В Учебном комитете рассказали о планах по оптимизации Московской духовной академии и Сретенской семинарии 12 июля, 2019. Новостная служба Обсуждается идея о переводе магистратуры Московской духовной академии из Троице-Сергиевой лавры в Москву 12 июля. ПРАВМИР. Глава Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов рассказал об оптимизации образования в Московской духовной академии и Сретенской семинарии. Сейчас нет факта слияния двух духовных образовательных заведений, заявил он в интервью телеканалу «Спас». По его словам, идея о желательности перевода магистратуры Московской духовной академии из Троице-Сергиевой лавры в Москву обсуждается не первый год. Протоиерей Максим Козлов напомнил, что в отличие от светских вузов, духовная школа соединяет моменты воспитания и образования. Он отметил, что в этом смысле лавра является идеальным местом для нахождения там студентов бакалавриата. При этом магистратуре и аспирантуре важна доступность центральных библиотек и возможность привлечения кадров, которые есть в Москве. По его словам, это решение назрело даже с точки зрения логистики, географии и соединения преподавательских кадров. Глава Учебного комитета пояснил, что многие ведущие преподаватели трудятся и в Сретенской семинарии, и в Московской духовной академии. Протоиерей Максим Козлов заверил, что все поступившие на бакалавриат Сретенской семинарии закончат образование в стенах этого заведения. Вопрос дальнейшего взаимодействия двух духовных вузов будет решен до 1 августа. К этому времени комиссия по оптимизации учебного процесса должна подать патриарху рапорт со своими предложениями. Ранее Священный Синод принял решение о переводе и.о. ректора Сретенской духовной семинарии в Санкт-Петербург. На его место назначен архиепископ Верейский Амвросий, который сохраняет за собой должность ректора Московской духовной академии. Также была создана комиссия по оптимизации учебного процесса в этих двух вузах. В православной блогосфере решение Синода бурно обсуждается. Многие выражают опасения, что Сретенская семинария будет ликвидирована.

http://pravmir.ru/v-uchebnom-komitete-ra...

Н. Э. Реформа Церкви//Русский вестник. 1906. Т. 304. Август. С. 480–498. О проекте Предсоборного Присутствия 1906 г. Об укреплении начал веротерпимости. Сборник. 17 апреля 1905 г. Именной Высочайший Указ правительствующему Сенату. Высочайше утвержденные Положения Комитета Министров и извлечения из особых журналов Комитета Министров//Русь. Пг., 1905. Издание неофициальное. Обухов А. Общий очерк работы Государственной Думы по сметам Св. Синода за пятилетие 1908–1913 гг. Тверь, 1912. Общий свод по империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. Т. I–II. 1905. Обухов А. Что сделала третья Государственная Дума и что должна сделать четвертая Дума для народного образования//Русская мысль. 1912. Кн. 11. Отд. 3. С. 33–38. Критика книги А. Н. Роопа «Что сделала третья Государственная Дума для народного образования?» О-в Н. Библиотеки для народного чтения при сельских народных училищах Виленского учебного округа//Русская школа. 1895. 10. С. 199–203. Период 1893–1894 гг. О-в Н. Народное образование в Виленском учебном округе в 1893 г.//Журнал Министерства народного просвещения. 1895. Ч. 298. Март. Отд. 4. С. 1–44. О-в Н. Народное образование в Виленском учебном округе в 1896 г.//Журнал Министерства народного просвещения. 1898. Ч. 315. Февраль. Отд. 4. С. 138–190. О-в К Учительские семинарии Виленского учебного округа//Журнал Министерства народного просвещения. 1899. Ч. 323. Май. Отд. 4. С. 1–27. Огановский Н. У евреев в Литве (поездка по Литве)//Северные записки. 1915. Июль–август. С. 172–191. Выселение евреев из Литвы в мае 1914 г. Оглоблин Н. На озере Светлояре. Из путевых заметок//Русское богатство. 1905. 6. С. 131–158. Религиозные споры православных миссионеров со старообрядцами в г. Светлояре. Огнев Н. В. На пороге реформ Русской Церкви и духовенства//Народное право. СПб., 1907. Автор – священник Яранского уезда Вятской губернии, член I Государственной Думы от партии кадетов, примыкал к левому крылу, кандидат от вятского духовенства в Государственный Совет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Образовательные организации по подготовке профильных специалистов рассматриваются в рамках проекта Положения как неотъемлемая часть единой образовательной системы Русской Православной Церкви. В связи с этим согласно проекту Положения при Учебном комитете Русской Православной Церкви формируется