Но вот 9 апреля назначен был молебен с водоосвящением в Георгиевской зале только что возобновленного пред тем императорского кремлевского дворца, в высочайшем присутствии. Назначение молебна именно в Георгиевской зале имело особый смысл вообще и в частности по отношению к предстоявшей венгерский кампании. При сем Филарету сам государь повелел сказать приличествующую случаю речь в наставление собранным в зале воинам и в ободрение их к предстоящему подвигу. И Филарет за молебном сказал такую речь, взяв в основание её объяснение названия залы дворца и окончив ее следующим благожеланием и затем молитвою: «Да поможет Бог державной мудрости держать Российское воинство в таком, как ныне положении, чтобы один грозный вид его достаточен был отражать войну, и чтобы не было нужды поражать врагов. Но когда дерзость врагов и царственное правосудие вызовут вас к брани, вы вспомните тогда особенно сей чертог, и каждый полк, и каждый воин скажут единым сердцем: станем подвизаться так, чтобы царь в своем Георгиевском чертоге веселым оком воззрел на имена полков наших! Боже воинств небесных и земных, праведно подвизающихся для царствия земного и небесного! Твоею помощью победивший врагов пророк, не без Твоего мановения поставил памятник победы, и нарек его камнем помощи ( 1Цар.7:12 ). Благослови и здесь устрояемый царственный памятник, – памятник не только мужества и побед христолюбивых русских воинов, но Твоей помощи, которою они победоносны и непобедимы. И благочестивейшему царю вашему даруй утешение видеть написуемые здесь имена всегда светлыми честью и добродетелью. Аминь». 553 Об обстоятельствах произнесения этой речи сам Филарет от того же числа апреля писал наместнику Лавры Антонию следующее: «Сегодня был молебен в Георгиевской зале для основания памятника воинству, и, по повелению государя императора, я должен был говорить. Случай был необыкновенен, и не понятен, однако, государь милостиво слушал меня, и после сказал мне милостивое слово». 554 При всем том лишь в мае стало окончательно и официально известно решение относительно венгерской кампании, и дан был приказ войскам о выступлении в поход. «Я думал, – писал Филарет тому же Антонию от 9 мая, – что дано нам ближе увидеть государя императора и его семейство, чтобы с большим утешением молиться о них, а оказывается, что и с большею печалью. Государь уже путешествует, и государь-наследник, и великий князь Константин Николаевич, вероятно, и Михаил Павлович выступят со своими командами. Всем разлука и забота. Господи, спаси Царя и Дом его, и Россию». 555 Издан был манифест о начатии военных действий против мятежных венгров, призывавший сынов России к молитве об успехах русского оружия. 556

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Призывая Вам благословение Божие, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства Милостивого Государя покорнейший слуга Филарет М. Московский . Января 24, 1862 г. Дело Канц. Об. Прокур. 1862 г. I отд. 35. 148. Письмо Митрополита Филарета об избрании Преосвященного Мисаила первенствующим членом Афинского Синода 30 Января 1862 г. Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! По случаю кончины первенствующего члена Афинского Синода сказал я мое мнение в записке, к Вашему Сиятельству препровожденной. Относительно избрания на его место Преосвященного Мисаила могу сказать только, что Св. Синод, без сомнения, примет сие избрание с удовольствием. Вероятно, Преосвященный Мисаил известит Св. Синод о своем избрании: и тогда Св. Синод, без сомнения, будет ответствовать с сочувствием. Призывая Вам благословение Божие, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга Филарет М. Московский . Января 30, 1862 г. Дело Канц. Об. Прокур. 1862 г. II отд. 19. 