" При таком преобладающем настроении в широких кругах особенно городского населения, попавшего всецело в социалистические тенета, Восточно-русское Общество вынуждено было до поры до времени отказаться от широких планов деятельности и выждать, когда народ горьким опытом отрезвится от овладевшего им дурмана и вернет к себе способность воспринимать здоровые идеи. Обществу пришлось думать лишь о том, чтобы хоть что-нибудь делать на благо обманутого, сбитого с толку слепыми вождями народа " - отмечалось в органе ВРКПО " Заволжском летописце " . Обществу удалось успешно окончить 1916/17-й учебный год во всех открытых им школах. Однако в 1917/18 учебном году занятия смогли возобновиться только в трех училищах прихода села Илека. Что же касается двух воскресных школ для взрослых, открытых в Уфе, то они просуществовали только в 1916/17 учебном году, осенью 1917 г. открыть их уже не представилось возможности вследствие большевистского переворота и того хаоса, который водворился после этого. Сравнительно успешно продолжалась благотворительная деятельность ВРКПО. Приют в Уфе для детей-сирот, жертв продолжавшейся войны, в 1917 и 1918 гг. всецело содержался на средства Общества. Он находился в ближайшем ведении особого Комитета из пяти лиц в составе А.А.Берштейн, Е.А.Антипиной, протоиерея Виктора Пояркова, А.М.Снегирева и И.Н.Шамова. В 1917 г. Общество открыло и второй приют - в селе Надеждино, Уфимского уезда, в 60 верстах от Уфы. Особым направлением благотворительной деятельности ВРКПО являлось попечение о военнопленных славянах. С первых же дней своего существования Общество, будучи славянофильским, обратило свое внимание на положение в русском плену, преимущественно и прежде всего в Уфе, братьев-славян - солдат и офицеров австрийской и германской армий. Внимание к ним проявлялось посещением пленных Преосвященным Председателем Общества и другими его членами и ходатайством об облегчении их положения как перед местными властями, так и перед командующим войсками Казанского военного округа. А когда в феврале 1917 г. в России совершился государственный переворот, то военнопленные чехи - офицеры, расквартированные в Уфе, обратились к епископу Андрею с просьбой " исхлопотать им право вступления в ряды русской армии для борьбы с заклятыми врагами славянства - немцами " . ВРКПО немедленно возбудило соответствующее ходатайство, которое военным министерством и было удовлетворено. Важнейшей для Общества продолжала оставаться духовно-просветительная деятельность, о чем свидетельствуют решения общего собрания Общества, которое состоялось 14 апреля 1917 г. под председательством епископа Андрея.

http://ruskline.ru/analitika/2005/07/22/...

Наглядным примером такого сотрудничества может служить статья 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которая называется «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования». Ее содержание является плодом совместной почти двухлетней работы Русской Православной Церкви и Министерства образования и науки РФ. Это было мое первое большое задание в Учебном комитете. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом была создана специальная комиссия от Церкви для работы над законопроектом этого федерального закона, в которую я вошла как юрисконсульт Учебного комитета. Поэтому могу сказать, что деятельность юриста в Учебном комитете имеет особую специфику и отличается от деятельности юристов не только коммерческих и иных структур, но даже государственных и частных образовательных организаций и вообще сферы образования. — Наталия Сергеевна, Вы уже частично ответили на следующий вопрос… И все же, с чем приходится сталкиваться ежедневно в повседневной деятельности? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом, расскажите немного о своей практической работе. Например, что стало лейтмотивом в этом специфическом 2020 году в связи с пандемией? — 2020-й — это сложный год. Пандемия оказалась серьезной проблемой для сферы образования, в том числе и духовного. Мы ее решали на ходу, стараясь согласовывать с представителями Росаккредагентства и Рособрнадзора, потому что в этой ситуации никто толком не понимал, как поступать правильно и что делать. И государство издавало какие-то нормативные акты, форма реализации которых была не всегда очевидна. Как известно, во многих вузах, в том числе и духовных учебных заведениях, выпускные и вступительные экзамены были проведены дистанционно, и здесь, конечно, тоже было очень много вопросов. С одной стороны, у государства, а с другой стороны, у нас. Но сотрудничество с государством и проведение совместных вебинаров очень помогло. Однако хочется сказать и о хорошем. В сентябре этого года произошло очень важное событие, которого ждали несколько лет, — был принят новый Федеральный государственный образовательный стандарт по теологии — «ФГОС 3++». Это событие перекрыло даже проблемы с пандемией в определенном смысле. Теология стала по-настоящему конфессиональным стандартом. Да, нам придется сейчас что-то поменять, что-то подстроить, но мы очень рады и благодарны, что этот стандарт по теологии был принят в редакции, согласованной ФУМО (Федеральное учебно-методическое объединение) по теологии. Это является гарантией его наилучшей реализации. Признаться, мы даже не надеялись, потому что каждый год принятие этого стандарта откладывалось, то ли из-за смены руководства, то ли еще по каким-то причинам. Каждый год в сентябре мы ждали, и ничего не происходило, а в этом году приняли.

