поиск:   разделы   рассылка Александра Сопова Протоиерей Максим Козлов: создается единое образовательное пространство Русской Православной Церкви Источник:  Нескучный сад Священный Синод принял сразу несколько решений в сфере духовного образования. Расширится практика дистанционного обучения, профессора из Москвы или Петербурга будут участвовать в защитах дипломов и экзаменах в регионах. Через три года у нас не будет ни одного духовного училища для будущих пастырей. О том, для чего и кто будет вводить все эти новшества, рассказывает заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Максим Козлов. – Первое из постановлений Синода касается курсов повышения квалификации преподавателей духовных школ. Уже есть план их проведения? – Такие курсы и ранее проводились по различным предметам, в основном на базе Московской духовной академии, так что опыт в Учебном комитете уже имеется. Теперь речь идет о том, чтобы придать этому начинанию системный и регулярный характер. Кроме того, нужно подготовить на базе семинарий тех людей, кто мог бы проводить такие курсы в регионах. Можно будет использовать и систему дистанционного обучения, и очные курсы. Опыт дистанционных семинаров тоже уже есть: здесь большую помощь сможет оказать Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Священник Геннадий Егоров в прошлом учебном году уже проводил такие обучающие семинары, чтобы поделиться опытом именно дистанционных занятий с преподавателями региональных семинарий. Конкретный же план работы по исполнению этого постановления Священного Синода будет разработан под руководством председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения. Думаю, главное, чтобы это стало частью регулярной жизни наших духовных школ. Это будет способствовать формированию очень важной вещи (и это отмечено в справке к журналу Священного Синода): наши семинарии сейчас очень разные по уровню, а нужно создать единое образовательное поле Русской Православной Церкви. Чем больше будет взаимных контактов, тем ближе мы будем к реализации этой задачи.

http://religare.ru/2_101877.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Выступление епископа Бориспольского Антония, ректора Киевской духовной академии, на заседании рабочей группы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г. «Духовное образование и просветительская деятельность Церкви» «Современные условия и перспективы для духовного образования в Украине» Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Современные социально-исторические условия ставят Церковь перед необходимостью быстро и четко отвечать на самый широкий спектр проблем, касающихся различных сфер бытия общества. В этом контексте особой актуальности приобретает вопрос духовного образования и его качества. Институциональная структура Украинской Православной Церкви представлена достаточно широкой сетью духовных учебных заведений. Согласно Уставу об управлении УПЦ их деятельность находится под надзором Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины при непосредственном подчинении Учебному Комитету при Священном Синоде УПЦ. Среди них 1 Духовная Академия, 7 Семинарий, 10 Духовных училищ и 2 богословских института. В настоящее время обучение на дневных отделениях проходят свыше 1560 студентов учебных заведений различных уровней и 2409 человек обучаются заочно. Важным обстоятельством, для преодоления всех негативных последствий которого очевидно должно пройти достаточно времени, является утрата преемственности научно-богословской школы и академических традиций. Складываясь веками, академические традиции представляют собой самое ценное богатство для любого ВУЗа. Старейшей в Восточной Европе Киевской Духовной Академии за 16 лет после ее возрождения пришлось заново отстраивать богословскую науку на Украине. При этом в стенах КДА высшее богословское образование за истекший период получило свыше 1600 человек из Украины и стран ближнего и дальнего зарубежья. Закрепились прочные контакты со многими богословскими учебными заведениями поместных Православных Церквей и теологических факультетов мира, а также светскими университетами и академиями. Это говорит о уверенно возрастающем авторитете Киевской Духовной Академии в научно-богословской среде. Эффективность духовно-образовательной системы зависит от целого ряда внешних факторов. В этой связи Украинская Православная Церковь находится во многом в ситуации отличной от российской, что сказывается и на учебном процессе.

