Ин.20:19 .  В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Ин.20:20 .  Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Здесь говорится (до 24-го стиха) о явлении воскресшего Христа ученикам вечером того же первого дня недели. Подробнее об этом явлении сообщает евангелист Лука ( Лк.24:36 и сл.). Иоанн прибавляет только к сказанному Лукой некоторые подробности. Так, он говорит, что в это время двери дома, где были собраны ученики, были заперты из опасения, как бы иудеи неожиданно не ворвались для того, чтобы схватить учеников Христа. Упоминая об этом обстоятельстве, Иоанн, очевидно, хочет отметить, что если Христос все-таки явился ученикам, то, значит, прославление Его по телу, по человечеству уже совершилось: Его уже не задерживают запертые двери, и тело Его свободно проходит через стены. Затем один Иоанн говорит о том, что Христос показал ученикам бок Свой (у Луки вместо этого упомянуты «ноги») 51 . Если же Иоанн не упоминает о недоумении и испуге учеников при виде явившегося им так неожиданно Христа (ср. Лк.24:37 ) и говорит только о радости, которую они при этом почувствовали, то это объясняется, конечно, обычным методом Иоанна – опускать подробности событий, известные из синоптических Евангелий. О радости же апостолов, упомянутой и у Луки ( Лк.24:41 ), он повторяет с целью показать здесь исполнение обещания, данного Христом ученикам в прощальной беседе ( Ин.16:20–22 ). Нужно заметить, что Христос, несомненно, указывал на Свои раны, причиненные Ему гвоздями и копьем, показывал с той целью, чтобы удостоверить учеников, что перед ними стоит именно их распятый Учитель. Конечно, Иоанн и жены, стоявшие при кресте, уже поведали апостолам, как воин пронзил копьем бок Христа, чего сами апостолы не видели. Ин.20:21 .  Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Так как ученики, оставив своего Учителя и Господа в часы Его страданий, этим самым как бы отказались и от порученного им дела распространения в мире учения Христова ( Ин.17:18 ), то Христос теперь снова восстанавливает их в их достоинстве и уничтожает всякие возникшие в них сомнения относительно своего права быть апостолами, говоря, что Он посылает их так же, как Его самого послал Отец. Этим Он уже дает им понять, что посылает их во всеоружии для того, чтобы они могли осуществить возложенную на них миссию, как и Его Отец послал со всей силой Духа ( Ин.3:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По поводу слов: «Я пришел призвать...» некоторые церковные писатели задают следующие вопросы. Христос пришел ко всем, – почему же Он говорит, что не пришел к праведным? Следовательно, были такие люди, которым не было нужно, чтобы Он пришел? Неужели Христос действительно хотел выразить ту мысль, что Он пришел только к грешникам? Если же Он и под грешниками, и под праведниками (мнимыми) в действительности разумеет только грешников, то можно ли Ему приписать мысль о разделении грешников на классы? Отвечая на эти вопросы, скажем, что выражение Христа следует понимать только в самом широком, если не в абсолютном смысле: Он пришел исключительно к грешникам. Почему же не к праведникам? Потому, что их нет. Кто есть человек, который жив будет и не согрешит? Только Христос абсолютно праведен, а все остальные грешны. В 13-м стихе выражается таким образом мысль Христа о греховности всех людей. Книжники и фарисеи, считавшие себя праведными, ошибались: они не только были грешны, но и еще грешнее этих мытарей и их товарищей. Таким образом, различие следует проводить не между грешниками и праведными, а только между грешниками относительно и грешниками абсолютно. Первые не настолько грешны, чтобы не принять Христа, вторые грешнее их потому, что перед лицом живой и абсолютной Правды и Безгрешности считают самих себя праведными и потому не могут принять Христа. Христос никогда не говорил, что все Его должны принять, приняли или принимают. Сквозь все Евангелие проходит мысль о грешниках спасающихся и грешниках, для которых закрыта дверь спасения. Мф.9:14 .  Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? (Ср. Мк.2:18 ; Лк.5:33 .) У всех трех евангелистов рассказ об этом событии, сходный по существу, совершенно разнится по выражениям. Чтобы объяснить, в чем дело, попробуем представить его несколько нагляднее через сопоставление всех трех евангелистов. Приходят: Матфей ( Мф.9:14 ) – ученики Иоанна Марк ( Мк.2:18 ) – ученики Иоанна и фарисеи

