Не удалось извлечь искомое из базы (((

Один из друзей Филарета, прослышав о его крайней бедности, послал ему 40 мер пшеницы. Феозва очень обрадовалась этой милости Божией и сказала Филарету: — Господин мой, дай мне и детям нашу долю, отдай долги соседям, а со своей частью поступай, как знаешь. Филарет сделал всё так, как посоветовала жена, а свою часть в два дня раздал он убогим. Видя, что муж неисправим, Феозва решила не звать его за общий стол, и стали они есть тайно от Филарета. Но однажды, когда мать и дети обедали, к ним зашёл и Филарет. — Примите меня, дети, — попросил Филарет, — если и не как отца, то хоть как странника. Дети засмеялись и сказали: — Садись, папа! Хоть и скудно на столе, но на твою долю хватит! Во время обеда Феозва сказала мужу: Почему же до сих пор ты не показываешь нам сокровища, о которых говорил. Если ты не обманываешь нас, покажи, где спрятаны они, — мы сможем накупить всего и ты вновь будешь обедать с нами. — Потерпите немного, — ответил Филарет. — Скоро вы получите великое богатство! _______________________________ В то время правила Греческой империей благочестивая Ирина со своим сыном Константином. Когда Константину пришло время жениться, Ирина послала своих вельмож по всей империи искать для своего сына достойную невесту. Случилось вельможам побывать и в той стране, где жил св. Филарет. Издали увидали они дом Филарета, отличавшийся высотой и красотой. И хотя сказали им, что в доме том живут бедные люди, заходить к которым не имеет смысла, вельможи всё же велели предупредить хозяина о своём визите. Филарет принял высоких гостей с радостью, выйдя навстречу им и поклонившись до земли со словами: Великая честь для меня принимать таких гостей в моём доме. — Затем велел он жене приготовить хороший обед для императорских слуг, но Феозва возразила ему: — А из чего же приготовить хороший обед? Ведь в доме нет и цыплёнка. Разве что, сварить лебеды, да и то — без масла, поскольку едва упомню и запах его. Она ещё не окончила своей фразы, как открылась дверь, и вошли богатые соседи, неся в дар Филарету и мясо, и птицу, и вино, и хлеб — всё, чем бы он мог угостить знатных гостей. Из всего этого Феозва приготовила вкусное угощение и накрыла на стол в верхней горнице. Когда послы императрицы вошли туда, их поразил вид самой горницы и большой стол из слоновой кости с позолоченными украшениями, весьма искусано отделанный. Прислуживали за столом сын и внуки Филарета. Чинное служение их удивило даже вельмож, и они спросили его:

http://azbyka.ru/deti/zhitija-svjatyh-de...

2 Кроме известных из прежнего времени и опубликованных в разное время по смерти митрополита Филарета отзывов Г. П. Павского, Ф. А. Терновского и других, см. и за последнее время во 2 томе Словаря гравированных портретов Ровинского (Спб, 1889), в 9 Русской Старины за 1892 г. стр. 710 и дал. и др. 4 Обстоятельнее мы ответили на неблагоприятные отзывы о м. Филарете отзывы в речах, произнесенных в собрании Общества любителей духовного просвещения 19 ноября и в Московской Духовной Академии 26 ноября 1892 года. 5 См. такие отзывы напр. у Ровинского и у Толмачева в упомянутых изданиях Словаря и Русской Старины. 6 Эти акты можно видеть собранными под 29 дел архива учрежденного Собора Троице-Сергиевой Лавры за 1808 год, где об этом просто сказано, что Дроздову наречено, при пострижении, имя Филарета. 10 Там же, стр. 40. Разумеем отказ от вступления на должность приходского священника, с которой необходимо сопряжено вступление в брак. 12 29 дел архива Троице-Сергиевой Лавры за 1808 год. Известно, что и митрополит Платон, на вопрос Императрицы Екатерины II о причинах, побудивших его вступить в монашество, отвечал, что он вступил в это звание „по особой любви к просвещению“. См. его автобиографию, стр. 19. Москва, 1887 г. 13 Самый двухлетний промежуток этот последовал единственно по молодости лет Дроздова, почему даже и в 1808 году митроп. Платон, в своем ходатайстве пред св. Синодом о дозволении постричь его в монашество, счел нужным прибавить ему лет. 16 Письмо это, нигде доселе не напечатанное, впервые нами обнародовано по подлиннику, снятием точной копии с которого мы обязаны владельцу оного, редактору Тульских Епархиальных Ведомостей, протоиерея А. Н. Иванову . 20 Там же. В 1807 и 1808 годах В. М. Дроздов исполнял при митр. Платоне должность иподиакона. См. Письма м. Филар. к родн. стр. 87–89. 23 См. Сушкова, Записки о жизни и времени м. Моск. Филарета, стр. 62. Срав. Письма м. Филар. к Высоч. Особ. и друг. лиц. II, 103 и 147. Тверь, 1888. 25 См. там же, ч. IV, стр. 479. Москва, 1884.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

