Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ АНТИФОНЫ термин, употребляемый в лит-ре XIX-XX вв., посвященной толкованию богослужебного устава, для обозначения Пс 102, 145 и блаженн (Мф 5. 3-12), исполняемых в начале полной литургии (свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого) вместо антифонов (вседневных или праздничных). В богослужебных книгах термин «И. а.» не употребляется, псалмы и блаженны в начале литургии называются «изобразительная», что противопоставляется «антифонам» (ср. в Служебнике: «                ...»). Происхождение Первоначально И. а. входили в последование изобразительных - древний палестинский чин келейного самопричащения запасными Св. Дарами. И. а. становятся начальной частью визант. чина литургии в результате студийского синтеза VIII-IX вв., в ходе к-рого произошло объединение элементов палестинской и визант. богослужебных традиций. Суточные службы палестинского Часослова заменили собой службы визант. «песненного последования». Поскольку келлиотский чин самопричащения (т. е. «изобразительны») из палестинского Часослова в практике киновиального к-польского монашества не был востребован, он был включен в чин Божественной литургии. Так в визант. богослужении в начале литургии наряду с использованием традиц. к-польских антифонов (см. ст. Вседневные антифоны , Праздничные антифоны ) стали употребляться И. а. Тогда же произошло оформление заключительной части чина литургии. В разных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов И. а. являются элементами как будничного, так и праздничного богослужения: в Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., предполагающем вседневное использование И. а., византийские вседневные антифоны     (из Пс 91, 92, 94) могут выступать в роли праздничных, напр. в неделю Антипасхи . В южно-италийских редакциях Студийского устава И. а. используются в будние дни, а антифоны из Пс 91, 92, 94 - в воскресные. Иерусалимский устав предполагает ежедневное употребление И. а., однако в богослужебной практике Православных Церквей, использующих Иерусалимский устав, вседневные антифоны (Пс 91, 92, 94) получили значительное распространение - в совр. греч. практике (после 1838 г.) вседневные антифоны употребляются практически каждый день ( Василий (Кривошеин), архиеп. Некоторые богослужебные особенности у греков и русских и их значение//ВРЗЕПЭ. 1975. 89/90. С. 71-88), в Русской Церкви до раскола сер. XVII в. И. а. употреблялись в монастырях, а вседневные антифоны - в приходских и соборных храмах: о существовании подобной практики упоминают рукописи XVI-XVII в., включая певческие Обиходы. Современная практика

http://pravenc.ru/text/изобразительные ...

P. 58). В. Л. сыграла большую роль в становлении афонского законодательства. Первый офиц. устав всего афонского монашеского сообщества - Типикон Иоанна Цимисхия (972), т. н. Трагос (Actes du Prôtaton. N 7),- появился для разрешения споров, возникших в связи с созданием прп. Афанасием большого общежительного мон-ря. Еще в 962-963 гг. по аналогии со студийским одноименным документом прп. Афанасием был составлен «Ипотипосис» (Υποτπωσις), регламентировавший богослужение В. Л. и правила пощения («О качестве и количестве в пище и питии и о благочинии за трапезой») ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 246-256), а ок. 973-975 гг.- Устав В. Л. (τυπικν или κανονικν), где, в частности, говорится о независимости «свободной и самоуправляемой» В. Л. от светских и церковных лиц ( Meyer. S. 106, 109). В «Завещании» преподобного (см. ст. «Диатипосис» прп. Афанасия ), написанном после сент. 993 г., определяется порядок назначения монастырских эпитропов (управляющих) и избрания игумена ( Meyer. S. 102-140). Мн. положения этих документов впосл. вошли в уставы др. афонских общежительных мон-рей (см.: Γιγκος. Σ. 253-288). При этом нек-рые особые черты монастырской жизни, введенные прп. Афанасием, тщательно соблюдались только лаврской братией, как, напр., земной поклон игумена братии на братских собраниях ( Δωρθεος, μον. Τ. 2. Σ. 156) или чоканье стаканами в конце праздничной трапезы («Ипотипосис» - Meyer. S. 136). Имп. Василий II Болгаробойца в 993 г. подарил обители о-в Неон (τν Νων букв.- Юных), находящийся недалеко от о-ва Скиатос, названный так в связи с тем, что на нем селили юных безбородых послушников, к-рым был запрещен вход на Афон (Vita А// Noret. P. 99; Vita В//Ibid. P. 193), о-в Айос-Эфстратиос, известный производством древесного угля, подворья и мн. дары. Прп. Афанасий погиб вместе с 6 монахами и неск. рабочими под обломками строившегося ими храма 5 июля ок. 1000 г. За 3 дня к мироточащему телу приложилось 2,5 тыс. монахов, составивших ок. 2/3 от общего числа святогорцев (Vita А// Noret. P. 114, 118; Vita В//Ibid. P. 201). Местом погребения прп. Афанасия стал параклис 40 Севастийских мучеников, его гробница остается главной монастырской святыней.

