У апостолов и учеников Господних это не было самообманом, ибо: 1) они не были легковерны; 2) исключено, чтобы все они созерцали одно и то же видение, если бы это видение было только кажущимся; 3) они не только Его видели, но и говорили с Ним и прикасались к Нему. 280. Откуда мы знаем, что апостолы и ученики Господни не были легковерными? Что апостолы и ученики Господни не были легковерными, мы знаем из Священного Писания, в котором рассказывается: 1) что они не поверили Марии Магдалине, когда от нее услышали, что она опять видела живого Господа Иисуса Христа, а поверили ей только тогда, когда сами Его увидели ( Мк.16:11–14 ); 2) что апостол Фома не только не верил всему собранию апостолов и учеников, когда ему рассказывали о том, что Господь Иисус Христос пребывает среди них, но даже сказал, что не поверит до тех пор, пока сам не увидит Его и не вложит перста своего в раны от гвоздей, а руки в ребра Его ( Ин.20:19–25 ). 281. Убедился ли апостол Фома, что остальные апостолы и ученики говорили правду о Воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых? Апостол Фома убедился, что остальные апостолы и ученики говорили правду о Воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых, потому что спустя восемь дней он и сам вместе с остальными учениками увидел Его. 282. Что сделал апостол Фома, когда увидел воскресшего Господа Иисуса Христа? Увидев воскресшего Господа Иисуса Христа, апостол Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин.20:28 ). 283. Зачем Господь Иисус Христос по Своем воскресении являлся Апостолам и ученикам Своим? Господь Иисус Христос по Своем Воскресении являлся апостолам и ученикам Своим, 1) чтобы укрепить их веру; 2) чтобы научить их тайнам Царства Божия, а также тому, как дальше строить Его святую Церковь ( Деян.1:3 ). 284. Христианин ли тот, кто не верит в Воскресение Господа Иисуса Христа? Тот, кто не верит в Воскресение Господа Иисуса Христа, не является христианином. 285. Почему не верующий в Воскресение Господа Иисуса Христа не является христианином? Не верующий в Воскресение Господа Иисуса Христа не является христианином потому, что он тем самым отрицает Божественность Спасителя; верующий в Божественность не может отрицать Его Воскресения, зная, что Бог всемогущ, и для Него нет ничего невозможного.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   У апостолов и учеников Господних это не было самообманом, ибо:    1) они не были легковерны;    2) исключено, чтобы все они созерцали одно и то же видение, если бы это видение было только кажущимся;    3) они не только Его видели, но и говорили с Ним и прикасались к Нему.     280. Откуда мы знаем, что апостолы и ученики Господни не были легковерными?    Что апостолы и ученики Господни не были легковерными, мы знаем из Священного Писания, в котором рассказывается:    1) что они не поверили Марии Магдалине, когда от нее услышали, что она опять видела живого Господа Иисуса Христа, а поверили ей только тогда, когда сами Его увидели (Мк.16:11—14);    2) что апостол Фома не только не верил всему собранию апостолов и учеников, когда ему рассказывали о том, что Господь Иисус Христос пребывает среди них, но даже сказал, что не поверит до тех пор, пока сам не увидит Его и не вложит перста своего в раны от гвоздей, а руки в ребра Его (Ин.20:19—25).     281. Убедился ли апостол Фома, что остальные апостолы и ученики говорили правду о Воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых?    Апостол Фома убедился, что остальные апостолы и ученики говорили правду о Воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых, потому что спустя восемь дней он и сам вместе с остальными учениками увидел Его.     282. Что сделал апостол Фома, когда увидел воскресшего Господа Иисуса Христа?    Увидев воскресшего Господа Иисуса Христа, апостол Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28).     283. Зачем Господь Иисус Христос по Своем воскресении являлся Апостолам и ученикам Своим?    Господь Иисус Христос по Своем Воскресении являлся апостолам и ученикам Своим,    1) чтобы укрепить их веру;    2) чтобы научить их тайнам Царства Божия, а также тому, как дальше строить Его святую Церковь (Деян.1:3).     284. Христианин ли тот, кто не верит в Воскресение Господа Иисуса Христа?    