Вопрос о епископате и епископе как носителе управления, учительства и священнодействия в Церкви является одним из важнейших. Отношение Православной Церкви к поставлению епископов, естественно связано с позицией Православия в более общем вопросе: является ли епископство особым богоустановленным служением в «царственном священстве» всех христиан (I Петр.2,9), получающим свое право и свое бытие только через преемственное рукоположение от апостолов или оно есть служебная функция христианского общества, которое сохраняет апостольское учение. Для прояснения вопроса логично будет обратиться к Священному Писанию, Преданию и текстам Святых Отцов. Книга Деяний Апостольских Книга Деяний дает для решения этого вопроса формально весьма немногое, так как пресвитеры, упоминаемые в ней , не могут в пределах ее текста быть точно идентифицированы с епископами или священниками. Однако та же книга Деяний с несомненностью показывает , что одним из важнейших, основополагающих признаков Церкви является преемственность жизни в ней. Как апостолы преподают подлинное учение Христово, так и их преемники оказываются своего рода гарантами той же истины в последующее время. Каждый епископ не только «преемник» апостолов, но и «свидетель» всей полноты церковного учения, того, как сохраняется оно в Церкви, и потому для нас особенно важны свидетельства древнейших отцов, живших непосредственно в послеапостольское время о значении рукоположения, преемственно идущего от апостолов, для епископства, о богоустановленности этого служения в Церкви. Св. Отцы I-III веков Приведем некоторые высказывания св. Отцов I-Ш веков: Св . Климент Римский : «Апостолы были посланы проповедовать Евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога… Проповедуя по различный странам и городам, они первенцев из верующих, по духовном испытании, поставляли во епископы и диаконы для будущих верующих» . Он же: «И апостолы наши знали чрез Господа Нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши совершенное предвидение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужьями, с согласия всей Церкви… И немалый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства» .

