Коломна. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Автор: Сидоров Григорий Снято: 1 мая 2006 Добавлено: 20 декабря 2006 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Успенский собор в кремле построен из кирпича в 1672-1682 гг. на месте прежнего белокаменного собора, с использованием материала от его разборки. В основу положена традиционная схема четырехстолпного крестовокупольного храма. В то же время, в членении фасадов на два яруса, произвольной расстановке лопаток, отсутствии закомар проявилось новое понимание архитектурных форм, свойственное зодчеству второй половины XVIIb. Двусветный четверик, увенчанный пятью главами на световых барабанах, перекрыт крестовым сводом. Фасады украшены тремя перспективными порталами, отличающимися высокой техникой белокаменной резьбы, и колончатыми наличниками окон. В интерьере сохранился резной барочный иконостас второй половины XVIIIb. Иконы и темперная живопись на стенах относятся к XIXb. Собор был отреставрирован в 1958-1962 гг. Успенский кафедральный собор был заложен в Коломне в 1379 г. святым благоверным князем Димитрием Донским в честь первой победы русских войск над Золотой Ордой при реке Воже. В 1380 г. в этом строящемся храме он молился перед Куликовской битвой. Вскоре после победы собор был завершен и стал главным в Коломенской епархии, открытой в 1353 г. Святыня храма — Донская икона Божией Матери сопутствовала великому князю во время его ратного подвига на поле Куликовом. Образ Пресвятой Богородицы, созданный преподобным Феофаном Греком, был очень почитаем на Руси. Перед ним молился, отправляясь в Казанский поход, царь Иван Грозный. После победы он увез чудотворный образ в Москву, приказав создать для коломенского Успенского храма два точных списка. Предполагают, что в росписи храма в 1392 г. принимал участие преподобный Феофан Грек. В нижнем, основном, храме находились два престола: в честь Успения Божией Матери и во имя святого великомученика Димитрия Солунского. В верхнем храме — престол во имя святого великомученика Никиты и святителя Леонтия Ростовского. В соборе хранились частицы мощей святого Иоанна Предтечи и преподобного Стефана Савваита. Храм был богато украшен, имел иконы в серебряных окладах, шитые пелены, причем одна из них была собственноручно вышита женой великой княгиней Софией Палеолог. Собор славился обширной библиотекой.

http://sobory.ru/article/?object=01137

Москва. Симонов мужской монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Богородицкий собор, Успенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Успенский собор Симонова монастыря строился с 1379 г. Освящен 1 октября 1405 года. Взован 21 января 1930 года, на его месте построен ДК ЗиЛ. http://bellschool.ru/belltowers/simonov Успенский собор был заложен в 1379 г., когда был основан Симонов монастырь, и освящен 1 октября 1405 г. В 1476 г. в грозовую ночь молния ударила в крест главного купола собора, и купол загорелся. Занимаясь его ремонтом, стали перестраивать и весь собор, для чего великий князь Иван III разрешил пригласить ученика архитектора Аристотеля Фиорованти. Еще через семьдесят лет собор перестраивался вторично, а рядом с ним возвели шатровую колокольню. В результате переделок к XVII веку собор превратился в высокое крестово-купольное здание с входом в центре западной стены, с трех других сторон его окружала невысокая галерея. На галерею с востока вели две лестницы, и это особо подчеркивало симметричность и торжественность постройки. Почти квадратный в основании, собор стоял на высоком подклете из белого камня. Верх завершался крестовым сводом на четырех столбах. Торцы сводов образовывали закомары. В плане собор имел форму восьмиконечного креста. В световом барабане были устроены щелевидные оконные проемы, у его основания – небольшие килевидные кокошники. Когда переделывали сгоревшую главу, закомары закрыли, по углам поставили декоративные барабаны. Собор стал о пяти главах луковичной формы. Изменилась также форма портала главного входа. В 1832 г. к собору с левой стороны пристроили ризницу, а с правой – придел Казанской иконы Божией Матери. В приделе находилась икона Господа Вседержителя, принадлежавшая преподобному Сергию Радонежскому. По преданию, именно этим образом Игумен земли Русской благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его дружину перед Куликовской битвой. В ризнице находился трехстворчатый складень, которым преподобный Сергий благословил иноков Пересвета и Ослябю перед сражением. В соборе находился великолепный пятиярусный вызолоченный иконостас, в котором помещались Владимирская и Тихвинская иконы Божией Матери начала XVI века. В конце XIX века собор обновили снаружи и внутри по проекту архитектора К.А. Тона. Позакомарное покрытие переделали на четырехскатное, окна растесали, застеклили галерею. В 1891 г. храм обновляли.