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После этого Иисус Христос пошел с ними к Вифании, остановился на горе Елеонской, благословил их, в глазах их вознесся на небо и там воссел одесную (по правую сторону) Бога Отца (то есть получил по человечеству Своему славу и честь Божества). Ученики стояли и смотрели вверх, пока не увидели Ангелов, которые сказали им: «что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Ученики с великой радостью возвратились в Иерусалим. (6 и 7 члены Символа веры . Праздник Вознесения Господня). 64. Сошествие Святаго Духа на апостолов (Церковь Христова) Деян.2:1–26 . По вознесении Иисуса Христа на небо ученики Его остались в Иерусалиме. Здесь 20 они собирались в одном доме и проводили время в молитве, с нетерпением ожидая Духа-Утешителя. В это время они избрали в апостолы Матфея на место Иуды-предателя. Наступил день Пятидесятницы. Все верующие в Иисуса Христа собрались вместе. В третьем часу дня (по нашему счету в девятом часу утра) раздался шум, как будто от сильного ветра. Сердца верующих наполнились необыкновенной радостью. И видят они над головою каждого огонь в виде языка. Так сошел на них Дух Святый, укрепил их души силой Божией и даровал им способность говорить на разных языках, которых они дотоле не знали. Услышав шум, толпа народа собралась около дома, где были ученики Иисуса. Верующие во Христа вышли на кровлю дома и заговорили на разных языках. Все дивились. Тогда апостол Петр объяснил народу это чудо, сказав, что Иисус Христос, распятый Иудеями, воскрес из мертвых, и что на верующих в Него сошел Дух Святый. После этой проповеди три тысячи человек уверовали в Иисуса Христа и приняли Святое крещение. Так начало устрояться на земле царство Божие, то есть Церковь Христова. Первыми священно-начальниками церкви были апостолы, а потом поставленные ими епископы. (Праздник Пятидесятницы. Молитва Святому Духу. Восьмой, девятый и десятый члены Символа веры . Молитвы Святым, молитвы за живых и умерших). 65. Успение Богоматери

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

День памяти святого Иоанна Предтечи отмечается Святой Церковью 29 августа (11 сентября) и называется днем Усекновения главы Иоанна Предтечи. В этот день положен пост. Христиане чтут святого Иоанна Предтечу выше всех других святых, после Богоматери. Глава 18. Чудесное насыщение народа пятью хлебами В одном пустынном месте собралось около Иисуса Христа множество народа. Он долго беседовал с ними о Царстве Небесном и исцелил много больных. Народ с таким усердием слушал Его проповедь, что не замечал, как проходило время. Наконец день стал клониться к вечеру. Ученики сказали Иисусу Христу: место это пустое, а время уже позднее, отпусти их, чтобы шли в селение и купили себе хлеба. Иисус Христос сказал, чтоб дали им есть. Тогда один из учеников сказал: у одного мальчика есть пять ячменных хлебов и две рыбы; но что это для такого множества народа? Иисус Христос велел принести их к Нему, а народу возлечь. Народ расположился на траве рядами, числом около пяти тысяч человек, не считая женщин и детей. После этого Иисус Христос взял хлеб и рыбу, помолился Богу – Своему Отцу Небесному, благословил их, переломил и дал ученикам, а ученики раздали их народу. Все ели и насытились. Кроме того, набрали еще оставшихся кусков двенадцать коробов. Усердие и внимательность народа к слушанию учения Иисуса Христа научают и нас быть внимательными к слову Божиему, иметь более заботы о своей душе, нежели о теле. Перед вкушением пищи нужно просить у Бога благословения, а после принятия ее благодарить Бога. Глава 19. Хождение Иисуса Христа по водам После насыщения народа пятью хлебами Иисус Христос повелел ученикам плыть на другую сторону Галилейского озера, а Сам взошел на гору, помолился Богу и пробыл там весь вечер. Было за полночь. Ученики испугались. Потом видят, кто-то идет к ним по воде. Они подумали, что это привидение, и от страха закричали. Но это был Иисус Христос. Подойдя ближе к ним, Он сказал: это Я, не бойтесь. Петр, услышав голос Учителя, сказал: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Господь позволил. Петр спустился из лодки в воду и пошел было к Иисусу; но, видя сильное волнение, испугался, стал тонуть и закричал: Господи! спаси меня. Иисус Христос подошел к нему, взял его за руку и сказал: маловерный! зачем ты усомнился? Ученики, подойдя