http://pravoslavie.ru/36815.html

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ЭККЛЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА В СВЕТЕ ПАТРИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ Стремление выявить у Отцов экклезиологические темы обусловлено желанием современных ис­следователей найти в святоотеческом Предании ответы на сегодняшние дискуссионные вопросы 1041 . Наша работа не преследует подобные цели, а потому мы не будем пытаться в систематическом виде изложить патристическую экклезиологию и сравнить с ней экклезиологию преподобного Симеона. Необходимо помнить о том, что в патристическую эпоху учение о Церкви во­обще не разрабатывалось систематически. Лишь от­дельные экклезиологические вопросы обсуждались теми или иными авторами – главным образом, в контексте тех проблем, с которыми эти авторы сталкивались. Так например, Киприан Карфагенский развивал свои эккле­зиологические взгляды в контексте полемики с «исповедниками» и Новацианом. Во времена Симеона, очевидно, тоже обсуждались некоторые экклезиологические проблемы, возникшие еще в иконоборческий период и сфокусированные во­круг вопроса о роли иерархии в жизни Церкви. Неко­торые свои сочинения, в частности, Послания, Симеон посвятил обсуждению этих предметов. В своих экклезиологических воззрениях Симеон в целом основывается на взглядах богословов ранней Церкви, однако неко­торые его идеи порождены монашеской средой, в кото­рой он вращался, и связаны с жизнью современной ему византийской Церкви. В настоящей главе мы будем го­ворить о том, как Симеон понимал природу Церкви, ие­рархический принцип в ней и церковные таинства. 1. Церковь и спасение Общеизвестно, что никто из восточных Отцов не сделал четкого догматического определения того, что представляет из себя Церковь ; не сделали этого и Все­ленские Соборы 1042 . Лишь некоторые экклезиологические идеи получили развитие в трудах Отцов Церкви: они в совокупности и составляют то, что принято называть святоотеческой экклезиологией 1043 . Эти идеи можно крат­ко суммировать в следующих четырех пунктах. Во-первых, в самый ранний период существования христи­анской Церкви, против любых возможных ересей и рас­колов, был сформулирован принцип: salus extra eccle-siam non est, «вне Церкви нет спасения» 1044 . Во-вторых, были определены некоторые свойства Церкви: согласно Символу веры , она является «Единой, Святой, Собор­ной и Апостольской» 1045 . В-третьих, к Церкви были при­ложены некоторые образы и метафоры, такие как «тело Христово» 1046 , «невеста Христова» 1047 , «матерь верных» 1048 , «рай», «Ноев ковчег», «храм», «виноградник», и пр. 1049 ; на основе этих образов были созданы определенные экклезиологические концепции. Наконец, утвердилось учение о Церкви в двух измерениях: земной, «странствующей» Церкви, и «небесной» Церкви века грядущего 1050 . Все эти аспекты традиционной экклезиологии при­сутствуют у Симеона. Он безусловно считает Церковь небесную, которую отождествляет с эсхатологическим Царством, единственным местом спасения:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Круглый стол “Семья в современной церкви” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 17 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 26 апреля 2007 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Доме Наместника Московского ставропигиального Свято-Данилова монастыря прошёл Круглый стол на тему “Семья в современной Церкви”, посвящённый проблемам богословского осмысления в ХХ веке учения о браке и его практической реализации в семейной и приходской жизни. Организатором форума выступил Патриарший Центр духовного развития детей и молодёжи при Свято-Да­ниловом монастыре. В работе Круглого стола приняли участие руководитель Патриаршего Центра духовного развития детей и молодёжи при Свято-Даниловом монастыре игумен Иоасаф (Полуянов), председатель Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными организациями протоиерей Димитрий Смирнов, секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский. Ведущий Круглого стола — директор Школы молодёжного служения при Патриаршем Центре духовного развития детей и молодёжи игумен Пётр (Ме­ще­ринов). В данной публикации текст обсуждения печатается с некоторыми сокращениями и в порядке, соответствующем реальному протеканию беседы. Игумен Пётр (Мещеринов) 1. Святоотеческое богословие и семейная жизнь Православная Церковь содержит высокое учение о Таинстве брака: “семья — малая церковь”, утверждаем мы. Но святоотеческое богословие об этом почти не говорит. Причины этого ясны. Семья веками была традиционной ценностью, данностью, тем, что само собою разумеется; у отцов Церкви не было особой нужды заострять внимание на этой теме 1 . Лишь когда устои семьи начали колебаться и сам этот институт стал релятивизироваться и разрушаться — на это есть множество социальных и культурных причин, — Церковь стала активно реагировать на это и осмыслять своё учение о браке. Не является ли это осмысление чем-то новым для традиционного святоотеческого “практического” богословия? Это богословие уже около 1700 лет содержит идеал аскетический, монашеский. Вот некоторые высказывания святых Отцов. Святитель Григорий Богослов: “Или, обладая всецело Христом, человек нерадит о жене, или, дав в себе место любви к праху, забывает о Христе”. Святитель Иоанн Златоуст: “Брак есть смертная и рабская одежда”. Ученик Иоанна Златоуста Исидор Пелусиот: “В браке человек нисколько не отличается от зверей”. Я думаю, нет нужды приводить массу цитат этого рода из Отцов вплоть до нашего времени — всем нам они хорошо известны.

http://pravmir.ru/kruglyiy-stol-semya-v-...