http://sobory.ru/article/?object=39881

Новосиль. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты На месте Успенского собора в городе Новосиле сменилось несколько поколений деревянных храмов. Древнейший городской собор (его посвящение неизвестно) был возведен, вероятно, еще в XII в. в Новосильском детинце и неоднократно перестраивался и горел, например, в 1375 г. при нашествии татар Мамая. При восстановлении Новосиля в XVI в. (около 1563 г.) возобновили и Успенский собор, но в годы Смутного времени город сильно пострадал (1611 г.) и кремль с собором пришлось отстраивать заново. В одной из своих челобитных новосильцы писали, что литовцы «город Новосиль сожгли, оброзы, и книги, и ризы, и всякая церковная устроенья пожгли и попов побили». После Смуты собор срубили заново. В Писцовой книге 1625–1626 гг. Константина Михайловича Пущина и подьячего Бориса Иванова дается следующее описание нового Успенского собора: «Внутри городе (в кремле. – В.Н.) церковь соборная Успение Пречистые Богородицы деревяна, а в церкви Божия милосердия образ Успения Пречистая Богородицы месной, да на престоле Пречистая Богородица, двери царские, над дверьми деисус на празелени, строенья распопа Олофея, да книг в церкви на престоле: Евангелие письменное, треодь цветная полууставная, апостол письменые ветхий, да государева жалованья у тое церкви два колокола, а кладбища церковного около церкви десить сажень, поперек восемь сажень». Позднее в соборе устроили придел Св. Петра и Павла и Св. Николая Чудотворца. Храм был весьма мал, соборные попы в своей челобитной (1640 г.) жаловались: «После, государь, тово разорения (1611–1612 гг. – В.Н. ) поставлен храм невелик – клетка и та ныне ветха, развалился, образов и книг и риз нет ничаво». Новый собор, опять же деревянный, построили между 1691 и 1702 гг. Не позднее 1702 г. к нему пристроили колокольню. Рисованный чертеж Новосильской крепости конца XVII в. дает представление о том, как выглядел Успенский собор в это время. Судя по чертежу, храм действитель но был небольшим и по размерам и по конструкции походил на крепостную башню. Он представлял собой высокий четырехугольный сруб, по видимому, на подклете, увенчанный шатровой крышей с полицей, завершавшейся главкой, покрытой деревянной чешуей лемехом. В южной стене, а возможно и в северной, было по три окна. Из них особенно выделялось размерами центральное – «красное». Маленькие боковые окошки являлись, скорее всего, волоковыми. К храму с востока примыкал алтарь, но на основании рисунка трудно судить, был ли он прямоугольным или «круглым», т.е. пятигранным. С запада к собору была прирублена небольшая трапезная, в которой помещался единственный вход в церковь.

http://sobory.ru/article/?object=42988

Тула. Кремль. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор в Кремле Карта и ближайшие объекты Успенский собор – каменный храм во имя Успения Божией Матери расположен в центре Тульского кремля. Согласно записям писцовых книг Тульского посада 1628 и 1629 гг., был построен с приделом во имя св. Василия Парийского. Писцовая книга 1685 г. сообщает об Успенском соборе уже с приделами во имя Архангела Гавриила и Чудотворца Тихона Амафунтского. Современное здание храма было сооружено во 2-й половине XVIII в. Тульский Успенский кафедральный собор, обращающий на себя внимание своими архитектурными достоинствами, в отношении обширности, легкости и освещения заслуживает тем большего внимания по своему внутреннему убранству как в художественном отношении, так и со стороны церковной символики. В этом отношении замечательна его стенная фресковая иконопись. Хотя этот храм построен от 1762 по 1764 год, а расписан от 1765 по 1767 год. Эти фрески замечательны в высшей степени и по своей технике, и по стилю, а главное по своей полноте и содержательности. Сколько известно, эта роспись — последнее и совершеннейшее создание мастеров русского фрескового письма. Размещение фресковых изображений в основных чертах своего плана имеет, конечно, большое сходство с известными росписями древних храмов: Владимирских, Московских, Ростовских, Ярославских, Вологодских и др. Таковы, например, древние фресковые стенописи в церкви Св. Иоанна Предтечи, что в Рощенье в Вологде, и особенно в церкви Св. Пророка Илии в Ярославле и др. Но тульские фрески непосредственно примыкают к ярославским подлинникам. Находясь в такой зависимости от ярославских подлинников, фрески Тульского Успенского собора имеют, однако, свою весьма замечательную особенность и в составе изображений, и в стиле писания. Как таковые, они служат и развитием фрескового дела и дополнением цикла изображений, принятых уже в древних храмах и, в частности, в ярославских. Выдающуюся особенность такого рода фресок представляют четыре более или менее обширные картины, составляющие целый ряд, или ярус (или пояс), и расположенные на западной стене храма во всю ее длину с изображениями, которые стоят в непосредственной связи с текстом Ветхозаветной канонической книги Песнь Песней Соломона. Как все фрески Тульского Успенского собора, так и относящиеся к содержанию Песни Песней, находясь в сродстве по внутреннему характеру с ярославскими и ростовскими, однако имеют и свое отличие от них, что и составляет интерес их изучения.

