Божественная литургия в Успенском соборе в Дамаске ЦВ 22 (466) ноябрь 2011 /  29 ноября 2011 г. 18:29 Мирный визит на Ближний Восток. Святейший Патриарх Кирилл посетил Сирию и Ливан 12-15 ноября состоялся визит Святейшего Патриарха Кирилла в пределы древней Антиохийской Православной Церкви — Сирию и Ливан, третий в череде мирных визитов, которые каждый Предстоятель Поместной Православной Церкви после своего избрания по традиции совершает к главам других Поместных Православных Церквей мира.  «Моя молитва сегодня — о благополучии в этой стране, о сохранении исторических, добрых отношений между мусульманами и христианами. Моя молитва и о Церкви святой Антиохии, и о Церкви Святой Руси, чтобы сохранялись братские отношения и мы могли вместе обращаться к Богу», — сказал Святейший Патриарх Кирилл в слове после молебна в кафедральном Успенском соборе, куда Предстоятель Русской Церкви и встречавший высокого гостя Блаженнейший Патриарх великого града Антиохии и всего Востока Игнатий IV направились по прибытии в Дамаск. По словам Предстоятеля Русской Церкви, накануне поездки ему говорили, что сейчас «не самое лучшее время ехать в Сирию», однако, как отметил Патриарх, «для любви нет границ» и не должно быть «более или менее благоприятных ситуаций». «Моя миссия не является ни политической, ни дипломатической — я приезжаю к своему собрату в Церковь, в которой я — свой», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. Днем 12 ноября в резиденции правительства Сирии в Дамаске состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с премьер-министром республики Аделем Сафаром. В ходе встречи Предстоятель Русской Церкви и глава сирийского правительства обсудили ситуацию на Ближнем Востоке, трудности, с которыми сталкиваются меньшинства, в том числе христиане, а также противостояние экстремизму. В завершение первого дня официального визита в Антиохийский Патриархат Предстоятель Русской Православной Церкви посетил храм святого Игнатия Богоносца в Дамаске — представительство Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе великого града Антиохии и всего Востока.  Обращаясь к собравшимся, Святейший Патриарх Кирилл призвал соотечественников хранить православную веру и мир, отметив при этом необходимость «добрых перемен».

http://e-vestnik.ru/news/patriarh_blizhn...

Дополним краткое сообщение Возницына о погребении п. Адриана сведениями, взятыми из археологических изысканий п. Забелина и других источников. П. Адриан скончался в своей малой каменной келье, что «от соборныя церкви», существующей над синодальным домом в виде теремка и доныне. По случаю кончины патриарха в тот же час на Ивановской колокольне и в Успенском соборе благовестили по трижды в большой колокол. Тело п. Адриана окутали в гробу сверх всего зеленым бархатом. Гроб был куплен дубовый за 2 рубля. Для выноса гроба изготовили одр (с рукоятками), обитый черным бархатом. 16 октября, рано, из кельи вынесли п. Адриана в церковь 12 апостолов, где день и ночь, до выноса в Успенский собор, над покойником читали псалтырь домовые дьячки. Всяких чинов люди приходили к телу патриарха для прощания и целовали руку. 17 октября из церкви св. Апостолов тело п. Адриана на одре, при звоне во все колокола, с крестным ходом было перенесено в Успенский собор, а во время (малого) входа 614 со святым Евангелием, внесено в алтарь и поставлено за престолом близ горнего места. По совершении литургии его вынесли из алтаря и поставили на амвоне. Архидиакон (Иона) прочитал прощальную молитву, после чего тело поставили возле амвона и совершили отпевание. Участие в погребении принимали митрополит Смоленский Сильвестр, митрополиты Крутицкий Трифиллий и Вятский Дионисий с архимандритами и игуменами и прочим московским духовенством. Во время отпевания каменьщики выкопали в соборе указанную могилу и выклали ее кирпичом; сюда поставили (купленный у Мягковских каменьщиков за 12 рублей) белокаменный гроб «ковчег» с крышкой, на которой была врезана, глубоко в камень, след. надпись: «Зде во гробе телом лежит великий господин святейший кир Адриан архиепископ Московский и всея России и всех северных стран патриарх, иже приставися 7209 лета, месяца октоврия с 15 числа в нощи 1–го часа в четвертой чети. егоже душу, Боже Творче, упокой». На гробе же были вырезаны следующие стихи, составленные Карионом Истоминым:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Петергофский Серафим назначен председателем Синодального отдела по делам молодежи 9 июля, 2019. Новостная служба Также он избран епископом Истринским, викарием Патриарха Московского и всея Руси 9 июля. ПРАВМИР. Председателем Синодального отдела Русской Православной Церкви по делам молодежи назначен епископ Петергофский Серафим (Амельченков). На заседании Священного Синода, состоявшемся 9 июля, было заслушано сообщение Патриарха Кирилла о назначении председателя Синодального отдела по делам молодежи ( журнал 73 ). Синод постановил освободить протоиерея Кирилла Сладкова, и.о. председателя Синодального отдела по делам молодежи, от занимаемой должности, выразив ему благодарность за понесенные труды. Председателем отдела назначен епископ Петергофский Серафим, викарий Санкт-Петербургской епархии, с освобождением его от должности ректора Санкт-Петербургской духовной академии и выражением благодарности за понесенные труды. Преосвященному Серафиму положено быть епископом Истринским, викарием Патриарха Московского и всея Руси. Епископ Серафим (Амельченков Владимир Леонидович) родился 25 апреля 1985 г. в г. Смоленске. По окончании школы в 2002 г. поступил в Смоленскую духовную семинарию, полный курс которой окончил в 2004 г. В 2003 г. поступил в Смоленский государственный университет на исторический факультет, который окончил в 2009 г. В 2004 г. поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2006 г. со степенью кандидата богословия. В 2006 г. назначен преподавателем Смоленской духовной семинарии. В 2007 г. назначен секретарем Смоленского епархиального управления. 22 апреля 2008 г. в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне — Святейший Патриарх Московский и всея Руси) пострижен в монашество с именем Серафим в честь сщмч. Серафима, архиепископа Смоленского. 27 апреля 2008 г. в Успенском соборе г. Смоленска митрополитом Смоленским Кириллом рукоположен в сан иеродиакона, 15 июня — в сан иеромонаха. 12 июля 2008 г. назначен настоятелем церкви святого Иоанна Предтечи г. Смоленска.