Межведомственная комиссия, включающая представителей профильных синодальных учреждений. В задачи Межведомственной комиссии входит проведение церковного лицензирования и аккредитации образовательных организаций по подготовке специалистов по направлениям церковного служения. Церковная лицензия подтверждает право организации вести образовательную деятельность по программам подготовки специалистов по одному или нескольким направлениям церковного служения. Свидетельство о церковной аккредитации подтверждает соответствие программ подготовки специалистов, реализуемых образовательной организацией, церковным образовательным стандартам, и дает образовательной организации право выдавать выпускной документ церковного образца. Также в задачи Межведомственной комиссии входит инспектирование и общий контроль образовательной деятельности в епархиальных образовательных учреждениях. Непосредственный контроль осуществляет при этом епархиальный архиерей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить Положение о порядке реализации программ по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности. 2. Учебному комитету во взаимодействии с профильными синодальными учреждениями сформировать Межведомственную комиссию, предусмотренную в Положении. 3. Межведомственной комиссии при Учебном комитете переработать положения о выдаче представлений профильных синодальных учреждений образовательным организациям в целях реализации программ подготовки специалистов по направлениям церковного служения в единое Положение о церковном лицензировании и аккредитации образовательных организаций по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности с указанием порядка функционирования Межведомственной комиссии на основе принципа единогласного принятия решения всеми членами комиссии и представить на утверждение Высшего Церковного Совета.

http://pravoslavie.ru/64591.html

(Продолжение следует) Протоколы заседаний [=Журналы] Совета Московской Духовной Академии за 1895 г.//Богословский вестник 1895. Т. 3. 9. С. 1–32 (4-я пагин.) —1— 31 Января 1895 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии, Архимандрита Антония, члены Совета Академии, кроме профессоров: В.О. Ключевского , находящегося в командировке, П.И. Горского, В.А. Соколова и И.А. Татарского, не присутствовавших по болезни. Слушали: I. Резолюцию Его Высокопреосвященства, последовавшую на журнале Совета Академии от 17 Декабря 1894 года: «Дек. 27. Постановление седьмое согласно ли с уставом, – о сем умолчано; осьмое утверждается; прочее читано. Студент Алексей Никольский утверждается в степени кандидата богословия». Справка: 1) В статье VII означенного журнала было изложено следующее постановление Совета Академии: «разрешить студенту III курса Дмитрию Мучкапскому писать третье семестровое сочинение по церковному праву (вместо истории западных исповеданий)». 2) В статье VIII того же журнала было определение Совета, представленное на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства, о выдаче следующих премий: а) одной Митрополита Литовского Иосифа, в 165 руб., окончившему курс в минувшем учебном году кандидату Леониду Соколову : б) одной протоиерея А. И. Невоструева, в 158 руб., окончившему курс в том же году кандидату Ивану —2— Романову; в) одной бывшего Ректора Академии протоиерея С. К. Смирнова, в 98 руб., окончившему курс в том же году кандидату Михаилу Сменцовскому; г) двух покойного Митрополита Макария, по 91 р. 70 к. каждая, студентам настоящего IV курса Николаю Городенскому и Сергею Смирнову и д) одной покойного протоиерея И. Орлова, в 32 р., окончившему курс в минувшем учебном году кандидату иеромонаху Евдокиму (Мещерскому). Определили: 1) Благопочтительнейше донести Его Высокопреосвященству, что, на основании § 100 устава духовных академий, церковное право относится к предметам изучаемым всеми студентами Академии, относительно же семестровых сочинений в § 123 того же устава сказано, что «в течение года в первых трех курсах студентам назначается не менее трех сочинений», так что Совет Академии, назначая для студентов I-й группы сочинение по церковному праву, а для студентов II-й группы, на которой состоит студент Мучкапский, – по истории западных исповеданий, имел в виду лишь правильное распределение трудов между наставниками Академии, читающими письменные работы, а потому, в виду согласия преподавателя церковного права прочитать сочинение студента Мучкапского, не находил препятствий к исполнению просьбы Мучкапского. 