http://sedmitza.ru/lib/text/429988/

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_96171.html 07 августа 2012 Ольга Орлова Протоиерей Максим Козлов: Дискуссии ведутся, и это хорошо Источник:  http://www.taday.ru/text/1745890.html Татьянин день О Московской духовной академии, Учебном комитете и воспитании будущих пастырей и архипастырей – интервью протоиерея Максима Козлова, опубликованное в журнале " Покров " 7-8 (499-500), 2012). В этом году исполняется 270 лет учреждения императрицей Елисаветой Петровной Духовной семинарии в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и 200 лет с момен­та подписания императором Александром I указа о переводе после пожара в Москве 1812 г. Славяно-греко-латинской академии, преобразованной в Московскую духов­ную академию, в обитель Преподобного Сергия. А 65 лет назад было принято реше­ние о возвращении Богословских курсов в Лавру. О том, что сегодня определяет жизнь Московской духовной академии и семинарии (МДАиС), – наш разговор с первым заместителем Председателя Учебного комитета, секретарем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования профессором МДАиС протоиереем Максимом Козловым. – Ваше Высокопреподобие, недавно реше­ниями Священного Синода вас назначили на должности первого заместителя Председате­ля Учебного комитета Его Высокопреосвящен­ства архиепископа Верейского Евгения, а так­же секретаря комиссии Межсоборного присут­ствия по вопросам духовного образования. Какие задачи стоят на повестке дня и что из них непосредственно касается жизни Москов­ской духовной академии и семинарии? – Сейчас мы проходим этап осознания Акалемии и Учебного комитета как отдельных структур. Эта в свое время благая соединенность – Семинарии и Академии, МДАиС и Учебного комитета – уже не является безусловным плюсом. Если взять светскую аналогию: Министерство образования не тождественно МГУ. У нас же до сих пор все слишком переплетено. Святейший Патриарх благословил разме­стить Учебный комитет в Москве в здании бывшего Андреевского монастыря. Из теку­щих значимых проектов Учебного комитета непосредственно Академии в ближайшее время коснутся два. Во-первых, во всех ду­ховных школах России и некоторых сопре­дельных государств будет проведено иссле­дование духовного образования с целью кон­троля качества. Проверять будем учебные планы и программы, выслушивать пожела­ния, тестировать учащихся. В итоге предпо­лагаем добиться максимального сближения того, что читаем в отчетах, с реальной учеб­ной практикой. Этот мониторинг проводим с тем, чтобы предложить Священноначалию пути оптимизации деятельности духовных школ и собственно Учебного комитета.

http://religare.ru/2_96171_1_21.html

Αρχεο Епископ Воскресенский Савва: Учеба — это некая отдушина для священнослужителя, будь то пресвитер или архиерей 28 Μαρτου 2013 τος 12:33 Наместник Новоспасского ставропигиального монастыря епископ Воскресенский Савва рассказал о действующих в обители курсах повышения квалификации для клириков г. Москвы. — Владыка, как возникла идея открыть курсы повышения квалификации для клириков в Москве? — Когда я только был назначен в Новоспасский монастырь наместником, Святейший Патриарх обозначил несколько первостепенных задач в отношении бывшего здесь филиала заочного сектора Московской духовной семинарии . В силу разных обстоятельств — отсутствия помещений, зарплат и так далее, его работа сошла на нет и была поставлена задача его возродить. Задача была выполнена, теперь тут постоянно присутствуют преподаватели, ведутся занятия и принимаются экзамены у студентов-заочников Московской духовной семинарии. Затем, поскольку было вынесено определение Архиерейского Собора 2009 года о повышении квалификации клириков Русской Православной Церкви, которые довольно давно закончили духовные школы, Святейший Патриарх поставил задачу открыть для московских священников в Новоспасском монастыре также и курсы повышения квалификации при Московской духовной академии, Учебном комитете и Синоде Русской Православной Церкви. Поначалу было довольно-таки тяжело, потому что нужно было согласовать много программ и документов, но, тем не менее, все было согласовано с Его Святейшеством. В апреле 2011 года он подписал резолюцию об открытии курсов, а в ноябре 2011 года к нам на обучение поступила первая группа московских священников. Их было около 20 человек, по четыре священника с каждого благочиния. — Никто не протестовал против направления на учебу? — Поначалу курсы действительно были восприняты без энтузиазма. Но после прохождения месячного курса отношение менялось. Первый блин всегда будет комом, мы ведь и сами не знали, как организовать курсы, чего уж требовать от слушателей! Первоначально священники учились с 9 до 19 вечера, выбегали из аудиторий с испариной на лбу, очень сильно уставали… Постепенно курсы стали приобретать тот вид, который имеют сейчас.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4528345...

