать ему: «Эй, человече, поворачивай назад теленка, а то мать его плачет у порога моего дома». Повернул назад бедняк с теленком, думая, что старец, верно, раскаялся, сделав ему такой подарок. А мать, увидав родное дитя, побежала к нему, облизала и стала кормить молоком. Феосева очень была рада, а Филарет сказал бедняку: «Брат мой! Жена моя сказала, что я согрешил, разлучив теленка с матерью; возьми же его вместе с матерью и иди своею дорогою, и господь «благословит тебя» 400 и приумножит все это стадо». Так и случилось: с благословения Филарета бедняк тот купил столько быков и так разбогател, что стадо его намного превысило то, которое прежде было у старца. А жена Филарета корила себя такими словами: «Надо же было этому случиться! Не скажи я так, я не лишила бы детей своих матери теленка!»

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

27 Января, 1861 года 238 Настоящая записка была также препровождена к министру иностранных дел, князю А. И. Горчакову, при письме митрополита следующего содержания: Сиятельнейший князь, милостивый государь. После отправления записки 25 дня сего января по греко-болгарскому делу, составленной по сведениям, простиравшимся до 3 дня сего января, получены иною по сему делу сведения от 10 дня января. Сии новые сведения потребовали составления новой записки, которая при сем представляется. Призывая вам благословение Божие с совершенным почтением и преданностию имею честь быть вашего сиятельства, милостивого государя, покорнейший слуга, Филарет, митрополит московский. 27 Января, 1861 года 239 28 января. Письмо митрополита Филарета к князю А. М. Горчакову, с приложением записки: «о сношениях Святейшего Синода с вселенским патриархом по делу болгар» Сиятельнейший князь, милостивый государь. По отправлении к вашему сиятельству записки по греко-болгарскому делу 27 дня, предлежит еще обязанность представить мое мнение по вопросу: не должен ли Святейший Синод употребить настояние, чтобы преклонить вселенского патриарха в пользу болгар. Мнение сие представляю при сем в особой записке. Впрочем, обстоятельное по сему решение принадлежит Святейшему Синоду, которому и да дарует Господ дух совета. Призывая вам благословение Божие, с совершенным почтением и преданностию имею честь быть вашего сиятельства покорнейший слуга. Филарет, митрополит московский. 28 Января, 1861 года 240 О сношении Святейшего Синода с вселенским патриархом по делу болгар I. Опасное положение, в которое приведено греко-болгарское дело, вопреки усилиям дать ему лучшее направление, при изыскании средств остановить разрушительные действия, возбуждает вопрос: не должен ли Российский Святейший Синод представить вселенскому патриарху, что «для предупреждения великой потерн, чувствительной для церкви, его святейшеству необходимо сделать болгарам все возможные уступки, и тем отнять у врагов церкви возможность обвинять ее в том, что она своею неуступчивостью сама лишает себя своих чад».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Так близки сердцу каждого болгарина сыны Православной России. Скудные материальные средства, нужда и дороговизна не мало препятствуют развитию образования в болгарских училищах, где преподавание и учение идут не так, как бы желали Болгары, и они глубоко сознают всю важность этого лишения. Да распространится же благодеяние и покровительство Российской державы на эту несчастную страну! Пусть выбор молодых болгар для их образования в России будет предоставлен не Константинопольскому патриарху, а Российскому послу в Царьграде, или Русским консулам, аккредитованным в главных городах Болгарии, или наконец Болгарскому обществу в Одессе, составленному из почетнейших болгар, которым более чем греческому духовенству известны качества и достоинства их соотечественников. Тогда только отдохнет эта земля от своих долголетних страданий; тогда только залечатся ее глубокие раны, ежеминутно растравляемые притеснителями; тогда только оправдается ее надежда на защиту и покровительство России, и благодарный народ с благоговением и любовью будет передавать своему отдаленному потомству сказание о великодушии и милосердии Державного Царя России. Препровождая записку эту к Обер-Прокурору Св. Синода графу А. П. Толстому, Митрополит Филарет писал: Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! От некоторых болгар дошла до меня записка о настоящем положении сего народа, и о том, как удобнее было бы им воспользоваться благотворным пособием России, к распространению у них образованности и к составлению национального духовенства. Состраданием побуждаюсь предоставить сию записку Вашему состраданию. Константинопольская иерархия грешит пред Богом и вредит Православной Церкви, совсем не по духовным причинам не допуская Болгар образовать национальное духовенство, и посылая к ним греков, которые умеют только брать волну стада, а питать оное словом учения, как иноязычные, не умеют. Сим помогают Римской пропаганде. Призывая Вам благословение Божие, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства Милостивого государя покорнейший слуга Филарет М. Московский .