149. Письмо Митрополита Московского Филарета к Обер-Прокурору Св. Синода А. П. Ахматову об ускорении разрешения построить колокольню при Московской Софийской церкви 7 Июня 1862. Ваше Превосходительство, Милостивый Государь! Сим представляю Вашему Превосходительству, Московской Софийской, что на набережной, церкви старосту г. Котова и его дело Вашему вниманию. От 5 мая с. г. за 174 представлено мною Св. Синоду о разрешении построить при означенной церкви колокольню и помещение для богадельни. Хозяйственные соображения побуждают церковного старосту ходатайствовать об ускорении, если можно, просимого разрешения. Благоволите обратить благосклонное внимание. Призывая Вам благословение Божие, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Превосходительства покорнейший слуга Филарет М. Московский . В Москве. Июня 8, 1862 г. Дело Канц. Об. Прокур. 1862 г. II отд. 144. 150. Мнение Митрополита Филарета о проекте Мариинского Человеколюбивого Общества 14 Июня 1862 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

При выходе из собора Александр Павлович милостиво раскланивался с толпой, особо ласковыми улыбками приветствуя знакомых. Потом он обернулся к жене, которая оживленно разговаривала с князем Голицыным. — У тебя приятные новости, князь? — Приятные новости, государь, обыкновенно завершают битву, а я пока в самом разгаре очередной. — Что за сражения могут быть в Синоде? — с улыбкою спросил Александр Павлович. — Это скучная материя для дам,— поклонился Голицын в сторону императрицы.— Если позволите, я доложу вам в завтрашнем докладе. Так называемая «битва» была лишь малой частью дел, занимавших Голицына, и заключалась в устранении всякого влияния архиепископа Феофилакта на церковное управление. Против рязанского владыки неожиданно объединились сторонники прямо противоположных убеждений: митрополит Амвросий желал удаления честолюбца и франкофила, а обер-прокурор Синода полагал чрезмерной активность гордеца, заявившего себя открытым противником мистицизма. Архимандрит Филарет оказался в центре событий. Он не допускал себя до личной неприязни к рязанскому владыке, и когда проезжал через Коломну, загодя предупредил отца, чтобы особенно приветливо встретил гостя, не забыв угостить хотя бы водкою и пирогом. Но Филарет полагал неправильным вмешательство Феофилакта в дела академии и настоял на возвращении полномочий академическому правлению. В добавок, когда Феофилакт распорядился об издании сочинения француза Ансильона «Эстетические рассуждения», переведенного опекаемыми им студентами академии, то Филарет прямо сказал на правлении, что не хотел бы видеть имена воспитанников академии на сочинении, в коем многое несогласно с духом самой академии. Митрополит его поддержал. И не хотел Филарет раздувать конфликт, но принужден был взяться за написание разбора обсуждаемого сочинения. Дело с Ансильоновым переводом оказалось нешуточным. Голицын письменно доложил о нем государю, находившемуся за границей, ожидая благоприятной для себя резолюции, но таковой не получил. Александр Павлович хотя и не позволил напечатать опровержение Феофилактом возражений Филарета на вышедшую таки книгу, но приказал рассмотреть дело в рамках Комиссии духонных училищ. Голицын не подозревал, что рязанский архиепископ обратился за помощью к Аракчееву, сильно ревновавшему государя к князю.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/2

В то время, как несли тело блаженного к приготовленной гробнице, вдруг среди толпы появился один убогий человек, по имени Кавококос, который часто принимал милостыню от святого Филарета. От самого рождения своего этот человек был одержим нечистым духом, который много раз повергал его то в огонь, то в воду — во время беснования его в новолуние. Когда услышал сей убогий муж о кончине Филарета и что святое тело его уже несут к месту погребение, тотчас поспешил за его гробом. И вот, когда уже он добежал до гроба, то злой дух, бывший в нем, не стерпел такого усердия его к святому и начал мучить его, и возбудил его к хуле на святого; и лаял больной, как собака, и так крепко ухватился за одр, на котором лежало тело усопшего, что невозможно было его оторвать от него. Когда же одр принесли уже к приготовленной могиле, то злой дух, повалив на землю страждущего, вышел из него, и тот встал здоровым, хваля и славя Бога. Весь народ дивился сему чуду и прославлял Бога, даровавшего