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Педагог и воспитатель Первые годы духовно-учебной службы о. Вениамина прошли в епархиях, где православные составляли меньшинство населения. Определением Св. Синода от 24 сентября – 3 октября 1897 года он был назначен преподавателем Священного Писания Рижской духовной семинарии. Уже сам факт, что молодого выпускника направили на место опытного педагога священника Александра Ивановича Агрономова, тем же Определением призванного на пост ректора Вологодской духовной семинарии, говорит о том, что в Учебном Комитете при Св. Синоде на иеромонаха Вениамина возлагали большие надежды. Рижскую епархию составляли три губернии – Лифляндская, Курляндская и Эстляндская. В семинарии, наряду с русскими, учились православные латыши и эстонцы, все они готовились укреплять и расширять православие в крае. 4 октября 1897 года, почти одновременно с назначением о. Вениамина в Ригу, на Рижскую кафедру был перемещен епископ Агафангел (Преображенский; 27 сентября 1854 – 16 (3) октября 1928) – впоследствии митрополит Ярославский. Через четверть века св. Патриарх Тихон, арестованный под предлогом «сопротивления изъятию церковных ценностей», укажет в качестве своих Заместителей митрополитов Агафангела и Вениамина... В Риге иеромонах Вениамин был причислен к братии Алексеевского монастыря 128 . 21 января 1898 года он получил первую священническую награду – набедренник 129 . Епископ Агафангел неоднократно привлекал молодого преподавателя семинарии к богослужениям в кафедральном Христорождественском соборе, а 29 марта 1898 года, в Неделю ваий, иеромонах Вениамин говорил там проповедь за архиерейским служением 130 . В Иванов день, 24 июня 1898 года, вместе с ректором семинарии протоиереем Алексием Аристовым († 1931) о. Вениамин сослужил епископу в Иоанно-Предтеченской церкви архиерейской дачи на Эйхенбахской мызе (Озолкалнс). Праздничный молебен был совершен под открытым небом 131 . Эта дача вошла в историю как место гибели в ночь на 12 октября 1934 года архиепископа Рижского и всея Латвии Иоанна (Поммера) .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архив Пн От типовой программы бакалавриата к литургической магистратуре 24 декабря 2022 г. 15:11 На современном этапе развития духовного образования Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поставил задачу предоставить выпускникам бакалаврских программ возможность развивать различные научные направления уже на уровне обучения в магистратуре. Как известно, открытие новых магистерских профилей в духовных учебных заведениях санкционируется Священным Синодом Русской Православной Церкви, и новые программы не должны дублировать уже существующие. Поэтому магистерская программа по литургике, не имеющая аналогов в высших духовных учебных заведениях, открытие которой анонсировано председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиереем Максимом Козловым , является перспективной и востребованной. О новой магистерской программе по литургике, ее содержании и актуальности секретарь Координационной рабочей группы Сообщества преподавателей литургики при Учебном комитете иерей Константин Рева побеседовал с ведущими специалистами этой теологической специализации: заведующим кафедрой церковно-практических дисциплин ОЦАД иереем Михаилом Желтовым и советником ректора ОЦАД профессором А.М. Пентковским, принимающими непосредственное участие в подготовке данной программы. Иерей Константин Рева: В недавнем интервью протоиерей Максим Козлов отметил, что литургика на сегодняшний день относится к числу дисциплин, с усвоением которых у студентов бакалавриата духовных школ есть серьезные проблемы. И это обусловлено, по его словам, двумя причинами: во-первых, использованием в учебном процессе устаревших методик, во-вторых, недостаточным профессиональным уровнем отдельных преподавателей этой дисциплины. Что на ваш взгляд нужно сделать, чтобы изменить нынешнюю ситуацию? Иерей Михаил Желтов: Преподавание литургики в духовных школах в значительной мере опирается на конспекты лекций, сделанные еще во времена СССР.