2) О выдаче премий сообщить (и сообщено) Правлению Академии для зависящих распоряжений. 3) Об утверждении Алексея Никольского в степени кандидата богословия сообщить в Учебный Комитет при Святейшем Синоде и в Канцелярию Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода. 4) Изготовив для А. Никольского кандидатский диплом, препроводить его, по родопроисхождению Никольского, в Рязанскую духовную консисторию; прочее принять к сведению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6) Возбужденный Советом Академии в марте 1903 года принципиальный вопрос о том, обязан ли Совет в настоящее время, при изменившихся условиях, следить за исправным выполнением казённокоштными воспитанниками Академии требований академического устава об обязательной службе по духовно-учебному ведомству, – получил в отчётном году таковое разрешение: Рассмотрев предположенные Учебным Комитетом при Святейшем Синоде, в целях предупреждения уклонений казённокоштных воспитанников духовных академий от обязательной для них службы по духовно-учебному ведомству, —25— меры, в связи с отзывами по сему предмету академических Советов, Святейший Синод нашёл, что обращение окончивших курс в духовных академиях в епархиальное ведомство, при недостатке в настоящее время кандидатов для замещения открывающихся вакансий в духовно-учебных заведениях, потеряло своё значение, а хранение документов этих воспитанников в духовных консисториях или духовных академиях, как то было до 1887 г., усложняя делопроизводство консисторий и академий, замедляет явку воспитанников к местам их назначений. Признавая, по этому, полезным сосредоточить в Учебном Комитете при Святейшем Синоде, вместе с делами по распределению окончивших курс в духовных академиях на должности в духовно-учебном ведомстве и по увольнению их из сего ведомства, также и дела по хранению всех документов академических воспитанников и по наблюдению за взысканиями с сих воспитанников долга духовному ведомству, Святейший Синод, в отмену действовавших на сей предмет по духовно-учебному ведомству распоряжений, определил: установить на будущее время следующие правила: 1) Окончившие курс воспитанники духовных академий, обучавшиеся в академии и семинарии, или хотя бы в одной из них, на казённом содержании, а равно воспитанники, обучавшиеся в духовно-учебных заведениях на своём содержании, но, по окончании академического курса, заявившие о своём желании служить по духовно-учебному ведомству, поступают в ведение Центрального Управления сего ведомства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Справка: 137, прим., устава духовных академий. Определили: Принять Коллежского Ассесора Сергея Россинского в число своекоштных студентов I курса Академии, с дозволением ему, согласно прим, к § 144 академического устава, жить на частной квартире в Сергиевском —76— Посаде, – о чем и представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. III. Предложение Преосвященного Ректора Академии: «Г.г. наставниками Академии доставлены мне программы преподаваемых ими наук и соображения о предполагаемом ходе практических занятий на 1916–1917 учебный год – На основании § 109, лит. а п. 4, устава духовных академий, предлагаю эти программы и соображения на рассмотрение и утверждение Совета Академии». Определили: Признавая представленные г.г. наставниками Академии программы преподавания на 1916–1917 учебный год соответствующими указаниям, преподанным на сей предмет Святейшим Синодом в объяснительной записке к проекту устава духовных академий 1910 года, и научной постановке предметов, программы эти утвердить. IV. Имели суждение: о распределении лекций и практических занятий в Академии на 1916–1917 учебный год, причем было выслушано прошение и. д. доцента Академии по кафедре систематической философии и логики Ф. К. Андреева следующего содержания: «Приступая в настоящем учебном году к чтению в третий раз курса лекций, имею честь покорнейше просить Совет Императорской Московской Духовной Академии разрешить мне иметь две теоретические лекции и два часа посвящать практическим занятиям». Справка: Устава духовных академий §§ 84, прим., и 109 лит. δ п. 3 и лит. а п. 3. Определили: 1) Признавая вышеизложенную просьбу и. д. доцента Академии Ф. К. Андреева заслуживающею уважения, ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении назначить ему на 1916–1917 учебный год четыре лекционных часа в неделю (два часа на теоретические лекции и два часа на практические занятия). – 2) В случае удовлетворения сего ходатайства, – распределить лекции и практические занятия в Академии в 1916–1917 учебном году по следующей таблице:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—17— житие, насколько позволяла вместимость последнего, причем в это число вошли 18 студентов, рекомендованных семинарскими Правлениями, и 32 лучших (по конкурсу аттестатов) волонтеров, и б) 40 человек (преимущественно лиц священного сана, а также окончивших высшие учебные заведения и имеющих возможность жить у родителей) – с разрешением им жить вне академического общежития, на частных квартирах. 