Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХИЛЛ [Ахилла] († ок. 312 или 313), свт. (пам. греч. 3 июня, зап. 7 нояб.), еп. Александрийский. При еп. Александрийском Феоне был возведен в священнический сан, возглавлял Александрийское огласительное уч-ще и приобрел известность подвижнической жизнью. В 311 г., после мученической кончины еп. Александрийского сщмч. Петра I , стал его преемником. О продолжительности пребывания А. на кафедре данные источников противоречивы. За время епископства он восстановил в священническом сане Ария (отлученного от Церкви еп. Петром), хотя и не разделял его взглядов. А. был противником мелитианской ереси ( Сократ. Церк. ист. I 6). Датой смерти А. является 13 июня, однако визант. календари отмечают его память 3 июня: Типикон Великой ц. IX-X вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 77) и нек-рые рукописные синаксари и Минеи (напр., Paris. Suppl. gr. 152, XIII в.). Ист.: Евсевий. Церк. ист. VII 32 (30); Созомен. Церк. ист. I 15; SynCP. Col. 726. Лит.: Lightfoot J. B. Achillas (1)//DCB. Vol. 1. P. 17; Порфирий (Успенский), еп. Восток Христианский. [Вып.]: Александрийская патриархия: Сб. СПб., 1898. Т. 1. С. XI, 2, 115, 324, 330, 332; Prinzivalli E. Achillas//Dictionnaire encyclopedique du christianisme ancien. P., 1990. Т. 1. P. 24. И. Г. Коновалова Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМА (ок. 570-662), еп. г. Сиракузы на о-ве Сицилия (с 648), свт. (пам. зап. 30 марта; пам. греч. 21 янв., 28 марта) АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/77184.html

Изложение отрывка приведено в изданном ГАИМК обзоре содержания упомянутого сборника: Récueil Gébélev. Récueil d’etudes dédiées à S. A. Gébélev par ses éléves, ses amis et ses confrères L., 1926 p. 5–6. 186. Выделение Трапезунта из состава Византийской империи. В сб. Seminarium Kondakovianum, т. 1, Прага, 1927, стр. 21–34. См. 195. 187. Последние Комнины. Начало реакции. ВизВ, 1927–28, т. 25, стр. 1–23. 188. Записка об учёных трудах (проф. всеобщей истории Ленингр. ун-та) Е. В. Тарле. (Род. в 1874 г.). ИАН, 1927, стр. 1557–1560. Приложен список трудов. Составлено при избрании в действит. члены Акад. Наук. Записку подписали: Ф. Успенский, В. Бузескул, М. Богословский , С. Платонов. См. 150. 189. Записка об учёных трудах (немецкого археолога) Т. Виганда (Th. Wiegand, род. в 1864 г.) ИАН, 1927, стр. 1522–1528. Записку подписали: Ф. Успенский, И. Крачковский, С. Ольденбург, В. Бузескул, С. Платонов. 190. Записка об учёных трудах (археолога и проф. греческой филологии Ленингр. ун-та) С. А. Жебелева (1869–1942). ИАН, 1927, стр. 1541–1545. Приложен список печатных трудов. Записку подписали: В. Бузескул, Ф. Успенский, В. Бартольд, С. Платонов, Н. Марр, И. Крачковский. 191. Записка об учёных трудах (немецкого византолога) А. Гейзенберга (A. Heisenberg, 1869–1930). ИАН, 1927, стр.1520–1521. Записку подписали: Ф. Успенский, И. Крачковский, В. Бузескул, С. Платонов. 192. Записка об учёных трудах (проф. греческой филологии Моск. ун-та) С. И. Соболевского (Род. в 1864 г.). ИАН, Отд. гуманит. наук, 1928, стр. 449–451. Приложен список печатных трудов. Записку подписали: С. Жебелев, Ф. Успенский, В. Бузескул. 193. J. В. Bury (1861–1927). ИАН, Отд. гуманит. наук. 1923, стр. 1–10. Некролог английского византолога, проф. всеобщей истории Кембриджского ун-та и чл.-корресп. Акад. Наук СССР, прочитанный 3-го марта 1928 г. на общем собрании Академии. 194. Балканский полуостров в XIII в. Сб. статей в честь А. И. Соболевского, Л., 1928, стр. 398–400. Отрывок из неизданного т. III «Истории Византийской империи».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