После каждой из этих отдач, этих добровольных жертв блаженный Филарет переносил горькие нарекания, терзавшие его сердце упрёки со стороны семьи, состоящей из жены и трёх детей. Невольно спрашивается, как можно было отдавать другим людям то, что существенно и насущно было нужно семье, как можно было милосердствовать как бы за счёт своей семьи? Так может казаться нам, так казалось семье праведника. Но не так было на самом деле. Каждый раз после очередного дела милосердия всё же что-то оставалось ещё дома: после волов оставалась лошадь, после лошади оставалась корова, после неё – хлеб, а главное оставался всегда Господь Бог, оставалось Его неисчерпаемое, безграничное милосердие. Вот вера в это милосердие Божие непрерывно и питала душу нашего праведника. Он говорил жене словами Христа: «Посмотри на птиц небесных, посмотри на полевые лилии и усмотри заботу Божию о них. И Бог, питая птиц, оставит ли нас без пропитания?» Но не только так увещевал Филарет свою жену и семью. Утешая их, он пророчески говорил: «У меня есть так много сокровищ в одном месте, что если вы проживёте ещё сто лет, будет для вас всего довольно». Блаженный Филарет твёрдо верил, что «рука дающего не оскудеет», что дающего вознаградит Сам Бог, ибо давая обездоленному, человек «взаём даёт Богу». И действительно, как когда-то праведного Иова, так теперь праведного Филарета Господь вознаградил полной мерой за его милосердие. Боголюбивая вдовствующая царица Ирина, желая женить своего сына Константина, велела собрать со всего царства всех знатных и красивых девушек. Константину больше всех понравилась внучка Филарета, – смиренная и добрая Мария. Она стала царицей. Святой Филарет был возвышен и стал опять знатен и богат. Так сбылось его надежда на помощь Божию. Жена и дети только теперь поняли, что напрасно упрекали праведного Филарета в его невнимании к своей семье и просили у него прощения. Сам же Филарет по-прежнему оставался и смиренным и милосердным. Перед смертью (а он прожил 90 лет) он завещал детям и внукам быть милосердными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Заприметил дьявол добрые деяния этого человека, позавидовал ему, как некогда Иову 385 , и стал просить, чтоб Филарет впал в нищету, и чтоб тогда посмотреть, какова будет его простота. «Нет ничего удивительного, – говорил дьявол, – в поступках этого человека, дающего бедным от своего преизбытка». Потом взял на то позволение от Бога, – ведь он не мог сделать это без Бога, – ибо господь подает нищету и богатство, унижает и возвышает; из праха подъемлет он бедного, из брения возвышает нищего, – согласно слову пророчицы Анны 386 . Итак, Филарет не переставал раздавать бедным свои стада и все, чем владел, но Бог не стал воздавать ему сторицею, и, наконец, из–за этих раздач, из–за набегов измаилитов 387 и по многим другим поводам дьявол развеял все и поверг Филарета в крайнюю бедность, так что осталась у него одна упряжка быков, да одна лошадь, да один осел, да одна корова с теленком, один раб и одна служанка. Все пригородные земли его разграбили соседи – могущественные земельные собственники: ибо когда они увидели Филарета нищенствующим и бессильным владеть землею и обрабатывать ее, – они кто насильственно, а кто по соглашению поделили между собой его землю, оставив Филарету поместье, в котором он жил, и отчий дом его. Филарет же, перенося все эти бедствия, никогда не печалился, не богохульствовал и не досадовал, но, как человек, внезапно разбогатев, становится полон радости, так и он, обнищав, радовался, словно сбросил с себя тяжкое бремя – богатство. А про себя он чаще всего повторял такие слова господа: «Имеющим богатство трудно войти в царствие Божие», и еще: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царствие Божие» 388 . Ибо богатство безвредно и не есть порок лишь в том случае, если, пока оно есть, его используют ко благу, а если теряют, то