2) Телеграммой, полученной в Академии 1-го августа, Правлению было сообщено, что «Святейший Синод разрешает принимать без экзамена лиц, не обязанных военной службой, до пятнадцатого августа " . По местным условиям и в виду громадного наплыва прошений – прием таковых в Московской Академии закончен был утром 13 августа. – В собрании того же числа, руководствуясь предписаниями вышеизложенного указа Святейшего Синода от 24 июля за 9956, Правление Академии признало возможным увеличить состав I курса Московской Духовной Академии до 115–ти человек [сюда вошли теперь: а) 50 студентов духовных семинарий – 20 рекомендованных семинарскими Правлениями и 30 лучших по конкурсу аттестатов волонтеров, которых могло вместить академическое общежитие, и б) 65 лиц, имеющих право жить вне оного], а остальных 39 студентов духовных семинарий, представивших надлежащие документы и рекомендации, лишь зачислить в состав I курса, с распределением их по Академии по усмотрению Учебного Комитета при Святейшем Синоде. 3) Принимая во внимание, что, по полученным из Академий донесениям, число лиц, желающих поступить в духовные академии, превысило установившуюся по вместимости академических зданий норму, Святейший Синод, —18— указом от 10 августа 1915 года за 10871, постановил: 1) разрешить Правлениям духовных академий принять в текущем (1915–1916) учебном году в состав I курса по конкурсу аттестатов такое число студентов, какое допускает вместимость академических аудиторий, и 2) в случае, если всех принятых на первый курс студентов не представится возможности поместить в академических зданиях, предоставить Правлениям духовных академий, в виде изъятия, разрешить студентам, принятым в текущем (1915–1916) учебном году, проживать на частных квартирах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Документ «Священнослужение монахов на приходах» был одобрен на заседании Священного Синода 25 августа 2022 года. В 2015 году началась работа над документом Положение о постригах, совершаемых в духовных учебных заведениях, и о монашеских общинах при духовных учебных заведениях. Тема первоначально была сформулирована следующим образом: «Ученое монашество сегодня: актуальные вопросы и перспективы развития». В процессе обсуждения проекта документа в большинстве полученных отзывов из епархий и духовных школ было высказано суждение против термина «ученое монашество», поскольку данное словосочетание не является удачным, так как делит монашествующих на две категории – «ученое» и «неученое», и может внести в среду монашествующих противопоставление и разделение. В принятом в 2017 году Архиерейским Собором Положении о монастырях и монашествующих в пункте 6.6 говорится о монашеских постригах в духовных школах, совершаемых согласно особому Положению, но подобного документа на тот момент не существовало. В этой связи Священный Синод решением от 28 декабря 2017 года поручил Комиссии разработать документ, регламентирующий практику монашеских постригов в духовных школах. В ходе работы были проведены круглые столы с участием ректоров ведущих духовных учебных заведений Русской Православной Церкви: Московской, Санкт-Петербургской и Сретенской духовных академий, Коломенской, Нижегородской и Курской духовных семинарий, в частности, экспертное совещание в Москве в январе 2020 года в рамках Международных Рождественских образовательных чтений. Были получены положительные отзывы Учебного комитета Русской Православной Церкви и Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Документ определяет порядок совершения пострига в учебном заведении, создание, при необходимости, монашеской общины при духовном учебном заведении и условия пребывания в ней. Положение о постригах, совершаемых в духовных учебных заведениях, и о монашеских общинах при духовных учебных заведениях было утверждено на заседании Священного Синода 24 марта 2022 года.

http://patriarchia.ru/db/text/5962465.ht...