Тот, кто не верит в Воскресение Господа Иисуса Христа, не является христианином.     285. Почему не верующий в Воскресение Господа Иисуса Христа не является христианином?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Одно из явлений Христа ученикам произошло на Тивериадском озере, когда те рыбачили в открытом море ( Ин. 21, 1–14 ). Мы здесь не будем приводить подробностей произошедшего события и описывать способ явления, но подчеркнем лишь некоторые интересные моменты. Первое – то, что ученики не узнали Христа. Это объясняется тем, что явление Христа есть не просто Его видимое присутствие, но откровение, раскрытие Им Самого Себя. Евангелист Иоанн ясно говорит: «После того обнаружил Себя снова Иисус…» (русский перевод этого отрывка «опять явился Иисус…» является неточным). Христос открывал Самого Себя тогда, когда Сам этого хотел. Второе – откровение Христа происходит соответственно духовному состоянию людей. Поэтому после необычайной ловли рыбы первым, кто Его узнал, был Иоанн, который и объявил об этом Петру. И тогда Петр опоясался одеждою и бросился в море, чтобы быстрее добраться до Христа. Св. Григорий Палама говорит, что Иоанн «был более других готов к тому, чтобы узнать Бога», в то время как Петр был «снова самым горячим и более других готовым к делу». Следовательно, таким образом, к созерцанию более всех готов Иоанн, а ревностнее всех и более всех готов к делу Петр. Это показывает, что через созерцание узнается Бог , а за этим следует действие. Третье – когда ученики вышли на сушу, то увидели «…разложенные угли и на них лежащую рыбу и хлеб…». Ученики видят рыбу, которая не была поймана из озера. Из рассказа Евангелиста Луки о явлении Христа ученикам видно, что Он на их глазах съел часть печеной рыбы и сотового меда. Разумеется, после Воскресения Христос не имел нужды в принятии пищи. Однако Он делает это для удостоверения учеников в том, что перед ними не призрак, но их Учитель и Господь с подлинным телом. В одном из Своих явлений ученикам Христос, видя, что в их сердце существуют помыслы неверия, сказал: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это – Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» ( Лк. 24, 39 ). Тело Христа было не призраком, но в то же время это было уже и не то тело, которое так хорошо знали ученики до крестной смерти Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

«Он сказал им...» (стих 3). Евангелист Матфей передает дело так, что Христос сначала обратил внимание фарисеев на райский закон о браке, а потом на закон Моисеев, между тем Марк передает указания Христа в обратном порядке. Очевидно, оба евангелиста хотели передать только сущность беседы Христа с фарисеями, не держась строго хронологического порядка. «В доме ученики Его опять спросили Его о том же» (стих 10). В доме к Господу обратились теперь с тем же вопросом, что и фарисеи (такой смысл имеет слово «опять...» ученики раньше не спрашивали Христа о разводе...), ученики Христа. «Если женщина разведется»... Так как апостол Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, а среди римских язычников бывали случаи, что и женщины разводились со своими мужьями, то он и удержал из речи Христа упоминание об этом случае, какого не упоминает евангелист Матфей. Вообще евангелист Марк имел в виду общехристианские интересы, и потому у него почти всегда наставления Христа имеют более общее приложение. Мк.10:13   Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Мк.10:14 .  Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Мк.10:15 .  Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. Мк.10:16 .  И, обняв их, возложил руки на них и благословил их. (См. Мф.19:13–15 ). Евангелист Марк говорит, что детей ко Христу «приносили». Это указывает, что под «детьми» он понимает младенцев в самом раннем возрасте. От «прикосновения» ко Христу дети, по верованию приносивших их, должны были получить здоровье (ср. Мк.1:41, 3:10 ). «Вознегодовал» Христос на учеников ввиду их непонимания того, что и дети не должны быть исключаемы из числа членов Царствия Божия. «Кто не примет Царствия Божия как дитя», т.е. кто не примет сейчас проповеди о грядущем Царстве с детской доверчивостью, кто не уверует всем сердцем во Христа. «Тот не войдет в него», т.