Прежде всего, милостыня обогащает нас. Филарет Милостивый отдавал нищим всё. Просят у него последнего вола, он отдаёт его; просят лошадь – и лошадь отдаёт; просят одежду – и он снимает и её и вручает бедняку. Жена бранила его, домашние упрекали, а Филарет говорил им: «У меня есть сокровище, которого вы не знаете». И сокровище у Филарета действительно было. Греческий царь Константин, искавший себе невесту, увидел внучку Филарета, Марию, и на ней остановился его выбор. Женившись на ней, царь и всему её семейству оказал милость и почести; а милостивому Филарету дал богатейшие дома и поместья. Во-вторых, милостыни дают нам помилование на суде Божьем. «Пред враты геенскими, – говорит блаженный Августин , – стоит милостыня и не попускает ввергнуть в темницу никого же». (Бес. 39, вопр. 50) И Златоуст пишет: «Милостыня престолу предстоит не точию покровительствуя, но и Самому Судии советуя, да виновного помилует и о нём издаст решение» (33 Бес. к нар.). И Апостол Иаков учит: «Милость превозносится над судом» ( Иак.2:13 ). И Товит, наконец, вразумляет сына своего так: ««Твори... милостыню» и не забывай, что она «избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму»» ( Тов.4:8–1 0). В-третьих, милостыня возвращает нам с избытком то, что мы раздали. Так, святой Василий Великий говорит: «Милостыни к дающим возвращаются; дал богатый алчущему, о своей пользе постарался; ибо что ты дал, то с избытком получишь» (на богатящихся). И как говорит святой Василий, так бывает и на деле. Так, у Сарептской вдовицы, разделившей последнюю горсть муки с Илиею, с того времени ни мука в кадке, ни масло в сосуде – не убавлялись; да вдобавок к сему ещё и умершего сына её Илия воскресил. В-четвёртых, милостыня и неверных делает верными. В Кесарии был муж, именем Корнилий – язычник, творивший много милостыни. Ему однажды явился Ангел и сказал: «Милостыни твои пришли на память пред Богом. Призови же Симона, называемого Петром, и он скажет тебе слова, которыми спасёшься ты и весь дом твой» ( Деян.10:2–6 ). После этого видения Корнилий увиделся с Апостолом и, наученный им, уверовал в Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Получив такие богатые дары, жена Филарета и дети его и все домашние его вспомнили слова Филарета, не раз говорившего им, что у него сохраняются в тайном месте сокровища, которые Бог приготовил для них. Припав к ногам святого, они сказали ему: – Прости нам, владыка и господин наш, в чем так безумно мы все согрешили перед тобой! Прости, что мы осуждали тебя и упрекали за твою щедрую милостыню нищим и убогим. Теперь только мы убедились, что «Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]!» ( Пс. 40:2 ). Воистину всё, что дает человек нуждающемуся брату, дает то Самому Богу, Который сторицею вознаграждает его в сем мире и дарует ему блаженную жизнь в вечности. Вот и ради твоей милостыни к бедным, человек Божий, послал тебе Господь богатую милость Свою, а ради тебя и всем нам. Блаженный же старец простер руки к небу и воскликнул: – Благословен Бог, Коему было угодно сие. «Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек» ( Пс. 112:2 ). Обратившись, затем, к своей семье, Филарет сказал: – Послушайте совета моего, приготовим хороший обед и умолим прийти к нам на пир царя и владыку нашего со всеми его вельможами. – Как пожелаешь ты, – отвечали они, – так пусть и будет! Когда все было готово для пира, то блаженный вышел из дома своего и стал ходить по городу и по окрестностям, разыскивая нищих, прокаженных, слепых, хромых, старых и немощных. Собрав их до двухсот человек, он привел их в свой дом и, оставив сначала перед воротами, пошел один к своим домашним и сказал им: – Дети мои! царь приближается со своими вельможами. Всё ли у вас готово для угощения? – Всё готово, честный отче, – отвечали они ему. Блаженный дал знак рукою нищим, и вот к неописанному изумлению домашних, в дом вошло великое множество нищих и убогих; некоторых из них Филарет посадил за столом, другим же, за недостатком места, пришлось сесть на полу и между последними поместился и сам домохозяин. Увидев сие, поняли домашние Филарета, что, называя царя, он разумел Самого Христа, Который является теперь к ним в дом в образе нищих, а вельможи Царя Небесного это – вся убогая братия, которая много может у Бога своими молитвами. И удивлялись домашние великому смирению своего отца, который, достигнув такой славы и будучи дедом царицы, не забыл своей любви к милостыне, и теперь возлежит среди нищих и бедных и как раб служит им. И сказали они:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