переносят это беспечально, согласно Писанию: «богатство – благо для использующих его ко благу, и бедность – благо для терпящих ее» 389 . Как–то раз, к вечеру, взял Филарет пару упряжных быков с плугом и отправился пахать свое поле. Он пахал и благодарил Бога за то, что Бог удостоил его соблюсти первую данную им заповедь, а именно: «В труде и в поте лица твоего будешь есть хлеб свой» 390 и слово апостола: «…так трудясь, надобно всепомоществовать слабым» 391 , и еще: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» 392 . Благоговея пред божьими заповедями и исполнившись радости необъятной, Филарет с чрезмерной силой погнал упряжку, а сам из–за огромной радости совсем не чувствовал усталости. А когда он увидел, что волы обессилели, – снова припомнил Писание: «Блажен сострадающий душой своей скотине» 393 . Остановил он упряжку и стал молиться Богу, благодаря его за такую нищету,

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

9 . В житии преп. Евпраксии девы говорится: «мать игуменья поведала видение так: – я, взявши Евпраксию, приведена была светлыми мужами к некоторым пречудным вратам, они сами отворились; мы вошли внутрь, увидели палату нерукотворённую неописанной красоты и высокий престол; на нём сидел светлый Царь: я не могла войти на средину, а Евпраксию ангелы взяли и привели к Царю, они поклонились Ему и поцеловали Его ноги; я видела там тьмы тем ангелов и бесчисленное множество святых; все стояли и смотрели на Евпраксию; я видела Матерь Божию, Которая взяла Евпраксию за руку и показала ей чертог прекрасный и уготованный венец, сияющий славой и чистотой, и слышала глас: «Евпракския! Вот воздаяние твоё и покой, ныне возвратись и через 10 дней насытишься всех сих бесконечных благ " ». (Июля 25). 10 . По смерти Филарета милостивого один благочестивый муж удостоился видеть нерукотворную обитель его. Он так рассказывал: «в восхищении я узрел себя в пресветлом месте, где видел пресветлого и благообразного мужа, который показал мне реку огненную, текущую с таким шумом и страхом, что человек стерпеть не может. По ту сторону реки виден был прекрасный рай, исполненный неизреченной радости и веселия, всё то место было наполнено благоухания; прекрасные большие, многоплодные деревья колебало тихим ветром, и было там прекрасно всё, что Бог приготовил любящим Его. Там, среди людей в белых одеждах, радующихся и веселящихся и плодами наслаждающихся, я увидел и Филарета милостивого, но не узнал его; он был в светлой одежде и сидел на золотом престоле посреди садов; с одной стороны предстояли ему дети, державшие свещи в руках, а с другой – теснились нищие и убогие. Явился тут один юноша, светлый лицом, с золотым жезлом в руке, и я осмелился спросить его: «господин, – кто это сидит на пресветлом престоле среди тех светлообразных мужей, не Авраам ли?». Юноша ответил: Филарет аниатский, любитель нищих, честным своим житием подобный Аврааму. Св. Филарет посмотрел на меня и начал тихо звать меня, говоря: «чадо! прииди и ты сюда, да насладишься сих благ». Я ему сказал: не могу, огненная река возбраняет и устрашает меня, через неё путь узок и мост неудобен, боюсь, чтобы и мне туда не попасть. Филарет сказал: «иди безбоязненно, все этим путём пришли сюда и нет иного пути; я помогу тебе», и простёр руку. Я начал было проходить огненную реку без вреда и, когда подошёл к его руке, видение кончилось, и я проснулся. («Четьи-Минеи», 1 декабря).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Филарет (Гумилевский) надеялся всю жизнь посвятить Московской духовной академии. Однако Провидению было угодно изменить его судьбу. Благодаря пастырской деятельности епископа Рижского Иринарха, в Лифляндии (Прибалтике) началось присоединение латышей-протестантов к православию. В результате интриг светских властей преосвященный Иринарх вынужден был оставить кафедру. Митрополит Московский Филарет назначил на это место Филарета (Гумилевского) , понимая, что в сложившейся обстановке кроме него никто не сможет лучше справиться с управлением епархии. Хиротония во епископа Рижского состоялась в Казанском соборе 21 декабря 1841 года. В Ригу он смог приехать только через полгода, в июле 1842 г. Движение латышей к принятию православия, начавшееся при преосвященном Иринархе, стало