Некоторые из конспектов были очень дельны и смогли бы быть введены с большою пользою в семинариях. Но когда конспекты поступили в духовно-учебное управление, то исчезли, как в бездне, ибо чиновники не умели сладить с ними. Сначала они приглашали для рассмотрении архимандритов, живущих в Санкт-Петербурге, потом рассылали по разным местам России. Дело, разумеется, не могло обойтись без замечаний. Но если чиновники ничего не могли сделать с конспектами, то тем более не могли они ничего делать, когда дело увеличилось еще замечаниями. Наконец, нашлись они лучшим молчать о конспектах; а потому мало-помалу забыли уже и о том, что в духовно-учебном управлении было дело о конспектах, так что в 1853 году директор духовно-учебного управления Карасевский, когда напомнили об нем, счел нужным осведомиться и об этом предмете от начальников отделения, и распорядился закрытием комитета по рассмотрению конспектов, считавшегося до того времени существовавшим еще в духовно-учебном управлении. В 1854 или 1855 году Синод сделал распоряжение об издании духовно-православных книг для народа. С этой целью составлен был комитет из духовных лиц для составления статей подобного рода. Объявлено было об нем Академиям, семинариям и лицам епархиальным предписанием участвовать в составлении статей. Многие способные люди духовного сана ревностно приступили к этому благому делу, и в первый год поступило в комитет до 200 статей. Во второй - столько же, в третий - около ста. Но духовно-учебное управление, ставшее между Синодом и духовными заведениями, передавая распоряжение Синода, присовокупило, что статьи должны быть представлены комитетом на окончательное рассмотрение духовно-учебного управления. Таким образом все то, что поступало в комитет, по надлежащем разборе, перешло в духовно-учебное управление. Чиновники духовно-учебного управления опять не смогли ничего решить и представили все статьи Сербиновичу. Когда узнано было об этом духовными, то ревность их к составлению статей скоро охладела, ибо подобный ход дела равнялся запрещению его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=769...

   Вслед за утверждением новых уставов, по предложению обер-прокурора, было упразднено Духовно-Учебное Управление и вместо него открыт Учебный Комитет при Святейшем Синоде. Председателем комитета был назначен известный Парижский посольский протоиерей, о. Иосиф Васильев. Учебный Комитет подчинялся Синоду, но характерно, что писать в Комитет нужно было на имя обер-прокурора. В сущности, духовные школы по-прежнему оставались в главном ведении самого обер-прокурора. Эта зависимость даже усилилась, ибо была ослаблена связь семинарий с духовными академиями, хотя академиям и было предоставлено новое право испытывать (“пробными уроками”) и рекомендовать кандидатов на школьные должности, — на практике это создавало необычайную путаницу и волокиту. Влияние государственной власти в духовных школах стало особенно очевидно с развитием в Учебном Комитете института членов-ревизоров, всегда из светских чиновников, хотя бы и с академическим образованием и духовного звания по рождению, представлявших собственно лицо обер-прокурора (подобно секретарям духовных консисторий)...    Уже только после утверждения общих духовно-школьных уставов был двинут и вопрос о реформе духовных академий. В 1867-м году были спрошены и представлены заключения академических конференций. Сразу же была образована комиссия под председательством Нектария, из членов духовных и светских, и в 1858-м году она уже представила свой проект нового устава. Проект был сразу же опубликован “для всеобщего обсуждения.” Синод просил представить свои заключения о проекте преосвященных академических городов, а также преосвященных Макария Литовского, Евсевия Могилевского, Леонтия тогда Подольского. В 1869-м году проект был еще раз пересмотрен комиссией в расширенном составе и внесен в Синод. Устав получил Высочайшее утверждение 30 мая 1869 г. С осени же было решено преобразовать академии Санкт-Петербургскую и Киевскую, и в следующем году — Московскую и Казанскую...    И по новому уставу Духовным Академиям ставилась двоякая задача. Это должна была быть не только богословская высшая школа, но еще и своего рода педагогический институт духовного ведомства. И в Академиях не столько готовили к пастырству, сколько именно к педагогической деятельности. Отсюда неизбежная многопредметность и разбросанность. Иные предметы только затем и преподавались, чтобы по ним приготовить преподавателей для школ низших ступеней. Многопредметность в учебном курсе новый устав стремился ослабить путем разделения на “факультеты” или отделения, так что только некоторые предметы оставались для всех обязательными, а большинство распределялось по группам. Таких “отделений” было создано в конце концов три, — богословское, церковно-историческое, церковно-практическое. Во главе каждого был поставлен особый помощник ректора. Групповым распределением предметов новый устав предполагал облегчить основательное изучение избранных предметов. Но цельность богословского образования этим все же разбивалась...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

