К примеру, согласно установлению Церкви мы с вами ныне соблюдаем Рождественский пост. Что является самым существенным в этом установлении? Если исходить из исповедей современных прихожан, то создается впечатление, что главным является разборчивость в еде и добровольное ограничение в мирских благах. Но разве сущность поста в этом? Из библейской истории мы знаем, что телесное воздержание бывает не только напрасным, но и ненавистным Богу (Иерем. 14:12). Пост приятен Ему лишь при исполнении Его заповедей. Поэтому если хочешь поститься богоугодно, то поступай так: «Если увидишь нищего, подай милостыню. Если увидишь врага, примирись. Если увидишь своего друга счастливым, не завидуй». А «кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его». 95 Ведь основной смысл поста в том, чтобы «через него мы могли обрести любовь, в которой заключается неизменное, постоянное добро». 96 Означает ли это, что телесное воздержание излишне? Нет, если оно содействует, а не препятствует главному. Посему разумней делать так: «В тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды, а то из пищи, что ты в этот день сбережешь таким образом, отложи и отдай вдове, сироте или бедному… Если будешь совершать пост так, то жертва твоя будет приятна Господу». 97 Почему она Ему приятна? Потому что дает возможность исполнить главное в Законе. Таким образом, подлинное благочестие выражается в любви и все что препятствует ее проявлению или не содействует ее стяжанию, не имеет отношения и к благочестию, хотя бы и считалось таковым, по мнению его неразумных ревнителей. Аминь. 2019 год О спасительном богатстве (на память прав. Филарета Милостивого –1/14 декабря) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня в Евангелие мы читали, как некто спрашивал у Христа: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную»? И когда выяснилось, что им соблюдаются Божии заповеди, Господь сказал ему прямо: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах». Услышав сие, он опечалился, потому что был очень богат, а Христос на это заметил, что трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие. Не сказал, что это невозможно в принципе, но сказал, что удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие ( Лук. 18:18–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

«Кто не со Мною, тот против Меня» и «Кто не против вас, тот за вас». Сегодня за литургиею читалось Евангелие, в котором приводится следующий случай. Как-то апостол Иоанн Богослов обратился к своему возлюбленному Учителю со словами: «Наставник! мы видели человека, который Твоим именем изгоняет бесов и запретили ему, потому что он не ходит вместе с нами» ( Лк. 9:49 ; Мк. 9:38 ). О том, что именем Господа Иисуса Христа изгоняли люди бесов, мы читаем не раз в Священном Писании. Тут можно припомнить еще случай, который окончился трагикомично, когда св. апостол Павел прибыл в город Ефес и там проповедовал и учил и в то же самое время творил там своей апостольской благодатью множество чудес. В частности, исцелял от недуга беснования многих одержимых. Это так всех поражало, что там некоторые, так называемые заклинатели, стали заклинать злых духов, употребляя слова, какие? «Заклинаем вас Иисусом, Которого проповедует Павел» ( Деян. 19:13 ). Получился такой случай: семь сыновей, какого-то иудейского священника, решили изгнать беса из одного бесноватого и обратились к нему с этими словами. Но злой дух им ответил: «Иисуса знаю, и Павел здесь есть, а вы кто?» ( Деян. 19:16 ). И бросился на них, разорвал на них одежду и избил, так что они с позором убежали прочь. Но в этом случае, о котором говорит сегодняшнее Евангелие, Господь отнесся иначе. Вот в том случае, о котором я вам рассказал, они хотели, корысти ради, зарабатывать на этом деле и были так посрамлены. А этот человек, о котором сказал евангелист Иоанн, он, вероятно, из добрых чувств это делал, поэтому Господь к этому отнесся милостиво и сказал апостолам: «не запрещайте ему, потому что кто не против вас, тот за вас» ( Мк. 9:39, 40 ). С этими словами Спасителя часто люди сравнивают другие Его слова. Им кажется, что здесь какое-то противоречие. В другом месте Евангелия мы читаем, как Господь говорит: «Кто не со Мной, тот против Меня» ( Лк. 11:23 ). А тут апостолам сказал: «кто не против вас, тот за вас» . Как будто бы тут противоречащее, но достаточно в них вдуматься, чтоб увидеть, что никакого противоречия нет. Когда Господь говорил это апостолам, то Он просто сказал: «кто не против вас, тот за вас» , т.е. если какой человек вам не мешает проповедовать, не мешает вашему апостольскому служению, не выступает против вас – это уже хорошо. Это он, как бы за вас, он этим самым дает вам возможность свободно совершать свое апостольское дело. А что касается речи о Самом Спасителе, то там вопрос принципиальный, совсем другого характера и тут Господь говорит: «Кто не со Мной, тот против Меня. Кто не со Мной собирает, тот расточает» !