По благословению ЕГО БЛАЖЕНСТВА БЛАЖЕННЕЙШЕГО ГЕРМАНА Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всея Америки и Канады, Предстоятеля Автокефальной Православной Церкви в Америке   Данная работа посвящена одной из важнейших и интереснейших тем в области православного богословия – тайне Боговоплощения. Как в древности, так и в наши дни Евангельское свидетельство о Спасителе подвергалось нападкам и искажениям с разных сторон. Общий смысл всех искажений направлен к одной цели – приспособить учение Церкви к греховному мировоззрению. Эта цель достигалась двумя путями: рационализацией тайны Откровения и оправданием греховных принципов жизни человека. И по сей день актуальным остается сохранение Божественного Откровения о Христе в неповрежденном виде. В данной работе раскрываются основы святоотеческого учения о Господе нашем Иисусе Христе, излагаются ключевые темы из области православной антропологии и христологии. Книга содержит множество цитат из творений святых Отцов и может значительно содействовать всем, изучающим и интересующимся этими темами. В 2000-м году эта работа была защищена автором в Московской Духовной Академии в качестве кандидатской диссертации. В протоколе заседаний (комиссия Совета МДА от 1 июня 2000 г.) после защиты этой работы было вынесено следующее решение: «Постановили: оценить работу как отличную и просить Совет Академии о присуждении автору ученой степени кандидата богословия. Рекомендовать Редакционно-издательскому Совету работу священника Вадима Леонова к изданию». На обложке книги – икона из иконостаса Храма св. вмц. Екатерины на Всполье, г. Москва. © Священник Вадим Леонов , 2005 © ООО «Драккар» © Щербина А. В., обложка Предисловие В основе предлагаемой книги – кандидатская диссертация священника Вадима Леонова по кафедре догматического Богословия. Это – достаточно редкий случай, т.к. подавляющее большинство диссертаций и дипломных работ пишутся в духовных школах на темы церковно-исторические. Многие из нас думают, что в области догматики все давно определено, и наша задача, задача многих десятков поколений после эпохи Вселенских Соборов – систематизировать постановления Древней Церкви. На самом деле все совсем не так. Догматических вероопределений Соборов очень мало. «Депозит веры» Православной Церкви – не только соборные Символы и оросы, но и творения святых отцов. Собственно, все вероучительные святоотеческие творения можно рассматривать как пространный комментарий к соборным постановлениям. Но мы не найдем в этом необозримом корпусе трудов древних богословов идеальной гармонии. Там существуют различные направления и столько же неповторимо личных преломлений, сколько и самих личностей авторов. Этому великому наследию просто невозможно дать какое-то одно, строго определенное, общеобязательное истолкование. Недаром даже отделившиеся от Православной Церкви общины – от «монофизитов» до католиков и даже некоторых протестантских деноминаций и отдельных теологов – ссылаются на свв. отцов и на древние Соборы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/b...

Пояснения к цитатам из отцов церкви Глава 1. Введение. На подступах к изучению христианского богословия Отцы церкви и авторитет Библии Доктрина и христианская жизнь в протестантской церкви Теозис как связующее звено между Богом и человеком Божественная жизнь как жизнь Троицы Жизнь в Троице и христианская вера Заключение Глава 2. Сущность христианства. Отношения Сына с Отцом Ин.13–17: Иисус о самом главном Христианская любовь и любовь Христова Послушание Христианская любовь и любовь между Отцом и Сыном Христианская любовь и вечная любовь между Отцом и Сыном Заключение Глава 3. Кратко о Троице. От отношений Отца с Сыном к Троице и обратно Отправной пункт для изучения Троицы Учение о Троице у Отцов церкви Попытка постичь учение о Троице Любовь, единство и неповторимость христианства Заключение Глава 4. Жизнь по замыслу Бога. Отображение отношений между Отцом и Сыном Святой Дух, образ Божий и появление человечества Жизнь в Троице тогда и сейчас Заключение Глава 5. Жизнь по замыслу человека. Утрата приобщения к сыновним отношениям с Отцом Грех и его реалии Грехопадение Искушение и гордыня Человечество после грехопадения Бессилие человека Заключение Глава 6. Обетование. Приготовление мира к пришествию Сына божьего Толкование Библии тогда и сейчас Патристические и современные толкования Ветхого Завета Толкование Ветхого Завета Иринеем Оценка патристических толкований Ветхого Завета Связь между Заветами Заключение Глава 7 Воплощение. Единственный Сын становится сыном единородным Бог посылает Сына Воплощенный Сын Изложение учения о Христе Жизнь Христа Глава 8 Искупление. Божий дар Сыновних отношений с Отцом Смерть Христа и искупление Смерть Христа как определение любви Смерть Христа как смерть смерти Разве мог Бог умереть? Как Бог мог умереть? Воскресение Христа как наше воскресение Заключение Глава 9. Путь к вере. Приобщение к Сыновним отношениям с Отцом Смерть, воскресение и вера Святой Дух и наше приобщение к Сыну Участие Бога и человека в процессе обращения Новые отношения с Богом Заключение Глава 10. Путь веры. Новый взгляд на отражение отношений Отца и Сына Оправдание, освящение и приобщение Отражение взаимоотношений Отца и Сына в падшем мире Предвосхищение конца истории Предвосхищение конца истории Заключение Приложение. Рекомендации по чтению четырех отцов церкви Ириней Лионский Афанасий Великий Августин Гиппонский Кирилл Александрийский  