такую благодать рабу Своему Филарету. После того честное тело его положено было в предназначенном гробе в монастыре девическом, на том самом месте, которое он избрал себе еще при жизни. Так ублажает Бог милостивого и в настоящей жизни (как мы видели из только что прочитанного), и в будущей, (о чем узнаем из дальнейшего). Один из близких друзей Филарета, человек разумный, благочестивый и Богобоязненный, призывая Бога во свидетели, сообщил с клятвою следующее: — Однажды, чрез несколько времени по кончине блаженного Филарета, — рассказывает он, — ночью с ужасом почувствовал я себя перенесенным в какое-то место, которого нельзя и описать; там я увидел какого-то человека, светлого видом, который показал мне огненную реку, протекающую так шумно и грозно, что зрелища сего не мог бы вынести никто из людей. По другую же сторону реки виден был прекрасный рай, полный невыразимой радости и веселия, благоухающий невыразимым ароматом; громадные, красивые и многоплодные деревья колыхались там от тихого ветра и производили чудный шелест.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Чем назидает, братия и сестры, к чему зовёт житие святого Филарета? Если евангельский самарянин зовёт нас до конца доводить каждое начатое нами дело милосердия, то праведный Филарет зовёт нас быть непреклонными, постоянными в добре, милосердствовать при всех обстоятельствах нашей жизни, помогать людям из последнего, из того немногого, что у нас имеется под руками. И тогда-то Сам Господь будет помогать нам, будет милосердствовать нашими руками. Ведь это Он расположил сердце одного богатого человека послать 40 мер пшеницы Филарету в критический момент его жизни, чтобы он, питаясь сам, поделился и с нуждающимися бедняками. Это Он, – Господь Бог, – расположил боголюбивую царицу Ирину отыскать юную, скромную внучку Филарета, чтобы не только вознаградить его за прошлое милосердие, но и создать возможность нового милосердия. Братия и сестры! Нередко бывает, что оказав кому-либо какую-либо разовую помощь, мы на этом и заканчиваем своё милосердие. А между тем нам следовало бы продолжать и дальше оказывать эту помощь. Касается ли дело ухода за больной, лежащей в соседней комнате, или помощи слабому, недостаточно подготовленному к жизни человеку, или в каком-либо другом виде помощи, – везде нужна деятельная, заботливая помощь, доводящая до конца раз начатое дело. Что, прежде всего, для этого нужно делать? Нужно возгревать в себе отзывчивость, внимание к человеку участие в жизни его, заботу о нём. Нужно возгревать в себе милующее, милосердное сердце, памятуя, что все мы чада Божии, члены одной божьей семьи, рождённые друг от друга через любовь к Богу и людям, через взаимную помощь делами милосердия. Завещание праведного Филарета к членам семьи своей, – быть благочестивыми и милосердными, – касается всех христиан. И нам необходимо вспомнить о нём именно сегодня, в день памяти этого угодника Божия. Будем молить Филарета Милостивого, а также Матерь Божию «отверзти двери» нашего сердца и на дела милосердия. И тогда в этих делах Сам Господь будет оказывать нам помощь. В делах милосердия Спаситель зовёт нас подражать Самому Отцу Небесному: Будьте милосердны, как милосерд Отец ваш Небесный и через это милосердие уподобляться Ему: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф. 5:48 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Правда, жизнь Св. Праведного Филарета была не иноческая, и самые подвиги его благочестия и добродетелей совершались в среде мирской, житейской, и потому избрание имени этого Угодника с одной стороны как бы не соответствовало тому званию, на которое решился юный Феодор – т. е. званию иноческому. Но зато здесь имела место и значение другая сторона. Читавшие житие Св. Праведного Филарета Милостивого (память его 1 Декабря) несомненно знают, что он отличался особенными свойствами души – кротостью и довольством малым для себя и безграничной щедродательностию для других. А эти-то самые свойства и были замечены в Феодоре ещё от младенчества матерью его и развивались в нём