Москва. Церковь Ризоположения (Положения ризы Господней в Успенском соборе в Москве) на Донской. Карта и ближайшие объекты ·В древности район Калужской заставы и Воробьева поля часто становился ареной боев защитников русской столицы с непрошенными " гостями " , пытавшимися овладеть Первопрестольной. В 1591 году здесь располагался стан русского воинства, противостоявшего ордам Крымского хана Казы-Гирея. В 1612 году в этом направлении отступали от Москвы отряды польского гетмана Хоткевича, разбитые в Замоскворечье ополчением Минина и Пожарского. Но стены Ризоположенского храма помнят одно вражеское нашествие - наполеоновское. Тогда местность за Калужскими воротами, как и многие другие московские окраины, от пожара почти не пострадала. Из сорока шести дворов, числившихся в приходе церкви Ризоположения, сгорело только семь. Но сам храм был осквернен неприятелем. Однако его внутреннее убранство и святыни, вероятнее всего, укрытые от врагов, остались невредимы. После оставления французами Москвы в Екатерининском приделе Ризоположенского храма 22 декабря 1812 года возобновились богослужения. В непосредственной близости от Ризоположенской церкви в 1856-1857 был основан механический завод Бромлея (впоследствии станкостроительный завод " Красный пролетарий " ). В бывших усадьбах знати обосновались больницы (Голицынская и 1-я Градская). В Нескучном, обустроенном по новому плану, император Николай I устроил дворец для своей супруги Александры Феодоровны и назвал его Александринским, ныне его здания заняты Президиумом Российской Академии наук. Дворцовая церковь во имя святой мученицы царицы Александры считалась приписной к храму Ризоположения, как и домовая церковь при Марие-Максимилиановском приюте, освященная в честь иконы Божией Матери " Взыскание погибших " . Впервые (церковь) известна с 1690 г. деревянной. Каменная с 1701 г. В 1708 г. пристроены однобокая трапезная с престолом Екатерины и колокольня. Существующее ныне каменное здание храма построено в 1701-1716 годах в стиле московского барокко. История этого строительства не совсем обычна. Оно началось с возведения придела во имя святой великомученицы Екатерины. Он был заложен 7 октября 1701 года и по завершении работ освящен 18 августа 1705 года. Освящение, по благословению местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворскогого), совершил архиепископ Коломенский и Каширский Антоний. Возведение основного объема храма в честь Положения Ризы Господней растянулось еще на несколько лет и было закончено в 1716 году. Это объясняется тем, что храм строился в нелегкие для России времена. Шла Северная война за выход к Балтийскому морю, за возвращение захваченных Швецией исконных русских земель.

http://sobory.ru/article/?object=03311

«Мы открываем постоянную экспозицию, тематика во многом связана с Отечественной войной 1812 года, поскольку и само здание Главного штаба посвящено победе над Наполеоном, — отметила куратор Анна Иванникова. — Сейчас в церкви установлен походный иконостас, заказанный императором Александром Первым в 1816 году, поскольку иконостас, который сопровождал императора во время военной кампании, был перевезен по его приказу в Вильно. Этот иконостас называли придворно-походным, он находился во дворце, и перед ним совершались богослужения, когда император был нездоров и не мог посещать храм. В 1826 году, после смерти Александра Первого, иконостас был перевезен в Александровский дворец Царского Села. Он был установлен в Малиновой гостиной, которая стала неглавной домовой церковью. Перед ним молилась и семья последнего российского императора Николая Второго. Иконостас поступил в Эрмитаж в 1956 году из Александровского дворца. Ценнейший экспонат — походный сундук с литургическим прибором, изготовленный по эскизам знаменитого архитектора Андрея Воронихина по распоряжению Александра Первого, сопровождал императора во время военной кампании 1813-1814 годов. Возможно, принимал участие в богослужении в 1814 году на площади Согласия в Париже по случаю полной победы над Наполеоном. Среди икон обращает на себя внимание образ Смоленской Богоматери с предстоящими преподобным Авраамием и мучеником Меркурием — небесными покровителями Смоленска. Внизу иконы — редчайшее для иконографии изображение разрушенного, горящего Смоленска, как он выглядел после ухода наполеоновских войск. Икона была заказана жителями Смоленска в дар полководцу Михаилу Кутузову, но вручить ее не удалось — в 1813 году он скоропостижно скончался. Икона какое-то время находилась в Успенском соборе Смоленска, а в 1815 году туда приехала дочь Михаила Илларионовича — Дарья Опочинина, которая захотела иметь этот образ в память о любимом папеньке. Она заказала список с иконы, который находился в Успенском соборе, а сейчас хранится в смоленском музее. А сама икона передавалась по наследству в семье Кутузова, и в Эрмитаж поступила от частного лица в 1945 году». 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5814654...