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

Истолковывая слова «дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвой обещал ей дать, чего она ни попросит» , блаженный Феофилакт Болгарский пишет с сарказмом: «Смотри, какое бесстыдство – пляшет дщерь царева. И чем искуснее пляшет, тем хуже! Да, стыдно царевне делать что-либо непристойное, и еще со злой хитростью! Смотри также, какое безрассудство у Ирода – он поклялся дать плясавшей все, чего бы ни попросила! Но дал ли бы ты ей, безумный, если бы она попросила у тебя твоей головы?» Праздность, братия и сестры, опасное явление. Сказано: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» ( Еккл.11:9 ). Застолья, веселье, отягощение пьянством погубили, нанесли вред очень многим людям. Сказано: «…каждый день пиршествовал блистательно» ( Лк.16:19 ) – каждый день пиршествовал блистательно евангельский богач, оказавшийся потом в адском пламени. Именно о любителях застолий сказано в Писании: «Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые» ( Иуд.1:12 ). О Патриархе Константинопольском, святителе Филарете Милостивом, известно, что, когда он стал Патриархом, то, опасаясь именно праздничных трапез, когда усердие подхалимов и лизоблюдов резко обостряется, он повелел, чтобы ему начали делать гроб. И чтобы гробовщик делал гроб для него медленно. И в каждый большой церковный праздник приходил бы в трапезную Патриарха и громко объявлял ему: «Патриарх! Твой гроб еще не готов, но он делается!» Подобное напоминание о смерти благотворно сказалось на жизни Константинопольского Патриарха Филарета Милостивого, и он стал святым. Царь Ирод Антипа был таким праздным шалопаем, который хотел прожить всю свою жизнь за роскошным праздничным столом, пиршествуя блистательно. Он же и оказался заложником своего сладострастия, когда обещал беспутной девице, чего она только ни попросит!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

То же говорит и пословица: не имей сто рублей, а имей сто друзей. На восхваление дружбы о. Павел Флоренский в своем замечательном труде «Столп и утверждение истины» отводит 71 страницу. Но как непросто для многих найти хотя бы и одного верного друга, не говоря уже о многих друзьях. Однако для верных Господу христиан это вполне достижимо. Более того – это не только достижимо, но и непременно будет иметь место в том случае, если человек всего себя отдаст Господу и пойдет в жизни за Ним. Господь так говорит об этом: «Нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» ( Мк. 10, 29–30 ). Но не нужно думать, что под оставлением дома и семьи Господь подразумевал непременно для всех их физическое оставление. И не только к апостолам, святителям, инокам и юродивым во Христе относятся эти слова. Здесь уместно вспомнить св. Филарета Милостивого (память 1 декабря ст. ст.), св. мирянку Иулианию Лазаревскую (память 2 января), подвижника благочестия московского доктора Ф. Гааза и других подобных им христиан. Св. Филарет Милостивый не оставлял своей семьи, а какое множество бедных, нищих и убогих – его друзей – собралось в Константинополе в день его похорон. Св. Иулиания Лазаревская была матерью 13 детей, семьи своей не бросала, а все в округе были ее друзьями и плакали при ее смерти. Вспомним о том, как кормила она всех бедствующих в дни жестокого голода при Царе Борисе Годунове. Доктор Гааз не имел семьи. Ради бедных и заключенных он растратил все свое состояние, продав свое имение, фабрику, выезд лошадей. Его хоронили на средства полиции. Но он также не оставлял мира, жил в его гуще и ушел на тот свет от сонма своих друзей – заключенных, бедных, больных и несчастных, которым он посвятил самого себя. Вспомним, с какой нежностью к нему относились и вспоминали его даже уголовные преступники и каторжники.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Мы знаем из Святого Евангелия о том, какой трепет, какой страх охватил святых апостолов на Фаворской горе, когда их осенило облако, а из облака они услышали тот глас, который тварь не может слышать, без содрогания, глас своего Творца, глас Бога Отца, Который свидетельствовал о Сыне Своем. Но не только страх испытывали апостолы: только что в Евангелии мы слышали слова апостола Петра: «Господи, добро нам здесь быти» ( Мф. 17:4 ) (хорошо нам тут быть) и мы сотворим здесь три палатки: Тебе, Моисею и Илии. Этот возглас вырвался из глубины души апостола, охваченного духовным восторгом и радостью и в этот момент апостол Петр и не помышлял о том, что действительно могло получиться если бы они там остались на горе, причем евангелисты отмечают, что Петр «не ведующи что глаголаше» ( Лк.9:33 ). т.