http://pravenc.ru/text/Великую ...

В 1859 г. в связи со смертью П. С. Савельева прекратилась работа над ЗРАО, а ИРАО стали основным изданием об-ва, их объем увеличился, качество статей повысилось. В издании публиковались архим. Макарий (Миролюбов ; впосл. архиепископ Донской) («Древние кресты в Новгороде, поставленные на поклонение» (1861. Т. 2. Вып. 2. Стб. 84-102), «Вклады Годуновых в Ипатьевский монастырь» (1861. Т. 3. Вып. 3. Стб. 231-237), «Надписи на церквях по г. Ярославлю» (1868. Т. 6. Вып. 1. Стб. 17-24), «Указания на церковные древности в некоторых епархиях» (Там же. Стб. 24-30)), архим. Антонин (Капустин) («О разрытиях внутри российско-посольской церкви в Афинах» (1861. Т. 2. Вып. 3. Стб. 129-145)), архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев ; впосл. епископ Угличский) («Выписка из подробной описи имуществу Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, 1680 г.» (1863. Т. 4. Вып. 1. Стб. 25-60), «О греческих миниатюрах, находящихся на 14-ти листах из Евангельских чтений в Императорской Публичной библиотеке под 20, X в.» (1872. Т. 7. Вып. 3. Стб. 241-249)), Чигиринский еп. Порфирий (Успенский) («Известие о глаголической Псалтири, хранящейся в библиотеке Синайского монастыря» (1865. Т. 5. Вып. 1. Стб. 19-20)), архим. Леонид (Кавелин) («Церковный устав XVI ст.» (Там же. Вып. 3. Стб. 137-143), «Замечательная припись к Евангелию, напечатанному в Вильне в 1575 г.» (1884. Т. 10. Вып. 3/6. Стб. 266-269), «Два акта XV в. с объяснительными к оным примечаниями» (Там же. Стб. 269-274), «Записка, как служил Феофан патриарх Иерусалимский литургию с русскими митрополиты с Казанским Матвеем и со архиепископы (1619 г.)» (Там же. Стб. 274-278) и др.). Многочисленными были работы по визант. и древнерус. церковному искусству и быту: «Изображение прп. Ильи Муромца, чудотворца Печерского, на гравюре XVII в.» (1861. Т. 3. Вып. 2. Стб. 122-126), «Голосники в древних новгородских и псковских церквях» (Там же. Стб. 126-142) и «Замечания о миниатюрах Остромирова Евангелия» (1863. Т. 4. Вып. 4. Стб. 324-334) Стасова; «Надпись в Нередицкой церкви близ Новгорода до 1200 г.» (Там же.