227 Греч. (παν)εγενστατος, ρθοδοξτατος, εσεβστατος, πισττατος, χριστφλος и др. (либо их славянские соответствия: благоверный, правоверный, христолюбивый и т.п.): Poppe А. (прим. 184). Р. 111 f. 228 Термин “помазанник” (Gesalbter) применительно к древнерусским князьям представляется нам неудачным (он неоднократно употребляется также и в Приложении 1, написанном А. Поппэ). Очевидно, автор имеет в виду существование на Руси идеи божественного происхождения княжеской власти, выраженной, в частности, в Послании митрополита Никифора I Владимиру Мономаху . Но сама процедура церковного помазания как духовная санкция власти на Руси отсутствовала, о чем пишет ниже и сам Г. Подскальски. Так или иначе, термин “помазанник” как отражение древнерусских реалий источникам неизвестен (в Поучении Владимира Мономаха он употреблен, например, по отношению к библейскому царю Давиду, т.е. в своем прямом и первоначальном значении). (А.Н.) 229 Goetz L.K. (прим. 113). S.30–33; Michel А. (прим. 188). S. 10–13, 174– 176; Острогорский Г.А. Эволюция византийского обряда коронования//Византия, южные славяне и Древняя Русь, Западная Европа. (Сб. в честь В.Н. Лазарева). Μ., 1973. С.33–42; Walter Ch. The Significance of Unction in Byzantine Iconography//Walter Ch. Studies in Byzantine Iconography. London, 1977 (XIII). 230 Успенский сборник (прим. 161). С. 124 (60д–61б); относительно Византии см.: Michel А. (прим. 187). S.88–99. 232 Памятники (прим. 202). Стб.7 (§13); Goetz L.K. (прим. 27). S.138–140; см.: Edinger Th. Rußlands älteste Beziehungen zu Deutschland, Frankreich und römischer Kurie. Halle, 1911; de Baumgarten N. Généalogies et mariages occidentaux des Rurikides russes du Xe au XHIe siècles. (OCh. T.IX/1. Rome, 1927 [см. также: Пашуто B.T. (прим. 140). Особ, генеалогич. табл, на с.419–429. – Прим. изд. (А.Н.)]. 233 Сеньорат не был ни “славянским” явлением, ни “старинным”, так как он был не “возрожден” завещанием Ярослава, а именно учрежден им (см. нашу работу, указанную в комм. изд. “Однозначно определенных” промежуточных этапов на пути к киевскому (или новгородскому) столу на практике никогда не было. Излагаемая автором вслед за С.М. Соловьевым и В.О. Ключевским теория так называемого “лествичного восхождения” до сих пор охотно повторяется в общих курсах русской истории. В своем законченном виде она является чисто кабинетной схемой и чрезвычайно утрирует реально действовавший механизм генеалогического старшинства, который и в самом деле включал некоторые стабильные элементы (например, перевод в Переяславль старшего из потенциальных претендентов на киевский стол при Мономашичах). (А.Н.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

137 Багдасарян В.Э. Россия – Запад: цивилизационная война. М.: Форум, 2019. 410 с.; Ваджра А. Запад: матрица глобальной гегемонии. М.: Времена 2, Астрель, АСТ, 2007. 544 с.; Катасонов В.Ю. Россия и Запад в XX веке. История экономического противостояния и сосуществования. М.: Институт русской цивилизации, 2015. 736 с.; Нарочницкая Н.А. Великие войны ХХ столетия. Ревизия и правда истории. М.: Вече, 2010. 352 с.; Стариков Н.В. Запад против России. Главный враг России. М.: Яуза, Эксмо, 2008; Фурсов А. И. Мировая борьба. Англосаксы против планеты. М.: Книжный мир, 2016. 