е. не отдавал себе полного отчета в том, что он говорил, а только выражал свое непосредственное ощущение и радость. Это то блаженное ощущение Божия присутствия, о котором свидетельствовали те двое, которых Господь призвал: одного из загробного мира, а другого из таинственного потустороннего мира: пророк и боговидец Моисей и пророк и боговидец Илия. Помните, как видел Его пророк и боговидец Моисей? Господь беседовал с ним, как с другом Своим, и сказал ему «Я знаю тебя ( вем тя ) больше всех» , – ты Мне ближе всех. И тогда Моисей дерзнул вопросить: «покажи мне славу Твою» ( Исх.33:17, 18 ). И на это, милостиво отозвался Господь. Он только указал Своему верному слуге, что человек не может лицом к лицу стать со славою Божиею, видеть лице Божие и остаться в живых (ибо человеком тогда овладел бы такой восторг и радость, и трепет, что его состав разрушился бы, растаял, как тает воск от лица огня). Поэтому Господь сказал: Лица Моего ты не можешь увидеть; человек не может увидеть Мое лицо и остаться в живых; но, говорит Господь, здесь есть место, стань в этом месте, этой расщелине, и Я тебя покрою Моею рукою, когда буду проходить, а когда пройду, то ты можешь встать и посмотреть вслед Мне (увидеть отблеск славы Моей) – только сзади увидишь Меня, когда Я буду удаляться ( Исх.33:20–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

праведный Филарет Милостивый. Ибо, как св. праведный Филарет Милостивый, после испытанных от Измаильтян скорбей и лишений, был вознесен до близости к царскому престолу благодаря браку его внучки с царем: так и митрополит Московский Филарет, после унижений и оскорблений, которым незаслуженно подвергался, возвысился до близости к царскому престолу, был – «Владык России мудрый собеседник Во благо и царей и им подвластных царств» 160 . Как св. праведный Филарет Милостивый еще в земной жизни получил благодатную силу молитв, исцеления от недугов, вообще чудотворений, как например чудесным умножением имущества тех, кому св. Филарет отдавал последнее из своего имущества: так было и с святителем Московским Филаретом, опыты чего мы уже приводили в свое время. Как св. праведный Филарет Милостивый, дожив до глубокой старости, получил от Бога извещение о близости времени его кончины: так удостоился того же и святитель Филарет, митрополит Московский. Приближаясь к 85-летнему пределу своей жизни на земле, он еще за три месяца до своей кончины получил предвестие о дне ее в знаменательных словах явившегося ему во сне родителя его: «береги 19-е число», вследствие чего святитель каждое 19-е число, начиная с сентября рокового 1867 года, решил приобщаться и приобщался св. Таин, и 19-го ноября того же года, отслужив Божественную литургию и следовательно приобщившись св. Таин, безболезненно почил на веки 161 . Но как св. праведный Филарет Милостивый прежде кончины сделал своего рода завещание своим присным: так и святитель Филарет не оставил своих присных по духу без завещания. Св. праведный Филарет в своем завещании между прочим говорил: «не щадите скоротекущего богатства, но послите е во оный мир, воньже аз уже отхожду: не оставляйте имения вашего зде, да не в благих ваших насладятся чуждии ( Евр. 13:2 ) и врази ненавидящии нас: страннолюбия не забывайте, вдовиц заступайте, сирым помогайте, болящих посещайте, затворенных в темницах призирайте, собора церковного не оставляйте, чуждая не похищайте, никогоже обидите, ни злословите, не радуйтеся о бывающей другим или врагом скорби, мертвые погребайте, и о них память в святых церквах творите: такожде и мене недостойного поминайте в молитвах своих, дóндеже и сами к блаженному житию прейдете».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В это время у родителей моих оставалась на руках последняя дочь их, а моя сестра, Мария, девица совершенных лет. Я задумал: «Попробую предложить мою сестру Тульскому Семинаристу, с тем, что я возьму на себя перевести его в Московскую Епархию и исходатайствовать ему там священническое место.» Я предложил это мнение моей матушке: она согласилась с радостью. Тогда я сказал ей: «Выбирайте любого Богослова, а я постараюсь склонить его на наше предложение». Матушка выбрала Егора Кирилловича Добронравова, степенного и богобоязненного Семинариста. Я предложил ему наше желание: он согласился с восторгом. Отбывая из Тулы в Мае 1832 года, когда еще Г. Добронравов не кончил курса, я просил его сдержать