Обряд этот совершается в настоящее время в различных местах русской Церкви различно. В иных местах Плащаница устрояется среди храма тотчас после часов и народ, пришедший к вечерне, видит уже ее, лежащую на особом, для сего случая устроенном, стол, лобызает и ставит свечи еще до прихода священника. В частности, подобное приготовление Плащаницы можно видеть в большом Московском Успенском соборе, хотя и с довольно любопытными особенностями. «На вечерне Великого пятка, – читаем мы в книжке: «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в большом Успенском соборе», архиерей, войдя в церковь , возшед на место, облачается в постное облачение среди церкви и, облачась, идет во гроб Спасов с рипиды и со свещами, и, пришед, кадит гроб трижды, таже властей, и, сняв шапку, подъемлет гроб со властьми на рамо, и несут на уготованное место пред царския двери, и поставляют, таже входит в алтарь и кадит круг гроба трижды, а иподиаконы с подсвечниками ходят кругом. Таже протодиакон: «Благослови, владыко». Архимандрит: «Благословен Бог наш». Начинают вечерню… По апостоле протодиакон чтет святое евангелие за Плащаницею... А в стиховну бывает целование и отпуск вечерни, по чину с трикириями, целует архиерей язву в ребре и руке, по семь в ногах, таже паки в руке, а власти точию целуют язву ножную, такожде и вси прилучившиеся». (Никольск. Пособ. к изучен. Устав. богосл. прав. Церкв. Спб. 1874 изд. 3, стр. 603, прим. 3). В других местах вынос совершается за самою вечернею, при пении стихири на стиховне. Этот обычай в упомянутом уже нами сочинении К. Никольского описывается так: «при пении песни: «Тебе одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом», в которой изображается недоумение Иосифа и Никодима, как они погребут Господа, какою ризою обовьют, священник, изображая Иосифа Аримафейского, благоухает Плащаницу, лежащую на престол, обходя ее трижды с кадилом. После «Отче наш», при пении тропаря: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, Плащаницею чистою обвив, и вонями, во гробе нове покрыв положи», священнослужители самими священнодействиями изображают то, что поется в тропаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

оклад Св. Синода о назначении Ректора и профессора Богословских наук Московской духовной Академии и Настоятеля Ставропигиального Воскресенского «Новый Иерусалим» именуемого монастыря, Архимандрита Филарета Епископом Калужским и Боровским был Высочайше утверждён в 6 число Апреля 1819 года, что приходилось тогда в самый первый день Св. Пасхи 298 . Об этом определении дан был указ Св. Синода тогдашнему Митрополиту Московскому Серафиму, от 21 Апреля за 299 . В этом Указе подробно прописано Митрополиту, – где и кому с ним совершить наречение и хиротонисание Филарета в Епископы, – именно наречение в Московской Синодальной Конторе, а посвящение – в большом Успенском Соборе. Священнодействующими при наречении и хиротонисании были назначены – сам Высокопреосвящ. Митрополит Серафим и находившиеся тогда в Москве, преосвященные – Викарий Московский Лаврентий, Епископ Дмитровский, Грузинский Митрополит Иона и Архиепископы Пафнутий и Досифей 300 . При Указе приложены были два печатных экземпляра «Чина присяги архиерейской». На одном из них предписано было подписаться по листам вверху всем Святителям, рукополагавшим Филарета в Епископы, а на другом подписаться по листам же, но внизу, самому Филарету. Самая эта подпись была прописана во всей полноте на особом, приложенном к Указу, листе и состояла в следующих словах: «Аз, первоклассного Ставропигиального монастыря Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, Архимандрит Филарет, ныне наречённый Епископ Калужский и Боровский, сие здесь написанное и подписанное моей рукой, приемлю и вручаю пред святым Евангелием братиям моим, преосвященным Митрополитам, Архиепископам и Епископам и всему освящённому собору в граде Москве в большом Успенском соборе, лета Господня 1819, Июня 1 дня». Наконец в этом же Указе было предписано взыскать за эти два печатных экз. «чина и присяги архиерейской» (по 9 полулистов в каждом экз.) с хиротонисованного 4р. 50к. ассигнациями, а на проезд его в епархию и домашнее там обзаведение, сообразно существовавшему тогда обыкновению, назначена к выдаче тысяча рублей ассигнациями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Повести, написанные по благословению святителя Макария, Митрополита Московского Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 25 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 В середине XVI века на Руси по благословению святителя Макария писались Жития, Похвальные слова, службы и иконы новоканонизованным святым, создавались также и другие памятники письменности и книжности. Сохранились три Повести, в которых описано нашествие крымских татар на Москву в 1521 году, большой московский пожар в 1547 году и случай церковного воровства, обнаруженного в Успенском соборе при святительстве Митрополита Макария. Святитель Макарий был очевидцем или участником событий, которые описаны в данных Повестях. Во время татарского нашествия в 1521 году он подвизался в Пафнутиево-Боровском монастыре. Пожар 1547 года имел очень бедственные последствия для Святителя, так как он перестал видеть на правый глаз. Что же касается церковного татя, то Святитель проявил милость к нему и благодаря своему авторитету настоял, чтобы его не наказывали. В Повестях упоминаются реальные люди, жившие в то время. В середине XVI века на Руси по благословению святителя Макария писались Жития, Похвальные слова, службы и иконы новоканонизованным святым, создавались также и другие памятники письменности и книжности. Сохранились три Повести, в которых описано нашествие крымских татар на Москву в 1521 году, большой московский пожар в 1547 году и случай церковного воровства, обнаруженного в Успенском соборе при святительстве Митрополита Макария. Святитель Макарий был очевидцем или участником событий, которые описаны в данных Повестях. Во время татарского нашествия в 1521 году он подвизался в Пафнутиево-Боровском монастыре. Пожар 1547 года имел очень бедственные последствия для Святителя, так как он перестал видеть на правый глаз. Что же касается церковного татя, то Святитель проявил милость к нему и благодаря своему авторитету настоял, чтобы его не наказывали. В Повестях упоминаются реальные люди, жившие в то время.