к Иисусу Христу, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Заключение Вслед за Джорджем Хансоном мы можем честно сказать о теории обморока: «Трудно поверить, что она была излюбленным объяснением рационалистов XVIII века». Существует столько свидетельств против этой теории, что в настоящее время её смело можно считать устарелой. ТЕОРИЯ NOXIЩEHUЯ Точка зрения: Тело было похищено учениками Евангелист Матфей пишет следующее о теории, которой многие в его время объясняли исчезновение Тела Христа: «Когда же они шли, то некоторые из стражи, вошедши в город, объявили первосвященникам о всём бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделавши совещание, довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали; и если слух об этом дойдёт до правителя, мы убедим его и вас от неприятности избавим. Они, взявши «деньги, поступили, как научены были. И пронеслось слово сие между Иудеями до сего дня» ( Матф. 28:11–15 ). Версия о похищении в том виде, как она была записана Матфеем, была некоторое время популярна среди евреев. Об этом мы узнаем из трудов Иустина Мученика , Тертуллиана и других авторов. Профессор Торберн делает следующие наблюдения: В «Диалоге против Трифона» Иустина Мученика еврей говорит о «некоем Иисусе, обманщике из Галилеи, которого мы распяли; но ученики Его ночью выкрали тело из гробницы, куда положили Его после снятия с креста, и ныне обманывают людей сказками о Его восстании из мёртвых и вознесении в небеса». Об этом пишет и Тертуллиан («Апология», 21): «В гробнице нашли только одежду погребённого. И всё же еврейские вожди, равно стремившиеся распространить ложь за пределами своей страны и удержать от веры людей в почтении и повиновении им, пустили слух о том, что тело Христа было похищено Его учениками». Ту же мысль он с тонкой иронией повторяет в другой работе («О зрелищах» (30): «Вот Тот, Кого тайно похитили ученики, чтобы говорить, что Он воскрес из мёртвых, или Тот, Кого вынес из гробницы садовник, чтобы его урожай не вытоптали толпы паломников!» Мы встречаем это утверждение и в средневековой еврейской литературе. Его повторяет Раймарус, когда пишет, что «ученики Христа похитили Его тело в первые же сутки после похорон, разыграли на месте погребения комедию с пустой гробницей, а публичное объявление воскресения отложили на пятидесятый день, когда тело уже полностью разложилось».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

И хотел было силой взять Иисуса Христа и провозгласить Его израильским царем, но Господь незаметно для всех удалился на одну гору и там предался молитве. § 46. Хождение Иисуса Христа по водам Mф. XIV:24–36 ; Mk. VI:45–56 ; Uh. VI:16–21 . Иисус Христос, скрываясь от народа, желавшего поставить его царем, велел своим ученикам плыть на другую сторону озера. Они отправились, но не успели еще достигнуть середины, как поднялся сильный противный ветер: море страшно начало волноваться; лодка же их почти совсем остановилась. Всю ночь ученики провели в сильном беспокойстве. Господь, видя их бедственное положение, по окончании своей молитвы пошел к ним по морю. Была же четвертая стража ночи (от трех до шести часов) 17 . Ученики, среди мрака приметив двигавшегося по воде человека, подумали, что это был призрак, и от страха закричали. Но Иисус Христос тотчас же подал им голос и сказал: – Успокойтесь, это Я, не бойтесь. Ученики ободрились, и Петр отвечал: – Господи, если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. – Иди, – сказал ему Господь. Петр вышел из лодки и пошел к своему Учителю; но, видя вокруг себя сильные волны, скоро испугался и начал тонуть. – Господи! – возопил он, – спаси меня! Господь простер руку и поддержал утопавшего. – Маловерный! – сказал Он ему, – зачем ты усомнился? Когда они взошли в лодку, ветер мгновенно утих, и они благополучно пристали к Геннисаретскому берегу. Ученики, пораженные необычайным могуществом своего Учителя над стихиями, подошли к Нему и поклонились, говоря: – Воистину Ты Сын Божий! § 47. Беседа Иисуса Христа о Таинстве св. Причащения Uh. VI:22–71 . После чудесного насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами за Иисусом Христом начали ходить многочисленные толпы народа. Господь, проникая сердца и корыстные побуждения своих неотступных последователей, сказал: – Истинно, истинно говорю вам, вы Меня ищете не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, и которую даст вам Сын Человеческий; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Лк.22:37 .  ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Почему ученики должны готовиться к преследованиям со стороны мира? Потому, что их Господь и Учитель теперь должен быть «причтен к злодеям» ( Ис.53:12 ), т.е. претерпеть участь преступников. Последователи Его, понятно, также не могут ожидать для себя ничего хорошего (ср. Мф.10:24 и сл.). «Должно» – указание на Божие предопределение (ср. Мф.26:54 ). «Ибо то, что о Мне, приходит к концу», т.е. Мое дело кончено, судьба Моя скоро совершится, хотя ученики все еще не верят этому. Лк.22:38 .  Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно. Ученики не поняли слова о «мече» и думают, что Христос действительно советует им запастись мечами ввиду угрожающей опасности. У них уже было два меча, которыми они запаслись, вероятно, во время путешествия в Иерусалим, так как им приходилось идти небезопасными местами. Господь, видя, что они Его совершенно не понимают, с грустью говорит «довольно», т.е. прекратим об этом разговор! Лк.22:39 .  И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. В описании пребывания Христа в Гефсимании евангелист Лука значительно разнится от Марка ( Мк.14:32–42 ) и Матфея ( Мф.26:36–46 ), нужно думать, что он здесь следовал неизвестному нам источнику. «Пошел по обыкновению» (см. Мф.26:32 ). Об «обыкновении» Господа проводить ночи на горе Елеон см. Лк.21:37 . Лк.22:40 .  Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. Евангелист Лука пропускает здесь рассказ о выделении троих довереннейших учеников Христа, которых Он, согласно первым двум Евангелиям, взял с Собой, и замечание Христа, данное этим ученикам ( Мк.14:38 ), он относит ко всем ученикам. Лк.22:41 .  И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, Согласно евангелисту Луке, Господь отошел от учеников на недалекое расстояние (став там, где они остались, можно было до Него добросить камень). Поэтому ученикам было видно, как Христос молился и слышны были даже слова Его молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

То есть, апостолы постились не только за себя, но и за других служителей Церкви, надеясь, что их служение Богу будет от сего еще более успешным. Постились апостолы и во время природных бедствий ( Деян.27:9 ). И мы переходим к следующей теме: притче о старом и новом. Сказано: Мф.9:16–17 . «И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое». Как мы прочитали выше, ученики Иоанна Крестителя в своем видении духовной жизни оказались едиными с фарисеями и предъявили претензию апостолам Господа Иисуса Христа, сказав Ему (Сыну Божию): «почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся» . Таким образом, своим неприятием свободы во Христе ученики Иоанновы оказались в некой единой оппозиции, в неком общем альянсе с фарисеями, против общины Иисуса Христа, они так и сказали «мы и фарисеи» . Как мы прочитали выше, блаженный Иероним называл такое их состояний фарисейским превозношением. Сначала ученики Иоанна Крестителя усомнились в религиозной практике общины Иисуса Христа, но кончили они тем, что усомнились и в самом Иисусе Христе. Сказано: «Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» ( Мф.11:2–3 ). Сам Иоанн Креститель никогда не допускал даже тени сомнения в миссии Сына Божия. Посылая своих учеников к Нему, он всякий раз стремился в Нем Самом (в Сыне Божием) разрешить все их (его учеников) сомнения и проблемы. Проблема многих религиозных людей заключается в излишней строгости – то, что называется законничеством. Но мало кто из числа ревностных законников, как древних, так и современных нам, догадываются, что грехопадение людей произошло именно из-за чрезмерного стремления исполнить Закон Божий. Давайте вспомним, что первая запретительная заповедь, которая была дана людям, это заповедь: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Тут исполняется высший закон и творится высшая воля. А когда найдено восполнение, тогда человек «прилепится» к жене своей. Отметь выражение «прилепится», т.е. войдет в другую душу и войдет в другую жизнь, как свою, и сольется с ними, и растворится в них. Тогда станет одна жизнь, одна целостная жизнь. И будет довершен творческий акт создания мужчины и женщины, потому что, как и сказано в Откровении, «сотворил их», т.