http://patriarchia.ru/db/text/5743574.ht...

Новости В Московской духовной академии ввели карантин из-за COVID-19 у ректора 04.09.2020 13:14 Фото: patriarchia.ru Сергиев Посад, 4 сентября. Карантин введен в Московской духовной академии, главном учебном заведении Русской Православной Церкви (РПЦ), после обнаружения коронавируса у ее ректора епископа Звенигородского Феодорита. «В связи с выявлением у ректора Московской духовной академии Преосвященного епископа Звенигородского Феодорита коронавирусной инфекции в академии введен карантинный режим», – сообщает РИА Новости со ссылкой на рабочую группу при Патриархе по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции. В свою очередь на  сайте  самой академии уточняется, что решение о введении карантина было принято 3 сентября по согласованию с Учебным комитетом Русской православной церкви и руководством лавры. По информации МДА, болезнь у ректора епископа Феодорита протекает в легкой форме, он чувствует себя хорошо. «Вместе с тем, чтобы не подвергать риску студентов и преподавателей, ректор принял решение изолироваться в больнице за пределами академии. На данный момент, помимо ректора, ни у одного студента, сотрудника или преподавателя коронавирус не выявлен. Учебный процесс продолжается в полном объеме в дистанционной форме», – говорится в сообщении на сайте МДА. В ближайшее время планируется организованная проверка на наличие вируса у всех студентов и сотрудников академии. В случае благоприятного результата карантинные меры будут сняты, отметили в учебном заведении. Московская духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. Она была основана в последней четверти XVII века. Феодорит возглавил академию менее 10 дней назад после того как священный синод РПЦ освободил от этой должности епископа Питирима. До назначения Феодорит управлял Скопинской епархией и был ректором Рязанской духовной семинарии. Академия находится в Сергиевом Посаде, на территории Лавры. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В 1910 г. в Учебном комитете при Святейшем Синоде была создана комиссия по пересмотру программ духовных семинарий и уч-щ и улучшению преподавания в церковных школах (1910. 2. С. 48-49; 10. С. 258; 1912. 12. С. 226-228). Журнал уделял внимание вопросам профессионального образования в основных центрах церковнопевч. культуры. В большей мере это касается московского Синодального уч-ща церковного пения (МСУЦП), отметившего свой 25-летний юбилей в 1911 г. В программу торжеств входили чтение прот. Василием Металловым очерка «Синодальное училище церковного пения в его прошлом и настоящем», юбилейный концерт Синодального хора под упр. Данилина и др. мероприятия (25-летний юбилей МСУЦП - 1911. 11. С. 233-237). В дальнейшем журнал опубликовал исторический очерк об этом учебном заведении (Из истории МСУЦП - 1911. 12. С. 251-260). Были опубликованы подготовленные в Синодальном уч-ще «Программа музыкально-учебных предметов для испытания на звание регента частного хора» (1911. 9. С. 200-202) и «Новая программа музыкальных предметов» самого уч-ща (1916. 1. С. 20-23). Обучению пению в школе посвящены статьи Смоленского, в к-рых он доказывал приоритет церковного пения над светским: «Церковное пение, народная песня и школьные хоры» (1915. 2. С. 25-36; 3. С. 57-64) и др. Иная т. зр. была изложена в статье П. Андреева «Церковному или светскому пению учить в школе» (1914. 2. С. 27-31; 3. С. 45-48; 4. С. 65-68). В неск. номерах журнала печаталось учебное пособие Ковина «Пение в школе» (1910. 1. С. 13-17; 2. С 30-38; 4. С. 90-97; 5/6; 7/8. С. 191-199; 9. С. 214-223; 10. С. 237-248). Об обучении народному пению в школе писал К. Казанский в ст. «Народная песня в школе» (1916. 1. С. 9-13) (о «Школе народных искусств» в С.-Петербурге). В журнале публиковались новые методики обучения детей, напр. проф. И. Морелли по замене в школах хорового пения на сольное ( Казанский К. Из жизни - 1913. 3. С. 52-55) и т. д. Сообщалось об организации и работе регентских курсов, напр. московских летних регентско-учительских курсов (1909.