http://pravenc.ru/text/293864.html

В богослужебной практике XVIII-XIX вв. старообрядцев, принимающих священство, также происходит переход к ежедневному употреблению И. а., как и в Русской Православной Церкви. Пс 102 и 145 читались (см.: Арсений (Швецов), еп. Уральский. Устав. М., 2001р. Л. 112 об.), впосл., уже в XX в., в нек-рых общинах стали исполняться на глас. При этом вседневные антифоны играют роль «полупраздничных» - они исполняются вместо И. а. в Богородичные и престольные праздники, не имеющие своих праздничных антифонов. Совр. греч. практика в отношении использования И. а. не является однородной ( Печатнов В. В. Божественная литургия в России и Греции. М., 2008. С. 101-113). А. А. Лукашевич Певческая традиция В древнерус. традиции И. а. не нотировались, вероятнее всего, вплоть до кон. XVII в. Первые 2 антифона, возможно, произносились читком. Во многих дореформенных рукописях XVII в. встречаются указания на чтение И. а.: «псаломщик говорит» (РГБ. Ф. 354. 144. Л. 352, 1648-1652 гг.). Можно предположить, что И. а. могли также исполняться простым напевом (силлабического стиля). По рукописи кон. XVII в. (ГИМ. Син. певч. 152. Л. 160-165) известен монодийный распев 102-го и 145-го псалмов, записанный казанской нотацией, с ремаркой «путь против демества». С XVIII в. использовались 102-й и 145-й псалмы киевского распева (РНБ. Q. I. 537. Л. 72-93, 1-я четв. XVIII в.) и сокращенного греческого распева 1-го гласа (М., 1772. Л. 132-138). В старообрядческих общинах поповского согласия сложилась традиция исполнять 102-й и 145-й псалмы на напев самогласна или подобна гласа недели (1-й глас - «Небесным чином», 2-й глас - «Егда от древа», 4-й глас - «Иже званый свыше быв», 5-й глас - «Радуися, Живоносный Крест», 6-й глас - «Тридневен»). В некоторых общинах первые 2 антифона независимо от рядового гласа поют на 7-й глас, вероятнее всего по причине неграмотности. В общинах южных областей России, в Молдавии, Румынии И. а. обычно читаются. Стихи 3-го антифона до XVIII в. не фиксировались в певч. книгах. В одной из рукописей нач. XVIII в. обнаружены нотированные запевы с ремаркой «ино и вси блажени пои в той же голос», «вси запевы пой с тех последи помяни нас» (РНБ. Ф. 536. Q. 650. Обиход. Л. 75 об.; Захарьина. С. 106). О способе исполнения в древнерус. традиции можно судить по старообрядческой практике. В общинах стихи 3-го антифона читаются на погласицу, а вторые полустишия стиха, с к-рого припевают соответствующие тропари, поются на модель запева к стихирам. Воскресные блаженны фиксировались со 2-й пол. XVI в. в Октоихе или в Обиходе в составе песнопений литургии (см. ст. Блаженны ).

http://pravenc.ru/text/изобразительные ...

И строго говоря, Шестопсалмие — это часть полночного, а вовсе не утреннего последования. К примеру, шестопсалмие можно обнаружить в древнем Часослове в виде ночного последования, именуемого «6м часом ночи», когда монахи именно в полночь, старались прочитывать 6 псалмов (тем самым определяя время суток). Этим, кстати, объясняется, почему Шестопсалмие принято читать в темноте. Этим же можно объяснить и его связь с памятью о Страшном Суде. Ведь церковное предание уверено, что Христос во второй раз к нам «грядет в полунощи», а потому утвердился обычай освящать ночь вплоть до рассвета молитвой и псалмопением в ожидании Его пришествия. По традиции Западной Церкви полунощница с утреней стали составлять одну службу, начинающуюся с 1 часа ночи. Со временем ночную службу стали начинать под утро (около 4:00 утра), и полунощницу читать перед Утреней и даже воспринимать ее как утреннюю молитву. Если говорить о принципе подбора псалмов, то, во-первых, псалмы в нем выбраны из разных мест Псалтири равномерно (3, 37, 62, 87, 102, 142), как бы представляя собой всю Псалтирь, которую когда-то по ночам подвижники прочитывали целиком. Во-вторых, из множества псалмов выбраны именно те, в которых встречаются упоминания ночи и утра ( Пс.3:6 : «Аз уснух и спах, востах»; Пс.62: 1 : «к Тебе утренюю», ст. 7: «поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя»; Пс. 87:2 : «во дни воззвах и в нощи пред Тобою», ст. 10: «весь день воздех к Тебе руце мои», ст. 13, 14: «еда познана будут во тме чудеса Твоя – и аз к Тебе, Господи, воззвах и утро молитва моя предварит Тя»; Пс.142:8 : «слышану сотвори мне заутра милость Твою»). На вопрос, возможно ли сокращение Шестопсалмия и каким образом, можно в ответ указать, во-первых, на то, что само Шестопсалмие делится на два трехпсалмия, первое из которых (3, 37, 62) более древнее, а второе (87, 102, 142) давно игнорируется практикой вычитывания утренних молитв священнослужителями во время его прочтения. И скорее всего вторая часть шестопсалмия появилась в качестве дополнения как раз для того, чтобы священнику успеть прочитать эти молитвы. Причем, говорят, что величина этого дополнения доходила от одного до трех и более триад. Слышите! не ограничивались одним лишь шестопсалмия, но могли читать до 12 псалмов и более, чтобы священник успел спокойно прочитать утренние молитвы, которые ему предписывает устав и служебник.

http://azbyka.ru/video/95-utrennee-psalm...