http://sobory.ru/article/?object=00829

(1271/72 - 22.11.1318), св. блгв. кн. Тверской, вел. кн. Владимирский (пам. 22 нояб., в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых). Сын вел. кн. Владимирского и Тверского Ярослава Ярославича и вел. кнг. св. блгв. Ксении Юрьевны . Основными источниками сведений о жизни М. Я. являются летописи XIII-XV вв. (Рогожская, Симеоновская, Новгородская I, Ермолинская, Московский свод кон. XV в. и др.), а также Житие св. князя, написанное вскоре после его кончины. О рождении М. Я. после смерти отца, умершего по дороге из Орды, сообщается в Московском своде кон. XV в. и в Ермолинской летописи. Летописи не дают уточнений о дате рождения княжича, сообщается лишь, что Ярослав скончался «зимой». Тем не менее дату рождения - 1 нояб.- содержит позднее Похвальное слово М. Я. (2-я пол. XVII в.). Неизвестно, на какие данные опирался его составитель, но В. А. Кучкин определил, что одним из его источников был некий поздний летописный памятник, содержавший в т. ч. ошибочные даты. Имя княжичу было дано, по-видимому, в честь умершего единокровного брата. В летописях, восходящих к Новгородско-Софийскому своду XV в., известие о смерти Михаила Ярославича-старшего следует за информацией о смерти Ярослава. Т. о., как отмечают А. Ф. Литвина и Ф. Б. Успенский, имя Михаил «совмещало в себе функции родового и христианского» ( Литвина, Успенский. 2006. С. 580). Арх. Михаил как небесный покровитель постоянно присутствовал в жизни М. Я. 8 нояб. 1294 г., на Собор арх. Михаила, он венчался с кнж. Анной Дмитриевной, дочерью кн. Дмитрия Борисовича Ростовского (см. св. блгв. кнг. Анна Кашинская ). Сохранились атрибутируемые М. Я. печати с изображением арх. Михаила ( Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 2. С. 9, 11-12; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 64, 66-67, 165-166). В княжение М. Я. в нач. XIV в. была построена ц. арх. Михаила «на брезе» (на Загородском посаде на берегу Волги). Неоднократно упоминаются арх. Михаил и его чудесная помощь в Житии М. Я., в т. ч. его автор подчеркивает, что 6 сент., на память Чуда арх. Михаила в Хонех, М. Я. прибыл в Орду, и на ту же дату пришлось погребение останков М. Я. в Спасо-Преображенском соборе Твери.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

24. Успенский собор Другой собор в лавре сооружен по образцу Московского Успенского, при Царе Иоанне Васильевиче; освящен же Всероссийским Митрополитом Дионисием, на другой год после кончины этого Государя, в день храмового праздника 1585 г. в присутствии Царя Феодора Иоанновича и его супруги Ирины Феодоровны. Длиной храм с алтарем 19 сажень, шириной 13 саж. 1 аршин, вышиной до 10 сажень. Верхи его осенены пятью главами; средняя из них обита вызолоченной медью в 1806 году при Митрополите Платоне, а остальные 1807 года покрыты по голубому полю медными вызолоченными звездами; осмиконечные кресты на главах обложены листовым червонным золотом. С южной и северной сторон у собора ступенчатые крытые крыльца, а с западной–портик, вместо прежней трапезы, построенный 1781 года, в новом стиле с подписью на портале: ведомому Богу. Повод к такой надписи на храме подали Митрополиту Платону: 1) Апостол Павел, 53 который встретил в Афинах капище с надписанием: неведомому Богу (’Aγν ε), которого «аки благочестивые Афиняне не ведуще, благолепно чествовали», и 2) слова Пророка Давида: ведом в Иудеи Бог. 54 Величественный храм этот, по указу Царей Иоанна и Петра, внутри украшен 1684 года, стенописью в Греческом пошибе, как значится из подписи у западных входных дверей. Алтарный иконостас в нем о пяти поясах, резной, в больших размерах; древние иконы в нем, по мере надобности, поновлены. Из местных заслуживают внимание любителя иконописи иконы: 1) Софии Премудрости Божией, так называемой у иконописцев Новгородской, с надписью о таинственном знаменовании сего символического изображения, и 2) Положение ризы Господней в Московском и Успенском соборе Патриархом Филаретом и проч. В главном алтаре запрестольный крест утвержден над вырезанным из дерева двухглавым орлом. По преданию, этот герб Всероссийский потому поставлен, что здесь, под сению престола Божия спасся юный Петр I от ножа мятежных стрельцов; другие полагают, что это случилось в Троицком, соборе. Верно только то, что в храме Сергиевой обители великий Петр чудесно сохранен от убийц.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

