Н.В. Маслов Библиография Отдел I Труды Глинских старцев Труды игумена Филарета (Данилевского) Устав Глинской Рождество-Богородицкой пустыни//ЦГИА. Ф. 796. Оп. 102. Л. 936. Устав Екатеринбургского Новотихвинского девичьего монастыря. Устав Борисовской пустыни Курской епархии. Устав Уфимского Благовещенского девичьего монастыря. Поучение новопостриженному монаху. СПб, 1824//ЦГИА. Ф. 796. Оп. 104. Д. 1000. До и после пострига. Поучение монахам Глинского игумена Филарета. Почаев, 1910. С. 5–32. До и после пострига. Поучение монахам Глинского игумена Филарета. 3-е изд. Глинской пустыни в перев. со славянского языка. Курск, 1911. С. 7–32. Поучение новоначальному перед постригом//До и после пострига.... Почаев, 1910. С. 3–4. Наставление о должности духовника, служащего инокиням//ОР РГБ. Ф. 214. ОПТ–292. Л. 81 об.–89. Краткое изъяснение о явлении Пустынно-Глинской чудотворной иконы и Краткое описание Глинской пустыни. Записки игумена Филарета 1823 и 1828 г.г.//Там же. С. 99. Труды иеромонаха Порфирия (Левашова) О воспитании девиц в духе истинно христианском//Странник. 1866. Сентябрь. С. 85–125. Взгляд на монашество//Странник. 1867. Февраль. С. 39–51. О причинах раскола//Странник. 1867. Июль. С. 123–129. Беседа со старообрядцами//Странник. 1867. Июль. С. 10–31. О бессмертии//Странник. 1868. Март. С. 95–102. Труды игумена Иассона Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота//Курские епархиальные ведомости. 1893. 39. С. 1–8; 40. С. 9–16; 41. С. 17–24; 1894. 4. С. 25–32; 5. С. 33–40; 6. С. 41–43. Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота. (С портретом)/Сост. иеромонахом Иассоном. Курск, 1894. Краткое сказание о жизни монаха Досифея/Сост. иеромонах Иассон//Курские епархиальные ведомости. 1894. 7. Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни монах Феодот. Издание Глинской пустыни. Одесса, 1909. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни/Собранное игуменом Иассоном. М., 1906. Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец монах Мартирий/Собрал игумен Иассон. Курск, 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Совершенно справедливо, что до появления устава патриарха Алексия (102–043) в нашем богослужении должен был существовать устав, который бы регулировал наше богослужение, но какой категории этот устав, остаётся пока в неизвестности, по отсутствию прямых данных для решения этого вопроса. Вернее всего, что это был устав студийский же хотя далеко не в том виде, в каком он вышел из рук патриарха константинопольского Алексия. Нельзя смущаться тем обстоятельством, что в Предисловии (л. 196) к уставу этого патриарха, хранящемуся в моск. Синодальной библиотеке под 330 имеются такого рода замечания: уставлен убо (т. е. устав) не по писанию в монастыре Студийстем преподобным отцем нашим исповедником Феодором бывшим в нем игуменом, предан же писанием от Алексия святого и вселенные патриарха в поставлением им монастыри во имя Божественные Матери» и «елико же убо подобное службе в божественных пениих уставити в преже причтных книгах ничесоже рекохом, яко се что оставивше, но особьственно учение сущим сотворьше». Эти замечания, правда, могут наводить на мысль, что до патриарха Алексия студийский устав не был заключен в письмени и что его обычаи, следовательно, не были известны в других местах, кроме этого монастыря, Но быть не может, чтобы Студийский монастырь, основанный в столице при императоре Льве Великом (45–74) сенатором Студием и пользовавшийся