е. в будущее славное Царство Божие, которое откроется в конце времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. (Лк. 24:28-35) Итак, как же ученики узнают Христа? Причина, по которой мы разбирали сейчас евангельскую историю, – понять, как ученики узнают, кто такой Христос. Они узнают Его как распятого и воскресшего в изучении Писания и преломлении хлеба. То есть, когда мы открываем Писание и преломляем хлеб, мы встречаемся с Распятым и Воскресшим. Почему это важно? Потому что эти средства, по которым ученики узнали Христа, – это то, что мы до сих пор делаем в Церкви. Когда мы собираемся в храме, мы открываем Писание (разными способами – через гимнографию, иконы, чтение Евангелия), а кульминацией является преломление хлеба, Причастие. В этот момент мы становимся Его Телом, поэтому мы не можем там Его увидеть. Поэтому когда мы в Церкви, мы находимся по дороге в Эммаус. Точно так же, когда мы переносимся на восемнадцать столетий назад и видим в мученице II века Блондине образ распятого Христа, так происходит и здесь. Две тысячи лет, отделяющие нас от евангельских событий, перестают иметь значение. И мы прибегаем к тому единственному способу, благодаря которому апостолы смогли узнать Христа, – чтению Писания и преломлению хлеба. Мы не имеем какого-то ущерба из-за того, что живем на две тысячи лет позже. Разве то, что ученики жили в то же время, что и Христос, помогло им? Разве они смогли узнать Его из-за того, что жили рядом с Ним? «Се, Человек» Я часто задаю вопрос своим студентам: «Если бы вы жили в то время, сидели с друзьями и вдруг увидели, как Иисус идет мимо, вы бы подумали: о, это идет Сын Божий, воплощенное Слово Божье?» Если кто-то из учеников осмеливается поднять руку, то я, наверное, скажу, что в том бес, потому что только люди, в которых были бесы, могли узнать Христа. Если вы хотите быть учеником Христа, понять Бога во Христе, то узнать Его можно только посредством двух вещей – Писания и Литургии. Причем Писания не только Нового, но и Ветхого Завета, понимания того, о чем говорил Моисей, пророки, псалмы. Если вы не знаете этого, то вы не знаете, о чем говорите, даже если владеете богословием. Поэтому богословие и экзегетика существуют вместе, их нельзя отделить.

http://pravmir.ru/kogda-myi-v-tserkvi-my...

20). И лишь ученики Христа, «когда... воскрес Он из мертвых, то вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус» (Ин 2. 22). Однако и они приходят к вере в Воскресение Христово не сразу. Они не верят тому, что сообщают им о событиях пасхальной ночи жены-мироносицы (Мк 16. 11; Лк 24. 11); ап. Фома не верит, что «другие ученики» «видели Господа» (Ин 20. 25); «двое из них» (Клеопа - Лк 24. 18 и, возможно, евангелист Лука, почему он и скрыл свое имя; ср.: Theoph. Bulg. In Luc. 24. 13-24), названные Иисусом Христом «несмысленными и медлительными сердцем» из-за их неверия «всему, что предсказывали (о Христе.- М. И.) пророки» (Лк 24. 25), уверовали в Воскресшего лишь тогда, когда Он Сам, «начав от Моисея», объяснил «им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк 24. 26-27), а в конце встречи открылся им «в преломлении хлеба» (Лк 24. 35). Воскресший Христос являлся апостолам и ученикам Своим «в продолжение сорока дней» (Деян 1. 3) («в продолжение многих дней» - Деян 13. 31). Он объяснял им Писание (Лк 24. 27, 44-46), открывал тайны Царствия Божия (Деян 1. 3), для уверения их в Его Воскресении «Он показал им руки и ноги и ребра Свои» (Ин 20. 20, 27; Лк 24. 39), вкушал вместе с ними пищу (Лк 24. 41-43; Ин 21. 9-15), подготавливал их для буд. благовестнического служения (Мф 28. 19-20; Мк 16. 15; Ин 20. 21-23). Сведения евангелистов о явлениях воскресшего Христа дополняет ап. Павел. Он указывает, что Христос «явился более нежели пятистам братий в одно время»; затем - «Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне», т. е. ап. Павлу (1 Кор 15. 6-8), хотя явление Иисуса Христа апостолу имело место значительно позже предыдущих явлений (Деян 9. 3-6). Несмотря на то что ученики видят Воскресшего, прикасаются к Нему, едят вместе с Ним, тело Христа уже не было подвержено обычным условиям земной жизни. В день Своего Воскресения, по свидетельству евангелиста Иоанна, «когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (20.