—92— Ha сем указе надпись Его Высокопреосвященства: «28 марта 1913. В Совете Императорской Московской Академии. Сердечно рад и поздравляю Академию. Митрополит Макарий. Справка. Высочайший Указ, данный Святейшему Правительствующему Синоду в 21 день минувшего февраля месяца, и описание празднования Академией исполнившегося 300-летия со дня избрания первого Государя ныне благополучно царствующего Дома Романовых внесены были в журнал предшествующего собрания Совета Академии – 20 марта 1913 года 3, ст. I). Определили: 1) Указ Святейшего Синода хранить при делах Совета Академии. – 2) Просить Его Высокопреосвященство принять выражение глубокой благодарности Совета Академии за выраженное в резолюции от 28 марта сего года поздравление Академия с Монаршей милостью. II . Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «28 марта 1913. В Совет Академии» – Указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 26 марта за 4919: «По Указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложенный г. Обер-Прокурором Святейшего Синода, от 25 февраля сего года за 693, журнал Учебного Комитета, 128, по представлениям Преосвященных митрополитов С.-Петербургского и Киевского, Вашего Преосвященства и Архиепископа Казанского о результатах приемных испытаний в духовных академиях в 1912–13 учебном году. Приказали: Рассмотреть настоящий журнал, Святейший Синод, согласно заключению Учебного Комитета, определяет: донесения Преосвященных митрополитов С.-Петербургского и Киевского, Вашего Преосвященства и Преосвященного Казанского о результатах приемных испытаний в духовных академиях в 1912–13 учебном году принять к сведению; о чем уведомив Ваше Преосвященство, Преосвященных Митрополитов С.-Петербургского и Киевского и Преосвященного Казанского указами». —93— Определили: Указ Святейшего Синода принять к сведению. III. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «5 апреля 1913. В Совет Академии» – Указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 3 апреля за 5499:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Такое положение духовно-учебной части действительно требует тщательно обдуманных мероприятий» (Там же). 1775 «Протоколы заседания Комиссии для предварительных работ по вопросам, подлежащим рассмотрению предстоящего поместного Собора Всероссийской Церкви [sic!]» сохранились в фонде СПбДА в ОР РНБ: Ф. 573. Оп. 1. 764. 1776 С 1869 г. Каринский преподавал на кафедре философии СПбДА, в 1894 г. вышел в отставку, с 1896 г. состоял почетным членом СПбДА, с 1907 г. – сверхштатным ординарным профессором (лекций не читал) и членом Совета СПбДА. 1780 ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 336. Л. 49. Письмо профессора КДА Д. И. Богдашевского от 22 дек. 1905 г. 1786 Там же. Л. 186 об. За подобное разделение подано восемь голосов, против шести, при одном воздержавшемся, имена в протоколе не названы. 1790 В п. 2 говорилось о сохранении существующего разделения духовной школы на низшую и среднюю (Там же. Л. 186). 1794 Оба доклада были впервые опубликованы в сборнике: Отзывы епархиальных архиереев о церковной реформе. СПб., 1906. Т. III. С. 151–157; 159–161 (издание не предназначалось для продажи). В расширенном виде с большими примечаниями, порою существенно корректирующими ранее высказанные предложения, опубликованы в сборнике Глубоковского «По вопросам духовной школы (средней и высшей) и об Учебном комитете при Святейшем Синоде». СПб., 1907. С. 1–11, 11–13. Автографы докладов сохранились в его архиве: «К вопросу о...» (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 2. 9); «Об основах...» (Там же. Оп. 1. 184). Копии этих двух докладов сохранились среди бумаг архиепископа Арсения Стадницкого (ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. 168). 1795 Глубоковский H. H. Об основах духовно-учебной реформы и желательных типах духовно-богословских школ//Глубоковский H. H. По вопросам духовной школы (средней и высшей) и об Учебном Комитете при Святейшем Синоде. СПб., 1907. С. 1. О преподавании богословия в наших университетах//ХЧ. 1866. Ч. I (январь–июнь). С. 141–191. В качестве доводов против устроения богословских факультетов автор выдвигал следующие. Он утверждал, что без специальной подготовки, без внутренней самоуглубленности в предмет, только при одном «внешнем его расширении» и влиянии со стороны других специальностей, богословие в университетах «будет только разрушать само себя» (Там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Процесс перевода училища практически завершён. Через год следует провести повторную инспекционную проверку» . В Рязанском духовном училище инспекция Учебного Комитета отмечала следующие недостатки: отсутствие лицензии, отсутствие в учебном плане некоторых предметов, предусмотренных стандартом, низкие требования при оценке знаний учащихся, отсутствие у 4-х учащихся полного среднего образования, применение в дисциплинарной практике таких экстравагантных наказаний, как устранение от занятий на 1-2 месяца.  Следующая инспекция, проводившаяся через несколько лет, выявила что квалифицированных педагогов не хватает, преподавание на первых двух курсах не вполне соответствует уровню духовного училища, в библиотеке не хватает учебных пособий и книг, в учебном плане продолжает отсутствовать ряд важных дисциплин .  Все это привело к тому, что Рязанское духовное училище не было преобразовано в семинарию даже в 2003 году. Положительную оценку Учебного Комитета получило Тульское духовное училище, впоследствии получившее статус семинарии, Калужская и Коломенская Духовные семинарии . Тульская духовная семинария была преобразована из духовного училища в 2001 году. По Смоленской семинарии было отмечено, что при наличии материальной базы и квалифицированных кадров, а также общей налаженности учебного процесса, учебный план не соответствует утвержденному Священным Синодом. Вместе с тем обнаружилось стремление руководства семинарии приблизить учебный план к государственному стандарту по теологии . В Ивановской епархии собственное учреждение профессионального образования — Ивановские епархиальные пастырско-богословские курсы, предназначенные для не имеющих специального духовного образования священнослужителей, а также кандидатов в священный сан, появились только в 1996 году . На курсах изучались лишь 6 дисциплин, срок обучения был весьма краток — всего 3 месяца. За время своего существования пастырско-богословские курсы сделали 5 выпусков учащихся, всего их закончили свыше 80 человек. Даже в такой форме курсы в значительной мере способствовали повышению религиозного образовательного уровня духовенства епархии.  При курсах имелась библиотека с фондом около 1200 книг по различным отраслям богословских знаний.