http://pravmir.ru/episkop-petergofskij-s...

Закрыть itemscope itemtype="" > Первый московский святой 21 декабря/3 января - память Свт. Петра, митр. Московского и всея России чудотворца (1326). 02.01.2019 815 Время на чтение 5 минут Митрополит Петр родился на Волыни (Западная Украина ). В 12 лет ушел в монастырь, где впоследствии был рукоположен в священника. Петр был прекрасным иконописцем, но став священником, искал более глубокой молитвы и попросился на уединенное поселение. Он нашел " пустыню " по себе здесь же, на Волыни, в лесу у реки Рати. Прослышав о его благочестивой жизни, к нему стали приходить другие монахи. Так образовался новый монастырь, где о. Петр стал настоятелем. Случилось так, что в 1301 г. на Волынь приехал тогдашний митрополит Киевский и Всея Руси Максим, и Петр со своей братией подошел к нему под благословение и подарил Максиму икону Божией Матери, которую сам написал. Предполагается, что эта икона сохранилась до сих пор и находится в Успенском соборе. Икона названа по имени автора - Божией Матери " Петровская " . В 1305 г. митрополит Максим умер. Во время служения он перевел свою кафедру из Киева во Владимир и был похоронен в Успенском соборе. Где поныне лежат его мощи. До 1308 г. на Руси не было митрополита: " Церковь овдовела " . Ситуацией решили воспользоваться два великих князя. Великий князь Михаил Тверской (поскольку город Владимир был столицей на момент, когда митрополит перевел свою кафедру) считал: митрополит Максим был во Владимире, здесь умер, здесь похоронен. Следовательно следующий митрополит должен быть из владимирского священства. Таковым себя уже мыслил игумен Геронтий. Взяв икону, которую в свое время Петр подарил митрополиту Максиму, отправился в Константинополь получить благословение занять русскую митрополичью кафедру. В то же самое время великий князь Волынско-Галицкий Юрий счел, что именно Волынско-Галицкая епархия достойна быть самостоятельной митрополией. Решить этот вопрос можно было только в Константинополе. Посланцем стал Петр, которого великий князь считал своим духовным наставником. Он вез письмо-обращение к Патриарху о возведении Волынско-Галицкой епархии в статус митрополии.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/03/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Рейдерство происходит по распоряжению самых высоких представителей власти» Раскольники из т.н. ПЦУ намерены провести «службу» в Киево-Печерской Лавре на Рождество 05.01.2023 653 Время на чтение 3 минуты Фото: СПЖ «Богослужение» по случаю Рождества в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, которое планирует провести раскольническая «Православная церковь Украины » (ПЦУ), станет большим позором для всей страны. Т.н. ПЦУ занимается рейдерством по прямому указанию официальных властей, заявили в среду в канонической Украинской Православной Церкви (УПЦ), сообщает ТАСС. Ранее т.н. ПЦУ сообщила, что глава «церкви» Епифаний Думенко собирается провести «богослужение» по случаю Рождества в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, где раньше проводила службы УПЦ. «Служба» состоится 7 января «после получения соответствующего разрешения», сообщает СПЖ . Также в т.н. ПЦУ отметили, что на «общую молитву» приглашаются «украинские верующие». Глава Госэтнополитики Украины Виктор Еленский в свою очередь рассказал ресурсу Радио Культура о ситуации в Киево-Печерской лавре. «Министерство культуры и заповедник (Национальный заповедник " Киево-Печерская лавра " , – РНЛ) выявили там серьезные нарушения в эксплуатации двух храмов. Сейчас там работает комиссия, которая должна зафиксировать эти нарушения и по возможности устранить их», – рассказал украинский чиновник. Еленский рассказал, что Министерство культуры и Национальный заповедник «Киево-Печерская лавра» полностью придерживаются мнения, что «храмы предназначены для молитвы». «Я думаю, что будут даваться разрешения на богослужения в этих храмах, но монополии Московского Патриархата там, конечно, не будет», – заявил глава Госэтнополитики. Пресс-служба УПЦ прокомментировала намерение раскольников провести «службу» в Лавре. «Это событие станет большим позором для Украины. В отличие от других случаев с захватами наших храмов сторонниками ПЦУ в данном случае это рейдерство происходит напрямую по распоряжению самых высоких представителей власти. Поместные Церкви за рубежом будут, мягко говоря, удивлены состоянием свободы совести и прав на религиозное исповедание в нашей стране», - говорится в комментарии пресс-службы УПЦ украинскому изданию «Клименко тайм».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/05/re...