данное нам обещана, и прибыть в Москву осенью. Он точно прибыл. Владыка Филарет милостиво согласился принять его в Московскую Епархию, и дал ему Священническое место, хорошее, на реке Истре, Рождественское. Не имея случая видеть Владыку в Москве, в проезд мой из Тулы в Новгород, по тому что Владыка еще не возвратился из Петербурга, я просил его о сем нашем деле письменно из Новгорода. Расскажу подробности: Устроить все дело у Митрополита решилась матушка, полагая себя столь умною, что надеялась кончить благополучно. Явилась к Митрополиту. Но у него сотни просителей: она – простая жена причетника. Введена была в приемную залу, на ряду с десятками просителей. Филарет обходит их по порядку, объявляет каждому, что почитает должным сказать. Подходит к матушке: она падает ему в ноги и заливается слезами. Филарет. «Что тебе нужно?» Матушка. – Ваше сиятельство, призрите мою Машеньку! Филарет. «Кто твоя Машенька?» Матушка. – Дочь моя. Филарет. «Ты вдова?» Матушка. – Нет, у меня жив муж. Филарет. «Кто он и где?» Матушка. – Дьячок в селе Комлеве, Рузского Уезда Филарет. «За чем же не он пришел?» Матушка. – Призрите. Ваше Сиятельство, мою Машеньку! Не видя возможности узнать дело, и не желая тратить время. Филарет сказал ей: «Поди к Письмоводителю моему!» Александр Петрович Святославский, Письмоводитель Владыки, отобрал у матушки нужные сведения и доложил Владыке: «Это, де, мать Никодима, Инспектора Новгородской Семинарии; а просить о дозволении Тульскому Семинаристу перейти в Московскую Епархию и в ней получить Священническое место, с тем, что он вступит в супружество с сестрою Никодима, Марией, а сей Дьячихи дочерью».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Они у меня за спиной, и я делаю вид, что не вижу их. А вот корзина, в которой немного песка. Но, как видите, песок сыплется, потому что много дыр в корзине. Это грехи моего брата, о которых я рассуждаю и в которых укоряю его. Они находятся перед моими глазами, и я смущаюсь ими, осуждая моего брата. Но лучше для меня было бы носить этот мешок перед собою и просить Господа помиловать меня» . И все собрание признало спасительной такую мысль. Для святого так же естественно заботиться о том, кто с ним рядом, как и о себе, и порою даже больше, чем о себе. Служение милосердия сочетается для святого со служением Богу. Но истинное милосердие всегда было редкостью. В Пафлагонии, в деревне Амнии, расположенной возле города Гангры, жил человек по имени Филарет. Он был сыном зажиточного земледельца, состояние которого было нажито трудами рабов. Филарет был женат, у него был сын и две дочери, считавшиеся первыми красавицами. После смерти родителей все состояние перешло к Филарету. Он отличался необыкновенной щедростью, поэтому заслужил прозвище Милостивого . С ним некогда случилось то же, что и с древним Иовом. Чиновники и торговцы лишили его почти всего состояния. У Филарета осталось только немного скота, чтобы добывать хлеб насущный. Однажды во время пахоты к Филарету подошел человек и стал жаловаться на то, что у него пал вол, за которого он был должен денег. Филарет распряг свою упряжку и отдал крестьянину одного из своих волов. Тот изумился и не захотел поначалу брать вола, но потом взял. Жена и сын Филарета изумились, что тот вернулся домой с одним волом, но тот сказал, что вол убежал от него, пока Филарет спал. Сын пошел искать вола и нашел его в упряжке крестьянина, которому тот был подарен. Так Филарету пришлось объяснить, куда на самом деле исчез вол. Через некоторое время вол крестьянина околел, отравившись чемерицей. Несчастный хозяин пришел к Филарету и сказал, что наказан Господом за то, что согласился взять вола. Тогда Филарет распряг и второго вола, а крестьянину велел взять и этого. Примерно таким же образом святой Филарет раздал и всю остальную скотину: коня, теленка и корову. Домашних он утешал тем, что в тайнике у него спрятано много денег, которых хватит даже его внукам для безбедной жизни. Понемногу все оставшееся имущество святого Филарета было роздано, и его жене пришлось занимать хлеб у соседей. Но в это же время многие, слышавшие о щедрости святого, стали присылать ему помощь, и его хозяйство восстановилось таким же странным образом, каким было роздано. Филарет Милостивый снес и укоры близких, и насмешки соседей, пребывая почти всегда в радостном и счастливом состоянии духа, потому что в его сердце жила надежда на помощь и милосердие Божие. Хотя Филарет Милостивый и не был монахом, он вел жизнь, достойную любого из пустынников.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