громадною популярностию на востоке за свой монастырский устав, преданный этой обители преподобным Феодором, называемом по монастырю Студитом († 826) не имел хотя краткого собрания правил, касающихся монастырской жизни и в особенности богослужебных обычаев и обрядов его. Этот знаменитый монастырь, задававший тон всему востоку, оказывал такое сильное влияние на монастыри, в особенности константинопольские, «что всё древнейшее, как выражается сам же архимандрит Сергий, дошедшее до нас из константинопольского патриархата в отношении к уставам, сходно со студийским уставом» (стр. 116). Это влияние студийского устава на богослужебную практику восточной церкви, не могло исчезнуть бесследно даже и после того, как наступило время господства иерусалимского устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

J. Á. García de Cortázar y Ruiz de Aguirre. Santander, 2012. T. 1. P. 759-768; Dehoux E. Saints guerriers: Georges, Guillaume, Maurice et Michel dans la France médiévale (XIe-XIIIe siècl.). Rennes, 2014. А. А. Королёв Гимнография Ангел вручает прп. Пахомию Великому монашеский устав. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы на Городке в Звенигороде. Ок. 1400 г. Ангел вручает прп. Пахомию Великому монашеский устав. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы на Городке в Звенигороде. Ок. 1400 г. В иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в груз. переводе, М. имеет неск. дней памяти: 14, 29 нояб. и 22 июня. 14 нояб. совершается память архангелов М. и Гавриила и пророков Илии и Елисея: назначаются тропарь 4-го гласа «Множество архангелов...», прокимен Пс 103. 4, аллилуиарий Пс 137. 1, чтения: 4 Цар 2. 1-14, Апостол Евр 1. 1-12, Евангелие Мф 13. 36-43; тропарь на умовение рук «Кто победную песнь...», тропарь на освящение «Воинство архангелов...» ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. P. 51); такое же последование М. назначается и 29 нояб. (Ibid. P. 54); 22 июля вспоминается освящение церкви в честь М. и совершается память пророков Илии и Елисея (ср. 14 нояб.): назначаются прокимен Пс 102. 20, аллилуиарий Пс 137. 1, чтения: 3 Цар 19. 9-18, Апостол Евр 1. 1-12, Евангелие Мф 27. 33 - (?) ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. P. 17). В Типиконе Великой церкви , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память М. отмечается несколько раз в году: 6 сент., 8 нояб., 10 дек., 9, 11 и 19 июня, а также в среду по Пятидесятнице (совместно с арх. Гавриилом) ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 16-18, 94, 126, 310, 312, 316; T. 2. P. 142). Основными днями памяти М. (в силу содержащегося для них в Типиконе богослужебного последования) являются 6 сент., 8 нояб. и среда по Пятидесятнице. 6 сент. на Пс 50 назначаются тропарь 2-го гласа Μσον τν ταγμτων τν ρχαγγλων πρτος ναδεχθης, προσττα Μιχαλ (Среди чинов архангельских первый явился, заступниче Михаиле...), прокимен Пс 102. 20, Апостол Евр 2. 2-10, аллилуиарий Пс 148. 2, Евангелие Лк 10. 16-21 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 16). 8 нояб. на Пс 50 назначаются тропарь 2-го гласа Αρχιστρτηγε Θεο, λειτουργ θεας δξης (          ), прокимен Пс 103. 4, Апостол Евр 2. 2-10, аллилуиарий Пс 102. 20, Евангелие Лк 10. 16-21, причастен Пс 148. 1 (либо Пс 103. 4) ( Mateos. Typicon. P. 94). В среду по Пятидесятнице отмечается память архангелов М. и Гавриила; указаны прокимен Пс 28. 11, Апостол Евр 2. 2-10, аллилуиарий Пс 94. 1, Евангелие Ин 1. 43-51 (Ibid. T. 2. P. 142).