явственно для всех в семье, и особливо для отца его, во все дальнейшее время. Эти же свойства и в иноческом состоянии составляют одно из совершенств. Таким образом, сколь ни рановременна была по возрасту и потому могла бы казаться нерассудительной самая решимость отрока Феодора обречь себя на иноческое состояние, столько же наоборот, она является самой естественной и по человеческим здравым истинным суждениям, и по тем естественным физическим и психическим требованиям и условиям, какими только может определяться истинное призвание к иночеству. Следующее подробное изложение того самого (прежде упомянутого) факта, что у мальчика Феодора особенно усладилось и восхитилось сердце во время чтения им на пчельнике жития Св. Праведного Филарета Милостивого, как нельзя более доказывает сейчас указываемую истину. Дело было так: 17 " О. Георгий, имея надобность сам проведать пчельник, застал приставленного караульщика роёв так, что хоть самого унеси... Читавши Четью Минею сидя на земле, Феодор склонился лицом на самую книгу и спал прекрепко... Остановившись над спящим, о. Георгий заметил, что из глаз ребёнка перед его засыпанием изливались обильные слёзы, сильно измочившие даже самую страницу в книге, на которой он остановился чтением и заснул: а с тем вместе, из самого положения лица спавшего видно было, что он не столько склонился от одолевшего его сна, сколько припал сам прямо своими губами к странице, как бы целуя её на известных строках...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Ваше Высочество, Милостивейший Государь. Милостивое внимание Вашего Высочества и Русского Географического Общества, в избрании меня почётным членом оного, весьма для меня лестно. Долгом своим сочту споспешествовать достижению прекрасной и благотворной цели Общества, сколько позволят мои силы и занятия по исполнении прямых моих обязанностей. Примите, Ваше Высочество, искреннейшую благодарность за милостивое Ваше внимание к усерднейшему о здравии и благоденствии Вашем и всего Августейшего Дома – (подписано Богомольцу Иосифу архиепископу Литовскому. Вице-председателю Русского Географического Общества М.Н. Муравьеву, от 4 июня за 1801, о сделанном распоряжении на счёт наблюдений во время предстоящего полного солнечного затмения Получив отношение вашего превосходительства, от 29 истекшего мая за 1972, – наблюдение во время предстоящего полного солнечного затмения, по указаниям в приложенной печатной брошюре изъясненным, поручил я смотрителям Кобринских и Жировицких духовных училищ, а также настоятелю Тороканского монастыря игумену Фавсту. Наблюдения эти будут мною доставлены Географическому Обществу в своё время, – хотя я и не надеюсь, чтобы они удовлетворили вполне требованиям Общества, по неопытности самих наблюдателей и по недостатку у них нужных пособий. Посему поводу я не назначил никого из своих духовных и в городе Бресте, – так как там следует ожидать самых удовлетворительных наблюдений от образованных офицеров кадетского корпуса и инженерного ведомства, снабжённых нужными инструментами. Уведомляя о сём вас, милостивый государь, имею честь быть. Правлению Литовской семинарии, от 17 июня за 1925, с передачею на заключение и пополнение ведомости о священно и церковнослужительских детях, нуждающихся в казённом содержании На докладе консистории, от 16 июня за 6124, с ведомостью о священно и церковно-служительских детях, нуждающихся в казённокоштном содержании по училищам, – собственною его высокопреосвящества рукою записано: Приложенная при сём ведомость передаётся в правление семинарии, которое, пополнив оную кандидатами, имеющимися уже в виду правления, и сравнив с количеством вакансий, которые откроются к наступающему учебному курсу, представить мне своё заключение, кого из всех сих кандидатов принять в училища на полное и полуказённое содержание. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 2 июля за 2102, с ходатайством об отпуске новопосвященному Ковенскому епископу Филарету пособия в числе 400 руб. серебром

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010