Богу угодно было, чтобы благословение, мне недостойному преподанное Московским святителем на служение миссионерское, не осталось втуне: за многие тысячи верст отстоявший от Алтая покровитель миссии и миссионеров Алтайских сугубым явлением своим мне – во сне и болящему новокрещенному наяву, научил меня той необходимой в служении миссионерском истине, что в какой бы глуши ни находился миссионер, как бы слабым ни чувствовал себя, он не остается одиноким деятелем, при одних своих немощных силах; нет он не один: с ним небесные силы невидимо служат. Об этом двойном явлении святителя Филарета я тогда же 173 рассказал некоторым из своих собратий Алтайских, доныне здравствующих, и они могут подтвердить мое показание» 174 . Явившись своему «ближнему» в сонном видении, св. праведный Филарет Милостивый из райских селений, где находился по кончине своей, «простер к нему руку, призывая его к себе». По известному уже нам слову проповеди святителя Филарета, митрополита Московского, святые, имена которых мы носим и которые «на небесах обитают», – «для привлечения туда и нас невидимо простирают руки, или, лучше сказать, действуют невидимою силою молитвенною и благодатною». Святитель Филарет, с самого времени принятия на себя имени св. праведного Филарета Милостивого, верою, надеждою и делами старался уподобиться сему праведнику, а чрез то «прививался, так сказать, к свойствам и приобщался благодати» его, сделался его «ближним», – по духу. И мы веруем, что по сему св. праведный Филарет Милостивый и его, после его кончины, простерши к нему руку, привлек на небо, в райские селения, да обитает он там вместе с ним и да возносит оттуда к престолу Царя небесного молитвы о нас, как возносил их в земной своей жизни. Итак вот черты жизни митрополита Московского Филарета, оправдывающие имя, принятое им в монашестве 175 , и сходствующие с чертами жития его небесного покровителя, св. праведного Филарета Милостивого. Не без основания, поэтому, как мы знаем из вышесказанного, по крайней мере в последнее время жизни святителя Филарета, митрополита Московского, его стали называть «другим Филаретом Милостивым».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Из жизни Филарета Милостивого 1 (14) декабря (Память Св. Филарета Милостивого) Не говоря уже о том, что полные жизнеописания Святых суть богатые сокровищницы, из которых мы можем почерпать все, потребное к животу и благочестию, должно заметить, что и краткие сказания о жизни их весьма полезны для нас и подают нам весьма многие и спасительные уроки. Для убеждения вас в последнем, вот вам, братие, краткое сказание о жизни св. Филарета Милостивого, приводимое нами ниже так, как оно изложено в Прологе, на славянском языке. «Сей, «сказано про Филарета: бяше при Константине царе и Ирине, сын Георгиев и Аннин. От них же ко общению брака, жене честне припрягся и земледельствию прилежа и оттуду притяжания многая стяжав. Бысть же богат убо и милостив. Тем же и завистию дьяволею обнища, якоже некогда Иова в толикую нищету сведе, яко лишитися ему и домашния пищи. Но Бог того не остави до конца томитися в нищете. Внуку убо его Марию всяким благолепием личным быти сущу исполнену, и разумну, царицыну сыну Константину в жену управи. И того таковой же чести сподоби и многому богатству властеля быти. Он же по обычаю требующим неоскудно подаваше. И уже времени отшествия его приспевшу, созвав своя вся сродники, и хотящия им сбытися прорече. Приложи же и сия: «страннолюбия не забудите, о чуждих имениях не пецытеся, церковного хождения не оставляйте». И, вся собрав, рек: «Якоже мене видесте творяща, тако и вы творите». И сия рек, благословив, с миром успе». Какие же, например, хотя это одно краткое сказание, может дать нам уроки для жизни нашей? Знайте, братие, и одно это краткое сказание о Филарете может дать нам уроки для жизни нашей многие и спасительные. Выслушайте о сем со вниманием. Сказание о Филарете, прежде всего, дает урок ленивым, чтобы они не говорили, что их бедность происходит будто бы оттого только, что на их долю выпало земледелие. Пусть вникнут они в то, что и Филарет также земледельствию прилежа, но оттуду притяжания многа стяжав. Значит, должны они понять то, что бедность их – не от доли их зависит, а скорее всего или от привычки их к разгулу, или от праздности. Бегай они от праздности, обуздай свои страсти, и бедности не будет и суетные их отговорки кончатся.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010