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Предисловие Христианское учение о богопознании относится к мало исследованной области богословия. Между тем оно имеет большое значение в составе христианского ведения. Сообразуясь с этим, многие святые отцы и учители Церкви прямо или косвенно касались этого вопроса в своих творениях. Естественно, что их высказывания, приуроченные преимущественно к различным случаям пастырской деятельности, не могли быть даны в полноте и системе. Однако общее содержание их учения об этом обширно и разносторонне. Предлагаемая статья является попыткой обобщения учения о богопознании некоторых святых отцов III и последующих веков. В изложение включены отдельные мысли блаж. Августина и других учителей Церкви по исследуемому вопросу, как соответствующие общеотеческому воззрению. При выборочном изложении мыслей святых отцов в значительной мере теряется благодатный аромат их непосредственной проповеди ; однако оно все же представляется целесообразным как средство обобщения и систематизации, позволяющее хотя и внешне-рассудочно, но более полно уяснить содержание их учения для дальнейшего, внутренне-духовного его усвоения. Ссылки в тексте на творения святых отцов указаны в виде двух заключенных в скобки цифр, отделенных двоеточием: первая цифра означает порядковый святоотеческого творения по прилагаемому в конце статьи перечню, вторая – страницы, на которой размещен цитируемый текст. «Се же есть живот вечный, да знают Тебе Единаго Истиннаго Бога и егоже послал еси Иисус Христа» ( Ин. 17:3 ) «Памятовать о Боге необходимее, нежели дышать: и, если можно так выразиться, кроме сего не должно и делать ничего иного» (12:8–9) – говорит святой Григорий Богослов . По мысли св. отца, стремящийся к Богу человек не должен содержать в своем разуме ничего более влекущего, чем память о Боге. Стремление к Богу, естественно выражаемое памятованием Его, может быть мыслимо только при условии Его познавания. И это – высшая степень духовного знания, к которому призывается богообразная природа человека, по милости Божией способная к восприятию божественной благодати. Поэтому возможность благодатного влечения к Богу, устремления духа человеческого к Источнику жизни, истины и добра – величайший дар Божий, при котором человек становится носителем добра, познает истину и достигает вечной жизни и покоя в Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sarych...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). От издателей Дорогие читатели! Предлагаемый вашему вниманию сборник является попыткой донести учение Святой Церкви по одному из важнейших разделов духовной жизни (аскетики) до современного христианина, искренне ищущего спасения своей души в лоне Православной церкви. В основу сокровенной жизни человеческой души должна быть положена молитва. " Что воздух для жизни тела, то Дух Святой для жизни души. Душа посредством молитвы дышит этим святым, таинственным воздухом " – писал замечательный подвижник христианского благочестия прошлого века святитель Игнатий (Брянчанинов). Этот святой человек не может не удивлять каждого, кто знакомится с его письменными трудами, ясностью и чистотой своего ума, силой его проникновения в самое существо человеческой души и духовной жизни, явлением духа, присущего творениям святых отцов древней Церкви. Именно его учение о молитве, о ее должном содержании, о путях ее стяжания верующей душой мы предлагаем взять за основу современному христианину, и делаем мы это по следующим причинам. Во-первых, сама духовная жизнь святителя Игнатия, а также его письменные труды, как отражение этой жизни, были основаны на подробнейшем изучении им творений святых отцов Восточной Православной церкви. Его собственные творения представляют собой, по существу, непрерывное цитирование Священного Писания и святых отцов по самым важным вопросам христианской аскетики и нравоучения. Благодаря этому он избежал тех искажений в понимании главных моментов духовной жизни, которые неизбежно усваивает человек, изучающий Православие по школьным учебникам богословия. Во-вторых, святитель Игнатий жил в сравнительно недавнее время (умер в 1867 году) и поэтому его творения вполне доступны для нас как по языку и формам выражения мысли, так и по причине одинакового духовного устроения (а точнее – бездуховного), присущего человеку нашей эпохи и современнику Святителя, которого он и наставлял в своих творениях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1453...