http://patriarchia.ru/db/text/5986768.ht...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл принял участие в церемонии закрытия VII олимпиады школьников по Основам православной культуры 10 марта 2015 г. 15:29 10 марта 2015 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в церемонии закрытия VII Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры. В торжественном мероприятии участвовали председатель  Синодального отдела религиозного образования и катехизации   митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , председатель  Учебного комитета  Русской Православной Церкви  архиепископ Верейский Евгений , ректор  Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета   протоиерей Владимир Воробьев , ректор  Российского православного университета   игумен Петр (Еремеев) . В зале также присутствовали заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ С.В. Железняк, заместитель министра образования и науки РФ В.Ш. Каганов, министр образования Московской области М.Б. Захарова, председатель Совета директоров финансовой корпорации «Уралсиб», учредитель фонда просвещения «Мета» Н.А. Цветков, председатель правления фонда просвещения «Мета» В.А. Сигаева, председатель Попечительского совета Благотворительного фонда святителя Василия Великого К.В. Малофеев и другие. В 2014-2015 учебном году в трех турах олимпиады по ОПК приняли участие более 600 тысяч учащихся десяти тысяч школ из 83 регионов России и семи зарубежных стран. После демонстрации видеоролика о наиболее значимых моментах Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры Предстоятель Русской Православной Церкви обратился со словом к победителям, участникам, организаторам и гостям мероприятия: «Уважаемые участники этого замечательного торжественного собрания! Хотел бы всех вас сердечно приветствовать. Душа радуется, когда видишь и слышишь о больших достижениях в развитии нашего олимпийского движения. Действительно, в 40 раз примерно увеличилось количество участников олимпиады с 2008 года. И речь идет не только о том, что все больше детей и больше школ принимают участие в этом замечательном делании. Но самое главное то, что участие в олимпиаде создает интерес к наиважнейшим темам, связанным с историческим бытием нашего Отечества, в рамках олимпиады развивается целостное восприятие нашей истории.

http://patriarchia.ru/db/text/4011302.ht...

Г. Э. Щеглов Содержание К читателю Список сокращений Глава 1. Формирование мировоззрения и начало научной деятельности (1867–1899) 1.1. Детство и годы учебы 1.2. Санкт-Петербургская духовная академия и первые научные труды 1.3. Определение на службу и расширение церковно-общественной деятельности 1.4. Магистерская диссертация 1.5. Последние труды по истории православия на Беларуси 1.6. «Народная Академия» Глава 2. На вершине творчества (1900–1907) 2.1. Большие замыслы и новые горизонты 2.2. Доктор церковной истории 2.3. Архив Александро-Невской Лавры. Религиозно-философские собрания. Взгляд на церковную жизнь Петровской эпохи 2.4. Предсоборное Присутствие Глава 3. Служба (1908–1914) 3.1. Особые поручения 3.2. В Учебном комитете 3.3. К вопросу о кодификации церковных законов 3.4. В духовных семинариях 3.5. Юбилеи. Летописец Александро-Невской Лавры Глава 4. Великий перелом (1914–1924) 4.1. Война. Утраты 4.2. Подготовка к Всероссийскому Поместному Собору 4.3. Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов 4.4. Делегация Высшего церковного управления 4.5. Архивы Высшего церковного управления Послесловие Библиография. Источники 1. Опубликованные 1.1. Печатные труды С.Г. Рункевича Издания под редакцией С.Г. Рункевича Готовились к печати (в 1914 г.) Статьи С.Г. Рункевича в «Православной богословской Энциклопедии» 1.2. Отзывы на труды С.Г. Рункевича 1.3. Делопроизводственная документация 2. Архивные материалы 3. Фотоматериалы Литература Приложение Труды С.Г. Рункевича, вышедшие отдельными изданиями Под редакцией С.Г. Рункевича     Монография посвящена жизни и трудам крупнейшего церковного деятеля и ученого Степана Григорьевича Рункевича (1867–1924). Это глубокая и сложная фигура, ознакомление с которой дает возможность проследить не только судьбу отдельного человека, формирование его мировоззрения, становления С.Г. Рункевича как ученого, но и позволяет через него проследить судьбу Русской Православной Церкви в ее наиболее сложный период – конец XIX–haчaлo XX века, вплоть до революционных потрясений и начала гонений на Церковь . Книга написана главным образом на основе многочисленных архивных и опубликованных источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Корнилий (Соболев), еп. Свердловский. Фотография. Ок. 1926 г. (Соболев Гавриил Гавриилович; 1.11.1880, Выборг - 16.04.1933, с. Тымск (ныне Каргасокского р-на Томской обл.)), архиеп. Свердловский и Ирбитский. Из семьи потомственных священнослужителей. После учебы в Александро-Невском ДУ в С.-Петербурге и СПбДС поступил в 1900 г. в СПбДА. 28 сент. 1902 г., во время учебы в академии, пострижен в монашество с именем Корнилий ректором академии архим. Сергием (Страгородским ; впосл. патриарх Московский и всея Руси). 6 окт. того же года К. был рукоположен во диакона, 28 дек. 1903 г.- во иерея. В 1904 г. окончил СПбДА со степенью кандидата богословия. Указом Синода от 28 июля того же года направлен для служения в Урмийскую духовную миссию среди правосл. ассирийцев на северо-западе Ирана, где находился в течение 3 лет. 14 авг. 1907 г. был утвержден преподавателем Тифлисской ДС, однако уже 21 авг. получил др. назначение - в с.-петербургское Александро-Невское ДУ, где преподавал церковнослав. и рус. языки, также стал настоятелем училищного домового храма. С авг. 1909 г. преподаватель гомилетики и соединенных с нею предметов в СПбДС. 25 янв. 1910 г. назначен инспектором семинарии. Одновременно состоял членом неск. комиссий при синодальном Учебном комитете: по пересмотру программ по гомилетике духовных семинарий и уч-щ, по практическому руководству для пастырей, по литургике и церковному уставу. 1 нояб. 1911 г. назначен ректором Тульской ДС, был возведен в сан архимандрита. Также являлся председателем Совета попечительства о воспитанниках Тульской ДС; редактором неофициального отдела «Тульских епархиальных ведомостей». 17 сент. 1917 г. хиротонисан во епископа Каширского, стал викарием Тульской епархии. 15 февр. 1918 г. был ранен при обстреле красногвардейцами общегородского крестного хода в Туле. 22 янв. 1920 г. перемещен на Новосильскую викарную кафедру Тульской епархии. В дек. того же года назначен епископом Вязниковским и Яропольским, викарием Владимирской епархии. По прибытии в Вязники стал объезжать окрестные селения, где проводил богослужения, произносил проповеди. Это вызвало недовольство местных властей. 24 марта 1921 г. К. был арестован по обвинению в антисоветской пропаганде во время проповедей. Епископ отрицал свою вину, заявил на допросе, что его проповеди имели исключительно религиозно-нравственный характер. Во время тюремного заключения К. поступило более 10 прошений от приходов с просьбой о его освобождении. 7 июня коллегия Владимирской ГубЧК постановила выслать К. за пределы губернии. Это решение властей вызвало протест верующих, поступило еще более 15 ходатайств с просьбой оставить епископа, однако К. все же был вынужден выехать в Москву. Только в янв. 1922 г. он вернулся в Вязники.