http://pravenc.ru/text/182373.html

— участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; — реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися  в рамках отдельных программ , согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и одобренных педагогическим советом и родительским комитетом образовательного учреждения; — проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении " . Православный компонент общего образования реализуется частично за счет обязательной части (­ОРКСЭ), частично — за счет части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, включая внеурочную деятельность (если школы работают в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)). Если же школы (классы) работают в рамках Государственных образовательных стандартов (ГОС), то православный компонент реализуется за счет регионального и школьного компонента образовательной программы. В учебном плане эти части обозначены в сетке часов, в пояснительной записке к учебному плану определяется статус предметов православного компонента. Вместе с тем  образовательные модули православной направленности необязательно указывать в учебном плане . Это можно сделать в  рабочих программах по учебным предметам, которые разрабатываются преподавателями  образовательного учреждения на основе примерной программы по предмету. В пп. 7 п. 2 ст. 32 Закона " Об образовании " устанавливается, что к компетенции образовательного учреждения относятся разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), разрабатываемых на основе примерных программ. В примерных программах дается инвариативная часть в соответствии с ФГОС, " остальные разделы примерных программ учебных предметов формируются с учетом региональных и этнокультурных особенностей, состава класса, а также выбранного комплекта учебников " (п. 5.1 Примерной основной образовательной программы начального общего образования). Это составляет примерно 20% объема программы, то есть часть, формируемую участниками образовательного процесса базисного учебного плана для начальной школы. Таким образом, муниципальное образовательное учреждение имеет право самостоятельно разрабатывать основные образовательные программы, авторские курсы и модули с учетом требований ФГОС и возможных локальных актов регионального и муниципального значения типа Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Обер-Прокурора Святейшего Синода с Г. Министром Народного Просвещения, профессорский стипендиат Московской же Духовной Академии Дмитрий Коновалов, готовившийся к занятию в Академии кафедры греческого языка и его словесности; 2) что само избрание Советом для научной подготовки профессорского стипендиата Туницкого отдалённого С.-Петербургского Университета, а не ближайшего Московского, свидетельствует о том, что вопрос этот был подвергнут Советом тщательному обсуждению и решён был в таком, а не ином, смысле по вполне достаточным основаниям, в целях наилучшей постановки учебного дела в Академии. IX. Прошение окончившего в текущем году курс и оставленного при Академии для приготовления к замещению вакантных преподавательских кафедр кандидата богословия Ивана Зеленцова: „В видах более успешного продолжения научных занятий в интересующей меня области нравственной философии, мне необходимо ознакомление с некоторыми, тесно с ней связанными, вопросами и отделами наук, входящих в состав университетской программы преподавания. Поэтому имею честь просить Совет Академии ходатайствовать пред подлежащими учреждениями и лицами о принятии меня, в наступающем учебном году, на историко-филологический факультет Императорского Московского Университета в качестве вольнослушателя“. Определил и: Ходатайствовать пред Советом Императорского Московского Университета о допущении профессорского стипендиата Ивана Зеленцова в 1903–1904 учебном году к слушанию лекций на историко-филологическом факультете Университета, с предоставлением ему права пользования Университетскими библиотеками и с освобождением от платы за слушание лекций. X. Отношения Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода: а) от 5 июля за 5803: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 26 июня 1903 г., докладу Учеб- —272— ного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Полиевкт Якубовский определён, с 16 августа 1903 г., на должность преподавателя словесности и истории русской литературы в Подольскую духовную семинарию с жалованием из местных средств“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но для получения степени магистра, они должны выдержать новое устное испытание по тем предметам, по коим не оказали успехов, соответствующих сей степени, и представить новое сочинение. – д) § 138: Студенты, оказавшие в течение академического курса посредственные успехи и не представившие сочинения на степень кандидата или представившие сочинение неудовлетворительное для сей степени, получают звание действительного студента». 