Разделы портала «Азбука веры» Игумен Пётр Мещеринов " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 2  голоса:  5.0 из  5) Доклад на круглом столе «Семья в современной Церкви. Пастырские и богословские аспекты вопроса». Данилов монастырь , апрель 2007 г. I. Святоотеческое богословие и семейная жизнь Православная Церковь содержит высокое учение о Таинстве брака; «семья – малая Церковь», утверждаем мы. Но святоотеческое богословие почти не говорит об этом. Причины этого ясны. Семья была веками традиционной ценностью, данностью, тем, что само собою разумеется; у отцов Церкви не было особой нужды заострять внимание на этой теме. Лишь когда устои семьи начали колебаться, и сам этот институт стал релятивизироваться и разрушаться – здесь и более активное участие женщины в социальной жизни, и массовое распространение контрацепции и абортов, принятие их как нормы общественным сознанием, и (в последнее время) узаконение нетрадиционной сексуальности, и множество иных социальных и культурных причин, – Церковь стала активно реагировать на это и осмыслять своё учение о браке. Но мы столкнулись в своей практике церковной работы с молодежью со следующими проблемами. Не является ли это осмысление чем-то новым для традиционного святоотеческого, так сказать, «практического» богословия? Это богословие уже около 1700 лет содержит идеал аскетический, монашеский, но никак не семейный. Вот некоторые высказывания св. отцов. Святитель Григорий Богослов : «Или обладая всецело Христом, человек нерадит о жене, или, дав в себе место любви к праху, забывает о Христе». Святитель Иоанн Златоуст : «Брак есть смертная и рабская одежда». Ученик Иоанна Златоуста Исидор Пелусиот : «В браке человек нисколько не отличается от зверей». Я думаю, нет нужды приводить массу цитат этого рода из св. отцов вплоть до нашего времени – всем нам они хорошо известны. За св. отцами идёт, разумеется, и немалая часть современного священства. Вот что пишет, например, популярный петербургский священник о. Александр Захаров: «Ценность 1 в правильной иерархии ценностей – спасти душу.

http://azbyka.ru/semya/semja-i-cerkov-ig...