http://pravmir.ru/povesti-napisannyie-po...

Погребения всероссийских патриархов Успенский собор Русской Церкви – это величайшая святыня, где проходили важнейшие исторические события. В древних грамотах он традиционно называется «домом Пречистыя Богородицы и великих чудотворцев Петра и Алексия и Ионы». В нем проходило первосвятительское служение Предстоятелей Русской Церкви. «Успенский собор изначально служил местом последнего упокоения Русских святителей» 516 . Первое погребение в соборе принадлежит Митрополиту Петру. При строительстве нового здания Успенского собора при Иоанне III (1462–1505) было совершено перенесение мощей Московских Митрополитов. После учреждения Патриаршества на Руси в кафедральном соборе погребались Всероссийские Патриархи 517 . Трудным было первосвятительское служение первого Всероссийского Патриарха Иова (†1607; пам. 19 июня). Он был сведен с Престола Лжедмитрием I в 1605 году и пребывал в Успенском Старицком монастыре, где и скончался 19 июня 1607 года 518 . Отпевал первого Всероссийского Патриарха Крутицкий митрополит Пафнутий (1605–1608) и архиепископ Тверской Феоктист (1603–1609) в сослужении духовенства, среди которого следует назвать настоятеля Старицкой обители – преподобного Дионисия (1606–1610), ставшего позднее настоятелем Троице-Сергиева монастыря (1610–†1633; пам. 10 мая), «...а положен бысть близ церкви Успения Пречистыя Богородицы, у западных дверей, против праваго клироса, подле ево началнаго отца, того же монастыря архимандрита Гермона, на правой стороне» 519 . Патриархом при Лжедмитрии I около года был Игнатий Грек, занимавший перед этим Рязанскую кафедру (1602–1605). Затем он ушел в Речь Посполитую, где и скончался около 1640 года в Вильно и был «похоронен в Троицком монастыре, рядом с униатским митрополитом Велямином Рутским» 520 . Когда на царский престол взошел Василий Шуйский (1606–1610; он хотел возвратить Патриарха Иова на кафедру, однако тот отказался из-за своей немощи. Тогда на вдовствующий Патриарший престол был возведен святитель Ермоген (†1612; пам. 17 февраля), который претерпел затем заточение в Чудовом монастыре, когда в Кремле находились поляки. Здесь он скончался и здесь был погребен, как об этом свидетельствуют источники того времени 521 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