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Когда вы с братией прибудете к нам, тогда формальным образом можем учредить и правила для скитского жития по мыслям вашим и по духу св. пустынножителей. Безмолвие ваше ограждено будет как со стороны братии монастырской, так и со стороны мирских людей. По получении известия о прибытии вашем, я сам поспешу видеться с вами, чтобы взаимным советом совершить сие святое и богоугодное дело. Отцу Моисею прошу свидетельствовать мою любовь. Я очень благодарен за его ко мне писание. Особенно к нему не пишу, ибо уверен, что у нас »едино сердце». Это письмо служит ясным доказательством, какое живое участие принимал Преосв. Филарет в устройстве скита и вообще, как он много ревновал к пользам душеспасительной иноческой жизни. Когда приглашенные старцы (кроме, впрочем, Иеросхимонаха Афанасия и о. Досифея) явились в Калугу пред лицо Преосв. Филарета, отечески милостиво принял их владыка, обрадованный искренно тем, что благое желание его начинает приводиться в исполнение. После духовной беседы о правилах для скитской жизни по духу св. пустынножителей, отшельники получили от Преосвященного пастырское наставление и благословение на избрание, по их усмотрению, места в лесу близь Оптиной пустыни. Посоветовавшись взаимно, они заняли место уже предизбранное для безмолвной жизни блаженным старцем Иоанникием, – среди леса на восточной стороне монастырских владений, – в 170 саженях от обители близь пасеки. Тогда же о. Моисей с Игуменом Даниилом составили план к строению Скита и представили его к преосвященному Филарету, который немедленно утвердил его следующей резолюцией: «1821 года Июня 17 дня. По сему начертанию строить Скит да благословит Господь Бог и благодатью Своею да поможет совершить». Причём, Преосв. Филарет почтил Оптинского Игумена Даниила собственноручным письмом следующего содержания: «Для строения Скита представили мне пустынножители план, который я подписанием своим утвердил. Прошу покорно отвести им, по их и вашему избранию, место; Господь да благословит начать им доброе и угодное Ему делание: пусть они трудятся в очистке места.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

18 . О. Георгий присмотрелся к книге и увидел, что Федей читано было житие Св. Праведного Филарета Милостивого. Не трогая сына и осмотревши пчельник, о. Георгий заметил, что из одного улья только что вылетел рой... но где был последний, – он долго искал, но понапрасну. В чувстве досады, он готов был наброситься на спящего караульщика... как в эту минуту очнулся и сам Федя. Отец к нему... и начал журить его…, что он-де прозевал рой... который или вовсе пропал, залетевши не весть куда, или быть может, был уже перехвачен кем-либо из соседних пасечников... Тогда Федя, нисколько не смутившись недовольством и журением отца, вдруг взглянувши в книгу, сказал: а что же батюшка за беда, если бы рой этот достался кому-либо из соседей... Вот на ко посмотри, что я сейчас только читал в Божьей-то книге... вот в житии Св. Угодника Филарета Милостивого, – которое я сегодня начал читать уже во второй раз... Тут Федя, водя вместо обычной указки пальцем по тем самым строкам, которые были омочены слезами, стал читать: «Таковая у себе премногая богатства блаженый имея, а иных во мнозей скудости и в последней нищете бедствующих видя, подвижеся на благоутробие и умилився душею, глаголаше к себе: – еда ли того ради таковая от руки Господни приях благая, да сам един ими питаюся и в наслаждении иждиву оная, угождая чреву... Не имам ли тех великих от Бога данных мне благ разделити не имущим, вдовам, сиротам, странным, убогим...». «Так-то так, мой родимый, – сказал о. Георгий, – и слава Богу, что ты так вникаешь в Божественное-то чтение; но всё-таки не ладно, что ты прокараулил рой то... Впрочем, может статься, ты и заснул-то недавно, – так не припомнишь ли, куда мог пролететь рой-то?! Тут Федя, оглянувшись на ближайший куст и в нём находившийся пенёк, вдруг сказал отцу: «да вот рой-то, батюшка, здесь как есть... и я помню сквозь дремоту, что он кружился и жужжал прямо надо мной, да я то больно задумался и задремал так, что не мог и отмахнуть его, не то – чтобы встать...» Тут-то о. Георгий понял всё… и значение чтения своего сына и знаменательность самого роя, который кружился над самым лицом ребёнка, но не коснулся его, тогда как мог бы изжалить его насмерть, – и вместе с тем так спокойно уселся вблизи прозевавшего его караульщика.