е. сотворил друг для друга как одну жизнь. Эту мысль о единстве жизни в соединяющихся женихе и невесте Господь обозначает еще рельефнее. Он обозначает ее даже не единством жизни, а единством плоти. «И будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть», т.е. люди перестали существовать отдельно даже физически. Они стали одним физическим телом, одною плотью. Вот что сделало исполнение воли Бога... Оно не только восполнило, расширило души во взаимном слиянии, оно изменило физическую природу и из двух физических существ сделало одно целостное существо. Такова тайна брака. Выяснивши ее, Господь делает последнее заключение мягкого упрека фарисеям: «Ну, что вы хотите? О чем вы спрашиваете? Как же после того оставить человеку свою жену? Да это же противоестественно! В браке же – взаимное восполнение жизни! А вы хотите, чтобы Я одобрил разрушение восполненного?! И в браке – творческий акт, акт Бога, творящего одну жизнь. Как же вы хотите, чтобы Я разрушил жизнь, созданную Богом? Это противоестественно... И не думайте посягать на брак! Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». В доме ученики Его (Христа) опять спросили Его о том же (о браке и разводе). Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует ( Мк.10:10–12 ). Ученики Христа хотят глубже запечатлеть в себе правильное понимание брака. Это было тем необходимее, что ученики Христа в этом пункте отменяют Моисеев закон. Вот почему ученики, когда остались одни с Господом, уже от себя предлагают Ему тот же вопрос о браке и разводе. Так как это был вопрос не искушения (как у Фарисеев), не любопытства, не словопрения, а вопрос необходимого знания, и так как серьезность темы требовала точного раскрытия, то Христос не высказывает осуждения учеников за непонятливость или недоверие к Его словам, а спокойно продолжает как бы прерванную речь о браке.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

Ученики связывали имена Иисуса и Бога. Его последователи обращались к имени Иисуса не только как посредника при ответе на молитвы, но и как их восприемника ( Деян. 7:59 ; 1Кор. 5:4 ). Нередко в молитвах или благословениях имя Иисуса упоминается наряду с именем Бога, например: «благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 1:3 ; Еф. 1:2 ). Имя Иисуса появляется в равной позиции с именем Бога в так называемых тройственных формулах: Иисус заповедал крестить «во имя [в единственном числе] Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ). Эта же связь устанавливается в конце 2 Коринфянам: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами» ( 2Кор. 13:13 ). Ученики называли Иисуса Богом. Фома, увидев раны Иисуса, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин. 20:28 ). Павел считает Иисуса Тем, в Ком «обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2:9 ). В Послании к Титу Иисус назван: «великий Бог и Спаситель» ( Тит. 2:13 ), а священнописатель Послания к евреям говорит о Нём: «престол Твой, Боже, в век века» ( Евр. 1:8 ). Павел подтверждает, что Христос, прежде чем существовал в образе человека (что ясно указывает на Его полностью человеческую сущность), существовал в «образе Божьем» ( Флп. 2:5–8 ). Параллельность конструкций подразумевает, что Иисус, коль скоро был полностью человеком, то был и полностью Божеством. Аналогичная фраза «образ Бога» в Кол. 1:15 обозначает проявления Бога. Такое представление Иисуса усилено в Послании к евреям, где сказано: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей [...]» ( Евр. 1:3 ). В прологе к Евангелию от Иоанна сказано категорично: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово [Иисус] было Бог» ( Ин. 1:1 ; курсив Н. Г.). Ученики считали, что Иисус превосходит ангелов. Ученики не просто верили, что Иисус больше, чем человек; они верили, что Он больше любого сотворённого существа, в том числе ангелов. Павел говорит, что Иисус «превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» ( Еф. 1:21 ). Бесы подчиняются Его повелениям ( Мф. 8:32 ). Ангелы, отказывающиеся от поклонения человека, изображены поклоняющимися Ему ( Отк. 22:8–9 ). Священнописатель Послания к евреям приводит полное обоснование превосходства Христа над ангелами, указывая: «Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? [...] Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: «и да поклонятся Ему все Ангелы Божии " » ( Евр. 1:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010