http://pravenc.ru/text/2563460.html

5 . Предпразднство господского или богородичного праздника, случившееся в седмичный день, в отличие от воскресного, имест влияние на прокимен, аллилуиарий и причастен. Так как в такие дни дневная служба Октоиха отменяется, то становятся неуместными и дневные песнопения означенных наименований. Вот почему в последовании 20 ноября (предпразднство Введения во храм пр. Богородицы: см. Тип., л. 102 на об. и 103), при трех апостолах евангелиях – дня, утренних под зачало и святого, не имеющего праздничного знака, назначены один только прокимен, один аллилуиарий и один причастен святого. Очевидно, тот же самый устав относительно сих песнопений должно соблюдать, напр. 21 и 22 декабря (л. 128 и 129 на об.), 2 января (л. 145), 7 сентября (л.47) и т.д. Обращает на себя внимание устав 5 августа (л. 277 на об.) Здесь сказано: «Апостол и евангелие дне и утрешнее под зачало», а так как в это число празднуется предпразднство Преображения Господня, то не прибавлено, что прокимен с аллилуиарием и причастием также дня. Но в таком случае какие же? Из предыдущего следует, что – святого. Правда, на 5 августа 48 гл. Типикона не назначает апостола и евангелия святому, а из 58 его главы, л. 406, видно, что апостол и евангелие святому не читаются, когда они не показаны в 48 гл.; но из последней видно и то, что служба святому 5 августа всё-таки отправляется и отправляется именно мученику Евсигнию. Поэтому общие мученические прокимен, аллплуиарий и причастен будут вполне соответствовать содержанию богослужения 5 августа. 6 . Устав прокимнов, аллилуиариев и причастнов для тех седмичных дней, на которые падает попразднство господского праздника, есть тот, который излагается под 15 числом сентября, где указаны прокимен праздника и святого, аллилуиарий святого, причастен праздника (при чем прибавлено: «и до отдания») и святого. После этого в Типиконе замечено: «сице поем во вся Владычни попразднства» (Типик., л. 60). Таков же устав прокимнов, аллилуиариев и причастнов в те седмичные дни, на которые падает попразднство богородичного праздника. Он изложен под 9 числом сентября месяца, где указаны: прокимен праздника (при чем прибавлено: «и до отдания»), потом святых, аллилуиарий святых, причастен праздника (при чем прибавлено: «и до отдания») и святых (Типик., л. 52).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

93 Канонизация святых. Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси. Троице-Сергиева Лавра. 1988. С. 97—105. (Житие преподобного Паисия Величковского). 94 До и после пострига... С. III. (Предисл.) 95 ЦГИА, ф. 796, оп. 445, д. 501, л. 46. 96 Там же, оп. 102, д. 936, л. 6—боб. 97 Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 55. 98 Устав был утвержден Святейшим Синодом 26 августа 1821 г. Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 40; ЦГИА, ф. 796, оп. 102, д. 936, л. 41. 99 Отец Филарет как составитель общежительных иноческих уставов и строитель женских монастырей//Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 92—98. 100 Устав, или чиноположение относительно церковного Богослужения и правил общежития монашествующих Глинской Рождество-Богородицкой пустыни//Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 101—148. 101 Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 55. Устав Глинской Рождество-Богородицкой пустыни. Глава 8. 102 Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни Собр. игуменом Иассоном. С. 188. 103 Отец Филарет как сочинитель книг и нот//Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 98—106. 104 До и после пострига. Поучения монахам Глинского игумена Филарета. 3-е изд. Глинской пустыни в перев. со слав. яз. Курск, 1911. То же. Почаев, 1910. 105 Наставление игумена Филарета, о должности духовника, служащего в женских монастырях//Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 155—160. 106 Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 99.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