http://pravenc.ru/text/2458709.html

Петр (Полянский Петр Федорович), митр.Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего Престола Родился около 1860–1865 годов. Окончил московскую духовную академию со степенью магистра богословия. Много лет занимал разные посты в Учебном Комитете и Училищном Совете при Священном Синоде. 25 сентября 1920 года хиротонисан во епископа Подольского, Московской епархии. В 1923 году возведен в сан архиепископа. В 1924 году возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Крутицким. 17 ноября 1924 года хиротонисал во епископа Ереванского Антония (Романовского). 12 апреля 1925 года собором 37 русских иерархов, присутствовавших на отпевании Патриарха Тихона, согласно завещанию последнего, был избран местоблюстителем Патриаршего Престола. Каноничность местоблюстительства митр. Петра остальным епископатом Русской Церкви была признана не сразу, многие еще недоумевали, как мог недавно посвященный во епископа Петр стать местоблюстителем, тем более, что он в Патриаршем завещании был последним кандидатом. Действительно, в завещании Патриарха первым кандидатом был указан митрополит Кирилл, – затем – митрополит Агафангел, а митрополит Петр, согласно указанию Патриарха, должен был принять управление Церковью в том случае, если ни один из указанных выше по каким-либо обстоятельствам не сможет стать местоблюстителем. Обстоятельства были именно таковы, что ни митрополит Кирилл, ни митрополит Агафангел не имели этой возможности, вследствие чего обязанность управлять Церковью легла на митрополита Петра, который тоже был местоблюстителем очень недолго, всего семь месяцев, до 10 декабря 1925 года. Епископат Русской церкви был не расположен к нему за его очень быстрое возвышение. Многие были убеждены в том, что он достиг этого возвышения посредством настойчивого сближения с Патриархом, но деятельность митрополита Петра показала, что Патриарх не ошибся, указав его, ибо он оказался стойким и мужественным руководителем вверенного ему корабля Русской Церкви. В тот момент, когда митрополит Петр принял управление Церковью, основной и ближайшей задачей его была борьба против обновленчества, так как обновленцы в то время еще не сложили своего оружия и точили мечи для новых боев, хотя огромное большинство духовенства и мирян уже поняло настоящую сущность обновленчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010