36. 1664 г., декабря 18. Сказки лиц, бывших в Успенском соборе в ночь на 18 Декабря 1664 г., по поводу внезапного прихода туда патриарха Никона, во исполнение царского указа, данного митрополиту Ионе и боярину князю Н.И. Одоевскому А соборного протопопа Михайла с братией про патриархов приход указал великий государь допросить Ионе, митрополиту Ростовскому, да боярину князю Никите Ивановичу Одоевскому. И ми Соборной церкви Успения пресвятой Богородицы протопоп Михайло сказал: как де патриарх Никон шёл в соборную церковь в северные двери, и в то время двери растворились вдруг с великим громом; а перед ним шли многие люди в служивом платье, а за ними несли крест, а за крестом шли старцы, а после старцев шёл Никон патриарх . И придя в церковь , крест поставили у Спасова образа на правой стороне, а патриарх стал на патриаршее месте и взял посох Петра чудотворца, что стоял на том месте. А в то де время старцы его пели перед ним Исполаити деспота; а после того пели Достойно есть, а после Достойна митрополичьему поддьяку псалтырь говорить велел перестать, а приказал соборному дьякону Михайлу говорить ектенью, а сам в то время целовал святые иконы и чудотворцевы мощи, и Ризу Спасову. И после того, став на патриаршее место, говорил молитву Владыко многомилостиве, и звал Ростовского митрополита Иону к благословению. И митрополит де у него патриарха у благословения был, а потом он протопоп, и ключари и священники, и дьяконы, и поддьяконы и иные причетники у благословения были ж. А посох де Петра чудотворца держал у себя он, патриарх, в заутреню до чтения евангелия; а как де по антифонах евангелие начали чести, и он протопоп в то время пошёл к великому государю в верх. А как де патриарх из церкви пошёл и чудотворцев посох с собой взял ли, того он протопоп не видал, потому что был он в верху у великого государя и дожидался у Нерукотворного Спасова образа в трапезе. А слышал де он у своей братии у ключаря Фёдора и у священников, что патриарх тот посох взял с собой. Протопоп Михаил руку приложил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

474. Слово в день Успения Пресвятой Богородицы (Говорено в Московском большом Успенском Соборе, августа 15). 1825 Святый Дионисий Ареопагит был на погребении Богородицы, и что притом происходило, частию можно видеть в его писаниях. «Мы, – пишет он, – и многие из священных наших братий собрались для зрения живоначального и Богоприемного телеси. Прибыл и Богобрат Иаков и Петр, между высокими Богословами верховный и старейший. После зрения благоугодно было всем иерархам, поколику каждый был способен, песнословить безмерно могущественную благость Богоначальственной немощи» (о Божеств. имен. гл. 3). Под именем «Богоначальственной немощи, – как изъясняет святого Дионисия святой Максим, – должно разуметь вольное снисхождение Сына Божия даже до плоти, кроме греха. Ибо, по причине вольного к нам снисхождения, все претерпев даже до смерти, смерти же крестныя, и немощи наши Он понес». Приятно даже до ныне узнавать единую, святую, соборную и Апостольскую Церковь , между прочим, по единству ее священных и Апостольских обычаев. После столь многих веков, от дня успения Пресвятой Богородицы, и ныне для сего дня «собираются многие из священных наших братий». В подражание Божественному зрелищу Сионскому или Гефсиманскому и здесь представляется для благоговейного зрения изображение «живоначальнаго и Богоприемнаго телеси» 963 , как бы в день его погребения. «Вся иерархия песнословит», или, иначе сказать, словом и песнопением прославляет «безмерно могущественную благость» Сына Божия, в Его спасительном воплощении, чрез немощь и смерть проложившаго путь к безсмертию и славе Божественной. О, если бы могли мы теперь услышать хотя одно из тех самых песнословий, которые по внушению святого Духа принесены были Господу и Матери Его в первоначальном Апостольском Успенском Соборе! Но святый Дионисий только сказывает о них, а ничего из них не пересказывает. Слышу по крайней мере род песнословия, приличествующего настоящему случаю, из уст усыновленника Пресвятой Девы и ближайшего служителя Ее в Ее жизни и погребении. «Блажен», восклицает Иоанн, «и свят, иже имать часть в воскресении первем» ( Апок. ХХ, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