512 с.; Широкорад А.Б. «Крестовый поход» против России: Тысячелетняя агрессия Запада. М.: Вече, 2015. 352 с. 138 Брандедж Дж. Крестовые походы. Священные войны Средневековья. М.: Центрполиграф, 2011. 320 с.; Васильев А.А. Византия и крестоносцы: Эпоха Комнинов (1081–1185) и Ангелов (1185–1204). Пг.: Academia, 1923. 120 с.; Васильев А.А. История Византийской империи. Т. 2. От начала крестовых походов до падения Константинополя. СПб.: Алетейя, 1998. 592 с.; Виллардуэн Ж. де. Завоевание Константинополя. М.: Наука, 1993. 298 с.; Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977. 274 с.; Заборов М.А. Папство и крестовые походы. М.: Изд. АН СССР, 1960. 264 с.; Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М.: Наука, 1980. 320 с.; История крестовых походов: Сб./Сост Дж. Райли-Смит. М.: Крон-Пресс, Oxford University Press, 1998. 496 с.; Куглер Б. История крестовых походов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 512 с.; Лависс Э. Эпоха крестовых походов. Смоленск: Русич, 2010. 576 с.; Клари Р. де. Завоевание Константинополя. М.: Наука, 1986. 176 с.; Успенский Ф. И. История крестовых походов. СПб.: Евразия, 2000. 384 с.; Харрис Дж. Византия. История исчезнувшей империи М.: Альпина Нон-фикшн, 2017. 408 с.; Эрс Ж. История крестовых походов. СПб.: Евразия, 2015. 320 с.; Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю. М., 2013. 734 с. 139 Phillips J. The Fourth Crusade and the sack of Constantinople. New York: Viking, 2004. Р. 57, 110–111.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23. [Отзыв о сочинениях на тему: Лиутпранда Кремонского Legatio Constantinopolitana]. ЗНУ, 1883, т. 35, стр. 178–186 (Протокол заседания Совета ун-та 20-го августа 1882 г. II. Приложения). Рассматриваются сочинения студентов М. Бруна и В. Соснякова, награждённых, согласно данному отзыву, золотыми медалями. 24. [Мнение о введении преподавания географии на Историке- филологическом факультете]. ЗНУ, 1883, т. 36, стр. 283–286. (Протокол заседания Совета 21-го октября 1882 г.). 25. [Девять относящихся к истории России документов – писем, инструкций, донесений, извлечённых из итальянских библиотек и архивов]. В сб.: Русская историческая библиотека, т. 8, СПб., Археогр. комиссия, 1884, стлб. 1–82. Первые четыре документа относятся к разным эпохам, последние – к Смутному времени. Документы напечатаны в подлинниках на греческом, латинском и итальянском языках, с русским переводом. Комментарии редакции, заключающие в себе также объяснительную записку Ф. И. Успенского, помещены в начале общего предисловия к сборнику (стр. 1–IV). 26. [Рецензия на книгу:] Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского]. Издал, перевёл и объяснил В. Р. Розен, СПб., 1883, 622 стр. – ЖМНП, 1884, 4, стр. 282–319. 27. Следы писцовых книг в Византии. ЖМНП, 1884, 1, стр. 1–43; 2, стр. 289–335; 1885, 7, стр. 1–52. Содержание: 1) Писцовые книги в Римской империи. 2) Средневековые западноевропейские писцовые книги. 3) Окладной лист города Лампсака. 4) Хиландарский практик. 5) Выводы из рассмотрения византийских писцовых книг: зевгарат, воидат и организация военных участков. 21-го августа 1884 г. автором был прочитан на шестом археологическом съезде доклад: О землевладении по византийским писцовым книгам. 