2) По § 81 лит. б. п. 10 того же устава «присуждение звания действительного студента и степени кандидата» значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. 3) Определением Святейшего Синода от 3марта/11апреля 1892 года за 590 предписано Советам академий, чтобы они не позже 15 июля доставляли в Святейший Синод сведения об окончивших курс студентах, имеющих священный сан, а в Учебный Комитет сообщали списки всех прочих студентов как казеннокоштных, так и тех из своекоштных, которые изъявят желание служить по духовно-учебному ведомству, с обозначением в том и другом случае: а) места их происхождения; б) отметок об их успехах и поведении; в) требуемых определениями Святейшего Синода от 25/27 апреля 1884 года и 27января/17февраля 1888 года сведений о том, кто из них на какую учительскую кафедру или должность в семинариях и училищах признается более способным, а относительно тех, которые —260— не имеют полного балла по поведению, сведений, на основании инспекторских записей, о качестве совершенных ими во время пребывания в Академии проступков. – 4) Циркулярным указом от 8-го апреля 1904 года за 3 Святейший Синод, признавая полезным сосредоточить в Учебном Комитете при Святейшем Синоде, вместе с делами по распределению окончивших курс в духовных академиях на должности в духовно-учебном ведомстве и по увольнению их из сего ведомства, также и дела по хранению всех документов академических воспитанников и по наблюдению за взысканиями с сих воспитанников долга духовному ведомству, – в отмену действовавших на сей предмет по духовно-учебному ведомству распоряжений, – установил на будущее время следующие правила: «1) Окончившие курс воспитанники духовных академий, обучавшиеся в академии и семинарии, или хотя бы в одной из них на казенном содержании, а равно воспитанники, обучавшиеся в духовно-учебных заведениях на своем содержании, но, по окончании академического курса, заявившие о своем желании служить по духовно-учебному ведомству, поступают в ведение Центрального Управления сего ведомства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Числящиеся по второму разряду должны, для удостоения степени магистра богословия, выдержать новое устное испытание по тем предметам, по коим они получили балл ниже 4“. 2) Определением Святейшего Синода, от 8–20 января 1911 года за 93, между прочим постановлено: „Советы духовных академий, по окончании учебного года: 1) препровождают в Учебный Комитет при Святейшем Синоде к 1 июля требуемые, определением Святейшего Синода 3 марта – 10 апреля 1892 года за 590, списки окончивших курс духовных академий с указанием: а) места их происхождения и точного адреса, б) отметок об их успехах и поведении, с подробным изложением причины выставления пониженных баллов по поведению, в) долга их духовному ведомству за казенное содержание в духовно-учебных заведениях, 2) вместе с сими списками обязательно сообщают Учебному Комитету отзывы о том, на какую преподавательскую кафедру и на какую вообще должность в духовных семинариях и училищах наиболее способным признает Совет Академии каждого из окончивших курс духовной Академии, как обязанных службой духовному, ведомству, так и тех из своекоштных кандидатов, кои изъявили желание служить в сем ведомстве, и 3) в дополнение к своим отзывам могут прилагать и подробные заявления окончивших курс воспитанников о том, какую группу наук преподавать и вообще на какую должность по духовно-учебному ведомству поступить они желали бы и в какие епархии“. – Упомянутые здесь (п. 3) „заявления“ поступили в Совет Академии от 40 воспитанников, оканчивающих ныне академический курс. 3) Циркулярным указом от 8 апреля 1904 года за 3 Святейший Синод, признавая полезным сосредоточить в Учебном Комитете при Святейшем Синоде, вместе с делами по распределению окончивших курс в духовных —386— академиях на должности в духовно-учебном ведомстве и по увольнению их из сего ведомства, также и дела по хранению всех документов академических воспитанников и по наблюдению за взысканиями с сих воспитанников долга духовному ведомству, – в отмену действовавших на сей предмет по духовно-учебному ведомству распоряжений, установил на будущее время следующие правила: „1) Окончившие курс воспитанники духовных академий, обучавшиеся в академии и семинарии, или хотя бы в одной из них, на казенном содержании, а равно и воспитанники, обучавшиеся в духовно-учебных заведениях на своем содержании, но по окончании академического курса заявившие о своем желании служить по духовно-учебному ведомству, поступают в ведение Центрального Управления сего ведомства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—172— к экзаменам допущены 73 слушателя. Бросается в глаза, что из 24 учеников II класса только 11 держали экзамены, остальные же или отложили их, или же не были допущены к переводным испытаниям, что стоит в связи с имевшими место в интернате беспорядками в марте 1906 г., тогда как эти же