О сбережении себя от людей языческих воззрений наставляли первых христиан св. апостолы. Так, ап. Павел в Послании к Коринфянам пишет: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы»( 1Кор. 15, 33 ), – и далее: «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго…» ( 2Кор. 6, 14–17 ). Так же пишет в послании ап. Иоанн( 2Ин. 1, 10–11 ):«Кто приходит к вам и не приносит сего учения (т. е. исповедания Христа), того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его». Примером точного соблюдения апостольских указаний является благочестивая Нонна – мать Григория Богослова . По рассказу последнего, она никогда не обменивалась пожатием рук с языческой женщиной и не садилась за стол для вкушения пищи с язычниками. Следует вспомнить также, что в первые века христианам запрещалось участвовать в языческих пиршествах. Если общение с активными атеистами небезопасно для мало просвещенных духовно христиан, то тем более оно опасно и может быть гибельным для детей. Заботу о чистоте веры, в которой росли их дети, прилагали многие праведники и подвижники благочестия. Так, например, внучка св. Филарета Милостивого (память 1 декабря), ставшая впоследствии женой Константинопольского императора Константина IV Порфирородного, воспитывалась в полном уединении. «До вас она не видела никого постороннего», – сказал про нее св. Филарет послам, объезжавшим Греческую империю для выбора достойнейшей невесты императору. Московский благочестивый купец Путилов, живший в начале прошлого столетия, сам обучал своих сыновей, так как боялся дурного влияния на них в школе сверстников. Его заботы и труды оправдались в полной мере: все три его сына пошли в иноки и впоследствии стали известными игуменами трех монастырей (Исаия Саровский, Моисей Оптинский и Антоний Малоярославский). Такие примеры заслуживают внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Отправился сын Филарета на поиски быка в поле. Пока он бродил, наткнулся на того земледельца, что пахал на быке Филарета. Преисполнился сын страшного гнева и стал оскорблять земледельца такими словами: «Как смел ты запрячь в свое ярмо чужого быка? Ты, верно, и впрямь считаешь нас уже мертвыми, коли мы от такого богатства впали в такую бедность!» Земледелец ответил ему: «Милое дитя! Этого быка дал мне твой отец!» И он рассказал ему о своем несчастье. Юноша, узнав, что его отец отдал быка земледельцу, удалился печальный к себе домой и поведал обо всем матери. Услыхав это, она сбросила с головы тюрбан и начала рвать на себе волосы. Подступив к мужу, бранила его такими словами: «У–у, меднолобый! Право же, меня тебе не жаль – я тебя только сейчас узнаю хорошенько. Но сжалься хотя бы над детьми своими – как они будут жить без упряжки быков? Ты же, бездельник несчастный, потерял упряжку и хочешь в тени полеживать – потому ты так и поступил, а совсем не Бога ради!» Филарет кротко сносил женину брань, на лице его блуждала улыбка. Он ничего не отвечал, чтобы, поддавшись гневу, не погубить содеянное милосердием. Таков уж был этот удивительный человек, что не только заботился о милосердии, но был воплощением скромности и смирения, соединив эти добродетели с милосердием. Когда же супруга Филарета вылила на него всю обидную брань, муж сказал ей в ответ только вот что: «Бог премного богат, и я слышу слова его: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницу; и отец небесный питает их» 394 . А уж нас, конечно, напитает он, потому что мы лучше птиц. И еще: «Не заботьтесь о завтрашнем дне» 395 , «что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники» 396 ; «Ищите же прежде царствия Божия, и это все приложится к вам» 397 И еще я скажу: Бог возвестил, что воздаст сторицей тем, кто ради имени его и евангелия раздает свое имущество, и что он сделает того наследником жизни вечной 398 . Станете ли вы печалиться, дети мои, если за одного быка получите сто?