28. Сношения Рима с Москвою. Разбор трудов по русской истории о. Павла Пирлинга. ЖМНП, 1884, 8, стр. 368–412; 10, стр. 316–340; 1885, 8, стр. 290–325. Разбираются труды П. Пирлинга в следующем порядке: 1) Rome et Moscou (1547–1579), Paris, 1883, VII, 168 p.; 2) Grégoire XIII et Ivan le Terrible. Revue des questions historiques, 1883, 4; 3) Antonii Possevini missio moscovitica. Parisii. 1882. 4) Un nonce du Pape en Moscovie. Préliminaires de la trève de 1582. Paris, 1884, IV, 219 p.; 5). Le saint- siège, la Pologne et Moscou, 1582–1587. Paris, 1885; 6) Rome et Démétrius d’après Jes documents nouveaux. Lyon, 1877, 90 p.; 7) La Sorbonne et la Russie (1717–1747). Paris, 1882, 178 p.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Галицко-Волынская летопись//Памятники литературы Древней Руси. XIII век. М., 1981. С. 237. 213 Бегунов Ю. Н. Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». Л., 1965. С. 159–160. 214 См.: Ужанков А. Н. «Летописец Даниила Галицкого»: проблема авторства//Герменевтика древнерусской литературы X–XVI bb. Сб. 3. М., 1992. С. 149–180. 215 Святитель Стефан Пермский. СПб., 1995. С. 52. 216 Ужанков А. Н. Жизнеописание Даниила Галицкого. К истории биографического жанра в древнерусской литературе//Прометей. М., 1990. С. 188–200. 217 Лихачев Д. С. Галицкая литературная традиция в «Житии Александра Невского. ТОДРЛ. Т. V. М.; Л., 1947. С. 36–56; Ужанков А. Н. «Летописец Даниила Галицкого»: редакции, время создания//Герменевтика древнерусской литературы XI–XVII bb. Сб. 1. М.,1988. С. 247–283. 218 Щепкин В. Н. Учебник русской палеографии. С. 102–106. 219 Книга правилъ святых апостолъ, святыхъ соборовъ вселенскихъ и поместныхъ, и святыхъ отецъ. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. С. 5. 220 Ужанков А. Н. Истоки русской художественной прозы//Русская бытовая повесть XV–XVII bb. М., 1991. С. 5—18. 221 Рыбаков Б. А. Стригольники. Русские гуманисты ХПА столетия. М., 1993. 222 Протоиерей Игорь Экономцев. Исихазм и восточнославянское Возрождение//Богословские труды. Т. 29. М., 1989. С. 63. Далее страницы указаны в тексте. 223 Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы XIV–XV bb. Л., 1987. С. 89. 224 Левшун Л. В. История восточнославянского книжного слова XI–XVII bb. С. 208–209. 225 Святитель Стефан Пермский. СПб., 1995. С. 52–54. 226 Левшун Л. В. История восточнославянского книжного слова XI–XVII bb. С. 209. 227 Чичерин А. В. Очерки по истории русского литературного стиля. М., 1977. С. 40–43. 228 Щепкин В Н. Учебник русской палеографии. С. 35. 229 Там же. С. 124–125. 230 Успенский Б. А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI–XIX bb.). С. 60–61. 231 Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия IX–XIX bb. Л., 1989. С. 44–48; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI века. М.; Л., 1960 и др. 232

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

8 .Деяние Константинопольского собора 1593 года, которым утверждено Патриаршество в России./Переведено с греческого архим. Порфирием Успенским в 1850 г./. «ТКДА», 1865, окт., с. 237–248. 9 . Зызыкин М. В., проф. Патриарх Никон . Его государственные и канонические идеи. Ч. 1. Историческая почва и источники Никоновских идей. Варшава, 1931. 327 с. Ч. II. Учение Патриарха Никона о природе власти государственной и церковной в их взаимоотношении. Варшава, 1934. 384 с. Ч. III. Падение Никона и крушение его идей в Петровском законодательстве. Отзывы о Никоне. Варшава, 1938. 365 + VI с. 10 . Каптерев Н. Ф. Иерусалимский патриарх Досифей в его сношениях с русским правительством/1669–1707 гг./. «Чт. Общ. Ист. и Древн. Российских» 1891, с. 1–XIV+1–91. 