2) Кто этот Игнатий? Решить это трудно. Видно только, что это был чернец и имел близкие сношения с Москвой, если не постоянно жил в Москве. Аввакум так говорил об Игнатии: «плюньте, братия, где он говорит, – не подобает его слушать. Где ему знать обычай и устав церковный? Он родился и взрос во дворе боярском, да вчера постригся – а на завтра и в игумны накупился, без благословения отец окормляет церковь ». Далее Аввакум делает такие обращения к Игнатию: «ну, Иванович, прости!.. Читал ли ты, старый друг мой, правила?... Не вскормя, ворога не видать. Чаю, разумеешь реченное. У Павла бы митрополита также ты философил» (VIII, 105–6). Очевидно, это были старые знакомые, по-видимому – и за раскол подвизались вместе. Не тот ли это Игнатий Иванов, который некогда состоял в переписке с противниками новоисправленных книг – игуменом Феоктистом и епископом Александром (Ι, 337–8, п. п. 74, 85)? Так или иначе, но бесспорно, что о том же чернеце Игнатии Аввакум писал и в другом послании в Москву, когда давал наставления москвичу Борису (VIII, 93). Любопытна и здесь характеристика Игнатия. Противопоставляя Игнатию покойницу Марфу, игуменью в Вязниках, Аввакум замечал: «не по Игнатьеву жила, – странным и мимоходящим ноги умывала сама» (– 92). 3) По главному вопросу, какой решается в рассматриваемых посланиях (– 100, 103), видно, что оба они были адресованы к одному и тому же попу Исидору, который в том и другом прямо и называется по имени (– 100, 102). 83 Первое послание писано в царствование Феодора Алексеевича (– 101), второе было вызвано вопросом Исидора (– 102), последовавшим со стороны последнего, надо думать, по поводу сделанного Аввакумом Исидору порицательного замечания в первом послании (– 100), и, очевидно, еще при жизни иеромонаха Иова. 4) В послании неизвестных XVII века – ркп. Публ. библ. О. XVII. 37 – приведены буквальные выдержки из настоящих посланий: а) VIII, 102: от «во аде несть покаяния» до «буди воля твоя, а не моя», и б) VIII, 103–4: от «младенцев от новиков крещенных» до «клади то в дело, и крещение, и венчание», – с указанием, что так «писал отец Аввакум к некоему священнику».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

752 Письмо Жеденова тайному советнику и сенатору С. Е. Крыжановскому. РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Ед. хр. 206. Л. 15. 754 Там же. Л. 50–51 об. Более длинная версия его письма появилась в приложении к «Кронштадтскому маяку» под заглавием «Ужасная месть». Там же. Л. 29–30. 756 Там же. 3 делопр. Д. 3069. Л. 116; перепечатано в «Санкт-Петербургских ведомостях», 1 октября 1909 г. 764 Современные аргументы в поддержку совмещения либеральной демократии с православием см.: Voinov V. The Western Idea of Democracy Through the Prism of the Russian Religious Mind. Неопубликованный доклад, представленный на конференции AAASS, прошедшей в Олбани, Нью-Йорк, в марте 1997 г. О проповеди о. Иоанна по поводу открытия Думы (27 апреля 1906 г.) см.: Сергиев И. И. Проповеди отца Иоанна Кронштадтского о царском самодержавии. СПб., 1914. С. 12–13. 765 Troeltsch Е. Sect-type and Church-type contrasted//Troeltsch E. The Social Teaching of the Christian Churches. Vol. 1. N.Y., 1960. P. 331–349; Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 68–69. 769 Согласно верованиям хлыстов, Бог воплотился не только один раз – в своем Сыне; Он продолжает воплощаться в некоторых людях, чтобы полнее раскрыть истину и показать народу путь к спасению. Эти избранные праведники становятся живыми Богами, к которым неприменимы обычные законы. См.: Хлысты//Брокгауз Ф. А., Эфрон А. Я. Энциклопедический словарь. СПб., 1903. Т. 73. С. 402–409. 770 Письмо из канцелярии Синода от 15 сентября 1909 г., в: РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Ед. хр. 206. Л. 54. 771 Об этом сообщается в «Новом времени» за 12 декабря 1908 г. ГАРФ. Ф. 102, 4 делопр. Д. 154 (I). Л. 63. 773 Русское слово. 176. 30 июля 1908 г. С. 4. Различные версии встречи пересказывались в «Русском народе» 1 и 10 августа 1908 г, 360, 369; а также в «Голосе Москвы» 30 июля 1908 г. См.: ГАРФ. Ф. 102, 4 делопр. Д. 154 (I). Л. 29, 37–38. 774 Об этом сообщается в «Вече» 23 августа 1909 г. С. 2; ГАРФ. Ф. 102, 4 делопр. Д. 154 (1). Л. 96. 776 Иоанновское братство. Устав. РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Ед. хр. 206 (раньше Департамент духовных дел иностранных исповеданий. Д. 155). Л. 52.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