Примечание. Правила охранения веротерпимости и пределы ее подробно означены в Уставах по принадлежности. См.: Свод постановлений о управлении духовных дел иностранных Христианских исповеданий и иноверческих, а также Устав о Предупреждении и Пресечении Преступлений. Раздел II. Учреждение о Императорской Фамилии V. О ГРАЖДАНСКИХ ПРАВАХ ЧЛЕНОВ ИМПЕРАТОРСКОГО ДОМА О браке А. Вступление в брак 140. На брак каждого лица Императорского Дома необходимо соизволение царствующего Императора, и брак, без соизволения сего совершенный, законным не признается. 141. По соизволению царствующего Императора, Члены Императорского Дома могут вступать в брак, как с особами Православного исповедания, так и с иноверными. 142. Брак мужеского лица Императорского Дома, могущего иметь право на наследование Престола, с особою другой веры совершается не иначе, как по восприятии ею православного исповедания. 143. Бракосочетанию предшествует обручение. 144. Обручение и бракосочетание совершаются в присутствии Императора и при высших светских и духовных особах, по Высочайшему назначению. 145. Обручение, равно как самое бракосочетание, Особ Императорского Дома с особами, в другой религии состоящими, могут быть совершаемы и чрез поверенных заочно, когда в договорах, державными властями о сем совершаемых, означена будет доверенность избранным лицам присутствовать, вместо их, при обрядах обручения и венчания. Том I. Часть I. Свод основных государственных законов (по изд. 1910 г. А.М. Нюренберга) Раздел I. Основные государственные законы Глава V. О СВЯЩЕННОМ КОРОНОВАНИИ И МИРОПОМАЗАНИИ 57. (Ст. 35 СЗРИ 1857 г. 102 ) По вступлении на Престол, совершается священное коронование и миропомазание по чину Православной Греко-Российской Церкви. Время для торжественного сего обряда назначается по Высочайшему благоусмотрению и возвещается предварительно во всенародное известие. Примечание 1. Священный обряд коронования и миропомазания совершается в Московском Успенском Соборе, в присутствии высших государственных правительств и сословий, по Высочайшему назначению к сему призываемых. – Коронование Императоров Всероссийских, как Царей Польских, заключается в одном и том же священном обряде; депутаты Царства Польского призываются к участию в сем торжестве вместе с депутатами прочих частей Империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

по благословению митр. Варлаама построил в обители новые, более просторные храмы взамен старых (прежний Всехсвятский храм был перенесен в Горицкий мон-рь), а также дополнительные кельи, поскольку к этому времени в обители жили ок. 70 насельников. В следующий приезд в Переславль (по-видимому, в 1523; см.: ПСРЛ. Т. 24. С. 222) вел. князь уговорил Д. стать игуменом основанного им мон-ря и ввести в нем общежительный устав (по мнению Н. В. Синицыной , это произошло в 1511; см.: ПЭ. Т. 7. С. 119). Уже при жизни Д. мон-рь начал обзаводиться земельной собственностью. К 1-2 апр. 1525 г. относится докладная купчая грамота Д. на с. Ст. Будовское в Нерском стане Переславского у. ( Свирелин. 1860. С. 112-114; Добронравов. Прил. 38). Село было куплено на вклад, данный в обитель братом Василия III - угличским кн. Дмитрием Ивановичем Жилкой († 14 февр. 1521), почитавшим преподобного. 2 апр. 1525 г. братья Корсаковы, продавшие село, сделали вклад в монастырь - 140 р. (РГАДА. Ф. 281. Оп. 21. 15020). 20 июня 1525 г. Василий III выдал жалованную, льготную, несудимую и заповедную грамоту на с. Ст. Будовское (РГАДА. Ф. 281. Переславль. 62/8786), 11 июля 1526 г.- на с. Нов. Будовское, купленное в том же году мон-рем у братьев Корсаковых (купчая: Там же. 79/8803; грамота подтверждена вел. кн. Иоанном IV Васильевичем 11 февр. 1534 - Там же. 68/8792). 1 июня 1526 г. митр. Даниил выдал жалованную тарханно-несудимую грамоту ц. свт. Николая Чудотворца в с. Ст. Будовское (РГАДА. Ф. 281. Оп. 21. 15021; грамота была подтверждена митр. Иоасафом 12 марта 1539 и митр. св. Макарием 8 июня 1542). 14 июля 1538 г. вел. кн. Иоанн IV дал монастырю жалованную данную и несудимую грамоту на села Воргуша и Троицкое и дер. Карпово в Никитском стане (РГАДА. Ф. 281. Переславль. 102/8826). 30 нояб. 1548 г. Иоанн IV подтвердил несохранившуюся грамоту Василия III Данилову мон-рю на беспошлинную торговлю и о ежегодной выплате 5 р. «на масло» (ААЭ. Т. 1. 222. С. 211-212). К 1538-1539 гг. относится купчая грамота Д. на поместную дер.