http://bogoslov.ru/article/5724335

На сайте Издательского Совета продолжила работу интерактивная карта мероприятий Дня православной книги, содержащая информацию о региональных мероприятиях. Согласно зафиксированным на интерактивной карте данным, всего в марте-апреле 2020 года в епархиях Русской Православной Церкви прошло 2702 мероприятия. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Рапорт принять к сведению. 2. Отметить положительный опыт дистанционного проведения для детей и молодежи мероприятий, направленных на развитие культуры чтения и интереса к книге в обществе.   ЖУРНАЛ 36 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о рапорте протоиерея Максима Козлова, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, об утверждении нормативной документации к единому учебному плану подготовки церковных специалистов. Справка: 13 июня 2019 года Высший Церковный Совет поручил Межведомственной комиссии при Учебном комитете Русской Православной Церкви «подготовить предложения по преобразованию центров подготовки церковных специалистов из четырех профилей в единый». При этом Высший Церковный Совет постановил: «В 2020/2021 учебном году набор осуществить по единому учебному плану подготовки приходских специалистов». 11 декабря 2019 года Высший Церковный Совет одобрил единый учебный план подготовки приходских специалистов и поручил Межведомственной комиссии разработать комплект нормативной документации к маю 2020 года. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить Положение о порядке реализации и церковной аккредитации образовательной программы подготовки церковных специалистов в области приходского просвещения и Церковный образовательный стандарт подготовки церковных специалистов в области приходского просвещения.   ЖУРНАЛ 37 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о прошении Преосвященного епископа Звенигородского Питирима, исполняющего обязанности ректора Московской духовной академии, в сопровождении рапорта протоиерея Максима Козлова, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, об открытии в Московской духовной академии магистерских программ по профилям «История христианства в новейший период» и «Современное каноническое право».