Закрыть itemscope itemtype="" > Самый загадочный русский царь В г. Касимове совершена лития по Симеону Бекбулатовичу 26.10.2020 1314 Время на чтение 3 минуты В г. Касимове у креста на месте самого древнего храма города, Богоявленской (Георгиевской) церкви, была совершена лития по Симеону Бекбулатовичу, сообщили «Русской народной линии» атаман Мещерского войска ЦФО, председатель Совета атаманов России, казачий генерал Валерий Камшилов и один из составителей Касимовской энциклопедии краевед Олег Романов. Лития состоялась по инициативе В.В. Камшилова. Гражданскую литию провёли Войсковой старшина Александр Пилюгин и атаман Касимова и Касимовского района (полковник казачьих войск) Сергей Марков с казаками. В этом году отмечается 445-я годовщина венчания Симеона Бекбулатовича на царство в Успенском соборе Московского кремля и передачи ему власти от первого Царя Иоанна IV (Грозного). Симеон Бекбулатович (до крещения Саин-Булат хан, в монашестве Стефан) скончался 5 (18) января 1616, Москва и захоронен в Симоновом монастыре. Сын Бек-Булата и правнук Ахмат-хана, правившего Большой Ордой, он был касимовским ханом в 1567-1573 годах, после того как вместе с отцом перешёл на службу к Ивану IV Васильевичу Грозному. В июле 1573 года по настоянию Ивана IV Саин-Булат крестился с именем Симеон в тверском селе Кушалино. Весной 1576 года он женился на княгине Анастасии Мстиславской, дочери князя Ивана Фёдоровича Мстиславского, бывшего главы земщины. Она была внучкой Петра Ибрагимовича и Евдокии, младшей сестры великого князя Василия III, отца Грозного царя. В браке с Симеоном родилось шестеро детей: три сына - Фёдор, Дмитрий, Иоанн и три дочери - Евдокия, Мария, Анастасия. В 1575 году Иван Васильевич отрёкся от престола и возвёл на него Симеона Бекбулатовича. 30 октября в Успенском соборе Кремля Симеон был венчан на царство. Вероятно, выбор Иоанна Васильевича был обусловлен тем, что Симеон был представителем царского рода Чингизидов. В августе 1576 года Симеон вернул престол «природному царю» Ивану Васильевичу, который пожаловал царя Симеона титулом Великого князя Тверского.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/26/sa...