2) В 1872 году, по возникшему вопросу о том: кому принадлежит право действительного увольнения от обязательной духовно-учебной службы тех из академических воспитанников, которыми возвращены следующие за воспитание их в академии деньги, – Святейшим Синодом постановлено: „разрешение прошений по сему предмету предоставить Советам академий, с тем, чтобы по внесении в академии академическими воспитанниками, желающими освободиться от обязательной по духовно-училищному ведомству службы, денег, следующих, на основании п. 7 и 8 приведённого указа Святейшего Синода (от 19 мая 1871 года за 32), за содержание их, Советы академий: а) выдавали таковым воспитанникам вместе с прочими документами и свидетельства об увольнении их, за состоявшеюся уплатой причитавшейся за их содержание суммы, из духовного ведомства и б) доводили о сём, в то же время, как до сведения Хозяйственного при Святейшем —53— Синоде Управления, для распоряжений о внесённых увольняемыми воспитанниками деньгах, так и Канцелярии Синодального Обер-Прокурора“ (Указ Святейшего Синода от 21 февраля 1872 года за 290). 3) Таковой порядок, дававший Совету Академии полную возможность следить за исправным выполнением воспитанниками Академии требования академического устава об обязательной службе по духовно-учебному ведомству или возврате денег за казённое содержание их в Академии, просуществовал, однако, только до 1887 года. – „Усматривая из имеющихся в центральном духовно-учебном управлении сведений, что многие из казённокоштных академических воспитанников, окончивших курс учения в минувшем (1886–1887) учебном году, до настоящего времени остаются без назначения на духовно-учебную службу, за недостатком преподавательских вакансий, Святейший Синод, определением от 25 гоября/7 января 188 6 / 7 года за 2563 признал необходимым сделать следующие распоряжения: а) всех, остающихся ныне без назначения по духовно-учебному ведомству, академических воспитанников обратить в епархии по местам их происхождения, освободив их при сём от обязательной службы по духовно-учебному ведомству, а тех из них, которые поступят на службу вообще по духовному ведомству, и от уплаты денег за казённое содержание в академиях; б) поручить Учебному Комитету сообщить Советам академий сведения о не получивших назначения академических воспитанниках для распоряжения с их стороны об отсылке документов таковых воспитанников в духовные консистории по принадлежности, и для объявления сим воспитанникам, чтобы они, по прибытии в епархию, независимо от представления местному преосвященному, сообщили консистории сведения о месте своего жительства в епархии, причём вменяется в обязанность консисториям, чтобы они немедленно и без затруднений выдавали документы, тем из воспитанников, кои пожелали бы выйти из духовного ведомства; в) предписать Советам академий, чтобы на будущее время они, по распределении, с соблюдением требований циркулярного Синодального указа от 29 апреля 1884 года 4, окончивших курс академических воспитанников на ме-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

тов как казеннокоштных, так и тех из своекоштных, которые изъявят желание служить по духовно-учебному ведомству, с означением в том и другом случае, а) места их происхождения; б) отметок об их успехах и поведении; в) требуемых определениями Святейшего Синода от 25 / 27 апреля 1884 года и 27 января / 17 февраля 1888 года сведений о том, кто из них на какую учительскую кафедру или должность в семинариях и училищах признается более способным, а относительно тех, которые не имеют полного балла по поведению, сведений, на основании инспекторских записей, о качестве совершенных ими во время пребывания в Академии проступков. – 4) Циркулярным указом от 8 апреля 1904 года за 3 Святейший Синод, признавая полезным сосредоточить в Учебном Комитете при Святейшем Синоде, вместе с делами по распределению окончивших курс в духовных академиях на должности в духовно-учебном ведомстве и по увольнению их из сего ведомства, также и дела по хранению всех документов академических воспитанников и по наблюдению за взысканиями с сих воспитанников долга духовному ведомству, – в отмену действовавших на сей предмет по духовно-учебному ведомству распоряжений, – установил на будущее время следующие правила: «1) Окончившие курс воспитанники духовных академий, обучавшиеся в академии и семинарии, или хотя бы в одной из них на казенном содержании, а равно воспитанники, обучавшиеся в духовно-учебных заведениях на своем содержании, но, по окончании академического курса, заявившие о своем желании служить по духовно-учебному ведомству, поступают в ведение Центрального Управления сего ведомства. – 2) Начальства духовных академий выдают таковым воспитанникам только временные виды на жительство или билеты на проезд, но отнюдь не удостоверительные свидетельства об окончании ими академического курса, а также прогонные деньги до места их родины; дипломы же на степень кандидата богословия и аттестаты на звание действительного студента, с обозначением в них обязательств служебных и денежных, документы о родопроисхождении и др., а также взятые у них точные адреса их местожительства, – препровождаются Советами академий

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010