http://patriarchia.ru/db/text/5664123.ht...

Протоиерей Максим Козлов: Создается единое образовательное пространство Русской Православной Церкви 23 июля 2013 г. 16:49 Священный Синод на своем заседании 16 июля 2013 года принял сразу несколько решений в сфере духовного образования. Расширится практика дистанционного обучения, профессора из Москвы или Петербурга будут участвовать в защитах дипломов и экзаменах в регионах. Через три года не будет ни одного духовного училища для будущих пастырей. О том, для чего и кто будет вводить все эти новшества, в интервью журналу «Нескучный сад» рассказывает заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Максим Козлов . — Первое из постановлений Синода касается курсов повышения квалификации преподавателей духовных школ. Уже есть план их проведения? — Такие курсы и ранее проводились по различным предметам, в основном на базе Московской духовной академии , так что опыт в Учебном комитете уже имеется. Теперь речь идет о том, чтобы придать этому начинанию системный и регулярный характер. Кроме того, нужно подготовить на базе семинарий тех людей, кто мог бы проводить такие курсы в регионах. Можно будет использовать и систему дистанционного обучения, и очные курсы. Опыт дистанционных семинаров тоже уже есть: здесь большую помощь сможет оказать Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет . Священник Геннадий Егоров в прошлом учебном году уже проводил такие обучающие семинары, чтобы поделиться опытом именно дистанционных занятий с преподавателями региональных семинарий. Конкретный же план работы по исполнению этого постановления Священного Синода будет разработан под руководством председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения . Думаю, главное, чтобы это стало частью регулярной жизни наших духовных школ. Это будет способствовать формированию очень важной вещи (и это отмечено в справке к журналу Священного Синода): наши семинарии сейчас очень разные по уровню, а нужно создать единое образовательное поле Русской Православной Церкви. Чем больше будет взаимных контактов, тем ближе мы будем к реализации этой задачи.

http://patriarchia.ru/db/text/3117299.ht...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Мониторинг СМИ Школьная этика отодвигает религию Родители четвероклассников — за светское образование 17.08.2012 13:01 Версия для печати В новом учебном году все ученики четвертых классов петербургских школ будут изучать основы мировых религиозных культур и светской этики, об этом сообщила журналистам председатель городского комитета по образованию Жанна Воробьева. Поясним, что курс включает шесть модулей, и на его выбор повлияло мнение родителей учеников на родительских собраниях. Согласно данным, озвученным главой комитета по образованию, в новом учебном году большинство взрослых выступило за «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы православной культуры» (смотри диаграмму). В меньшинстве были родители, выбиравшие «Основы исламской культуры» — 0,7%, «Основы иудейской культуры» — 0,09%, «Основы буддистской культуры» — 0,02%. —Цель этого курса — создание у учеников мотивации к осознанному нравственному поведению, уважения к другим культурам, — заявила Жанна Воробьева. — Преподавать курс в основном будут учителя истории, литературы, начальных классов после курса переподготовки в городской академии постдипломного педагогического образования, ее прошли около 1,6 тысячи учителей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Образовательные организации по подготовке профильных специалистов рассматриваются в рамках проекта Положения как неотъемлемая часть единой образовательной системы Русской Православной Церкви. В связи с этим согласно проекту Положения при Учебном комитете Русской Православной Церкви формируется Межведомственная комиссия, включающая представителей профильных синодальных учреждений. В задачи Межведомственной комиссии входит проведение церковного лицензирования и аккредитации образовательных организаций по подготовке специалистов по направлениям церковного служения. Церковная лицензия подтверждает право организации вести образовательную деятельность по программам подготовки специалистов по одному или нескольким направлениям церковного служения. Свидетельство о церковной аккредитации подтверждает соответствие программ подготовки специалистов, реализуемых образовательной организацией, церковным образовательным стандартам, и дает образовательной организации право выдавать выпускной документ церковного образца. Также в задачи Межведомственной комиссии входит инспектирование и общий контроль образовательной деятельности в епархиальных образовательных учреждениях. Непосредственный контроль осуществляет при этом епархиальный архиерей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить Положение о порядке реализации программ по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности . 2. Учебному комитету во взаимодействии с профильными синодальными учреждениями сформировать Межведомственную комиссию, предусмотренную в Положении. 3. Межведомственной комиссии при Учебном комитете переработать положения о выдаче представлений профильных синодальных учреждений образовательным организациям в целях реализации программ подготовки специалистов по направлениям церковного служения в единое Положение о церковном лицензировании и аккредитации образовательных организаций по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности с указанием порядка функционирования Межведомственной комиссии на основе принципа единогласного принятия решения всеми членами комиссии и представить на утверждение Высшего Церковного Совета.