Июль – месяц Русских Святых. Изобиловала когда-то Русская земля святыми угодниками Божиими – «именитыми и безименными», «явленными и неявленными», знаемыми и незнаемыми, прославленными и еще только ждущими своего официального прославления на земле, хотя и несомненно прославленными у Бога на небесах. Вторая неделя по Пятидесятнице так и посвящается памяти «Всех Святых в земли Российстей просиявших». И почти нет дня в году, когда бы не славилась память того или другого из этого славного сонма духовных питомцев Святой Руси. Но особенно богат этими празднованиями месяц июль, когда прославляются памяти наиболее славных, чтимых и любимых угодников Божиих, вышедших из среды нашего православного русского народа. Отметим здесь только тех из них, которые более всего дороги и близки сердцу русского человека, как основоположники Святой Руси и выразители духа ее. Так, 3-го июля празднуется перенесение мощей  священномученика Филиппа, митрополита Московского и всея России,  который не убоялся всенародно в Успенском соборе обличить самого Грозного царя за пролитие невинной крови. Какой это яркий образ – обличительный урок для тех архипастырей, которые молчат там, где святой долг служения Правде Божией повелевает им говорить! Нетленное тело этого великого святителя было торжественно прославлено многочисленными чудесами исцелений при перенесении его из Соловецкого монастыря в Москву, где оно было положено в серебряной раке в том самом Успенском собор, стены которого были безмолвными свидетелями его самоотверженного безстрашного подвига (1652 г.). В тот же день вспоминается преставление  блаженного Иоанна, юродивого Московского,  который ходил полунагой, носил на себе тяжелые железные вериги и на голове большой железный колпак. За свою святую жизнь был удостоен дара прозорливости и чудотворений и предрек свою смерть, указав место своего погребения в Московском Покровском Соборе. Стяжание высшей христианской добродетели смирения чрез подвиг юродства во Христе стало особенно близким душе русского человека, и потому у нас явилось немало таких «юродивых во Христе», которых очень чтил русский народ, чувствуя величие их духа, оказавшегося способным попрать свою гордыню – этот источник и корень всех греховных страстей, († 1589 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Литургия в Успенском соборе Кремля в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 2012 года 4 декабря 2012 г. 01:00 Патриарх Кирилл: Жизнь человека должна начинаться с соприкосновения со святыней 4 декабря 2012 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и 95-ю годовщину со дня интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словами проповеди. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня великий двунадесятый праздник — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Этот праздник установлен в честь события, о котором ничего не сказано в Священном Писании. Но мы знаем об этом событии из Предания Церкви, потому что из поколения в поколение, начиная с первых годов существования Церкви Христовой, в христианской общине хранилась память о нем. Позднее эта память была зафиксирована — в первую очередь, в святоотеческих творениях, и мы встречаем замечательные образцы проповедей великих святых отцов, посвященных дню Введения во храм Пресвятой Богородицы. Само по себе событие это было достаточно обыкновенным для жизни тогдашнего Иерусалима — существовал обычай посвящать первенцев Богу. Конечно, не все родители так поступали, не все отдавали своего ребенка в храм на воспитание, но многие этот обычай исполняли — приводили своих младенцев в храм и отдавали их на воспитание тем, кто при нем служил. В этом смысле событие было обыкновенным, но Предание повествует нам о чем-то, что делает произошедшее из ряда вон выходящим. Младенца Марию, приведенную Ее благочестивыми родителями для посвящения Богу, встречает первосвященник и сам вводит в храм. В этом действии первосвященника — несомненное пророчество и прообразование всего того, что совершила Пресвятая Дева и что через Нее Бог совершил для рода человеческого. Замечательный обычай посвящать детей Богу и отдавать их на воспитание в храм свидетельствовал о вере иудеев в то, что жизнь человека должна начинаться с соприкосновения со святыней. Эта вера запечатлена и в Предании Церкви нашей — первым событием в жизни новорожденного является его вхождение в храм для совершения Таинства Крещения. Теперь детей приносят родители или восприемники (хотя все зависит от возраста), и как замечательно, что эта традиция соприкосновения младенца в начале жизни с Богом в Его храме живет и в нашем народе!