I. Гробницы княжеские 1-ая гробница, в которой, до своего открытия в 1702 году, почивали мощи св. благоверного великого князя Андрея Боголюбского 10 Гробница уставлена в северной стене собора, в придельном алтаре, который в 1774 году посвящен имени св. великого князя Андрея. Эта белокаменная гробница имеет вид пустого продолговатого ящика, без крышки. В глубине комары сохранена надпись: «Мощи Благовернаго Великаго Князя Андрея Георгиевича Боголюбскаго, преставися в лето 6683 месяца июния 28 дни» 11 . Припомним, что это – не первоначальное место погребения св. Андрея, а то, где поставил его гробницу брат его Всеволод Георгиевич, по распространении уже храма. При сем опустевшем ложе мы не будем говорить о самом св. Великом князе Андрее, ибо существуют, как мы сказали, жизнеописания святых князей, Владимирских чудотворцев, а некоторые и притом важные упоминания о сем Великом Князе будут у нас при речи нашей о других князьях. 2-я гробница, в которой погребен великий князь Всеволод III Георгиевич Против опустевшей гробницы строителя собора, св. Великого князя Андрея, в том же небольшом придельном алтаре, на правой стороне от престола, находится гробница брата его, расширившего храм пристройками, великого князя Всеволода Георгиевича. Гробница эта не в стене, а возле стены, – и так как пол в придельном алтаре, где она находится, при устройстве иконостаса (во время императрицы Екатерины II), поднят выше пола храма, то верх этой гробницы, оставленной при переделке пола неподвижной, теперь едва возвышается над поверхностью пола. Но на гробнице Всеволода Георгиевича, вместо крышки, поставлена другая гробница, в которой до открытия почивали мощи св. благоверного князя Глеба Андреевича; а потому место покоища Всеволода Георгиевича представляет собой все-таки значительное возвышение возле стены. На стене над гробницей выведено красками подобие комары, и сделана надпись: «Мощи Благовернаго Великаго Князя Всеволода Димитрия Георгиевича, положены на сем месте в лето 6720 апреля 18 дня» 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

VI. Сведения о жизни протоиерея Николая Петровича Другова 178 Источником сведений о жизни отца протоиерея служили нам официальные бумаги, – главным же образом достоверные рассказы близких знакомых и родственников покойного старца. Николай Петрович родился в Москве 1777 года 5 декабря, накануне праздника в честь соименного ему св. Николая чудотворца. Отец его Петр Петров был сторожем при большом Успенском соборе и имел собственный дом в приходе Николаевской, что в Голутвине церкви, за Москвой-рекой. Жена его Агриппина Ивановна происходила из купеческого звания. Петров умер в марте 1786 г., на 37 году от рождения, оставив после себя троих детей: девятилетнего Михаила, бывшего потом звонарем и сторожем при Успенском соборе, восьмилетнего Николая, обученных грамоте и чистописанию, и дочь Матрону. Вдовствующая мать, 11 мая того же года, просила начальство московской славяно-греко-латинской академии о принятии в оную, с включением в число казенно-коштных учеников, меньшего сына ее Николая Другова. На сем прошении помечено: «принять и по ее бедности вписать на казенное жалованье». Однако ж, на самом деле, он не был вписан, вследствие чего мать его 19 декабря подала другое прошение, оставшееся безо всякой пометки 179 . В 1788 г. низшего класса ученик Н. Другов значится своекоштным 180 . Он занимался преподаванием частных уроков. По выходе из низших классов, обучался наукам философским, богословским и другим предметам, и окончил курс учения, в июле 1800 года, со степенью студента богословия 181 . В послужном его списке за 1821 год замечено: «на латинском и французском (языках) может говорить, переводить и сочинять свободно; на немецком и простом (ново)греческом говорить и переводить, а с эллино-греческого только переводить». Основательное языковедение приобретено им еще в академии, но и в последствии он не оставлял занятий иностранной литературой, и таким образом достиг совершенства в знании особенно новейших языков. Он по окончании академического учения продолжал давать уроки в частных домах. При немногочисленности учебных заведений и учителей, которая в ту пору не соответствовала усиленной потребности образования, воспитанники и студенты академии часто избирались в домашние наставники 182 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010