11 . Каптерев Н. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Вып. 1. Время патриаршества Иосифа. М., 1887. IV + 175 с. Оправдание на несправедливые обвинения. 80 с./Отт. из и 9 «Прав. Обозр.» за 1888 г./. 12 . Каптерев Н. Ф. , проф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. I. Сергиев Посад, 1912. V + 524 с. Т. II. Сергиев Посад, 1912. VIII + 547 +LX с. 13 . Каптерев Н. Сношения Иерусалимских Патриархов с русским правительством в текущем столетии/1815–1844 гг./. «Православный Палестинский сборник», m.XV, вып. 1. СПб., 1898. 503–831 с. 14 . Каптерев Н. Сношения Иерусалимских Патриархов с Русским правительством с половины XVI до конца XVIII столетия. СПб., 1895. 1 + 508 + 1 с. 15 . Каптерев Н. Характер отношений России к Православному Востоку в XVI–XVII столетиях. М., 1885. 517+51 + XIII + II с. 16 . Карташев А. В. , проф. Очерки по истории Русской Церкви. Т. II. Патриарший и Синодальный периоды. Париж, 1959. 570 с. 17 . Кравченко А., прот., ректор Одесской Духовной Семинарии. История взаимоотношений Русской и Иерусалимской Православных Церквей. Тт. 1–2. Одесса, 1982. 2 + 733 с./Магистерская диссертация. Машинопись/. 18 . Лебедев Л., прот. Патриарх Никон . Очерк жизни и деятельности. «Богословские труды», сб. 23. М., 1982, с. 154–199; сб. 24. М., 1983, с.139–170.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Bonn; Bad-Godesberg, 1985. S. 63; Византия, Балканы, Русь: Иконы кон. XIII - 1-й пол. XV в.: Кат. выст. М., 1991. С. 43. Кат. 7; В. Икона о xupomohuju грачаничког митр. Никанора//ЗЛУ. 1991/1992. Бр. 27/28. С. 302; Смирнова Э. С. Икона Богоматери Максимовской: Возрождение рус. худож. традиции в кон. XIII в.//ДРИ. М., 1993. [Вып.:] Проблемы атрибуции. С. 72-93; eadim (Smirnova E. S.) Devastazione dei tatari e rinascita della cultura//La pittura russa. Mil., 2001. Vol. 1. P. 208. Fig. 177; она же. Иконы Сев.-Вост. Руси. Сер. XIII - сер. XIV в. М., 2004. С. 10, 12, 63, 65, 67, 76, 78, 92, 93, 94, 131, 242, 339. Кат. 9. С. 230-237. Табл. 17; Сиренов А. В. Повесть о Максиме митр.//СККДР. Вып. 3. Ч. 3. С. 146-148; Кызласова И. Л. История отеч. науки об искусстве Византии и Др. Руси: 1920-1930 гг.: По мат-лам архивов. М., 2000. С. 211, 245; Преображенский А. С. Архиерейский проскинесис: «Спас митрополита Киприана» и ктиторская иконография XIV в.//Russia Mediaevalis. Münch., 2001. T. 10. N 1. Р. 85-86, 87, 89, 90, 97-98, 99. Fig. 5; он же. Ктиторские портреты средневек. Руси: XI - нач. XVI в. М., 2012. С. 19, 43-44, 199, 203, 209, 243, 245, 265-277, 278, 298, 300, 325, 328, 367, 454, 459; Путь к граду Китежу: Кн. Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах/Подгот. текстов и исслед.: А. В. Сиренов. СПб., 2003. С. 38, 78-80; Быкова М. А. История формирования коллекции икон ВСМЗ//Мат-лы исследований/ГВСМЗ. Владимир, 2005. 11. С. 110; Новаковская-Бухман С. М. Ф. Г. Солнцев - первооткрыватель фресок Успенского собора во Владимире//ИХМ. 2005. Вып. 9. С. 437, 440; Осташенко Е. Я. Андрей Рублёв: Палеологовские традиции в моск. живописи кон. XIV - 1-й трети XV в. М., 2005. С. 17-18; Этингоф О. Е. Визант. иконы VI - 1-й пол. XIII в. в России. М., 2005. С. 31, 259; Мат-лы Комиссии по сохранению и реставрации древней живописи в России//Ферапонтовский сб. М., 2006. Вып. 7. С. 243-303; Гриднева Ю. Г. Археологические ткани Софии Киевской в свете визант. традиции//ИХМ. 2007. Вып. 10. С.