http://pravenc.ru/text/171193.html

В наше же время почему-то необыкновенно широко распространилась практика установки памятников святым, а также изготовление и повсеместная продажа священных изображений в виде настольных скульптур. С одной стороны, понятно, что после падения атеистического режима обратившиеся к вере скульпторы искали предмет для приложения своих профессиональных способностей и дарований и нашли его в священных изображениях. Но как же тогда быть с церковной традицией? В православной Российской империи устанавливали памятники царям и императорам (как и мы сейчас), но не святым угодникам Божиим. Думается, что Церковь должна бы определиться с этим вопросом, а не отпускать всё на самотек. Как пишет проф. В. Певцов, Церковь также не должна допускать к употреблению «иконы, писанные по суемудрию », в изображениях которых заключается нечто произвольно измышленное и противное истинам веры, поскольку подобные иконы способствовали бы «распространению заблуждений больше, чем книги». Обращаем внимание на это замечание церковного канониста, сделанное 100 лет назад. «Массовая публика» не читает духовную литературу – ни православную, ни еретическую. На дворе эра «визуальной культуры», почти вся информация поступает современному человеку через образы (фотография, видео, живопись, рисунок). Именно образ впечатывает в его сознание информацию, «знание» о чем-то. Искаженный образ впечатывает искаженное знание помимо его воли, на уровне подсознания. По той же причине Церковь запрещает изображения, «обаяющие зрение, растлевающие ум, производящие воспламенение нечистых удовольствий». Дерзающие делать таковые подлежат отлучению (Трул. 100). Очевидно, что в наше время под эту норму попадают порнография и эротика. К сожалению, именно такие изображения заполонили сейчас информационное пространство (реклама, телевидение, кинематограф, печатные и электронные СМИ). Канонами запрещается изображать на иконах одни только символические изображения , например вместо лика Иисуса Христа писать агнца или вместо евангелистов – одних животных, которые их символически изображают (Трул. 82). То же запрещали и гражданские законы (Устав, ст. 102). Проф. В. Певцов поясняет, что подобные иконы могут подавать повод к смешению символов с предметами, которые под ними подразумеваются. Однако допускаются символические изображения как поучительные украшения в церквях и на церковных принадлежностях (например, Всевидящее Око, змеи на архиерейских жезлах, символы Заветов).