http://patriarchia.ru/db/text/3275888.ht...

Поднялся, разумеется, вопль велий. Медики напомнили про клятву Гиппократа: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства. И не покажу путь для подобного замысла». А главный государственный санитарный врач вообще сказал, что заявления о необходимости обучить врачей искусству убийства являются «сатанинским кощунством и глумлением над врачебной профессией». Ну, а мнение Церкви об эвтаназии хорошо известно: «эвтаназия — это один из видов сознательного самоубийства. В религиозном отношении — это крайняя степень отпадения от Бога», а «помогать совершить самоубийство - это абсолютно безнравственно с христианской точки зрения». Высказались по проблеме эвтаназии не только священнослужители и врачи, но также правоведы, законодатели: «У нас было немало случаев, когда под угрозой, под дулом пистолета люди подписывали договоры о купле-продаже жилья, продавали акции, другое имущество, и где гарантия, что то же самое не произойдет в случае с эвтаназией?», поинтересовался председатель думского комитета по законодательству. Высказались многие… Как вдруг (вот опять это слово), сообщают СМИ, председатель комитета Совета Федерации «вообще опровергла сведения о том, что в верхней палате Федерального Собрания готовится законопроект о легализации эвтаназии. " Никакого законопроекта или его концепции у нас нет. Мы просто сейчас работаем над тем, чтобы изучить проблему со всех сторон». А спикер Совета Федерации и вовсе сообщил: " Никакого законопроекта Совет Федерации не разрабатывает и разрабатывать не будет. Этой проблемой Совет Федерации не занимается. Принципиально " . То есть даже и не работают, чтобы изучить. Вот оно как бывает, когда не с той ноги, Хотя и с той не лучше, как мы уже видели. А тут как раз подоспел маньяк из штата Вирджиния с пистолетом «глок», перестрелявший больше тридцати своих соучеников, и общество переключилось на обсуждение вопроса об облегчении ближнему перехода из жизни в смерть с помощью легкого стрелкового оружия. Стали говорить, что надо бы нам, как в Штатах – облегчить, значить, законодательство. А в Штатах, там ведь как? Там просто и, главное, очень логично - " эта новая стрельба в учебном заведении требует немедленной отмены законов о зонах, свободных от оружия, которые в нашей стране обрекают школы на милость сумасшедшего " , " безответственно и опасно говорить гражданам, что им нельзя носить оружие в учебном заведении " , " американцы требуют положить конец неэффективному запрету на оружие " . Ну и т.д. Это - «оружейное лобби». В техническом университете, в котором произошла бойня, учится больше 20 тысяч человек. Из них просто по статистике сколько-то процентов должны оказаться не вполне адекватными психически. Ну, и если они все были бы вооружены – совсем интересное кино могло получиться.

http://radonezh.ru/analytics/vstat-s-toy...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010