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Но, прославляя святых и прибегая к их молитвенной помощи, мы должны сами быть добродетельными или, по крайней мере, ревновать о добродетели и чувствовать отвращение к своим порокам и грехам. А иначе святые отвратят от нас свое лицо и не будут за нас посредниками перед Богом, потому что они любят чистоту, святость и одно только доброе. Святых, просиявших благочестивой и праведной жизнью, очень много. По слову одного церковного историка, как звезды на небе просвещают все концы земли и указывают путь путешествующим и плавающим на морях, так и подвиги святых сияют и духовно просвещают и указывают путь хотящим спастись. И пусть никто не отчаивается в своем спасении, ибо примеры святых свидетельствуют, что люди всякого звании, сословия, пола при разных обстоятельствах и условиях жизни достигли вечного блаженства. Не место спасает человека, не условия, но одно только требуется – чтобы работой и жизнью нашей не нарушались требования совести и закона Божия. Из жизни святых угодников Божиих мы видим, что человека спасает вовсе не место, не тот или другой род службы и занятий. Спасают человека единственно добрая совесть и честное исполнение своих обязанностей. Кто слушается закона Божия и своей совести, тот спасется, где бы он ни был и в каких бы условиях ни жил. В житиях святых каждый найдет для себя пример, подходящий для его образа жизни, указание, каким путем надо идти ко спасению. Вот перед нами пример земледельца Филарета Милостивого, пример богатых Авраама и Иова. Бедный же пусть взирает на нищего Лазаря и древокола с острова Кипра, жившего ежедневным трудом и не имевшего даже крова и притом хвалившего Бога. Ремесленник да смотрит на швеца – святого Симеона Верхотурского, который своей иглой совершал дела милосердия и сеял слово Божие. Вот огородник Конон. Вот бродячий певец, флейтист, подвиг которого ставится наравне с подвигом великого подвижника – преподобного Пафнутия. Вот пастух Евхарист, вот кожевник Усмарь и прочие, и прочие. Вот бедная женщина, святая Тавифа, которая также своей иглой достигла праведной жизни. Вот две женщины, вся заслуга которых состояла в том, что они, будучи невестками, в семейной жизни сохраняли согласие и мир. Вот святая Нонна, спасшаяся смиренным несением своего жребия замужней женщины, и множество других примеров. Поэтому святой апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении и говорит: Имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия ( Евр. 12:1–2 ). Ему же от нас со Отцем и Святым Духом да будет честь и слава во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

С 30 июля по 2 августа 1847 года по приглашению игуменьи Марии в монастыре находился святитель Игнатий (Брянчанинов). Она любила сестер, и те отвечали ей любовью и глубокой преданностью Почти 20 лет игуменья Мария была настоятельницей монастыря, добросовестно исполняя свои обязанности, дни и ночи проводя в молитве, в трудах и заботах об обители. При ней на территории монастыря были построены келейный корпус и кирпичные стены с четырьмя башенками. В одной из них была устроена церковь Филарета Милостивого, которую освятил Митрополит Московский и Коломенский Филарет. До последних дней жизни жила в доме напротив усыпальницы сына и символической могилы мужа. Портрет мужа приказала повесить на стене трапезной, у входа в которую по ее приказанию крупными буквами были написаны два стиха из Апостола: «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1 Петр, 1,22). «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13,3). Незадолго до смерти она сожгла письма мужа к ней, не желая, чтобы их читали чужие люди. Скончалась игуменья Мария 29 апреля 1852 года. На отпевании хор монахинь не смог петь из-за рыданий по матушке Марии, и священники одни завершили отпевание. Похоронили её в склепе храма Спаса Нерукотворного, рядом с могилой сына. На оградке установили доску с надписью: «Се аз, Господи, игумения Мария». Спасо-Бородинский женский монастырь 16 августа 1992 года была возрождена община Спасо-Бородинского монастыря. Монастырские стены свято хранят память о его основательнице и первой настоятельнице – игуменье Марии (Тучковой). Сестры обители по давней традиции выпекают особый хлеб по рецепту семьи Тучковых, который не только вкусен и ароматен, но и долго не черствеет; он получил название «Бородинский». Жизнь Маргариты Михайловны – это гимн любви и верности, самоотверженное служение долгу и безграничное самопожертвование. М.М. Тучкова была необыкновенная женщина, праведница, гордость русской нации. До самой смерти она хранила светлую память о муже. Образ этой русской женщины являет собой еще один пример святости русских женщин. Она не была канонизирована Православной Церковью, но при жизни ее считали образцом святости, которому следует подражать. Славна Земля Русская такими жертвенными людьми!