«Помнить и чтить подвиг святителя Гермогена – наш долг» Беседа с Галиной Ананьиной, председателем правления Фонда по установлению памятника патриарху Гермогену Освящение иконы Ермогена патриархом Кириллом в Успенском Соборе Кремля у мощей Святителя Гермогена – 16 июля Святейший Патриарх Кирилл после литургии в Успенском соборе Кремля совершил молебен у мощей святителя Гермогена и в своем слове публично поддержал инициативу вашей организации по установке памятника святителю Гермогену. Расскажите, пожалуйста, как родилась эта идея. – Идея эта принадлежала общественному объединению «Народный Собор» и Женскому православно-патриотическому обществу. В 2009 году был создан Фонд по установлению памятника патриарху Гермогену, который я возглавила, будучи историком и специалистом по монументальному искусству. В свое время я являлась одним из консультантов по установке памятника императору Александру II у храма Христа Спасителя, а также написала книгу «Памятник императору Александру II Освободителю. Две жизни». Отказаться от предложения возглавить Фонд по установлению памятника патриарху Гермогену было невозможно, хотя тогда я знала о святителе Гермогене очень мало, помнила лишь, что он – один из двух канонизированных предстоятелей нашей Церкви. Идея установки памятника патриарху мне казалась тогда несколько надуманной. Прибавляло решимости лишь приближение знаменательных для нашей истории дат: 400-летия мученической кончины патриарха Гермогена – в 2012 году; 100-летия прославления патриарха-мученика в лике святых, а также 400-летия окончания Смутного времени и восстановления российской государственности – в 2013 году. Когда я начала собирать исторические материалы, связанные с именем святителя Гермогена, то выяснилось, что о нем, вообще-то говоря, очень мало было написано. Подлинным открытием явился тот факт, что знаменитый памятник Минину и Пожарскому работы Мартоса, стоящий сейчас на Красной площади, должен был быть совсем иным. Еще в 1803 году Вольное общество любителей словесности, наук и художеств выступило с инициативой возведения памятника гражданину Минину, князю Пожарскому и – подчеркиваю – патриарху Гермогену. Очевидно, что впоследствии по отношению к святителю была допущена серьезная историческая несправедливость, и это исказило основную идею памятника, ведь предполагалось увековечить памятьзащитников Отечества в триединстве – духовногосословия в лице патриарха, патриотичного служилого дворянства в лице князя Дмитрия Пожарского и простого народа в лице Кузьмы Минина.

http://pravoslavie.ru/48373.html

Предстоятель Русской Православной Церкви посетил храмы Санкт-Петербурга Санкт-Петербург, 4 апреля 2009 г. 4 апреля, посещая храмы Санкт-Петербурга, Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Князь-Владимирский собор, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Деревянная церковь на Петроградской стороне, недалеко от Малой Невы западнее кронверка Петропавловской крепости, была построена еще 1708 году, при императоре Петре I. Она была освящена во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Пять лет спустя вместо деревянной была заложена небольшая мазанковая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Ее боковые приделы во имя святого Иоанна Предтечи и Святителя Николая были освящены в 1717 году, а главный, Успенский, придел – 12 апреля 1719 года. В середине XVIII века рядом с обветшавшим зданием храма началось возведение большого каменного собора, строительство продолжалось почти пятьдесят лет; за это время неоднократно менялись проекты храма, его возведение поручалось разным архитекторам. 8 сентября 1773 был освящен Успенский придел, в 1785 достроен еще один. А 1 октября 1789 года (через год после празднования 800-летия крещения Руси) освятили главный придел – во имя святого равноапостольного князя Владимира. Указом императора Николая от 22 июля 1845 года Князь-Владимирский храм стал собором кавалеров ордена святого князя Владимира всех степеней. Знак ордена был помещен над главным входом. С тех пор 22 сентября, в день учреждения ордена, в соборе ежегодно служилась литургия с молебственным пением святому князю Владимиру. Во время разрухи после гражданской войны, 6 декабря 1920 года, в крестильной комнате был освящен престол Всех Русских святых, где служили при холодной погоде. В апреле – мае 1922 года из храма были изъяты церковные ценности, а сам собор заняли «живоцерковники». 8 ноября 1926 года постановлением Президиума Ленсовета храм был закрыт как «угрожающий по своему техническому состоянию общественной безопасности». Однако 21 ноября 1927 года по просьбам верующих богослужения в соборе были возобновлены, его возвратили Православной Церкви. С 1928 по 1941 год храм являлся кафедральным собором Ленинградской епархии. Князь-Владимирский собор – один из немногих храмов города, действовавших в предвоенные годы, дни блокады и после войны.