http://e-vestnik.ru/docs/vvedenie_patria...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ († после 1653, Астрахань), бывш. настоятель костромского Успенского собора, деятель раннего старообрядчества . По-видимому, Д. вышел из среды провинциального духовенства. Примерно с сер. 40-х гг. XVII в. служил в Москве, стал членом ревнителей благочестия кружка , возглавляемого настоятелем кремлевского Благовещенского собора и духовником царя Алексея Михайловича протопопом Стефаном Вонифатьевым . Члены кружка добивались устранения нарушений в богослужении (в первую очередь «многогласия», т. е. одновременного совершения неск. чинопоследований), введения проповеди после богослужения, повышения нравственного уровня духовенства. Д. сблизился с участниками кружка - настоятелем Казанского собора на Красной пл. Иоанном Нероновым , позднее с протопопом Аввакумом . Даниил Костромской. Икона. 2003 г. Иконописец И. В. Никольская (старообрядческая ц. Рождества Богородицы в с. Дурасове) Даниил Костромской. Икона. 2003 г. Иконописец И. В. Никольская (старообрядческая ц. Рождества Богородицы в с. Дурасове) По-видимому, в нач. 1649 г. Д. был назначен настоятелем Успенского собора в Костроме (собор, возведенный в сер. XVI в. в камне взамен деревянного, находился в Костромском кремле, в соборе пребывала особо чтимая первыми царями из династии Романовых главная святыня Костромы - Феодоровская икона Божией Матери ) и тогда же Д. был возведен в сан протопопа. Предположительно назначение в Кострому, почитаемую как «колыбель царской династии», состоялось благодаря поддержке кружка Вонифатьева. В Костроме Д. активно взялся за претворение в жизнь идеалов ревнителей благочестия. В проповедях в Успенском соборе он обличал пьянство и безнравственность среди мирян и духовенства, активно выступал против любимых народом скоморохов; по распоряжению настоятеля время от времени под замок в палату под собором сажали - «в смиренье» - нарушителей общественного порядка (в основном пьяных). Как и чуть позже протопоп Аввакум в г.

http://pravenc.ru/text/171228.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ (ок. 1350? - ок. 1430, Андроников мон-рь), прп. (пам. 13 июня святых, в Андрониковом мон-ре подвизавшихся; 6 июля - в Соборе Радонежских святых; воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), древнерус. иконописец, предполагаемый учитель, «содруг» и «сопостник» прп. Андрея Рублёва ; ошибочно именуется Даниилом Чёрным. Проблема изучения творчества Хотя имя Д. было введено в научный оборот одновременно с именем прп. Андрея (в 1817 Н. М. Карамзиным, в 1827 К. Ф. Калайдовичем), оно долгое время не привлекало внимания ученых, писавших в основном о его знаменитом ученике. Лишь в XX в. были предприняты попытки разделить творческое наследие этих мастеров. В 1926 г. И. Э. Грабарь попытался выявить 2 стилистические группы в росписях Успенского собора во Владимире (1408; единственный точно датированный памятник в наследии Д. и прп. Андрея). Он писал, что фрески «исполнены двумя художниками не только не сходными по характеру, темпераменту и стилю, но временами прямо противоположными» ( Грабарь. 1926. С. 32-33). На этом основании он даже отрицал факт ученичества прп. Андрея у Д. Определив стиль первого как графический, а второго - как живописный, Грабарь пытался с помощью этого условного критерия разделить и др. их произведения на «одесную и ошую, на Рублёвское и Данииловское» ( Некрасов. 1927. С. 215). Постановку проблемы следует признать плодотворной, но ее разрешение - не вполне удачным, поскольку исследователь помимо более или менее достоверных работ связал с именами художников обширный круг др. памятников кон. XIV-XV в. В 1964-1966 гг. к проблеме наследия мастеров обратился худож.-реставратор С. С. Чураков. Исходя из значительности таланта Д. и наблюдений, сделанных в 1962-1963 гг., во время реставрации композиции «Страшный Суд» во Владимире, он четко разделил все т. н. рублёвское наследие (на тот момент очень обширное) на 2 группы. В результате большая часть произведений, в т. ч. росписей Успенского собора во Владимире и ц. Рождества Христова на Красном поле в Вел. Новгороде, оказалась связана с именем Д. Выводы Чуракова не были приняты искусствоведческой наукой.

http://pravenc.ru/text/171187.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010