http://pravoslavie.ru/154581.html

Ст. 65. …И сделал Соломон в это время праздник, и весь Израиль с ним, – большое собрание, сошедшееся от входа в Емаф до реки Египетской…, т. е. с самого северного предела земли обетованной – до самого южного. Под рекой Египетской здесь разумеется восточный рукав Нила. … ( и ели, и пили, и молились пред Господом Богом нашим у построенного храма) – семь дней и еще семь дней, четырнадцать дней… Первые семь дней праздновали освящение храма и жертвенника, а вторые семь дней принадлежали праздпику Кущей 480 , впрочем, так, что эти торжества слились тогда в один необычайный и великий двухнедельный праздник всенародный. Ст. 66. …В восьмой день Соломон отпустил народ… Т. е., в восьмый день от начала второго праздничного периода, или на другой день по окончании праздника Кущей, – именно, в 23-й день месяца Тисри 481 . Глава 9 (ст. 1–10). Второе явление Бога Соломону, и обозрение его государственных деяний Ст. 1–2. После того, как Соломон кончил строение храма Господня и дома царского и все, что Соломон желал сделать, явился Соломону Господь во второй раз, как явился ему в Гаваоне… Когда именно было это богоявление Соломону? Известно, что построение царского дома Соломонова совершилось через тринадцать лет после построения и освящения храма 482 ; значит, к этому периоду и должно относить вторичное явление Бога Соломону, по ясным словам Писания; и значит, несправедливым должно считать мнение некоторых толковников, будто это богоявление было в ночь того же дня, когда освящен был храм. Это мнение, очевидно, основывается на том, что беседа Господня, при вторичном явлении Соломону, носит на себе ответный характер на молитву его в храме 483 . Это, однако же, нисколько не дает права отступать от хронологии Писания, хотя и может представляться недоуменным, почему лишь только через тринадцать лет Господь ответствует Соломону на его молитву о храме. В объяснение сего, можно предположить, по словам преосвяц. Филарета 484 , что «намерение беседы Божией состоит не столько в обетовании, которым она начинается, сколько в угрозе, которою оканчивается. Конечно, Сердцеведец близко видел опасность, которой внешнее счастье подвергало добродетель Соломона, и благоволил предостерегать его». В самом деле, уже при самом освящении храма, ниспосланный от Бога огонь на жертвы Соломона делал тогда излишним нарочитое откровение и уверение Божие, касательно исполнения молитвы Соломоновой. Между тем, через тринадцать лет после сего, когда Соломон находился на самом верху земного величия и могущества, для него было всего благовременнее Господне наставление и откровение, что, хотя и призрел Он милостиво на храм и освятил его, но, что судьба этого храма, равно, и судьба царственного дома Соломона, и даже всего народа Израильского, зависит, единственно, от верности уставам и законам Господним.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Так Господь защищает души иноков от осквернения и соблазнов мира, и очищенные души в свое время переносит в Свой вечный сад – в Небесное Царство. Он любуется духовной красотой, и Сам создает условия для ее развития: как некогда, так и теперь «благая часть... не отнимется у нее» ( Лк.10:42 ). Будем же и мы оберегать, насколько сможем, Господни цветы – чистые души наших детей от всех скверн мира и от всех носителей скверны. Беречь себя от людей языческих воззрений наставляли первых христиан святые Апостолы. Так, Апостол Павел в Послании к Коринфянам пишет: «...не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» ( 1Кор.15:33 ). И далее: «...какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого...» ( 2Кор.6:14–16 ). Так же пишет в Послании Апостол Иоанн ( 2Ин.1:10–11 ): «Кто приходит к вам и не приносит сего учения [то есть исповедания Христа], того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых делах его». Примером точного соблюдения апостольских указаний является благочестивая Нонна – мать Григория Богослова . По рассказу последнего, она никогда не обменивалась пожатием рук с языческою женщиной и не садилась за стол для вкушения пищи с язычниками. Следует вспомнить так же, что в первые века христианам запрещалось участвовать в языческих пиршествах. Если общение с активными атеистами небезопасно для малопросвещенных духовно христиан, то тем более оно опасно и может быть гибельным для детей. Заботу о чистоте веры, в которой росли их дети, проявляли многие праведники и подвижники благочестия. Так, например, внучка святого Филарета Милостивого (память 1 декабря), ставшая впоследствии женой константинопольского императора Константина IV Порфирородного, воспитывалась в полном уединении. «До вас она не видела никого постороннего», – сказал про нее святой Филарет послам, объезжавшим Греческую империю для выбора достойнейшей невесты императору.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