http://pravoslavie.ru/29940.html

протоиерей Александр Дягилев Настоятель и председатель Приходского совета храма святого Александра Невского в Красном Селе г.Санкт-Петербурга. Родился 3 января 1974 года в г. Ленинграде.  С 1991 по 1996 г. обучался в Санкт-Петербургском Государственном Горном Институте им. Г.В.Плеханова (Технический Университет). По окончании получил Диплом БВС 0017903, выдан 20 июня 1996 года. Присуждена квалификация «Горный инженер-геофизик» по специальности «Геофизические методы поисков и разведки» С 1993 по 1995 г. работал сторожем на Успенском подворье Свято-Введенской Оптиной Пустыни в Санкт-Петербурге, параллельно с обучением в Санкт-Петербургском Горном Институте. С 1994 по 1997 г. служил пономарём и чтецом на Успенском подворье Свято-Введенской Оптиной Пустыни в Санкт-Петербурге, параллельно с обучением в Санкт-Петербургском Горном Институте. 13 августа 1997 года вступил в церковный брак с Кузиковой Любовью Владимировной. Таинство Венчания совершено в храме св. муч. Исидора Юрьевского г. Санкт-Петербурга. С 1997 по 2001 г. обучался в Санкт-Петербургской Духовной Семинарии. По окончании полного курса получил Диплом 5575, выдан 27 декабря 2002 г. В 1999 г., будучи воспитанником СПбДАиС, принимал участие в организации и проведении VII Международных Консультаций Православных Богословских Школ. Это мероприятие было организовано в Санкт-Петербурге Всемирным Братством православной молодежи СИНДЕСМОС с 20 по 26 января 1999 г. (www.syndesmos.org). 13 ноября 1999 г. рукоположен в сан диакона в Вознесенском (Софийском) Соборе г. Пушкина Высокопреосвященнейшим Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. 14 ноября 1999 г. рукоположен в сан пресвитера с возложением набедренника в Князь-Владимирском Соборе г. Санкт-Петербурга Высокопреосвященнейшим Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. 2 января 2000 г. Указом Высокопреосвященнейшего Владимира Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, назначен Настоятелем и Председателем Приходского совета храма Преображения Господня с. Загубье Волховского р-на Ленинградской области (www.zagubie.narod.ru). Снят с должности Настоятеля 5 января 2011 г. в связи с назначением на новую должность.

http://e-vestnik.ru/persons/protoierey_a...

протоиерей Василий Жмакин Пребывание в Москве. Болезнь Святитель Иннокентий выехал из Петербурга с сильно надломленным здоровьем. Чахотка делала свое дело. Время года, выпавшее для путешествия, и неудобства, с какими приходится встречаться почти каждому путешественнику, еще более усилили болезнь. Святитель Иннокентий, не доезжая до Москвы, около Твери простудился и занемог. «Какая тягость,– писал он с дороги в Петербург,– легла на голову, глаза и ум, и еще более на сердце. Чем благословит Господь настоящий выезд, все Ему предаю. Путь до Москвы недалек, а смерть еще ближе! Об одном прошу и молю Господа,– чтобы, очистив сколько-нибудь по сравнению с настоящим, принял дух мой! Вчера вечером в одной деревне я, желая встать из повозки, не мог держаться на ногах и потому лежал на крестьянском дворе около четверти часа» 150 . Святитель Иннокентий прибыл в Москву уже тяжко больным. Между тем ему предстояло необходимое участие в хиротонии Оренбургского епископа. Совсем больной, он все-таки не хотел откладывать дела и держать в неопределенном состоянии других, а потому решился принять участие в хиротонии в заранее назначенное время, несмотря на физическую слабость. «Почти всю неделю пролежал в обмороке,– писал свт. Иннокентий из Москвы в Петербург– В Успенском соборе, холодном и сыром, в продолжение длинной церемонии действовал и священнодействовал только помощью Божией. И теперь восхожу не более как на четыре ступени, и при этом всегда чувствую обморочный припадок. Пишу к вам, лежа на левом боку в квартире преосвященного Лаврентия (Бакшеевского) на Саввином подворье». «Самая дорога,– говорил он в другом своем письме из Москвы от 29 марта,– как место искушения, доводила меня до той простоты, когда надлежало сознаться, что для человека, кроме покоя душевного и за ним телесного, нет ничего дороже на всей земле. Простая солома на деревенском дворике, успокаивающая меня, казалась мне точно лучше всего на земле. Через силу в четверг выезжал на наречение, возвратился оттуда в полуобмороке. В воскресенье служил в Успенском соборе, рукополагал. Один Господь дал силы совершить такое великое дело. Видящие сомневались, совершу ли я начатое. Я сам трепетал и был в полуобмороке. По окончании Литургии едва добрался до кареты и плохо помню, как возвратился в квартиру, где и лечусь. Пишу лежа. Пока не выздоровлю, в Пензу не поеду, пусть судят о том, как хотят. Политику, оскорбительную истине, надобно отлагать в сторону. Что нужды, если скажут слово неприятное,– только бы не злонамеренно».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010