http://pravenc.ru/text/2561688.html

118 В тридцатых годах XVII в. в пределах Могилевской епархии, а затем и в самом Могилеве книги печатались в типографии Спиридона Соболя (работавшего при митр. Иове Борецком в Киеве), который издал весьма много религиозно-назидательных книг, а также букварей. В эти же годы действовала также типография в Кутеинском монастыре. 119 Вилен. Арх. Сб., т. II, стр. 92 63). См. также Ист. юрид. мат. Созонова, вып. XIV, стр. 349. 120 Жудро, Ист. Мог. Богояв. брат. стр. 98, 99. – Истор. юрид. матер. Созонова, вып. X, стр. 528 и 531. 123 См. перечень книг изд. в Могилеве, в сочин. Жудро. Ист. Могил. брат. стр. 101–106 (Акафисты, 1698 г.), а также Ундольского, Очер. слав. русской библиографии, со стр. 121 1144) и последующие. 126 ibid 192, в предисловии творится о том, что проповедники и даже студенты могут брать из этой книги темы для своих проповедей. 129 При епископе Георгии Кониском открыта была в Могилеве новая типография, из которой в 1757 и 1761 г. вышли катехизисы на языке понятном для народа: см. Жидро, Ист. Мог. бр., стр. 106, 107. Об издании Псалтыря (1738 г.) и Молитвослова (1743 г.) см. Свод. гал. рус. ???. стр. 143 и 164. То же 226. 131 Михаил Гуторович Каскевич, бурмистр Могилевский, завещал денежные пособия следующим госпиталям, в г. Могилеве: двум Покровским, Никольскому, двум Васильевским, Троицкому, Ильинскому, Успенскому, Глебоборисовскому, двум Воскресенским, Спасскому, см. акты 1707 года в Ист. юрид. мат. Созонова, вып. XI, стр. 249. Тот же Гуторович записал 1400 злот. на богадельню Слуцкого православного братства, см. Ист. стат. опис. Мин. епар. арх. Николая, стр. 120. В 1707 году Феофил Девульский завещал свои земельные участки в гор. Могилеве, с церковью св. Онуфрия, в пользу Богоявленского братства; Вилен. Арх. Сб. II, 65. Ист. юрид. мат. Созонова, вып. XI, стр. 253. Участок земли дан братскому монастырю Лоинским в 1735 году; ib. вып. XIII, стр. 466. Некоторые сведения о недвижимостях, принадлежащих братству в 1766 году, можно найти в документе, помещенном в Ист. юрид. мат. Созонова, вып. XVII, стр. 86.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

На Руси по мотивам проложного Жития М. В. возникла былина о богатыре Михайле Потыке (Потоке). Исследователи фольклора относят змееборческие сюжеты былины о Михайле Потыке к древнейшему пласту дохрист. верований. Вероятно, в былине произошла контаминация образа М. В. и фольклорного сюжета о богатыре-змееборце и его подруге Авдотье Белой Лебеди, к-рую тот спасает из подземного мира. На основе проложного Жития и Похвального слова М. В., написанного патриархом Евфимием, было составлено Житие М. В., вошедшее в Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского. Изображения М. В. в Болгарии известны только с сер. XIX в. в росписях Захария Зографа в Успенском храме Троянского монастыря (1847-1848), в храме Преображенского монастыря (1847-1849), а также на фреске работы Николы Образописова в храме Вознесения Господня Лозенского монастыря близ Софии (1869). По преданию, в память о перенесении мощей М. В. в нач. XIII в. был заложен храм арх. Михаила в Дряновском во имя святых архангелов монастыре. Ист.: Ka u niacki E. Werke des Patriarchen von Bulgarien Euthymius (1375-1393). W., 1901. S. 170-180; Иванова-Константинова К. Неизвестни служби на Иван Рилски и Михаил Воин//Изв. на Ин-та за български език. София, 1973. Кн. 22. С. 211-236; Стара българска лит-ра. София, 1982. Т. 2: Ораторска проза. С. 164-171; Стара българска лит-ра. 1986. Т. 4: Житиеписни творби. С. 219-220; Българска лит-ра и книжнина през XIII в. София, 1987. С. 55-57, 94-97. Лит.: Иванова К. Литературни наблюдения върху два похвални слова от Евтимий Търновски//Старобългарска лит-ра. София, 1983. Кн. 14. С. 14; она же. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 316; Василиев А. Български светци в изобразителното изкуство. София, 1987. С. 40; Грудков В. Михаил Воин в агиографията на XIII и XIV в.//Търновска книжовна школа. Вел. Търново, 1994. Т. 5. С. 180-185; Чешмеджиев Д. Няколко бележки към проложното житие на Михаил Воин//Традиция, приемственост, новаторство: В памет на П. Динеков. София, 2001. С. 193-198; Димитрова-Маринова Д. Култът към св. Михаил Войн от Потука в среднобълг. книжовна традиция и проблемът за трансформацията на героиката//Пти достоитъ: Сб. в памет на С. Кожухаров. София, 2003. С. 444-455; Томова Е. Проложното житие св. Михаил Воин: Предварителни текстологически наблюдения//Старобългарска лит-ра. 2005. Кн. 33/34. С. 209-220; Темчин С. Ю. О греч. происхождении слав. службы Михаилу Воину из Потуки//Старобългарска лит-ра. 2014. Т. 47. С. 211-221.

http://pravenc.ru/text/2563730.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010