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Одарив ее дарами, отпустили. Точно так же осмотрели они одну за другой остальных девушек, и ни одна им не понравилась; одарив их дарами, отпустили их. Самой последней изо всех вошла дочь милостивого старца со своими тремя дочерьми. Взглянув на них, царь, матушка его и Ставракий – первое лицо при дворе – поразились их красотой и восхитились их нарядами, благоразумием и изяществом поступи. И тотчас царь обвенчался со старшей дочерью, а со второй обвенчался один из вельмож царя, патрикий, по имени Константинакий, славный и весьма приятный лицом. Что касается третьей дочери, то царь лангобардов, по имени Аргус, направил к царю Константину послов с многочисленными дарами, прося ее в жены. Так И свершилось: приняв дары и искательство Аргуса, царь отправил ее с превеликим почетом и с богатым приданым. Сыграли свадьбу, и царь, радуясь такому союзу, повелел созвать на пир всех до единого родных своей супруги, чтоб приветствовать их и воздать им честь. Когда все собрались, царь приветствовал их и, благоговея пред родней супруги своей, – ибо все они отличались красотою, – каждого, когда встали из–за стола, одарил своими щедротами – от мала до велика: деньгами, одеждами, серебром и золотом, драгоценными вещами из камней драгоценных – изумрудов, сапфиров, жемчуга. Царь дал им большие дома близ дворца и отпустил с миром. Принесли все это они к себе домой и забыли приставать к старцу по поводу имевшегося у них некогда сокровища, про которое он говорил, что спрятал. Но старец не забыл этого: собрав всех, сказал им: «Завтра устройте здесь превосходный обед, на который мы пригласим царя, патрикия и весь синклит 406 , чтобы к моему возвращению из дворца все было готово». Они подумали, что Филарет и вправду хочет пригласить царя, своего зятя, и приготовили превосходный обед. Еще не кончилась ночь, когда старец направился ко дворцу, а на обратном пути, пока шел он от дворца к себе домой, он созывал всех нищих, сколько ни находил их под портиками. Собрал он их сто человек – прокаженных, кривых, хромых, изувеченных и привел в свой дом. Сам первый вошел в дом и сказал: «Прибыл царь с патрикием и со всем синклитом, а также те, кого мы не ждали и не приглашали, тоже оказались здесь».

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Важнейшая же вина означенных двух иеромонахов и иеродиакона есть та, что они самовольно устранили архимандрита Леонида от начальствования и приняли на себя власть. Чтобы не обременить здесь Ваше Блаженство подробностями, но чтобы яснее доставить Вам удостоверение в истине, при сём прилагается выписка из имеющегося в Святейшем Синоде дела. Святейший Синод не сомневается, что Ваше Блаженство, если бы имели в виду сии сведения, на несомненных документах основанные, то, с свойственным Вам великодушием и предусмотрительностью, удержались бы от решительного осуждения архимандрита Леонида до приведения дела в законную ясность. По-видимому, к сему могло расположить Вас и то обстоятельство, что архимандрит Леонид есть духовный сын Преосвященного Мелетия Петрского, наместника вашего Престола. Сей досточтимый муж, без сомнения, не решился бы иметь духовным сыном человека «бесчинного и беззаконного поведения». По всему, здесь изложенному, Святейший Синод нашёл справедливым предоставить мне благопочтительнейше просить Вас, Блаженнейший Владыко, не лишать архимандрита Леонида Вашего милостивого воззрения, доколе дело о нём и его подчинённых получит законную ясность. Святейший Синод не допустит, чтобы пред лицом Вашим был кто-нибудь из священнослужителей Российской Церкви, действительно недостойный Вашего милостивого воззрения. Ваша Благость и яже о Господе любовь не попустит, чтобы погрешности меньшей братии пали хотя бы пылинкою на чистую вековую взаимную любовь Священноначалий и Церквей. 26 мая 1865 г.» 170 Послание это от имени Святейшего Синода имело длительную и не лишённую интереса историю 171 . В Константинополе «на пути» послание это было «остановлено», и это обстоятельство со стороны Митрополита Московского Филарета вызвало недоуменный вопрос (16 сентября 1865 г.) к обер-прокурору Св. Синода Толстому: «Неужели не должно Святейшему Синоду справедливым ответом со всею скромностию отнестись к защищающему несправедливую сторону и небережливость служащих в чужом пределе» 172 , а их Святейшего Синода последовал к послу Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010