И тоже коварный вопрос: если скажет «побить», народ восстанет на Него, как на жестокого; если скажет «не нужно», Его Самого нужно побить камнями, потому что Он закон не исполняет. А вы знаете Его ответ: «кто из вас без греха, тот первый брось в нее камень» ( Ин.8:7 )! И закон не отменил и в то же самое время их привел в смущение. И много таких было Ему лукавых вопросов. Были и хорошие, когда юноша Его спросил: «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» ( Мк.10:17 ). Для Учителя, Который и пришел для того, чтобы наметить путь для вечной жизни, этот вопрос не мог быть неприятен, так что евангелист Марк говорил, что Спаситель, «воззревши на этого юношу, его возлюбил» ( Мк.10:21 ). Значит, было за что возлюбить. Но вот Евангелие дает еще один вопрос: спрашивает Его законник: «Учитель! какая заповедь большая в законе?» ( Мф.22:36 ). Евангелист отмечает, что спрашивает искушая Его, с недоброй целью. Обратите внимание, Евангелие говорит, что после того, как Господь на это ответил, Его больше никто не искушал. Он Сам задал вопрос, Он и Сам мог бы ответить, но вопрос был задан: Какая заповедь большая в законе? По Евангелию Марка, которое более подробно это освещает, Господь на него отвечает: «слушай, Израиль! Господь Бог твой есть Бог Единый; и возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, всей душой твоею, всей крепостью твоею и всем помышлением твоим» , т.е. всем своим существом возлюби Бога. «И вторая заповедь подобная ей , – говорит Господь, – возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мк.12:29–31 ). Когда Господь это сказал, то оказалось, что совесть законника не заснула, хотя он и задал с недоброй целью этот вопрос, а тут он от души воскликнул: «Хорошо сказал Ты , воистину так! Любить Бога всей душою, всем сердцем, всем помышлением и ближнего своего, как самого себя, это выше всех всесожжений» ( Мк.12:32, 33 ). И Господь милостиво ему ответил: «недалеко ты от Царствия Бож ьего» ( Мк.12:34 ). А нам с вами, возлюбленные, это вечный укоряющий вопрос: научились ли мы возлюбить Господа Бога нашего всем сердцем, всей душою, всей крепостью, всем помышлением своим? Чтобы у нас только и были все мысли о том, как возлюбить Бога всем существом? Так было у святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

Нужно, впрочем, заметить, что в нынешнее время наблюдается другая крайность и немногих нужно убеждать «не гнушаться лечением», «почитать врача». Большей части у людей вместе с болезнью сама собою приходит мысль о враче и врачевании, но многие больные слишком долго не встречаются с мыслью о другой важнейшей потребности – о потребности благодатных пособий нашей христианской веры: молитвы, покаяния, причащения. Христианин должен прежде врача и лекарств прибегать к этим могущественным духовным средствам, тогда и естественные средства лечения большую принесут пользу. Ибо «от обилия Источника жизни вечной, принятой человеком в Таинстве причащения, проливается благотворная сила и на жизнь временную». «Больнице нужен союз с Церковью, – говорит Филарет, митрополит Московский, – ибо больным нужен не только врач, но и священник, не только врачевство, но и молитва, и Таинство» 1476 . д) Утешение в болезни и увещание переносить болезнь по-христиански. 1 . Священное Писание говорит: «Приидохом сквозе огонь и воду, и извел еси ны в покой» ( Пс.65:12 ). Желающим угодить Богу надо тоже пройти через небольшие скорби. Как же мы ублажаем святых мучеников за страдания, которые они претерпели ради Бога, если сами не можем переносить и горячки? Скажи скорбящей своей душе: не лучше ли для тебя горячка, нежели геенна? Не будем малодушествовать в болезни; апостол говорит: «Когда я немощен (телесно), тогда силен» ( 2Кор.12:10 ). Смотрите – Бог испытывает сердца и утробы. Потерпим, перенесем страдания болезни, будем учениками апостола, сказавшего: «В скорби будьте терпеливы» ( Рим.12:12 ) 1477 . 2 . В болезни вспомни св. Иова, истинного, правдивого, непорочного и праведного, благочестивого и удалявшегося от всякой злой вещи ( Иов.1:1 ): как его, не заслужившего терпеть скорби, Бог предал искушению, к испытанию его добродетели, пока Иов не посрамил врагов и клеветников, так что они подпали обличению через него. Перенося тяжелую болезнь, что он говорил? «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» ( Иов.2:10 ). Знай, что те, которые желают покоя во всем, услышат некогда: «Ты получил уже доброе твое в жизни твоей» ( Лк.16:25 ). Не будем ослабевать. Мы имеем Бога милостивого, Который знает и немощь нашу более нас. Если Он для испытания попускает на нас болезнь, то мы имеем врачевание (уверение) от апостола, который говорит: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемым и сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести» ( 1Кор.10:13 ) 1478 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010