самые ученики – первые обитатели только что открытого интерната – в предшествующем учебном году все – за исключением одного – удовлетворительно выдержали экзамены. Да и в течение года успехи учеников как II-ro, так и I-ro класса в общем были слабы. Поведение учеников – обитателей интерната – так же было менее удовлетворительно, чем в предшествующем учебном году. Из письменных работ две получили денежные награды и восемь – похвальные отзывы. Выпускные свидетельства получили 26 воспитанников. Интернат («богословски семинар») состоит под властью Архиерейского Собора и под непосредственным наблюдением патриарха. Управителем интерната в первом году его жизни состоял ректор и профессор богословского училища протопресвитер И. Вучкович, имевший в своём распоряжении помощника (префекта), эконома и доктора. Жизнь в интернате шла по выработанным высшею церковною властью правилам инструкции, в которой по возможности предусмотрено было всё, что нужно для правильного функционирования подобных учреждений. И в первый же год интернату удалось хорошо зарекомендовать себя и в научном, и в религиозном, и в нравственном отношениях. В общежитии культивировались и некоторые искусства, именно музыка и пение. Кроме официальных посещений патриарха и епископов, также посещений родителей и родственников воспитанников, приходили в интернат и священники со стороны и другие лица, интересуясь обстановкой и порядками нового давно желанного института. Интернат вверен небесному покровительству славянских апостолов свв. Кирилла и Мефодия, и память их торжественно праздновалась и в первый, и во второй годы его существования. Принято было в интернат в 1904–1905 г. только 25 человек, именно ученики I-ro класса. Больше не могло быть принято за недостатком материальных средств на содержание. Комитет народно-церковного кон-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По поводу этой, во многом симпатичной, статьи г. N. мы позволили себе высказать в Богословском Вестнике несколько мыслей. Нам казалось, что успех учебного дела зависит не столько от ревизорского контроля над школой, сколько от условий другого рода, ныне в значительной степени отсутствующих. Гарантиями школьного благополучия мы считали: хорошее общее и широкое специально педагогическое, теоретическое и практическое образование педагогов, организацию из всех наличных сил учебного заведения педагогического совета с действительными, а не призрачными правами обсуждать все вопросы касательно улучшения школы, учреждение при учебном заведении хорошей педагогической библиотеки, устройство время от времени научно-педагогических курсов для педагогического персонала в интересах освежения и пополнения его познаний, съезды преподавателей и других педагогических лиц и, наконец, представительство в педагогическом совете учебного заведения – от семьи и родителей. —103— Держась таких мыслей, мы заявили, что всё же проект г. N о реорганизации ревизорского института является шагом вперед в этой области и что если суждено существовать ревизорам, то лучше, чтобы ими были профессора академий. Нас привлекала мысль об общении педагогического персонала духовных школ с людьми науки. Мы думали, что обе стороны, встречаясь лицом к лицу во время ревизии, сумеют лучше понять и отнестись друг к другу и установить между собой живой обмен мыслей по учебным вопросам, на что неспособны ревизоры чиновники. Это общение духовных педагогов с людьми науки могло бы до некоторой степени восполнить в первых недостаток педагогического образования и научной мысли. Поэтому, казалось нам, и духовные училища должны быть подчинены ведению академических профессоров. И вот теперь и г. N, и я, автор последней статьи, должны предстать на суд пред г. Тихомировым. По адресу г. N г. Тихомиров замечает, что основная его мысль неприемлема. Ревизии должны быть направлены не на критику и проверку принятых школьных уставов, а на их проведение в жизнь учебного заведения. Раз устав написан, он подлежит исполнению и осуществлению, и долг административного учреждения именно и наблюсти за таким исполнением. Это – административные истины. Ревизоры и должны быть именно органами Учебного Комитета в осуществлении на месте изданных уставов и состоявшихся распоряжений. 1394 Является, однако, вопрос, как же тогда исправлять возможные в уставе и распоряжениях центрального начальства ошибки и погрешности? Г. Тихомиров дает на этот вопрос совсем неудовлетворительный ответ. Вот его слова. «Если институт ревизоров будет поставлен так, что ревизующий будет не случайным лицом в учебном заведении, впервые его видящим и никогда потом не увидящим, если он будет поставлен в возможность, путем долгого и точного наблюдения, знать учебное заведение, если он, затем, будет нести на себе и ответственность за учебное заведение, тогда критические коррективы к уставам будут создаваться сами собой: они бу-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010