ГИМ, Москва Хлудовское собр. 117 – «Служебник прозвитера Николая». Конволют: служебник конца XIII в., не ранее 1282 г. (л. 1–6:15–57), среднеболгарский, далее Евангелие XIV в. (л. 7–14:58–213), сербского письма, 8°, 213 л., пергамен, полуустав. Начальные листы рукописи – палимпсест на глаголице XI в. На ектениях л. 56 об., 57 упоминается краль Стефан Милутин (время правления 1282–1321). ЛИЗ, ЛВВ. [СК 2002: 656–661]. Далее Хлуд. 117. Первая половина XIV в. РНБ, Санкт-Петербург ОСРК, O.n.I.4 – ок. 1342 г., 8°, 37 л., древнерусский, пергамен, устав. На первом листе помета «в лет(о) раба б(о) ж(ия) Наста(сья)... сменовая преставися» [Гранстрем 1953: 48–49]. ЛИЗ. [ПС 1966, 1086]. Часть рукописи находится в Художественной галерее Уолтерса, г. Балтимор, США: Walter Art Museum (W. 548) [Афанасьева 2009: 48–55]. Далее O.n.I.4. ОСРК, Q.n.I.67 – ок. 1316 г., 4°, 89 л., древнерусский (Псков), пергамен, устав. На л. 40 запись о смерти княгини Марии Довмонтовой (1317 г.). ЛИЗ, ЛВВ. [СК 2002: 591]. Далее Q.n.I.67. ГИМ, Москва Синодальное собр. 605 – «Служебник Антония Римлянина», 4°, 30 л., древнерусский, пергамен, устав. ЛИЗ. [ПС 1966, 598]. Далее Син. 605. Уваровское собр. 46 – 1-я половина (начало?) XIV в. (л. 1–31:36–92), среднеболгарский, XV в. (л. 32–35) сербский, 8°, 92 л., пергамен (л. 1–31:36–46), бумага (л. 32–35). ЛИЗ, ЛВВ. [NCXVд: 45]. Далее Увар. 46. Уваровское собр. 574 – середина XIV в., 8°, сербский, крупный устав, бомбицина. ЛВВ. Передатировка рукописи с XVI в. [Леонид 1893: 6] на XIV в. принадлежит А. А. Турилову (устное замечание). Далее Увар. 574. Народная библиотека им. Кирилла и Мефодия, София, Болгария НБКМ 590 (24) – 8°, 23 л., среднеболгарский, пергамен, полуустав. Фрагмент ЛВВ. [Цонев 1923: 102–117]. Уточнение датировки первой половиной XIV в. принадлежит А. А. Турилову на основании того, что почерк этого служебника отождествляется с одним из писцов Норовской Псалтыри [Турилов 2012: 308]. Далее НБКМ 590. Ярославль Ярославский музей-заповедник, 15472 – 8°, 142 л., древнерусский, пергамен, устав. ЛИЗ, ЛВВ. [ПС 469]. Уточнение датировки второй четвертью XIV в. на основании поминовения за упокой архиепископа новгородского Давида (1325) на л. 62 принадлежит А. А. Турилову (устное замечание). Далее ЯМЗ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Все сии замечания мои я передал купно с уставом вашим отцу архимандриту Афанасию, дабы с инспектором пересмотрел снова устав хорошенько и представил мне паки на рассмотрение». После вторичного рассмотрения устава архимандритом Афанасием и игуменом Иннокентием, Епископ Иустин представил его в Святейший Синод с таким при том мнением, что когда Екатеринбургская пустынь возведена будет в штат, тогда и устав признает он уже не нужным. С этим мнением Игуменья Таисия была не согласна. Поэтому, в ноябре 1821 года, она вошла в Св. Синод с прошением, в котором просила дозволения употреблять устав и тогда, когда обитель возведена будет в штат; настоятельниц же в оную обитель определять по общему избранию сестер достойных из них же, а не посторонних, по представлению епархиального начальства и с утверждения Св. Синода. 