http://pravenc.ru/text/155304.html

Если мы теперь спросим, какое значение имело чудо насыщения пяти тысяч в связи с капернаумскою беседою, то ответ может быть один: этим чудом чувственная вера иудеев в чудеса доведена до крайнего напряжения, чтобы потом быть ожесточённою. И ожесточение было велико. С этого времени многие из учеников Иисуса отошли от Него и уже не ходили с Ним. Ожесточение народа и многочисленных учеников против Него было столь велико, что Он даже двенадцати сказал: «не хотите ли и вы отойти?...» Между тем эти ближайшие ученики Христа находились под впечатлением не только чуда насыщения народа, но еще чудес укрощения бури и хождения по водам. Это было сильное впечатление. Вечером дня притчей ученики Христа, отпустив народ, взяли Его с собою в лодку и отплыли к Гадаринской стране. Поднялась сильная буря, так что волны потопляли лодку, а Он спал на корме на возглавии. Они разбудили Его в ужасе. Он встал, запретил ветру и морю, и сделалась великая тишина. Тогда новый страх объял учеников, и они говорили между собою: «Кто же это, что и ветер и море повинуются Ему?» Хождение по водам было после насыщения народа, когда ученики одни отплыли по морю. Также поднялся сильный противный ветер, и они бедствовали в плавании. Около четвертой стражи они увидали Его, идущего по морю. Они испугались, думая, что это призрак. Но Он сказал им: «это Я, не бойтесь». И вошёл к ним в лодку, и ветер затих. И в этом случае они также чрезвычайно изумлялись и дивились. Эти чудеса, несомненно, были явлениями личной славы Христа пред ближайшими учениками. Но чтобы правильно оценить их значение, нужно помнить, что это было время ожесточения веры в чудеса. С какою целью было совершено Христом для народа чудо его насыщения, с такою же именно целью были совершены Им для учеников эти чудеса. Они усиливали в глазах учеников Его чудотворную силу. И как народная вера искушалась и была ожесточена Его действиями в Гадаринской стране и в Назарете и Его беседою в Капернауме, так ещё большее искушение пережили ученики... Но они победили искушение. На слова Христа они устами Симона Петра ответили: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни». Однако и из их среды один с этого времени сделался диаволом: в сердце Иуды Искариота зародилась вражда к Учителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

6-е Святого Апостола Фомы Святый Апостол Фома – по-Еврейски, Дидим – по-Гречески (то и другое значит близнец), родом из Галилеи, слыша проповедь Иисуса Христа, когда Он проходил по городам и селениям, уча и исцеляя людей, – видя Его чудеса, пошёл за Ним, неотступно пребывал при Нём во всё время Его служения спасению рода человеческого и удостоился быть в числе 12-ти Апостолов Его. Фома был глубоко предан Христу. Когда Иисус перед тем, чтобы совершить воскрешение умершего Лазаря, намеревался пойти опять в Иудею, и ученики возразили Ему: «Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идёшь туда?» то «Фома сказал ученикам: пойдём и мы, и умрём с Ним» ( Ин.11:8, 16 ). – Когда Иисус в последней беседе со Своими учениками говорил им, что идёт приготовить место им в обителях Отца Своего, а потом придёт опять и возьмёт их к Себе, чтобы они были там, где Он, то «Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идёшь, и как можем знать путь?» На это скорбное недоумение любящей души Иисус отозвался: – «Я есмь путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» ... ( Ин.14:5–7 ). После этих двух упоминаний о Фоме записано ещё в Евангелии знаменательное явление Иисуса Христа Ему по воскресении: когда в первый день недели, в тот самый, что воскрес Христос, «вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришёл Иисус и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки, и ноги, и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа». Таким образом исполнилось предсмертное обещание Христа: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше» ( Ин.16:22 ). «Фома же, один из двенадцати, называемый Дидим, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его – не поверю» ( Ин.20:24–25 ). Такое недоверие не может ли быть объяснено только пламенным сожалением, что не привелось Апостолу собственными чувствами убедиться в явлении воскресшего Христа... потребностью не только видеть, но и осязать то, что только видели другие Апостолы и истины чего не могло отвергать его давно уверовавшее во всемогущество Сына Божия сердце...