усиливаться. Желающих принять истинную веру было очень много, и все они шли в Ригу к епископу Филарету, который повел дело присоединения с большой предусмотрительностью и осторожностью, за что получил одобрение от светской власти. Немецкие протестанты со всем ожесточением восстали против православия. Генерал-губернатор барон Пален назначал одно за другим следствие над латышами, искавшими православия. Их подолгу держали в тюрьмах, подвергали телесным наказаниям, приводившим к гибели невинных страдальцев. Епископ Филарет много ходатайствовал за них и еще при своей жизни приобрел наименование Филарета Милостивого. Местное начальство распорядилось, чтобы крестьянин, желающий принять православие, получал из вотчинной конторы помещика-протестанта записку с обозначением города, где будет принимать православие. В записке обыкновенно обозначался город, где не было священника! Приходившему крестьянину вымазывали лицо и голову дегтем. Он шел в другой город; но, не допуская его до священника, его пороли и сажали в тюрьму, где он сидел 3–4 месяца, пока епископ Филарет не добивался его освобождения. Выпускали его не в своей одежде, а в арестантской, с черным треугольником на спине, с обритой наполовину головой. Семья, находившаяся 3–4 месяца без работника, не могла платить за землю, и ее выгоняли из усадьбы. Где было движение к присоединению, доносили о бунте и присылали войска. Иных прогоняли сквозь 1500 шпицрутенов по два раза. Крестьянам, присоединившимся к православию, отказывали в паспортах. Однако все это только усиливало ревность народа к православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Увидя издали дом его, который был всех больше, они захотели в нем остановиться, но жители села сказали им: «этот дом хотя велик и снаружи прекрасен, но внутри беден и пуст: в нем живет беднейший человек». Между тем Филарет, увидя незнакомых, которые шли к его дому, вышел к ним навстречу и стал их звать к себе, совершенно забыв о своей нищете, и радуясь, что может дать приют путникам. Они вошли, а Филарет, поспешив к жене, велел ей готовить ужин. – Что с тобой? воскликнула она, – из чего нам изготовить ужин? Нет ни ягненка, ни курицы в бедном нашем доле, а о масле и вине мы едва помним, когда они были у нас. – Так по крайней мере разведи огонь, нагрей воды и приготовь комнату для странников; а может быть, Бог пошлет нам что-нибудь в помощь. В самом деле, лишь только она начала исполнять сказанное, как в дверях показались старейшины селения; услышав, что у доброго Филарета гости, и зная нищету его, они спешили помочь ему, кто чем мог: один нес барашка, другой курицу, иной масла, вина и проч. Филарет принимал с благодарностью все эти приношения и радушно угостил странников, которые расспросили его о семействе и узнали, что у него три молодые внучки. Они пожелали видеть их, и так поражены были красотою и скромностью одной из них, которую звали Мариею, что непременно потребовали, чтобы она ехала в Константинополь, и Филарет с семейством отправился туда. Десять молодых девиц были приведены на выбор царя: Мария, воспитанная в смиренномудрии, не ожидала себе блестящей участи, тем более, что одна из девиц, гордая красотою своею и знатностью рода, прямо говорила подругам своим: «неужели вы думаете, что царь изберет кого-нибудь из вас? На меня наверное падет его выбор, потому что я всех вас красивее, и умнее, и знатнее». Мария с кротостью слушала эти речи, считая себя совершенно недостойной высокого сана. Но Господь возвышает смиренных, а помышления гордых сокрушает. На Марии остановился выбор царя. Женившись на ней, он и всему ее семейству оказал милость и почет, а милостивому Филарету дал богатые дома и поместья. Жена Филарета и домашние его тогда раскаялись в своем прежнем ропоте и просили прощения у Филарета. «Прости нам», говорили они, «что мы в безумии грешили против тебя и поносили щедроты и милости твои к нищим и убогим. Что нищему дается, то дается самому Богу, и Он воздаст сторицею в этой жизни и блаженством в будущей. За добродетели твои возвысил тебя Господь и нас вместе с тобою». – Среди величия и богатства милосердный Филарет оставался кротким и смиренным, как и прежде, радуясь только, что мог более помогать бедным.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010