22 сентября 1822 г., указом Консистории дано знать, что «Св. Синод означенный устав употреблять в Екатеринбургской Новотихвинской общежительной женской обители, с согласия монахинь и сестер оной, как ныне, так и впредь, ежели обитель сия возведена будет в класс, благословляет» 17 . Равным образом дозволено, в случае выбытия из обители или смерти настоятельницы, определять в сие звание, по общему избранию сестер, достойную из них же, а не из сторонних. Пожертвования монастырю от Высочайших Особ В 1821 и 1822 годах, Всемилостивейше пожалованы монастырю: от щедрот их Императорских Величеств Государя Императора Александра Павловича, крестовая бархатная ризница и напрестольная одежда, Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны – серебряные с позолотою сосуды со всем потребным к тому прибором, и Государыни Императрицы Марии Федоровны – Евангелие в малиновом бархате с золотым окладом и крест, драгоценными каменьями украшенный. Опись священным сосудам, пожалованным от Ея Величества Императрицы Елизаветы Алексеевны: 1) потир или чаша чеканной работы; на ней два образа в финифти, из коих один в бриллиантовом круге и над ним один крест бриллиантовый же; по бокам три сапфира в бриллиантовых кругах; 2) дискос чеканной работы; 3) к оному звезда, на коей один образ, в финифти 4) два блюдца; 5) одна лжица и 6) одно копие, – такой же работы все. Вокруг чаши надпись: «От Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны Екатеринбургскому Новотихвинскому девичьему монастырю 20 июля 1821 г.». Во всей означенной утвари весу: серебра с позолотою 7 фунт. 91 золотник; бриллиантов двойной грани 9 25/32 кр.; одинакой грани 20 11/32 кр.; роз 102 – 3 сапфира 215/32 кр. Реестр ризнице, сделанной для Екатеринбургского Новотихвинского монастыря из зеленого бархата на одного протоиерея, двух священников, одного диакона и двух псаломщиков: риз 3, подризников из серебряной объяри 3, епитрахилей 3, воздухов 3, палицы 3, набедренник 1, поясов 3, поручей 4 пары, стихарей 3, орарь 1, одежда на престол с пеленою 1, одежды на налои с пеленами 2, одежда на столик под освящение хлебов с пеленою 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Константином Палеологом в 1298 г. Около этого же времени, в XII b., Иерусалимский устав нашел распространение на Афоне. Если в начале этого века афонитам и кажется еще странным иерусалимский режим поста, то в этом же веке на Афоне появляются Минеи Иерусалимского строя службы, несколько экземпляров которых вывезено оттуда Арсением Сухановым в Россию и хранится ныне в Моск. Синод. (бывшей патриаршей) библ. янв., марта, июня, авг., окт., дек.). Как и на Синае, Иерусалимский устав на Афоне получил некоторые местные особенности, удержав иногда укоренившуюся там студийскую практику (например относительно постов) и образовав особый вид Святогорского Устава [ 102 ]. — От XII же века известен и первый список Иерусалимского устава для Грузии, именно писанный для монастыря прп. Шио в Мгвиме (близ Тифлиса) в 1172 г. должно быть с подлинника Дивногорского монастыря и сохранившийся в копии XIII b. с заглавием «Типикон церк. Последования благоустроенной лавры св. и богоносного Саввы; таковое же бывает и во всех прочих монастырях Палестины». Из изданных списков Иерусалимского устава это древнейший (нет малой вечерни, Марковы главы без имени Марка и очень краткие, нет памятей: Убруса, установленной в 944 г., Афанасия Афонского († 1000 г.), Лазаря Галисийского († 1053 г.), Михаила Хониата († 1266), даже Георгия Хозевита VII b.) [ 103 ]. В XIII–XIV b. Иерусалимский устав получает самое широкое распространение по всему Востоку, как видно из ряда сохранившихся от этих веков его греческих рукописей, каковы, например, древнейшая в России рукопись его, мало уступающая Шиомгвимской, в Московском Публичном (Румянцевском) Музее из Севастиановского Собрания XIII b., Типикон Московск. Синод библ. греч. отд. писанный, судя по именам в диптихе, при патр. Костантинопольском Афанасии (1289–1332 г.), Типикон Моск. Син. библ. с сомнительной датой 1298 г., вернее XIV b., Тип. Ватик. библ. писанный 1317 в Τφρει τς χρας Ρωσας (в России в Твери?) [ 104 ]. Насколько широкое распространение в Греции получил Иерусалимский устав к XIV b.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010