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Евангелист Иоанн рассказывает об этом событии следующее. Был болен некто Лазарь из Вифаниии, селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария, брат которой был болен, была та са­мая женщина, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Видя беспомощное состоиние своего брата и веруя во всемогущую чудодейственную силу друга его – Иисуса Христа, сестры послали сказать Ему: Господи, тот, кого Ты любишь, болен. Услышав эту прискорбную весть, Иисус, однако-же, нисколько не опечалился и сказал только: сия болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. И хотя Иисус очень любил это семейство, т. е. Лазаря и его сестер – Марфу и Марию, но, услышав о болезни друга своего, Он, зная, какой исход будет этой болезни, не тотчас поспешил на помощь к этому опечаленному семейству, но пробыл даже еще целых два дня на том самом месте, где находился до сего времени, т. е. на том берегу реки Иордана, где прежде крестил Предтеча Его Иоанн Креститель. Впрочем, по прошествии этих двух дней, Иисус сказал ученикам Своим: „пойдем опять в Иудею“. На это ученики возражали ему: „ Равви! давно ли иудеи искали побить Тебя камнями; и Ты опять идешь туда?“ В ответ на это замечание, Иисус сказал ученикам Своим: „не двенадцать ли часов во дне? Кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего. А кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним“. Затем он указал им и ту причину, которая побуждает Его идти в Иудею, – обстоя­тельство, которое в то время ученики уже, быть может, выпустили даже из виду. „Лазарь, друг наш, уснул, сказал Спаситель; но Я иду разбудить его“. На эти слова Христа ученики представили новое возражение, говоря: „Господи! если уснул, то он выздоровеет“. Очевидно, веруя в сверхъестественное ведение своего Учи­теля, ученики, однако-же, не поняли слов Его: Иисус говорил о смерти Лазаря, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Вот почему Иисус, обратившись, сказал им прямо: „Лазарь умер. И Я радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему“.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Иисус Христос увидел бедствие учеников Своих и перед утром пошел к ним прямо по воде. Когда же Он стал подходить к лодке, ученики испугались и от страха закричали. Они подумали, что это привидение. Спаситель сказал им: «успокойтесь, это Я, не бойтесь!». Тогда один из учеников Его Петр, желая увериться, точно ли это Иисус Христос, сказал: «Господи! Если это Ты, позволь мне прийти к Тебе по воде». Он был уверен, что по слову Христову он пройдет по воде. Спаситель позволил, и Петр вышел из лодки, пошел к Нему по воде. Но увидевши сильные волны, испугался, от великого страха у него не достало веры в то, что он не утонет, если Христос повелел ему идти; а когда не стало в нем веры, он начал тонуть и закричал: «Господи! спаси меня!». Спаситель, взял его за руку и сказал: «маловерный! зачем же ты усомнился?» – и взошел с ним в лодку. Ветер утих, и лодка сейчас же пристала к берегу. Видя такие чудеса, все ученики поклонились Христу и сказали: «воистину Ты Сын Божий». Этот случай со св. апостолом Петром и нам дает пример не унывать в бедах и напастях, крепко надеяться на Божью помощь, тот совсем погибнет, в ком не будет веры в Бога и надежды на Него. После воскресения Своего из мертвых Господь Иисус Христос, являясь ученикам Своим, однажды явился им и на озере Тивериадском. Некоторые из учеников Его ловили здесь рыбу и всю ночь промучились понапрасну. По утру они увидели Воскресшего Спасителя на берегу озера, но сперва не узнали Его. Иисус Христос спросил их: «дети! Есть ли у вас что-нибудь съестное?». Они ответили Ему: «нет». Христос велел им закинуть сеть по правую сторону лодки; ученики сделали это и поймали 153 больших рыбы, их сети не прорвались от такого множества рыбы. По этому чудесному улову ученики Христовы узнали, что явившийся им есть Господь Иисус Христос, подъехали на лодке к берегу, а Петр апостол, желая поскорее видеть Христа, не стал дожидаться, пока подъедет лодка и бросился к Нему вплавь. На берегу они увидели разложенный огонь, рыбу на нем и хлеб. Иисус Христос позвал их обедать. Во время обеда Он обратился к Симону-Петру, который накануне страданий Спасителя из страха отрекся от Него и теперь скорбел об этом, считая себя недостойным называться Его учеником. «Любишь ли ты Меня больше, чем они?» – спросил его Иисус Христос. Перед страданиями Спасителя, Петр хвалился при всех учениках Его, что хоть и все другие оставят Христа и убегут, но он Петр, никогда не оставит Его, готов на смерть идти за Ним, – стало быть больше всех любит Его. Теперь же Петр скромно отвечает на вопрос Христа: «да, Господи, Тебе известно это, как я люблю Тебя». Спаситель при всех показал ему, что прощает его грех-отречение и снова делает его Своим апостолом: «паси овец Моих», – говорит Он Петру, – то есть: учи людей Моих. Как Петр прежде три раза отрекся от Христа, так и Христос теперь также три раза спрашивает его: «любишь ли Меня?», чтобы Петр загладил своим ответом прежний грех свой, и три раза повторяет ему эти слова: «паси овец Моих».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010