http://pravoslavie.ru/67821.html

(в октябре) где говорится об этом, имеющем быть издании: «переведше от греческих древнеписанных книг на хартиях св. книгу требник, прочтохом ю на соборе со всяким прилежным вниманием и судивше ю издати во типографию, елицы чины и деяния разумехом правы быти» с тем, чтобы по другой, кроме этой исправленной книги, никто не дерзал совершать церковных таинств ( Макарий , История Русской Церкви, т. XII, стр. 198; Родосский А. С . Каталог старопечатн. книг Спб. Дух. Акад. Христ. Чт. 1890 г., прил., стр. 275–276). 1359 См. Александр Б . Описание некоторых сочинений, написанных раскольниками в пользу раскола. Спб. 1861, ч. II, стр. 161–169. 1360 Раскольнич. Сборник, ркп. (XVIII в.) библ. Спб. Дух. Акад. А, II, 136, л. 102 – об. В цитируемом описании раскольнических рукописей Ал Б . этот перечень, как статьи 75–78 ответа на 4-й из вопросов, приводится с резкими особенностями, и именно так: (ст. 75) «Отложение умиленнаого начала и поклоны, и 4 псалмов покаянных и 3 молитв о кающемся, и новоположение единой молитвы, яже в старопечатных не бе (ст. 76). Отложение особых вопросов миряном.. (как в нашем тексте)… мирским священникам и диаконам, и приличнаго киинм ждо исповедания и поновления. (ст. 77) Отложения на (по?) вопросех и поновлении молитвы и кающихся поновления и лежащих на земли моления, Господи помилуй 40, и прощальных молитв трех, и прощения кающагося, и еже прощает иерей: чадо, прощает тя Христос невидимо, (ст. 78) Новоположена по исповеди молитва и разрешение. Толико отменен чин исповеди, иже в старопечатных потребниках в десть на 40 листех бе, в новопечатных же на четырех листех токмо положен есть» (Цит. опис. ркпп., ч. II, стр. 229–230). 1361 См. цит. Опис. ркпп. ч. II, стр. 116. Челобитная написана в 1668 г. (см. ibid., стр. 99). См. цит. Опис. ркпп. ч. II, стр. 116. Челобитная написана в 1668 г. (см. ibid., стр. 99). 1365 Единственное исключение в этом случае, по-видимому, составляет устав исповеди Иоанна Постника , но и им, как уже указано нами, предполагается разрешительною по-исповеди собственно одна молитва, которую предоставляется выбирать самому духовнику из ряда молитв, назначенных для такой цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

372 См.: Устав о предупреждении и пресечении преступлений//СЗРИ. 1890. Т. 14. Ст. 24–25; а также: Крузе Э. Э. Положение рабочего класса России в 1900–1914 гг. Л., 1976. С. 245–249. В 1900 г. было высочайше утверждено следующее: «В расписание праздничных дней, в которые не полагаются работы (ст. 103, п. 2), сверх воскресных и праздничных дней, включить следующие три праздничных дня: 2 февраля, 14 сентября и 21 ноября, с тем чтобы последние поименованные три дня разрешаемо было, по ходатайствам рабочих, заменять иными праздничными днями, особо чтимыми в известной местности. Включение же в расписание, сверх поименованных каких-либо иных праздников, предоставляется усмотрению управлений промышленных заведений» (Устав о промышленном труде с правилами и разъяснениями. Пг., 1915). 373 См.: Кирьянов Ю. И. Менталитет рабочих России на рубеже XIX – начале XX в.//Рабочие и интеллигенция России в эпоху реформ и революций. 1861 – февраль 1917 г.: сб. материалов/Отв. ред. С. И. Потолов. СПб., 1997. С. 61. 374 См.: ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 203. Оп. 528. Д. 15. Л. 1: По донесению о работе в воскресный день бумагопрядильной фабрики Гамсон. 378 См.: Ушаков А. В. Рабочий класс и рабочее движение в Москве в конце XIX – начале XX в. М., 2003. С. 22. 379 ГА РФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 310. Л. 8: Дело Департамента полиции по циркулярам, принятым к сведению. Отдел промышленности. 380 См.: ГБУ«ЦГА Москвы». Ф. 203. Оп. 528. Д. 15. Л. 1; Обзор деятельности ведомства Православного исповедания за время царствования императора Александра III. СПб., 1901. С. 471. 382 См.: Статистический ежегодник Московской губернии за 1910 г. М., 1911. С. 260; Колоухин С. О. Власть духовная и власть светская: направления взаимодействия с последней трети XIX века по февраль 1917 года: По материалам Московской епархии: Дис.... канд. ист. наук. Коломна, 2012. С. 186. 383 ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 203. Оп. 599. Д. 39. Л. 1: Об оставлении без последствий заявления компании Богородско-Глуховской мануфактуры об оскорблении правления компании священником Богоявленского собора г. Богородска Голубевым К.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010