Разделы портала «Азбука веры» Павел Патокин " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Вопросы брака и развода в трудах святых отцов и писателей Церкви IIV веков Павел Патокин В Избранное ( 3  голоса:  5.0 из  5) Тема брака и разводов в наши дни крайне актуальна. Цель данной статьи – отобразить взгляды и наставления Церкви на вопросы брака и семьи в лице святых отцов и церковных писателей IIV вв. Можно выделить три точки соприкосновения в трудах оных на рассматриваемую тему: сущность брака, цель брака и вопрос о возможности расторжения и повторения брака. На этом и будет построен данный материал. В связи с принятием документа «О канонических аспектах церковного брака» на прошедшем в этом году Архиерейском Соборе, видится актуальным отобразить учение о браке в первые века по Рождестве Христовом. Выбор указанного времени объясняется тем, что он охватывает период первохристианства, который наследовал живую апостольскую традицию , «золотой век святоотеческой письменности» и период творчества святителя Иоанна Златоуста . На данном отрезке времени мы имеем огромнейший корпус церковных сочинений, затрагивающих различные вопросы христианской жизни, на которые впоследствии будут ссылаться богословы и писатели Церкви и с учетом которых будут составляться многие официальные документы Русской Православной Церкви. Как мы убедимся, литературное наследие этого времени раскрывает учение о браке и задает направления его развития. В статье также отображены и комментарии церковных писателей, таких как Тертуллиан и Ориген , многие труды которых имеют признанный Церковью авторитет. При разделении вопросов по тематике труды рассматриваемых авторов расположены в хронологическом порядке. Плотская сторона брака не предается табуированию или забвению, а становится на второй план. Значимость и важность вопросов брака и семьи в современном модернистском обществе, в соответствии с вызовами духа времени, растет. Греховность и следственное ему противоестественное состояние человека заставляет подстраивать действительность под себя, в некотором смысле «притягивать» к греховной глубине возвышенные идеалы. Как результат, мы видим нравственное оскудение, легкомысленность, подмену понятий и двойные стандарты. Это явление не обошло стороной и институт брака. Фактически можно наблюдать разрушение брака и семейных ценностей в мировом масштабе. Разводы, аборты, однополые браки, отказ от детей, прелюбодеяние и содомия как норма – вот несколько граней современного состояния института брака. Конечно же, это же эхо грехопадения имело место и во времена Моисея, и во времена пришествия Спасителя, и сто лет назад. Но нельзя не заметить, что в наши дни порок становится нормой, обыденностью.

http://azbyka.ru/semya/voprosy-braka-i-r...

Разделы портала «Азбука веры» Учение святых отцов Святитель Иоанн Златоуст : «Тогда нужны нам многие молитвы, многие помощники, многие добрые дела, великое заступление от ангелов при шествии чрез воздушное пространство. Если, путешествуя в чужую страну или чужой город, нуждаемся в путеводителе, то сколько нужнее нам путеводители и помощники для руководства нас мимо невидимых старейшинств и властей-миродержителей этого воздуха, называемых и гонителями, и мытарями, и сборщиками податей!». От лица почивших христианских младенцев Златоуст так витийствует и богословствует: «Нас святые ангелы мирно разлучили от тела, и мы свободно миновали старейшинства и властей воздушных. Мы имели благонадежных руководителей! Лукавые духи не нашли в нас того, чего искали, не увидели того, что желали бы увидеть. Увидев тело неоскверненное, они посрамились; увидев душу чистую, чуждую злобы, они устыдились; не нашли в нас слов порочных и умолкли. Мы прошли и уничижили их; мы прошли сквозь них и попрали их; сеть сокрушися, и мы избавлени быхом. «Благословен Господь, Иже не даде нас в ловитву зубом их» ( Пс.123:6-7 ). Когда это совершилось, руководившие нас ангелы возрадовались; они начали лобызать нас, оправданных, и говорить в веселии: «Агнцы Божии! ублажаем ваше пришествие сюда; отверзся вам прародительский рай; предоставлено вам лоно Авраама. Прияла вас десная рука Владыки; призвал Его глас в десную часть. Благосклонными очами воззрел Он на вас; в Книгу Жизни вписал Он вас». И сказали мы: «Господь! Праведный Судия! Ты лишил нас благ земных – не лиши небесных. Ты отлучил нас от отцов и матерей – не отлучи от святых Твоих. Знамения крещения сохранились целыми на нас: тело наше мы представляем Тебе чистым по причине младенчества нашего”» (Маргарит. Слово о терпении и благодарении и о том, чтоб мы не плакали неутешно о умерших. Примечание святителя Игнатия (Брянчанинова) : «Слово это положено читать в седьмую субботу по Пасхе и при каждом погребении усопшего. Западные критики признают слово не принадлежащим Златоусту, но оно издревле освящено в Восточной Церкви чтением при богослужении»).

http://azbyka.ru/mytarstva-uchenie-svyat...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010